Глобальная пандемия COVID-19 вызвала всплеск транснациональной финансовой преступности и негативно сказалась на эффективности судебного сотрудничества по уголовным делам государств-членов Европейского Союза.
В статье проведен анализ практической деятельности Агентства ЕС по сотрудничеству в области уголовного правосудия и Европейской судебной сети по уголовным делам в период пандемии COVID-19. Выявлены особенности применения механизмов взаимной правовой помощи и взаимного признания ЕС в новых реалиях. Рассмотрены направления модернизации судебного сотрудничества государств-членов ЕС по делам о транснациональных финансовых преступлениях.
Ключевые слова: финансовые преступления, Европейский Союз, ЕС, Евроюст, Европейская судебная сеть, цифровизация, судебное сотрудничество, Европейский ордер на арест, Европейский следственный ордер.
VODYANOV Andrey Viktorovich
Ph.D. in Law, Human rights and international law sub-faculty of the V. Ya. Kikot Moscow University of the MIA of Russia
ENSURING JUDICIAL COOPERATION IN COMBATING TRANSNATIONAL FINANCIAL CRIMES IN THE EUROPEAN UNION IN THE LIGHT OF MODERN CHALLENGES AND THREATS
The global COVID-19 pandemic has caused a surge in transnational financial crime and has had a negative impact on the effectiveness of judicial cooperation in criminal matters between the Member States of the European Union. The article analyzes the practical activities of the EU Agency for Criminal Justice Cooperation and the European Judicial Network in criminal matters during the COVID-19 pandemic. There are revealed the specifics of the application of the EU mechanisms of mutual legal assistance and mutual recognition in the new realities. The directions of modernization of the judicial cooperation of the EU member states in cases of transnational financial crimes are considered.
Keywords: financial crimes, European Union, EU, Eurojust, European Judicial Network, digitalization, judicial cooperation, European arrest warrant, European Investigation Order.
В период пандемии COVID-19 практическая деятельность Евроюста и Европейской судебной сети (далее - ЕСС) показала, что компетентные органы из государств-членов Европейского Союза (далее - Евросоюз, ЕС) сталкиваются с рядом трудностей при осуществлении судебного сотрудничества по уголовным делам. Эти проблемы стали следствием мер, принятых государствами-членами ЕС в целях борьбы с распространением COVID-19, и затронули применение всех правовых инструментов взаимного признания и взаимной правовой помощи по уголовным делам. Кроме того, беспрецедентные социальные изменения, вызванные пандемией, создали для организованных преступных групп новые возможности для получения незаконной финансовой прибыли.
Новые правила, касающиеся применения строгих гигиенических мер, принятые государствами-членами ЕС, создали высокий уровень спроса на дезинфицирующие гели, защитные медицинские маски и перчатки. В этой связи из проанализированных дел были выявлены два наиболее частых метода совершения преступлений, применяемых организованными преступными группами. Во-первых, создавались веб-сайты фиктивных предприятий, предлагающих средства защиты для продажи и доставки. Перед отправкой заказанного товара запрашивался авансовый платеж, в результате клиенты отправляли платежи на банковские счета, контролируемые преступниками. Второй метод преступной деятельности заключался в краже информации о существующих производителях средств защиты. Злоумышленники связывались с аптеками под видом представителей известных производителей или создавали веб-сайты, похожие на веб-сайты таких производителей, затем потерпевшие размещали заказы и отправляли платежи преступникам [12, с. 21].
Мошенничество в отношении государственных субсидий, выделенных на борьбу с COVID-19, осуществлялось в основном посредством попыток перенаправить деньги, предназначенные для поддержки и компенсаций людям, пострадавшим от пандемии, на банковские счета преступников. Подозреваемые создавали мошеннические веб-сайты, имитирующие порталы, через которые заявители могли запрашивать соответствующие средства. Основная цель состояла в том, чтобы получить доступ к данным для входа в систему и учетным данным заявителей, которые впоследствии использовались для перенаправления субсидий на подставные банковские счета [12, с. 22].
В 2021 г. Евроюст в практической деятельности также столкнулось со значительным количеством преступлений, затрагивающих финансовые интересы ЕС, мошенничества в отношении налогов на добавленную стоимость и инвестиций, отмывания денег, коррупции, а также преступлений против интеллектуальной собственности [11, c. 42].
Пандемия создала определенные препятствия для судебного сотрудничества государств-членов ЕС по делам о транснациональных финансовых преступлениях.
В рамках применения Европейского ордера на арест (далее - ЕОА) дела Евроюста и ЕСС можно разделить на три основные категории, в зависимости от того, какое положение Рамочного решения Совета ЕС от 13 июня 2002 г. «Об Европейском ордере на арест и последующих процедурах между государствами-членами ЕС» применяется. В частности, эти дела касались применения п. 2 ст. 15, ст. 17 и ст. 23 соответствующего инструмента [3].
Во-первых, меры, связанные с пандемией, и общая неопределенность в отношении функционирования судебных систем в государствах-членах ЕС привели к тому, что исполнительным органам пришлось чаще связываться с органами, выдающими ЕОА, для запроса дополнительной информации (п. 2 ст. 15). Запросы исполнительных органов чаще всего касались подробностей, касающихся ситуации с пандемией в государстве выдачи и ее влияния на процедуру выдачи, а также мер, применяемых в отношении возможного карантина и медицинского обслуживания запрашиваемого лица после его/ее ареста.
Во-вторых, практика Евроюста и ЕСС выявила, что судебные органы, исполняющие запросы, ввиду осведомленности о препятствиях, связанных с пандемией, стремились информировать органы, выдавшие решения об ЕОА, о том, что сроки, предусмотренные Рамочным решением об ЕОА, не могут быть соблюдены (ст. 17). В ряде случаев исполнительные органы объясняли, что загруженность судебных органов в сочетании с ограничительными мерами приведет к тому, что окончательное решение об исполнении ЕОА не может быть принято вовремя.
В-третьих, соответствующий анализ практической деятельности отразил, что пандемия, особенно на начальных стадиях, оказала серьезное влияние на заключительный этап процедуры ЕОА - физическое доставление запрашиваемого лица в государство-член ЕС, выдавшее ЕОА. В связи с тем, что процедуры доставления были невозможны, органы выдачи и исполнения зачастую вели переговоры с целью установления новых дат доставления в соответствии с правилами, изложенными в ст. 23 Рамочного решения об ЕОА. Однако такие переговоры часто были громоздкими и выявляли отсутствие единого толкования права ЕС в отношении применимости п. 3 ст. 23 (отложенная передача в связи с форс-мажорными обстоятельствами) и п. 4 ст. 23 (отсрочка выдачи по гуманитарным соображениям). Другой проблемный аспект заключался в отсутствии общего понимания взаимосвязи между этими двумя пунктами ст. 23.
Правовая неопределенность в отношении мер, связанных с пандемией, вызвала дополнительные вопросы относительно того, обеспечивает ли ст. 23 надлежащую правовую основу для содержания запрашиваемого лица под стражей в возникших условиях, а также в отношении применения п. 5 ст. 23, который предусматривает, что запрошенное лицо должно быть освобождено из-под стражи в течение десяти дней с даты отложенной выдачи. Несмотря на препятствия, механизм ЕОА оставался эффективным и в большинстве случаев выдача запрашиваемого лица осуществлялась после согласования новой даты [13].
Резкие изменения в повседневной работе судебных органов во всех государствах-членах ЕС из-за ограничительных мер, связанных с COVID-19, включая прекращение оказания государственных услуг и сокращение рабочего времени, вызвали сомнения в эффективности выполнения Европейского следственного ордера (далее - ЕСО) [6] и запросов о взаимной правовой помощи [1; 7]. В большинстве случаев проблемы касались разъяснений относительно возможностей и методов проведения допросов свидетелей (включая слушания в режиме видеоконференции) или обысков домов исполнительными органами. Хотя выполнение соответствующих инструментов все же было возможно, во многих случаях государства-члены ЕС были готовы применять их только при срочных и чрезвычайных обстоятельствах.
Касаемо средств передачи ЕСО и запросов о правовой помощи, большинство государств используют электронную передачу запросов (т.е. по электронной почте) как наиболее эффективное средство в текущей ситуации. В одном случае сообщалось о большом количестве запросов на электронные доказательства. На юридический процесс получения электронных доказательств также повлияли как введенные во время пандемии ограничения, так и факт удаленной работы, что привело к приоритизации таких запросов по принципу срочности / тяжести преступления. Ситуация привела к выделению специального персонала и адреса электронной почты, позволяющего быстрее передавать соответствующие запросы электронных доказательств. Сотрудничество через Евроюст и ЕСС во многих случаях облегчило передачу ЕСО и запросов о правовой помощи, обмен информацией и определение компетентного органа-исполнителя.
Хотя во многих государствах ситуация с ордерами на замораживание [4; 8] и конфискацию [5; 8] не изменилась, некоторые опирались на приоритетность при выдаче сертификатов о взаимном признании таких видов ордеров в экстренных случаях.
За последнее десятилетие совместные следственные группы [2] (далее - ССГ) стали часто используемым инструментом судебного сотрудничества между государствами-членами ЕС. Эффективное сотрудничество участников ССГ требует частого взаимодействия и регулярных встреч с целью согласования общей стратегии расследования и планирования дней совместных действий. Меры, связанные с COVID-19, негативно повлияли на сотрудничество ССГ и привели к задержкам в планировании и выполнении совместных операций. По той же причине были отменены или перенесены встречи членов ССГ, которые были запланированы на ранних стадиях пандемии [14].
Несмотря на меры и ограничения, введенные в связи с пандемией COVID-19, агентство Евроюст продолжало функционировать в полном объеме, перейдя на удаленную работу в целях обеспечения своей основной деятельности. В результате координационные встречи и координационные центры, организованные Евроюстом, при необходимости проводились с использованием безопасной онлайн-комму- никационной платформы.
Таким образом, пандемия COVID-19 показала, что форсмажорные обстоятельства могут серьезно повлиять на надлежащее функционирование систем правосудия государств-членов ЕС, что обусловливает необходимость цифровизации международного судебного сотрудничества государств-членов ЕС. В связи с чем Европейская комиссия 1 декабря 2021 г. инициировала предложение для принятия Регламента Европейского парламента и Совета о цифровизации судебного сотрудничества и доступа к правосудию по трансграничным гражданским, коммерческим и уголовным делам [9]. Инструмент позволит обеспечить судебное сотрудничество государств-членов ЕС посредством электронных инструментов, включая использование видеоконференцсвязи на устных слушаниях по трансграничным уголовным делам, цифровой передачи запросов, документов и данных. Помимо того, будет обеспечено цифровое сотрудничество Евроюста и национальных компетентных органов посредством безопасных электронных каналов связи, что позволит Евроюсту устанавливать связи между делами о транснациональных финансовых преступлениях и оперативно координировать необходимые следственные действия и запросы. Также Евроюст сможет использовать систему цифрового обмена электронными доказательствами (e-EDES) Европейской комиссии, которая позволит осуществлять эффективное исполнение ЕСО. Также Еврокомиссия инициировала предложение для принятия Регламента Европейского парламента и Совета ЕС для учреждения совместной Платформы для поддержки функционирования ССГ [10], что упростит деятельность ССГ и позволит быстро и безопасно обмениваться информацией и доказательствами посредством электронных каналов коммуникации для совместного управления следственными действиями.
ВОДЯНОВ Андрей Викторович
кандидат юридических наук, кафедра прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя