Статья посвящена исследованию зарубежного опыта в области участия граждан в охране общественного порядка (на примере стран СНГ - Казахстан, Таджикистан, Республика Беларусь).
Изучены основные элементы административно-правового статуса лиц, участвующих в обеспечении общении порядка: права, обязанности, гарантии и ответственность. В статье с учетом выявленного положительного опыта предложены рекомендации, направленные на совершенствование деятельности лиц, принимающих участие в охране общественного порядка в России и странах СНГ.
Ключевые слова: общественный порядок, охрана общественного порядка, правопорядок, участие граждан, полиция, зарубежный опыт.
БАРАНОВА Светлана Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института МВД России
BARANOVA Svetlana Anatoljevna
Ph.D. in Law, associate professor of Administrative law and administrative activity of the internal affairs
bodies sub-faculty of the East-Siberian Institute of the MIA of Russia
ADMINISTRATIVE-LEGAL STATUS OF PERSONS INVOLVED IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER IN RUSSIA AND THE CIS COUNTRIES
The article is devoted to the study of foreign experience in the field of citizens’ participation in the protection of public order (on the example of the CIS countries - Kazakhstan, Tajikistan, the Republic of Belarus). The main elements of the administrative-legal status of persons involved in the protection of public order are studied: rights, obligations, guarantees and responsibility. Taking into account the positive experience, in the article recommendations aimed the activities of persons involved in the protection of public order in Russia and the CIS countries are offered.
Keywords: public order, protection of public order, law and order, participation of citizens, police, foreign experience.
В России 2 апреля 2014 г. был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»[1] (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), создавший правовые и организационные условия для правоохранительной деятельности граждан. Правовые основы участия населения в обеспечении общественного порядка (далее - ООП) в странах СНГ (Казахстан, Таджикистан, Республика Беларусь) представлены также специальными законами: Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 г. № 590-II «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка»[2], Закон Республики Таджикистан от 3 декабря 2009 г. № 566 «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка»[3], Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. N 214- З «Об участии граждан в охране правопорядка»[4].
Следует отметить, что в целом содействие граждан органам внутренних дел в охране общественного порядка имеет большое значение, «поскольку с их участием удается задерживать за совершение преступлений злоумышленников, пресекать тысячи административных правонарушений, обеспечивать и поддерживать общественный порядок» [1, с. 221]. Вместе с тем, правовое регулирование участия граждан в ООП предполагает прежде всего не только установление конкретных форм участия граждан в поддержании общественного порядка, но и закрепление их правового статуса. Как правило, основными элементами правового статуса, в т.ч. административно-правового статуса субъекта выступают права, обязанности, гарантии и ответственность.
Рассмотрим каждый элемент административно-правового статуса лиц, участвующих в охране правопорядка в России и странах СНГ на основе анализа указанных выше законов.
Ядро правового статуса лиц, принимающих участие в ООП, составляют их права. Так, по российскому законодательству, обобщив права, предоставленные как внештатным сотрудникам полиции, так и народным дружинникам, можно свести их к праву требования прекращения противоправного деяния, праву принимать меры по охране места происшествия, по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения, праву оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей в сфере охраны общественного порядка. Следует особо подчеркнуть, что дружинникам также предоставлено право применения физической силы, однако воспользоваться им возможно только в случае крайней необходимости и необходимой обороны. Данный факт сводит на нет предоставленное дружиннику право требования от нарушителя противоправного поведения, поскольку в случае его невыполнения должно последовать применение специальной меры принуждения - физической силы, но ее применение законом в целях прекращения противоправных действий лица не предусмотрено. Что касается рассматриваемых стан СНГ, то права, которыми наделены лица, участвующие в ООП, представлены гораздо шире: не только право требования прекращения противоправного поведения от правонарушителя, но и право применять физическую силу в целях пресечения действий лиц, совершающих правонарушения, и их задержания, а также право предупреждать и пресекать уголовные и административные правонарушения (Казахстан, Республика Беларусь). Следует отметить, что данная тема зачастую является востребованной, нередко исследователи приводят в пример опыт белорусских коллег и предлагают наделить народных дружинников правом осуществлять задержание [5, с. 204] и иными правами по применению принудительных мер [3, с. 751]. Среди остальных прав необходимо указать на право совместно с сотрудниками ОВД составлять протоколы об административных правонарушениях (Таджикистан), пользоваться бесплатно телефонами и иными средствами связи, принадлежащими физическим или юридическим лицам для связи с правоохранительными органами в безотлагательных случаях, использовать транспортные средства юридических лиц и граждан для доставления в учреждения здравоохранения лиц, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся в неотложной медицинской помощи (Таджикистан, Республика Беларусь).
Основными обязанностями граждан - субъектов охраны общественного порядка в России выступают знание законодательства в сфере ООП, соблюдение прав и законных интересов граждан, выполнение законных требований сотрудников ОВД, оказание первой помощи, предъявление в установленных законом случаях удостоверения. В странах СНГ перечень обязанностей аналогичный. Интересно отметить, что кроме выше перечисленных обязанностей в законодательстве стран СНГ встречается обязанность проходить правовую подготовку перед участием в мероприятиях по ООП (Казахстан), повышать уровень своих правовых знаний (Таджикистан, Республика Беларусь). Следует отметить, что в России также для народных дружинников прохождение соответствующей правовой подготовки и подготовки в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи, является обязательным в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ, хотя и не закреплено в качестве прямой обязанности. В законодательстве Республики Таджикистан дополнительно закреплена обязанность быть тактичным, вежливым и внимательным в обращении с гражданами.
Следующий элемент правового статуса лиц, принимающих участие в ООП, - это гарантии, льготы и компенсации. В России Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрены следующие поощрения для лиц, принимающих участие в ООП. В частности, для внештатных сотрудников полиции и дружинников предусмотрены дополнительные дни отпуска, возможность бесплатного проезда (при исполнении обязанностей), различные выплаты. Последние должны быть предусмотрены законодательством субъекта или муниципального образования и выплачиваться соответственно из бюджета субъекта или муниципалитета. В силу того, что, как правило, данные бюджеты ограничены, то средства на выплаты лицам, принимающим участие в охране правопорядка, выплачиваются в незначительных суммах или не выплачиваются вообще. Более того, важно отметить, что российским законодательством предусмотрено и личное страхование народных дружинников на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка, однако это также может быть реализовано органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. В странах СНГ, например, в Республике Казахстан мерами поощрения граждан, участвующих в ООП, являются: объявление благодарности, награждение грамотой, выдача денежной премии, иные меры, определяемые местными представительными и исполнительными органами. По мнению ряда исследователей данный перечень нуждается в совершенствовании. В частности, заслуживают поддержки предложения предусмотреть в казахском законодательстве по российскому образцу дополнительные меры (приобретение проездных билетов на все виды общественного транспорта в пределах соответствующей территории в соответствии с льготами, предоставляемыми для отдельных категорий граждан, дополнительный отпуск с сохранением заработной платы и места основной работы и др. [2, с. 257] Законодательство Таджикистана и Республики Беларусь содержит большее количество мер поощрения и стимулирования деятельности лиц, участвующих в ООП. Так, по законодательству Республики Таджикистан в случае временной нетрудоспособности члена добровольной дружины, наступившей вследствие ранения, травмы или увечья, полученных в связи с выполнением им обязанностей по участию в ООП, ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности; в случае установления инвалидности, наступившей в связи с выполнением им обязанностей по участию в ООП, ему назначается пенсия. В свою очередь, в законодательстве Республики Беларусь содержатся аналогичные положения, как и в законодательстве Таджикистана, вместе с тем, имеется детальная дифференциация суммы выплат в зависимости от группы инвалидности. Необходимо отметить, что белорусскими исследователями приведенные в белорусском законе меры для стимулирования и поощрения граждан за участие в ООП видятся явно недостаточными: они не конкретизированы и носят декларативный характер. Так весь арсенал стимулирований и поощрений возложен на местные органы власти и юридические лица, и лишь за особые заслуги в ООП - на государственные власти. Таким образом, скудность арсенала мер делают их неактуальными и неэффективными [4, с. 95]. Авторами предлагается внесение изменений в статью, предусматривающую поощрения для граждан, участвующих в ООП, среди них можно отметить внеочередное обеспечение детей граждан, участвующих в ООП, детскими дошкольными учреждениями, содействие в поступлении в образовательные учреждения для граждан, участвующих в ООП, внеочередное предоставление общежитий и др. [4, с. 96]
Заключительный элемент административно-парового статуса лиц, принимающих участие в ООП, - ответственность. В данном контексте отметим, что российским законодательством предусмотрена административная ответственность внештатного сотрудника полиции или народного дружинника в случае совершения ими действий, нарушающих права и свободы других лиц (ст. 19.36 КоАП РФ). В законодательстве рассматриваемых стран СНГ подобная норма отсутствует. Однако во всех государствах предусмотрена административная ответственность лиц за неповиновение законному требованию лица, участвующему в ООП (ст. 444 КоАП Республики Казахстан, ст. 479 КоАП Республики Таджикистан, ст. 24.3 КоАП Республики Беларусь), в российском законодательстве есть близкий по существу состав правонарушения, предусматривающий административную ответственность за действия, препятствующие осуществлению законной деятельности внештатного сотрудника или дружинника (ст. 19.35 КоАП РФ).
Таким образом, проанализировав российское и зарубежное законодательное закрепление административно-правового статуса лиц, участвующих в ООП, представляется возможным сформулировать следующие обобщения и выводы. Перечень прав, которыми наделяются граждане, участвующие в ООП в странах СНГ, представлен шире по сравнению с российскими коллегами. При этом особо следует выделить право применять физическую силу в целях пресечения действий лиц, совершающих правонарушения, и их задержания и поддержать мнение исследователей и наделении таким правом российских дружинников и внесении соответствующих изменений в законодательство. Обязанности лиц, участвующих в ООП в России и странах СНГ, представляются в целом идентичными. Для гарантий, льгот и компенсаций лицам, задействованным в ООП в России и странах СНГ, характерно что чаще всего несмотря на их закрепление в правовых актах, они в силу своей реализации за счет региональных и муниципальных органов носят зачастую декларативный характер.