В настоящей статье автором рассматривается вопрос соотношения таких категорий финансового права, как банковский надзор и банковский контроль.
Для этого были рассмотрены и проанализированы существующие доктринальные позиции специалистов административного и финансового права по данному вопросу с опорой на действующее законодательство. По итогам проведенного исследования автор формулирует собственный подход, который заключается в соотнесении банковского контроля и банковского надзора как общего и частного.
Ключевые слова: банковский контроль, банковский надзор, финансовый контроль, банковское право, финансовое право.
СЛЕПАК Эмиль Владимирович
магистрант Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
SLEPAK Emil Vladimirovich
magister student of the Institute of Public Administration and Civil Service of the RANEPA under the President of the Russian Federation
ON THE QUESTION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE CATEGORIES OF “BANKING CONTROL” AND “BANKING SUPERVISION”
This article is devoted to the issue of correlation between such categories of banking regulation as banking supervision and banking control. The provided research is mostly based on the analysis of the existing doctrinal positions of experts in administrative and financial law considering current legislation regarding the matter. As a result of the review the author formulates his own individual approach, which consists in correlating banking control and banking supervision terms as general and specific.
Keywords: banking control, banking supervision, financial control, banking law, financial law.
Категории «банковский контроль» и «банковский надзор» являются основополагающими элементами регулирования банковской деятельности с правовой точки зрения. Однако, ни в законодательной базе, ни в соответствующих правовых доктринах до сих пор так и не была сформулирована характеристика «разграничения» между ними. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть различные подходы к понимаю терминов «банковский контроль» и «банковский надзор», а также определить соотношение между указанными понятиями. Каждая из настоящих категорий используется в рамках российского банковского законодательства в контексте таких нормативно-правовых актов, как Федеральный Закон от 10.07.2002 г. №86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в частности, ст. 4, 53, 55 и Глава Х), Федеральный Закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О Банках и банковской деятельности» (ст. 26, 32). Тем не менее, в настоящих документах отсутствует подробная характеристика содержания и соотношения категорий контроля и надзора. Подобная неопределенность формулировок и отсутствие четки отличительных признаков порождает дискуссии в научных и профессиональных кругах, что, в свою очередь, обуславливает актуальность проведения дальнейших теоретических исследований по данному вопросу.
На сегодняшний день существуют следующие доктринальные теории соотношения надзора и контроля как административно-правовых категорий:
- контроль и надзор как обособленные категории;
- контроль и надзор как схожие категории, где контроль имеет более длительный и систематический характер;
- надзор как форма ограниченного контроля;
- контроль как непрерывная форма надзора;
- надзор как частный случая контроля.
Разграничение данных категорий между собой осложняется схожестью их лексических значений, что подтверждается базовым разбором с применением словарей русского языка. Так, контроль - это наблюдение с целью проверки или реализации надзорных полномочий, а надзор - это наблюдение, осуществляемое в целях проверки [8, с. 662, 868]. Как видно из приведенных трактовок, разделение настоящих категорий также затруднено в связи с тем, что одно понятие определяется через другое, что фактически позволяет их отождествлять между собой с лексической точки зрения. Тем не менее, с юридической точки зрения указанные термины, все же, следует различать, поскольку от этого зависит объем полномочий директивных контролирующих и надзорных органов.
Начать рассмотрение указанной темы представляется необходимым с позиции ученых-специалистов в сфере административного права, поскольку изначально эти категории возникли именно там, а затем стали применяться к вновь возникающим отраслям права. Для начала предлагается рассмотреть подходы к понятию «контроль». Так, В.П. Беляевым контроль понимается как самостоятельная категория деятельности юридического характера, которая осуществляется для оказания регулирующего воздействия контролирующими субъектами. Суть данного термина он видел в сборе и последующем анализе информации о деятельности подконтрольных лиц и прочих объектов в целях проверки выполнения ими норм законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов, а также не нарушении ими частных и публичных прав других лиц [2, с. 5] .
Схожая позиция встречается в трудах Е.А. Маштако- вой, которая рассматривает контроль именно в качестве правовой формы деятельности, составляющей основу функционирования государства, и, фактически, выделяется автором в четвертую ветвь власти [6, с. 64]. Данная гипотеза не лишена оснований и находит дополнительное подтверждение в результате анализа правового статуса следующих государственных органов, обладающих полномочиями по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в директивной сфере: Прокуратура РФ, Центральный банк Российской Федерации, Счетная палата РФ. Тем не менее, позиция относительно непосредственного выделения с формированием обособленной ветви власти является весьма спорной и вызывает ряд дополнительных вопросов в экспертном сообществе.
Следующий подход, выявленный автором, существенно отличается, поскольку в нем контроль рассматривают не в качестве формы правовой деятельности, а в качестве функции, что подтверждается соответствующим указанием на это в нормативно-правовых актах РФ1. При этом содержание функций контроля и надзора, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, не раскрывается в таких актах, а уточняется в каждом конкретном случае путем издания соответствующего регламента. В этой связи следует привести мнение Е.А. Маштаковой, которая отмечает, что контроль представляет собой осуществление управления на протяжении продолжительного срока для успешной реализации конкретного управленческого решения [6, с. 30-31]. Таким образом, согласно этой позиции, представляется, что контроль, проводимый государственными органами, как правило, носит более постоянный и продолжительный характер, в то время как надзор может применяться как одноразовое действие.
Однако приведенная выше позиция неоднократно оспаривалась другими исследователями. Так, В.П. Беляев выразил свое несогласие с ней, поскольку он полагает, что контроль является атрибутом завершающей стадии реализации управленческих функций, когда появляется реальная возможность сопоставления ожидаемых и полученных результатов [1, с. 18]. Однако это не согласуется с тем фактом, что банковский контроль на практике реализуется уполномоченными органами как на подготовительном этапе (при регистрации), так и на текущем этапе повседневной деятельности различных субъектов банковской сферы.
Достаточно полное определение категории «контроль» встречается в работе Д.Н. Бахраха. Им включается в данное понятие не только проверка на соответствие положениям закона, но и итоговая оценка результата. Им также приводится обозначение ряда критериев, которые должны применяться государственными органами при его реализации:
- правовой;
- организационный;
- технический;
- социально-политический;
- научный [2, с. 98].
Пример HTML-страницы
Далее представляется необходимым перейти к административно-правовой характеристике термина «надзор». Так, Н.А. Мошкина определяет надзор как ограниченный контроль. В подтверждение указанного определения приводится мнение о том, что данная категория является более широкой по своему содержанию. Более того, автором отмечается, что контроль предполагает возможность применения широкого спектра дисциплинарных санкций за несоблюдение тех или иных требований, в то время как в рамках надзора предполагается использование исключительно мер административного характера. Кроме того, наряду с субъектным и санк- ционным критерием разграничения двух категорий, Н.А. Мошкина выделяет функциональный - основная функция надзора состоит в соблюдении специально разработанных правил закона, контроля - в проверке общих направлений деятельности подчиненных им субъектов [7, с. 32].
Таким образом, можно выделить следующие критерии разграничения контроля и надзора в административном праве, что в равной степени применимо и к банковской сфере, поскольку они, в обоих случаях, осуществляются государственными органами:
- объем полномочий - контрольным органам предоставляются наиболее широкие полномочия, чем надзорным органам, поскольку при контроле проводится сопоставление соответствия действий объекта контроля требованиям закона и общей юридической целесообразности, а при надзоре - только проверка законности в отношении действий лица, выступающего в качестве объекта надзорной деятельности;
- право вмешательства - органы контроля в отличие от надзорных органов имеют право прямого вмешательства и приостановки деятельности объекта контроля в случае выявления грубых нарушений требований закона, внутренних регламентов и т.д., в чем проявляются их дисциплинарные полномочия;
- объект - надзорная деятельность в отличие от контрольной деятельности может осуществляться в отношении неопределенного круга лица, т.к. контроль возможен только применимо к подчиненным лицам, круг которых обычно строго определен.
На основании изученных позиций административистов следует согласиться с мнением, высказываемым большинством исследователей, о том, что контроль и надзор представляют собой тесно связанные и схожие до степени смешения понятия. Кроме того, четкого разграничения не проводится самим законодателем, который зачастую использует их как синонимы. Действительно, данные категории схожи по многим правовым аспектам, как:
- наличие в законе специальных правил осуществления контрольной и надзорной деятельности государственных органов;
- возможность применения различных механизмов принуждения для устранения нарушений, допущенных лицом, которое является объектом контроля/надзора;
- обязанность применения такого принуждения строго в соответствии с принципом законности и справедливости.
Контроль и надзор как категории банковского и финансового права также неодинаково толкуются исследователями. Так, банковский контроль как термин определяется в работе А.А. Бурма с двух позиций:
- узкий подход - банковский контроль как осуществление отдельной кредитной организацией проверки соблюдения правил предоставленного частному лицу кредита о целевом использовании средств;
- широкий подход - банковский контроль как деятельность уполномоченных государственных органов за осуществлением кредитными организациями своих функций и соблюдением ими законодательства [4, с. 399] .
Интересной представляется позиция исследователя, согласно которой контроль в широком смысле представляет собой надзор, осуществляемый непрерывно, в целях обеспечения эффективности функционирования всей банковской системы. Таким образом, он фактически соотносит надзор и контроль как общее и частное в банковской сфере, что не способствует их разграничению на теоретическом уровне. Кроме того, указанная позиция противоречит ранее высказанным мнениям ученых-административистов.
Если рассуждать именно о банковском контроле как категории, то нельзя не отметить, что она не часто встречается в трудах исследователей, поскольку обычно упоминается в контексте более комплексного понятия - финансовый контроль. Под этим термином Е.Ю. Грачевой понимается опосредованная нормами закона деятельность государственных, муниципальных органов и общественных организаций по контролю за соблюдением основ законности субъектами финансовой деятельности [5, с. 34-35]. Таким образом, ею выделяются государственные и негосударственный виды финансового контроля, однако признак проверки соблюдения законности, опять же, указывает на тесное смешение данного термина с надзором.
В этой связи намного более разработанным следует считать термин «банковский надзор». Именно это понятие описывается законодателем как надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп[1]. Тем не менее, данное определение не проясняет вопрос соотношения рассматриваемых категорий, поскольку законодатель трактует его через тождественное понятие «надзор».
В связи с этим учеными были произведены самостоятельные попытки установления правовой природы банковского надзора. Так, подход, разработанный А.Г. Братко, предполагает выделение двух значений термина «банковский надзор»:
- в узком смысле - механизм реализации пруденциальных банковских механизмов (т.е. для учета возможных рисков в экономико-финансовой сфере);
- в широком смысле - осуществление регулирования банковской сферой.
На основании анализа функций, которые предоставляются Банку России как надзорному органу, исследователь делает вывод о том, что банковский надзор включает в себя финансовую и юридическую составляющую и имеет аналогичную природу. Финансовый аспект заключается в проведении банковских проверок с целью выявления возможных рисков и их последующего устранения. Юридический аспект состоит в проверке соответствия действий банков соответствующим нормам финансового права РФ [3, с. 310]. Указанное определение представляется достаточно детальным и полным, однако, по нашему мнению, оно также включает в себя некоторые контрольные функции и смешивает два рассматриваемых понятия между собой.
В связи с этим наиболее состоятельным представляется подход Т.Э. Рождественской, которая в качестве банковского надзора определяет публично-правовую деятельность центрального банка или иного органа государственной власти, цель которой состоит в обеспечении стабильного функционирования национального банковского сектора и, как следствие, всей финансовой системы, валюты и прав и интересов частных лиц. При этом надзор включается ею в общую систему государственного контроля [9, с. 16]. Несмотря на то, что исследователем не раскрывается содержание банковского надзора, нельзя не отметить, что важным представляется указание на то, что банковский надзор является частью финансовой системы и не может существовать обособлено. Это автоматически делает несостоятельными ряд теорий о соотношении контроля и надзора, указанных выше.
На настоящий момент большинство исследователей, позиции которых были приведены выше, пытаются провести разграничение между банковским контролем и надзором путем анализа положений российского законодательства. Тем не менее, по нашему мнению, такая деятельность не имеет практического смысла, поскольку сам законодатель не может привести четких критериев их разделения при создании правовых норм, а также зачастую употребляет их как синонимы. Так, анализ положений ФЗ О Центральном банке и ФЗ О Банках и банковской деятельности, а также ФЗ О государственном контроле (надзоре) в РФ свидетельствует об отсутствии единообразного подхода законодателя к разграничению контроля от надзора. Само название последнего законодательного акта свидетельствует о том, что контроль и надзор понимаются тождественным образом.
Кроме того, в ст. 1 этого акта приводится общее определение государственного контроля (надзора), где не упоминается никаких различных признаков этих категорий[2]. Таким образом, следует сделать вывод о том, что понятия «контроль» и «надзор» являются очень схожими по своей сущности и имеют ряд общих признаков, которые не позволяют установить однозначные критерии для их разграничения в банковской сфере. Указанной позиции также придерживаются такие исследователи, как А.Г. Братко [3, с. 15] и А.А. Бурма [4, с. 400-402]. Однако, по нашему мнению, наиболее состоятельным следует считать позиции Н.А. Мошкиной и Т.Э. Рождественской, которые определяют надзор как составную часть контроля, соотнося их как общее и частное. Такой подход следует считать оптимальным, поскольку он в равной степени объясняет схожесть этих категорий, отмечая, что они не тождественны.
Подводя итог проведенному исследованию, представляется необходимым еще раз дать определение рассматриваемым категориям. Так, контроль представляет собой деятельность по проверке подконтрольных субъектов, находящихся в подчинении лица, осуществляющего контроль, с целью выявления отклонений в соблюдении ими законности, целесообразности и принципов эффективности при осуществлении своих финансовых функций. В то же время, надзор заключается в деятельности уполномоченного органа по проверке результата деятельности объектов надзора, что фактически позволяет охарактеризовать его как одну из разновидностей контроля. Таким образом, при надзоре также проводится наблюдение за деятельностью и предусматривается право по выявлению недочетов в отношении соблюдения законности и т.д., однако отсутствуют полномочия по оперативному вмешательству, т.к. надзор проводится в отношении независимых субъектов, которые не находятся в подчинении у субъекта надзора.
Таким образом, в силу специфики полномочий, предоставляемых ЦБ РФ в соответствии с нормами закона, под термином «банковский надзор» предлагается фактически понимать банковский контроль. Так, банковский надзор - это форма внешнего банковского контроля и опосредованная нормами права деятельность Центрального банка Российской Федерации по постоянному системному наблюдению за банковскими группами и кредитными организациями и по применению соответствующих мер воздействия за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности и правовых актов Банка России.