Регулирование трудовых отношений со служащими Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) - предмет обеспокоенности со стороны как самих служащих Союза, так и его органов.
Это демонстрируют ряд направленных ими жалоб и запросов в Суд ЕАЭС с просьбой разъяснить те или иные положения применимого права, затрагивающие трудовые отношения с участием служащих институтов Союза. Вопросы касаются как согласованности между различными статьями принятых в рамках Союза актов, регулирующих трудовые правоотношения, так и соотношения права ЕАЭС и национального права государств-членов при разрешении возникающих трудовых конфликтов в условиях наделения Союза функциональным иммунитетом в соответствии Положением о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе. Эти вопросы высветили насущную проблему о механизмах урегулирования споров ЕАЭС с его служащими. Как справедливо отмечает А.С. Исполинов, на уровне ЕАЭС в настоящее время наблюдается судебная незащищенность трудовых отношений сотрудников ЕЭК и других институтов Союза, в связи с чем служащие вынуждены искать защиту в национальных судах, что может поставить под угрозу иммунитет ЕАЭС.
Прежде всего следует отметить, что в соответствии с указанным Положением о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в ЕАЭС Союз наделен иммунитетом от любой формы административного или судебного вмешательства, за исключением тех случаев, когда ЕАЭС сам отказывается от такого иммунитета. Иммунитет от юрисдикции национальных судов государств-членов Союза требует обеспечения на уровне ЕАЭС всеми необходимыми механизмами урегулирования разногласий, вытекающих из трудовых правоотношений со служащими Союза, чтобы оправдать отсутствие доступа служащих к национальным механизмам защиты. Данное универсальное требование берет начало еще со времен создания и наделения иммунитетом Организации Объединенных Наций, когда в Консультативном заключении «О значении присуждения компенсации Административным трибуналом ООН» Международный Суд ООН впервые признал за организацией необходимость обеспечения внутренними механизмами разрешения трудовых споров. Сегодняшнее международное право, признавая иммунитет международных организаций от юрисдикции национальных судов, требует в части прав служащих создания механизмов для их эффективной защиты. С учетом этого все международные организации стали либо создавать собственные внутренние механизмы рассмотрения споров со служащими, либо наделять соответствующей компетенцией свои постоянно действующие суды, либо признавать юрисдикцию механизмов других международных организации («аутсорсинг»).
То, что в рамках ЕАЭС возникнет проблема защиты прав служащих, стало понятно еще при функционировании бывшего Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), когда в 2014 году Большой коллегией Суда ЕврАзЭС было отказано в рассмотрении заявления гражданина К. Н. Грушенкова, желавшего обжаловать результаты конкурса, проведенного Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК), на замещение вакантной должности. При этом Суд ЕврАзЭС разъяснил, что споры, вытекающие из трудовых правоотношений с участием международных служащих, должны рассматриваться согласно статье 9 Договора о ЕЭК и статье 100 Регламента работы ЕЭК комиссией по этике ЕЭК, которая на тот момент еще даже не была создана, что означало полное отсутствие каких-либо средств защиты. Суд ЕАЭС в консультативном Заключении от 3 июня 2016 года по запросу служащих ЕЭК о разъяснении Положения о проведении аттестации также указал, что у сотрудников ЕЭК есть возможность для урегулирования вероятных трудовых споров посредством правовых инструментов, созданных в ЕЭК, по аналогии с практикой других международных организации, а именно путем обращения в комиссию по этике при Совете ЕЭК. При этом Суд отметил схожие функции комиссии по этике со структурами неформализованной системы ООН, включая полномочия по представлению предложений ЕЭК «в целях устранения причин возникновения конфликтных ситуации, в том числе посредством подготовки актов Комиссии [ЕЭК - авт.] или внесения в них изменении в рамках своей компетенции». Однако стоит учитывать, что решения комиссии по этике носят лишь рекомендательный характер, а других внутренних механизмов, которые выносили бы обязательные решения по трудовым вопросам, таких как, в особенности, судебные/ква- зисудебные органы, служащим не предоставлено: Суд ЕАЭС не разрешает сами споры со служащими, не присуждает компенсации, не выносит обязательных к исполнению решений, а вправе лишь осуществлять разъяснения положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, связанных с трудовыми правоотношениями, в форме консультативных заключений, также носящих лишь рекомендательный характер.
Очевидное отсутствие адекватных средств защиты, включая судебную защиту, может привести к тому, что служащие ЕАЭС будут вынуждены обращаться в национальные суды, реализуя гарантированное ч. 1 ст. 46 Конституции РФ и ст. 6 ЕКПЧ право на доступ к суду. В ситуации с ЕЭК - в российские суды по месту нахождения ЕЭК (в Москве). Этому способствует также и то, что наряду с правом обратиться в комиссию по этике Суд ЕЭАС в вышеупомянутом заключении обозначил также право служащих на обжалование результатов аттестации в соответствии с законодательством государства пребывания ЕЭК, ссылаясь на п. 21 Положения о проведении аттестации. Применяя данное положение, Суд ЕАЭС по сути констатирует то, что ЕАЭС не может в полной мере самостоятельно обеспечить эффективную защиту прав служащих, что ставит под угрозу его иммунитет при обращении в национальные суды государств-членов в зависимости от эффективности и доступности защиты.
Сами служащие ЕЭАС, включая сотрудников и должностных лиц, согласно Договору о ЕАЭС обладают статусом международных служащих, который подразумевает соблюдение независимости от воздействия со стороны государств и иных третьих лиц и институтов, которая должна обеспечиваться в силу международного характера их деятельности. На практике статус служащих ЕАЭС весьма противоречив в силу размытых норм о том, что трудовые отношения членов Коллегии ЕЭК, судей Суда ЕАЭС, должностных лиц и сотрудников регулируются законодательством государства пребывания с учетом норм Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в ЕАЭС (пункт 43 Положения), что на первый взгляд противоречит самой природе международной гражданской службы. Данное положение вызывает очевидный вопрос о том, какие нормы должны применяться в первую очередь и иметь приоритет: положения национального законодательства или внутреннего права ЕАЭС. В то же время, в консультативном Заключении от 3 июня 2016 года Суд отмечает роль внутреннего права ЕАЭС в исключении влияния на служащих норм национального права и обеспечении независимости, что вызывает явный вопрос в части соотношения такой позиции Суда с нормой об отсылке к национальному законодательству. Тем не менее, данные пробелы и несовершенства внутреннего правового регулирования позволяют служащим рассчитывать на рассмотрение их жалоб в национальных судах.
Весьма интересна практика европейских судов по оценке приемлемости жалоб служащих против международных организаций. Европейский суд по правам человека18 и большинство европейских национальных судов в каждом конкретном случае исходят из оценки того, была ли заявителям предоставлена возможность обращения к альтернативным национальному суду механизмам, предоставляющим защиту, как минимум эквивалентную той, которая предусмотрена статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Если такие механизмы на уровне организации отсутствуют, то европейские национальные суды принимают жалобы к рассмотрению, не взирая на иммунитет международных организаций от юрисдикции таких судов. Учитывая данную практику, российские суды также стали принимать подобные жалобы служащих ЕАЭС к рассмотрению. Так, в 2017 году Хамовнический районный суд г. Москвы рассмотрел дело № 2-0277/17 по иску В. Ю. Соколова, заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения Департамента управления делами ЕЭК, против Евразийской экономической комиссии. Заявитель оспаривал законность его увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса (далее - ТК) РФ в связи с сокращением должности, поскольку, по его мнению, ему не были предложены иные вакантные должности, как этого требует ст. 180 ТК РФ. Суд не признал нарушений действующего законодательства РФ при увольнении работника, поскольку у ответчика отсутствовали основания для предложения истцу вакантных должностей в ЕЭК, размещенных на интернет-сайте ответчика, так как отбор кандидатов на данные должности проводится в ЕЭК только на конкурсной основе. В качестве еще одного примера того, что московские суды стали принимать к рассмотрению иски служащих против ЕЭК, можно привести решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 21 июля 2017 года, где истец Е. В. Вельдер, занимавшая должность начальника отдела пресс-службы ЕЭК, обратилась с иском об отмене двух наложенных в отношении нее дисциплинарных взысканий, взыскании заработной платы, выплату компенсации. Суд пришел к выводу, что основания для удовлетворения требований истца отсутствовали, поскольку была установлена вина Е. В. Вельдер в совершении дисциплинарных проступков, за которые она была привлечена к ответственности. При вынесении обоих решений суды руководствовались нормами трудового законодательства Российской Федерации, как если бы речь шла не о трудовых спорах с участием международных служащих и международных организаций.
ЕАЭС прекрасно осознает существующую проблему защиты прав служащих и ее последствия. Поэтому, чтобы в некоторой степени устранить неопределенность и двусмысленность в правовом регулировании трудовых отношений со служащими, в Консультативном заключении от 12 сентября 2017 года по запросу самой ЕЭК Суд ЕАЭС признал приоритет права Союза в вопросах регулирования внутрисоюзных отношений и применение национальных норм к трудовым отношениям с участием органов Союза лишь в пределах, установленных правом Союза. Суд отметил важность такого приоритета с точки зрения функционального иммунитета международной организации, предоставленного ему государствами-членами в силу функциональной необходимости. Кроме того, Суд ЕАЭС указал, что «применимость к сотрудникам Комиссии [ЕЭК - авт.] норм законодательства государства пребывания, регулирующих трудовые отношения, должна определяться в том числе с учетом их правового статуса международных служащих». Нормы национального законодательства, по мнению Суда, могут применяться лишь к тем элементам трудового статуса сотрудников ЕЭК, которые не урегулированы правом ЕАЭС, с учетом основополагающих норм-целей и норм-принципов учредительных актов Союза.
При этом наиболее интересным в данном заключении представляется вывод Суда о том, что в рамках Союза целесообразно обеспечить развитие внутренних норм о персонале и последовательный уход от регулирования внутренних вопросов с помощью норм национального права. Таким образом, в рамках Союза в ближайшее время уже можно ожидать первые шаги по постепенному полному исключению влияния национального права на регулирование трудовых отношений со служащими и пересмотру весьма противоречивых норм Договора о ЕАЭС об отсылке к национальному законодательству. Суд ЕАЭС подчеркнул, что применение норм национального законодательства нескольких государств-членов Союза может привести к дифференциации и отличиям правового статуса сотрудников ввиду того, что национальное трудовое законодательство не унифицировано, что может нарушить принцип равенства, единства правового регулирования и эффективности функционирования международной организации.
В своем особом мнении по Консультативному заключению от 12 сентября 2017 года судья Т. Н. Нешатаева уточняет, что автоматическое применение национального законодательства к трудовым правоотношениям со служащими ЕЭК невозможно, и должен быть установлен баланс между правопорядком Союза и национальным правопорядком в каждой конкретной ситуации. При этом, принимая во внимание пункт 1 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров, касающейся добросовестного толкования положений договоров, Т. Н. Нешатаева приходит к выводу, что пункт 43 Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в ЕАЭС следует толковать таким образом, что применение норм национального законодательства должно исключать коллизии между правом Союза и национальным законодательством, а в случае возникновения таковых должно быть применено право Союза.
Применительно к вопросу о механизмах, куда могут обращаться служащие ЕАЭС для защиты своих прав, судья Нешатаева отметила оставленный без внимания Суда ЕАЭС факт того, что «защита субъективных прав, гарантированных сотрудникам органов Союза международными договорами и национальным законодательством, должна осуществляться с учетом особенностей статуса Союза как международной наднациональной организации, в частности правил о юрисдикционном иммунитете...». В сложной ситуации находятся российские суды. С одной стороны в случае предъявления иска против ЕЭК они должны руководствоваться статьей 12 Соглашения от 8 июня 2012 года между Правительством РФ и ЕЭК об условиях пребывания ЕЭК на территории РФ, в соответствии с которой государство пребывания не может лишить ЕЭК иммунитета, и только сама Евразийская экономическая комиссия может от него отказаться. С другой стороны в силу отсутствия на уровне ЕЭК эквивалентных механизмов защиты, российские суды вынуждены принимать иски от сотрудников ЕЭК, в противном случае непринятие к рассмотрению таких исков может быть обжаловано в ЕСПЧ и признано последним как отказ служащим в доступе к правосудию. Чтобы избежать подобной ситуации, вновь напрашивается вывод о том, что ЕАЭС должен обеспечить собственными внутренними механизмами, гарантирующими эффективную защиту прав международных служащих. И в этом отношении Т. Н. Нешатаева как раз дает весьма оптимистичный прогноз о возможном развитии в будущем судебной процедуры в ЕАЭС, аналогичной процедуре, сформировавшейся в Европейском союзе, где суд наделен полномочиями по рассмотрению и вынесению обязательных решений по трудовым спорам со служащими. Таким образом, можно надеяться, что Союз действительно осознает всю актуальность данной проблемы.
Необходимость постепенного совершенствования регулирования трудовых отношений со служащими ЕАЭС была отмечена в последнем консультативном заключении Большой коллегии Суда Союза от 11 декабря 2017 года по заявлению заместителя директора Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК. Суд ЕАЭС подчеркнул, что «международно-правовой статус Союза предусматривает самостоятельное регулирование Союзом взаимоотношений с собственным персоналом», еще раз отметив, что положения национального трудового права применяются лишь в том объеме, который допускается правом Союза. При этом в перспективе для комплексного решения проблем, связанных с внутренними трудовыми отношениями, Суд ЕАЭС признал необходимым разработать и принять правовой акт, который более детально и широко регламентировал бы различные аспекты труда и социального обеспечения служащих органов Союза. Принятие такого акта может полностью устранить потребность в возможной отсылке к национальному праву государств-членов союза и исключить возникающие противоречия в правовом регулировании.
Подводя итог, можно предположить, что уже в обозримом будущем следует ожидать конкретные прогрессивные шаги со стороны Союза в области разрешения проблем трудовых отношений с сотрудниками на уровне организации. Во-первых, очевидна заинтересованность не только международных служащих, но и самих органов Союза (в частности, ЕЭК) в вопросах толкования и взаимосвязанного применения внутреннего права Союза, а также национального права, отсылка к которому содержится в Положении о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в ЕАЭС. Во-вторых, несовершенство правового регулирования трудовых вопросов со служащими констатируется самим Судом ЕАЭС, который, признав приоритет внутреннего права Союза, обосновал необходимость постепенного отказа от какого-либо национального правового регулирования внутренних трудовых вопросов, а также потребность в разработке правового акта Союза, более подробно регламентирующего вопросы труда персонала. В-третьих, интерес представляют и отдельные выводы, выраженные в особых мнениях судей Суда ЕАЭС, а именно Т.Н. Не- шатаевой, которая указывает на перспективы совершенствования внутренних механизмов рассмотрения трудовых споров со служащими на уровне Союза, в частности, внедрения внутренней судебной процедуры с возможностью вынесения обязательных решений по таким спорам. Все это говорит о том, что проблема эффективной защиты прав служащих ЕАЭС стала очевидной для Союза и его государств-членов. И ЕАЭС, с одной стороны, пытается закрыть дорогу служащим для обращения в национальные суды, но, с другой стороны, сам все еще не предоставляет альтернативных судебных механизмов для рассмотрения соответствующих трудовых споров.
ПОПОВА Александра Николаевна
аспирант кафедры международного права Юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова