Основы создания федеральной территории были заложены в ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, дальнейшее развитие и функционирование федеральных территорий нашло отражение в Федеральном законе от 22.12.2020 г. № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» (далее - Федеральный закон №437-ФЗ). Особенности правового статуса федеральной территории исследуются и в научной литературе.
Как справедливо отмечают Н.В. Васильева, С.В. Праскова, Ю.В. Пятковская, в настоящий момент в отечественном государствоведении не имеется какой-либо целостной концепции федеральных территорий [3].
Федеральный закон № 437-ФЗ не дает определение понятию «финансовой основы федеральной территории», ограничиваясь характеристикой экономической основы федеральной территории. Анализ действующего федерального законодательства, общепринятых научных представлений [4, 5], позволяет сделать вывод, что финансовая основа является составным элементом экономической основы.
Ст. 43 Федерального закона № 437-ФЗ, ст. 3 Устава федеральной территории «Сириус» перечисляет источники формирования финансовой основы федеральной территории «Сириус»: бюджет федеральной территории, включая межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального, регионального (краевой бюджет Краснодарского края) и муниципального бюджетов (бюджет городского округа г. Сочи), добровольные отчисления и пожертвования и иные источники. Полагаем, что в состав финансовой основы федеральной территории «Сириус» следует включить и налоговую систему. Это обусловлено тем, что к компетенции представительного органа федеральной территории отнесено, в т.ч. установление и введение местных налогов.
В связи с этим, предлагаем следующее определение финансовой основы федеральной территории «Сириус» как комплексного правового института, регулирующего однородные общественные отношения, связанные с образованием, распределением, использованием фонда денежных ресурсов (бюджета) федеральной территории «Сириус», а также отношения, связанные с установлением и введением налогов на федеральной территории.
Характеризуя правовое регулирование бюджета федеральной территории «Сириус», можно выделить следующие особенности: на 2022 год принят первый бюджет федеральной территории[3]; в переходный период в 2022 году при формировании бюджета федеральной территории «Сириус» не действует ряд положений бюджетного законодательства, в том числе, по вопросу о формировании бюджета федеральной территории «Сириус» на три года (в 2022 году бюджет принят на один год); по распределению бюджетных ассигнований по структурным элементам бюджетной классификации расходов (отсутствует отдельное приложение о распределении по разделам, подразделам бюджетной классификации расходов; ведомственная структура расходов отражена в урезанном виде); по срокам внесения проекта бюджета на рассмотрение представительного органа (вместо внесения проекта бюджета федеральной территории не позднее 30 октября текущего года[4], срок внесения установлен 1 декабря) и ряд других[5].
Доходная часть бюджета федеральной территории «Сириус» может формироваться из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Анализ бюджета федеральной территории «Сириус» на 2022 год[6] позволяет сделать вывод, что бюджет является сбалансированным, его доходы и расходы составили 3,37 млрд. рублей; доходы бюджета на 2022 год формируются, в т.ч. из безвозмездных поступлений федерального бюджета и бюджета Краснодарского края (субсидий и субвенций, при этом значительную долю в формировании безвозмездных поступлений составляют субсидии); отсутствует государственный долг федеральной территории; сформирован дорожный фонд федеральной территории[7], источниками формирования которого являются такие же доходные источники, что и у региональных дорожных фондов; предусмотрен резервный фонд Администрации федеральной территории[8]; расходы бюджета направляются по следующим разделам бюджетной классификации расходов и их доля от общего объема расходов составляет: образование (28,9 %), национальная экономика (24,24 %), общегосударственные вопросы (18,16 %), жилищно-коммунальное хозяйство (12,41 %), физическая культура и спорт (9,7 %), социальная политика (4,51 %), здравоохранение (1,54 %), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (0,49 %), охрана окружающей среды (0,04 %), культура, кинематография (0,01 %). Таким образом, основными приоритетными направлениями расходов бюджета федеральной территории «Сириус» на 2022 год являются такие направления как: образование, национальная экономика, общегосударственные вопросы, жилищно-коммунальное хозяйство, что обусловлено целями создания данной территории, предусмотренными в ст.1 Федерального закона № 437-ФЗ. Также к особенностям следует отнести то, что отсутствуют отдельные разделы бюджетной классификации расходов в бюджете федеральной территории, которые предусмотрены в региональных бюджетах.
Специфика межбюджетных отношений, характеризующая особенности правового статуса федеральной территории, заключается, в т.ч. в возможности передачи субвенций на делегированные полномочия региональному, местному бюджету из бюджета федеральной территории; предусмотрен и обратный процесс - передача субвенций из регионального бюджета федеральной территории.
В Налоговый кодекс РФ в часть первую в настоящее время внесены изменения, затрагивающие полномочия представительного органа федеральной территории в отношении установления налогов[9], в т.ч. предусмотрены особенности в части установления региональных налогов (налоговые ставки по ним устанавливаются НК РФ, в отличие от местных налогов, где налоговые ставки устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ).
Анализ Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ)[10] позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего финансовую основу федеральной территории «Сириус». Полагаем, что формулировка, изложенная в ст. 8 Бюджетного кодекса РФ о том, что положения, установленные в отношении субъектов РФ распространяются и на федеральные территории (за рядом исключений), недостаточна для регулирования данного вопроса о федеральных территориях. Правовое регулирование финансовой основы федеральной территории обладает определенной спецификой, что обуславливает необходимость внесения изменений в действующее законодательство.
В связи с этим, полагаем, что необходимо внести следующие изменения в бюджетное законодательство:
- внести изменения в ст. 10 БК РФ и включить в структуру бюджетной системы бюджет федеральной территории «Сириус», расположив его после федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
- включить статью 7.1 в БК РФ о бюджетных полномочиях федеральной территории «Сириус»;
- включить статью 13.1 в БК РФ, закрепив положения о том, что бюджет федеральной территории предназначен для исполнения расходных обязательств федеральной территории; дополнить ст. 13 БК РФ положением о том, что в состав консолидированного бюджета РФ включается, в том числе, бюджет федеральной территории;
- необходимо включить главу 7.1 в БК РФ о доходах бюджета федеральной территории и предусмотреть ст. 84.1 БК РФ о расходных обязательствах федеральной территории.
Данные изменения позволят внести ясность, будут отражать системность в правовом регулировании финансовой основы федеральной территории «Сириус».
БОГУСЛАВСКАЯ НатальяАроновна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и финансового права Юридического факультета Хабаровского государственного университета экономики и права