Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Административно-правовой статус лиц, участвующих в охране общественного порядка в России и странах СНГ

Статья посвящена исследованию зарубежного опыта в области участия граждан в охране общественного порядка (на примере стран СНГ - Казахстан, Таджикистан, Республика Беларусь).

Изучены основные элементы административно-правового статуса лиц, участвующих в обеспечении общении порядка: права, обязанности, гарантии и ответственность. В статье с учетом выявленного положительного опыта предложены рекомендации, направленные на совершенствование деятельности лиц, принимающих участие в охране общественного порядка в России и странах СНГ.

Ключевые слова: общественный порядок, охрана общественного порядка, правопорядок, участие граждан, полиция, зарубежный опыт.

БАРАНОВА Светлана Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирского института МВД России

BARANOVA Svetlana Anatoljevna

Ph.D. in Law, associate professor of Administrative law and administrative activity of the internal affairs

bodies sub-faculty of the East-Siberian Institute of the MIA of Russia

ADMINISTRATIVE-LEGAL STATUS OF PERSONS INVOLVED IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER IN RUSSIA AND THE CIS COUNTRIES

The article is devoted to the study of foreign experience in the field of citizens’ participation in the protection of public order (on the example of the CIS countries - Kazakhstan, Tajikistan, the Republic of Belarus). The main elements of the administrative-legal status of persons involved in the protection of public order are studied: rights, obligations, guarantees and responsibility. Taking into account the positive experience, in the article recommendations aimed the activities of persons involved in the protection of public order in Russia and the CIS countries are offered.

Keywords: public order, protection of public order, law and order, participation of citizens, police, foreign experience.

 

В России 2 апреля 2014 г. был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»[1] (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), создавший правовые и организационные условия для правоохранительной деятельно­сти граждан. Правовые основы участия населения в обеспечении общественного порядка (далее - ООП) в странах СНГ (Казахстан, Таджикистан, Республика Беларусь) представлены также специ­альными законами: Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 г. № 590-II «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка»[2], Закон Республики Таджикистан от 3 декабря 2009 г. № 566 «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка»[3], Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. N 214- З «Об участии граждан в охране правопорядка»[4].

Следует отметить, что в целом содействие граждан орга­нам внутренних дел в охране общественного порядка имеет большое значение, «поскольку с их участием удается задержи­вать за совершение преступлений злоумышленников, пресекать тысячи административных правонарушений, обеспечивать и поддерживать общественный порядок» [1, с. 221]. Вместе с тем, правовое регулирование участия граждан в ООП предполагает прежде всего не только установление конкретных форм участия граждан в поддержании общественного порядка, но и закрепле­ние их правового статуса. Как правило, основными элементами правового статуса, в т.ч. административно-правового статуса субъекта выступают права, обязанности, гарантии и ответствен­ность.

Рассмотрим каждый элемент административно-правово­го статуса лиц, участвующих в охране правопорядка в России и странах СНГ на основе анализа указанных выше законов.

Ядро правового статуса лиц, принимающих участие в ООП, составляют их права. Так, по российскому законодатель­ству, обобщив права, предоставленные как внештатным сотруд­никам полиции, так и народным дружинникам, можно свести их к праву требования прекращения противоправного деяния, праву принимать меры по охране места происшествия, по обе­спечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения, праву оказывать содействие полиции при вы­полнении возложенных на нее обязанностей в сфере охраны общественного порядка. Следует особо подчеркнуть, что дру­жинникам также предоставлено право применения физиче­ской силы, однако воспользоваться им возможно только в случае крайней необходимости и необходимой обороны. Данный факт сводит на нет предоставленное дружиннику право требования от нарушителя противоправного поведения, поскольку в случае его невыполнения должно последовать применение специаль­ной меры принуждения - физической силы, но ее применение законом в целях прекращения противоправных действий лица не предусмотрено. Что касается рассматриваемых стан СНГ, то права, которыми наделены лица, участвующие в ООП, пред­ставлены гораздо шире: не только право требования прекраще­ния противоправного поведения от правонарушителя, но и пра­во применять физическую силу в целях пресечения действий лиц, совершающих правонарушения, и их задержания, а также право предупреждать и пресекать уголовные и административ­ные правонарушения (Казахстан, Республика Беларусь). Следу­ет отметить, что данная тема зачастую является востребованной, нередко исследователи приводят в пример опыт белорусских коллег и предлагают наделить народных дружинников правом осуществлять задержание [5, с. 204] и иными правами по при­менению принудительных мер [3, с. 751]. Среди остальных прав необходимо указать на право совместно с сотрудниками ОВД составлять протоколы об административных правонарушениях (Таджикистан), пользоваться бесплатно телефонами и иными средствами связи, принадлежащими физическим или юриди­ческим лицам для связи с правоохранительными органами в безотлагательных случаях, использовать транспортные средства юридических лиц и граждан для доставления в учреждения здравоохранения лиц, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся в неотложной медицинской помощи (Таджикистан, Республика Беларусь).

Основными обязанностями граждан - субъектов охраны общественного порядка в России выступают знание законода­тельства в сфере ООП, соблюдение прав и законных интересов граждан, выполнение законных требований сотрудников ОВД, оказание первой помощи, предъявление в установленных за­коном случаях удостоверения. В странах СНГ перечень обя­занностей аналогичный. Интересно отметить, что кроме выше перечисленных обязанностей в законодательстве стран СНГ встречается обязанность проходить правовую подготовку перед участием в мероприятиях по ООП (Казахстан), повышать уро­вень своих правовых знаний (Таджикистан, Республика Бела­русь). Следует отметить, что в России также для народных дру­жинников прохождение соответствующей правовой подготовки и подготовки в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи, является обязательным в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ, хотя и не закреплено в качестве прямой обязанности. В законодательстве Республики Таджикистан дополнительно закреплена обязан­ность быть тактичным, вежливым и внимательным в обраще­нии с гражданами. Пример HTML-страницы

Следующий элемент правового статуса лиц, принимаю­щих участие в ООП, - это гарантии, льготы и компенсации. В России Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрены следу­ющие поощрения для лиц, принимающих участие в ООП. В частности, для внештатных сотрудников полиции и дружин­ников предусмотрены дополнительные дни отпуска, возмож­ность бесплатного проезда (при исполнении обязанностей), различные выплаты. Последние должны быть предусмотрены законодательством субъекта или муниципального образования и выплачиваться соответственно из бюджета субъекта или му­ниципалитета. В силу того, что, как правило, данные бюджеты ограничены, то средства на выплаты лицам, принимающим участие в охране правопорядка, выплачиваются в незначитель­ных суммах или не выплачиваются вообще. Более того, важно отметить, что российским законодательством предусмотрено и личное страхование народных дружинников на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка, однако это также может быть реализовано органами государ­ственной власти субъектов РФ или органами местного само­управления. В странах СНГ, например, в Республике Казахстан мерами поощрения граждан, участвующих в ООП, являются: объявление благодарности, награждение грамотой, выдача де­нежной премии, иные меры, определяемые местными пред­ставительными и исполнительными органами. По мнению ряда исследователей данный перечень нуждается в совершен­ствовании. В частности, заслуживают поддержки предложения предусмотреть в казахском законодательстве по российско­му образцу дополнительные меры (приобретение проездных билетов на все виды общественного транспорта в пределах соответствующей территории в соответствии с льготами, предо­ставляемыми для отдельных категорий граждан, дополнитель­ный отпуск с сохранением заработной платы и места основной работы и др. [2, с. 257] Законодательство Таджикистана и Респу­блики Беларусь содержит большее количество мер поощрения и стимулирования деятельности лиц, участвующих в ООП. Так, по законодательству Республики Таджикистан в случае времен­ной нетрудоспособности члена добровольной дружины, насту­пившей вследствие ранения, травмы или увечья, полученных в связи с выполнением им обязанностей по участию в ООП, ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности; в случае установления инвалидности, наступившей в связи с выполнением им обязанностей по участию в ООП, ему назна­чается пенсия. В свою очередь, в законодательстве Республики Беларусь содержатся аналогичные положения, как и в законода­тельстве Таджикистана, вместе с тем, имеется детальная диффе­ренциация суммы выплат в зависимости от группы инвалидно­сти. Необходимо отметить, что белорусскими исследователями приведенные в белорусском законе меры для стимулирования и поощрения граждан за участие в ООП видятся явно недоста­точными: они не конкретизированы и носят декларативный характер. Так весь арсенал стимулирований и поощрений воз­ложен на местные органы власти и юридические лица, и лишь за особые заслуги в ООП - на государственные власти. Таким об­разом, скудность арсенала мер делают их неактуальными и не­эффективными [4, с. 95]. Авторами предлагается внесение изме­нений в статью, предусматривающую поощрения для граждан, участвующих в ООП, среди них можно отметить внеочередное обеспечение детей граждан, участвующих в ООП, детскими дошкольными учреждениями, содействие в поступлении в об­разовательные учреждения для граждан, участвующих в ООП, внеочередное предоставление общежитий и др. [4, с. 96]

Заключительный элемент административно-парового ста­туса лиц, принимающих участие в ООП, - ответственность. В данном контексте отметим, что российским законодательством предусмотрена административная ответственность внештатного сотрудника полиции или народного дружинника в случае со­вершения ими действий, нарушающих права и свободы других лиц (ст. 19.36 КоАП РФ). В законодательстве рассматриваемых стран СНГ подобная норма отсутствует. Однако во всех государ­ствах предусмотрена административная ответственность лиц за неповиновение законному требованию лица, участвующему в ООП (ст. 444 КоАП Республики Казахстан, ст. 479 КоАП Ре­спублики Таджикистан, ст. 24.3 КоАП Республики Беларусь), в российском законодательстве есть близкий по существу состав правонарушения, предусматривающий административную от­ветственность за действия, препятствующие осуществлению за­конной деятельности внештатного сотрудника или дружинника (ст. 19.35 КоАП РФ).

Таким образом, проанализировав российское и зарубеж­ное законодательное закрепление административно-правового статуса лиц, участвующих в ООП, представляется возможным сформулировать следующие обобщения и выводы. Перечень прав, которыми наделяются граждане, участвующие в ООП в странах СНГ, представлен шире по сравнению с российскими коллегами. При этом особо следует выделить право применять физическую силу в целях пресечения действий лиц, совершаю­щих правонарушения, и их задержания и поддержать мнение исследователей и наделении таким правом российских дружин­ников и внесении соответствующих изменений в законодатель­ство. Обязанности лиц, участвующих в ООП в России и странах СНГ, представляются в целом идентичными. Для гарантий, льгот и компенсаций лицам, задействованным в ООП в России и странах СНГ, характерно что чаще всего несмотря на их закре­пление в правовых актах, они в силу своей реализации за счет региональных и муниципальных органов носят зачастую декла­ративный характер.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях