В настоящее время в зарубежном праве существуют несколько институтов, называемых «народной инициативой» (используются также понятия гражданская, популярная инициатива, европейская народная инициатива и др.).
В любом деле главное - определиться с понятийно-категориальным аппаратом. Под «народной инициативой» в данной статье будет пониматься механизм демократии, основанный на непосредственном участии населения. Он позволяет определенному числу граждан посредством собранных подписей инициировать голосование в парламенте по предложенному ими законопроекту или проведение референдума. Народную инициативу не следует путать с институтом петиции (ходатайства), которая не является обязательной.
Институт народной инициативы закреплен в законодательстве многих стран - Венесуэлы, Испании, Италии, Латвии, Лихтенштейна, Словении, Хорватии, Швейцарии, Швеции, в региональном праве - земель Германии (например, Бавария, Берлин), штатов США, кантонов Швейцарии, провинций Финляндии и др.
Как правило, цель инициативы - голосование по заявленному вопросу, которым, чаще всего, является референдум по предложенному инициаторами законопроекту. Встречаются, однако, и иные виды народных инициатив (например, отзывные). Как известно, отнюдь не все проводимые в стране референдумы могут являться результатом «народной инициативы». Часто они инициируются государственными институтами. Так, во Франции Президент Республики может по предложению правительства и в соответствии со ст. 11 Конституции представить проект закона на референдум. В США законодательные органы штатов вправе передать законопроект на референдум. Вместе с тем у государственных институтов в этом случае перед населением есть преимущество: им не нужно собирать подписи для проведения референдума.
Однако для «инициативных голосований» необходимо собрать ряд подписей избирателей, число которых определено заранее. Так, в § 12 Конституции Берлина 1995 г. (в ред. 2014 г.), например, закреплена инициатива граждан о досрочном прекращении полномочий парламента Берлина. Инициировать ее должны не менее 50 000 избирателей. Подробно вопрос урегулирован законом Берлина 1997 г. (в ред. 2010 г.).
Референдумы, проводимые по народным инициативам, имеют некоторые общие черты.
Во-первых, текст, представленный на всенародном референдуме, может быть законопроектом. В этом случае он должен соответствовать Конституции, и не может нарушать принцип иерархии норм.
Во-вторых, текст может иметь целью внесение изменений в Конституцию. Однако количество требуемых подписей в этом случае значительно выше, чем для поправок в закон.
В-третьих, инициатива может принимать «комбинированную» форму и включать в ее текст изменения (как в Конституцию, так и в соответствующие законы). В этом случае применяется правило о количестве подписей, необходимых для внесения поправок в конституцию.
В странах, где часто проводится референдум по народным инициативам, чтобы избежать усталости избирателей и ограничить расходы, референдумы обычно группируются в одном туре или даже в тот же день, что и выборы[4]. Например, в Швейцарии референдумы проводятся четыре раза в год, в течение которых гражданина могут попросить голосовать на федеральных, кантональных и общинных референдумах, а также на местных или федеральных выборах.
В зарубежных государствах проводятся различные виды референдумов в рамках «народной инициативы».
«Абортивный референдум». В этом случае целью инициативы является просто отменить закон, не создавая текст. Во Франции этот тип референдума называется «отменяющим референдумом» (referendum abrogatif). В Италии - это единственный вид народной инициативы; граждане не вправе предлагать новый текст нового закона.
В США он именуется «вето-референдумом» (veto referendum). При этом референдум, обеспечивающий принятие нового закона, называться «инициативным». В некоторых штатах число подписей, необходимых для проведения «вето- референдума» ниже, чем для «инициативного референдума».
В Швейцарии граждане вправе предлагать текст, изменяющий Конституцию народной инициативой на федеральном уровне. Его принятие требует «двойного большинства» голосов (и населения государства в целом, и на уровне кантонов). Кроме того, в Швейцарии по законодательным вопросам на федеральном уровне возможен только «факультативный» референдум. На кантональном и общинном уровне референдум также возможен для предложения нового или изменения действующего нормативного акта.
В разных странах установлены разные планки по количеству голосов и сроки, необходимые для реализации «народной инициативы».
В Швейцарии, например, для запуска процедуры федеральной инициативы необходимы, минимум, 100 000 подписей, собранных в течение обязательного периода в 18 месяцев, и 50 000 для факультативного референдума в течение 100 дней. В Италии требуется 500 000 подписей. В Финляндии планка голосов избирателей установлена в 50 000.
В США ситуация разнится в зависимости от штата. Так, в Арканзасе количество подписей о вето-референдуме составляет 6% от числа избирателей, проголосовавших на выборах последнего губернатора. Интересно, что для законодательной инициативы нужны 8 %, для конституционной инициативы - 10 % голосов избирателей. В других штатах возможно одинаковое количество подписей для двух или даже для всех трех типов инициатив. Большинство штатов руководствуются предыдущими выборами губернатора, чтобы установить процент, принимая во внимание, что явка избирателей является относительно низкой. Все зависит от того, проходят ли выборы губернатора одновременно с президентскими выборами или нет; поскольку последние вызывают наибольший энтузиазм избирателей.
Вместе с тем, имеются и ограничения для народной инициативы. К этому можно по-разному относиться. Конечно, референдум, проводимый по решению народа, напрямую озвучивает голос населения и в этом смысле идея каких-либо ограничений неоднозначна. Тем не менее, все страны, в которых существует этот вид инициативы, имеют ограничения, существующие в самых различных формах.
Во-первых, когда речь идет о народной инициативе законодательного характера, она, очевидно, не должна нарушать положения Конституция. Если содержание инициативы неконституционно, референдум не может состояться, либо его можно отменить. Это, прежде всего, касается прав и свобод человека, упомянутых в Конституции, а также основ конституционного строя соответствующего государства.
С другой стороны, когда инициатива все-таки вносит допустимые поправки в Конституцию, в принципе возможны два типа ограничений.
А) Пределы, заранее установленные самой Конституцией. Это не означает, что инициатива должна уважать всю Конституцию (иначе инициатива была бы невозможна); Конституция может фактически представить в одной из своих статей список конкретных правил, которые эта инициатива не должна нарушать.
В США, например, инициативы существуют только внутри штатов и никоим образом не на федеральном уровне. Но в иерархии американских стандартов полнота федерального закона превосходит весь закон государств. Поэтому популярная инициатива является недействительной, если она противоречит Федеральной конституции или федеральному закону, даже если она изменяет Конституцию штата. Поэтому американские народные инициативы не распространяются все права и свободы Билля о правах, которые интерпретируются Верховным судом США. Такой же лимит применяется в Швейцарии для инициатив на уровне кантонов.
Соблюдение лимитов и ограничений обеспечивается специальными средствами. В их числе:
1) Юрисдикционные средства. За соблюдением правил инициатив ответственны высшие суды (например, Верховный Суд в США, Конституционный Суд в Италии). Вместе с тем, этот вид контроля содержит в себе внутреннее противоречие:
судьи формально не избираются для вмешательства в механизм прямой демократии. Судебный контроль, в принципе, некоторым образом, нарушает принцип народного суверенитета.
2) Парламентские средства. Эта форма представляется более приемлемой, поскольку депутаты все-таки прямо или косвенно избираются народом. Таким образом, презюмируется, что парламентарии вправе выполнять такую деликатную функцию.
Согласно ст. 68 Конституции Литвы, инициаторы должны указывать цели и задачи проекта. Законодательные инициативы регистрируются в секретариате парламента с указанием списка промоутеров. Юридический отдел парламента дает заключения по законопроекту, указав, соответствует ли проект действующему законодательству и техническим нормам правоприменения. Для презентации проекта в парламенте требуются: а) изучение проекта в Главном комитете, б) изучение проекта на заседании парламента и в) принятие проекта. В ходе работы главный комитет представляет свой доклад, и проводятся общие прения по основным положениям законопроекта, а также доклады других комитетов и изменения, предложенные гражданами с правом законодательной инициативы. После прений парламент голосует после подтверждения Главного комитета, если он одобряет проект и его изменения, принятые на сессии.
С точки зрения права, предоставление полномочий толковать нормы законопроекта парламенту (а де факто - победившей на выборах политической партии либо альянсу) является неортодоксальным. Но парламентский лимит не обязательно заключается в применении правила. Так, в частности, обстоит дело в Швейцарии, где только Федеральное собрание имеет право аннулировать текст федеральной народной инициативы (в любом случае в Швейцарии в отношении федеральных законов не существует контроля конституционности). На сегодняшний день, насколько мне известно, начиная с самого введения народных инициатив, только четыре были признаны недействительными парламенто. Следует отметить, что Ассамблея не обязана объявлять весь текст инициативы недействительной. Можно отменить лишь часть, остальная часть инициативы будет поставлена на голосование. Для того чтобы федеральная народная инициатива была поставлена на голосование, Ассамблея должна ее подтвердить и, возможно, выступить против встречного предложения, если оно будет поставлено на голосование одновременно.
Одной из разновидностей народной инициативы является «непрямая» инициатива. В США некоторые штаты применяют этот процесс; она фактически перекрывает юрисдикционные ограничения. После того, как «непрямая» инициатива собрала подписи, она представляется в законодательный орган штата, который затем может принять решение: в этом случае референдум не состоится. Если законодательный орган отвергает текст, он либо передается непосредственно на голосование народа, либо люди, стоящие за инициативой, должны будут собрать дополнительные подписи для инициативы, которая будет поставлена на голосование граждан. Так, в штате Огайо инициированные законы косвенны. Подписи для статута собираются в двух раунда: один до мероприятия, перед рассмотрением их законодательным органом, второй - для включения в бюллетень, если законодательный орган его не одобрит. В штатах Мэйн, Массачусетс, Мичиган, Невада и Вашингтон законодательные собрания штата получают право размещать альтернативное предложение в бюллетене наряду с инициативой, которую они не одобрили.
Еще одна проблема, связанная с референдумом, проводимым по народной инициативе, заключается в статусе закона, принятого народом. Этот вопрос возникает в двух аспектах.
Во-первых, в пределах. Возникает вопрос, может ли инициатива быть объявлена недействительной, даже если она уже была принята на референдуме? Усматривается противоречие с самим принципом суверенитета народа. В США и Италии, в частности, юрисдикция суда имеет приоритет. Напротив, в Швейцарии контроль парламента может быть только предварительным: после того, как инициатива была принята, ее нельзя отменить.
Во-вторых, в рамках законодательного процесса. Он касается возможности внесения поправок в эту инициативу после ее принятия в соответствии с обычной законодательной процедурой. Очевидно, что новая инициатива и новый референдум могут полностью отменить или изменить предыдущий текст. Но должен ли парламент сделать это после того, как народ принял инициативу путем референдума? В этом случае возможны два варианта:
А) Когда инициатива меняет Конституцию, ответа нет, поскольку субъекты, которые обеспечивают референдум по народной инициативе (Швейцария, штаты США), также предусматривают, что референдум является обязательным для изменения Конституции.
Б) Когда инициатива принята законом, тогда это возможно, поскольку роль парламента заключается в законотворчестве. Однако некоторые штаты США хотели избежать этого и предусмотрели в своих конституциях, что законодательный орган может изменить текст только квалифицированным большинством голосов или через несколько лет. Калифорния - единственный штат, где парламентская поправка полностью запрещена, если текст инициативы прямо не санкционирует ее.
В мировой практике используются и другие типы народных инициатив.
Одним из них является народная инициатива без референдума. Законопроект направляется в парламент и ему необходимо проголосовать за предложенный вариант. Такое правило, закреплено, например, в ст. 87 Конституции Испании. Такое вариант часто описывается как «право ходатайства». Подробно указанные вопросы урегулированы органическим законом 1984 г.
Другим вариантом является «отзывная» инициатива. В частности, штатах США (Калифорния), в Австрии, других странах существует процесс представления избранного представителя для отзыва народом. Например, согласно ст. 204.7 Конституции Венесуэлы, избиратели в количестве не менее 0,1% лиц, зарегистрированных в Гражданском и избирательном реестре, могут представлять инициативу.
Избиратели голосуют «за» или «против». Кроме того, каждый избиратель голосует дополнительно за кандидата на замену действующего лица, предполагая, что аннулирование будет принято (даже избиратели голосуют против отзыва). Если предложение об отстранении от должности отклоняется, незадачливый «претендент» остается на своем посту. Если одобряется, кандидат, набравший наибольшее количество голосов занимает его место.
В качестве примера можно привести отзыв губернатора Калифорнии Грея Дэвиса в 2003 году, в результате чего губернатором был избран А. Шварценеггер. Обратный пример - попытка отозвать Уго Чавеса в 2004 году в Венесуэле, которая закончилась неудачно. В среднем в США проводится до 200 попыток отзыва в год, примерно половина оканчивается успехом. Подобные референдумы проводятся и на уровне муниципалитетов. Отзываются члены городских советов, мэры, прокуроры и другие должностные лица.
Таким образом, законодательство различных государств в области народных инициатив существенно отличается друг от друга. Вместе с тем, широкое использование данного механизма свидетельствует о его эффективности и характеризует народную инициативу как институт непосредственной демократии.
БИРЮКОВ Павел Николаевич
доктор юридических наук, профессор Воронежского государственного университета