Государства, объединенные в ЕАЭС, имеют общую многовековую историю, что обуславливает их единство в сфере культуры.
Каждое государство заинтересовано в сохранении и передаче объектов культурных ценностей будущим поколениям. Как показывает практика, предметы, отнесенные к культурным ценностям, все чаще становятся объектом преступных посягательств. Секретом успеха любого интеграционного объединения служит гармонизация и унификация законодательства во всех сферах общественной жизни. Думается, что образование ЕАЭС было направлено, в первую очередь, на унификацию взаимоотношений в сфере экономики, но правовое регулирование культурных ценностей имеет также базовое значение для стран-участниц ЕАЭС.
Факт объединения нескольких государств в единое интеграционное объединение подразумевает под собой идентичное регулирование целого ряда вопросов. Однако анализ правовых норм государств-членов ЕАЭС говорит о том, что в вопросах правовой регламентации отношений, связанных с перемещением культурных ценностей, подобное единообразие отсутствует.
Для анализа существующих правовых коллизий в части законодательного регулирования ввоза\вывоза культурных ценностей через таможенную границу, в первую очередь, необходимо проанализировать и сравнить, как закрепляют понятие «культурные ценности» законодательства стран-членом ЕАЭС.
С 1 января 2015 г. Армения присоединилась к ЕАЭС. Закон Армении «О вывозе и ввозе культурных ценностей» относит к культурным ценностям «предметы и произведения, считающиеся продуктом жизнедеятельности человеческого общества, которые независимо от времени создания имеют важное археологическое, этнографическое, историческое, религиозное, художественное или научное значение». Согласно названному закону в качестве культурных ценностей в Армении признаются только материальные предметы, а критерий времени их создания отсутствует.
Кодекс Республики Беларусь о культуре, также как и законодательство РФ, определяет, что культурные ценности- это предметы материального мира, а также нематериальные ценности, «созданные человеком или тесно связанные с его деятельностью материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека, имеющие историческое, художественное, научное или иное значение». Отметим, что в приведенном определении культурных ценностей отсутствует критерий значения и определения времени создания объекта.
Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 г. № 207- III ЗРК «О культуре» в определение культурных ценностей вводит дополнительный критерий отнесения предметов к культурным ценностям. Закон определяет культурные ценности как «материальные и нематериальные ценности светского и религиозного характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение». Законодательство Российской Федерации, Армении и Беларуси не упоминает о подобном характере ценностей.
Схожее определение культурных ценностей приводится в Положении «О порядке ввоза на территорию Кыргызской Республики и вывоза за ее пределы объектов культурных ценностей». Положение определяет культурные ценности как «ценности религиозного или светского характера, которые представляют значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки государства».
В национальном праве Российской Федерации также содержится определение культурных ценностей. Однако отечественный законодатель проводит грань между понятием «объект культурного наследия» и «культурная ценность», что отсутствует в законодательстве других стран-членов ЕАЭС.
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия относит «объекты недвижимого имущества (в том числе и объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий». То есть закон обеспечивает правовое регулирование недвижимых объектов культурного наследия и не касается вопросов перемещения культурных ценностей.
В Российской Федерации порядку перемещения культурных ценностей посвящен Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей». В законе содержится наиболее детальное определение культурных ценностей, а также четкая регламентация деятельности по перемещению культурных ценностей. Согласно ст. 5 Закона под культурными ценностями понимаются «движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение». Исходя их текста ст. 5 Закона, следует, что критерий времени создания культурных ценностей отсутствует, также как и в законодательстве других стран-членов ЕАЭС. Особенностью российского законодательства является и то, что Закон в особую категорию выделяет культурные ценности, имеющие особое значение. Причисление соответствующих объектов к указанной категории относится к исключительной компетенции Правительства РФ. Правительством РФ определены критерии для отнесения культурных ценностей к перечню, имеющих особое историческое, культурное, художественное или научное значение. Основное значение подобного выделения заключается в особом порядке охраны таких культурных ценностей - их постоянный вывоз за пределы Российской Федерации запрещен.
Из проведенного анализа нормативно-правовых актов стран-членов ЕАЭС следует, что отсутствует унифицированное определение «культурная ценность». Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» определяет лишь перечень предметов, которые могут быть отнесены к культурным ценностям. Данный перечень не содержит критериев отнесения предметов к культурным ценностям, а отсылает к нормам национального законодательства стран-участниц ЕАЭС. Таким образом, законодательство ЕАЭС не вносит ясности в понимание того, что является культурной ценностью.
Правила перемещения предметов через таможенную границу ЕАЭС определены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение). Изучение Соглашения говорит о том, что в нем не конкретизировано, какие предметы, отнесенные к культурным ценностям, могут быть перемещены через таможенную границу. В Соглашении говорится лишь о запрете пересылки культурных ценностей почтовыми отправлениями, а также о том, что их перемещение любым другим способом является ограниченным. Однако положения национального законодательства стран-участниц ЕАЭС разнятся с положениями Соглашения, поскольку каждое государство-член ЕАЭС по-своему определяет порядок и условия перемещения культурных ценностей со своей территории. Например, законодательством Республики Казахстан запрещен вывоз материальных культурных ценностей из страны. Исключение составляет временный вывоз культурных ценностей для целей экспонирования, выставок или реставрационных работ.
Аналогично законодательству Республики Казахстан запрещен вывоз с территории Армении культурных ценностей, постоянно находящихся в государственных хранилищах, а также представляющих собой особую значимость для государства.
С территории Киргизии запрещен вывоз особо значимых культурных ценностей, икон, созданных до \Кв., уникальных ценностей и некоторых иных объектов.
Законодательством РФ устанавливается, что вывоз культурных ценностей, представляющих собой особую ценность, хранящихся в государственных хранилищах, а также археологических ценностей возможен только с условием временного вывоза и последующего возвращения на территорию страны.
Таким образом, исследование показало, что единообразный подход к определению и установлению перечня культурных ценностей среди государств ЕАЭС в настоящее время отсутствует. Российская Федерация, Республика Армения, Республика Казахстан и Республика Киргизия запрещают вывоз со своей территории особо ценных культурных ценностей и устанавливают обязанность по обратному ввозу. В законодательстве Республики Белоруссии прямого запрета на вывоз той или иной категории культурных ценностей не установлен.
Сложившаяся коллизионная ситуация права ЕАЭС с национальным законодательством стран-участниц ЕАЭС затрудняет работу таможенных органов, осуществляющих контроль вывозимых с территории государств-членов ЕАЭС предметов, представляющих собой культурные ценности.
Полагаем, что с целью приведения к единообразию правовых норм, регулирующих перемещение культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС и разрешения существующих коллизий, целесообразно осуществить следующие мероприятия:
- унифицировать нормы права ЕАЭС и нормы национального законодательства стран-членов ЕАЭС, определяющие порядок перемещения «культурных ценностей»;
- дополнить и систематизировать уже существующие перечни культурных ценностей;
- нормы, регламентирующие отношения в сфере перемещения культурных ценностей, необходимо включить в ТК ЕАЭС в виде отдельной главы;
- разработать и принять единое Соглашение, регламентирующее порядок перемещения культурных ценностей в рамках ЕАЭС;
- в целях усиления механизмов защиты культурных ценностей, создать единую для стран ЕАЭС электронную базу данных, содержащую в себе сведения обо всех незаконно вывезенных культурных ценностях.
ЛОГИНОВААнастасия Сергеевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры мировой экономики и региональных рынков Института экономики и права Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского
ГОРОШКОВ Андрей Александрович
старший преподаватель кафедры мировой экономики и региональных рынков Института экономики и права Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, главный государственный таможенный инспектор таможенного поста «Аэропорт Нижний Новгород» Нижегородской таможни
ПРИКАЗЧИКОВА Юлия Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и региональных рынков Института экономики и права Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского