Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Финансовая основа федеральной территории «Сириус»

Основы создания федеральной территории были зало­жены в ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, дальнейшее развитие и функционирование федеральных территорий нашло отра­жение в Федеральном законе от 22.12.2020 г. № 437-ФЗ «О фе­деральной территории «Сириус» (далее - Федеральный за­кон №437-ФЗ). Особенности правового статуса федеральной территории исследуются и в научной литературе.

Как справедливо отмечают Н.В. Васильева, С.В. Праскова, Ю.В. Пятковская, в настоящий момент в отечественном государ­ствоведении не имеется какой-либо целостной концепции федеральных территорий [3].

Федеральный закон № 437-ФЗ не дает определение понятию «финансовой основы федеральной территории», ограничиваясь характеристикой экономической основы фе­деральной территории. Анализ действующего федерального законодательства, общепринятых научных представлений [4, 5], позволяет сделать вывод, что финансовая основа является составным элементом экономической основы.

Ст. 43 Федерального закона № 437-ФЗ, ст. 3 Устава федеральной территории «Сириус» перечисляет источ­ники формирования финансовой основы федеральной территории «Сириус»: бюджет федеральной территории, включая межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального, регионального (краевой бюджет Крас­нодарского края) и муниципального бюджетов (бюджет городского округа г. Сочи), добровольные отчисления и пожертвования и иные источники. Полагаем, что в состав финансовой основы федеральной территории «Сириус» следует включить и налоговую систему. Это обусловлено тем, что к компетенции представительного органа феде­ральной территории отнесено, в т.ч. установление и вве­дение местных налогов.

В связи с этим, предлагаем следующее опреде­ление финансовой основы федеральной территории «Сириус» как комплексного правового института, ре­гулирующего однородные общественные отношения, связанные с образованием, распределением, исполь­зованием фонда денежных ресурсов (бюджета) феде­ральной территории «Сириус», а также отношения, связанные с установлением и введением налогов на фе­деральной территории.

Характеризуя правовое регулирование бюджета фе­деральной территории «Сириус», можно выделить следу­ющие особенности: на 2022 год принят первый бюджет федеральной территории[3]; в переходный период в 2022 году при формировании бюджета федеральной террито­рии «Сириус» не действует ряд положений бюджетного законодательства, в том числе, по вопросу о формирова­нии бюджета федеральной территории «Сириус» на три года (в 2022 году бюджет принят на один год); по рас­пределению бюджетных ассигнований по структурным элементам бюджетной классификации расходов (отсут­ствует отдельное приложение о распределении по разде­лам, подразделам бюджетной классификации расходов; ведомственная структура расходов отражена в урезанном виде); по срокам внесения проекта бюджета на рассмотре­ние представительного органа (вместо внесения проекта бюджета федеральной территории не позднее 30 октября текущего года[4], срок внесения установлен 1 декабря) и ряд других[5]. Пример HTML-страницы

Доходная часть бюджета федеральной территории «Си­риус» может формироваться из налоговых, неналоговых до­ходов и безвозмездных поступлений. Анализ бюджета феде­ральной территории «Сириус» на 2022 год[6] позволяет сделать вывод, что бюджет является сбалансированным, его доходы и расходы составили 3,37 млрд. рублей; доходы бюджета на 2022 год формируются, в т.ч. из безвозмездных поступлений феде­рального бюджета и бюджета Краснодарского края (субсидий и субвенций, при этом значительную долю в формировании безвозмездных поступлений составляют субсидии); отсутствует государственный долг федеральной территории; сформирован дорожный фонд федеральной территории[7], источниками фор­мирования которого являются такие же доходные источники, что и у региональных дорожных фондов; предусмотрен резерв­ный фонд Администрации федеральной территории[8]; расходы бюджета направляются по следующим разделам бюджетной классификации расходов и их доля от общего объема расхо­дов составляет: образование (28,9 %), национальная экономи­ка (24,24 %), общегосударственные вопросы (18,16 %), жилищ­но-коммунальное хозяйство (12,41 %), физическая культура и спорт (9,7 %), социальная политика (4,51 %), здравоохранение (1,54 %), национальная безопасность и правоохранительная де­ятельность (0,49 %), охрана окружающей среды (0,04 %), культу­ра, кинематография (0,01 %). Таким образом, основными при­оритетными направлениями расходов бюджета федеральной территории «Сириус» на 2022 год являются такие направления как: образование, национальная экономика, общегосударствен­ные вопросы, жилищно-коммунальное хозяйство, что обуслов­лено целями создания данной территории, предусмотренны­ми в ст.1 Федерального закона № 437-ФЗ. Также к особенностям следует отнести то, что отсутствуют отдельные разделы бюд­жетной классификации расходов в бюджете федеральной тер­ритории, которые предусмотрены в региональных бюджетах.

Специфика межбюджетных отношений, характеризу­ющая особенности правового статуса федеральной террито­рии, заключается, в т.ч. в возможности передачи субвенций на делегированные полномочия региональному, местному бюджету из бюджета федеральной территории; предусмо­трен и обратный процесс - передача субвенций из региональ­ного бюджета федеральной территории.

В Налоговый кодекс РФ в часть первую в настоящее вре­мя внесены изменения, затрагивающие полномочия пред­ставительного органа федеральной территории в отношении установления налогов[9], в т.ч. предусмотрены особенности в части установления региональных налогов (налоговые ставки по ним устанавливаются НК РФ, в отличие от местных на­логов, где налоговые ставки устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа федеральной тер­ритории в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ).

Анализ Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ)[10] позво­ляет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершен­ствования законодательства, регулирующего финансовую основу федеральной территории «Сириус». Полагаем, что формулировка, изложенная в ст. 8 Бюджетного кодекса РФ о том, что положения, установленные в отношении субъектов РФ распространяются и на федеральные территории (за ря­дом исключений), недостаточна для регулирования данного вопроса о федеральных территориях. Правовое регулирова­ние финансовой основы федеральной территории обладает определенной спецификой, что обуславливает необходи­мость внесения изменений в действующее законодательство.

В связи с этим, полагаем, что необходимо внести следу­ющие изменения в бюджетное законодательство:

  • внести изменения в ст. 10 БК РФ и включить в струк­туру бюджетной системы бюджет федеральной территории «Сириус», расположив его после федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
  • включить статью 7.1 в БК РФ о бюджетных полномо­чиях федеральной территории «Сириус»;
  • включить статью 13.1 в БК РФ, закрепив положения о том, что бюджет федеральной территории предназначен для исполнения расходных обязательств федеральной террито­рии; дополнить ст. 13 БК РФ положением о том, что в состав консолидированного бюджета РФ включается, в том числе, бюджет федеральной территории;
  • необходимо включить главу 7.1 в БК РФ о доходах бюджета федеральной территории и предусмотреть ст. 84.1 БК РФ о расходных обязательствах федеральной территории.

Данные изменения позволят внести ясность, будут от­ражать системность в правовом регулировании финансовой основы федеральной территории «Сириус».

БОГУСЛАВСКАЯ НатальяАроновна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и финансового права Юридического факультета Хабаровского государственного университета экономики и права

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях