Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Законодательное регулирование перемещения культурных ценностей стран-членов ЕАЭС

Государства, объединенные в ЕАЭС, имеют общую мно­говековую историю, что обуславливает их единство в сфере культуры.

Каждое государство заинтересовано в сохранении и передаче объектов культурных ценностей будущим поко­лениям. Как показывает практика, предметы, отнесенные к культурным ценностям, все чаще становятся объектом пре­ступных посягательств. Секретом успеха любого интеграцион­ного объединения служит гармонизация и унификация зако­нодательства во всех сферах общественной жизни. Думается, что образование ЕАЭС было направлено, в первую очередь, на унификацию взаимоотношений в сфере экономики, но право­вое регулирование культурных ценностей имеет также базо­вое значение для стран-участниц ЕАЭС.

Факт объединения нескольких государств в единое ин­теграционное объединение подразумевает под собой иден­тичное регулирование целого ряда вопросов. Однако анализ правовых норм государств-членов ЕАЭС говорит о том, что в вопросах правовой регламентации отношений, связанных с перемещением культурных ценностей, подобное единообра­зие отсутствует.

Для анализа существующих правовых коллизий в части законодательного регулирования ввоза\вывоза культурных ценностей через таможенную границу, в первую очередь, не­обходимо проанализировать и сравнить, как закрепляют по­нятие «культурные ценности» законодательства стран-членом ЕАЭС.

С 1 января 2015 г. Армения присоединилась к ЕАЭС. За­кон Армении «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от­носит к культурным ценностям «предметы и произведения, считающиеся продуктом жизнедеятельности человеческого общества, которые независимо от времени создания имеют важное археологическое, этнографическое, историческое, ре­лигиозное, художественное или научное значение». Согласно названному закону в качестве культурных ценностей в Арме­нии признаются только материальные предметы, а критерий времени их создания отсутствует.

Кодекс Республики Беларусь о культуре, также как и законодательство РФ, определяет, что культурные ценности- это предметы материального мира, а также нематериальные ценности, «созданные человеком или тесно связанные с его деятельностью материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека, имеющие историческое, ху­дожественное, научное или иное значение». Отметим, что в приведенном определении культурных ценностей отсутствует критерий значения и определения времени создания объекта.

Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 г. № 207- III ЗРК «О культуре» в определение культурных ценностей вводит дополнительный критерий отнесения предметов к культурным ценностям. Закон определяет культурные ценно­сти как «материальные и нематериальные ценности светского и религиозного характера, имеющие историческое, художе­ственное, научное или иное культурное значение». Законодательство Российской Федерации, Армении и Беларуси не упо­минает о подобном характере ценностей.

Схожее определение культурных ценностей приво­дится в Положении «О порядке ввоза на территорию Кыр­гызской Республики и вывоза за ее пределы объектов куль­турных ценностей». Положение определяет культурные ценности как «ценности религиозного или светского ха­рактера, которые представляют значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки государства».

В национальном праве Российской Федерации также содержится определение культурных ценностей. Однако от­ечественный законодатель проводит грань между понятием «объект культурного наследия» и «культурная ценность», что отсутствует в законодательстве других стран-членов ЕАЭС.

Федеральный закон «Об объектах культурного на­следия (памятниках истории и культуры) народов Рос­сийской Федерации» к объектам культурного наследия относит «объекты недвижимого имущества (в том числе и объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, про­изведениями живописи, скульптуры, декоративно-при­кладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в ре­зультате исторических событий». То есть закон обеспе­чивает правовое регулирование недвижимых объектов культурного наследия и не касается вопросов перемеще­ния культурных ценностей.

В Российской Федерации порядку перемещения культур­ных ценностей посвящен Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей». В законе содержится наиболее детальное опреде­ление культурных ценностей, а также четкая регламентация деятельности по перемещению культурных ценностей. Со­гласно ст. 5 Закона под культурными ценностями понимают­ся «движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художествен­ное, научное или культурное значение». Исходя их текста ст. 5 Закона, следует, что критерий времени создания культурных ценностей отсутствует, также как и в законодательстве других стран-членов ЕАЭС. Особенностью российского законода­тельства является и то, что Закон в особую категорию выде­ляет культурные ценности, имеющие особое значение. При­числение соответствующих объектов к указанной категории относится к исключительной компетенции Правительства РФ. Правительством РФ определены критерии для отнесения культурных ценностей к перечню, имеющих особое историче­ское, культурное, художественное или научное значение. Ос­новное значение подобного выделения заключается в особом порядке охраны таких культурных ценностей - их постоянный вывоз за пределы Российской Федерации запрещен.

Из проведенного анализа нормативно-правовых актов стран-членов ЕАЭС следует, что отсутствует унифициро­ванное определение «культурная ценность». Решение Кол­легии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» определяет лишь перечень предметов, которые могут быть отнесены к культурным ценностям. Данный перечень не содержит критериев отнесения предметов к культурным ценностям, а отсылает к нормам национального законодательства стран-участниц ЕАЭС. Таким образом, законодательство ЕАЭС не вносит ясности в понимание того, что является культурной ценностью.

Правила перемещения предметов через таможенную границу ЕАЭС определены Соглашением между Прави­тельством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) «О порядке перемещения физическими ли­цами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглаше­ние). Изучение Соглашения говорит о том, что в нем не конкретизировано, какие предметы, отнесенные к куль­турным ценностям, могут быть перемещены через тамо­женную границу. В Соглашении говорится лишь о запрете пересылки культурных ценностей почтовыми отправлени­ями, а также о том, что их перемещение любым другим способом является ограниченным. Однако положения национального законодательства стран-участниц ЕАЭС разнятся с положениями Соглашения, поскольку каждое государство-член ЕАЭС по-своему определяет порядок и условия перемещения культурных ценностей со своей территории. Например, законодательством Республики Казахстан запрещен вывоз материальных культурных цен­ностей из страны. Исключение составляет временный вы­воз культурных ценностей для целей экспонирования, вы­ставок или реставрационных работ.

Аналогично законодательству Республики Казахстан за­прещен вывоз с территории Армении культурных ценностей, постоянно находящихся в государственных хранилищах, а так­же представляющих собой особую значимость для государства.

С территории Киргизии запрещен вывоз особо значимых культурных ценностей, икон, созданных до \Кв., уникальных ценностей и некоторых иных объектов.

Законодательством РФ устанавливается, что вывоз куль­турных ценностей, представляющих собой особую ценность, хранящихся в государственных хранилищах, а также археоло­гических ценностей возможен только с условием временного вывоза и последующего возвращения на территорию страны.

Таким образом, исследование показало, что единообраз­ный подход к определению и установлению перечня куль­турных ценностей среди государств ЕАЭС в настоящее время отсутствует. Российская Федерация, Республика Армения, Ре­спублика Казахстан и Республика Киргизия запрещают вывоз со своей территории особо ценных культурных ценностей и устанавливают обязанность по обратному ввозу. В законода­тельстве Республики Белоруссии прямого запрета на вывоз той или иной категории культурных ценностей не установлен.

Сложившаяся коллизионная ситуация права ЕАЭС с на­циональным законодательством стран-участниц ЕАЭС затруд­няет работу таможенных органов, осуществляющих контроль вывозимых с территории государств-членов ЕАЭС предметов, представляющих собой культурные ценности.

Полагаем, что с целью приведения к единообразию пра­вовых норм, регулирующих перемещение культурных ценно­стей через таможенную границу ЕАЭС и разрешения суще­ствующих коллизий, целесообразно осуществить следующие мероприятия:

  • унифицировать нормы права ЕАЭС и нормы нацио­нального законодательства стран-членов ЕАЭС, определяю­щие порядок перемещения «культурных ценностей»;
  • дополнить и систематизировать уже существующие перечни культурных ценностей;
  • нормы, регламентирующие отношения в сфере пере­мещения культурных ценностей, необходимо включить в ТК ЕАЭС в виде отдельной главы;
  • разработать и принять единое Соглашение, регламен­тирующее порядок перемещения культурных ценностей в рамках ЕАЭС;
  • в целях усиления механизмов защиты культурных цен­ностей, создать единую для стран ЕАЭС электронную базу данных, содержащую в себе сведения обо всех незаконно вы­везенных культурных ценностях.

ЛОГИНОВААнастасия Сергеевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры мировой экономики и региональных рынков Института экономики и права Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

ГОРОШКОВ Андрей Александрович
старший преподаватель кафедры мировой экономики и региональных рынков Института экономики и права Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, главный государственный таможенный инспектор таможенного поста «Аэропорт Нижний Новгород» Нижегородской таможни

ПРИКАЗЧИКОВА Юлия Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и региональных рынков Института экономики и права Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях