Persona Grata

Евразийский юридический журнал

Инсур Фархутдинов:
Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.
Интервью с доктором юридических наук, главным редактором Евразийского юридического журнала Инсуром Забировичем Фархутдиновым

Insur Farkhutdinov: ENSURING PEACE AND SECURITY IN EURASIA (INTERNATIONAL LEGAL ASSESSMENT OF THE EVENTS IN SYRIA)

Interview with Insur Zabirovich Farkhutdinov, Ph.D. in Law, Editor-in-chief of the Eurasian Law Journal

Визитная карточка:

Фархутдинов Инсур Забирович, выпускник Дипломатической академии МИД России, ведущий на­учный сотрудник Института государства и права Российской Академии наук (сектор международно­правовых исследований), доктор юридических наук - специальность 12.00.10 - Международное право. Европейское право, главный редактор «Евразийского юридического журнала». Живет в г. Москве. Кандидатская диссертация на тему «Соотношение международного и националь­но-правового регулирования иностранных инвестиций в России» защищена в Институте государства и права Российской Академии наук под руководством профессора Богатырева А. Г. Там же в 2006 г. защищена докторская диссертация на тему «Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений: теория и практика» (научный консультант профессор И. И. Лукашук).

И. З. Фархутдинов - автор около 80 научных работ на русском и английском языках, в том числе книг: «Международное инвести­ционное право и процесс» М.: Проспект, 2013; «Международное инвестиционное право. Теория и практика применения» М.: Волтерс Клувер, 2005; «Инвестиционное право» (М.: Волтерс Клувер, 2006, в соавторстве с В. А. Трапезниковым; «Иностранные инвестиции и международное право» Уфа: Изд-во Башкирского госуниверситета, 2001; Международный инвестиционный арбитраж. М.,2014, в соавтор­стве с Данельяном А. А.).

В 2007 г. на собственных концептуальных разработках учредил международное периодическое издание - «Евразийский юридический жур­нал» (с января 2009 г. выходит ежемесячно). В феврале 2010 г. журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Основные направления научных исследований: проблемы развития доктрины международного права, международное инвестицион­ное право, правовой режим иностранных инвестиций в России, арбитражная практика о мерах разумного государственного вмешатель­ства в международный инвестиционный проект и др.

Проходил по гранту стажировку в США, участвовал на основе грантов в международных конференциях: Центральный Европейский университет (ЦЕУ, г. Будапешт, Венгрия); г. Тегеран (Иран); Берлин (Германия); Алматы (Республика Казахстан) и др. И. З. Фархутдинов-член Диссертационных Советов при Институте государства и права Российской Академии наук, Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. И. З. Фархутдинов-член Диссертационных Советов при Институте государства и права Российской Академии наук, Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

***********************************************************************

- Уважаемый Инсур Забирович, как Вы оценили бы международную ситуацию после серии ноябрьских те­рактов в Париже, вероломной атаки Турции на россий­ский бомбардировщик?

- После сбития лайнера с российскими пассажирами, се­рии ноябрьских терактов в Париже, вероломной атаки Турции на российский бомбардировщик, угрозу миру и безопасности в Европе, да и во всем мире, исходящую от действующих на территории Сирии и Ирака групп международных боевиков, я бы даже назвал катастрофической. Речь уже можно вести о таком новом явлении как глобальный терроризм, который, по моему мнению, гораздо опаснее обычного международного терроризма, действовавшего прежде. В ходе массовой неле­гальной миграции, как показывает серия ноябрьских терактов в Париже, в Европу просочились профессионально обученные головорезы, прошедшие «академию терроризма» в Ираке, Си­рии. Сегодня они держат в страхе Европу, Америку, а не толь­ко Большой Ближний Восток.

«Сегодня мы вновь лицом к лицу столкнулись с разруши­тельной варварской идеологией и не имеем права допустить, чтобы новоявленные мракобесы добились своих целей», - ска­зал совершенно правильно В. В. Путин, оглашая свое ежегод­ное послание Федеральному собранию России.

В глобальный терроризм вовлечены целые государства, тайком или открыто поддерживающие террористов так на­зываемого Исламского государства (ИГ). Президент Турции Эрдоган лично приказал сбить российский бомбардировщик Су-24. Об этом пишет портал разоблачительной информации WikiLeaks.

Глобальный терроризм фактически начался в 2013 году, когда вооруженные некоторыми странами Запада и арабского Востока до зубов террористы, объявившие себя ни много ни мало «Исламским государством», как говорится, среди бело­го дня при всем честном народе, точнее, международном со­обществе, захватили огромные территории двух суверенных государств - Сирии и Ирака.

Опасность глобального терроризма, сегодня исходящая от ИГ и других террористических группировок, обостряется еще и тем, что за последние четыре года насильственно, при грубом нарушении Устава ООН, основных принципов и норм международного права, свержены законные правительства в соседних странах (Египет, Ливия, Тунис, Йемен). А незадолго до этого был основательно разрушен вполне благополучный Ирак, являющийся очень много веков назад колыбелью чело­веческой цивилизации. В 2003 году США, выкручивая руки своим союзникам, пошли на применение военной силы в этом суверенном государстве без санкции Совета Безопасно­сти ООН, что и сегодня автоматически позволяет считать дей­ствия военных сил НАТО агрессией. Между тем в настоящее время запрет на использование силы и угрозы силой является общим принципом права.

Постоянные члены Совбеза ООН Россия и Китай занима­ли позицию невмешательства во внутренние дела и не нару­шения государственных границ Ирака (а сегодня - аналогично Сирии). Попутно отметим, что роль России и Китая в новей­шей евразийской геополитике обуславливается не только их географическим положением - они являются крупнейшими евразийскими государствами, а также сложившейся мировой обстановкой, связанной с экспансивной политикой Запада от­носительно стран Северной Африки, Ближнего Востока. Ев­разийская геополитика кардинально изменилась в результате государственного переворота в Киеве в феврале 2014 г. и пре­вращения Украины по сути в американский протекторат.

Уверен, международное право в условиях новых вызовов и угроз требует сочетания национальных интересов и выживания всего сообщества, недопущения использования силы права.

- Содействие свержению изрядно прогнивших и кор­румпированных, но все-таки законных режимов С. Мило­шевича, С. Хусейна, М. Каддафи, Х. Мубарака, В. Янукови­ча фактически привело к подрыву и/или уничтожению государственности на огромных территориях современ­ного мира и спровоцировало гражданскую войну. В ито­ге, можно сказать, сложилась доминирующая на Западе однополярная концепция, которая подрывает мир и без­опасность во всем мире, грубо попирает основные прин­ципы и нормы международного права. Каковы правовые основания и границы применения силы для восстановле­ния международного мира и безопасности с точки зрения международного права?

- Сегодняшняя гражданская война в Сирии - это еще один наглядный пример бездумной внешней политики США, которая началась с насильственного свержения законных пре­зидентов Саддама Хусейна, Муамара Каддафи, Хосни Му­барака. В результате на Большом Ближнем Востоке к власти пришли экстремистские силы. Регион стал источником меж­дународного терроризма, то есть еще более взрывоопасным. Положение населения резко ухудшилось: крайняя нищета, гибель мирных жителей, тысячи беженцев, ухудшение эконо­мического положения.

С августа 2014 США и их союзники осуществляют авиау­дары по позициям так называемого Исламского государства в Сирии и Ираке. При этом их действия происходят без согла­сия законного правительства Б. Асада, идут вразрез с между­народным правом и нарушают суверенитет Сирийской Араб­ской Республики (САР). Поскольку только Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нару­шения мира или акта, в соответствии со ст. 39 Устава ООН, агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Иначе любое применение военной силы явля­ется, с точки зрения международного права, агрессией.

Определение агрессии - так прямо озаглавлена резолю­ция 3314 (ХХ1Х) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года. Агрессией статья 1 считает применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной не­прикосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовмести­мым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.

- Коалиция США подвергают бомбардировке терри­торию САР уже больше года, с формальной точки зрения это можно ли считать агрессией?

- Принцип невмешательства во внутренние дела государств является одним из основополагающих принципов современного международного права, закрепленных в Уставе ООН и ряде дру­гих международных документов. Он в качестве общего принци­па межгосударственных отношений формировался в процессе борьбы наций за свою государственность. Современное понима­ние принципа невмешательства в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных меж­дународных документах: Декларации о принципах междуна­родного права 1970 г., Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела госу­дарств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г.

- Каковы глубинные причины современных конфлик­тов? По мнению профессора О. Н. Хлестова, из событий, происходящих на севере Африки и в Сирии, самым опас­ным является возрастание использования иностранного вмешательства для насильственного свержения законных правительств и замены их угодными для иностранных кругов. Так ли это? Не идет ли уже речь об угрозах меж­дународной безопасности на всей территории Евразии, начиная с Гибралтара, кончая всем Азиатско-Тихоокеан­ским регионом, да и во всем мире?

- Итак, десятилетиями, а то и веками на Ближнем Вос­токе копились межэтнические, религиозные, политические противоречия, острейшие социальные проблемы. Попытки извне грубо переустроить страны стали той спичкой, которая привела к разрушению целых государств, всплеску террориз­ма и, в конечном счёте, к многолетней угрозе миру во всем мире. Проходившие на севере Африки, Йемене, Ираке и в Си­рии события были результатом не только внутренней борьбы, но и иностранного вмешательства, которое порой играло ре­шающую роль, например, в Ливии, Египте. Западные страны (США. Великобритания, Франция), ряд арабских стран, Тур­ция всячески противодействуют борьбе законного правитель­ства Сирии с оппозицией, стремящейся вооруженным путем свергнуть легитимное правительство. Эти страны годами под­держивают оппозицию, оказывая ей политическую, экономи­ческую, информационную и военную помощь, в связи с чем она не соглашается ни с какими уступками, которые предла­гает правительство Асада (новая конституция, выборы и т.п.).

Ближний Восток как был десятилетиями очагом между­народной напряженности, так и остается до сих пор. Ситуа­цию осложняет и то, что Сирия и Израиль де-юре находятся в состоянии войны, так как мирный договор между этими стра­нами не подписан до сих пор.

Политическая ломка Ближнего и Переднего Востока, юго­западной конечности Евразии, вступила в крайне опасную фазу. Практически с момента основания Сирийской Арабской Республики, Советский Союз оказывал ей дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Израилем. Дипло­матические отношения между странами были установлены в январе 1944 года, одновременно с провозглашением Сирией независимости. В настоящее время они основаны на базовом российско-сирийским договоре от 1980 года.

В общем, еще в октябре 1980 года был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социа­листических Республик и Сирийской Арабской Республикой. 14 ноября 1980 года он был ратифицирован указом Президи­ума Верховного Совета СССР. В декабре 1991 года Сирия при­знала Россию официальной правопреемницей СССР. Статья 14 гласит: «Настоящий Договор будет действовать в течение двадцати лет со дня его вступления в силу. Если ни одна из Вы­соких Договаривающихся Сторон не заявит за шесть месяцев до истечения указанного срока о своем желании прекратить действие Договора, он будет оставаться в силе на следующие 5 лет и так до тех пор, пока одна из Высоких Договаривающих­ся Сторон не сделает за шесть месяцев до истечения текущего пятилетия письменного предупреждения о своем намерении прекратить его действие».

Договор о дружбе и сотрудничестве от 8 октября 1980 года, подписанный 35 лет назад, и сегодня является надежной основой для развития всесторонних отношений между Рос­сией и Сирией. Еще тогда стороны в статье 1 заявили о своей решимости неуклонно развивать и укреплять сотрудничество и в военной сфере. Статья 6 двухстороннего международного договора которого гласит: «в случае возникновения ситуаций, угрожающих миру или безопасности одной из Сторон либо создающих угрозу миру или нарушение мира и безопасности во всем мире, Высокие Договаривающиеся Стороны будут не­замедлительно вступать в контакт друг с другом с целью ко­ординации своих позиций и сотрудничества для устранения возникшей угрозы и восстановления мира».

Данный двусторонний международный договор как ре­зультат согласования воль двух суверенных государств, выра­жает общую волю России и Сирии, что, кстати, имеет важные последствия для норм договорного права. Воля государства при любой форме ее выражения (в договоре, обычае и т.д.) определяется его интересами и, прежде всего, политически­ми и экономическими. Через волю государств экономическая структура общества осуществляет решающее воздействие на развитие международного права. Международное право, яв­ляясь регулятором международных отношений, выполняет две неразрывно связанные и взаимопроникающие функции: стабилизирующую и созидательную.

- 30 сентября уходящего года Россия начала бомбар­дировки террористических групп, действующих на тер­ритории Сирии. Насколько это было оправданно с точки зрения международного права и способно содействовать ослаблению и даже решению конфликта? А в какой мере участие в конфликте соответствует приоритетам внеш­ней и внутренней политики России, в т.ч. закрепленных в Концепции внешней политики РФ? Также, не приведет ли активизация военного участия России в Сирии к гума­нитарной катастрофе?

- Российская военная операция, начавшаяся 30 сентября 2015 года в Сирии, проводится по просьбе его законного пра­вительства. В отличие от бомбардировок США и их некоторых союзников, единственной целью военной операции России, проводимой по просьбе правительства Сирии, являющего­ся суверенным государством со всеми вытекающими отсюда международно-правовыми полномочиями, является установ­ление мира. Российские военные находятся в Сирии в полном соответствии с международными правилами и нормами, ко­торые, напомним, были юридически закреплены в Договоре о дружбе и сотрудничестве от 1980 года.

Позиция России в отношении Сирии, которая выгодно отличается от ее позиции по Ливии (по мнению специали­стов, тогда была допущена непоправимая дипломатическая ошибка), совершенно иная, чем позиция западных стран. Россия, вместе с рядом других государств - Китаем, Индией, Бразилией, Ираном, - выступают за соблюдение международ­ного права, против иностранного давления на законное прави­тельство Сирии, против поддержки вооруженной оппозиции. Россия добивается, чтобы международное сообщество помога­ло противоборствующим сторонам прекратить военные дей­ствия и мирным путем, путем переговоров решить вопросы государственного устройства страны. Россия также предлагает сторонам свои добрые услуги, посредничество и другие по­добные акции.

Позиция России по Сирии является законной и целесо­образной в рамках международного права. «Мы действуем на основе Устава Организации Объединенных Наций, то есть основных принципов современного международного права, в соответствии с которым тот или иной вид помощи, в том чис­ле военной помощи, могут и должны быть предоставлены ис­ключительно законному правительству той или иной страны, на его согласие или просьбу, или по решению Совета Безопас­ности Организации Объединенных Наций», сказал Путин.

«Военные поставки для борьбы с террористами ведутся с соблюдением всех формальностей и в рамках существую­щих контрактов между правительствами России и Сирии. Все наши контакты по линии военно-технического сотрудничества с сирийцами абсолютно законны. Россия учитывает обстанов­ку в этом регионе и поставляем туда только то оружие, кото­рое не может быть использовано против других стран. По­верьте мне: все, что у них есть, направлено исключительно для защиты своих границ и борьбы с террористами», продолжил президент России.

И сегодня Россия и Сирия, являясь многолетними союз­никами в соответствии с Договором о дружбе и сотрудничестве от 8 октября 1980 года, остаются верными целям и принципам Устава ООН, в том числе принципам уважения суверенитета, национальной независимости, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела, изложенным в двусто­роннем договоре.

С 2000 года Башар Асад является бессменным прези­дентом Сирии. Его отец Хафез Асад в течении около 30 лет обеспечивал порядок и благополучие народа. В 2011 году ис­кусственно извне были организованы массовые протесты, в ре­зультате которых и возникло невиданное до сих пор чудовище, назвавшее самого себя Исламским государством.

Что касается опасений о гуманитарной катастрофе, то она уже имеет место. Банды боевиков осуществляют еже­дневный террор против населения на захваченной терри­тории, убивая сотни и тысячи людей каждый день. ИГ и их кровники занимаются грабежом природных ресурсов Си­рии и Ирака, поставляя на черный рынок (в том числе на территорию Турции при попустительстве официальной Анкары) нефть на десятки и сотни миллионов долларов. Недавно террористы так называемого Исламского государ­ства уничтожили уникальные памятники истории в Паль­мире. Источником гуманитарной катастрофы является как раз ИГ.

- Что же из себя представляет так называемое Ислам­ское государство Ирака и Леванта (сокращенно ИГ или ИГИЛ)?

- Эта крупнейшая международная террористическая организация, создана по заказу «Аль-Каиды» 15 октября 2006 года путём слияния одиннадцати радикальных исламистских группировок. С 2013 года ИГ, взявшее под свой контроль боль­шую часть территории Сирии и Ирака, (между прочим при попустительстве некоторых арабских монархических режи­мов, к чему подтолкнули их, повязанных финансово, США) фактически определяют, как непризнанное квазигосударство с шариатской формой правления и штаб-квартирой в сирий­ском городе Ракка. 29 июня 2014 года ИГ провозгласил себя всемирным халифатом.

- Как следует оценивать это явление с позиций меж­дународного права и внутригосударственного законода­тельства?

- ИГ к началу российских бомбардировок насчитывал около 80 тысяч боевиков (50 тысяч из них действовали в Си­рии), выходцев из стран Ближнего Востока, Европы и США, а также России и других стран СНГ. Костяк организации состав­ляют бывшие сотрудники силовых ведомств Ирака, покинув­шие службу после свержения Саддама.

Какой здравомыслящий человек не будет соглашаться с тем, что исламские боевики являются врагами цивили­зации, мировой культуры, человечности. А как же иначе? Человек съедает сердце и печень солдата сирийских прави­тельственных войск - этот содрогающий сердца всех людей эпизод прошел, пожалуй по всем телевизионным каналам. Но эти же СМИ между тем молчат, что этот людоед явля­ется, по некоторым сведениям, командиром одного из под­разделений так называемой Свободной сирийской армии (ССА), воюющей бок о бок с ИГИЛ против законного прави­тельства Сирии. Создана 29 июля 2011 г. не без поддержки Франции, между прочим, имеющей более чем два века де­мократических традиций.

Франция, США и некоторые страны ЕС считают «Свобод­ную сирийскую армию» (ССА) легитимным представителем сирийского народа. Оппозиция получает денежную и во­енную помощь, причем, не только из западных стран, а еще Катара и Саудовской Аравии - традиционными соперниками Ирана и Сирии за влияние на Ближнем Востоке. ССА Запад выдает за «умеренных» террористов. Оказывается, бывают и «умеренные» каннибалы. Это есть торжество ценностей запад­ной демократии!?

Еще раз подтверждается то, как Запад уже давно навя­зывают всему миру некие «универсальные», по их мнению, либерально-демократические ценности, которые зачастую не отвечают особенностям развития различных стран и наро­дов. Для некоторых радетелей западных ценностей и людоед может быть «хорошим террористом», защищающим «запад­ные ценности». Им даже нипочем и то, что террористические группировки активно рекрутируют детей для ведения боевых действий - на фронтах ежедневно наравне с взрослыми терро­ристами гибнут дети-бойцы.

Заметьте, ИГИЛ - первая в истории террористическая организация-миллиардер. Основной источник ее финансовых поступлений - грабежи, разбойные нападения, вымогатель­ства, торговля нефтью на черном рынке, получение выкупов за заложников. Особая статья доходов - финансирование из стран Персидского залива. Террористы ИГ, например, полу­чили, по некоторым сведениям, 4 млрд долларов от поддан­ных Саудовской Аравии.

В сентябре 2014 года группировка громогласно пригро­зила России «освобождением» Чечни и Кавказа. В июне 2015 года в Интернете появилось видеообращение, в котором за­являлось, что все подконтрольные «Имарату Кавказ» (Кавказ­ский эмират - исламистская террористическая организация, действующая на Северном Кавказе и ставящая своей целью создание независимого исламского государства) боевики при­носят присягу «Исламскому государству».

В декабре 2014 года Верховный суд РФ признал терро­ристическими международные организации «Исламское го­сударство» и «Фронт ан-Нусра», запретив их деятельность на территории страны. Таким образом, был удовлетворен иск Ге­неральной прокуратуры России. В связи с этим любое участие в деятельности «Исламского государства» и «Фронта ан-Нусра» на территории России считается уголовным преступлением. В ряде и других стран наёмничество признаётся преступлением и подлежит уголовному преследованию.

- Главное обвинение, выдвигаемое против правитель­ства Асада, - нарушение прав человека. А как обстоят дела с соблюдением прав человека со стороны других участни­ков конфликта, и как эти вопросы регламентирует меж­дународное право?

- США и их союзники по НАТО усиленно внушают ми­ровой общественности, что Башар Асад - вероятный военный преступник, начавший гражданскую войну с вооруженного подавления мирных демонстраций, использовавший бочко­вые бомбы и химическое оружие против гражданского насе­ления страны... Согласитесь, сценарий тот же, что применялся и против легитимного лидера Ирака Саддама Хусейна.

Позиция России неизменна, Асад был и остается леги­тимным руководителем Сирии. В случае насильственного его свержения при попустительстве, а то и прямой под­держке стран НАТО и Персидского залива, страну ждет незавидная судьба Ирака, Ливии, Египта, Украины... Пре­доставление военной поддержки незаконным структурам противоречит принципам современного международного права и Устава Организации Объединенных Наций.

Армия Башара Асада остается единственной силой на территории Сирии, которая при помощи российской авиа­ции реально борется с террористами.

В Сирии после того, как оппозиция начала военные действия против правительства, напомним, погибло около 250 тыс. человек. Но там внутренний, немеждународный во­оруженный конфликт, когда действуют не нормы между­народного права о защите прав человека, предназначенные для мирного времени, а гуманитарное право. Как показыва­ет международный опыт, обычно в подобных конфликтах все противоборствующие стороны повинны в нарушении правил ведения военных действий - гуманитарного права. То же про­исходит и в Сирии: вооруженная оппозиция, использующая терроризм, прежде всего, виновна в гибели мирных жителей, военнослужащих правительственных войск, полиции и других должностных лиц. А в случае победы оппозиции число жертв увеличится.

На большом Ближнем Востоке происходит массовое на­рушение прав человека. Россия поддерживает линию Совета Безопасности ООН на рассмотрение и прекращение массовых нарушений прав человека как подпадающих под главу VII Устава ООН. Она также выступает за соблюдение гуманитар­ного права во время межгосударственных и немеждународных вооруженных конфликтов в Сирии. Вопрос о правах человека - остро-политический, часто используется некоторыми стра­нами, в первую очередь США, как инструмент для достижения их внешнеполитических целей, противоречащих принципам и нормам международного права. Кстати, США так и не стали участником ряда таких договоров; например, Пакт об эконо­мических и социальных правах 1966 г., Факультативный про­токол 1966 г. к Пакту о политических и гражданских права.

Россия обвиняет «Исламское государство» в многочис­ленных преступлениях против мира и человечности. Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными про­токолами 1977 г. Жертвами группировки становятся целые народы (курды, езиды), и религиозные группы: христиане, шииты и другие. Их террористы истребляют методично по нацистскому сценарию. Согласно докладу правозащитной организации Amnesty International, сотни женщин и девочек, многим из которых 14 и 15 лет и даже моложе (сообщалось о жертвах 11 лет) стали жертвами групповых изнасилований и попали в сексуальное рабство. ИГ репрессирует не только лю­дей, но и объекты культурного наследия. От рук террористов пострадали уже более 700 уникальных исторических объектов.

- Прекращение любого насилия и скорейшее мир­ное урегулирование кризиса самими сирийцами без ино­странного вмешательства путем диалога между прави­тельством и оппозицией было согласовано консенсусом в резолюциях СБ № 2042 и 2043 и в Женевском коммюнике «Группы действий» от 30 июня 2012 года. На Западе Баша­ра Асада считают виновным в нарушении этих соглаше­ний. Так ли это?

- Но именно участвующие в сирийском конфликте сторо­ны, конфликтующие с правительством САР, и их зарубежные покровители явно или косвенно саботировали эти важнейшие документы.

В частности, в Заключительном коммюнике «Группы действий» по Сирии, принятом в Женеве 30 июня 2012 года участники «Группы действий» заявили о своей приверженно­сти суверенитету, независимости, национальному единству и территориальной целостности Сирии (пункт 3). Как известно, государственный суверенитет является фундаментом в регу­лировании международных отношений и в создании между­народных организаций и межгосударственных объединений. Это признано нормами международного и национального права.

Стороны обязались в полном объеме осуществить план из шести пунктов и резолюции № 2042 и 2043 Совета Безо­пасности. В частности, заявили о том, что прекращение во­оруженного конфликта должно подкрепляться незамедли­тельными, вызывающими доверие и зримыми действиями правительства Сирии по выполнению других положений плана из шести пунктов, а также о решимости действовать безотлагательно и активно, с тем, чтобы положить конец на­силию и нарушениям прав человека и начать проводимый под руководством сирийцев политический процесс, ведущий к переходу, который отвечает законным чаяниям сирийского народа.

- Кому же выгодно перманентное военное противо­стояние в регионе?

- Слишком многие игроки стремятся получить свои ди­виденды от полного распада Сирии как суверенного государ­ства, чтобы не обращать внимания на страдания миллионов людей (в Сирии, напомним, погибло, по разным оценкам, около 250 тыс. людей за последние 4 года). Определенные силы и в Турции, и Саудовской Аравии, да и не только, тайно или явно рассчитывают на то, что у них хватит инструментов и ресурсов, чтобы направить полыхающий огонь на своих про­тивников. В общем, Большой Ближний Восток по-прежнему сотрясает не только Евразию, но и весь мир.

Положения Устава ООН, относящиеся к использованию силы, сохраняют свое значение и в настоящее время. Запрет на применение силы, за исключением случаев, определенных Уставом ООН, носит характер императивной нормы междуна­родного права и не может быть легко изменен или отменен по причине даже многочисленных нарушений или на основании правовой позиции, которой придерживаются лишь одно или несколько государств, какой бы военной и экономической мо­щью они не располагали.

С точки зрения международного права на охваченной войной этой, юго-западной, части Евразии, может быть вос­становлен мир путем создания региональной системы коллек­тивной безопасности. Региональные системы коллективной безопасности могут быть созданы в соответствии с п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование региональных со­глашений или органов «при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и прин­ципами Организации». Что касается Сирии, то такие регио­нальные организации, как Лига арабских государств (ЛАГ), Организация исламского сотрудничества (ОИС) не могут обе­спечить мир и безопасность в регионе. Поскольку они под дав­лением Саудовской Аравии и Катара заняли позицию про­тив законного правительства Башара Асада, тайно оказывая финансовую поддержку террористическим группировкам, в массовом порядке проливающим кровь в Сирии и Ираке. А теперь уже и в Париже.

- Сегодня говорят о кризисе ООН как многолетнего хранителя международного права. Каковы проявления и последствия снижения эффективности ООН для между­народного мира и безопасности?

- Ослабление роли ООН происходило все последнее де­сятилетие и заключалось в самом допущении того, что госу­дарство, которое ни на кого не нападает и никому не угрожает, почему-то должно быть «принудительно разоружено» в том числе и с помощью военной силы. Именно применение во­енной силы запрещено Уставом ООН, а отказ от применения силы, как и суверенное равенство всех субъектов международ­ного права, входят в так называемые основополагающие прин­ципы международного права, с которых начинаются как Устав ООН, так и все учебники международного публичного права.

Обвинения ООН в неэффективности ее механизмов, призванных сохранить мир и безопасность, в значительной мере справедливы. Дух Основных Принципов международ­ного права, сформулированных в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права 1970 года и Хельсинкском заключительном акте Совещания по безопасности и сотруд­ничеству в Европе 1975 года, до сих пор не обеспечен буквой точных и последовательных нормативно-правовых установ­лений. Речь идет о таких основополагающих принципах, как неприменение силы и угрозы силой, невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, террито­риальная целостность государств, равноправие и самоопреде­ление народов, разрешение международных споров мирными средствами, уважение прав человека и основных свобод. Их нарушение буквально взрывает международно-нормативную систему.

Более того, в условиях начавшегося в 2014 году нового рез­кого противостояния между Западом и Востоком в результа­те государственного переворота в Киеве, происходит разлад устоявшейся десятилетиями после учреждения ООН между­народно-нормативной системы, что также способствует, я уве­рен, эскалации напряжения.

Все началось с 24 марта 1999 г., когда США и их союзни­ки по НАТО, вопреки принципам и нормам международного права, Уставу ООН, совершили агрессию против Союзной Ре­спублики Югославии. Эта многонедельная агрессия помимо бесчисленных жертв среди мирного населения и разрушений гражданских объектов фактически вызвала широкомасштаб­ную экологическую катастрофу. Никакой ответственности за эти тяжкие злодеяния политические руководители США и НАТО не понесли.

Тогда впервые с момента учреждения ООН в 1945 году были игнорированы не только принципы «ялтинско-потсдам­ской» системы мироустройства, сложившейся после Второй мировой войны, но и вся структура международного права Нового времени, ведущая свои истоки от Вестфальского мира и провозгласившая принцип национального суверенитета.

Еще ярче проступил кризис ООН с началом агрессии против Ирака. 20 марта 2003 г. США и Великобритания во­преки Уставу ООН, принципам и нормам международного гуманитарного права, стандартам в области прав человека со­вершили вооруженное нападение на суверенное государство Ирак, чем продемонстрировали всему миру господство права силы в международных отношениях. Война привела к гибели десятков тысяч мирных граждан и сотням тысяч беженцев, тя­желейшим разрушениям инфраструктуры и хозяйства стра­ны. Совет Безопасности не принял никакой резолюции, осуж­дающей военные действия США против этого суверенного государства. Что сегодня, через одиннадцать лет, происходит в Ираке, фактически лишенном полноценного суверенитета, - мы все видим.

Вместо устранения опасности терроризма эта затяжная война превратила Ирак в международную «академию терроризма» и вы­звала активизацию террористических организаций в других райо­нах мира, которая может сохраниться и после прекращения войны. Устранив Ирак как самостоятельный фактор в международной поли­тике и превратив тем самым Иран в региональный центр силы, угро­жая Тегерану бомбардировками, США создали новую проблему себе и другим государствам как в регионе Ближнем Востоке, так и в плане распространения оружия массового уничтожения.

США захватили Ирак, а сегодня пытаются захватить Си­рию, чтобы установить контроль над его нефтяными богат­ствами, а не ради распространения демократии. То же самое можно сказать и о событиях, охвативших страны Ближне­го Востока, арабских революциях 2011 года. Война в Ливии красноречивое тому подтверждение. Между прочим, сегод­няшние кровавые события в Сирии меняют расклад сил не только в районе Персидского залива, но и на мировых рынках энергоносителей и международных инвестиций. По некото­рым оценкам, объёмы залежей газа и нефти в Левантийском бассейне, к которому примыкают границы Сирии, Израиля, Кипра, Ливана, составляют почти 3,5 триллионов куб. ме­тров. Продолжающаяся почти три года гражданская война всегда считалась фактором, который ограничивал любые по­пытки проведения разведывательных работ на территории Сирии. Почему? Пока США не установили там свой полный контроль?

В «Декларации тысячелетия», принятой Генеральной Ас­самблеей ООН 8 сентября 2000 года, выражена решимость го­сударств «повышать уважение к верховенству права в между­народных и внутренних делах». В 2011 г. война НАТО против Ливии происходила с грубейшими нарушениями мандата, выданного им резолюцией СБ ООН № 1973. В конечном итоге войска НАТО совершили интервенцию и фактически насиль­ственно свергли законное правительство Муамара Каддафи. Вполне благополучная Ливийская Джамахарийская респу­блика (жизненный уровень народа едва ли не был одним из самых высоких в Африке) вернулась во времена средневековья. Что происходит в Ливии сегодня? Народ донельзя обнищал, готов пуститься вплавь в Средиземноморье, чтобы как-то вы­жить.

Сирийский конфликт уже давно серьезно влияет на сре­ду безопасности в Турции и за ее пределами, и в дальнейшем Анкара рискует безнадежно увязнуть в трясине этого кризиса подобно тому, как Саудовская Аравия уже сейчас не может найти военного выхода из конфликта в Йемене. На практике дальнейшее ослабление или даже свержение режима Асада приведет лишь к усилению позиций радикальных исламистов и активизации этно-конфессионального противостояния и ха­оса в Сирии. Как следствие, вместо предполагаемого Анкарой решения сирийской проблемы в свою пользу, Турция полу­чит усиление очага нестабильности у своих границ, который, к тому же, уже сейчас оказывает дестабилизирующее влияние на ситуацию внутри самой Турции.

Политическое руководство США и Великобритании воз­омнили себя неким мировым жандармом, которому позволе­но посредством развязывания агрессивной войны наказывать лидеров других государств, элементарно попирая Устав ООН, в создании которой они принимали самое активное участие и являются постоянными членами ее главного органа - Совета Безопасности.

- Существуют ли пути умиротворения сирийского конфликта в реалиях современной системы междуна­родных отношений? Насколько своевременны и адекват­ны меры предпринятые в этом направлении СБ ООН, а также ведущих акторов мировой политики? Насколько конструктивна политика России по данному вопросу? Насколько актуальна проблема переформатирования системы международных отношений и международной безопасности в условиях глобализации общественных от­ношений?

- Может ли выполнить Сирия политические решения до того, как уничтожит террористов и достигнет стабильности по всей территории страны? Вопрос не риторический.

Москва в последние месяцы настойчиво продвигала идею подключения сирийских вооруженных сил к антитеррористи- ческой коалиции, в которую входят страны региона и запад­ные державы. В этом контексте Россия рассматривает воен­ную помощь Дамаску как необходимую для противодействия террористической угрозе. «Инициатива президента России о противодействии ИГ включает в себя в качестве стержневого элемента необходимость бороться с терроризмом повсемест­но, без попыток устанавливать градацию: где «террористы» хорошие, а где - плохие».

Кровавые революции в вышеназванных странах, назван­ные почему-то «цветными революциями», грубо нарушая нормы международного права на евразийском пространстве в том виде, со­провождались незаконным вмешательством США и ряда других ве­дущих стран НАТО и ЕС в дела государств СНГ. Казалось бы, США, оставшись единственной сверхдержавой после распада СССР, должны были стать, как обещали громогласно, мировым га­рантом стабильности. Но увы, напротив, они все чаще прояв­ляют инициативу в возникновении вооруженных конфликтов в разных частях света.

Ни одна страна не имеет право навязывать свое превос­ходство другим суверенным государствам и силой заставлять подчиниться своему политическому или экономическому диктату, суверенитет является неотъемлемым свойством го­сударства - такова позиция России. К сожалению, Запад все чаще отходит от принципа суверенного равенства государств.

Между тем, применение односторонних санкций недо­пустимо, ключевым условием для достижения стабильности в международных отношениях является верховенство права.

Сегодня отчаянные попытки основательно разрушить Сирийскую Арабскую Республику продолжаются, задача - расчленить и создать на ее исторической территории ряд про­текторатов, имеющих, как выяснилось недавно, громадные залежи углеводородов. Прямое вмешательство во внутренние дела вышеназванных арабских стран в ходе так называемых «цветных», а на самом деле террористических, революций, как раз и стало причиной расцвета терроризма на большом Ближнем Востоке. Разве можно было представить тот хаос и разгул тер­роризма в Египте при президенте Мубараке? Уверен, что не­возможно было бы и крушение пассажирского лайнера А321 на Синае, повлекшее гибель россиян.

Массовая нелегальная миграция ужаснула Европу, что стало прямым следствием вышеупомянутых, так называе­мых цветных революций, спровоцированных извне и прак­тического уничтожения государственности на огромной территории Северной Африки, Ближнего Востока и Афга­нистана. В составе многотысячных толп мигрантов в Европу, как оказалось, и просочились профессионально обученные наемники, прошедшие «академию терроризма» в Ираке, Сирии.

Массовые потоки беженцев в Европу были спланирова­ны. Оказывается, западные банкиры заранее знали, куда и как пойдет поток беженцев. Потому что загодя «вдруг» открыли свои филиалы там, где люди смогут удобно снимать наличные для своего долгого пути.

Запад, исповедующий прагматические ценности, всегда стремился создать такой мировой порядок, который в макси­мальной степени отвечал бы его интересам, и, прежде всего, собственной безопасности. Иначе говоря, ему свойственно не подстраиваться под существующие нормы международного права, а использовать их для реализации собственной полити­ки - отсюда практика так называемого «двойного стандарта». США стремятся формировать такой международный поря­док, который сохранил бы в неприкосновенности лидерство США во всем мире права.

В этих реалиях возникает опасность вооруженного по­сягательства на безопасность другого государства и угроза его политической независимости.

В Резолюции № 2249 от 21 ноября с.г. Совет Безопасно­сти ООН единогласно призвал в пятницу страны принять все необходимые меры в соответствии с международным правом для борьбы с «Исламским государством» и другими терро­ристическими организациями в Ираке и Сирии, а также лик­видировать пристанище экстремистов на территории двух стран.

Россия представила текст резолюции о координации дей­ствий в борьбе с террористическими организациями в конце сентября. Документ не устроил ряд западных стран, так как призывает координировать антитеррористические усилия с властями стран, на территории которых проводятся военные операции. 18 ноября РФ предложила свой проект резолюции, который опирается на концепцию самообороны и 51 статью Устава ООН.

Справедливости ради скажем, что западная коалиция за­ручилась поддержкой властей Ирака в противодействии бое­викам так называемого Исламского государства. А вот удары по Сирии наносятся без согласования с правительством этой страны и, еще раз подчеркнем, без резолюции СБ ООН при­меняется военная сила на территории суверенного государ­ства. То есть Обама и ряд европейских лидеров откровенно нарушают международное право.

Напомню, что прекращение любого насилия и скорей­шее мирное урегулирование кризиса самими сирийцами без иностранного вмешательства путем диалога между прави­тельством и оппозицией был согласован консенсусом в резо­люциях Совета Безопасности ООН № 2042 и 2043 и в Женев­ском коммюнике «Группы действий» от 30 июня 2012 года. Но участвующие в сирийском конфликте антиправительственные силы и их зарубежные покровители явно или тайно саботи­ровали эти важнейшие международно-правовые документы.

По замыслу американских политологов так называ­емый «управляемый хаос» призван подменить основопо­лагающие принципы международного права, на котором основывалась с момента учреждения ООН в 1945 году вся международная система обеспечения мира и безопасно­сти. На Большом Ближнем Востоке Запад эту задачу отво­дит протекторатам, кстати, в таковой практически нынче превращена и Украина.

Это и есть достижение современного западного миро­творчества? Нет. Это есть эскалация международной напря­женности, выгодной гегемонистским устремлениям США.

Необходимы коллективные меры по восстановлению долгожданного мира в Сирии. После Второй мировой во­йны была создана всемирная система коллективной безо­пасности под эгидой Организации Объединенных Наций, основная задача которой состоит в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны». Система кол­лективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2); меры мирного разрешения международных споров (гл. VI); меры разоружения (ст. 11, 26, 47); меры по использо­ванию региональных организаций безопасности (гл. VIII); временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их использованием (ст. 42). Отступление от вышеперечисленных принципов и норм в любом случае представляет собой нарушение междуна­родного права.

Создание и обеспечение функционирования нового эко­номического миропорядка требует более высокой организа­ции мировой системы, существенного повышения степени ее управляемости. Сегодня это ключевая глобальная проблема, от ее решения зависит международно-правовое регулирова­ние других глобальных проблем.

Нельзя одной рукой бороться с террористами, а другой, фактически, подыгрывать им, руководствуясь конъюнктурны­ми соображениями. Нельзя, чтобы Турция, полноправный член НАТО, вела себя как разбойник с большой дороги, от­бросив все нормы международной вежливости.

Справиться с глобальным терроризмом можно только объединив усилия всего мира. «Нужно отбросить все расхож­дения, создать один мощный единый антитеррористический фронт, который будет действовать на основе международного права под эгидой ООН», - заявил президент РФ 3 декабря сего года.

Пойдут ли США и НАТО по этому пути - покажут бли­жайшие недели.

- Уважаемый Инсур Забирович, и позвольте задать в заключение традиционный вопрос: что бы Вы хотели по­желать читателям, авторам.

- Рад всем сообщить, что в прошлом месяце нашему из­данию исполнилось восемь лет, из них почти семь лет он выходит ежемесячно. С 2009 года журнал включен в Пере­чень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней док­тора и кандидата наук. С 1 декабря 2015 года Евразийский юридический журнал включен в перечень ВАК по трем спе­циальностям: 12.00.00 Юридические науки, 08.00.00 Эконо­мические науки, 09.00.00 Философские науки.

Считаю, что в этом прежде всего заслуга сотрудников ре­дакции, и конечно же, наших замечательных авторов из Рос­сии, а также других стран СНГ.

Всем им желаю новых успехов во имя процветания евра­зийской интеграции!

Интервью брали:

 

Пример HTML-страницы

Интервью


Интервью Председателя Международного общественного движения
«Российская служба мира», руководителя  Центра культур народов БРИКС
 Шуванова Станислава Александровича газете «ЗАВТРА»
«Латинская Америка и Россия»
 №32    11 августа 2016  г.


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях