Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Некоторые вопросы функционирования гибридных трибуналов и интернационализированных судов

Введение

Европейский банковский союз станет важным шагом на пути к созданию настоящего Экономического и валютного со­юза. Создание Банковского союза направлено на выработку и применение единых правил в банковском секторе всех госу­дарств ЕС. Данный проект дополняет уже реализованные ини­циативы ЕС в сфере построения единого рынка финансовых услуг.

Единый финансовый рынок требует общей денежно-кре­дитной политики, что обусловливает единый механизм бан­ковского надзора на европейском уровне. Кроме того, единый европейский банковский надзор имеет целью помочь банков­скому сектору стать более стабильным и снизить вероятность новых кризисов.

В настоящее время действуют два элемента Банковского союза ЕС - Единый надзорный механизм и Единый механизм санации банков.

Единый надзорный механизм (ЕНМ) объединяет работу национальных надзорных органов в процессе реализации бан­ковского надзора.

Единый механизм санации (ЕМС) банков позволяет кон­тролировать процесс банкротства банков, санировать наибо­лее важные звенья европейской банковской системы. В целом основная идея следующая: если банк перестал быть конкурен­тоспособным, то акционеры и кредиторы первыми понесут убытки банка, а использование денег налогоплательщиков бу­дет самой крайней мерой.

Следует отметить, что Банковский союз должен основы­ваться на трех элементах, и пока не создана Общая система га­рантирования вкладов. Единственный шаг на пути к созданию этого элемента — это принятие Директивы 2014/49/ЕС «О си­стемах гарантирования вкладов», которая гармонизирует на­циональное регулирование в отношении защиты вкладчиков.

Причины международного финансового кризиса и его роль в создании Банковского союза ЕС

В 2007 г. в США произошел крах рынка высокорискованной ипотеки. Именно с этим событием связывают начало мирово­го финансового и экономического кризиса. Основная причина кризиса состоит в том, что лицам с низким показателем креди­тоспособности были предоставлены займы, которые они впо­следствии оказались не в состоянии возвратить. Когда пузырь на рынке недвижимости лопнул, риски распространились на всю финансовую систему из-за высокой степени секьюритизации и левериджа. Международный экономический и финансовый кризис достиг своего пика осенью 2008 г., когда власти США не спасли крупнейший инвестиционный банк LehmanBrothers, при­знанный банкротом. Негативные последствия этого банкротства распространились на всю международную финансовую систему, давая понять мировому сообществу, что власти США не намерены спасать банки (даже крупные), а также финансовые институты, на­ходящиеся на грани краха. Европейский долговой кризис (кризис суверенного долга) в 2010 г. показал уязвимость банковского секто­ра некоторых европейских стран, кредитные учреждения которых были основными держателями государственных долговых бумаг. Таким образом, переход финансовых рисков происходит не толь­ко от банков к правительствам, но и наоборот, что порождает по­рочный круг между банками и государствами.

В Европе в связи с высокими рисками в деятельности бан­ковского сектора было решено сделать все возможное, чтобы минимизировать возможные потери. Предложено затраты, с которыми столкнутся банки, уменьшать двумя путями: 1) сни­зить вероятность того, что некоторые банки окажутся в затруд­нительном финансовом положении и это приведет к их непла­тежеспособности; 2) ограничить объем средств, направляемых на спасение финансовых учреждений, находящихся на грани банкротства. Первое возможно за счет повышения стандартов пруденциального надзора во всех государствах зоны евро путем передачи надзорных полномочий от национальных компетент­ных органов Европейскому центральному банку. Второе требу­ет пересмотра существующих возможностей антикризисного управления и процедур санации проблемных банков.

Как обосновать создание Банковского союза

Обратимся к модели финансовой трилеммы, предложен­ной Дирком Шонмейкером. Модель Шонмейкера основывает­ся на классической трилемме монетарной политики, или «не­возможной троице», которую разработали Р. Манделл и Дж. Флеминг. Они утверждали, что для стимулирования развития экономики, предотвращения колебаний валютного курса, го­сударства хотят достичь следующих макроэкономических це­лей[8] [9]: 1) свободное движение капиталов; 2) независимость де­нежно-кредитной политики; 3) стабильность обменного курса.

Данная модель изображается в виде треугольника, в углах которого расположены названные цели. Поскольку одновре­менно достичь трех макроэкономических целей невозможно, государство, находясь на одной из граней такого треугольника,

может выбрать лишь три комбинации, отказываясь от цели, находящейся в противоположном от него углу .

Финансовая трилемма основана на положении о несо­вместимости следующих целей: 1) финансовая стабильность; 2) финансовая интеграция; 3) национальная финансовая по­литика.

Любые две из данных целей могут сочетаться, но не все три.

Финансовая

Финансовая

стабильность

Национальная

интеграция

 

финансовая политика

Для лучшего понимания финансовой трилеммы следует рассмотреть формулы Шонмейкером для обоснования дан­ной модели.

«Ыв данной модели — это вклад фондов государства для спасения банка, находящегося на грани банкротства. Вы­бор между продолжением существования и закрытием бан­ка — это переменная «х»со значениями в промежутке {,1}. «В»означает общественные выгоды от финансирования банка, a «С»— затраты на это финансирование. Кроме того, к выго­дам от спасения банка могут относиться поддержание финан­совой стабильности и предотвращение «эффекта домино».

Государство финансирует проблемный банк, если общие выгоды от вмешательства выше, чем совокупные расходы B- C>0. В случае банка, функционирующего в нескольких госу­дарствах, общественные выгоды подразделяются на выгоды в государстве регистрации, обозначаемые «Н», с коэффициен­том а^, и выгоды в других государствах, обозначаемые «F», ко­эффициент ар Сумма а^ и а£равна 1. Трансграничный банк будет финансироваться только в том случае, если разными государствами будет предоставлено достаточное количество средств. Таким образом, государства должны совместно при­нимать решения о том, сколько они готовы вложить в спасе­ние банка, этот объем обозначается как «t». Если общая сумма средств, которую они готовы предоставить на спасение банка, выше, чем затраты на его спасение, то банк будет спасен.

Оптимальное решение для каждой отдельной страны «/»состоит в максимизации:

Гх*(су -B-tj) так что,

J лс*=1, если 2jfj-C>o х*=о, если Xjfj-C<o.

Из приведенных формул видно, что если решение о финан­сировании проблемного банка принимается на национальном уровне, с учетом лишь общественной выгоды от спасения данного банка только в государстве регистрации, то даже крупные банки, функционирующие на межнациональном уровне, но принося­щие малую выгоду государству регистрации, будут признаны бан­кротами. Поскольку в ЕС велико количество транснациональных банков, то в случае их тяжелого финансового положения может возникнуть ситуация, когда только государству его регистрации будет невыгодно спасать банк. Таким образом, для поддержания финансовой стабильности и финансовой интеграции государ­ства должны передать полномочия по проведению финансовой политики на европейский уровень и частично отказаться от на­циональной финансовой политики, как предлагал в 2009 г. Ж. Де Ларозьер. В докладе Ларозьера говорится о необходимостираз- работать базовый набор стандартов, которые должны быть согла­сованы и единообразно применяться во всех странах Е.

Единый надзорный механизм

На Саммите стран зоны евро 29 июня 2012 г. было при­нято заявление о необходимости учредить Единый надзорный механизм с целью разорвать порочный круг между банками и государствами. Позднее, 12 сентября 2012 г. было опубликовано предложение Европейской комиссии о проекте регламента, на­деляющего Европейский центральный банк (ЕЦБ) специальными надзорными полномочиями. Данный регламент (Regulation (EU) No 1024/2013) был формально принят в 2013 г., он создает правовую основу для ЕНМ. Детальная организация и практические во­просы взаимодействия ЕЦБ и национальных компетентных орга­нов определены в Рамочном регламенте о ЕНМ, который принят в апреле 2014 г. ЕНМ формально начал действовать 4 ноября 2014 г.На данный момент в число стран, участвующих в ЕНМ, входят страны зоны евро, однако другие государства-члены ЕС также мо­гут принять решение о присоединении к ЕНМ.

ЕНМ как система банковского надзора состоит из ЕЦБ и национальных компетентных органов. ЕЦБ осуществляет ис­ключительные задачи пруденциального надзора, остальные обязанности распределены между ЕЦБ и компетентными органами государств-членов ЕС в зависимости от значимости кредитного учреждения. По общему правилу это означает, что ЕЦБ обладает прямой компетенцией в отношении значимых кредитных учреждений (крупных банков), национальные ком­петентные органы осуществляют прямой надзор в отношении менее значимых кредитных учреждений (небольших банков). Чтобы быть признанным значительным кредитным учрежде­нием, банк должен соответствовать критериям ЕЦБ: размер его активов должен превышать 30 млрд евро; он должен быть важным для экономики определенного государства-члена или для экономики ЕС в целом; размер его транснациональных ак­тивов должен превышать 5 млрд евро; отношение транснацио­нальных активов или обязательств в другом государстве-члене к общему размеру активов превышает 1/5; банк запросил или получил финансирование от ЕНМ или от Европейского фонда финансовой стабильности. Кроме того, банк может быть при­знан значимым, если он входит в число трех значимых банков, учрежденных в том или ином государстве-члене .

ЕЦБ регулярно проверяет банки на соответствие вышеназ­ванным критериям и переводит банки из одной группы в дру­гую. Если менее значимый банк впервые соответствует крите­риям значимости, то ЕЦБ переклассифицирует его в значимый, и национальные надзорные органы передают полномочия по прямому надзору за ним Европейскому центральному банку. Если значимый банк три года подряд не соответствует критери­ям, то он переходит в разряд менее значимых, и надзор за ним переходит обратно к национальным компетентным органам.

Как отмечено в «дорожной карте» Европейской комис­сии, мировой экономический и финансовый кризис показал, что недостаточно лишь координировать работу органов, кото­рые осуществляют надзор, а необходимо совместное принятие решений. Создание ЕНМ, состоящего из ЕЦБ и национальных компетентных органов, должно обеспечить серьезный и по­следовательный банковский надзор на территории стран зоны евро, поскольку одновременно учитывается национальная специфика в области банковского надзора государств —членов ЕС.

Единый механизм санации банков

Для функционирования Банковского союза необходим Единый механизм санации (ЕМС) банков, который состоит из Единого совета санации банков и Единого фонда санации банков. ЕМС составляет часть новой системы регулирования, созданной для управления банковским кризисом и введенной в действие благодаря принятию Директивы 2014/59/ЕС. Дан­ная директива относится ко всем государствам-членам, а Еди­ный совет санации и Единый фонд санации действуют только на территории государств зоны евро. Деятельность Совета и Фонда основана на Регламенте Европейского Парламента и Совета ЕС 806/2014. Единый механизм санации банков соз­дан для дальнейшего сближения надзорного регулирования и интеграции стран зоны евро путем передачи полномочий по санации банков одному органу — Единому совету санации. Учреждение Единого фонда санации позволяет использовать трансграничные финансовые ресурсы для спасения банков, на­ходящихся в государствах еврозоны.

ЕМС применяется ко всем банкам, подпадающим под действие ЕНМ. Полномочий по санации распределяются между национальными и европейскими органами, как в ЕНМ.

Единым фондом санации банков управляет Единый со­вет санации банков. Правила, устанавливающие конечный размер фонда, вклады в него государств и цели его создания повторяют правила, установленные Директивой 2014/59/ЕС в отношении фондов государств-членов. Конечный размер фон­да составляет 1% обеспеченных депозитов, или примерно 55 млрд евро. Финансовая цель фонда должна быть достигнута до 1 января 2024 г.

Недостающий элемент: Единая система страхования вкладов

На данный момент Единая европейская система страхова­ния вкладов еще не начала действовать,принята лишь Дирек­тива 2014/49/ЕС о системах гарантирования вкладов. Системы гарантирования вкладов государств-членов должны возме­щать ограниченные суммы средств вкладчиков банка, который обанкротился. Важнейший принцип системы гарантирования вкладов: средства вкладчиков возмещаются полностью за счет банков, а не за счет налогоплательщиков. В соответствии с Ди­рективой системы гарантирования вкладов защите подлежат вклады размером до 100 тыс. евро, нормы Директивы вступа­ют в действие, когда банк начинает процедуру банкротства или в его отношении инициирована процедура санации.

Заключение

К ключевым целям создания Банковского союза ЕС от­носятся снижение бюджетных затрат на спасение банков, осу­ществление последовательного и независимого финансового надзора «в рамках истинно европейского механизма»22. Кро­ме того, европейские политики стремились создать структуру, которая могла бы предотвратить крупные финансовые кризи­сы, а в случае банкротства значимых банков снизить убытки для общества и экономики. Два элемента союза —Единый над­зорный механизм и Единый механизм санации банков - уже функционируют, третий элемент - Единая система страхова­ния вкладов -нуждается в доработке.

КИНЦЛЕР Дарья Николаевна
студент Международно-правового факультета МГИМО (У) МИД России

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях