В современном глобализирующемся мире процессы экономической, социальной и политической интеграции ускоряются и становятся все более взаимосвязанными.
В результате физические и юридические лица получают возможности вести бизнес и владеть имуществом в разных государствах одновременно.
При этом каждое государство стремится распространить свою налоговую юрисдикцию на все имущество и доходы, которые получают физические и юридические лица на их территории.
В связи с этим возникают ситуации, при которых одно и то же имущество и доходы облагаются налогами в различных странах. Это явление получило название двойного налогообложения.
При этом права налогоплательщиков как вид прав человека с течением времени приобретают все большее значение. Вместе с тем для наиболее полного исследования международных и национальных аспектов прав налогоплательщиков необходимо определить понятие налогоплательщиков.
Представляется, что для этого можно воспользоваться соглашениями об избежание двойного налогообложения, заключенными между Россией и государствами Европейского Союза.
Так, например, согласно пункту 2 статьи 1 Соглашения Союза Советских Социалистических Республик и Федеративной Республики Германии об избежании двойного налогообложения, заключенного в г. Бонне 24 ноября 1981 г. термин «лицо» означало физических лиц или юридических лиц, включая любых других самостоятельных носителей прав, приравненных с точки зрения налогообложения к юридическим лицам.
Если физические лица имели постоянное местопребывание в каждом из договаривающихся государств, то эти лица считались лицами, имеющим постоянное местопребывание в том договаривающемся государстве, в котором они имели постоянное жилище. Если они имели постоянное жилище в каждом из договаривающихся государств, они считались лицами, имеющим постоянное местопребывание в тех государствах, в которых они имели наиболее тесные личные и экономические связи.
В случае, когда нельзя определить, в каком из договаривающихся государств лица имеют центр жизненных интересов, или если они не имеют постоянного жилища ни в одном из договаривающихся государств, они считаются лицами, имеющими постоянное местопребывание в тех договаривающихся государствах, где эти лица обычно пребывают.
В целях исследования международных и национальных аспектов субъективных прав налогоплательщиков необходимо определить также понятие налогового резидентства.
Так, согласно п. 1 ст. 4 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращения уклонения от налогообложения, заключенной в г. Риме 9 апреля 1996 г. термин «резидент договаривающегося государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера. Однако этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в таком государстве только в отношении дохода из источников, находящихся в этом государстве.
При рассмотрении вопросов резидентства в Европейском Союзе и России вызывает интерес Директива Совета 90/435/ ЕЕС от 23 июля 1990 г. «Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям разных государств-членов».
В частности, согласно этой Директиве, если материнские компании в силу объединения с дочерними компаниями получают распределенную прибыль, государства материнских компаний обязаны, либо воздержаться от налогообложения такой прибыли, либо произвести налогообложение такой прибыли, предоставив вычет.
Институт резидентства упоминается в Налоговом кодексе Российской Федерации в отношении физических лиц. Так, согласно п. 2 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физических лиц в Российской Федерации не прерывается на периоды выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
В силу пункта 3 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.
В России налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации, под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации). Физическими лицами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В Российской Федерации налогоплательщиками также являются индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и банки, т.е. коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.
В России не рассматриваются отдельно субъективные права российских организаций и иностранных организаций, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, индивидуальных предпринимателей и банков, так как согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Следовательно, все налогоплательщики, такие как, российские и иностранные организации, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели имеют равные субъективные права.
Необходимо иметь в виду, что слово «право» как в Европейском Союзе, так и в России употребляется в двояком значении. Во-первых, им обозначается совокупность принудительных норм, т.е. правил, определяющих отношения между людьми. В таком смысле говорят об истории римского права и т.п. Во-вторых, правом называется также мера свободы и власти, предоставленная в общежитии этими нормами отдельным лицам. Такое значение имеет «право» в выражениях: «право на дом, на получение денег от должника» и т.д. В первом случае под правом понимается обыкновенно существующая вещь (нормы, т.е. законы, обычаи, правила), а во втором - субъективная способность отдельного человека. Поэтому, чтобы не смешивать эти два понятия принято называть право, в смысле совокупности норм, объективным, а в смысле меры власти и свободы, принадлежащей отдельному лицу, субъективным.
Исследуя международные и национальные аспекты субъективных прав налогоплательщиков, необходимо отличать их от объективных прав налогоплательщиков как совокупности правовых норм. Понятие же «субъективные права налогоплательщиков» означает принадлежность какого-то права конкретному налогоплательщику. Субъективные права налогоплательщиков отличаются от объективных прав налогоплательщиков тем, что они индивидуальны. Субъективные права налогоплательщиков основываются на объективных правах налогоплательщиков. Объективные права налогоплательщиков закрепляют определенные возможности, составляющие содержание субъективных прав налогоплательщиков.
В контексте исследования субъективных прав налогоплательщиков необходимо рассмотреть такое понятие как «правосубъектность налогоплательщиков».
Как отмечает О. С. Иоффе, нормы о правосубъектности очерчивают границы обладания и приобретения конкретных прав и обязанностей[3]. В связи с этим следует отметить, что правосубъектность налогоплательщиков представляет собой важное условие возникновения субъективных прав налогоплательщиков. Правосубъектность в значительной степени определяет субъективные права налогоплательщиков.
По мнению Р. А. Сергиенко, налоговая правосубъектность - это юридическое качество, принадлежащее организации в силу закона и выражающее ее способность иметь и осуществлять собственными действиями права и обязанности, закрепленные в законе, а также способность организации нести ответственность за нарушение своих обязанностей.
Можно лишь отчасти согласиться с утверждением Е. Е. Туник о том, что налоговая правосубъектность - это способность иметь налоговые права и исполнять налоговые обязанности, а также способность своими действиями приобретать и осуществлять налоговые права, создавать для себя налоговые обязанности и исполнять их, а также способность самостоятельно нести ответственность за совершенные налоговые правонарушения. Налоговая правоспособность - это способность иметь налоговые права и исполнять налоговые обязанности. Налоговая дееспособность - это субъективная способность своими действиями приобретать и осуществлять налоговые права, создавать для себя налоговые обязанности и исполнять их.
Следует иметь в виду, что Налоговый кодекс Российской Федерации не закрепляет понятий «налоговые права» и «налоговые обязанности», а устанавливает, что налогоплательщики имеют права и обязанности.
Следовательно, правоспособность налогоплательщиков можно понимать как возможность организаций и физических лиц иметь права и исполнять обязанности. Дееспособность налогоплательщиков можно определить как возможность организаций и физических лиц приобретать и осуществлять права, создавать для себя и исполнять обязанности.
Существование любых субъективных прав налогоплательщиков обусловлено невозможностью удовлетворения их интересов без соответствующего поведения (действий или бездействия) должностных лиц налоговых органов, поведения, которое сами налогоплательщики совершить не в состоянии.
Целью субъективных прав налогоплательщиков является удовлетворение их законных интересов. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о соотношении понятий «законные интересы налогоплательщиков» и «охраняемые законом интересы налогоплательщиков». Е. А. Крашенинников отмечает, что охраняемый законом интерес - это законный интерес, получивший признание со стороны закона.
Представляется, что охраняемые законом интересы налогоплательщиков имеют большее значение, чем законные интересы налогоплательщиков. Следует иметь в виду, что охраняемые законом интересы налогоплательщиков закреплены в законодательстве. Поэтому при защите своих охраняемых законом интересов налогоплательщики могут ссылаться на те или иные положения законов.
Субъективные права налогоплательщиков и охраняемые законом интересы налогоплательщиков являются очень близкими и зачастую совпадающими правовыми категориями, в связи с чем их далеко не всегда представляется возможным разграничить.
Следует отметить, что и субъективные права налогоплательщиков, и охраняемые законом интересы налогоплательщиков предполагают удовлетворение определенных потребностей, основаны на законе, на объективном праве, не могут быть противоправными. И субъективные права налогоплательщиков, и охраняемые законом интересы налогоплательщиков признаются и защищаются государством, они представляют собой меру возможного поведения.
Однако существуют и некоторые различия между субъективными правами и охраняемыми законом интересами налогоплательщиков. Так, каждому субъективному праву налогоплательщиков соответствует обязанность налоговых органов. Охраняемым законом интересам налогоплательщиков не обязательно соответствуют обязанности налоговых органов. Обладающие охраняемыми законом интересами налогоплательщики не всегда вправе требовать определенного поведения от налоговых органов и их должностных лиц.
Рассматривая проблемы соотношения субъективных прав налогоплательщиков со смежными правовыми явлениями, необходимо остановиться на определении международных налоговых правоотношений. Этот вопрос остается окончательно не решенным до настоящего времени, однако, некоторые попытки сформулировать определение налоговых правоотношений существуют.
Так, под международными налоговыми правоотношениями понимаются отношения между государствами с целью разграничения налоговой юрисдикции, отношения между государствами и юридическими и физическими лицами других государств, а также отношения между юридическими и физическими лицами различных государств.
Международные налоговые отношения можно понимать как «общественные отношения, возникающие в связи с налогами, которые определяют условия функционирования единого рынка и обуславливают основные виды доходов».
В связи с этим под международными налоговыми отношениями можно понимать отношения между государствами, юридическими и физическими лицами по поводу уплаты налогов, разграничения налоговой юрисдикции и т.д.
В России определение отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, закреплено в Налоговом кодексе Российской Федерации. Так, согласно п. 1 ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые отношения в широком смысле можно понимать как властные имущественные отношения в сфере обеспечения бюджетных расходов по финансированию социальноэкономических потребностей общества и стимулированию роста национальной экономики.
В литературе по российскому налоговому праву также существует точка зрения, согласно которой налоговое правоотношение есть общественное отношение, существующее исключительно в правовой форме, имеющее властно-имущественный характер и возникающее между субъектами, наделенными правами и обязанностями, связанными с установлением, введением и взиманием налогов и сборов, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налотовых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечением к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Налоговые правоотношения в России основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой - налогоплательщику - обязанность по- виновения.
Налоговые правоотношения в России можно определить как властные отношения между субъектами налогового права, регулируемые законодательством о налогах и сборах по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, реализации прав налогоплательщиков, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение правонарушений как налогоплательщиками, так и должностными лицами налоговых органов.
Рассмотрение налоговых правоотношений в международном праве позволяет перейти к изучению субъективных прав налогоплательщиков.
К примеру, налогообложение в Европейском Союзе основано на принципе взаимности. В частности, согласно ст. 95 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества, подписанного в г. Риме 25 марта 1957 г., налогоплательщики в государствах Европейского Союза имеют право на налогообложение производимой ими продукции внутренними налогами любого характера в размерах, не превышающих обложение, прямое или косвенное, которому подвергается аналогичная национальная продукция.
В России значительному улучшению правового положения налогоплательщиков способствовало принятие Налогового кодекса Российской Федерации 31 июля 1998 г. В частности, статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации закрепила открытый перечень прав налогоплательщиков, к которым, в частности, относятся: право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах; право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; право получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит; право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам; право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя; право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; право присутствовать при проведении выездных налоговых проверок; право получать копии актов налоговых проверок и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц; право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; право на соблюдение и сохранение налоговой тайны; право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц; право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговых проверок или иных актов налоговых органов.
Однако одно лишь закрепление прав налогоплательщиков даже в таком авторитетном правовом акте как кодекс не может кардинальным образом улучшить положение налогоплательщиков. Одним из наиболее слабых мест российского законодательства о налогах и сборах продолжает оставаться отсутствие механизма реализации прав налогоплательщиков, а также механизма привлечения должностных лиц налоговых органов к ответственности за неисполнение своих обязанностей перед налогоплательщиками.
Следует отметить, что в правовой научной литературе отсутствует единство мнений в отношении определения субъективного права. Так, по утверждению Т. Марцеолля, право, jus, в так называемом субъективном своем смысле есть государством признанное и охраняемое правомочие лица на известный предмет, который в силу этого права подвержен в большей или меньшей мере правовому воздействию лица, обладающего этим правом.
С точки зрения Г. Ф. Шершеневича, под правом в субъективном смысле понимается обусловленная объективным правом возможность осуществления интереса.
По мнению О. С. Иоффе, содержание субъективного права сводится не только к обеспечению определенного поведения обязанных лиц и возможности совершения известных действий управомоченным, но и к интересу, удовлетворение которого обусловливается его осуществлением.
С точки зрения М. М. Агаркова, право, принадлежащее субъекту (субъективное право), является господством субъекта над чем-то, вне его находящимся.
Как отмечает Д. М. Чечот, субъективное право дает своему обладателю возможность определенного дозволенного поведения, одновременно связывая обязанное лицо необходимостью должного поведения.
По мнению В. А. Белова, юридически защищенная и обеспеченная возможность удовлетворения интереса активного субъекта правоотношения обыкновенно называется субъективным правом.
С точки зрения Н. Н. Вопленко, субъективное право есть вид и мера возможного поведения участников правоотношений, гарантируемого системой действующего законодательства и правоохранительной деятельностью органов государства.
А. Л. Анисимов отмечает, что субъективное право дает возможность лицу удовлетворять свои материальные и духовные запросы, т.е. пользоваться социальными благами.
С точки зрения А. А. Малиновского, субъективное право представляет собой меру возможного поведения (меру свободы), предоставленную управомоченному лицу для удовлетворения своего интереса.
Представляется, что существенными признаками субъективных прав налогоплательщиков в международном и национальном праве являются: закрепление прав налогоплательщиков в правовых актах; обеспечение прав налогоплательщиков соответствующими обязанностями органов государственной власти и их ответственностью за неисполнение своих обязанностей; закрепление в правовых актах механизмов реализации субъективных прав налогоплательщиков; наличие правовых ограничений поведения налогоплательщиков; удовлетворение интересов и потребностей в результате использования определенных субъективных прав налогоплательщиков; неотчуждаемость субъективных прав налогоплательщиков, как закрепленных, так и не закрепленных в правовых актах.
Содержание субъективных прав налогоплательщиков, как на международном, так и на национальном уровне составляет совокупность правомочий. В связи с этим представляется целесообразным определить понятие «правомочие».
Как отмечает О. Г. Ломидзе, с одной стороны, совокупность отдельных правомочий не тождественна субъективному праву; а с другой - субъективное право проявляет себя через конкретные возможности, отдельные правомочия.
По мнению В. А. Белова, юридически обеспеченные возможности, слагающие всякое субъективное право, называются правомочиями. При этом субъективное право представляет собой не простую сумму (набор, совокупность) правомочий, а их систему, т.е. единое целое, неразделимое на элементы. Всякое субъективное право слагается из двух правомочий - на собственные действия; на чужие действия.
Следовательно, под правомочиями налогоплательщиков можно понимать юридически обеспеченные возможности, позволяющие удовлетворять интересы. Правомочия налогоплательщиков и субъективные права налогоплательщиков соотносятся как часть и целое. Субъективные права налогоплательщиков предусматривают права на собственные действия и права на действия других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Соглашаясь с утверждением А. В. Белова о том, что субъективные права содержат правомочия на собственные действия и на действия других лиц, можно сделать вывод о том, что и субъективные права налогоплательщиков предусматривают правомочия на собственные действия и правомочия на чужие действия, например, действия должностных лиц налоговых органов.
С позиции общей теории государства и права, субъективное право включает в себя возможность определенного поведения самого управомоченного лица и требования соответствующего поведения (положительных действий) от других лиц. Ряд советских юристов в понятие субъективного права включали также притязание, т.е. возможность прибегнуть к принудительной силе государства для осуществления своего права.
По мнению С. А. Комарова, структура субъективного права состоит из возможностей: определенного поведения управомоченного лица; требования соответствующего поведения от обязанного лица; обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего суд); пользоваться определенным социальным благом, ценностью.
Как отмечает В. А. Белов, системность субъективного права позволяет думать, что речь идет о различных субъективных правах, когда входящие в их состав возможности: имеют различное юридическое качество (одни - абсолютные, другие относительные); принадлежат различным субъектам; имеют различные объекты; возникают, изменяются и прекращаются по различным основаниям.
Для того чтобы заключить, что перед нами - возможности, входящие в состав различных субъективных прав, достаточно найти, что выполняется хотя бы один из перечисленных признаков. Следует иметь в виду, что служение субъективных прав удовлетворению одних и тех же интересов управомоченного подтверждает предположение о том, что искомые возможности принадлежат одному и тому же субъективному праву.
Следовательно, правомочия, входящие в состав субъективных прав налогоплательщиков в международном и национальном праве, предполагают следующие характерные признаки: единое юридическое качество (правомочия должны относиться либо к абсолютным, либо к относительным субъективным правам налогоплательщиков); правомочия должны принадлежать одним и тем же налогоплательщикам; единство объектов правомочий, входящих в состав субъективных прав налогоплательщиков; возникновение, изменение и прекращение по единым основаниям; служение всех правомочий удовлетворению одних и тех же интересов налогоплательщиков.
Отсутствие хотя бы одного признака правомочий, входящих в состав субъективных прав налогоплательщиков позволяет сделать вывод о том, что правомочия принадлежат различным субъективным правам налогоплательщиков.
Например, правомочие российских налогоплательщиков требовать от налоговых органов предоставить им копии актов налоговых проверок и правомочие налогоплательщиков требовать возмещения убытков за счет средств федерального бюджета относятся к различным субъективным правам, так как они возникают, изменяются и прекращаются по различным основаниям.
Следует отметить, что наиболее важным признаком, позволяющим определить, что правомочия составляют единое субъективное право, является именно цель, достижение, которой позволяет удовлетворить интересы налогоплательщиков.
В заключение можно сделать вывод о том, что субъективные права в международном и национальном праве представляют собой юридически обеспеченные возможности удовлетворения интересов налогоплательщиков. При этом субъективные права состоят из возможностей налогоплательщиков совершать собственные действия и возможности требовать от других участников налоговых отношений, совершения действий или воздержания от совершения каких-либо действий.
СМИРНЫХ Сергей Евгеньевич
кандидат юридических наук, Ученый секретарь Российской Ассоциации международного права