№ 5 (72) 2014г.
Фархутдинов И.З.
В статье рассматриваются состояние и перспективы инвестиционного сотрудничества между Россией и Китаем в контексте нового глобального передела мировых природных ресурсов. Сегодня РФ и КНР занимают совершенно новое положение в быстро изменяющейся, особенно в 2014 году, глобальной политике. В рамках двухдневного визита президента Владимира Путина в КНР было подписано ряд перспективных контрактов и договоров с точки зрения глобальной экономики в условиях начинающейся новой мировой войны за передел природных ресурсов планеты. Россия и Китай после многолетних кропотливых переговоров заключили беспрецедентный договор на 30 лет о поставках газа.
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации и Китайской Народной Республике, происходящее на двух уровнях — национальном и международном — наглядно свидетельствует об объективной взаимообусловленности и взаимозависимости этих двух самостоятельных правовых механизмов.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (вместе с Протоколом от 09.11.2006) является профильным двусторонним международным договором в правовом обеспечении инвестиционных отношений между нашими двумя крупнейшими евразийскими государствами.
Об авторе
Фархутдинов Инсур Забирович — ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской Академии наук (сектор международно-правовых исследований), доктор юридических наук — специальность 12.00.10 — Международное право. Европейское право.главный редактор «Евразийского юридического журнала». Живет в г. Москве. Кандидатская диссертация на тему «Соотношение международного и национально-правового регулирования иностранных инвестиций в России» защищена в Институте государства и права Российской Академии наук под руководством профессора Богатырева А.Г. Там же в 2006 г. защищена докторская диссертация на тему «Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений: теория и практика» (научный консультант профессор И. И. Лукашук).
И. З. Фархутдинов — автор около 80 научных работ на русском и английском языках, в том числе книг: «Международное инвестиционное право и процесс» (М.: Проспект, 2013); «Международное инвестиционное право. Теория и практика применения» (М.: Волтерс Клувер, 2005); «Инвестиционное право» (М.: Волтерс Клувер, 2006, в соавторстве с В.А. Трапезниковым); «Иностранные инвестиции и международное право» Уфа: Изд-во Башкирского госуниверситета, 2001; «Международный инвестиционный арбитраж» (М., 2014, в соавторстве с Данельяном А.А.).
В 2007 г. на собственных концептуальных разработках учредил международное периодическое издание — «Евразийский юридический журнал» (с января 2009 г. выходит ежемесячно). В феврале 2010 г. журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Основные направления научных исследований: проблемы развития доктрины международного права, международное инвестиционное право, правовой режим иностранных инвестиций в России, арбитражная практика о мерах разумного государственного вмешательства в международный инвестиционный проект и др.
Проходил по гранту стажировку в США, участвовал на основе грантов в международных конференциях: Центральный Европейский университет (ЦЕУ, г. Будапешт, Венгрия); г. Тегеран (Иран); Берлин (Германия); Алматы (Республика Казахстан) и др.
И. З. Фархутдинов — член диссертационных советов при Институте государства и права Российской Академии наук, Дипломатической Академии МИД РФ, Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Farkhutdinov I. Z. RUSSIA AND CHINA: INVESTMENT COOPERATION IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL LAW (EXPERIENCE FOR EURASIAN INTEGRATION)
The article discusses the status and prospects of investment cooperation between Russia and China in the context of the new global redistribution of the world's natural resources. Today Russia and China occupy a brand new position in a rapidly changing, especially in 2014, global politics. The two-day visit of President Vladimir Putin to China was signed by a number of prospective contracts and agreements in terms of the global economy. Russia and China, after years of negotiations, signed a contract for 30 years on gas supplies.
Legal regulation of foreign investments in the Russian Federation and the People's Republic of China, which occurs on two levels — national and international — clearly demonstrates objective interdependence and interrelation of these two separate legal mechanisms.
Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the People's Republic of China on the Promotion and Reciprocal Protection of Investments (together with the Protocol of 09.11.2006) is a specialized bilateral treaty in legal support of investment relations between our two largest Eurasian states.
About the Author:
Farkhutdinov Insur Zabirovich — the leading researcher at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, the sector of international legal studies, LL.D.— specialty 12.00.10 — International law. European law. Chief editor of the «Eurasian Law Journal». Lives in Moscow.
PhD thesis «The proportion of international and national legal regulation of foreign investments in Russia» is protected in the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, led by Professor Aleksandr Bogatyrev. Also in 2006 defended his doctoral thesis on «International legal regulation of investment relations: Theory and Practice» (scientific advisor Professor Igor Lukashuk).
Insur Farhutdinov — author about 80 scientific works, including books: «International investment law and the process». Moscow. Prospect Publishing, 2013; «International investment law. Theory and Practice. «Moscow: Wolters Kluwer Publishing, 2005; «Investment Law». Wolters Kluwer Publishing, 2006, in collaboration with V.A. Trapeznikov; «Foreign Investments and International Law» Ufa: Bashkir State University Publishing, 2001; International Investment Arbitration. M.: 2014, in collaboration with Danelyan A.A.).
In 2007, on its own conceptual designs established international periodical issue — «Eurasian Law Journal» (since January 2009 is published monthly). In February 2010, the journal is included in the list of the leading peer-reviewed scientific journals and publications, which should be published by a major scientific results of dissertations for the degree of doctor and candidate of sciences.
Main lines of scientific research: Development of the doctrine of international law, International investment law, Legal regime of foreign investments in Russia, Arbitration practice of reasonable measures of state intervention in international investment project and etc.
Grant took an internship in the U.S. (2000), was based on grants won in international conferences: Central European University (CEU, Budapest, Hungary); Tehran (Iran); Berlin (Germany); Almaty (Kazakhstan), etc.
- Farkhutdinov — Member of Dissertation Council of the Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences, the Diplomatic Academy of the Russian Federation, the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation.
1. Роль России и Китая в евразийской геополитике
Роль России и Китая в новейшей евразийской геополитике обуславливается их географическим положением — они являются крупнейшими евразийскими государствами, а также сложившейся мировой обстановкой, связанной с экспансивной политикой Запада относительно Украины. Основной причиной трагических событий в Украине, как и прежде, при свержении законных правительств в Ираке, Ливии (в последние годы такая же попытка путем гибели мирных людей идет и в Сирии), выступает борьба за передел мировых энергетических ресурсов. Главным и единственным зачинщиком нового глобального передела мировых природных богатств являются Соединенные Штаты Америки. Страны Европейского Союза выступают в роли сателлитов, то есть по существу находятся в таком же зависимом положении, как страны Восточной Европы у гитлеровской Германии перед началом Второй мировой войны.
Новая мировая война по сути уже началась. И началась она в феврале текущего года, когда плацдармом глобальных, с точки зрения далекоидущих целей Запада, кровопролитных военных действий стала территория независимой (тогда) Украины. Речь идет о Мировой газовой войне, способной развязать настоящую Третью мировую войну уже не в далекой перспективе войне, направленной на установление экономического господства США над всем миром. Как раз Китай и Россия этому являются наиболее серьезной преградой.
Сегодня РФ и КНР занимают совершенно новое положение в быстро изменяющейся в 2014 году глобальной политике. Особенно в свете того, что в мае с.г., в ходе встречи в верхах, руководители России и Китая достигли полного понимания по всем вопросам как двухстороннего, так и международного сотрудничества. В рамках двухдневного визита президента Владимира Путина в КНР было подписано ряд перспективных контрактов и договоров с точки зрения глобальной экономики. Россия и Китай после многолетних переговоров заключили договор на 30 лет о поставках газа. Сумма контракта составит 400 млрд. долл., а общий объем поставляемого газа — более 1 трлн. кубометров.
Несколько цветных революций в бывших советских республиках вслед за свержением Саддама Хусейна в Ираке, Муамара Каддафи в Ливии, и попытка их распространения на Центральную Азию послужили укреплению сотрудничества между Китаем и Россией. Между Китаем, Россией, с одной стороны, и США, с другой, есть глубокие принципиальные различия. Китай и Россия находятся на одной стороне, а США — на другой. Китай и Россия против проводимой политики «демократических преобразований» в Центральной Азии, поскольку это может дестабилизировать весь евроазиатский регион.
Геополитические интересы Китая и России актуализирует то, что они имеют общие границы с центральноазиатскими государствами. У них много общих забот и интересов в регионе. В их числе обеспечение безопасности границ. На это нацелены Договор об укреплении доверия в военной области в районе границы и Договор о сокращении вооруженных сил в районе границы, которые были подписаны Китаем, Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.
Но наибольшим стимулом особых отношений между нашими евразийскими государствами является торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, которое приобретает теперь беспрецедентный характер.
Китай и Россия всегда были заинтересованы в развитии торговых отношений. История становления отношений России с Китаем показала обоюдную полезность приграничной торговли. Приграничные территории являются мощным фактором для развития российско-китайских отношений в новейших геополитических условиях. 20 лет назад правительства КНР и РФ подписали соглашение о торгово-экономических отношениях, после чего страны прошли эффективный и плодотворный общий путь развития, области двустороннего торгово-экономического сотрудничества постоянно расширяются, страны добились плодотворных результатов.
Лидеры наших стран Владимир Путин и Си Цзиньпин в мае этого года подписали также около 50 важных заявлений, которые будут служить фундаментальными документами для дальнейшего развития китайско-российских отношений. Кстати, в конце этого же месяца еще несколько сделок было озвучено в рамках Петербургского экономического форума.
Достигнутое тогда соглашение «Газпрома» с Китаем предусматривает, что Россия получит от Китая инвестиции в газодобычу в размере 20 млрд. долл., а также аванс в размере 25 млрд. долл. Эти средства позволят «Газпрому» начать строительство «Южного потока» без начальной поддержки Евросоюза. Кстати, это грозит Украине ежегодной потерей транзитного потока в перспективе до 40-50 млрд. куб. м газа.
Наблюдается стремительный рост объема торговли между РФ и КНР. Двусторонний товарооборот с менее 6 млрд. в 1999 году вырос до 83,5 млрд. долларов в 2011 — рост в более чем 13 раз! Сейчас Китай уже стал первым торговым партнером России, наша страна в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая заняла 9 место.
Постоянно продвигаются инвестиционное и экономико-техническое сотрудничество. Вплоть до конца 2011 года двусторонние взаимные прямые инвестиции составили 3 млрд. 800 млн. долларов, Россия стала девятой крупной страной, в которую КНР вкладывает прямые инвестиции. Предприятия и финансовые структуры двух стран намерены укреплять сотрудничество, вместе с тем постоянно углубляется взаимодействие между государствами в разработке энергетических и минеральных ресурсов, строительстве инфраструктуры, обновлении промышленного оборудования, переработке древесины, комплексном освоении сельского хозяйства, развитии высоких технологий. В настоящее время стабильно осуществляется ряд образцовых проектов. Кроме того, диверсифицируется модель двустороннего сотрудничества, китайские предприятия принимают активное участие в новом процессе приватизации в России, стороны проводят обсуждение по вопросам учреждения инвестиционного фонда, общего строительства и эксплуатации специальных экономических зон.
Россия и Китай намерены твердо развивать евразийские горизонты, играя конструктивную роль в межрегиональном экономическом сотрудничестве и управлении глобальной экономикой. В рамках ШОС, БРИКС, АСЕАН Россия и Китай действую в одном направлении, придерживаются духа взаимной выгоды и выигрыша, укрепляют взаимодействие и сотрудничество в рамках многосторонних механизмов, совместно преодолевают финансовый кризис, глобальные вызовы, связанные с безопасностью энергетических ресурсов, играют надлежащую роль для стимулирования процветания евроазиатского региона, а также для стабильного развития мировой экономики.
Между прочим, новейшие геополитические процессы отразились и на банковской сфере. Как следует из отчетности банков, публикуемой Центробанком, в десятку лидеров по росту активов за апрель 2014 года попали две кредитные организации, связанные с Китаем. У ЗАО «Торгово-промышленный банк Китая» (ТПБК, принадлежит Industrial and Commercial Bank of China) рост активов составил 78,7% (17,5 млрд. рублей), до 39,8 млрд. рублей, у ООО «Чайна констракшн банк» (ЧКБ, принадлежит China Construction Bank) активы повысились на 48,8% (или 3,7 млрд. рублей), до 11,3 млрд. рублей. Китайские банки увеличивали активы (активы банка — это сумма кредитного портфеля, вложений в ценные бумаги, собственный капитал и др.) под целевые проекты.
«Чайна констракшн банк» также будет кредитовать российские предприятия. Также китайцы заинтересованы в ряде инфраструктурных проектов — например, строительство в Подмосковье кластера для своих инноваторов.
ТПБК и ЧКБ также занимаются финансированием таких российских проектов, как Хуадянь-Тенинская ТЭЦ (совместный проект российской «ТГК-2» и китайской «Хуадянь» в Ярославле) и «Ямал СПГ». Привлечение дополнительных средств, а также успешное проведение недавних переговоров с Китаем на высшем уровне свидетельствует о хороших перспективах дальнейшего развития сотрудничества наших стран в энергетической сфере. Скорее всего, объемы финансирования российских проектов Китаем будут только наращиваться, а банки активно продолжат свой рост.
Итак, Центральная Азия расположена в центре евразийского континента. Она стратегически имеет важное значение с точки зрения обеспечения безопасности и стабильности в значительной части Евразии. Баланс сил на огромном пространстве евразийского континента зависит от каждого государства Центральной Азии, как и во всем регионе.
Вдохновителей новой мировой (пока газовой) войны манит не только Украина, но и этот регион, где сосредоточено огромное количество природных, прежде всего углеводородных, ресурсов мирового значения. Контроль за топливноэнергетическими ресурсами и путями их транспортировки дает возможность контролировать ситуацию в Центральной Азии. Центральная Азия расположена на стыке евроазиатских транспортных коридоров и там имеются широкие транспортно-коммуникационные сети. Через Иран центрально-азиатский регион имеет выход к Персидскому заливу, через Афганистан и Пакистан есть выход к Индийскому океану, а через Китай есть выход в Азиатско-Тихоокеанский регион...
2. Общие принципы международного инвестиционного права
Выделение обособленного международного инвестиционного права (МИП) основано на наличии критериев, которые общеприняты юридической теорией и практикой при разработке новых отраслей, подотраслей и институтов . МИП получил широкое распространение также в западной научной литературе (D. Carreau, R. Dolzer, P. Juillard, C. Schreuer, S. Vasciannie и др.).
Международное инвестиционное право, по мнению большинства китайских и российских ученых, необходимо обозначить в системе международного экономического права (МЭП).
Международное инвестиционное право представляет комплекс принципов, норм и правил договорного и недоговорного характера, регулирующих иностранную инвестиционную деятельность на территории принимающего государства. В условиях расширения нормативной системы международного права, его нормы регулируют не только межгосударственные отношения, но и регламентируют статус и деятельность и юридических лиц, в данном случае иностранных инвесторов, в соответствии с общими интересами государств.
И Россия, и Китай должны исходить из того, что их инвестиционная политика, с правовой точки зрения, представляет собой создание благоприятного инвестиционного климата для взаимных капиталовложений, что предусматривает использование национально-правовых форм и методов, а также, соответственно, международно-правового регулирования. Правовое регулирование инвестиционных отношений, прежде всего, означает формирование устойчивых юридических гарантий иностранным инвесторам. Инвестиционный процесс выступает как совокупность юридических норм, регламентирующих отношения, складывающиеся между различными участниками инвестиционной деятельности. Из единства предмета регулирования инвестиционного процесса, в условиях единого и взаимозависимого мира, и формируется инвестиционное право, состоящее из двух видов и сфер правового регулирования — национально-правового и меж- дународно-правового.
Доктрина международного инвестиционного права гласит, что формирование международного и национального механизмов правового регулирования иностранных инвестиций уже исторически происходило параллельно как два неразрывно взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. В течение всех предыдущих этапов государства на договорной основе шаг за шагом приближались к наиболее оптимальным формам и методам международно-правового регулирования иностранных инвестиций.
МИП обуславливается публичным характером, его нормы создаются на основе добровольного согласования воль государств, а регулируемые им отношения носят властный характер .
Некоторые китайские ученые Юй Тиньсон, У Чжипань, Яо Мэйчжэнь) полагают, что «МЭП отличается как от международного, так и от внутригосударственного права». Профессора Пекинского университета Юй Тиньсон и У Чжипань подчеркивают: «Чтобы лучше регулировать так называемые «комплексные правовые отношения», появилось «новое самостоятельное право», которое само по себе образует новую самостоятельную правовую систему. Его нормы включают в себя нормы международного и национального права, публичного и частного права» . Поэтому МИП считается отраслью МЭП.
Китайский ученый Яо Мэйчжэнь подчеркивает, что МЭП образует совокупность норм международного и национального права, регулирующих экономические отношения в международном обществе и международные экономические организации. МИП, по мнению Яо Мэйчжэнь, как отрасль МЭП, регулирует международные прямые инвестиции осуществляемые частными лицами (международные частные прямые инвестиционные отношения).
В этом смысле механизм правового регулирования иностранных инвестиций составляет комплекс норм и правил международного права и национального права, который определяет правовой статус иностранных инвестиций. В условиях расширения нормативной системы международного права его нормы регулируют не только межгосударственные отношения, но и обеспечивают статус и деятельность физических и юридических лиц в соответствии с общими интересами государств .
С точки зрения общей теории права принципы и нормы международного права юридически скрепляют нормативно-правовую систему МИП. Система МИП охватывает различные институты, принципы, нормы и правила в сфере правового регулирования иностранных инвестиций. В этой системе следует выделить, на мой взгляд, следующие в большей или меньшой степени обособленные подразделения: институт правовых гарантий иностранных инвестиций, институт принудительного изъятия иностранных инвестиций, институт страхования иностранных инвестиций, институт избежания двойного налогообложения, институт международного арбитражного права иностранных инвестиций, а также институт разумного вмешательства в международный инвестиционный проект .
Основной массив источников международно-правового регулирования иностранных инвестиций составляют двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, т.е. так называемые двусторонние инвестиционные договоры (ДИД).
Фундаментальными источниками МИП являются два многосторонних договора: Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами, юридическими и физическими лицами других государств 1965 г., учредившая Международный центр об урегулировании инвестиционных споров (МЦУИС) или ИКСИД-ICSID (International Center for Settlement of Investment Disputes); Сеульская конвенция об учреждении Международного агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) или МИГА (MIGA - Multilateral Investment Guarantee Agency) 1985 г.
Новеллой стали правовые нормы, заложенные в Соглашения, действующие в рамках ГАТТ/ВТО: Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС), регулирующее законотворчество государств-членов в части установления режима внешнеэкономических связей предприятий с иностранными инвестициями; Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС), определяющее режим инвестиций, осуществляемых в форме финансовых услуг; Соглашение по торговым аспектам охраны прав интеллектуальной ответственности (ТРИПС), под влиянием которого находятся инвестиции, осуществляемые в форме интеллектуальной собственности. Все эти три Соглашения, являющиеся составными неотъемлемыми частями системы ГАТТ/ВТО, так или иначе могут также выступать источниками правового регулирования иностранных инвестиций на территории госу- дарств-участников. Они требуют серьезного изучения в связи предстоящим вступлением России в ВТО.
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации и Китайской Народной Республике, происходящее на двух уровнях — национальном и международном — наглядно свидетельствует об объективной взаимообусловленности и взаимозависимости этих двух самостоятельных правовых механизмов. Поэтому проблема соотношения и взаимодействия международного права и национального права представляет одну из наиболее важных и сложных проблем в сфере МИП.
3. Роль международных договоров в регулировании иностранных инвестиций в России и Китае
Активное развитие международного инвестиционного сотрудничества, явившегося важнейшим фактором становления новой модели современного мира, способствует стремлению России и Китая закреплять свои отношения на основе многосторонних и двусторонних договоров.
Международные договоры, регулирующие инвестиции, отличает новый подход в развитии инвестиционного сотрудничества, основанный на исполнении государствами-участниками обязательств по регулированию инвестиций и установлению контроля за исполнением этих обязательств со стороны создаваемой на основе международного договора процедуры рассмотрения споров, связанных с инвестициями.
Основой для торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между РФ и КНР являются:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной республики «О торгово-экономических отношениях» (Пекин, от 5 марта 1992 года);
- Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года;
- Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики «О сотрудничестве в области модернизации экономики» (октябрь 2011 г., Пекин).
3.1. Многостороннее международно-правовое регулирование иностранных инвестиций
В области международного инвестиционного сотрудничества Россия участвует в нескольких международных многосторонних договорах, в том числе в Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанной в Сеуле в 1985 г. и ратифицированной Россией в 1992 г..
Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (далее — «Сеульская конвенция») представляет собой один из способов защиты имущественных прав иностранных инвесторов. К аналогичным инструментам защиты прав иностранных инвесторов относится Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (Вашингтонская конвенция) и которая пока еще не ратифицирована Россией. Вашингтонская конвенция, как правило, применяется при защите инвестиций наряду с двусторонними соглашениями о защите инвестиций.
КНР также участвует в универсальных и в региональных, а также двусторонних международных договорах об инвестициях.
КНР принимает участие в международных организациях экономической направленности (ВТО, АТЭС, АСЕАН и др.). Широко используются международные механизмы правового регулирования и защиты иностранных инвестиций. Совместно с АСЕАН Китай создал Зону свободной торговли — China- ASEAN FreeTradeArea (CAFTA), правила которые регламентируют поощрение и защиту взаимных инвестиций.
КНР, кстати, являлась первоначальным членом Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года. В 2002 году Постоянный совет Всекитайского Собрания Народных Представителей (далее — ВСНП) принял Решение «О вступлении Китайской Народной Республики во Всемирную торговую организацию» и ратифицировал «Протокол о вступлении Китайской Народной Республики во Всемирную торговую организацию» от 10 ноября 2001 года (далее — «Протокол»).
Как известно, составной частью права ВТО является Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС) 1994 года . В приложении к ТРИМС содержится Иллюстративный перечень, предусматривающий меры по национальному законодательству, которые могут оказать «сдерживающее или искажающее воздействие на торговлю». В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ТРИМС страны-члены ВТО берут на себя обязательство не применять вышеуказанные меры.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 «Протокола» с момента вступления в ВТО Китай берет на себя обязательство по соблюдению ТРИМС. КНР обязалась устранять или приостанавливать исполнение законов, постановлений или других правовых норм, в которых предусматриваются требования к местному содержанию, к инвалютному и торговому балансу.
В КНР в 2000-2001 годах с целью гармонизации с положениями ТРИМС был проведен ряд изменений в законодательство. Так, до изменений, в соответствии с положениями, вытекающими из статьи 10 Закона «Об эксплуатации совместных предприятий, основанных на китайском и иностранном капитале» (далее — Закон «О совместных предприятиях на капитале»), статьи 51 Положения Госсовета «Об осуществлении Закона «Об эксплуатации совместных предприятий, основанных на китайском и иностранном капитале», статьи 15 Закона «О предприятиях иностранного капитала», статьи 42 Положения «Об осуществлении Закона «О предприятиях иностранного капитала» и статьи 19 Закона «Об эксплуатации совместных предприятий, основанных на китайском и иностранном сотрудничестве» (далее Закон «О совместных предприятиях на сотрудничестве»), ПИИ обязаны закупать материальное сырье, топливо и другие материалы в Китае. После изменения в этих статьях ПИИ имеют право закупать материальное сырьё, топливо и другие материалы и в Китае, и
3.2. Двустороннее международно-правовое регулирование иностранных инвестиций
Становление и развитие правового регулирования иностранных инвестиций на двусторонней основе путем заключения специальных инвестиционныхдоговоров имеет почти полувековую историю. Формирование и развитие международного инвестиционного права за этот период показывает, что международные отношения в этой сфере регулируются, прежде всего, двусторонними инвестиционными договорами. Они могут называться по-разному: соглашения о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений и т.д.
Принципиальное значение в международно-правовом регулировании инвестиционных отношений имеют двусторонние договоры о поощрении и взаимной защите инвестиций. Основная их цель заключается в том, чтобы с помощью правовых средств обеспечить в условиях социально-экономического кризиса относительную стабильность воспроизводства и свободу движения капиталов в рамках мировой хозяйственной системы и особенно обеспечить приток иностранных инвестиций в развивающиеся государства, обезопасив от так называемых некоммерческих рисков. Международные двусторонние договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложении представляют собой специальные межгосударственное соглашения, предметом регулирования которых являются отношения, возникающие в связи с инвестированием иностранного частного капитала.
В литературе приводятся различные данные о количестве заключенных в мире двусторонних инвестиционных соглашений.
Двусторонние международные договоры в области инвестиционной деятельности заключаются также в рамках создаваемых экономических союзов государств. К ним, в частности, относится Содружество независимых государств (СНГ).
Наша страна к практике заключения двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите капиталовложений приступила в 1989 году, когда после более чем шестидесятилетнего перерыва вновь были открыты двери для иностранного капитала. СССР в 1989-1990 гг. подписал международные договоры в сфере иностранных инвестиций с Великобританией, Италией, Францией, Германией (всего с 14 странами Западной Европы). Российская Федерация, как правопреемница СССР, в том числе и в исследуемой сфере, в 1992 году активно включилась в международно-правовое инвестиционное сотрудничество на двусторонней основе. На сегодняшний день Россия заключила около 50 ДИД.
Международные двусторонние соглашения России с другими государствами о взаимном поощрении и защите капиталовложений направлены на обеспечение международно-правовой защиты, в первую очередь от некоммерческих рисков. Установление ясных, доступных и реализуемых правил, улучшающих инвестиционный климат и тем самым укрепляющих доверие между государствами, выступает важным стимулятором иностранных инвестиций. В поощрении иностранного капитала важны не только обязанность сторон стимулировать свои компании инвестировать финансовые ресурсы в другую страну, но задачи привлечения технологий, ноу-хау, современного менеджмента и т.д.
Регулирование иностранных инвестиций на двусторонней основе имеет в КНР достаточно длительную историю. Первый договор такого рода был заключен Китаем в 1980 году. В настоящее время их количество достигло 86. КНР заключила восемь межгосударственных (с США 1980 года, ФРГ 1983 года, Австрией 1985 года, Японией 1988 года, Турцией 1990 года, Венгрией 1991 года, Испанией 1992 года, Саудовской Аравией 1996 года) и 78 межправительственных. Национально-правовые источники регулирования иностранных инвестиций в России и Китаесоглашений.
4. Национально-правовые источники регулирования иностранных инвестиций в России и Китае
Как отмечалось выше, источники регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации содержатся как на национальном, так и международно-правовом уровнях. То есть государство, принимая национальные законодательные и другие нормативно-правовые акты, а также заключая (или присоединяясь) международные договоры, создаёт юридический комплекс из двухуровневых юридических норм и правил, регулирующих на своей территории иностранную инвестиционную деятельность.
Сперва рассмотрим национально-правовые источники регулирования иностранных инвестиций в России.
Высшей юридической силой в России обладает Конституция, образуя основу отечественной системы права. В сфере правового регулирования иностранных инвестиций Конституция Российской Федерации закрепляет важнейшие принципы: национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 3 ст. 62); недопустимость принудительного отчуждения собственности без выплаты предварительного и равного возмещения (ч. 3 ст. 35); отнесение к исключительной компетенции РФ наиболее важных аспектов правового регулирования иностранных инвестиций: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71), внешнеэкономические отношения РФ (п. «л» ст. 71); гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности (п. «о» ст. 71); запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких- либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 74).
Конституция России (ст.8) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Конституция России определяет: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора» (ч. 1 ст. 15).
Правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности, являющейся с точки зрения гражданского законодательства одним из видов предпринимательской деятельности, базируется на общих нормативных актах федерального уровня, в той или иной мере регулирующих экономическую деятельность в целом, и инвестиционную, в частности.
Многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций, разрешаются более общими законами. Это, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации. Правила, установленные ГК, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Именно он определяет основы для осуществления инвестирования, определяя правовое положение участников инвестирования, основания возникновения инвестиционных отношений ответственности и т.д.
Действующий ГК РФ характерен в первую очередь тем, что последовательно закрепляет принципы частного права, каковыми являются: равенство государства в экономической жизни общества, обеспечение беспрепятственного осуществления права собственности и гарантии восстановления нарушенного права. Гражданский кодекс нацелен на то, чтобы развивать свободу предпринимательства, создавать для него благоприятные правовые условия. Государственное регулирование, необходимость которого сохраняется и при рыночной экономике, строго предопределяется интересами общества в целом и интересами гражданина.
Важным законом относительно прямых иностранных инвестиций, является Федеральный закон № 164 «О лизинге» от 29.10.1998 г.
Наряду с нормами Гражданского кодекса деятельность инвесторов на территории Российской Федерации регламентируют также нормы административного законодательства, устанавливающие порядок и процедуру государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями и иных организационно-правовых форм инвестиционной деятельности, а также общие принципы и порядок фискально-надзорных и иных взаимоотношений отечественных и иностранных инвесторов с государством и уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами.
К законодательным актам такого рода можно отнести, например, законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О рекламе» и ряд других законодательных актов, а также указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие, например, порядок лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности, порядок и процедуру государственной регистрации коммерческих организаций и другие нормативные правовые акты.
Ключевое место в системе специальных законодательных актов в исследуемой области занимает Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ, который отменил действие Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» 1991 г.
В 1999 г. был введен в действие ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ, который применяется наряду с ранее принятым Законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». При этом Закон «Об инвестиционной деятельности» 1991 г. применяется в части, не противоречащей закону, принятому в 1999 г.
Возникает такой естественный вопрос: как же соотносится ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. с ФЗ№ 39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. и с Законом РСФСР «Об инвестиционной о деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г., который действует в части, не противоречащий последнему.
Два последних законодательных акта, если следовать их преамбуле, направлены на правовое обеспечение инвестиционного процесса вообще, то есть, стало быть, призваны играть роль lex generalis относительно ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Исходя из этой логики, следует применять закрепленные в этих двух предыдущих актах нормы для восполнения пробелов в Законе об иностранных инвестициях.
Закон об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений от 25 февраля 1999 г. не является lex generalis по отношению к Закону об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 9 июля 1999 г. Этот закон прямо отграничил сферу своего действия вложениями в основной капитал (здания, сооружения и др.), что практически осуществляется через возведение указанных объектов на основе строительного подряда.
Закон об иностранных инвестициях в РФ от 9 июля 1999 г.— единственный базовый закон, специально посвященный полному исключительному регулированию инвестиционных отношений международного характера. Будучи эксклюзивным правовым источником в исследуемой сфере, данный Федеральный закон рассматривает юридическое содержание понятийной базы инвестиционного права, в частности, впервые в российском законодательстве дается определение прямых иностранных инвестиций.
Настоящий Федеральный закон, принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользовании инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских иностранных инвестиций, разведки добычи минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.
Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций на основе специального и общегражданского законодательства носят комплексный характер.
Б) в Китае
В Китае до 1978 года национально-правое регулирование иностранных инвестиций отсутствовало. Дэн Сяопин с этого времени начал проводить кардинальные экономические реформы. Возникла острая потребность в правовых реформах. В Конституцию КНР 1982 г. существенные изменения вносились четыре раза — в 1988, 1993, 1999, 2004 годах. Были приняты сотни законов и тысячи подзаконных актов.
В настоящее время право КНР состоит из семи отраслей. Главной из них является конституционное право. Его образуют Конституция 1982 года и связанные с ней законы (например, Закон «О выборах Всекитайского Собрания Народных Представителей и местных собраний народных представителей разных инстанций» 1979 года).
Помимо конституционного права в КНР имеются следующие отрасли права: гражданское (основной источник — «Общие положения о гражданском праве» 1986 г.) и коммерческое право (например, Закон «О морской коммерции» 1992 г.), административное право (Закон «Об административном наказании» 1996 г.), экономическое право (Закон «О патенте» 1984 г.), социальное право (Закон «О труде» 1994 г.), уголовное право (Закон «Об уголовном праве» 1979 г.), судебное (Закон «Об уголовном процессе» 1979 г., Закон «О гражданском процессе» 1991 г.) и несудебное процессуальное право (Закон «Об арбитраже» 1994 г.).
В начале реформ из-за того, что правительство не имело опыта в регулировании иностранных инвестиций и относилось к ним с осторожностью, Китай не выработал единого закона об иностранных инвестициях, а исходил из принципа «целенаправленного законодательства». Издавались специальные законы или подзаконные акты, применяющиеся к определенной группе инвестиционных отношений. При этом законы об иностранных инвестициях принимались на заседаниях ВСНП. Основным назначением этих законов была регламентация конкретного вида предприятий с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ). Затем Госсовет КНР принимал акт обеспечивающего характера.
Го Шоукан и Чжао Сювэнь характеризуют «прямые» инвестиции как те инвестиции, по которым частное лицо одной страны вкладывает средства в предприятие за границу, и непосредственно или косвенно контролирует деятельность данного предприятия.
В сфере регулирования иностранных инвестиций 1 июля 1979 года был принят первый правовой акт — Закон «Об эксплуатации смешанных предприятий, основанных на китайском и иностранном капитале» (далее — закон «О смешанных предприятиях на капитале»). Этот закон регулирует учреждение, регистрацию, прекращение, формы организации и деятельность смешанных предприятий на капитале. Данный закон не только является первым законом об иностранных инвестициях, но и первым законом о компаниях общего характера. В соответствии с Законом «О смешанных предприятиях на капитале» иностранные инвесторы получили право вкладывать средства совместного предприятия в КНР. В целях обеспечения осуществления закона «О смешанных предприятиях на капитале» в 1983 году Госсовет принял Положение «Об осуществлении Закона «О смешанных предприятиях на капитале»».
12 апреля 1986 года ВСНП приняло Закон «О предприятиях иностранного капитала». Согласно этому закону иностранные инвесторы получили право открывать предприятия в КНР самостоятельно. В соответствии со ст. 2 данного Закона предприятие иностранного капитала — это предприятие, созданное в Китае полностью на основе капитала иностранного инвестора.
12 апреля 1986 года (то есть в один день с принятием Закона «О предприятиях иностранного капитала») ВСНП приняло «Общее положение о гражданском праве». «Общее положение о гражданском праве» можно назвать Гражданским кодексом КНР. Пункт 1 статьи 41 Общего положения предусматривает, что смешанные предприятия на капитале, смешанные предприятия на сотрудничестве и предприятия иностранного капитала, учрежденные в пределах КНР, приобретают статус юридического лица после регистрации в Департаменте по промышленности и торговле. Таким образом, статус ПИИ как китайского предприятия с иностранным участием определяется гражданским правом КНР.
В «Общем положении о гражданском праве» 1986 года была предусмотрена возможность создания смешанных предприятий на сотрудничестве. Закон «Об эксплуатации смешанных предприятий, основанных на китайском и иностранном сотрудничестве» (далее — Закон «О смешанных предприятиях на сотрудничестве») был принят ВСНП 13 апреля 1988 года.
В 1995 году в целях привлечения иностранных инвестиций в нужные для страны отрасли Государственный Плановый Комитет, Государственный Экономический и Торговый Совет и Министерство по внешней торговле и экономическому сотрудничеству официально опубликовали переработанное Временное Постановление «Об инструкции по направлению иностранных инвестиций» (далее — «Инструкция»).
«Инструкция» разделила экономические отрасли на четыре группы:
- отрасли с поощрением иностранных инвестиций (например, новые сельскохозяйственные технологии, транспорт);
- отрасли с разрешением иностранных инвестиций (все отрасли, которые не предусматриваются в остальных трех группах);
- отрасли с ограничением иностранных инвестиций (разведка и разработка редко-благородных полезных ископаемых);
- отрасли с запретом иностранных инвестиций (например, создающие угрозу государственной безопасности или общественному интересу).
В дополнение к «Инструкции» Государственный Плановый Совет, Государственный Экономический и Торговый Совет и Министерство по внешней торговле и экономическому сотрудничеству разработали «Инструктированный каталог отраслей для иностранных инвестиций». В этом документе устанавливается, какие конкретно отрасли считаются отраслями «с поощрением», какие — отраслями «с ограничением», а какие — «с запретом». Каталог часто изменяется в связи с ситуацией в конкретной отрасли. Действующий в настоящее время «Каталог» был утвержден в 2004 году.
Лишь через 14 лет после специального нормотворчества 29 декабря 1993 года был принят закон «О компаниях». Он разделил предприятия на виды по организационно-правовой форме. Данный Закон действует как в отношении ПИИ, так и в отношении предприятий отечественного капитала. Однако сфера применения закона «О компаниях» совпадает со сферой действия законов о предприятиях с иностранными инвестициями. Во-первых, в соответствии с законами о предприятиях с иностранными инвестициями ими могут быть компании с ограниченной ответственностью или акционерные компании; во-вторых, все эти законы регулируют учреждение, регистрацию, прекращение, форму организации и деятельность предприятий. Отличие между ними заключается в том, что Закон «О компаниях» регламентирует компании с ограниченной ответственностью и акционерные компании, а законы о ПИИ регламентируют предприятия именно с иностранными инвестициями.
Рассматривая китайское законодательство об иностранных инвестициях, можно выявить две специфические черты:
Первая. В КНР, в отличие от РФ и многих других стран отсутствует специальный закон об иностранных инвестициях. Иностранные инвестиционные отношения регулирует ряд специальных законов и подзаконных актов. Кроме того, в отношении инвестиций действуют нормативные акты общего характера (законы: «О компаниях», «О торговых марках», «О векселе», «О внешней торговле»и др.). Таким образом, в целом отношения с иностранными инвестициями в КНР регулируются общегражданским законодательством.
Вторая. К отечественным и иностранным инвестициям применяют разные законы («модель двухрельсового пути»). Например, Закон «О предприятиях на паях» 1997 года регулирует деятельность предприятий отечественного капитала, законы «О совместных предприятиях на капитале» и «О предприятиях иностранного капитала» регулируют деятельность предприятий с иностранными инвестициями.
В Китае образовался институт права об иностранных инвестициях, который охватывает нормы китайского экономического права, гражданского и коммерческого, а также административного права. Китайское право об иностранных инвестициях находится в процессе совершенствования. Этот процесс ускоряется и направляется международным правом. В целях эффективного регулирования иностранных инвестиционных отношений китайское право об иностранных инвестициях необходимо объединить в один закон, который станет основой китайского законодательства об иностранных 4. Двусторонний инвестиционный договор между Россией и Китаем: правовой анализ инвестициях
4. Двусторонний инвестиционный договор между Россией и Китаем: правовой анализ
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (вместе с Протоколом от 09.11.2006) является профильным двусторонним международным договором в правовом обеспечении инвестиционных отношений между нашими двумя крупнейшими евразийскими государствами.
Двусторонний договор между РФ и КНР о поощрении и взаимной защите капиталовложений был подписан 9 ноября 2006 году в Пекине. Кстати, накануне, 8 ноября того же года, данный ДИД был утвержден Распоряжением Правительства РФ (№ 1533-р): «В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» одобрить представленные Минэкономразвития России согласованные с МИДом России, Минфином России, Минюстом России и предварительно проработанные с Китайской Стороной проекты Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений».
Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений или, как их общепринято называть, двусторонние инвестиционные договоры, еще раз подчеркнем, являются центральными элементами правового регулирования частноправовых и публично-правовых отношений в рассматриваемой сфере.
Этот двусторонний инвестиционный договор между Россией и Китаем, как и все аналогичные соглашения, направлен на создание международно-правовых условий и гарантий для предпринимательской и инвестиционной деятельности инвесторов Российской Федерации и Китайской Народной Республики. При этом не допускается применение дискриминационных мер. Также определяются рамочные условия привлечения иностранных инвестиций, порядок допуска к капиталовложения модной стороны на территории государства другой стороны. Кроме того, устанавливается обязанность сторон обеспечивать полную защиту капиталовложений, в частности, не допускается применение мер принудительного изъятия.
ДИД между Россией и Китаем направлен на обеспечение международно-правовой защиты инвестиций на территории друг друга, в первую очередь от политических (некоммерческих) рисков. Установление ясных, доступных и реализуемых правил, улучшающих инвестиционный климат и тем самым укрепляющих доверие между Россией и Китаем, выступает важным стимулятором взаимных инвестиций. В поощрении иностранного капитала важны не только обязанность сторон стимулировать свои компании инвестировать финансовые ресурсы в другую страну, но задачи привлечения технологий, ноу-хау, современного менеджмента и т.д.
Во всех договорах имеется преамбула, в которой указываются цели и мотивы соглашения. В КНР, как и в РФ, преамбула рассматривается как составная часть договора. «В случае если в соглашении цели и мотив соглашения не предусматриваются или предусматриваются недостаточно четко, чтобы правильно понимать содержание соглашения и четко разъяснить права и обязанности сторон, нужно охватывать контекст, преамбулу и протокол в процессе толкования соглашения»,— подчеркивает Ян Вэй Дон.
В преамбуле анализируемого ДИД утверждается, что Правительство Российской Федерации и Правительство Китайской Народной Республики намерены создать благоприятные условия для капиталовложений инвесторов одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны. Они выражают уверенность, что взаимное привлечение, поощрение и защита таких капиталовложений приведет к стимулированию деловой инициативы инвесторов и повысит благосостояние обоих государств, а также активизирует сотрудничество обоих государств на основе равенства и взаимной выгоды.
4.1. Понятие «инвестиции» в ДИД между РФ и КНР
В наших научной литературе и законодательстве используются три разных, но адекватных, термина для описания процесса инвестирования: «инвестиции», «капитал», «капиталовложение». Но наиболее употребляемым является первая дефиниция. Что касается англоязычной литературы, то почти всегда используется слово «investments», то есть «инвестиции».
Понятие «инвестиции» является ключевым в сфере правового регулирования зарубежного инвестирования. Не случайно уже в первой же статье дано определение того, что из себя представляет «капиталовложение» для целей анализируемого инвестиционного соглашения между Россией и Китаем:
«Понятие «капиталовложение» означает все виды имущественных ценностей, которые вкладываются китайскими инвесторами на территории Российской Федерации, и наоборот, российскими инвесторами на территории Китая. Инвестиции включают в себя:
а) движимое и недвижимое имущество, а также любые имущественные права;
б) акции, вклады и иные формы участия в капитале коммерческих организаций;
в) права требования по денежным средствам или по договорам, имеющим экономическую ценность и связанным с капиталовложениями;
г) исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, в частности авторские права, патенты, товарные знаки, фирменные наименования, технологии и технические процессы, ноу-хау и устойчивые деловые связи;
д) права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе законодательства или договоров, разрешенных в соответствии с законодательством, в частности, связанные с разведкой, разработкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов».
Раскрытие правового содержания данной дефиниции имеет важное практическое значение, поскольку законодательно закрепляя те или иные средства материального и нематериального характера иностранными инвестициями, государство распространяет на них определённые параметры доступа, правового режима, правовой защиты. Только на «иностранные инвестиции» распространяются специальное инвестиционное законодательство и правовые нормы, правила международных договоров двустороннего, регионального и многостороннего характера в сфере иностранных инвестиций.
Между тем, выработка полного определения правового содержания понятия иностранные инвестиции и в силу сложности этого явления и самой категории, на что указывал ещё в своё время А.Г. Богатырев,— задача непростая. Трудность определения вызвана сложностью этого понятия и наличием нескольких видов и форм капитала и инвестирования. Иностранное частное инвестирование, как правило, осуществляется в форме прямых и портфельных инвестиций, которые представляют собой иностранную частную собственность физических и юридических лиц.
Правовое регулирование иностранных частных инвестиций является более сложным по сравнению с регулированием государственного иностранного инвестирования, так как осуществляется путем сочетания национально-правового и международно-правового регулирования. Особую сложность, в свою очередь, представляет регулирование прямых инвестиций, которое инвесторы осуществляют их путем создания совместных и смешанных компаний или иностранных компаний и их филиалов на территории принимающих их государств.
Кстати, китайские ученые разделяют инвестиции на «прямые» и «косвенные». По мнению некоторых китайских ученых (Ян Зихэн, Люй Яньфэн, Хэ Чйпэн и Сунь Лу), МИП регламентирует только международные прямые инвестиции. Косвенные инвестиционные отношения регулирует международное финансовое право.
В экономической литературе все произведённые товары (работы, услуги) условно подразделяются на потребительские и инвестиционные.
Статья 1 Закона о капитальных вложениях РФ также рассматривает инвестиции как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные инвестиции представляют собой бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счёт средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
В статье 3 Соглашения государств-участников СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г. под инвестициями понимаются все виды имущественных, финансовых, интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода), достижения социального эффекта.
В соответствии со ст. 2 ФЗ -160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранная инвестиция — это «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами, в том числе, денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Категория «инвестиция» объясняется во всех договорах способами как обобщения, так и перечисления. Так, согласно пункту 1 статьи 1 соглашения между Правительством КНР и Правительством Белоруссии о поощрении и взаимной защите инвестиций 1993 года, термин «инвестиции» означает все виды имущества, вложенного на территории договаривающейся стороны, принимающей инвестиции, в соответствии с ее законодательством, включая, в частности, но не исключительно: а) движимое и недвижимое имущество и имущественные права; б) акции или другие формы участия в предприятиях и компаниях; в) права требования по денежным средствам и любым обязательствам, имеющим экономическую ценность; г) авторские права, права на промышленное имущество, «ноу-хау» и технологию; д) права на осуществление экономической деятельности, предоставляемые в соответствии с законодательством или договорами, включая, в частности, права на осуществление разведки и эксплуатации природных ресурсов.
4.2. «Иностранный инвестор» в ДИД между РФ и КНР
Вторым, но не менее cсущественным, понятием в сфере правового регулирования иностранных инвестиций в России и Китае является «иностранный инвестор», то есть субъект инвестиционных правоотношений.
Статья 2 ДИД между РФ и КНР. Понятие «инвестор» означает:
а) любое физическое лицо, являющееся гражданином государства любой из Договаривающихся Сторон в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этой Договаривающейся Стороны;
б) любое юридическое лицо, включая компании, ассоциации, товарищества и иные организации, созданное или учрежденное в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами любой Договаривающейся Стороны и имеющее свое местонахождение на территории этой Договаривающейся Стороны.
Легальное определение иностранного инвестора дается в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В соответствии с данным Законом (ст.2) под иностранным инвестором понимаются:
- иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
- иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
- иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
- лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
- международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;
- иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.
Как видно, приведенный выше перечень легализует признание Россией правоспособности иностранного юридического лица, иностранной организации, иностранного гражданина и лица без гражданства, определяемой иностранным законодательством, в ходе осуществления инвестиционной деятельности.
4.3. Понятие «доходы» в ДИД между РФ и КНР
Статья 3. Понятие «доходы» означает средства, получаемые от капиталовложений, и в частности, хотя не исключительно, прибыль, дивиденды, проценты, доходы от капитала, роялти и другие вознаграждения, связанные с капиталовложениями.
Относительно ДИД Китая с третьими государствами, например, в пункте. 1 статьи 2 соглашения с Швецией и пункте 1 статьи 3 Соглашения с Малайзией закреплены лишь «инвестиции»; в пункте 1 статьи 4 договора с Финляндией — «инвестиции» и «доходы». Часть договоров (с Россией, ФРГ, Украиной, Египтом 1994 года) предусматривает «инвестиции» и «деятельность, связанную с инвестициями». Наконец, отдельные конвенции (например, с Новой Зеландией) содержат все три вышеуказанных вида.
4.4. Понятие «деятельность» в ДИД между РФ и КНР
Статья 4. Понятие «деятельность» означает владение, пользование и (или) распоряжение капиталовложениями.
«Деятельность, связанная с инвестициями» в разных соглашениях понимается по-разному. Так, в статье 3 Протокол к Договору с ФРГ в эту категорию включаются «управление, применение и использование инвестиций». Статьей 2 Протокола к Соглашению между Правительством КНР и Правительством Итальянской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций 1985 года41 к такой деятельности отнесены «въезд через границу», а также «задержка и путешествие, связанные с инвестициями».
В Договоре с Австралией (пункт 1 статьи 1) «деятельность» понимается еще шире. Она включает в себя следующие возможности: организацию, контроль и эксплуатацию, обслуживание и распоряжение компаниями, филиалами, представительствами, заводами или другими сооружениями, служащими хозяйству, заключение и исполнение договоров, получение, использование, защиту и распоряжение всеми разными имущественными ценностями, в том числе право на промышленное имущество и право интеллектуальной собственности, а также кредит, покупку и выпуск акций, покупку и продажу иностранной валюты.
В пункте 3 статьи 3 Соглашения между КНР и Японией о поощрении и взаимной защите инвестиций под деятельностью понимается: 1) сохранение филиалов, представительств, заводов и других соответствующих сооружений, служащих хозяйству; 2) контроль и управление компаниями, которые учреждены сами или приобретены; 3) приглашение на работу или увольнение специалистов, включая технический персонал, персонал высоких должностей, юристов и другой персонал; 4) заключение и исполнение договоров.
4.5. Понятие «территория» в ДИД между РФ и КНР
Статья 5. Понятие «территория Договаривающейся Стороны» означает: территорию Российской Федерации и территорию Китайской Народной Республики соответственно; морские районы, примыкающие к внешним пределам территориального моря каждой из указанных территорий, над которыми соответствующая Договаривающаяся Сторона осуществляет в соответствии с международным правом свои суверенные права или юрисдикцию в целях разведки, добычи, эксплуатации и сохранения природных ресурсов таких районов.
Под пространственной сферой действия договора международное право подразумевает территорию (часть территории), на которую будут распространяться положения заключенного международного договора.Статья 29 Венской конвенции о праве международных договоров гласит: «Если иное не явствует из договора или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории». Данное положение является общей нормой, которая не затрагивает договоров, правила которых предусматривают иную пространственную сферу, чем территория государств-участников. нннн
4.6. Режим инвестиций в ДИД между РФ и КНР
Принципиальное место в международных двусторонних договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений занимает определение общего правового режима. Правовое обозначение общего юридического стандарта для иностранных инвестиций имеет важное значение для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Новым, по сравнению с положениями российского законодательства, является включение в двусторонние международные соглашения о защите иностранных инвестиций условий режима, который получил в международно-правовой практике название «режим абсолютного стандарта». Такой режим предполагает общую характеристику предоставляемого иностранным инвестициям режима: «равноправный» и «справедливый режим», «режим, обеспечивающий полную и безусловную защиту инвестиций в соответствии с теми стандартами, которые приняты в международном праве».
Статья 3
Режим капиталовложений:
- Каждая Договаривающаяся Сторона обеспечивает на территории своего государства справедливый режим капиталовложениям инвесторов государства другой Договаривающейся Стороны и деятельности, связанной с капиталовложениями.
В соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами своего государства ни одна из Договаривающихся Сторон не должна применять какие-либо дискриминационные меры, которые могут препятствовать деятельности, связанной с капиталовложениями.
Главным содержанием двустороннего договора между Россией и Китаем является правовой режим инвестирования. Китайские ученые Чжэн Ан, Цзэн Хуа Цюнь подчеркивают: «Режим для иностранной инвестиции означает правовой статус, которым обладает иностранный инвестор, то есть их права и обязанности. На самом деле все содержания договоров обобщают в вопросе режима. Режим является ядром договоров». Режим закрепляется в специальных статьях, а также положениях о материальных и процессуальных правах инвесторов, а также в преамбулах некоторых договоров (например, со Швецией, Данией).
Двусторонние договоры КНР различают три режима инвестиций: а) «справедливый и равный» режим, б) режим «наибольшего благоприятствования», в) «национальный» режим.
Конкретной интерпретации «справедливого режима» (в других ДИД называется «благоприятный и справедливый режим») не существует, хотя некоторые его элементы считаются более или менее общепринятыми. Речь, в данном случае, идет о недискриминации, некоем минимальном стандарте, обязанности государства-капиталополучателя защищать иностранную собственность.
Китайские специалисты ЮйТиньсон и У ЧжиПань оценивают «справедливый и равный» режим как принципиальное установление, которое возглавляет остальные конкретные режимы. Договоры восполняют национальное право «в случае непредусмотрительности», используя абстрактности своего содержания в целях недискриминации иностранных инвестиций или иной деятельности, связанной с инвестициями, а также их полной защиты. «Справедливый и равный» режим предусмотрен в большинстве договоров (исключение составляют договоры с Южной Кореей, Беларусью, Чехословакией 1991 года).
Абсолютное большинство двусторонних договоров содержит термин «справедливый и равноправный» режим. Идея о недопустимости дискриминации иностранцев эволюциони- зировались веками, прежде чем она получила концептуальное, а затем и вообще международно-правовое признание.
Исторически применяемые иностранцев дискриминационные меры в отношении иностранцев являлись во все времена главным препятствием для развития международной торговли, установления нормальных личных связей между жителями различных стран. Но по мере укрепления международных экономических отношений пришло понимание того, что дискриминационный подход наносит вред всем без исключения государствам.
Современное международное право неуклонно придерживается в отношении иностранных юридических и физических лиц принципа недискриминации, который обязывает государство взаимно предоставлять иностранным лицам в стране пребывания наиболее благоприятные условия (наибольшее благоприятствование).
Принцип недискриминации не допускает произвольное одностороннее ограничение основных прав и свобод иностранных граждан, а требует от других государств создание для его граждан и фирм в хозяйственном обороте тех же условий, какими пользуются лица из всех других государств, т.е. общих и одинаковых для всех иностранных лиц.
В отношении правового статуса иностранных физических лиц ряд многосторонних международных договоров закрепили принцип недискриминации, предусмотрев обязательное предоставление иностранным лицам определенного минимума гражданских и гражданско-процессуальных прав.
- В соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами своего государства каждая Договаривающаяся Сторона предоставляет капиталовложениям и деятельности инвесторов государства другой Договаривающейся Стороны, связанной с капиталовложениями, не менее благоприятный режим, чем режим, который предоставляется капиталовложениям, а также деятельности инвесторов своего государства, связанной с капиталовложениями.
Страны-экспортеры капиталов чаще всего добиваются включения в договоры комбинации разных режимов, с тем чтобы инвестор мог выбирать наиболее выгодные условия. Поэтому кроме «справедливого и равного режима» договоры КНР содержат и другие режимы — «наибольшего благоприятствования» (договоры с Португалией 2005 года и Филиппинами 1992 года) или режим «наибольшего благоприятствования» с «национальным» режимом (договоры с Великобританией, Испанией, Словенией 1993 года., Исландией, Перу 1994 года, Саудовской Аравией, Японией, Южной Кореей и Россией).
Китай предоставляет иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования, что означает предоставление страной-реципиентом инвесторам на своей территории столь же благоприятного режима, который эта страна предоставляет гражданам и предприятиям третьей страны.
Итак, набирающее быстрые обороты российско-китайское инвестиционное сотрудничество, превращающееся в беспрецедентную мировую сделку, уже объективно не укладывается в глобальные планы превращения мировых природных ресурсов во внутреннюю кладовую США. В Северной Америке добыча газа пережила свой расцвет. Континенту приходится ввозить газ из Европы, Африки и Азии. А тут еще на полном серьезе некоторые американские политики обещают поставлять газ в страны ЕС.
Итальянское издание IlGiornale отмечает, что соглашение с Китаем на поставку российского газа затмило все другие достижения: «Москва, как центр Евразии, прекрасно видит, что центр тяжести неумолимо сдвигается в сторону Востока. Для Европы это настоящая катастрофа». Из-за санкций в отношении России, которые Европа приняла по требованию Вашингтона, Италия рискует потерять 10 миллиардов евро, однако катастрофические последствия санкций еще впереди, сообщает издание. Такие же в принципе тяжелые последствия ждут Германию и другие страны ЕС.
Кто же победит в начинающейся в Мировой газовой войне?
Об этом читайте в продолжении данной статьи.
(Продолжение читайте в следующем номере ЕврАзЮж)
Китай и Россия: через взаимные инвестиции к национальному благополучию (опыт национально-правового регулирования для евразийской интеграции)
Россия и Китай: взаимные инвестиции (опыт правового регулирования для евразийской интеграции)