Стратегические документы всех государств-участников Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) содержат положения, предусматривающие переход к инновационной экономике в качестве приоритетной задачи экономического роста. Указанное направление представляется наиболее целесообразным поскольку:
- в ближайшей перспективе прогнозируется дефицит высококвалифицированной рабочей силы;
- возникает необходимость формирования резервов трудовых ресурсов;
- ожидается развитие высокотехнологичных секторов, которые востребуют узких специалистов высокой квалификации.
Для реализации указанных направлений должны быть проведены подготовительные работы в экономической и правовой сферах.
Договор о ЕАЭС включает нормы, направленные на обеспечение свободы передвижения при осуществлении трудовой деятельности:
- Лица, желающие работать на территории другого государства ЕАЭС, и члены их семей могут находиться на территории других государств без регистрации в течение 30 дней. В дальнейшем они регистрируются по месту пребывания на срок, определяемый действием трудового договора;
- Граждане одного государства, члена ЕАЭС, при пересечении границы другого государства, члена ЕАЭС, при наличии загранпаспорта не заполняют миграционную карту в том случае, если срок их пребывания не превышает 30-ти дней. Отметка о пересечении границы ставится в загранпаспорт;
- Гражданам государства-члена ЕАЭС не требуется оформления разрешений на трудовую деятельность на территории других государств-членов.
- Трудовую деятельность они могут осуществлять на основе гражданско-правовых или трудовых договоров;
- На территории всех государств-членов ЕАЭС действует прямое признание дипломов и квалификаций, не требуется прохождение процедуры ностри- фикации документов об образовании. Данная норма установлена п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г. Однако там же сделана следующая оговорка о том, что: «.. трудящиеся одного государства- члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства, а их доходы облагаются налогом наравне с доходами граждан этой страны»;
- В трудовых отношениях ведется учет трудового (в том числе страхового) стажа для целей социального обеспечения;
- Дети гражданина государства-члена ЕАЭС имеют возможность посещения дошкольных учреждений в соответствии с законодательством принимающего государства2.
Постоянным наднациональным регулирующим органом является Евразийская экономическая комиссия (ЕАК) включающая Совет Комиссии и Коллегию Комиссии. Порядок их работы регулируется соответствующим Регламентом. Вопросы трудовой миграции относятся к компетенции Департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК. В рамках данного Департамента работает отдел трудовых ресурсов и отдел миграции.
Данные органы осуществляют мониторинг исполнения союзного законодательства в сфере трудовой миграции и проводят информационно-просветительские мероприятия для информи-
Таблица 1. Количество иностранных граждан стран СНГ, поставленных на миграционный учет в Российской Федерации в
2014 и 2016 гг., тыс. чел.*
Страны ЕАЭС |
2014 |
2016 |
Армения |
514,7 |
631,8 |
Беларусь |
498,9 |
345,8 |
Казахстан |
575,4 |
545,7 |
Кыргызстан |
552,0 |
826,6 |
Прочие постсоветские государства (за исключением стран Балтии) |
|
|
Узбекистан |
2 335,9 |
3 354,4 |
Таджикистан |
1 105,5 |
1 892,4 |
Туркменистан |
24,9 |
60,4 |
Молдова |
586,1 |
585,9 |
Азербайджан |
610,3 |
594,9 |
Украина |
2651,1 |
1 933,8 |
Грузия |
30,7 |
41,6 |
рования лиц, осуществляющих трудовую деятельность в государствах-членах ЕАЭС, об их правах и обязанностях.
Создание и начало функционирования ЕАЭС в нынешнем виде в 2015 г. пришлось на периоды финансовых кризисов и экономических спадов на территории постсоветского пространства, связанных с колебаниями цен на энергоносители и санкциями, направленными на Российскую Федерацию. В этот период трудовая миграция демонстрировала уверенный рост. Именно с помощью миграции большинство государств-членов ЕАЭС смягчили серьезность последствий, вызванных спадом в экономике.
Данные статистики ФМС и Главного управления по вопросам миграции МВД России также свидетельствуют о серьезном увеличении количества мигрантов из Кыргызстана и Армении, граждане которых поспешили воспользоваться льготами, предоставленными Договором о ЕАЭС (таблица 1).
В то же время выходцы из других стран Центральной Азии также увеличили свое присутствие на российском рынке труда: это касается граждан Таджикистана, Узбекистана и Туркмении (хотя их число незначительно). Серьезно уменьшилось количество приезжих с Украины и из Беларуси. На прежнем уровне осталось количество иностранных граждан из Азербайджана, Грузии, Молдовы и Казахстана. Многие мигранты из Узбекистана и Таджикистана (заняты в основном в сфере строительства, транспорта, обслуживания), вынужденные тратить значительные средства на оформление разрешительных документов, желают получить такие же льготы, как и трудовые мигранты из Кыргызстана и ждут, когда их страны присоединятся к ЕАЭС. Указанные тенденции отражают серьезные перемены, произошедшие в сфере трудовой миграции в рамках ЕАЭС за последние два года. Российская Федерация остается главным центром притяжения мигрантов на постсоветском пространстве, поэтому изменения, происходящие в России, в том числе и благодаря вступлению в силу Договора о ЕАЭС, оказывают серьезное влияние на формирование миграционных потоков на постсоветском пространстве. Прежде всего, со вступлением в силу Договора о ЕАЭС и присоединением к Договору о ЕАЭС с 12 августа 2015 г. Кыргызстана, граждане стран Центральной Азии, направляющие большую часть миграционного потока в Россию, разделились в своем правовом статусе: гражданам Кыргызстана и Казахстана не требуется оформлять разрешительных документов (патентов) на осуществление трудовой деятельности, а граждане Узбекистана и Таджикистана столкнулись с ужесточением миграционного законодательства и увеличением стоимости оформления разрешительной документации. Теперь, для осуществления трудовой деятельности на территории РФ мигрантам из стран СНГ необходимо оформлять патент, стоимость которого варьируется в разных регионах, а для его получения необходимо вставать на налоговый учет, покупать страховку, сдавать экзамены по русскому языку, истории и праву. Следует отметить, что в России, начиная с 2014 г. начали действовать так называемые «черные списки». Если иностранный гражданин нарушил установленный законом срок пребывания на территории России в 90 суток в течение полугода, не оформил патент и незаконно осуществлял трудовую деятельность, он должен покинуть территорию страны, и ему будет закрыт въезд в течение 3, 5 или 10 лет в зависимости от тяжести правонарушения. На граждан стран ЕАЭС эти нововведения не распространяются, поэтому вполне естественно, что и кадровые службы предприятий, использующих иностранную рабочую силу, начали переориентироваться на мигрантов из государств-членов ЕАЭС, т.к. с ними гораздо меньше хлопот при приеме на работу.
Несмотря на достаточно высокие позиции государств-членов в рейтинге индекса человеческого развития ПРООН (2014 г.), наблюдается ощутимый дефицит квалифицированных кадров. В масштабе экономики это отражается в замедлении темпов развития средне- и высокотехнологичных отраслей (секторов) экономик, росте числа иностранных наемных специалистов, передаче отдельных видов работ на аутсорсинг в третьи страны.
Дальнейшее сохранение трудовых ресурсов и повышение их потенциала возможны на основе интеграции, ориентированной на создание нового «креативного» класса специалистов, нацеленных на решение задач экономического развития государств-членов и Союза в целом. Планирование этапов и мер развития кадрового потенциала на основе интеграции в рамках Союза должно базироваться на практике региональных объединений и использовании положительного опыта. Такие меры должны учитывать:
- необходимость внесения интеграционных новаций в условия трудовой миграции;
- кооперацию университетских связей для реализации программ связанных с обменом студентами и сотрудниками;
- создание совместной системы, координирующей образовательные учреждения и центры повышения квалификации в области динамики потребностей рынка труда.
АБРАМОВ Валерий Леонидович доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
БЕЛОГРУД Игорь Николаевич доктор философских наук, доцент, профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации