№ 6 (73) 2014г.
Фархутдинов И.З.
Farkhutdinov I. Z.
RUSSIA AND CHINA: MUTUAL INVESTMENTS (EXPERIENCE OF LEGAL REGULATION FOR EURASIAN INTEGRATION)
Статья посвящена состоянию и перспективам инвестиционного сотрудничества между Россией и Китаем в контексте нового глобального передела мировых энергетических ресурсов. Двухстороннему инвестиционному сотрудничеству России и Китая способствует взаимовыгодное стремление закреплять свои правоотношения на договорной основе. Источники регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации и Китайской Народной Республики содержатся как на национальном, так на международно-правовом уровнях.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (вместе с Протоколом от 09.11.2006) является основой для торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Россией и Китаем. Анализируемый двусторонний инвестиционный договор между Россией и Китаем, как и все аналогичные соглашения, направлен на создание международно-правовых условий и гарантий для предпринимательской и инвестиционной деятельности инвесторов Российской Федерации и Китайской Народной Республике.
Анализируемый в статье ДИД предусматривает: «Ни одна из Договаривающихся Сторон не должна на своей территории подвергать мерам, равносильным по последствиям экспроприации или национализации (далее – экспроприация), капиталовложения инвесторов другой Договаривающейся Стороны, если только указанные меры не предпринимаются в общественных интересах и не отвечают всем следующим условиям: а) осуществляются в соответствии с процедурой, предусмотренной национальным законодательством; б) не являются дискриминационными; в) сопровождаются выплатой компенсации».
The bilateral investment cooperation between Russia and China promotes mutual interest to consolidate their relationship on a contractual basis. The article is devoted to state and prospects of investment cooperation between Russia and China in the context of the new global redistribution of the world’s natural resources. The bilateral investment cooperation between Russia and China promotes mutual interest to consolidate their relationship on a contractual basis.The sources of regulation of foreign investments in the Russian Federation and the People’s Republic contain both the national and international legal levels. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the People’s Republic of China on the Promotion and Reciprocal Protection of Investments (together with the Protocol of 09.11. 2006) is the basis for trade, economic and investment cooperation between Russia and China. Analyzed bilateral investment treaty between Russia and China, as well as all similar agreements, aimed at creating an international legal environment and guarantees for business and investment activities of investors of the Russian Federation and the People’s Republic.
This BIT provides: «Neither of the Contracting Parties shall in its territory subject to measures tantamount to expropriation or nationalization (hereinafter - the expropriation), investments of investors of the other Contracting Party, unless these steps are taken in the public interest and do not meet all of the following conditions: a) carried out in accordance with the procedure laid down by national law, and b) are not discriminatory, and c) accompanied by the payment of compensation».
Об авторе:
Фархутдинов Инсур Забирович, выпускник Дипломатической академии МИД России, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской Академии наук (сектор международно-правовых исследований), доктор юридических наук - специальность 12.00.10 - Международное право. Европейское право. Главный редактор «Евразийского юридического журнала». Живет в г. Москве.
Кандидатская диссертация на тему «Соотношение международного и национально-правового регулирования иностранных инвестиций в России» защищена в Институте государства и права Российской академии наук под руководством профессора А. Г. Богатырева. Там же в 2006 г. защищена докторская диссертация на тему «Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений: теория и практика» (научный консультант профессор И. И. Лукашук).
И. З. Фархутдинов - автор около 80 научных работ на русском и английском языках, в том числе книг: «Международное инвестиционное право и процесс» (М.: Проспект, 2013); «Международное инвестиционное право. Теория и практика применения» (М.: Волтерс Клувер, 2005); «Инвестиционное право» (М.: Волтерс Клувер, 2006, в соавторстве с В. А. Трапезниковым); «Иностранные инвестиции и международное право» (Уфа: Изд-во Башкирского госуниверситета, 2001); Международный инвестиционный арбитраж (М., 2014, в соавторстве с А. А. Данельяном); а также статей «International Law and Russian Law concerning Nationalization of Foreign Investments»// Mark Boguslawskij, Alexander Trunk (Hrsg). Правовое регулирование положения иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой. На нем., англ., русск. языках. Osteuropaforschung. Schriftenreihe der Deutschen Geselschaft fur Osteuropakunde. Band 47. BWW. Berliner. Wissenschafts-Verlag; «Foreign Investor and Host State: Need for Balance Interests»// Czech Yearbook of International Law (2011, vol. 2).
В 2007 г. на собственных концептуальных разработках учредил международное периодическое издание - «Евразийский юридический журнал» (с января 2009 г. выходит ежемесячно). В феврале 2010 г. журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Основные направления научных исследований: проблемы развития доктрины международного права, международное инвестиционное право, правовой режим иностранных инвестиций в России, арбитражная практика о мерах разумного государственного вмешательства в международный инвестиционный проект и др.
Проходил по гранту стажировку в США, участвовал на основе грантов в международных конференциях: Центральный Европейский университет (ЦЕУ, г. Будапешт, Венгрия); г. Тегеран (Иран); Берлин (Германия); Алматы (Республика Казахстан) и др.
И. З. Фархутдинов - член диссертационных советов при Институте государства и права Российской академии наук, Дипломатической академии МИД РФ, Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
About the author:
Farkhutdinov Insur Zabirovich - Russian Diplomatic Academy graduate, the leading researcher at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, the sector of international legal studies, LL.D. - specialty 12.00.10 - International law. European law. Chief editor of the «Eurasian Law Journal». Lives in Moscow.
PhD thesis «The proportion of international and national legal regulation of foreign investments in Russia» is defended in the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, led by Professor Aleksandr Bogatyrev. Also in 2006 defended his doctoral thesis on «International legal regulation of investment relations: Theory and Practice» (scientific advisor Professor Igor Lukashuk).
Insur Farkhutdinov - author of about 80 scientific works, including books: «International investment law and the process» (Moscow; Prospect Publishing, 2013); «International investment law. Theory and Practice» (M.: Wolters Kluwer Publishing, 2005); «Invest- ment Law» (Wolters Kluwer Publishing, 2006, in collaboration with V. A. Trapeznikov); «Foreign Investments and International Law» (Ufa: Bashkir State University Publishing, 2001); «International InvestmentArbitration» (M., 2014, in collaboration with A.A. Danelyan); «International Law and Russian Law concerning Nationalization of Foreign Investments» // Mark Boguslawskij, Alexander Trunk (Hrsg). Правовое регулирование положения иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой. На нем., англ., русск. языках. Osteuropaforschung. Schriftenreihe der Deutschen Geselschaft fur Osteuropakunde. Band 47. BWW. Berliner. Wissenschafts-Verlag; «Foreign Investor and Host State: Need for Balance Interests» // Czech Yearbook of International Law (2011, vol. 2).
In 2007, on his own conceptual design he established international periodical - «Eurasian Law Journal» (published monthly since January 2009). In February 2010, the journal was included in the List of the leading peer-reviewed scientific journals and publications, where major scientific results of dissertations for the degree of doctor and candidate of sciences should be published.
Main lines of scientific research: development of the doctrine of international law, international investment law, legal regime foreign investments in Russia, arbitration practice of reasonable measures of state intervention in international investment project and etc.
Served grant internship in the U.S., took part on grant basis in international conferences: Central European University (CEU, Budapest, Hungary); Tehran (Iran); Berlin (Germany); Almaty (Kazakhstan), etc.
Insur Farkhutdinov - the Member of Dissertation Councils of the Institute of State and Law of Russian Academy of Sciences, the Diplomatic Academy of the Russian Federation, the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation.
1. Роль России и Китая в глобальной евразийской экономике
Cразу следует указать на два колоссальных театра разворачивающихся газовых войн: Евразия и Северная Америка. Евразия является кладовой мировых нефтяных и газовых запасов. Возросшее значение Евразии в мировой газовой войне объясняется особым положением России и Китая, двух великих соседних держав, на этом крупнейшем континенте.
Российско-китайские экономические отношения расширяются. Укрепление внешнеэкономических связей России с Китаем, а также развитие международной инфраструктуры взаимодействия занимаеют важное место в планах наращивания российского нефтяного и газового экспорта в Азию.
Достигнутый объем торгового обмена, отражающий не только коммерческие сделки, но и значительную часть экономического, в том числе инвестиционного сотрудничества, обеспечил заметное усиление значимости Китая во внешней торговле России и прежде всего в импорте, отмеченное за десять лет XXI века. Если в 2000 г. на его долю пришлось 4,5% оборота (6 место), в том числе 5,1% экспорта (4 место) и 2,8% импорта (8 место), то в 2010 г. удельный вес Китая в российском внешнеторговом обороте возрос до 7,6% (3 место вслед за Германией и Нидерландами), в экспорте составил 4,5% (7 место), а в импорте достиг 13,0%. Это позволило Китаю опередить Германию, много лет бывшую постоянным лидером, и занять первое место в качестве поставщика товаров в Россию.
Наши дружественные страны являются крупнейшими евразийскими государствами, имеющими быстро развивающиеся партнерские отношения, особенно после заключения в Шанхае в конце мая с. г. крупнейшего
газового контракта между РФ и КНР на 400 млрд долл.
Всесторонние отношения стратегического партнерства приобретают важное двухстороннее значение, а также имеют глобальное значение, они играют очень важную роль в содействии региональному и всемирному развитию и безопасности в международных отношениях. Стратегическая задача перед Китаем и Россией состоит в том, чтобы превратить небывалое высококлассное политическое преимущество в деловое сотрудничество в сфере экономики, гуманитарной сфере и т.д., — как отмечается в совместном российско-китайском заявлении.
В евразийской глобальной экономике Россия действительно заняла весьма высокое место как поставщик природных энергоносителей. Китай, как ни одна страна в мире, нуждается в экспорте энергетических ресурсов, являясь мировой производственной базой. Все это и определяет особую роль этих крупнейших соседних стран в глобальной экономике. Обострение международной обстановки на евразийском континенте прежде всего вызвано далеко идущими планами США, которые, находясь на территории заокеанского континента, откровенно и нагло претендуют на роль новой сверхдержавы в мире, хозяина Евразии. Здесь кроются причины всеболее ожесточающейся Мировой газовой войны, назовем ее так условно. По существу, речь идет о попытках передела мировых энергетических запасов. Не следует особо доказывать, что решающую роль при этом играют мировые потоки иностранных инвестиций.
Создание и обеспечение функционирования нового экономического миропорядка требует более высокой организации мировой системы, существенного повышения степени ее управляемости. Сегодня это ключевая глобальная проблема, от ее решения зависит международно-правовое регулирование других глобальных проблем.
На фоне стремительного взлета на геополитические вершины стран Азиатско-Тихоокеанского региона (особенно Китая, Тайваня, а в 70-х-80-х годах — Японии, Южной Кореи), интеграции стран Западной Европы четко обозначилась тенденция относительного падения влияния и веса США на мировой арене. К концу XX в. Америка миновала свой звездный час, и мир стал свидетелем неуклонного заката «американского века». Об этом закате еще в 1975 г. писал известный американский социолог Дэниел Белл. В своей работе «Конец американской исключительности», опубликованной накануне 200-летнего юбилея независимости США, он утверждал, что американцы не верят в то, что их страна играет уникальную роль в мире.
Геополитический замысел Америки направлен на создание монополярного мира путем нового передела энергетических ресурсов планеты, чему препятствуют прежде всего Россия и Китай. Сначала США, по мысли З. Бжезинского, должны закрепить в Евразии геополитический плюрализм. Для этого приоритет должен быть отдан политическому маневрированию и дипломатическим манипуляциям, которые должны исключить возможность образования коалиций, враждебных США. Но у любого государства, существующего на карте Евразии, по мнению автора, нет для этого реальных возможностей. На втором этапе американизации Евразии должны появиться стратегически приемлемые партнеры, которые могут создать (под американским руководством) трансъевразийскую систему безопасности. А в долгосрочном плане все это может стать основой системы подлинной политической ответственности в глобальном масштабе.
Евразия — суперконтинент земного шара, играющий роль оси нашей планеты. Та держава, что станет доминировать на суперконтиненте, будет оказывать решающее влияние на два из трех наиболее развитых в экономическом отношении регионов планеты: Западную Европу и Восточную Азию, а также на Ближний Восток и в Африку.
Евразия исторически принадлежит Европе и Азии. Национальные интересы США уже географически находятся на американском континенте.
Для Америки Европа по-прежнему остается приоритетной в геополитическом раскладе сил. Она для нее — главный геополитический плацдарм в Евразии. Мощный военно-политический инструмент США, имеющийся в Европе, — НАТО дает Вашингтону возможность оказывать политическое и военное давление на страны, расположенные в самой Европе, а также и в Евразии. Свержение законного правительства Януковича и развязывание гражданской войны в Украине помогли США привязать страны ЕС к своей агрессивной национальной геополитике. Для этого Америкой потрачены громадные финансовые средства. По словам заместителя руководителя Бюро по демократии, правам человека и труду Госдепартамента США Тома Мелиа с момента распада СССР в декабре
- г. США потратили — Мелиа воспользовался термином «инвестировали» — около 5 млрд долл. на помощь Украине, и 815 млн из них были направлены непосредственно на финансирование демократии и программ обмена. Более того, с 2009 г. администрация Обамы направила 184 млн долларов на финансирование программ, направленных на поддержку гражданского общества, прав человека, добросовестное управление и укрепление позиций диктатуры закона в Украине.
Между тем, ключевая экономическая роль Китая в Евразии возрастает из года в год. КНР является постоянным членом Совета Безопасности ООН, располагает правом вето; входит в различные межправительственные организации регионального и глобального уровня.
Сегодня индустриализация Китая вступила в период международной конкуренции. Конкурентоспособность экономики — это вопрос организации экономической деятельности, формирования рыночной структуры эффективной конкуренции и организационной структуры. Ну и сплоченность китайской нации играет далеко не последнюю роль в экономической мощи своего государства. Процесс укрепления конкурентоспособности экономики Китая в условиях глобализации стал решающим фактором его индустриализации и модернизации, центральным вопросом его очень динамично развивающейся экономики.
С конца 70-х годов китайское руководство радикально изменило социально-экономический курс и приступило к глубоким и всесторонним реформам централизованно-плановой экономики, а также начало проводить «открытую политику». Преобразования в народном хозяйстве нацелены на формирование китайского варианта социальной рыночной экономики. «Открытая политика» предполагает интеграцию Китая в мировой рынок, причем не только за счет развития внешней торговли, но и путем широкого привлечения в страну зарубежных инвестиций.
В отличие от нас, у Китая есть четкая внешнеэкономическая стратегия. В ее разработке приняли участие многие академические и ведомственные исследовательские центры, целая армия специалистов.
В архитектонике китайской экономики начиная с 90-х годов прошлого века наблюдаются огромные изменения. Сегодня китайская экономика стала динамично развивающейся, эффективной, в «серединном государстве» начали происходить глубокие изменения и в методах распределения международных капитальных ресурсов. Параметры экономической структуры КНР определялись следующими факторами: важнейшим видом экспортных товаров стала продукция промышленности, однако при выравнивании импортных и экспортных потоков удельный вес изделий промышленности в экспорте стал выше доли изделий промышленности в импорте, более того, товары механической промышленности и электроники превышали текстильную продукцию и одежду и стали первой крупной статьей экспорта.
Темпы экономического роста Китая, нового мощного азиатского тигра, очень высоки — 9-10 % в год. В 1950 г. на Китай приходилось 3,3 % мирового ВВП, в 1992 - 10 %, а по прогнозам на 2025 г. - более 20 %. С 2005 г. Китай по доле мирового ВВП (2,554 трлн долларов) занимает четвертое место в мире (вытеснил с этого места Великобританию) после США (13 трлн долларов), Японии (4,464 трлн долларов) и Германии (2,890 трлн долларов). Объем прямых иностранных инвестиций в Китай
- 50 млрд долларов. Если темпы роста США и Китая останутся прежними, то к 2050 г. экономика Китая сможет вырваться, по некоторым прогнозам, на первое место. Валютные резервы Китая — 91 млрд долларов, уступают в мире по этому показателю только Японии и Тайваню.
В XXI веке, как публично объявлено в Пекине, Китай приступает к реализации стратегии «транснационального хозяйствования».
Наступательная внешнеэкономическая деятельность намечается по нескольким направлениям: внешняя торговля, зарубежные капиталовложения, создание транснациональных компаний.
Современная мировая геополитическая обстановка отличается заметным усилением «китайского» фактора в глобальной политике, причем не только в Евразии, которой сейчас присущи следующие черты:
- высокий динамизм изменений в международной структуре, заметно проявившийся с появлением в Х1Х в. таких организаций, как ШОС, БРИКС, группы «20», в которых Китай предстает страной, которая структурирует эту систему и занимает в ней лидирующие позиции;
- критическая нестабильность в мировой экономике и мировых финансах, в условиях которой положение Китая с его ежегодным стабильным ростом опять выглядит не только более выигрышным, но и доминирующим, а если сюда добавить увеличение доли КНР в МВФ, то Китай вообще оказывается единственной страной-бенефициантом;
- предельный риск возникновения региональных конфликтов на Ближнем Востоке (Сирия, Иран, Израиль-Пале- стина), а теперь и в зоне Южно-Китайского (КНР — Филиппины, Вьетнам) и Восточно-Китайского (КНР - Япония) морей. И здесь впервые Китай оказывается в слабом и, можно сказать, уязвимом положении.
То есть и возле границ Китая начинают сгущаться тучи в связи со спорными с соседями территориями. Это скорее последствия «болезни роста».
Но обладание большой территорией и удобное с точки зрения решения геополитических проблем местоположение делает Китай геополитическим центром.
Вся политика западных стран во главе с США направлена на ограничение деятельности России в глобальной газовой политике.
Основным содержанием мировой политики ближайшего десятилетия становится глобальное противостояние России и Китая с Америкой.
Стремление США искусственно создать очаги вооруженных конфликтов рядом с границами своих геополитических противников оказались результативными. Рядом с Россией полыхает Украина. Значительная часть Ирака захвачена воинствующими исламистами так называемого «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Иран вынужден в срочном порядке принимать неотложные меры по спасению Ирака.
Большой Ближний Восток по-прежнему сотрясает мир. Борьба религиозных и этнических группировок за власть, усилившаяся после гражданских войн в Сирии и Ливии, переворотов в Египте, Тунисе и Йемене, в очередной раз коснулась Ирака. Восстание в Ираке, выскочившее как шайтан из табакерки, меняет евразийскую геополитику.
США вложили в Ирак миллиарды долларов, но конечным бенефициаром в иракских нефтяных контрактах в настоящее время становится Китай, который при этом и рискует. Но каждый иностранный инвестор, вкладывая свои капиталы на территории государства-реципиента, обязан давать себе отчет: иностранные инвестиции подвержены некоммерческим, так называемым политическим рискам, в случае гражданских беспорядков, бунтов, революций.
Китай инвестировал в нефтяные контракты Ирака. Китай, в отличие от Америки, не выставляет свои действия напоказ. Барак Обама отправил подразделения специального назначения обратно в Ирак в попытке подавить мятеж джихада «Исламского государства Ирака и Леванта» . Получается, в конечном итоге американские налогоплательщики волей-неволей оплачивают защиту китайских активов в воюющем Ираке.
Ломка Ближнего Востока вступает в новую фазу. Небольшое кровопускание исламистам ИГИЛ с целью повернуть их против шиитов, которые являются абсолютно преобладающим населением Ирана, выглядит для всех спонсоров войны вполне допустимым. Отсюда переговоры и усилия по «мирному урегулированию» иракского кризиса. Слишком многие игроки стремятся получить свои дивиденды от распада региона, чтобы пугаться такой мелочи, как тотальная война. И Турция, и Израиль, и Саудовская Аравия рассчитывают на то, что у них хватит инструментов и ресурсов, чтобы направить полыхающий в Ираке огонь на своих противников. Большой Ближний Восток по-прежнему сотрясает не только Евразию, но и весь мир.
Кровавые события в Ираке меняют расклад сил не только в районе Персидского залива, но и мировой рынок энергоносителей, а также международные потоки капиталов. По большому счету, сегодняшняя гражданская война в Ираке - это наглядный пример бездумной внешней политики США, в данном случае, выразившейся в насильственном свержении законного президента Саддама Хусейна. Добавим, без санкции Совета Безопасности ООН, его постоянные члены Россия и Китай занимали позицию невмешательства во внутренние дела и не нарушения государственных границ Ирака.
29 июня с. г. премьер-министр Израиля призвал мировое сообщество признать независимость Курдистана. Были произнесены слова о самом большом народе, не имеющем своей государственности, о восстановлении исторической справедливости, о мире в целом мире и в регионе Ближнего Востока, в частности. Единственное, о чем не стал распространяться Б. Нетаньяху, - это о том, что Курдистан может стать независимым только в результате развала Ирака (что не входит в планы России, Китая, да и США и их союзников), чем фактически поддержал создание исламского халифата, провозглашенного экстремистской группировкой ИГИЛ.
Парадокс, но интерес Израиля в этом случае целиком и полностью совпадает с интересами его злейших врагов-терро- ристов. Хотя бы потому, что создание радикального халифата, созданного исключительно для войны с «неверными», полностью противоречит интересам другого самого злейшего врага Израиля - шиитского Ирана. Курдистан может стать независимым только в результате развала Ирака, где правит шиитское меньшинство.
Призыв Израиля признать независимый Курдистан неожиданно поддержала Турция. 29 июня пресс-секретарь правящей Партии справедливости Хусейн Челик заявил, что в интересах Турции признание независимого Курдистана в пределах иракской части его территории. Интерес турецкого премьера Эрдо- гана слишком прозрачен, чтобы не замечать его. Тяжелейшая борьба, ведущаяся со своим недавним союзником Ф. Гюленом, а фактически с Соединенными Штатами, стоящими за его спиной, раскол в рядах своих сторонников, балансирование на грани полноценной «цветной революции» (навязываемой США) вынуждают Эрдогана искать самых неожиданных союзников перед президентскими выборами. Поддержав вековую мечту части курдского народа, премьер-министр Турции получит тактических союзников в борьбе за президентское кресло со своими политическими противниками из числа бывших соратников. Политическое выживание для турецкого премьера выглядит приоритетной задачей, что делает возможным любые, пусть и самые фантастические альянсы.
Дополнительным бонусом для Турции и Израиля становится киркукская нефть, контроль над которой уже практически восстановлен военной структурой Курдистана - отрядами пешмерга. Национальное богатство, которое курды считают своим, остается под их контролем. Независимость дает им возможность наладить поставки нефти через Турцию в Израиль, и израильский порт Хайфа с благодарностью начал принимать киркукскую нефть. Израиль еще не готов окончательно и бесповоротно входить в конфликт с Ираком, который категорически против сепаратных нефтяных сделок курдов. Признание Курдистана делает поставки нефти из Киркука вполне легальными. Турция, естественно, тоже получает свою долю от этих поставок, обеспечивая сухопутный транзит до Джейхана.
В общем, евразийская геополитическая ситуация в сегодняшнем быстроменяющемся глобализированном мире переживает очень непростые времена. В ее стабильности очень заинтересованы как Россия, так и Китай, как, впрочем, многие другие государства. А важнейшим фактором устойчивого развития на евразийском континенте, как и везде, выступают международные инвестиции.
2. Иностранные инвестиции в орбите международного права
Под знаком глобализации XXI в. пришел на смену веку ХХ. Возникает вопрос: насколько выгодны процессы глобализации России, Китаю, да и большинству стран мирового сообщества, кровно заинтересованных, в отличие от США, в многополярном мире?
Межгосударственное инвестиционное сотрудничество выступает катализатором глобализационных процессов на всех уровнях мировой экономики. Глобализация требует большой согласованности в правовом регулировании, имеет своим последствием отставание государственного регулирования от потребностей развития. Особенно отчетливо это видно в сфере международных экономических отношений, что включает и инвестиционные отношения.
Быстрый рост прямых иностранных инвестиций является характерной чертой глобализации. На этапе интернационализации производства, наблюдавшейся до 80-х годов ХХ в., национальные экономики выступали как самостоятельно развивающиеся центры. А вот на рубеже веков началось формирование нового транснационального системного управления мировой экономикой со своими закономерностями правового регулирования.
Современный международный экономический порядок зиждется на свободе движения капиталов, товаров и услуг, свободной миграции рабочей силы. При этом действует согласованная между государствами и другими субъектами международного права совокупность правовых норм, правил, процедур, которые обеспечивают нормальное функционирование всей системы международных экономических отношений.
В результате деятельности десятков тысяч транснациональных корпораций, международных финансовых организаций образовалась своего рода надстройка, которая, контролируя значительную часть мировых ресурсов, в первую очередь финансовых, ограничивает вольно или невольно осуществление экономического суверенитета государств и делит мир на «бедный Юг» и «богатый Север».
В Декларации тысячелетия ООН 2000 г. отмечается, что хотя глобализация открывает широкие возможности, государства «ее благами пользуются весьма неравномерно, и неравномерно распределяются ее издержки». Виной тому и глобализация финансовых рынков, что стало результатом широкого спектра спекулятивных операций, вызванных либерализацией экономических отношений. Одним словом, процесс получения денег из денег значительно упростился, благодаря исключению из него, собственно, самого производства какого-либо товара или услуг. Колоссальные масштабы и обороты международного финансового рынка действительно представляют серьезную опасность для мировой экономики10. Глобализация вызвала обострение международной конкуренции.
Иностранные инвестиции, которые выступают важнейшим катализатором глобализации, не только предоставляют благоприятные социально-экономические возможности для принимающего государства, но и таят некоторую угрозу его экономическому суверенитету, что может объективно вызвать ослабление регулирующих функций государства.
Двухстороннему инвестиционному сотрудничеству России и Китая способствует взаимовыгодное стремление закреплять свои правоотношения на договорной основе. Если взглянуть на эволюцию международного инвестиционного права, международное инвестиционное сотрудничество развивалось постепенно от международно-правовой защиты к международно-правовому регулированию зарубежных капиталовложений, от двусторонних к многосторонним договорам в сфере правового обеспечения иностранной инвестиционной деятельности.
Основой для торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между РФ и КНР являются:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики «О торгово-экономических отношениях» (Пекин, от 5 марта
- г.);
- Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г.;
- Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики «О сотрудничестве в области модернизации экономики» (октябрь 2011 г., Пекин);
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (вместе с Протоколом от 9 же ноября 2006 г.).
Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений или, как их общепринято называть, двусторонний инвестиционный договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой является профильным международно-правовым актом в сфере международно-правового регулирования взаимных инвестиций.
Двусторонние инвестиционные договоры (ДИД), еще раз подчеркнем, являются центральными элементами правового регулирования частноправовых и публично-правовых отношений в рассматриваемой сфере.
Анализируемый двусторонний инвестиционный договор между Россией и Китаем, как и все аналогичные соглашения, направлен на создание международно-правовых условий и гарантий для предпринимательской и инвестиционной деятельности инвесторов Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Движущей силой инвестиционной политики наших государств, направленной на поощрение иностранного капитала путем создания благоприятного инвестиционного климата, выступает реальное обеспечение законодательно закрепленных гарантий в ходе осуществления инвестиционного проек- та14. Источники регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации и Китайской Народной Республики содержатся как на национальном, так и международно-правовом уровнях. Впервые данная концепция о том, что иностранные инвестиции, как правило, имея частноправовой характер, нуждаются одновременно как в национальноправовом, так и в международно-правовом регулировании, была разработана А. Г. Богатыревым.
Взаимные капиталовложения России и Китая на территории друг друга, которые регулируются на двух уровнях - национально-правовом и международно-правовом, подпадают под международно-правовую регламентацию в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (вместе с Протоколом от 9 ноября 2006 г.).
Как рассказывалось в первой статье, наша страна, следуя мировой практике, приступила к заключению двусторонних международных договоров по гарантиям иностранных инвестиций в самом конце 80-х годов прошлого столетия, когда начали складываться основы рыночной экономики. Первый двухсторонний инвестиционный договор Россия с Китаем заключила в 1990 г. 1989-1990 гг. можно назвать первоначальным этапом международно-договорного закрепления инвестиционных отношений с другими государствами.
Международные договоры, регулирующие инвестиции, отличает новый подход в развитии инвестиционного сотрудничества, основанный на исполнении государствами-участни- ками обязательств по регулированию инвестиций и установлению контроля за исполнением этих обязательств со стороны создаваемой на основе международного договора процедуры рассмотрения споров, связанных с инвестициями. Кстати, еще Ф. Ф. Мартенс, один из основоположников российской доктрины международного права, писал, что международный договор «всегда служил одним из лучших средств для выяснения и определения правовых отношений, даже принципов права, которые должны господствовать в области международных сношений». Особое место договорного права объясняется спецификой объекта регулирования, его значением в современном международном праве, а также особенностями источников права международных договоров. Все это обуславливает его особое место в системе современного международного права.
Россия и КНР, как и другие государства, принимая национальные законодательные и другие нормативно-правовые акты, а также заключая международные договоры (или присоединяясь к ним), создают юридический комплекс из двухуровневых юридических норм и правил, регулирующих на их территориях иностранную инвестиционную деятельность. Но при этом следует иметь в виду, что существующая взаимозависимость международно-договорных и внутригосударственных юридических норм не говорит о приоритете одного правопорядка над другим. В процессе этого взаимодействия первичным, по мнению Г. И. Тункина, является влияние национального права на международное. Первичность внутреннего права и вытекает из первичности внутренней политики над внешней. Государства должны выполнять свои международные обязательства, независимо от того, отвечает такое выполнение нормам национального права или нет.
Государства были и остаются главными действующими лицами в мировом экономическом процессе. Более того, с усложнением экономики роль государства будет не сужаться, а расширяться.
Сочетание международно-правового и национальноправового регулирования иностранных инвестиций - это механизм, действующий в общественных интересах, так как его цель состоит в поощрении национальной инвестиционной политики. Он способствует учреждению инвестиций юридическими и физическими лицами государства-экспортера капитала в принимающем государстве.
Одним из главных вопросов применительно к иностранным инвестициям является вопрос о соотношении публично-правового и частноправового начал в их регламентации. Проблема эта достаточно сложная и не предполагает однозначного решения, тем более что она имеет отношение не только к иностранным инвестициям, но и к международному частному праву в целом.
А. Г. Богатырев считает, что инвестиционный процесс выступает как совокупность юридических норм, регламентирующих отношения, складывающиеся между различными участниками инвестиционной деятельности. Из единства предмета регулирования инвестиционного процесса, в условиях единого и взаимозависимого мира, и формируется инвестиционное право, состоящее из двух видов и сфер правового регулирования - национально-правового и международно-правового.
Взаимозависимость международно-правового и национально-правового регулирования иностранных инвестиций основывается на принципах соотношения международного и внутригосударственного права, представляющих собой независимые и самостоятельные системы права, которые в то же время находятся в тесной связи между собой и взаимно влияют друг на друга. Да и как иначе, если в целом международное публичное право - такое социальное образование, которое занимает равное положение с любой национальной системой.
В сфере экономической политики охрана публичных интересов всегда является определяющим фактором, ибо при этом гарантируется и обеспечивается приоритет общества в целом, его безопасность и стабильность. Экономические интересы с неизбежностью преобладают и в сфере импорта иностранного капитала, как одной из составляющих экономики государства.
По мнению И. И. Лукашука, ключевыми моментами проблемы соотношения международного и внутригосударственного права являются:
- самостоятельность систем международного и внутригосударственного права по отношению друг к другу;
- влияние внутригосударственного права отдельных государств на образование и развитие принципов и норм международного права, с одной стороны, и влияние международного права на национальное право отдельных государств, с другой, то есть фактическое взаимодействие систем;
- иерархическое соотношение между нормами национального законодательства.
Известный компаративист Р. Давид весьма верно подметил, что «возрастающее значение публичного права зачастую ставит частное право во все большую зависимость от него».
«Без осуществления эффективной государственной политики, - отмечает М. М. Богуславский, - нельзя учесть ни интересы безопасности страны, ни необходимость охраны окружающей среды. В отношении защиты экологии нельзя повторять отрицательный опыт развивающихся стран».
Экономическую политику государства формируют такие факторы, как имеющееся сырье, структура хозяйства, технологическая вооруженность, финансовые ресурсы, исторически сложившиеся связи с соседними государствами (в рамках региона и на универсальном уровне). Структурные изменения в экономике с неизбежностью отражаются на вопросах занятости населения, порождая такие проблемы, как дисбаланс в оплате труда, переобучение персонала, безработица и связанная с ней миграция населения.
3. Международно-правовой анализ ДИД между Россией и Китаем
Продолжаем международно-правовой анализ Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 9 ноября 2006 г.
В преамбуле анализируемого ДИД утверждается, что Правительство Российской Федерации и Правительство Китайской Народной Республики намерены создать благоприятные условия для капиталовложений инвесторов одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны. Они выражают уверенность, что взаимное привлечение, поощрение и защита таких капиталовложений приведет к стимулированию деловой инициативы инвесторов и повысит благосостояние обоих государств, а также активизирует сотрудничество обоих государств на основе равенства и взаимной выгоды.
В ст. 2 ДИД между РФ и КНР (поощрение и защита капиталовложений) указаны цели и задачи договаривающихся сторон.
- Каждая Договаривающаяся Сторона стремится создавать благоприятные условия инвесторам другой Договаривающейся Стороны для осуществления капиталовложений на своей территории и допускает такие капиталовложения в соответствии со своими законами и иными нормативными правовыми актами.
Особо отметим, что в условиях расширения нормативной системы международного права его нормы регулируют не только межгосударственные отношения, но и обеспечивают статус и деятельность физических и юридических лиц в соответствии с общими интересами государств.
Считается, что цели играют важную роль в определении эффективности нормативной системы международного права. Основным принципом права международных договоров является принцип добросовестного исполнения международных обязательств. Именно этот принцип обусловливает действие и применение международных договоров, являющихся основанием возникновения тех юридических последствий, с которыми связано заключение договора.
Сформулированная выше цель о создании благоприятных условий для капиталовложений инвесторов является совместной целью Российской Федерации и ее партнера Китайской Народной Республики в области правового регулирования иностранных инвестиций. Одной из наиболее важных задач при создании благоприятного инвестиционного климата является повышение уровня правовой защиты иностранных инвестиций.
- Каждая Договаривающаяся Сторона обеспечивает в соответствии со своими законами и иными нормативными правовыми актами полную защиту на своей территории капиталовложений инвесторов другой Договаривающейся Стороны.
Договаривающиеся стороны в анализируемом положении ДИД исходят из того, что иностранный инвестор хочет иметь гарантию, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем. Он хочет быть уверен в том, что любые изменения в законодательстве не ухудшат коммерческие результаты его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая решение о своих капиталовложениях в определенный проект или по какому-то определенному соглашению.
В данном положении п. 2 ст. 2 речь идет об известной в доктрине международного инвестиционного права формулировке «полная защита и безопасность иностранных инвестиций», первоначально присущей обычному международному праву. Впоследствии эта обычная международно-правоваянорма перекочевала в двусторонние инвестиционные договоры («полная и безусловна защита прав и интересов иностранного инвестора»), тем самым приобретя конвенционный характер.
С правовой точки зрения главной проблемой обеспечения благоприятного инвестиционного климата является проблема стабильности правового регулирования. Последнее предполагает законодательное закрепление определенных гарантий для иностранных предпринимателей, вкладывающих свои капиталы в экономику страны. Это, прежде всего, гарантии от ухудшения условий хозяйствования, на основе которых осуществлялся приток иностранных инвестиций. Речь идет об установлении определенного срока, в течение которого действует запрет на такого рода законодательные изменения.
Предоставление инвестиционных гарантий означает обеспечение всей совокупности государственных организационно-правовых мер защиты международных инвестиций с момента их учреждения до момента их ликвидации. Понятие правового режима и защиты инвестиций, с одной стороны, и гарантий инвестиций взаимообусловлены и неразрывно связаны друг с другом. Юридические гарантии прав и законных интересов иностранных инвесторов в России закреплены в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который является основной правовой базой регулирования иностранных инвестиций. Целью этого федерального закона является регулирование отношений, связанных с предоставлением государственных гарантий иностранным инвесторам. Неслучайно основной его задачей является, согласно преамбуле, обеспечение «гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль».
Статья 4
Экспроприация
- Ни одна из Договаривающихся Сторон не должна на своей территории подвергать мерам, равносильным по последствиям экспроприации или национализации (далее - экспроприация), капиталовложения инвесторов другой Договаривающейся Стороны, если только указанные меры не предпринимаются в общественных интересах и не отвечают всем следующим условиям:
а) осуществляются в соответствии с процедурой, предусмотренной национальным законодательством;
б) не являются дискриминационными;
в) сопровождаются выплатой компенсации.
Проблема национализации иностранной собственности весьма сложна и противоречива, особенно в связи разрешением инвестиционных споров между государством происхождения инвестиций и принимающим государством. Именно по этой причине право государств национализировать собственность иностранных граждан (инвесторов) было одним из наиболее дискуссионных вопросов международного права.
Классическое международное право рассматривало любые действия, затрагивающие иностранную собственность, как нарушение приобретенных прав, а сами эти права считались находящимися под международной защитой. Но во второй половине прошлого века доктрина международного права начала признавать принудительное изъятие суверенным государством иностранной собственности при определенных обстоятельствах, обговоренных в законодательном порядке, правомерным и справедливым.
Государство может ограничивать право собственности, в том числе иностранной, в публичных (общественных) интересах, но при этом публичные интересы не должны подавлять интересы частных лиц, и на частное лицо не должно налагаться чрезмерное бремя в результате ограничения права собственности. При разработке соответствующего правового режима инвестиций государству, разумеется, необходимо сбалансировать эти два объективно противоречащих фактора (публичный интерес).
Используются разные термины для обозначения действий государства по принудительному переходу права собственности: национализация, экспроприация, изъятие собственности, реквизиция, конфискация и др. Но наиболее важными формами лишения собственности являются экспроприация и национализация. Экспроприация и национализация - это акты государства, влекущие за собой переход права собственности из частного сектора в государственный.
Определение экспроприации, приведенное известным российским дореволюционным цивилистом Г. Ф. Шершеневи- чем, не потеряло своей актуальности и сегодня: «Экспроприация есть принудительное возмездное отчуждение или ограничение прав, которое производится государственной властью ввиду общеполезной цели».
В западных источниках, как правило, применяется только слово экспроприация, переводимая из английского языка как отчуждение, конфискация имущества, хотя в отечественных правовых источниках до последнего десятилетия термин «экспроприация» не был общеупотребляемым. В России с самого начала возникновения данного исторического явления абсолютно превалирует другое аналогичное правовое понятие — национализация.
В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. предусмотрено, что каждое государство имеет право национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность в руки государства. В этом случае государство, принимающее такие меры, должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом его соответствующих законов и постановлений, и всех обстоятельств, которые это государство считает уместными.
В доктрине и международной договорной практике государств получило широкое распространение положение о необходимости соблюдения ряда условий при проведении экспроприации, для того чтобы она соответствовала международному праву. Она должна проводиться: 1) в публичных целях; 2) на недискриминационной основе; 3) с выплатой компенсации; 4) в соответствии с установленным порядком. Аналогичные положения содержит ДИД между Россией и Китаем (ст. 4.1 в).
Термин «в общественных интересах», широко применяемый в международной договорной практике, был заимствован из ст. 1 Протокола № 1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В этой статье говорилось: «Каждое физическое и юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своей собственностью. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».
В современном международном праве существуют две основные доктрины по поводу национализации.
Традиционная западная доктрина также признает право государства на экспроприацию, но требует, чтобы она осуществлялась: а) в общественных интересах; б) на законном основании; в) без дискриминации; г) сопровождалась быстрой, адекватной, эффективной компенсацией.
Относительно развивающихся государств можно сказать, что они придерживаются доктрины, согласно которой право на национализацию является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета.
Термин «экспроприация» по-разному трактуется в ДИД. Обычно применяется следующая формула: национализация, экспроприация или иные меры, равные по последствиям национализации или экспроприации. Такая формула использована, например, и в ДИД России Китаем. Все виды принудительного изъятия собственности, влекущего прекращение права собственности частных лиц, на наш взгляд, следует определять одним общим термином — экспроприацией.
В западных источниках, как правило, применяется только слово экспроприация, переводимое с английского языка как отчуждение, конфискация имущества, хотя в отечественных правовых источниках до последнего десятилетия термин «экспроприация» не был общеупотребляемым. В России с самого начала возникновения данного исторического явления абсолютно превалирует другое аналогичное правовое понятие — национализация.
Согласно п. 2 ст. 235 ГК РФ национализация — это обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, которое должно производиться на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ. Упомянутая статья предусматривает: «В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причинённые собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом».
Несколько забегая вперед, отметим, что в современной теории и практике правового регулирования иностранных инвестиций более весомое значение приобретают вопросы о так называемой «косвенной», «ползучей» экспроприации (национализации), экспроприации «de facto» или «мерах, соответствующих экспроприации». В отличие от российского законодательства, практике международных договоров РФ известна экспроприация де-факто.
Косвенную, или «ползучую», экспроприацию можно определить как медленное, постепенное вторжение в сферы права собственности, что уменьшает ценность инвестиции. Правовой титул на собственность остается у инвестора, но права инвестора на использование собственности ограничиваются в результате вмешательства государства.
Где же заложен критерий определения косвенной экспроприации в том или ином случае принудительного изъятия иностранных инвестиций? То есть как разграничить законные акты государственного регулирования, в той или иной мере ограничивающие компенсацию, и меры государства, приравниваемые к косвенной экспроприации, которые однозначно требуют компенсации? Например, Постоянная палата третейского суда использовала «эффективное лишение собственности» как стандарт для определения, было ли вмешательство достаточно серьезным для того, чтобы представлять из себя изъятие, за которое полагается компенсация.
В последние годы в международном инвестиционном арбитраже особое значение имеют так называемые меры разумного государственного вмешательства. Данное понятие новое и пока малоисследованное в отечественной правовой теории и практике.
- Компенсация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, должна соответствовать рыночной стоимости экспроприируемых капиталовложений, рассчитанной на дату, непосредственно предшествующую экспроприации, либо на дату, когда официально стало известно о предстоящей экспроприации, в зависимости от того, какое из событий наступило ранее. Рыночная стоимость должна определяться в соответствии с обычаями делового оборота. Компенсация должна включать в себя проценты, исчисляемые с даты экспроприации до даты выплаты по ставке ЛИБОР по шестимесячным долларовым кредитам. Компенсация выплачивается без задержки в любой свободно конвертируемой валюте.
Проблема компенсации за убытки, нанесенные иностранному инвестору в ходе осуществления инвестиционной деятельности, является ключевой в исследуемой сфере.
Государство не только имеет право, но и призвано регулировать отношения, связанные с частной собственностью. Это признают и договаривающиеся стороны - Россия и Китай. Как показывает практика, в частности МЦУИС, большинство инвестиционных споров между иностранными инвесторами и принимающими государствами сводится к вопросу о том, правомерно ли была проведена экспроприация и подлежит ли выплате компенсация иностранному инвестору. По этой причине нормы о национализации обычно всегда предусматриваются в заключаемых между государствами двусторонних международных договорах, а сама экспроприация отнесена к числу некоммерческих рисков, покрываемых гарантией, выдаваемой МАГИ.
Европейский суд по правам человека полагает, что действие государства следует признавать экспроприацией, когда инвестор определённо и полностью лишается своего права собственности на имущество. Если он не был лишён прав, но их содержание было существенно умалено, и подобная ситуация не является необратимой, то подобное нарушение не является нарушением ст. 1 Протокола № 1 от 20 марта 1952 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. К такому выводу пришёл и арбитраж МЦУИС в деле Tradex Hellas S.A v. Republic of Albania (Case No. ARB/94/2).
В судебно-арбитражной практике можно встретить дела, в которых суды и арбитражи в качестве обязательного условия выделяли лишь отсутствие дискриминации и выплату компенсации, а наличие публичных целей не рассматривали в качестве неотъемлемого признака правомерной экспроприации. Например, Международный суд ООН в деле Texaco Overseas Petroleum Co. and California Oil Co. v. Libya рассмотрел вопрос о правомерности осуществления национализации иностранной собственности в Ливии и заключил, что наличие публичных интересов не является необходимым условием правомерной национализации.
Что касается арбитража, то в рамках МЦУИС в решении по делу Compania del Desarrollo de Santa Elena, S.A. против Республики Коста-Рика было констатировано, что согласно международному праву принимающее государство вправе экспроприировать иностранную собственность в пределах своей территории в общественных целях и при условии выплаты быстрой, адекватной и эффективной компенсации.
Компенсация охватывает два вида действий, которые отличаются друг от друга. В первом случае компенсация охватывает совокупность оценочных операций. Последние сложны тем, что они касаются действующего предприятия, когда совершается оценка не только прямого ущерба, но и упущенной выгоды. Во втором случае компенсация понимается как предоставление в распоряжение подвергшихся принудительно изъятию у инвестора установленных сумм. При этом такое предоставление должно осуществляться на условиях, которые не приводят к появлению новой формы изъятия собственности, особенно посредством таких методов, как установление верхнего предела компенсации, или рассрочка платежей, или запрет на конвертацию, или переводы сумм.
Действующие двусторонние договоры России с другими государствами гарантируют, что национализация не будет осуществляться иначе как при условии выплаты незамедлительной, достаточной и действительной компенсации, таким образом выступающей в качестве противовеса неотъемлемому праву государства осуществлять национализацию.
Не все соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений, которые Российская Федерация подписала с другими государствами, полностью соответствуют традиционной западной доктрине о национализации. Ряд двусторонних договоров (с Австрией, Великобританией, Испанией, Италией, Южной Кореей и т. д.) прямо не требуют, чтобы возможная национализация сопровождалась быстрой, адекватной, эффективной компенсацией.
В статье 4 анализируемого соглашения между РФ и КНР мы видим такую же краткую формулировку: в) сопровождаются выплатой компенсации.
Государства имеют право вступать в любые договоренности между собой как о размере материальной компенсации, так и о единовременной выплате частичной компенсации по всем предъявленным требованиям.
Поэтому «справедливая рыночная стоимость» является лишь ориентиром. В Руководстве МБРР о регулировании прямых иностранных инвестиций также говорится, что «компенсация будет считаться «быстрой» (prompt) в нормальных обстоятельствах, если она выплачивается без задержек». Далее сказано, что «если государство находится не в обычных, а в «исключительных» обстоятельствах, как они характеризуются в документах Международного валютного фонда, или в аналогичных им объективных обстоятельствах, связанных с действием валютных ограничений, компенсация в валюте (имеется в виду конвертируемая валюта. — Прим. авт.) может быть выплачена по частям в течение наиболее короткого срока, который не должен превышать более пяти лет с момента экспроприации...».
Двусторонние договоры по-разному определяют сроки выплаты компенсации: два месяца (ст. 6 Соглашения с Канадой, ст. 5 Соглашения с Англией и Кореей); тридцать дней (ст. 4 п. 3 Соглашения с Францией); один месяц (ст. 5 Соглашения с Италией); три месяца (ст. 4 Соглашения с Австрией; ст. 4 п. 4 Соглашения с Финляндией).
Срок выплаты компенсации в ДИД РФ с Венгрией, Швецией и США не установлен. Согласно ДИД РФ с Албанией, Грецией, Кувейтом, Японией, Китаем компенсация должна быть выплачена «без необоснованной задержки».
Не все соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений, которые Российская Федерация подписала с другими государствами, полностью соответствуют традиционной западной доктрине о национализации. Ряд двусторонних договоров (с Австрией, Великобританией, Испанией, Италией, Южной Кореей и т. д.) прямо не требует, чтобы возможная национализация сопровождалась быстрой, адекватной, эффективной компенсацией.
Статья 5
Возмещение ущерба
Инвесторам одной Договаривающейся Стороны, капиталовложениям которых нанесен ущерб на территории другой Договаривающейся Стороны в результате войны, гражданских беспорядков, введения чрезвычайного положения или иных подобных ситуаций, предоставляется в отношении реституции, возмещения, компенсации или других видов урегулирования режим, наиболее благоприятный из тех, которые последняя Договаривающаяся Сторона предоставляет при аналогичных обстоятельствах своим собственным инвесторам или инвесторам третьего государства в отношении мер, которые принимаются ею в связи с таким ущербом.
Раньше чаще всего ответчиками в международных арбитражных судах выступали страны Латинской Америки. Но теперь, похоже, за ними последуют страны СНГ.
Основополагающей нормой в российском законодательстве в случае национализации и реквизиции является выплата компенсации. Статья 8 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. предусматривает, что «имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены Федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Далее данная же статья закрепляет важнейший принцип международного инвестиционного права о том, что «при национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки».
Признанным принципом международного обычного права является то, что если экономический ущерб вытекает из bona fide недискриминационного регулирования, находящегося в сфере полицейской власти государства, компенсация не требуется. Меры государства могут быть дискриминационными, если они приводят к «действительному ущербу иностранцу... с намерением причинить вред затронутому иностранцу» в пользу национальных компаний.
В этой связи особый интерес представляет выполнение государством «полицейских полномочий» в ходе гражданских беспорядков, что не предполагает права на возмещение понесенных убытков. Однако данная доктрина на возмещение понесенных в ходе гражданских беспорядков убытков имеет и некоторые свои изъяны. Чрезвычайно трудно установить четкие критерии ответственности государства за негативные последствия мер охраны общественного порядка при чрезвычайных обстоятельствах.
Международные арбитражи часто отказывались присуждать компенсацию, когда действия правительства не снижали существенно или не сводили полностью к нулю экономическую стоимость собственности, как это, например, случилось в деле по Договору к Энергетической Хартии - Nykomb Synergetics Technology Holding AB, Stockholm v. The Republic of Latvia.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ в Российской Федерации национализация будет законной только при условии равноценного возмещения стоимости национализируемого имущества. Толкование принципов компенсации, применяемое ДИД, различается по критериям определения компенсации, даты, на которую дается оценка, сроков выплаты компенсации, также начисления процентов на сумму компенсации. Большинство ДИД предусматривают «быструю, адекватную и эффективную компенсацию».
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ компенсация должна быть выплачена предварительно. Однако такой подход не воспринят российской практикой международных договоров. ДИД, заключенные Россией до и после принятия Конституции РФ 1993 г., предусматривают выплату компенсации после акта экспроприации. Поскольку Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, то согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ иностранный инвестор вправе потребовать именно предварительной выплаты компенсации. Таким образом, условие о предварительной выплате в случае экспроприации будет побуждать государство к скорейшей выплате и искусственно удерживать от проведения экспроприации.
4. Мировая газовая война как попытка нового передела мира
Роль Америки как единственной сверхдержавы мирового масштаба диктует сейчас России и Китаю необходимость выработать целостную и ясную стратегию в отношении ее экспансионистских планов в Евразии, в том числе путем активного расширения инвестиционного сотрудничества между нашими странами.
Мировая газовая война, развязанная США, есть попытка нового передела мира со всеми вытекающими отсюда политико-экономическими последствиями для большинства стран.
Ниже приведены цифры, которые сами за себя говорят. Развивающиеся экономики в 2013 г. обеспечили 80% общего мирового прироста потребления энергоресурсов. Согласно данным ВР, спрос на энергоресурсы в мире в прошлом году увеличился на 2,3%, но оказался немного ниже среднего показателя за десять лет, подтвердив слабость мировой экономики. Потребление энергоресурсов в развивающихся экономиках росло темпами ниже средних долгосрочных показателей и увеличилось на 3,1% из-за более низкого роста в Китае. Среди государств лидером в приросте потребления нефти в прошлом году стали входящие в ОЭСР Соединенные Штаты. Увеличив потребление на 400 тыс. баррелей в день, они по этому показателю впервые с 1999 г. обогнали Китай с 390 тыс. баррелей прироста в день, подчеркивается в докладе ВР.
В последние месяцы США делают все возможное, чтобы сорвать реализацию проекта «Южный поток» для поставки газа в страны ЕС в обход Украины. А потом полностью прибрать к рукам Украину, превратив ее плодородные земли в лунный ландшафт в ходе добычи сланцевого газа. Если бы не было этой, начавшейся в феврале сего года, гражданской войны в соседней с нами славянской стране, ее надо было бы придумать, поскольку украинский излом на руку гегемонистским планам Америки. Именно США спровоцировали (проплатили) противостояние на Майдане, приведшее к вооруженному свержению законного правительства. Стала ли лучше жизнь украинского народа, есть ли у него реальные перспективы рассчитывать, что станет однозначно, лучше, а не хуже? Украина просто в катастрофическом экономическом положении, поэтому продолжать это абсолютно бессмысленное противостояние с юго-востоком - просто самоубийство.
Проект «Южный поток» предусматривает значительные капиталовложения для Газпрома (расходы на проект оцениваются в 15,5 млрд евро, при этом часть расходов понесет Газпром). Этот международный инвестиционный проект является рискованным в случае, если его не удастся вывести из-под норм Третьего энергопакета ЕС. Напряженные отношения ЕС с Россией в связи с внутренней ситуацией на Украине не обнадеживают насчет такого исключения.
В странах Европейского Союза понимают, для чего строится «Южный поток» — чтобы обойти Украину, в которой давно уже нет стабильности, и вероятно, что в ближайшее время ее не будет, если страна вообще не распадется, а также чтобы нормально обеспечить транзит российского газа в Европу. Срывая или тормозя этот проект, страны ЕС выступают откровенно против своих интересов. Это лишний раз подтверждает, что за всем этим стоят США. Если вспомнить, что США были одним из главных спонсоров и инициаторов государственного переворота на Украине, то можно сделать вывод — им выгодно, чтобы сохранялась зона нестабильности между ЕС и Россией. Кстати, когда уже началось проектирование трубопровода, как гром среди ясного неба прогремело решение стран ЕС, Азербайджана, Грузии и Турции о начале строительства газопровода «На- букко»... Это и есть начало мировой газовой войны.
Азербайджан также стал одним из крупнейших производителей энергоресурсов. Он оказался в наиболее выгодном геополитическом положении, разделяя границы с двумя крупнейшими региональными державами. С точки зрения США, Азербайджан представляет стратегический интерес из- за своих энергоносителей. Он служит основным пунктом для транзита натовских военных в Афганистан.
Ситуация на Украине по-прежнему угрожает стабильности и надёжности российских поставок газа в Европу, что несет существенные риски для экспортного бизнеса Газпрома на ключевом рынке концерна. В этой ситуации реализация проекта «Южный поток» становится особенно необходимой. Но многое здесь будет зависеть от ЕС в целом и его наиболее влиятельных государств-участников. Вопрос заключается в том, а могут ли они хоть сколь-нибудь серьезно противодействовать политическому нажиму США, даже если это в ущерб общим интересам Евросоюза?
В последние годы наиболее отчетливо виден новый фактор локальных газовых войн в разных частях света, особенно в Евразии, которые выливаются в мировую газовую войну.
Толчком к мировой газовой войне послужила Сланцевая революция, связанная с так называемым эффектом сланцевого газа. Речь идет об альтернативном источнике природного энергоносителя, способном заменить собой привычный газ, на экспорте которого Россия строит и в большой степени поддерживает свое финансовое благополучие.
Сланцевый газ — это такой же горючий материал, сформировавшийся из органических веществ в доисторические времена, но только он находится в природе в рассеянном состоянии. Эти пористые системы расположены в твердых осадочных породах, поэтому добыча газа из них обусловлена необходимостью бурить множество скважин, предпочтительно горизонтальных, для охвата максимального геологического пространства, применения метода гидравлических разрывов пластов для разрушения перегородок, отделяющих одну полость от другой. Сланцевый газ распространен на земном шаре практически повсеместно, хотя уровень концентрации его неодинаков. Геологи полагают, что на каждом квадратном километре земной суши в недрах находится от 0,2 до 3,2 млрд кубометров сланцевого газа. Общемировые запасы сланцевого газа оцениваются примерно в 200 трлн кубометров.
На сегодняшний день промышленная добыча сланцевого газа оказалась возможной только для Америки. Там имеются соответствующая техническая база в виде разнообразного и доступного по ценам бурового оборудования, стабильное либеральное законодательство, и, что особенно важно, большие просторы свободных земель. США кровно заинтересованы в обеспечении своей энергетической независимости и всячески поддерживают любые инвестиционные проекты в этом направлении.
За два года США успели пробурить почти полмиллиона скважин в 30 штатах и довели объем добычи сланцевого газа до 120 — 130 миллиардов кубометров. И планируют к 2015 г. добывать сланцевого газа до 180 млрд. Уже сейчас американские компании ставят вопрос об экспорте газовой продукции. США, скорее всего, будет увеличивать добычу сланцевого газа, доля которого в энергобалансе страны к 2030 г. дойдет до 50%. В росте производства сланцевого газа ключевую роль сыграли технологии разработки сланцевых месторождений. Сланцевая революция c технологической точки зрения стала возможной благодаря прорывам в трех важнейших направлениях - горизонтальном бурении, технологии гидравлического разрыва пластов, а также сборе сейсмической информации и ее компьютерном анализе.
Муссируются слухи о том, что в Польше, в Украине, да и вообще по всей Европе обнаружены немалые залежи сланцев. Призрак сланцевой революции витает над Европой.
Говорят, что и Китай к 2020 г. планирует развернуть добычу сланцевого газа и довести ее до уровня 60—100 млрд кубометров в год. В общем, надвигается мировая сланцевая революция, способная обострить мировую газовую войну. Не приходится сомневаться, что американские ТНК, поднаторев у себя в крупномасштабной добыче сланцевого газа, прорвутся за Атлантику в поисках новых территорий в Ойкумене.
Украина практически уже постелена под американскую сланцевую революцию. Осталось подавить олигарха Коломой- ского, по совместительству работающего губернатором Днепропетровской области и имеющего многотысячную личную хорошо вооруженную (в отличие правительственной) армию. Но, похоже, дни олигарха сочтены, как и у Б. Березовского в свое время. Новый диктатор Украины не входит в американские планы. Кстати, «женевский сидельник» за свою нечеловеческую алчность и беспринципность официально подвергнут проклятию иудаистским высшим духовным руководством в Израиле.
Сланцевая революция и может стать дополнительным фактором, потенциально ведущим к снижению импорта газа из России. Это, а также развитие спотового рынка газа в Европе, увеличивают предложение нероссийского газа за счет конкуренции поставщиков. В условиях ухудшения отношений с Россией эта тенденция может быть усилена за счет специальных мер правительств стран ЕС по ускоренной диверсификации. Объемы добычи газа в США значительны, но в обозримой перспективе он не сможет полностью заместить 160 млрд кубометров российского газа, потребляемого за год в Европе. Хотя, с другой стороны, за пять-шесть лет сланцевая революция может привести к сокращению сегодняшнего уровня благополучия россиян от газового экспорта.
В России сланцевый газ выдается чуть ли не геополитическим оружием против традиционных экспортеров газа ими же, скорее, умышленно и выдается). Есть мнение, что использование опыта добычи сланцевого газа в России могло бы позволить серьезно модернизировать сырьевую отрасль. Задача архисложная, требует от наших доморощенных нефтяных и газовых магнатов жертвенности во имя благополучия нации. Но готовы ли отказаться хозяева естественных монополий от своего процветания? Кстати, за счет национального достояния, каковым являются полезные ископаемые естественного происхождения...
Причины межгосударственных противоречий на глобальном энергетическом рынке наглядно проявляются в разбросах цен на нефть и газ. Между прочим, нефть остается основным видом топлива в мире: в 2013 году на нее пришлось 32,9% общего потребления энергоресурсов
Вернемся к некоторым нюансам заключения беспрецедентного российско-китайского газового контракта. Китайские партнеры до середины прошлого года настаивали на том, что стоимость газа должна быть привязана к индексу американской спотовой биржи Henry Hub. Для «Газпрома» это было совершенно невыгодно, так как после «сланцевой революции» цена спотовых контрактов Henry Hub упала до 100 долларов за тысячу кубометров в 2012 г., а в 2014 хотя и поднялась до 160 долларов, но все равно находилась гораздо ниже приемлемой для российского монополиста планки. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона цены на газ привязаны к индексу JCC (Japan Crude Cocktail), то есть к ценам на нефть. Азиатско-Тихоокеанский регион нефтью не слишком богат, средняя цена спотового контракта в АТР составляет сейчас около 600 долларов за тысячу кубов (в 2013 г. встречались контракты и с ценой до 800 долларов!).
В это время Пекин методично завоевывал нефтегазовые рынки Центральной Азии. Особенный интерес китайцы питали к Туркменистану, обладающему огромными запасами голубого топлива. В сентябре 2013 г. Си Цзиньпин и туркменский руководитель Гурбангулы Бердымухамедов торжественно запустили новые мощности на месторождении Галкыныш, которое считается вторым по величине (после иранского Парса) месторождением газа в мире. По различным оценкам, запасы природного газа Галкыныш составляют от 13 до 21 трлн кубометров. Сейчас туркменский газ поступает в Китай по двум ниткам газопровода «Узбекистан-Казахстан-Китай», функционирующем с 2009 г.
Во время визита Си Цзиньпина в Ашхабад была достигнута договоренность о запуске еще двух веток газопровода, что позволит к 2020 г. довести общий объем туркменского газа, поставляемого в КНР, до 65 млрд кубометров в год. Сравним этот показатель с 38 млрд, которые будет поставлять Китаю Россия. Пекин, сделав капитальные вложения в очень выгодные газовые контракты с Туркменистаном, ненавязчиво показал Москве свои потенциальные возможности. В том числе в инвестиционных проектах с Мьянмой (бывшая Бирма), которые позволят обеспечить 6 % потребностей Китая в топливе (причем, что важно, бирманский газ пойдет в наиболее экономически развитые южные провинции страны). Нельзя упустить из виду и Иран, для которого продажа своего газа на восточные рынки - вопрос выживания. Впрочем, судьба ирано-пакистанского газопровода и интрига вокруг проекта ТАПИ - отдельная тема.
Классически по-восточному продуманная стратегия Пекина в отношении богатых газовыми месторождениями стран Центральной Азии значительно укрепила позиции КНР в переговорах с Россией. Примечательно, что цена, по которой поставляется в КНР туркменский газ, тоже официально не озвучивалась. По некоторым источникам, она не превышает 250 долларов за тысячу кубометров, что отчасти компенсируется дешевыми китайскими кредитами на развитие инфраструктуры. У Мьянмы Китай покупает газ по цене 400 долларов, но газопровод Мьянма-Китай гораздо короче центральноазиатского, стало быть, меньше и дополнительные инвестиции.
В общем, Пекин выбрал для подписания долгожданного договора между «Газпромом» и китайской компанией CNPC наиболее выгодный для себя момент. Москва вернула Крым, получив «в нагрузку» череду санкций и чуть ли не новую холодную войну с Западом. Судьба «Южного потока», на который Кремль возлагает большие надежды, становится все более непрогнозируемой...
В новом энергетическом союзе между Россией и Китаем многое говорит за то, что договор кажется экономически выгодным для обеих сторон. Россия сможет разрабатывать за счет взаимных инвестиций сибирские месторождения вблизи озера Байкал. После осуществления данного совместного инвестиционного проекта экспорт российского газа вырастет, по достоверным оценкам, на 25 %.
Развитие сотрудничества с Тихоокеанской Азией в перспективе до 2020 г. является ключевым направлением географической диверсификации российских внешнеэкономических отношений. Для восточных регионов страны необходимость усиления торговых связей с регионом среди прочего обусловлена структурой транспортных издержек, поскольку территории к востоку от Урала объективно тяготеют к Китаю и другим странам Тихоокеанской Азии.
К сдерживающим моментам для российского экспорта на Восток относятся развернутость экспортной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса России в европейском направлении, а также усиливающаяся конкуренция с азиатскими странами в черной металлургии, производстве минеральных удобрений и других базовых отраслях промышленности. Нельзя забывать и о политических барьерах: в частности, нерешеннность территориального вопроса в отношениях с технологическим лидером - Японией - препятствует прорыву в двусторонних отношениях.
У российских партнеров Китая есть серьезные проколы. Например, в конце 2004 г. China National Petroleum Corp. (CNPC) помогла «Роснефти» с финансированием приобретения «Юганскнефтегаза». Китайская компания внесла 6 млрд долл. в качестве предоплаты за поставку ей по железной дороге до конца 2010 года 48 млн т нефти. Это соответствовало 17,05 долл. за баррель и в то время считалось нормальным. Однако с последовавшим ростом мировых цен заключенный контракт оказался крайне неудачным.
Еще один энергетический проект, провалившийся А. Чубайсом, - увеличение продаж в Китай электроэнергии. Вопреки предостережениям в адрес РАО «ЕЭС» о том, что опасно делать упор на развитие экспорта электроэнергии в Китай и создание под это гигантских производственных мощностей, в приграничных районах были построены мощные Бурейская и Зейская ГЭС. При этом должный объем внутреннего потребления не был обеспечен. Реализация этих наметок натолкнулась на несогласованность цен, ибо предлагавшийся обоими партнерами уровень цен сильно расходится, в чем каждая из сторон винит другую.
Новым, прежде мало ожидавшимся явлением последних лет, стало так называемое облагораживание экспорта в Россию, которого китайской стороне удалось добиться существенным увеличением поставок разнообразной машинотехнической продукции не только бытового, но и производственного назначения, в том числе легковых и грузовых автомобилей. Десять лет назад вряд ли можно было предположить, что Россия будет покупать в Китае легковые и грузовые автомобили и автобусы, производимые по иностранным технологиям, которые по ценам так успешно конкурируют с материнскими образцами, что российские покупатели готовы пренебречь их более низким качеством. Более того, китайские компании создают в России автосборочные предприятия.
Дорогой читатель, может, вместе обсудим, почему китайская экономика шагает вперед семимильными шагами?
Какую же роль играет при этом китайское законодательство и национально-правовые методы регулирования зарубежного инвестирования?
Китай и Россия: через взаимные инвестиции к национальному благополучию (опыт национально-правового регулирования для евразийской интеграции)
Россия и Китай: инвестиционное сотрудничество в контексте международного права (опыт для евразийской интеграции)