Возрастающая интенсивность использования человечеством мирового океана порождает целый комплекс проблем, в том числе связанных с безопасностью осуществления морской деятельности. Возникает вопрос о разграничении ответственности между капитаном судна и лоцманом.
Актуальность темы исследования состоит в том, что на современном этапе развития при плавании судна в сложных навигационных условиях в каналах и фарватерах вопросы законодательных установлений, связанных с лоцманской проводкой и разграничением ответственности между лоцманом и капитаном, по-прежнему не имеют однозначного толкования.
Существует две основные проблемы, касающиеся проводки судна.
- Вопросы, связанные с лоцманской проводкой и разграничением при этом ответственности между лоцманом и капитаном.
- Проблема разграничения сфер деятельности лоцманских организаций в морских портах Российской Федерации.
Вопросы законодательных установлений, связанных с лоцманской проводкой и разграничением при этом ответственности между лоцманом и капитаном остаются актуальными на протяжении столетий. Дискуссии не прекращаются в связи с тем, что многие авторитетные организации, морские специалисты, законодатели считают, что положение о лоцманской проводке нуждается в серьёзном пересмотре и отражении этого в соответствующих документах международного значения и в законодательных актах стран флага
Цена этой проблемы - возмещение ущерба при аварийном случае во время лоцманской проводки.
В реальной действительности определение «лоцман - советчик капитана» давно уже утратило своё соответствие истинным взаимоотношениям, складывающимся между лоцманом и капитаном.
В большинстве же портов мира, на подходах к ним, таких сложных участках морских путей, где лоцманская проводка является обязательной, лоцман является не советчиком, а специалистом, который квалифицированно и со знанием всего многообразия местной специфики управляет маневрами судна, его движением. То есть, осуществляющим судовождение на участке лоцманской проводки. При этом очевидно, команды лоцмана, подаваемые на руль и в машину, а также буксирам при швартовке должны исполняться, причём лоцману в принципе безразлично, будет ли его команда воспринята непосредственно рулевым или передана ему через капитана или его помощника. Никаких других вариантов не существует (кроме Кильского канала, где лоцман приходит со своими рулевыми).
При маневрировании судна в каналах и фарватерах подавать команды должен только один человек. На участке лоцманской проводки им является лоцман. На этот период он принимает от капитана оперативное командование движением судна и несёт ответственность за свои действия, которые должны обеспечивать безопасность плавания судна.
Все описанные и другие составляющие взаимоотношений лоцмана и капитана, которые в большей мере базируются на доверии. Поэтому и в законодательных актах, таких, как Кодекс торгового мореплавания, Положение о лоцманской службе и пр., не должны использоваться определения и требования, не соответствующие реальной квалифицированной практике, сложившейся в процессе эволюции взаимоотношений лоцмана и капитана.
Можно привести много примеров адекватного отражения проблем лоцманской проводки и статуса лоцмана в регламентирующих документах многих стран. Вот, например, выдержка из Положения о лоцманах залива Порт Филипп, где расположены порты Джилонг и Мельбурн (Австралия): «Лоцман является квалифицированным и опытным моряком, обладающим обширными знаниями местных условий данного района; его фарватеров, глубин, течений, опасностей, как в пределах, так и вне порта, на проводку в котором ему выдана лицензия. Он знает местные правила, знаком с каждым причалом и бассейном для разворота и осведомлён о возможностях буксиров, находящихся в его распоряжении. Он также имеет высокую квалификацию по управлению судном». И далее: «.. .Лоцман несёт ответственность за безопасное поведение судна и судовождение с момента принятия им управления от капитана после высадки на судно и до того, как судно будет ошвартовано у назначенного причала. Сюда относятся все команды лоцмана на руль и в машину, по размещению буксиров, включая прямые команды им, отданные с помощью портативного приемопередатчика УКВ".
А вот каким образом определено положение лоцмана на борту судна Канадской королевской комиссией по лоцманской проводке (Ottawa, 1968): «.Осуществление проводки лоцманом (To conduct a ship) нельзя путать с командованием судна (being in command of a ship). Первое выражение относится к действию, к выполнению личной работы нанятого (лучше было бы сказать - назначенного портовыми властями) человека (To a personal service being employed), а второе - к власти. Вопрос о том, управляет ли лоцман плаванием судна - является вопросом о фактическом действии, а не о праве управлять судном. (It is the question off act, not of law)».
Тот факт, что лоцману даётся возможность управлять движением судна, в целях обеспечения безопасной навигации не означает, что лоцман заменяет капитана. Капитан был и остаётся командующим, он осуществляет власть на борту. Он лишь делегирует часть своих полномочий своим подчинённым и внешним помощникам, с которыми он осуществляет безопасное судовождение своего судна. Делегирование не является самоустранением от власти, а лишь одним из путей осуществления власти.
В свете изложенного выше, полезно остановиться на том, какое отражение нашло развитие и обсуждение в мире проблем лоцманской проводки в положениях Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. В статье 96 «Взаимоотношения капитана судна и лоцмана» сказано, что «капитан судна следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований».
Разумность является оценочной категорией. Как справедливо отмечает В. В. Витрянский, закон не в состоянии определить общие критерии добросовестности, разумности и справедливости. Это может сделать суд при рассмотрении спора применительно к конкретной ситуации. И только анализ судебных актов, содержащих оценки поведения участников имущественного оборота с точки зрения добросовестности, разумности и справедливости в наиболее типичных ситуациях, позволит выработать какие-либо общие подходы.
Параметры оценочных понятий могут быть определены лишь многообразной судебно-арбитражной практикой применительно к конкретным ситуациям, возникающим при разрешении споров. И тем не менее, необходимо стремиться к выявлению объективных критерий содержания оценочного понятия, а судебная практика, путем многократного его применения, поможет выявленные критерии уточнить.
Капитан действительно вправе отказаться от услуг лоцмана во время проводки, но тогда он берёт управление движением судна на себя и несёт за это ответственность.
По меньшей мере, странная и по сути своей - двойственная рекомендация, не позволяющая капитану чётко сформулировать своё решение и логически выстроить цепочку своих действий. Ранее, в тексте КТМ рекомендуется капитану следовать «разумным рекомендациям лоцмана» и, разумеется, отвечать за всё. Но, вот капитан принимает решение отказаться от услуг обязательного лоцмана и вновь берёт на себя управление судном и снова несёт за это ответственность, которой он и ранее обладал. Чтобы принять от кого-то ответственность, то, разумеется, до этого момента она должна у кого-то быть.
И так выходит, что ответственность, всё же лежала на лоцмане. Так что же, лоцман её сам себе присвоил, или морская практика выработала оптимальный вариант взаимоотношений между капитаном и лоцманом, когда по молчаливому соглашению лоцман поднимается на борт и принимает на себя управление безопасным движением судна и, естественно, несёт за это ответственность.
В Главе 6, параграф 1 «Морские лоцманы», в статьях 85, 86 говорится о лоцманской проводке и, о её целях. Однако остаётся без определения само понятие «лоцманская проводка».
Предлагается определить лоцманскую проводку как действия по перемещению судна, постановке его к причалу или на якорь или отходу от причала, съёмке с якоря, выполняемые под командованием лоцмана от момента принятия им управления от капитана до окончания перемещения судна на протяжение лоцманской дистанции.
Проблема разграничения указанной сферы деятельности возникла сравнительно недавно и наиболее четко проявилась после принятия Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г. Прежде чем детально рассмотреть эту проблему, целесообразно напомнить о том, как была организована лоцманская деятельность в нашей стране за последние 100 лет.
В дореволюционной России «для более успешного отправления лоцманского промысла отдельным лоцманам, действующим на известном фарватере, предоставляется образовывать общества и соединяться в товарищества». В СССР решительный поворот в сторону осуществления лоцманской проводки только государственными лоцманами впервые получил отражение в Положении о государственных морских лоцманах (утв. Постановлением СНК Союза ССР от 25 июля 1926 г., а также в Постановлении СНК Союза ССР от 15 января 1927 г. о портовых лоцманах).
В 90-е годы лоцманами России были организованы негосударственные лоцманские организации. И совместно с Министерством транспорта была разработана и внедрена первая в мире система добровольной сертификации лоцманских организаций, которая соответствовала международным стандартам ISO 9002, что позволило существенно повысить организацию и эффективность лоцманской деятельности и обеспечения безопасности мореплавания в российских портах. Однако, в 2001 году, при огосударствлении лоцманской деятельности, эта система фактически была отменена. Лоцманы России, работники негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, в связи с неконституционностью пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания и находящимся с ним в нормативном единстве, постановления Правительства от июля 2001 года, № 538, о деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов обратились в Конституционный Суд РФ. В 2004 году Конституционный Суд РФ постановлением от 06.04.2004 г. № 7-П отменил п. 2 ст. 87 КТМ РФ и находящееся с ним в нормативном единстве постановление Правительства РФ от 17.07.2001 г. № 538. В декабре 2007 г. Правительство РФ вновь внесло в ГД РФ проект федерального закона № 1485-5, согласно которому права негосударственных лоцманских организаций планировалось ограничить. Государственная Дума, Совет Федерации Федерального собрания и Общественная палата Российской Федерации, изучив лоцманскую проблему, подтвердили право негосударственных лоцманских организаций, на оказание лоцманских услуг, и 3 июня 2011 года, Президентом России был подписан федеральный закон № 113 -ФЗ[3], который обеспечивает на сегодня равные права негосударственных и государственных лоцманских организаций.
На данный момент существует два проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»
- Основной идеей законопроекта является закрепление функции по лоцманскому обеспечению торгового мореплавания в Российской Федерации за государством.
- Создание национальной лоцманской саморегулируемой организации (НЛСО), которая должна взять на себя часть государственных функций в управлении рынком услуг по сопровождению судов.
По мнению Минтранса, закрепление функции по лоцманскому обеспечению торгового мореплавания в Российской Федерации в качестве исключительного права и обязанности за государственной организацией диктуется тем, что лоцманское обеспечение является, как уже было сказано ранее важной составляющей обеспечения безопасности мореплавания и охраны окружающей среды в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним и поэтому не может быть коммерческим, то есть использоваться для извлечения прибыли.
По мнению негосударственных лоцманов предложенный Митрансом проект противоречит конституции и ФЗ. Часть вторая статьи 55 Конституции России прямо запрещает принимать законы, которые отменяют права, ранее предоставленные гражданам. Право на деятельность негосударственных лоцманских организаций уже закреплено Федеральным законом от 03.06.2011 г. № 113-ФЗ, и не может быть отменено.
Следует заметить, что инициатива Минтранса о создании Федерального бюджетного учреждения, объединяющего лоцманские службы всех портов России, противоречит Федеральному закону «О естественных монополиях»[5]. Практическая реализация предложенной идеи повлечет неоправданное повышение тарифов на лоцманские услуги в портах и неконтролируемое, крайне неэффективное расходование полученных средств. Закон «О естественных монополиях» не допускает искусственного сдерживания перехода рынков от монопольной ситуации к появлению нормальной конкурентной среды. Пункт 3 статьи 4 закона гласит: «Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка».
Если проводить анализ общественных отношений, возникающих в связи с оказанием лоцманских услуг за рубежом, то стоит обратить внимание на Данию.
Лоцманская служба в датском законодательстве впервые была упомянута в 1561 году. Для вызова лоцмана на проходящих судах поднимали специальный флаг и лоцмана подвозили к борту на шлюпке. Лоцманское обслуживание осуществляли местные рыбаки или иные лица, получившие на это специальную королевскую грамоту.
В 1748 году вводится законодательная поправка, в соответствии с которой капитанам торговых судов запрещается самим осуществлять заходы в датские порты. Исключение предоставлялось только тем капитанам, которые общепризнанно «особо хорошо были знакомы с портовыми фарватерами».
Копенагенским трактатом 1857 года было установлено, что при своевременном извещении от проходящих судов, «Государственная лоцманская служба» обязана предоставить лоцманов.
С XVIII века лоцманская служба находилась в подчинении Министерства обороны Дании. В 1900 году королевским указом она была переведена в введение Службы фарватеров (Faevandv^senet). При этом были установлены твердые тарифы за лоцманские услуги.
В 2006 году, согласно новому закону о лоцманской деятельности (Lodsloven), создается государственная лоцманская служба «Danpilot». Законом разрешается свободная конкуренция лоцманских услуг при заходе и выходе из датских портов, однако, важнейшая монополия на транзитные проходы через датские проливы сохраняется за государством.
Понеся в 2006-2009 гг. убытки в размере 140 млн. крон (24,5 млн. долл.), «Danpilot» произвел дальнейшее увеличение тарифов, что вызвало новую волну жалоб в госорганы со стороны судовладельцев. «Danpilot» объясняет рост тарифов возросшими издержками.
В 2012 году Правительство Дании подготовило законопроект, в соответствии с которым лоцманскую службу «Danpilo» предлагается преобразовать в самостоятельную коммерческую компанию в собственности у государства. Одновременно предусмотрено изучение рынка лоцманских услуг с целью создания условий для усиления конкуренции.
Рынок лоцманских услуг в Дании состоит из двух неравных составляющих:
Лоцманские проводки для судов, следующих через датские проливы Большой Бэльт и Эресунд транзитом;
Так называемые, региональные лоцманские услуги для судов, начинающих, либо заканчивающих свой маршрут в датских портах.
На первый вид услуг сохраняется полная монополия «Danpilot». На втором виде услуг с 2006 года существует свободная конкуренция, однако и здесь доминирует «Danpilot», выполняя 75% работ.
Представители частной компании «Danish Pilot Service» заявляют, что в случае либерализации рынка, она сможет осуществлять лоцманские проводки транзитных судов по тарифам на 10-15% ниже, чем «Danpilot».
Через датские проливы ежегодно проходит более 30 тыс. судов, поэтому проблема завышенной стоимости лоцманских услуг затрагивает интересы всех членов Датского объединения судовладельцев, включая крупнейшего в мире перевозчика контейнеров «M^rskLine».
По мнению Датского объединения судовладельцев, вмешательство правительства необходимо ещё и с точки зрения повышения безопасности, так как из-за резкого повышения тарифов, многие иностранные суда не привлекают датских лоцманов и следуют через датские проливы на свой страх и риск.
МИГДА Наталья Сергеевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова