Persona Grata

Евразийский юридический журнал

PERSONA GRATA
З.Я. Рахматуллина:
Мир держится на культуре

Интервью с доктором философских наук, профессором, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6 и 7 созывов, председателем Совета Ассамблеи народов Башкортостана Зугурой Ягануровной Рахматуллиной

№ 12 (139) 2019г.

Z. YA. RAKHMATULLINA
THE WORLD HOLDS ON TO CULTURE
An interview with Ph.D. in philosophical sciences, professor, Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of 6 and 7 convocations, Chairman of the Assembly of peoples of Bashkortostan

Визитная карточка

Рахматуллина Зугура Ягануровна, доктор философских наук, профессор, действительный член РАЕН, депутат Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6 и 7 созывов, председатель Совета Ассамблеи народов Баш­кортостана

В 2004-2006 гг. З. Рахматуллина работала министром образования Республики Башкортостан, в 2007-2010 гг. - заведую­щей кафедрой этики, эстетики и культурологии БашГУ, с 2010 по 2011 г. - заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, курировала науку, образование, культуру и молодежную политику. С декабря 2011 года по на­стоящее время - депутат Госдумы.

Отмечена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (2016), Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (2015), Благодарностью Правительства Российской Федерации (2013), По­четной грамотой Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан (2011), Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2009), грамотой Министерства обороны Российской Федерации (2005), а также другими ведомственными и общественными наградами, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан (2006.)

Сфера научных интересов З. Рахматуллиной - философия культуры и образования, моральная философия и тради- циология, автор более 400 научных и методических работ в отечественной и зарубежной печати, автор 13 монографий и 6 учебников.

 

-      Уважаемая Зугура Ягануровна, в последние годы российское общество живет в рамках культурных или даже культурологических координат:    объявляются именные культурные годы, проводятся многочислен­ные масштабные мероприятия самых различных уров­ней, у исследователей, даже у законодателей особое вни­мание к этой сфере. Это очередной модный тренд или нечто большее?

-      Эта тенденция - объективная необходимость, более того, «перезревшая» социальная потребность. Мы живем в «смутное» не только для отечественной, но и мировой куль­туры в целом время. Наступление антикультуры, зла и без­образного в глобальном масштабе выливается в разрушение природы и экологические бедствия, бесконечные военные конфликты и информационные войны, террористические акты, вандализм и варварство по отношению к человеческой жизни, в потоки беженцев и мигрантов, заполонивших мир. Очевидное «сумасшествие» западной суперцивилизации с ее нетрадиционными ценностями, гипертолерантностью, более того, попытки проецировать их на другие культуры становятся опасной нормой в современной жизни. Антиэсте­тизм, антиэтизм, антиинтеллектуализм, дегуманизация че­ловеческих отношений, «бородатые женщины» как символы «великой культуры», родители № 1 и № 2 и многие другие новации стали «визитной карточкой» постмодернистской социокультуры 21 века с ее культом мультилиберализма, сво­боды от всего (от культурных табу, моральных норм, религи­озных традиций и др.), с безграничной мозаичностью мыс­ли, чувств, поведения и др. Все это выражает количественное изобилие эпохи, а качественное стоит по ту сторону добра и зла, как сказал герой одного хорошего фильма. Состояние же отечественной культуры последних десятилетий и сегод­няшнее внимание к ней - это, безусловно, «плод» совместной жизни c другими культурами, с одной стороны, в современ­ном мире без границ, с другой - результат многочисленных вызовов, порожденных внешними (геополитическими) и соб­ственными (внутренними) проблемами. «Европейничанье», длительное обесценивание таких глубинных культурных ценностей, как патриотизм, гражданственность, уважение к собственной истории, родному языку и др., составляющих духовную матрицу отечественной социокультурной тради­ции, вместе с социально-экономическими и духовно-нрав­ственными проблемами в жизни современного российского общества в конечном итоге поставили под серьезную угрозу национальную безопасность страны и национальное спокой­ствие каждого из нас с вами.

-      Одним словом, культура - это не только театр и ба­лет, а что-то судьбоносное? Не слишком ли преувеличи­вается роль культурно-гуманитарного фактора в жизни современного российского общества?

-      Культура, и сегодня это очевидно, - это не только «ма­лая культура» (как я условно называю), т.е. мир искусства, бо­гатство материальных и духовных артефактов, доставшихся в наследство, учреждения культуры (театры, музеи, библиоте­ки, клубы и др.), объекты культурного наследия и т.д.), огром­ная гуманитарная армия деятелей и работников этой сферы, охраняющих, сохраняющих и своим трудом умножающих в мире добро, истину и красоту. Культура в ее общефилософ­ском понимании («большая культура») предстает прежде всего как культура духа современного общества и индивида. Сегодня, в условиях глобализации и универсализации жиз­ни, российская культура (и малая, и большая) как самобыт­ная ипостась мирового культурного пространства нуждается в сбережении, качественном развитии, целенаправленной и системной защите и на личностном, и на государственном уровне. Более того, необходимость экологии культуры и ее души - языка в современных условиях, необходимость ду­ховного возрождения, формирования духовного человека с высоким уровнем личностной культуры: правовой, полити­ческой, эстетической, художественной, нравственной, языко­вой и др. - это своеобразный «категорический императив», предполагающий целый комплекс организационных, соци­альных, экономических, просветительских, педагогических и др. мер на общегосударственном уровне, объединяющий совместные усилия всех социальных институтов (семьи, си­стемы образования, искусства, религии, СМИ, учреждений культуры, молодежных движений и др.), государственных структур, законодателей, инициирующих и принимающих законы, защищающие отечественные культурные и духовные ценности.

Отечественная культура на протяжении всей ее многове­ковой истории оберегала человека и общество от варварства, но сегодня сама нуждается в защите от варваризации, что­бы, в свою очередь, встать на пути разных, преимущественно заморских, «ложных идолов», при помощи всех возможных и невозможных каналов целенаправленно и агрессивно про­ецируемых на наши души и дух - особенно подрастающих поколений, главного «мобилизационного ресурса» страны.

-     Есть какая-то очевидная связь между культурой, настоящим и будущим нашей страны?

-      Да, мир, и социальный, и человеческий, и отчасти природный, держится на культуре - это аксиома! Причем, мир во всех его бесконечных смыслах и интерпретациях - не только как пространство бытия человеческого общества, но и как состояние отсутствия вражды, ссоры, войн. Есть метафо­рический образ, символизирующий неразрывную взаимос­вязь человека, общества, природы и культуры и подтвержда­ющий эту истину: вот сидит человек на древесном суку над бездонной пропастью и рубит его, не задумываясь о том, что его ждет. Культура, обеспокоенная, суетится вокруг него, пы­тается смягчить удары, отвлечь его внимание, незаметно под­кладывает вместо дерева другой материал, даже покрывает сук неподдающимися безжалостному лезвию алмазами и сталью, но рубка продолжается, щепки летят, а место рубки на суку становится все тоньше и тоньше... «Рубщик» собствен­ного национального духа, души и своих традиций, «гражда­нин мира», человек, живущий только настоящим, «здесь и теперь», ни в чем не знает меры, желая получить (зачастую попирая культурные нормы и нравственные табу) как мож­но больше жизненных благ при минимуме усилий и затрат (А.Ф. Еремеев). Подобная жизненная ориентация, желание «иметь» оборачивается не только агрессией, хищничеством по отношению к природе, к духовным ценностям и нормам, другим, стремлением жить только идеями сиюминутной выгоды, но и равнодушием к тому, что называется Родиной. Единственный способ спасти рубщика - сделать иным, пре­вратить его в культурного, духовного человека. Природа это­го делать не может, поскольку человек - ее же творение. Она способна лишь уничтожить его, тихо поглотить (в озоновой дыре, в пучине растаявших ледников, например) или «гром­ко стукнуть дверью»: взорвать мир в ядерной катастрофе или во всеобщем землетрясении. Пока она к этому не прибегает, но ее терпение и силы на пределе, ибо ее ресурсы не вечны. Культура сама своей исторической миссией обязана не до­пустить радикальных действий не только со стороны приро­ды по отношению к человеку, но и человека по отношению к окружающей природе, призвана предостеречь человека от варварства и отчуждения от своего, родного (духовных исто­ков, языка, веры) и превратить любое взаимодействие между ним, обществом и средой обитания (как природной, так и культурной) во взаимообогащение.

-      И как живет сегодня отечественная культура, на которой держится наш с вами мир? Смогут ли «именные годы» как-то повлиять на ее развитие, на повышение культурного уровня современного человека?

-      Объявление «именных культурных» годов в стране (2014 - Год культуры, 2015 - Год литературы, 2016 - Год отече­ственного кино, 2017 - Год экологии, 2018 - Год добровольца и волонтера, 2019 - Год театра) - это не только результат фор­мирования новой парадигмы в отечественной философско­культурологической мысли, но, прежде всего, позитивные изменения в государственно-политическом мышлении, осоз­навшем, наконец, то, что в современных геополитических условиях настоящее и будущее, авторитет в международном сообществе, национальная безопасность страны зависят не только от сильной и конкурентоспособной экономики, но и от наличия в общественном и личностном сознании «ду­ховных скреп», которые консолидируют нацию и культиви­руют «человеческое в человеке» и в обществе. Все именные годы имеют культурологическое измерение, идут в одной духоформирующей связке и пронизаны очевидными куль­турно-гуманитарными смыслами - будь это отношение к творчеству, литературе, киноискусству, театру или отноше­ние к природе или к нуждающемуся в великодушии и со­страдании человеку. Общество обезличенной «интернетной культуры», которое в последние годы практически переста­ло читать духоформирующие книги и разучилось говорить и писать в соответствии с требованиями орфоэпии и кано­нами орфографии, пришло к осмыслению того, что квин­тэссенция культуры - родной язык, литература и книга - не только творчество, бизнес и товар, а мудрый учитель жиз­ни, воспитатель национального духа, ценность, которой нет цены. Год культуры положил начало «коренному перелому» в общественном сознании по отношению к этой сфере. Он стал осознанием того, что у страны безответственных, невос­питанных и бескультурных «иванов, не помнящих родства», и «одномерных» манкуртов, которые не знают собственные культурные смыслы и своих великих героев (и реальных, и литературных), не читают Достоевского и Пушкина, Тукая и Мустая Карима, практически нет будущего. Поколения мо­лодых людей, «помешанных» на массовой эрзац-культуре, театре абсурда, бульварной литературе, американских бое­виках и западном кино, зачастую пропагандирующих лже­ценности и порой, целенаправленно извращающих единую многонациональную историю российских народов, - все­го лишь легкая добыча для многочисленных «охотников за человеческими душами» и зарубежных «конкурирующих фирм» в деле воспитания не их, а наших детей и молодежи. Иного выбора не было: или общество, акцентируя внимание на культуре, на этой важной в его жизни и жизни своих чле­нов составляющей, бережет, умножает, развивает свои куль­турные ценности, или подрастающие поколения, молодежь и вся страна будут сидеть на американской или западной «культурной игле».

Более того, «именные годы» обусловили зарождение и реализацию многочисленных национально-культурных про­ектов и программ федерального масштаба, заложили новые финансовые традиции в бюджетах различных уровней, за­пустили ощутимые механизмы - организационные, идео­логические, финансово-экономические, законотворческие и др. - поддержки работников культуры и культурного духа в массовом сознании, развития культурной инфраструктуры на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и, самое главное, акцентировали и общественное, и личностное внимание на своих, национально-родных культурных смыс­лах и ценностях. Самое главное: эти «культурные годы» ста­ли, несомненно, масштабными «вызовами» не только миру культуры, творцам и потребителям, но и всем социальным институтам, причастным к «культурной температуре» в обществе и в душе каждого из нас. Безусловно, достойные и реальные «ответы» на эти «вызовы» - это долгий и упорный процесс, не предполагающий сиюминутных результатов, но «лед тронулся». Культурный патриотизм начинается с про­стых вещей, хотя бы с того, что родной Дед Мороз-красный нос из далекого детства и Снегурочка-красавица оттеснили из новогодней суеты последних лет «гражданина мира» эпо­хи европейничанья и глобализации Санта-Клауса, и родная мелодия душещипательной песенки «В лесу родилась елоч­ка», а не заморский рождественский мотив «Jingle Bells» ста­новится духом новогоднего настроения миллионов наших сограждан. Возвращение Крыма на историческую Родину, изменившее однополярный мир и отечественное самосо­знание, несмотря на последующие репрессивные меры и санкции по отношению к нашей стране, еще раз доказали прежде всего нам самим то, что мы не «всего лишь большая автозаправка», как любил подчеркивать американский сена­тор Джон Маккейн, а большая, сильная страна, которая бу­дет защищать свои национальные интересы, свой многона­циональный народ, беречь, поддерживать и защищать свою, родную культуру и ее исконные смыслы.

-      Вы сказали, что единственный способ спасти со­временного человека от гибели - сделать его иным, пре­вратить его в культурного, духовного человека. Можно ли обрисовать некий «идеальный тип» духовного чело­века?

-      Конечно, и в общих чертах идеально-культурный пор­трет духовного человека - нашего молодого современника, к которому нужно и должно стремиться и родителям, и педа­гогам, и социальным институтам, и самому индивиду, будет выглядеть, видимо, приблизительно так. Духовный чело­век - это прежде всего гражданин и патриот, и самое глав­ное, стратегическим вектором формирования (воспитания и просвещения) современных подрастающих поколений и молодежи должна стать безусловная ориентация на тради­ционные ценности отечественной духовности и культуры, без которых можно вырастить поколение образованных «граби­телей», которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал и знания для достижения корыстных и даже со­циально опасных целей, для грабежа Родины и исключи­тельно для личного обогащения, а не для ее развития и бла­га: и собственного, и своего народа. Именно поэтому сегодня особенно актуализируются слова отечественного ученого Д. Менделеева, что «знания без воспитания - меч в руках сумас­шедшего». Духовная личность - это и человек с сильным на­циональным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своей страны. Это человек, ко­торый приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но прежде всего знаю­щий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык. Духовная личность - это человек, приобщенный к ос­новам традиционных семейных ценностей. К сожалению, за последние десятилетия было сделано очень многое для обе­сценивания в отечественной социокультуре и в молодежном сознании таких непреходящих культурных ценностей, как любовь, семья, дружба, целомудрие, и сегодня нашему обще­ству еще предстоит долгое возвращение к ним. Духовный че­ловек - это и человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры общения. Погру­женность в виртуальный мир, круг безликих «интернетных» друзей, за которыми порой скрываются настоящие враги- убийцы и виртуальные недоброжелатели, дефицит участия, внимания, добра, живого общения - реальность наших дней. Именно в этом, возможно, одна из причин того, что молодые люди зачастую ищут пути самореализации и самоактуали­зации в диковинных, порой социально опасных форматах (наркотики, алкоголь, эмо, готы, скинхеды, колумбайн-сооб- щества, группы смерти и др.), попадают в руки «охотников за детскими душами» - наркодилеров, сектантов, лжепророков новых религиозных движений и авторитетов преступного мира, с легкостью расстаются с жизнью и др. Духовный че­ловек - целеустремленный индивид, в его душе всегда живут идеалы как мечта о совершенном и должном, и он добивает­ся своих благородных целей красивыми и добрыми путями. И эти штрихи к портрету можно продолжить...

-     А где и как формируется духовная личность - вера и надежда культуры?

-      На Форуме детей в Калуге еще в сентябре 2014 прозву­чала философская по своей сущности и судьбоносная по сво­ей значимости для настоящего и будущего общества мысль, обращенная к подрастающим поколениям: «Мир изменится, если вы будете радоваться без алкоголя, мечтать без наркоти­ков, печалиться без сигарет и общаться без Интернета». Если наши дети будут жить в успешной, сильной и дружной стра­не, в которой взрослые будут заботиться о своей будущей опоре и «мобилизационном ресурсе», если рядом с нашими детьми будут мудрые родители, учителя и наставники, ин­тересные собеседники, в их руках - учебники, музыкальные инструменты, спортивные снаряды и кисти для рисования, в их жизни - добрая привычка к здоровому образу жизни, к общению, к книге, тяга к знаниям, красоте и добру, добрые мечты о будущем и достойные условия для их реализации, жизнь без вредных привычек и дружба с такими же умны­ми, как они сами, сверстниками, мир, действительно, мо­жет измениться к лучшему! Духовный человек «рождается» не только в семье, в детском садике, за школьной партой, в студенческой аудитории, но и формируется всей системой социально-экономической, образовательной, молодежной политики государства. На его формирование направлены и многочисленные федеральные законы последнего времени.

-      Действительно, сегодня много говорят о духофор­мирующей и культуросберегающей позиции в законо­дательной деятельности последних двух созывов отече­ственного парламента.

-      Соглашусь с Вами: сегодня Госдуму можно назвать со­юзником культуры и образования, помощником учителей, воспитателей и родителей. Особенно в рамках именных го­дов были приняты многочисленные законы, направленные на защиту творческих работников и педагогов, сбережение культуры, искусства, объектов культурного наследия, укре­пление духовных ценностей, социализацию личности и по­вышение уровня ее культуры, помогающие семье и школе и защищающие здоровье и детскую духовность. Сегодня рядом с семьей и школой, как ядовитые поганки после до­ждя, растут многочисленные «соратники» в деле культурно­духовного просвещения и воспитания детей и молодежи: это и не всегда порядочные СМИ, многочисленные Интер­нет-сайты, зачастую из добрых друзей превращающиеся псевдопросветителей, в духовных киллеров и «дистанцион­ных убийц». Именно поэтому мы приняли закон о защите детей от противоправной, развращающей и разрушающей их дух, души, ум, психику и здоровье информации в Ин­тернете: были закрыты тысячи и тысячи сайтов-охотников за детскими душами, безнаказанно и открыто позициони­рующих детскую порнографию как норму, приобщающих детей к хитростям изготовления наркотиков, пропагандиру­ющих легкие и красивые способы ухода из жизни, чтобы по­том, на зависть сверстникам, об этом говорила вся большая страна. Закон против создателей колумбайн-сообществ и «групп смерти» в социальных сетях остановил «виртуальных убийц»: организаторам детских суицидов и приобщающим детей к противоправным действиям грозит от 6 до 8 лет ко­лонии. Более того, закон установил уголовную ответствен­ность за вовлечение несовершеннолетних в такие смертельно опасные занятия, как «руфтинг», «зацепинг» и др. Ответом законодателей на растущие в том числе и в подростковой и молодежной среде речевое варварство и антикультуру стал закон об административной ответственности за изготовление и распространение продукции СМИ, включающей «нецен­зурщину». Бранные слова, обсценная лексика - речь безоб­разная, неправильная, не уважающая ни ее автора, ни того, к кому она адресована, более того, молодые люди должны по­нимать, что патриотизм берет свое невидимое начало и с ува­жения к языку, на котором они думают, мечтают, общаются. Именно поэтому результатом многочисленных обращений (не только родительской и педагогической общественности, но и некоторых молодых людей) стал также закон о запре­те использования на русском языке бранных слов на телеви­дении, в кино, книгах, зрелищных мероприятиях. На пути угрозы наркотизации молодежи стали законы по профилак­тике подростковой наркомании, по тестированию молодых людей на употребление психотропных веществ и наркоти­ков, даже «антитабачный закон» защищает, прежде всего, де­тей, которые в первую очередь страдают от дурной привыч­ки взрослых. Госдума приняла закон о запрете спайсов и их пропаганды, установив за вовлечение несовершеннолетних в их употребление административную ответственность. «Бур­ную реакцию» и волну возмущения многочисленных право­защитников (различных уровней и разных стран) встретил закон об установлении административной ответственности за пропаганду среди несовершеннолетних нетрадиционной ориентации. Депутаты были единодушны в том, что ген­дерная идентификация и право на выбор сексуальной ори­ентации - это сфера свободы взрослого человека, несущего личную ответственность за свое поведение, действия, миро­воззрение и привязанности, но несовершеннолетние дети, их физическое здоровье и духовный мир должны быть надежно защищены (и на законодательном уровне) от искусственного навязывания им заведомо ложных жизненных ориентиров. Этот закон, кстати, до сих пор является одной из главных тем, наряду с Крымом, который Россия якобы аннексировала, для нападок на отечественных парламентариев со стороны зару­бежных коллег. Безусловно, проблем в сфере духовности и культуры, нуждающихся в правовом регулировании, в усло­виях современных вызовов становится все больше и больше: многое сделано, и просто невозможно в рамках нашей беседы рассказать о всех законах, направленных на экологию куль­турного мира и духовности современного индивида, а многое еще предстоит сделать. Все законы в этой сфере - это итог совместной работы парламентариев, экспертов, учителей и родителей по формированию духовного человека, который нужен отечественной культуре как воздух, потому что ум без добра и красоты, интеллект без духа и души, знания, не пре­ломляющиеся через моральные добродетели и уважитель­ное отношение к Ты и Они (другой культуры, иной веры), миропонимание без патриотизма - это разъединяющее, а не консолидирующее и созидательное начало. Принятие за­конов, направленных на экологию культуры и здоровой ду­ховности в современном обществе, - закономерное явление в работе Госдумы последних созывов, которое становится ре­зультативной традицией.

-      Принятые законы - это благо, но отечественная культура как бы «споткнулась» о «больную духовность» современных поколений... Кто виноват - извечный клас­сический вопрос?

-      Причин здесь (и объективных, и субъективных) мно­го. Это и девальвация в годы «европейничанья» ценностей отечественной духовности и нравственности, разрушение слаженной системы духовного формирования «маленького человека», издержки семейного и школьного воспитания, активная работа различных волонтерских движений, неком­мерческих организаций и фондов по заполнению пустующей воспитательной и просветительской ниши в молодежных ду­шах, многие из которых, как правило, финансировались ино­странными государствами, недостаточная эффективность, а зачастую популизм, декларативность и просто бессистем­ность в государственной работе с молодежью. Молодежь, как известно, импульсивна, впечатлительна, внушаема, зача­стую не прислушивается к законам, не приемлет многие со­циальные табу и культурные нормы, но открыта к новациям и диалогу. Безусловно, определенная часть молодых людей аполитична, пассивна, индивидуалистична, прагматична в соответствии с духом времени, заражена гедонизмом. К со­жалению, многие молодые люди не имеют желания менять свой образ жизни и не считают социально активную деятель­ность значимой для их самореализации и жизненного успе­ха. Некоторые попадают в сети различных субкультур (зача­стую деструктивной направленности) и псевдорелигиозных сект, ищут себя в активизировавшихся в последние годы мо­лодежных организациях с сомнительными идеологическими лозунгами. Есть и такие молодые люди, которые занимают иждивенческую позицию, создавая серьезные проблемы для общества и родителей, увлекаются различными социально опасными формами заполнения свободного времени. Свою «духовно дезориентирующую» лепту внесли и некоторые не­добросовестные СМИ, которые стали сегодня откровенными «рассадниками» антиценностей, эстетизацией безобразного, актуализацией беззаботной и легкой жизни и свободы - от обязанностей, привязанностей, ответственности. К сожале­нию, долгое государственное и социальное «невнимание» к этим вопросам и молодежным проблемам обернулось боль­ной духовностью и низким уровнем культуры. Более того, попытки создания новых молодежных движений и организа­ций как эффективных механизмов духовной консолидации, качественной организации молодежного досуга, формирова­ния юных граждан и патриотов, воспитания в молодых лю­дях правовой, политической, нравственной культуры и др. зачастую не достигали желаемого результата. Сыграли свою деструктивную роль и растущее социальное расслоение, коммерциализация и недоступность качественного образо­вания, невозможность самореализации, рост молодежной безработицы, невостребованность на рынке труда, жилищ­ные проблемы, кризис института семьи и др.

-      Что делать и как лечить «больную духовность» - второй извечный вопрос?

-      Несмотря ни на что, можно сказать, что у нас растет за­мечательная молодежь, и при своевременном направлении ее жизненной энергии, духовно-душевных сил и интеллек­туальных возможностей в конструктивно-позитивное русло, она может стать надежным «мобилизационным ресурсом» общества. «Молодость - недостаток, который очень быстро проходит», - предупреждали молодых античные мудрецы, и самое главное сегодня - помочь им правильно использовать это время. В настоящее время, и это радует, начался процесс «возвращения воспитания в образование», пришло осозна­ние того, что учебное заведение: садик, школа, вуз - это не сфера услуг, а прежде всего поле для созидания духовной личности. Приняты Стратегия развития воспитания в Рос­сийской Федерации до 2025 года, Основы государственной молодежной политики, Концепция развития дополнитель­ного образования.

Сегодня и страна, и общество с его многочисленными социальными институтами, и семья, и те, кто принимает законы, и те, кто их исполняет, несут консолидированную ответственность за молодые поколения, за то, чтобы ду­ховность, высокая культура мышления, поведения и чув­ствования стали актуальным трендом среди современной молодежи. Ключевым стержнем, несущей конструкцией этой солидарной ответственности выступает реальная госу­дарственная молодежная политика, соответствующая кон­структивным и созидательным тенденциям современного общественного развития, свободная от формализма, равно­душия, безответственности. Все это верно, но для вовлечения молодежи в активную социально-культуротворческую, ду­ховно-политическую деятельность, формирования у нее ак­тивной и ответственной гражданской позиции необходимо прежде всего безотлагательное решение ключевых проблем социально-экономического и культурно-духовного развития российского общества, реализация комплекса государствен­ных механизмов, обеспечивающих реализацию конкретных мотивационных установок, способных вовлечь молодежь в общественно-значимую деятельность, в духовную жизнь го­сударства, в реальное управление жизненными процессами и творчество культуры. Только реализация «здесь и теперь» действенной системы мер (экономических, организацион­ных, правовых, культурных и др.), направленных на формиро­вание здоровой духовности, удовлетворение запросов моло­дых людей и решение их наболевших жизненных вопросов, может преодолеть политико-психологическую апатию, со­циальную инертность, вылечить духовные недуги значитель­ной части молодежи. Молодежь как вера и надежда культу­ры и страны не может стоять в стороне от многочисленных глобальных и внутренних опасностей, угрожающих стране и принимающих все более зримые и реальные очертания. Очевидно, что сегодня формирование активных, деятельных, ответственных и культурных молодых людей, нацеленных не только на личностный успех, но и на общественное благо, не только на поиск собственной (престижной, комфортной, вы­годной) социальной ниши, но и качественное обустройство своей страны, становится важной задачей.

-      Увлечение новыми религиозными культами Вы обо­значили как одну из серьезных проблем современной мо­лодежи. Как противостоять этой, действительно, новой духовной угрозе ? Это во-первых. Во-вторых, мы видим воз­вращение традиционных религий в мир отечественной куль­туры 21 века. Это благо или ...?

-      Наше общество сегодня живет в удивительно мозаич­ном мире, где многие вещи и явления стоят по ту сторону добра и зла, истины и заблуждений, красоты и безобразного, внося смуту в человеческий дух и сознание. Мы становимся свидетелями «триумфального шествия» на глазах у нашего вконец растерявшегося современника «методологического анархизма», различных модификаций и вариантов пара­науки, наступления на разум мистики и колдовства, строго осуждаемых традиционными в отечественной культуре ре­лигиями (православием, исламом, буддизмом), стремитель­ного распространения так называемых «новых религиозных движений» и многочисленных деструктивных сект, нацелен­ных, прежде всего, на молодежную аудиторию и в корне раз­рушающих гуманистические смыслы и ценности традици­онных религий. Случаи публичного унижения религиозных церемоний и обрядов, оскорбления верующих, осквернение объектов культового почитания, рост актов религиозного ван­дализма, искусственное возбуждение антирелигиозных на­строений, целенаправленная дискредитация традиционных религиозных ценностей и приобщение молодежи к «лож­ным идолам» новых религиозных движений и сомнительных сект - это «антинорма». Сегодня этим опасным явлениям и лжеценностям новоявленных миссионеров активно противо­стоят традиционные религии, которые являются неразрыв­ной частью поликонфессиональной отечественной культуры. Служители культа традиционных конфессий, религиозные деятели и организации занимаются воспитательной и про­светительской работой, ведут межкультурный и межкон­фессиональный диалог, занимаются благотворительностью и миростроительством, развенчивают разрушительный дух околорелигиозных идеологий и практик, попытки идеоло­гов экстремизма прикрыть «знаменами веры» свои истинные цели и задачи, сотрудничают со светскими организациями в формировании современного духовного человека. Однажды на одной из научных форумов в Уфе Талгату Таджуддину за­дали вопрос: «Сегодня многие говорили о гуманистических принципах и смыслах религии, в том числе ислама. Тогда почему и в прошлой, и в новейшей истории мусульманского мира нередки случаи, когда единоверцы убивают друг друга, невзирая ни на какие принципы ислама?» Ответ Верховного муфтия России был глубоко философским по сути: «Учение ислама - родник чистейшей воды, который нуждается в по­стоянной поддержке и защите, и не его вина, что кто-то черпа­ет из него грязным сосудом». Действительно, традиционные религии - это истоки гуманизма, истинной веры, духовного начала, и они, и их последователи сегодня нуждаются в под­держке и на государственном, и на законодательном уровне. Не случайно, одним из резонансных и вызвавших недоволь­ство приверженцев либеральных позиций и руководителей различных волонтерских организаций, подпитываемых из-за рубежа, как в стране, так и в мире стал принятый Госдумой закон об усилении ответственности за оскорбление религи­озных чувств человека. Верующие и неверующие - граждане одной и единой страны, а межконфессиональный мир - это хрупкая, нуждающаяся в особой заботе ценностная субстан­ция, духовная почва национального согласия и единения в многонациональном и поликонфессиональном обществе, и никто не имеет права бесцеремонно и безнаказанно унижать другого по религиозному признаку. Более того, в непростых условиях сегодняшнего разнонаправленного мировоззрен­ческого плюрализма в российском обществе традиционная вера и светская философия, религиозная этика и светская духовность выступают единым фронтом как духовные союз­ники, в пределах своих мировоззренческих позиций и орга­низационных возможностей осмысливая и решая проблемы человека, и пусть разными путями, но идут к подлинной ду­ховности и вместе противостоят бездуховности современного мира и человека.

-      Квинтэссенцией культуры, как Вы отметили, яв­ляется язык. Как живется языкам в современном глоба­лизирующемся мире, или опасения по поводу не только будущего, но и настоящего многих родных языков силь­но преувеличены?

-      Душа каждой этнической культуры - язык, и он нуж­дается в защите и сохранении. Это аксиома - для мира, для общества, для народа и человека. Поликультурный и много­язычный современный мир, в котором многомиллиардное население разной национальности и веры говорит более чем на семи тысячах этнических языках и их уникальных диалек­тах, попал под молох глобализационных (зачастую агрессив­ных) процессов. По данным многочисленных исследований, в настоящее время в «зоне риска» (на грани исчезновения), на­ходится огромное количество языков, представляющих бес­ценное мировое этнокультурное наследие, что, безусловно, вызывает серьезную озабоченность не только их носителей и представителей национальных элит, но и государственных и международных организаций и структур, имеющих отноше­ние к теме экологии родных языков в современных условиях. Сотни языков имеют сегодня, к сожалению, только одного носителя, и они, при неблагоприятных условиях (особенно при отсутствии их знакового оформления и письменности) могут «кануть в Лету», уйти в небытие вместе со своим по­следним подвижником и культурой, чьей душой он был, и остаться всего лишь виртуальным предметом этнографи­ческой ностальгии, вызывая у исследователей-лингвистов очередные исторические сожаления и чувство совершения человечеством очередного социокультурного греха. Более того, в ближайшей столетней перспективе, по разным дан­ным, подобная же участь, при бездействии и равнодушии, может ожидать более половины всех существующих в мире языков. Языки - это уникальный «живой организм», функци­онирующий согласно своим специфическим канонам и зако­нам: родные языки - как своеобразный рупор личностного и общественного сознания, «духовная скрепа» национального мировоззрения, народной души и этноидентичности - по­являются на свет, обогащают и развивают культуру, живут полноценной жизнью, если их берегут, развивают, поддер­живают и, если нужно, защищают от всяких социальных и языковых недугов.

-     Уходящий год даже был объявлен годом защиты родных языком на планетарном уровне

-      Язык, как известно, - хрупкая и подвижная субстанция, болезненно и очень чутко реагирующая на любые социо­культурные волнения и изменения в жизни его носителей: практически все языки, за редким исключением, оказались сегодня втянутыми в различные процессы глобализирующе­гося мира: социально-экономические, духовные, геополити­ческие, миграционные, даже идеологические и политиче­ские. Язык человека эпохи постмодерна, как и его культура, страдает сегодня от ассимиляции, духовной и языковой ан­тикультуры, дегуманизации, варваризации, вандализации и др. Более того, в современном культурно-языковом этноми- ре наблюдается негативный и опасный тренд: родные языки, особенно коренных малочисленных народов, начали активно вытесняться более престижными, модными и востребован­ными «здесь и сейчас» языками. Многие же родные языки просто оказались в условиях культурного равнодушия, воз­можно, даже безответственности, со стороны своих носите­лей, не задумывающихся о настоящем и будущем родного языка и культуры. Тем не менее, очевидно, что независимо от причин - объективных или субъективных - каждый язык, который попадает в «зону риска», однозначно нуждается сегодня в целенаправленном и системном сбережении - не только на личностном и общественно-национальном, но и на международном уровнях. Именно поэтому ООН, выражая озабоченность по поводу возможного исчезновения с лица земли многих языков и в целях привлечения планетарного внимания к данной теме, объявила 2019 год Международным годом языков коренных народов, особо подчеркивая обще­человеческую и этнокультурную ценность каждого родного языка, необходимость их сохранения, развития, всесторон­ней поддержки, популяризации как неразрывной ипостаси мирового культурного наследия. Главный лейтмотив данной международной культурно-идеологической акции - осозна­ние каждым человеком того, что родной язык, независимо от того, сколько носителей берегут его смыслы и символы, - это ценность, которой нет цены, и каждый ответственен за то, чтобы его родной язык жил полнокровной качественной жизнью, развивался и функционировал не только в сфере бытового обихода и разговорной речи, но стал актуальным и востребованным механизмом общения в многомерной жиз­ни, языком не только искусства, но и науки, образования и даже официального общения.

-      Россия - многонациональное и поликультурное государство, и насколько актуальны для нее обозначен­ные этноязыковые угрозы?

-      В нашей большой стране, по данным последней пере­писи населения, живут более 190 народов и народностей разной веры и национальности, которые общаются на 277 языках и диалектах. Как известно, 89 родных языков исполь­зуются в системе образования, 59 изучаются как предмет, на 30 организовано обучение. К сожалению, языковая тема не обходит стороной и современное многоязычное российское общество. В частности, по данным ЮНЕСКО, 136 родных языков в России сегодня находятся в опасности, 22 языка - в критической ситуации, 29 - в серьезной опасности, 49 - под угрозой исчезновения, и эти тревожные факты говорят сами за себя. Нет сомнения в том, что многоязычие, преломляю­щееся через многонациональную отечественную социокуль­туру, - это национальное достояние современной России, в которой каждый родной язык, независимо от количества его носителей, занимает свою особую и неповторимую этнокуль­турную нишу и имеет безусловное право на самосохранение и сбережение. Обучение на родном языке - это право, гаран­тированное каждому главным документом страны Конститу­цией Российской Федерации, федеральным и региональны­ми законами об образовании.

-      Кстати, вопрос об изучении родных языков в мно­гоязычном российском обществе приобретает сегодня особое социокультурное звучание в свете последних законодательных новаций, касающихся принципов из­учения родных языков. Как известно, эти новации ста­ли достаточно резонансными, обнажившими серьезные пробелы в данной сфере, требующие системного реше­ния.

-      Действительно, принятый недавно федеральный за­кон о добровольном изучении государственных языков ряда республик и родных языков стал не только «лакмусовой бу­мажкой», обнаружившей многочисленные проблемы в этой сфере (дефицит качественных учебных программ и пример­ных образовательных стандартов, интересных и увлекатель­ных современных методик обучения и изучения родных язы­ков, лицензированных учебников, педагогических кадров, отсутствие общенациональной (федеральной) концепции преподавания родных языков и др.), но и началом реализа­ции системных государственных мер на федеральном уров­не, нацеленных на решение существующих проблем, сохра­нение и развитие родных языков. В ходе работы над законом Башкортостан предложил ряд принципиальных и важных для сохранения родных языков и качественного их изучения позиций, в частности разработку федеральной концепции преподавания родных языков, в которой будут четко обозна­чены конкретные методологические подходы и принципы организации качественного национального образования как одного из ключевых механизмов сохранения языка. Береж­ное отношение к родному языку как хранителю этнической культуры и национальной духовности, способность думать и мечтать на родном языке, желание общаться, читать и пи­сать, безусловно, закладываются прежде всего родителями, но без конкретной и целенаправленной помощи со стороны системы образования, культуры, национальных и религиоз­ных организаций и др. особенно в урбанизированной среде и в условиях активного наступления на детское и молодежное сознание интернетной культуры, семья как единственный механизм культивирования ценности родного языка - «один в поле не воин». В настоящее время в соответствии с указом Президента страны создан Фонд сохранения и изучения род­ных языков Российской Федерации, и одним из многочис­ленных направлений его деятельности является финансовое обеспечение школ страны качественными и современными лицензированными учебниками по родным языкам и лите­ратуре, входящими в федеральный перечень (раньше все эти огромные затраты входили в региональные компетенции). При Министерстве просвещения России начала свою работу новая структура - Институт поддержки и развития родных языков, разработана и утверждена Концепция преподава­ния родных языков Российской Федерации. Все эти меры, требующие консолидации и федеральных, и региональных сил и желания, совместной и слаженной работы социальных институтов (имеющих отношение к формированию много­национальной отечественной культуры и этнической духов­ности) с родителями, педагогами, экспертным сообществом, теоретиками и практиками, безусловно, должны иметь пози­тивные результаты, способствовать тому, чтобы сделать зна­ние родных языков и желание на них общаться социальной и личностной потребностью, а их изучение увлекательным, творческим, содержательным, интересным занятием не толь­ко для школьников, но и для взрослых.

-     Как складывается языковая ситуация в Башкорто­стане?

-      Башкортостан - многонациональная республика, в которой на протяжении веков в мире и согласии, без ссор и драк, рука об руку, плечом к плечу, «душа к душе» живут люди разной веры и национальности, работают, воспитыва­ют детей и вместе творят совместную историю и культуру края и единого Отечества. Ребенок любой национальности имеет возможность изучать свой родной язык, культуру, обы­чаи и традиции, и в этом плане, действительно, культурно­образовательная практика Башкортостана по экологии, раз­витию и изучению родных языков может стать своеобразным «идеальным типом» для позиционирования в обществе цен­ности родного языка как уникального культурного явления. Духоформирующие социальные институты, система обра­зования и культуры, национально-культурные объединения и организации, традиционные религии и др. ведут сегодня целенаправленную работу по культивированию в личност­ном и массовом сознании значимости знания родного язы­ка, на языках наиболее многочисленных этносов издаются республиканские газеты и журналы, организованы переда­чи по радио и телевидению. В республике принята Госпро­грамма по сохранению и развитию государственных языков Башкортостана и языков народов республики, рассчитанная на 2019-2015 годы, создан Фонд по сохранению и развитию башкирского языка, учреждены гранты Главы Башкортоста­на, направленные на сохранение и развитие государствен­ных и родных языков республики. Система национального образования является одной из интересных в стране, в част­ности, в школах республики организовано обучение на ше­сти языках наиболее многочисленных этносов: башкирском, русском, татарском, удмуртском, марийском, чувашском, изучаются в качестве самостоятельных предметов немецкий, польский, латышский, белорусский, украинский, еврейский, армянский, мордовский и др. языки, функционируют нацио­нальные и воскресные школы. Есть даже интересный пример из образовательной практики: в частности, в одну из школ Архангельского района республики для десятка ребятишек вот уже столько лет ежегодно приглашается учитель из Лат­вии для преподавания родного латышского языка. Когда я рассказала об этом опыте в Риге на встрече с коллегами-пар- ламентариями, один из депутатов осторожно заметил, что латыши, безусловно, - народ с сильным национальным ду­хом, который сохраняет свой язык и культуру даже вдали от материнского этноса. Ответ был лаконичным: национальный дух, действительно, - категория сильная, но если нет соответ­ствующей культурно-образовательной федеральной и регио­нальной политики, то его силы иссякнут быстро.

Главная задача сегодня - это формирование современно­го молодого человека-полилингвиста, знающего прежде все­го свой родной язык, государственные языки и один из ино­странных языков как минимум. Знание многих языков - это благо во всех отношениях: расширение мировоззренческого кругозора, обогащение словарного запаса, укрепление памя­ти, развитие творческого воображения, коммуникативных способностей, культуры общения и речи, это преодоление языковых барьеров, открытое окно не только в мир собствен­ной культуры, но и в культуру другого. Это тоже аксиома. Республика сегодня предпринимает серьезные организаци­онные и финансовые меры не только по сохранению родных языков населяющих многонациональный край народов, но и по расширению лингвистических возможностей и языковых компетенций подрастающего поколения. В частности, к 2024 году в республике будут открыты 14 полилингвальных школ.

-     Каковы, по Вашему мнению, конкретные механиз­мы экологии родного языка в современных условиях?

-      Каждый уважающий себя человек должен знать свой родной язык. Эта истина веками прописывалась в мудрых мыслях историков и языковых исследованиях, воспевалась в поэзии и прозе, анализировалась в философских тракта­тах, доказывалась известными педагогами, потому что род­ной язык - это такая же ценность, как и родная земля, отчий дом. У истоков знания родного языка в урбанизированном и глобализирующемся мире, и это очевидно, родители. Семья - это главное жизненное пространство, где родной язык дол­жен быть обязательным. Задача родителей - обучать детей родному языку, а школам — продолжать, развивать, обога­щать то, что в идеале должно закладываться семьей. Сегодня мы становимся свидетелями того, что представители раз­личных этнических групп, которые живут в городской сре­де, не знают родного языка, и постепенно это отчуждение от своей родной культуры становится устойчивой тенденцией. Дошло до того, что для многих носителей этнического язы­ка собственный родной язык вдруг начинает приобретать статус иностранного. Тем не менее, есть реальные и простые механизмы сбережения родного языка: родители учат языку своих детей, те - своих, и жизнь языка, дополненная школой и социокультурой, не прерывается. Есть условия бессмертия языка: это когда на нем пишут, разговаривают, когда есть его знаковое оформление, есть желание человека знать свой язык, и ещё - государственная поддержка. У меня есть соб­ственная незамысловатая методика: моя дочь одинаково вла­деет башкирским, русским, английским, и крошечная внучка сразу начала говорить на двух языках: мы просто объяснили ей, что бабушка и дедушка, оказывается, не понимают по- русски и умеют говорить только на башкирском языке. Ей сейчас 4 годика: с нами она разговаривает на родном, с роди­телями - на русском, очень быстро запоминает английские слова и фразы, потому что мы создали соответствующую языковую среду. Но самым неожиданным для неё открытием стало следующее: услышав, что дедушка разговаривает с со­седом на русском, прибежала к маме: «Мама! А наш дедуш­ка, оказывается, тоже знает по-русски!» Вот и вся «хитрость», потому что и мы, и ее родители захотели, чтобы девочка зна­ла родной язык бабушки и матери. Кстати, принятый закон о добровольном изучении ребенком родного языка на основе заявления родителей или законных представителей как но­вая парадигма приобщения учащихся к родному языку - это, прежде всего, «проверка» родителей на истинную этнич- ность, на ответственность за языковое настоящее и будущее своих детей: из ребенка, не знающего родного языка, вырас­тет одномерный человек, «гражданин мира» без собственно­го национального лица и языка. На наш взгляд, задача всех, кто имеет отношение к сохранению родного языка - системы образования и культуры прежде всего, - внести свою просве­тительскую лепту в выбор родителей, которые должны пони­мать, что язык оказывается в реальной опасности именно тог­да, когда в семье к нему перестают приобщать детей, которые должны «подхватить» языковую эстафету. Это с одной сто­роны. С другой - поддержка языка в семье важное и необхо­димое условие, но его нужно и должно поддерживать на се­рьезном государственном уровне (финансирование проектов и программ, работающих на сохранение языков, подготовка креативных и творчески мыслящих учителей, поддержка на­циональной культуры, искусства, средств массовой инфор­мации и др.). Для того чтобы знание родного языка стало сегодня «визитной карточкой» современного культурного и интеллигентного молодого человека, а его культивирование не только в собственной семье, но в официальном общении современным позитивным трендом, нужна кропотливая си­стемная и целенаправленная совместная работа государства, семьи, самого человека, национально-культурных организа­ций и др.

-     Вы возглавляете Ассамблею народов Башкортоста­на, которая является региональной структурой Ассам­блеи народов России. Насколько востребованы подоб­ные организации в современной России?

-      «Мы» и «Они» - это реальная мозаика этнокультур­ной карты современного мира, и каждая культура со своим духовным и материальным наследием, языком, кодами и смыслами имеет безоговорочное право на жизнь, развитие, обогащение, равновеликое творческое общение с другими и самосохранение. Махатма Ганди сказал в своё время: «Я не против того, чтобы ветер культуры всех стран и народов свободно веял у порога моего дома, но я вовсе не хочу, чтобы этот ветер сорвал с него крышу». И именно поэтому вечный гамлетовский вопрос «быть или не быть» этнокультурно­му многообразию, родным языкам, национальному фоль­клору, традиционным народным искусствам, этническому костюму и ремеслам не как «музейным экспонатам», а как неразрывной ипостаси многоликой современной культу­ры приходится решать всем вместе, единым фронтом - и международным и региональным организациям, и обще­ственным культурным движениям и национально-культур­ным объединениям. Этноконсолидирующую, особенно в современных условиях, и культуросберегающую роль рос­сийской Ассамблеи народов, которая имеет уже 20-летнюю биографию, и ее региональных представительств трудно переоценить. Более того, в мае 2017 года в Москве состоялся Первый Съезд Ассамблеи народов Евразии, международ­ной организации, работающей на продвижение интеграци­онных процессов на евразийском пространстве, на расшире­ние и углубление культурных и духовных контактов между людьми разных стран Европы и Азии. Ее миротворческий девиз - «когда люди берутся за руки, то им не до оружия»

-    говорит сам за себя. Задачи и «малых и больших ассам­блей» - конструктивные и добрые, направлены на объедине­ние народов, их мирное развитие, равновеликое общение, сохранение их культуры, традиций и языков. Деятельность Ассамблеи народов России и ее региональных структур на­целена прежде всего на культивирование дружбы народов, на равновеликое межнациональное общение и диалог этни­ческих культур.

-      На Ваш взгляд, на чем может основываться диалог культур нашей многонациональной страны? Он вообще возможен в сегодняшней жизни?

-      Сегодня наша страна - родина для представителей более 190 национальностей и последователей всех мировых и многих национальных религий. Исторически Российское государство складывалось как объективация идеи диалога между этническими культурами, национальными языками, религиозными системами. Национально-культурное и ду­ховное единство зарождалось на полиэтнической основе в ходе совместной государственно-политической и хозяйствен­ной жизни, скреплялось единым государственным русским языком, ставшим языком межэтнического общения. В ходе противоречивой истории народы России вместе противо­стояли историческим трудностям, создавали уникальное и многомерное по духу, ценностному содержанию и смыслам поликультурное пространство, основанное на уважении друг к другу и взаимопонимании. Несмотря на то, что новейшая история страны стала ареной многочисленных катаклизмов и испытаний во всех сферах общественно-национальной жиз­ни, значимость духовных смыслов идеи диалога культур как консолидирующего фактора сохранялась и на государствен­ном уровне, и в массовом сознании. Диалог культур и языков в многовековой отечественной биографии - это не философ­ская абстракция, а практика реальной жизни, культивиро­вание и на уровне власти, и на уровне общенационального духа гармоничных межэтнических и межконфессиональных отношений. Если повторить вслед за известным отечествен­ным философом М. Каганом, мы и сегодня «приговорены к диалогу»: или конструктивный, многоуровневый результа­тивный диалог (не только между этносами и культурами, но и между властью и многонациональным народом, государ­ством и традиционными религиями, обществом и челове­ком и др.), или его отсутствие, и в результате - небытие как самобытной российской цивилизации, как самостоятельного и сильного государства, как единого многонационального на­рода, как уникальной многонациональной культуры.

-     Как реально связать, сплотить такие разные наци­ональные миры в монолит, и действительно ли может помочь в этом культура?

-      Культура - как мы уже подчеркивали, это многоуровне­вое и многомерное образование. Это не только «малая куль­тура» - мир эстетики и сфера художественного творчества, но и «большая культура» - культура духа и души, миропо­нимания и мироотношения, культура чувств, образа жизни, организации досуга, культура речи, личного и национально­го поведения, межличностного и межэтнического общения. Более того, это и высокая и ответственная «государственная культура», культура профессиональной деятельности, хозяй­ствования и управления, культура отношения к себе и к сво­ей стране.

Разные национальные миры сплачиваются, если они чувствуют и видят на практике реальное и повсеместное во­площение этой «большой культуры» и ощущают равновели­кое государственное внимание к своему жизненному миру, реализацию не на словах, а на деле национально-культурной политики, направленной на сбережение каждого этноса, его культуры, языка, веры, фольклора и др.

-      Как известно, Российская Федерация летом 2020 года примет 6 Всемирную Фольклориаду. Чем обуслов­лен выбор Международным Советом организаций фе­стивалей фольклора и традиционных искусств (CIOFF) Башкортостана как площадки для проведения этого ав­торитетного международного мероприятия?

-      Действительно, летом 2020 года впервые центр куль­турно-фольклорного мира переместится в Россию, и с 18 июля по 1 августа в многонациональном и поликультурном Башкортостане, сердце Евразии, пройдет Международный фестиваль фольклора, своеобразная Олимпиада фольклор­ного творчества. Диалог культур и языков является сегодня своеобразной «визитной карточкой» республики и позици­онируется как уникальный национально-культурный бренд Башкортостана как на федеральном уровне, так и за преде­лами России. Все страны-члены CIOFF знают о нашей респу­блике, продолжающей вековые духовные традиции дружбы народов, со-бытия культур и религий, культивирующей цен­ности и духовные смыслы традиционного ислама, оберегаю­щей святыни христианства и других традиционных для ре­гиона верований и наглядно демонстрирующей на практике реализацию идею диалога культур и каноны веротерпимо­сти как основу современной успешности, стабильности и по­ступательного развития. Именно в благополучном и мирном Башкортостане, территории гражданского согласия и меж­национальной дружбы, летом 2015 года прошли саммиты стран-участников ШОС и БРИКС, и республика достойно представила международному сообществу не только боль­шую страну, но и свои возможности как успешно развиваю­щийся, надежный и открытый для сотрудничества партнер, как спокойный и стабильный в этнокулькультурном плане многонациональный край. Республике, действительно, есть чем гордиться: не только природными ресурсами, развитой инфраструктурой и удобной логистикой, инвестиционной привлекательностью и устойчивыми «полюсами» эконо­мического роста, поступательным социальным развитием и многонациональной культурой, но главное достояние ре­гиона - его многонациональный и дружный народ. В Фоль- клориаде примут участие более 3 тысяч человек из почти 100 стран, которые представят свою традиционную культуру, сценическое искусство, танцы, музыку и музыкальные ин­струменты, национальную одежду и ремесла, познакомятся с многонациональной отечественной и самобытной башкир­ской культурой. Более того, в республику приедут, как ожи­дается, более 2,5 млн. иностранных туристов, для которых Башкортостан также станет «окном» не только в башкир­ский, но и в российский и русский мир.

-     Как Вы отметили, диалог культур и языков - это не философская абстракция, а живая реальность. Как Вы определяете место «русского человека» в этом диалоге?

-      Нет сомнения в том, что в основе духовно-культурной матрицы современной российской цивилизации ключевое место принадлежит русской культуре, русскому языку, рус­скому национальному духу как консолидирующим много­численные этносы России в единый многонациональный народ факторам. Более того, именно сегодня этот дух, как никогда, должен быть сильным, уверенным и справедливым. Базисные паттерны русского национального духа: собор­ность, всемирная отзывчивость (по Достоевскому), социаль­ная справедливость, патриотизм, положительная компле­ментарность (по Гумилеву) и др., сохранявшие свои смыслы на протяжении всей, зачастую противоречивой, истории русского народа, приобретают в сегодняшней геополитиче­ской ситуации особую значимость. Именно сегодня русскому человеку нужна великая ответственность за свое националь­ное поведение и отношение к тем народам, которые вместе с ним писали и пишут единую национальную историю Рос­сийского государства, потому что его пример - это пример для других. Очевидно для всех, что от чистых духовных по­рывов и ценностных ориентиров русского человека, от его «здорового национализма», далекого от национальной гор­дыни и этнофанатизма, от его внимательного, уважитель­но-равновеликого и бережного отношения к соседу рядом, к его культуре, вере, языку, традициям и обычаям во многом сегодня зависят гражданский мир, межнациональное и меж­конфессиональное согласие, незыблемость дружбы народов в многонациональной России.

-      Насколько актуальна сегодня для нашей страны тема «дружбы народов», ведь многие склонны считать ее чуть ли не анахронизмом?

-      Еще накануне 70-летия Великой Победы, на органи­зованной в Год литературы в рамках проекта «Библиотеки России» видеоконференции с регионами страны, посвящен­ной литературе о войне «Читать, чтобы помнить!», один из ветеранов сказал: «Вы знаете, почему мы, в 1945, победили вооруженную до зубов немецкую армию? Потому что у них не было самого главного оружия, которое было у нас: друж­бы народов. Мы, солдаты разной веры и национальности, все вместе защищали одну-единственную родину, одну на всех». Дружба народов - это одна из реальных «духовных скреп», о которых так много говорят и которые так нужны сегодня современной России. Она, как бы патетично это ни звуча­ло, объединяет людей разной национальности, культуры, языка, веры и составляет духовную основу межнациональ­ного согласия, гражданского мира в государстве, основу его экономической мощи и силы, обеспечивает его устойчивое развитие, формирует культурное пространство, где есть ме­сто патриотизму, гражданственности, ответственности, ува­жению друг к другу независимо от этнической, языковой, религиозной принадлежности, где есть место умению слы­шать и слушать другого. Дружба народов - это социальная и духовная ценность, сближающая людей и национально­сти. Дружба народов была и есть в нашей истории, и она особенно нужна российскому обществу в современной не­простой жизни, более того, эту ценность нужно и должно целенаправленно культивировать и на государственном, и на личностном уровне, используя все возможные пути и меха­низмы: здоровую и успешную экономику, взвешенную наци­онально-культурную политику, семью, систему образования и молодежные организации, традиционную религию, СМИ, искусство, этнические праздники и традиции, общественные и национально-культурные объединения. Сегодня много­численные народы России - и для друзей, и для недругов - один народ с единой национальной историей, скрепленной многоликой культурой, общими испытаниями и победами, государственным русским языком общения. Многочислен­ные народы Российского государства: русские, белорусы, украинцы, башкиры, татары, марийцы, чуваши, мордва и др. - «породнились» в общей судьбе и узнавали друг о друге именно через русский язык, через русский язык и русскую культуру приобщались к мировой культуре и входили в нее: сегодня башкира Мифтахетдина Акмуллу и Мустая Карима, татарина Габдуллу Тукая, чувашей Константина Иванова, Якова Ухсая и мордвина Авксентия Юртова, калмыка Дави­да Кугультинова, балкарца Кайсына Кулиева, аварца Расула Гамзатова и многих других знает не только Россия, но и весь мир, и народы России живут большой, дружной семьей. Бо­лее того, сегодня в нашей стране, по мнению экспертов, на­блюдается позитивный мегатренд: улучшение ситуации в сфере межнациональных отношений. Возвращение Крыма на историческую Родину открыло новейшую страницу в но­вейшей отечественной истории и в корне изменило народы страны. Многочисленные народы страны понимают, что ког­да стало очень много желающих развести их по националь­ным дворикам, их этническое настоящее и будущее только в единстве, только в составе сильной и неделимой России, что только вместе можно защитить свою страну и себя в условиях современных геополитических и внутренних вызовов.

-     Да, это в идеале. А насколько возможна дружба на­родов в сегодняшней реальной жизни - проблемной, не­простой, сопровождающейся западными санкциями и экономическими трудностями, ведь даже в одной семье, где одно питание и одно воспитание, не всегда порядок с дружбой между отдельными его членами?

-      Сегодня наша большая страна, как никогда, нуждает­ся в межнациональном единстве и межнациональной друж­бе: стало, действительно, очень много желающих (и извне, и изнутри) разрушить мир в обществе, «нарочно возбуждая» (по Вл. Соловьеву) этносознание, более того, направить со­циально-экономические трудности в этническое русло. Мы прекрасно понимаем, что в многонациональном обществе нет страшнее и разрушительнее силы, чем национальная обида, а после этнопожаров остается только черная выжжен­ная душа. Дружба народов - это судьбоносная социальная потребность современной России. Есть конкретные причи­ны для ее актуализации в современных условиях (прежде всего, это реальные геополитические угрозы и внутренние вызовы), и есть необходимые условия для ее реализации в реальной жизни, «здесь и теперь»: прежде всего это спра­ведливая государственная власть и успешная экономика, сильная многонациональная отечественная культура, авто­ритетные традиционные религии с их миростроительными и гуманистическими ценностями. Дружба народов не только возможна - за плечами Российского государства века и тра­диции совместного проживания народов в мире и согласии: сложившийся в течение тысячелетий отечественный муль- тикультурализм, не искусственный «плавильный котел», а естественно-исторический и духовный союз многочисленных этносов, основанный на дружбе, терпимости и взаимопони­мании, - это уникальное социокультурное явление, не имею­щее аналогов ни в одном государстве мира и которое всегда выступало в отечественной истории консолидирующей на­цию силой. Более того, дружба народов не только возможна - она просто необходима для нашего уверенного настоящего и надежного будущего. Либо мы, народы России, - друзья, единомышленники, соратники, и мы идем вместе, вперед и только вперед, либо мы - недруги, погрязшие в межнацио­нальных и межконфессиональных склоках и раздорах, и до­рога у нас только в никуда - на радость врагам и идеологиче­ским оппонентам... Третьего здесь не дано.

-     Сегодня в художественно-творческой среде идет активное обсуждение темы о новом законе о культуре. Что можете сказать по данному поводу?

-      В настоящее время базовым нормативным докумен­том, регулирующим сферу многонациональной отечествен­ной культуры, являются «Основы законодательства Россий­ской Федерации о культуре» (1992), которые были приняты в правовых реалиях, которые в корне отличались от современ­ной социокультурной ситуации. Мы живем в другом жиз­ненном измерении, и ряд положений закона, безусловно, не соответствует духу сегодняшнего времени и социальным изменениям. В течение последних десятилетий закон не раз подвергался корректировкам, решающим отдельные задачи в сфере культуры, без конца «терял» многие важные и со­циально ориентированные нормы. Ранее в Госдуме уже рас­сматривался законопроект «О культуре», но был отклонен. В прошлом году Президент страны поручил разработать кон­цепцию нового закона «О культуре» - в настоящее время его концепция готова и практически разработан его проект. По мнению экспертов, есть противоположные подходы и мне­ния по ряду принципиальных позиций, работа продолжа­ется, но очевидно следующее. Государственная политика в сфере культуры в современных условиях однозначно долж­на базироваться на нормах закона, отражающих реалии се­годняшнего дня, работающих на качественное культурное развитие российского общества и формирование духовного человека, стоящих на страже интересов культуры и почти полумиллионной армии творческих работников. Многона­циональная отечественная культура сегодня нуждается не в декларативно-популистском законе, а в нормативном до­кументе, содержащем конкретные и эффективные право­вые принципы, прежде всего, финансово-экономического и социального характера, предполагающие государственную поддержку работников культуры и творческой деятельности, обеспечивающие конкретные социальные гарантии в сфере культуры и др. Именно такой закон и его реализация в жиз­ни могут остановить потенциальные угрозы в сфере духовно­сти и культуры, способствовать дальнейшему качественному развитию этнических культур и многоликой отечественной культуры, на которых будет уверенно держаться наш с вами жизненный мир, наполненный диалогом культур, дружбой народов, добром, истиной, красотой и справедливостью.

-      Что бы Вы хотели пожелать сотрудникам редак­ции, авторам и читателям Евразийского юридического журнала?

-      Я время от времени держу в руках Ваш журнал, кото­рый выходит 12 лет, из них более 10 лет в ежемесячном ре­жиме. То, что Евразийский юридический журнал давно уже включен в Перечень ВАК РФ по трем наукам(право, фило­софия, экономика),безусловно делает честь вашему ежеме­сячному периодическому изданию. Его беспрецедентность также ярко проявляется, когда открываешь сайт журнала. Во всех основных интернет-поисковиках Евразийский юридиче­ский журнал занимает самые передовые места.

Не сомневаюсь, что над журналом работают настойчиво и увлеченно профессионалы высокого уровня.

Желаю Евразийскому юридическому журналу дальней­шего развития и процветания, и чтобы вы продолжали радо­вать своих авторов и читателей.

Интервью брали:



Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях