Введение
Европейский банковский союз станет важным шагом на пути к созданию настоящего Экономического и валютного союза. Создание Банковского союза направлено на выработку и применение единых правил в банковском секторе всех государств ЕС. Данный проект дополняет уже реализованные инициативы ЕС в сфере построения единого рынка финансовых услуг.
Единый финансовый рынок требует общей денежно-кредитной политики, что обусловливает единый механизм банковского надзора на европейском уровне. Кроме того, единый европейский банковский надзор имеет целью помочь банковскому сектору стать более стабильным и снизить вероятность новых кризисов.
В настоящее время действуют два элемента Банковского союза ЕС - Единый надзорный механизм и Единый механизм санации банков.
Единый надзорный механизм (ЕНМ) объединяет работу национальных надзорных органов в процессе реализации банковского надзора.
Единый механизм санации (ЕМС) банков позволяет контролировать процесс банкротства банков, санировать наиболее важные звенья европейской банковской системы. В целом основная идея следующая: если банк перестал быть конкурентоспособным, то акционеры и кредиторы первыми понесут убытки банка, а использование денег налогоплательщиков будет самой крайней мерой.
Следует отметить, что Банковский союз должен основываться на трех элементах, и пока не создана Общая система гарантирования вкладов. Единственный шаг на пути к созданию этого элемента — это принятие Директивы 2014/49/ЕС «О системах гарантирования вкладов», которая гармонизирует национальное регулирование в отношении защиты вкладчиков.
Причины международного финансового кризиса и его роль в создании Банковского союза ЕС
В 2007 г. в США произошел крах рынка высокорискованной ипотеки. Именно с этим событием связывают начало мирового финансового и экономического кризиса. Основная причина кризиса состоит в том, что лицам с низким показателем кредитоспособности были предоставлены займы, которые они впоследствии оказались не в состоянии возвратить. Когда пузырь на рынке недвижимости лопнул, риски распространились на всю финансовую систему из-за высокой степени секьюритизации и левериджа. Международный экономический и финансовый кризис достиг своего пика осенью 2008 г., когда власти США не спасли крупнейший инвестиционный банк LehmanBrothers, признанный банкротом. Негативные последствия этого банкротства распространились на всю международную финансовую систему, давая понять мировому сообществу, что власти США не намерены спасать банки (даже крупные), а также финансовые институты, находящиеся на грани краха. Европейский долговой кризис (кризис суверенного долга) в 2010 г. показал уязвимость банковского сектора некоторых европейских стран, кредитные учреждения которых были основными держателями государственных долговых бумаг. Таким образом, переход финансовых рисков происходит не только от банков к правительствам, но и наоборот, что порождает порочный круг между банками и государствами.
В Европе в связи с высокими рисками в деятельности банковского сектора было решено сделать все возможное, чтобы минимизировать возможные потери. Предложено затраты, с которыми столкнутся банки, уменьшать двумя путями: 1) снизить вероятность того, что некоторые банки окажутся в затруднительном финансовом положении и это приведет к их неплатежеспособности; 2) ограничить объем средств, направляемых на спасение финансовых учреждений, находящихся на грани банкротства. Первое возможно за счет повышения стандартов пруденциального надзора во всех государствах зоны евро путем передачи надзорных полномочий от национальных компетентных органов Европейскому центральному банку. Второе требует пересмотра существующих возможностей антикризисного управления и процедур санации проблемных банков.
Как обосновать создание Банковского союза
Обратимся к модели финансовой трилеммы, предложенной Дирком Шонмейкером. Модель Шонмейкера основывается на классической трилемме монетарной политики, или «невозможной троице», которую разработали Р. Манделл и Дж. Флеминг. Они утверждали, что для стимулирования развития экономики, предотвращения колебаний валютного курса, государства хотят достичь следующих макроэкономических целей[8] [9]: 1) свободное движение капиталов; 2) независимость денежно-кредитной политики; 3) стабильность обменного курса.
Данная модель изображается в виде треугольника, в углах которого расположены названные цели. Поскольку одновременно достичь трех макроэкономических целей невозможно, государство, находясь на одной из граней такого треугольника,
может выбрать лишь три комбинации, отказываясь от цели, находящейся в противоположном от него углу .
Финансовая трилемма основана на положении о несовместимости следующих целей: 1) финансовая стабильность; 2) финансовая интеграция; 3) национальная финансовая политика.
Любые две из данных целей могут сочетаться, но не все три.
Финансовая |
Финансовая стабильность |
Национальная |
интеграция |
|
финансовая политика |
Для лучшего понимания финансовой трилеммы следует рассмотреть формулы Шонмейкером для обоснования данной модели.
«Ыв данной модели — это вклад фондов государства для спасения банка, находящегося на грани банкротства. Выбор между продолжением существования и закрытием банка — это переменная «х»со значениями в промежутке {,1}. «В»означает общественные выгоды от финансирования банка, a «С»— затраты на это финансирование. Кроме того, к выгодам от спасения банка могут относиться поддержание финансовой стабильности и предотвращение «эффекта домино».
Государство финансирует проблемный банк, если общие выгоды от вмешательства выше, чем совокупные расходы B- C>0. В случае банка, функционирующего в нескольких государствах, общественные выгоды подразделяются на выгоды в государстве регистрации, обозначаемые «Н», с коэффициентом а^, и выгоды в других государствах, обозначаемые «F», коэффициент ар Сумма а^ и а£равна 1. Трансграничный банк будет финансироваться только в том случае, если разными государствами будет предоставлено достаточное количество средств. Таким образом, государства должны совместно принимать решения о том, сколько они готовы вложить в спасение банка, этот объем обозначается как «t». Если общая сумма средств, которую они готовы предоставить на спасение банка, выше, чем затраты на его спасение, то банк будет спасен.
Оптимальное решение для каждой отдельной страны «/»состоит в максимизации:
Гх*(су -B-tj) так что,
J лс*=1, если 2jfj-C>o х*=о, если Xjfj-C<o.
Из приведенных формул видно, что если решение о финансировании проблемного банка принимается на национальном уровне, с учетом лишь общественной выгоды от спасения данного банка только в государстве регистрации, то даже крупные банки, функционирующие на межнациональном уровне, но приносящие малую выгоду государству регистрации, будут признаны банкротами. Поскольку в ЕС велико количество транснациональных банков, то в случае их тяжелого финансового положения может возникнуть ситуация, когда только государству его регистрации будет невыгодно спасать банк. Таким образом, для поддержания финансовой стабильности и финансовой интеграции государства должны передать полномочия по проведению финансовой политики на европейский уровень и частично отказаться от национальной финансовой политики, как предлагал в 2009 г. Ж. Де Ларозьер. В докладе Ларозьера говорится о необходимостираз- работать базовый набор стандартов, которые должны быть согласованы и единообразно применяться во всех странах Е.
Единый надзорный механизм
На Саммите стран зоны евро 29 июня 2012 г. было принято заявление о необходимости учредить Единый надзорный механизм с целью разорвать порочный круг между банками и государствами. Позднее, 12 сентября 2012 г. было опубликовано предложение Европейской комиссии о проекте регламента, наделяющего Европейский центральный банк (ЕЦБ) специальными надзорными полномочиями. Данный регламент (Regulation (EU) No 1024/2013) был формально принят в 2013 г., он создает правовую основу для ЕНМ. Детальная организация и практические вопросы взаимодействия ЕЦБ и национальных компетентных органов определены в Рамочном регламенте о ЕНМ, который принят в апреле 2014 г. ЕНМ формально начал действовать 4 ноября 2014 г.На данный момент в число стран, участвующих в ЕНМ, входят страны зоны евро, однако другие государства-члены ЕС также могут принять решение о присоединении к ЕНМ.
ЕНМ как система банковского надзора состоит из ЕЦБ и национальных компетентных органов. ЕЦБ осуществляет исключительные задачи пруденциального надзора, остальные обязанности распределены между ЕЦБ и компетентными органами государств-членов ЕС в зависимости от значимости кредитного учреждения. По общему правилу это означает, что ЕЦБ обладает прямой компетенцией в отношении значимых кредитных учреждений (крупных банков), национальные компетентные органы осуществляют прямой надзор в отношении менее значимых кредитных учреждений (небольших банков). Чтобы быть признанным значительным кредитным учреждением, банк должен соответствовать критериям ЕЦБ: размер его активов должен превышать 30 млрд евро; он должен быть важным для экономики определенного государства-члена или для экономики ЕС в целом; размер его транснациональных активов должен превышать 5 млрд евро; отношение транснациональных активов или обязательств в другом государстве-члене к общему размеру активов превышает 1/5; банк запросил или получил финансирование от ЕНМ или от Европейского фонда финансовой стабильности. Кроме того, банк может быть признан значимым, если он входит в число трех значимых банков, учрежденных в том или ином государстве-члене .
ЕЦБ регулярно проверяет банки на соответствие вышеназванным критериям и переводит банки из одной группы в другую. Если менее значимый банк впервые соответствует критериям значимости, то ЕЦБ переклассифицирует его в значимый, и национальные надзорные органы передают полномочия по прямому надзору за ним Европейскому центральному банку. Если значимый банк три года подряд не соответствует критериям, то он переходит в разряд менее значимых, и надзор за ним переходит обратно к национальным компетентным органам.
Как отмечено в «дорожной карте» Европейской комиссии, мировой экономический и финансовый кризис показал, что недостаточно лишь координировать работу органов, которые осуществляют надзор, а необходимо совместное принятие решений. Создание ЕНМ, состоящего из ЕЦБ и национальных компетентных органов, должно обеспечить серьезный и последовательный банковский надзор на территории стран зоны евро, поскольку одновременно учитывается национальная специфика в области банковского надзора государств —членов ЕС.
Единый механизм санации банков
Для функционирования Банковского союза необходим Единый механизм санации (ЕМС) банков, который состоит из Единого совета санации банков и Единого фонда санации банков. ЕМС составляет часть новой системы регулирования, созданной для управления банковским кризисом и введенной в действие благодаря принятию Директивы 2014/59/ЕС. Данная директива относится ко всем государствам-членам, а Единый совет санации и Единый фонд санации действуют только на территории государств зоны евро. Деятельность Совета и Фонда основана на Регламенте Европейского Парламента и Совета ЕС 806/2014. Единый механизм санации банков создан для дальнейшего сближения надзорного регулирования и интеграции стран зоны евро путем передачи полномочий по санации банков одному органу — Единому совету санации. Учреждение Единого фонда санации позволяет использовать трансграничные финансовые ресурсы для спасения банков, находящихся в государствах еврозоны.
ЕМС применяется ко всем банкам, подпадающим под действие ЕНМ. Полномочий по санации распределяются между национальными и европейскими органами, как в ЕНМ.
Единым фондом санации банков управляет Единый совет санации банков. Правила, устанавливающие конечный размер фонда, вклады в него государств и цели его создания повторяют правила, установленные Директивой 2014/59/ЕС в отношении фондов государств-членов. Конечный размер фонда составляет 1% обеспеченных депозитов, или примерно 55 млрд евро. Финансовая цель фонда должна быть достигнута до 1 января 2024 г.
Недостающий элемент: Единая система страхования вкладов
На данный момент Единая европейская система страхования вкладов еще не начала действовать,принята лишь Директива 2014/49/ЕС о системах гарантирования вкладов. Системы гарантирования вкладов государств-членов должны возмещать ограниченные суммы средств вкладчиков банка, который обанкротился. Важнейший принцип системы гарантирования вкладов: средства вкладчиков возмещаются полностью за счет банков, а не за счет налогоплательщиков. В соответствии с Директивой системы гарантирования вкладов защите подлежат вклады размером до 100 тыс. евро, нормы Директивы вступают в действие, когда банк начинает процедуру банкротства или в его отношении инициирована процедура санации.
Заключение
К ключевым целям создания Банковского союза ЕС относятся снижение бюджетных затрат на спасение банков, осуществление последовательного и независимого финансового надзора «в рамках истинно европейского механизма»22. Кроме того, европейские политики стремились создать структуру, которая могла бы предотвратить крупные финансовые кризисы, а в случае банкротства значимых банков снизить убытки для общества и экономики. Два элемента союза —Единый надзорный механизм и Единый механизм санации банков - уже функционируют, третий элемент - Единая система страхования вкладов -нуждается в доработке.
КИНЦЛЕР Дарья Николаевна
студент Международно-правового факультета МГИМО (У) МИД России