Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Обеспечение свободы движения трудовых ресурсов государств- членов евросоюза

Стратегические документы всех государств-участников Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) содержат положения, предусматривающие переход к инновационной экономике в качестве приоритетной задачи экономического роста. Указанное направление представляется наиболее целе­сообразным поскольку:

  • в ближайшей перспективе прогнозируется дефицит вы­сококвалифицированной рабочей силы;
  • возникает необходимость формирования резервов тру­довых ресурсов;
  • ожидается развитие высокотехнологичных секторов, кото­рые востребуют узких специалистов высокой квалификации.

Для реализации указанных направлений должны быть проведены подготовительные работы в экономической и пра­вовой сферах.

Договор о ЕАЭС включает нормы, направленные на обе­спечение свободы передвижения при осуществлении трудо­вой деятельности:

  • Лица, желающие работать на территории другого го­сударства ЕАЭС, и члены их семей могут находиться на тер­ритории других государств без регистрации в течение 30 дней. В дальнейшем они регистрируются по месту пребывания на срок, определяемый действием трудового договора;
  • Граждане одного государства, члена ЕАЭС, при пере­сечении границы другого государства, члена ЕАЭС, при нали­чии загранпаспорта не заполняют миграционную карту в том случае, если срок их пребывания не превышает 30-ти дней. От­метка о пересечении границы ставится в загранпаспорт;
  • Гражданам государства-члена ЕАЭС не требуется оформления разрешений на трудовую деятельность на терри­тории других государств-членов.
  • Трудовую деятель­ность они могут осущест­влять на основе граждан­ско-правовых или трудовых договоров;
  • На территории всех государств-членов ЕАЭС действует прямое признание дипломов и квалификаций, не требуется прохождение процедуры ностри- фикации документов об образовании. Данная норма установлена п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г. Однако там же сделана следующая оговорка о том, что: «.. трудящиеся одного государства- члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены к педагогической, юри­дической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства, а их доходы облагаются налогом наравне с доходами граждан этой страны»;
  • В трудовых отношениях ведется учет трудового (в том числе страхового) стажа для целей социального обеспечения;
  • Дети гражданина государства-члена ЕАЭС имеют воз­можность посещения дошкольных учреждений в соответствии с законодательством принимающего государства2.

Постоянным наднациональным регулирующим органом яв­ляется Евразийская экономическая комиссия (ЕАК) включающая Совет Комиссии и Коллегию Комиссии. Порядок их работы регу­лируется соответствующим Регламентом. Вопросы трудовой ми­грации относятся к компетенции Департамента трудовой мигра­ции и социальной защиты ЕЭК. В рамках данного Департамента работает отдел трудовых ресурсов и отдел миграции.

Данные органы осуществляют мониторинг исполнения со­юзного законодательства в сфере трудовой миграции и проводят информационно-просветительские мероприятия для информи-

Таблица 1. Количество иностранных граждан стран СНГ, поставленных на миграционный учет в Российской Федерации в

2014 и 2016 гг., тыс. чел.*

Страны ЕАЭС

2014

2016

Армения

514,7

631,8

Беларусь

498,9

345,8

Казахстан

575,4

545,7

Кыргызстан

552,0

826,6

Прочие постсоветские государства (за исключением стран Балтии)

 

 

Узбекистан

2 335,9

3 354,4

Таджикистан

1 105,5

1 892,4

Туркменистан

24,9

60,4

Молдова

586,1

585,9

Азербайджан

610,3

594,9

Украина

2651,1

1 933,8

Грузия

30,7

41,6

рования лиц, осуществляющих трудовую деятельность в госу­дарствах-членах ЕАЭС, об их правах и обязанностях.

Создание и начало функционирования ЕАЭС в нынешнем виде в 2015 г. пришлось на периоды финансовых кризисов и эко­номических спадов на территории постсоветского пространства, связанных с колебаниями цен на энергоносители и санкциями, направленными на Российскую Федерацию. В этот период тру­довая миграция демонстрировала уверенный рост. Именно с по­мощью миграции большинство государств-членов ЕАЭС смяг­чили серьезность последствий, вызванных спадом в экономике.

Данные статистики ФМС и Главного управления по во­просам миграции МВД России также свидетельствуют о се­рьезном увеличении количества мигрантов из Кыргызстана и Армении, граждане которых поспешили воспользоваться льготами, предоставленными Договором о ЕАЭС (таблица 1).

В то же время выходцы из других стран Центральной Азии также увеличили свое присутствие на российском рынке труда: это касается граждан Таджикистана, Узбекистана и Туркмении (хотя их число незначительно). Серьезно уменьшилось количество при­езжих с Украины и из Беларуси. На прежнем уровне осталось коли­чество иностранных граждан из Азербайджана, Грузии, Молдовы и Казахстана. Многие мигранты из Узбекистана и Таджикистана (заняты в основном в сфере строительства, транспорта, обслужива­ния), вынужденные тратить значительные средства на оформление разрешительных документов, желают получить такие же льготы, как и трудовые мигранты из Кыргызстана и ждут, когда их страны присоединятся к ЕАЭС. Указанные тенденции отражают серьезные перемены, произошедшие в сфере трудовой миграции в рамках ЕАЭС за последние два года. Российская Федерация остается глав­ным центром притяжения мигрантов на постсоветском простран­стве, поэтому изменения, происходящие в России, в том числе и благодаря вступлению в силу Договора о ЕАЭС, оказывают серьез­ное влияние на формирование миграционных потоков на постсо­ветском пространстве. Прежде всего, со вступлением в силу Догово­ра о ЕАЭС и присоединением к Договору о ЕАЭС с 12 августа 2015 г. Кыргызстана, граждане стран Центральной Азии, направляющие большую часть миграционного потока в Россию, разделились в своем правовом статусе: гражданам Кыргызстана и Казахстана не требуется оформлять разрешительных документов (патентов) на осуществление трудовой деятельности, а граждане Узбекистана и Таджикистана столкнулись с ужесточением миграционного за­конодательства и увеличением стоимости оформления разреши­тельной документации. Теперь, для осуществления трудовой дея­тельности на территории РФ мигрантам из стран СНГ необходимо оформлять патент, стоимость которого варьируется в разных реги­онах, а для его получения необходимо вставать на налоговый учет, покупать страховку, сдавать экзамены по русскому языку, истории и праву. Следует отметить, что в России, начиная с 2014 г. начали действовать так называемые «черные списки». Если иностранный гражданин нарушил установленный законом срок пребывания на территории России в 90 суток в течение полугода, не оформил па­тент и незаконно осуществлял трудовую деятельность, он должен покинуть территорию страны, и ему будет закрыт въезд в течение 3, 5 или 10 лет в зависимости от тяжести правонарушения. На граж­дан стран ЕАЭС эти нововведения не распространяются, поэтому вполне естественно, что и кадровые службы предприятий, исполь­зующих иностранную рабочую силу, начали переориентироваться на мигрантов из государств-членов ЕАЭС, т.к. с ними гораздо мень­ше хлопот при приеме на работу.

Несмотря на достаточно высокие позиции государств-чле­нов в рейтинге индекса человеческого развития ПРООН (2014 г.), наблюдается ощутимый дефицит квалифицированных кадров. В масштабе экономики это отражается в замедлении темпов раз­вития средне- и высокотехнологичных отраслей (секторов) эко­номик, росте числа иностранных наемных специалистов, переда­че отдельных видов работ на аутсорсинг в третьи страны.

Дальнейшее сохранение трудовых ресурсов и повышение их потенциала возможны на основе интеграции, ориентированной на создание нового «креативного» класса специалистов, нацелен­ных на решение задач экономического развития государств-членов и Союза в целом. Планирование этапов и мер развития кадрового потенциала на основе интеграции в рамках Союза должно бази­роваться на практике региональных объединений и использова­нии положительного опыта. Такие меры должны учитывать:

  • необходимость внесения интеграционных новаций в ус­ловия трудовой миграции;
  • кооперацию университетских связей для реализации программ связанных с обменом студентами и сотрудниками;
  • создание совместной системы, координирующей обра­зовательные учреждения и центры повышения квалификации в области динамики потребностей рынка труда.

АБРАМОВ Валерий Леонидович доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

БЕЛОГРУД Игорь Николаевич доктор философских наук, доцент, профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях