Химические вещества играют ключевую роль в мировом экономическом развитии, они используются в различных секторах общественной жизни, таких как сельское хозяйство, транспорт, промышленная деятельность, трудовая деятельность.
По данным доклада Программы ООН по окружающей среде (далее - ЮНЕП) «Глобальная перспектива в области химических веществ-П», в 2017 году объем мировой химической промышленности превысил 5 трлн. долл. США и эта цифра возрастет вдвое к 2030 году1. Всего же в торговом обороте находится от 40 000 до 60 000 промышленных химических веществ, это количество растет за счет увеличения числа и расширения применения таких изделий, как мобильные телефоны, мебель, предметы личной гигиены. Рациональное обращение с химическими веществами является сложной и одновременно крайне важной задачей, поскольку в области устойчивого развития необходимо, чтобы риски от использования химических веществ были снижены или устранены. В особенности следует подчеркнуть, что задачи 12.4 и 3.9 Целей устойчивого развития (далее - ЦУР) имеют прямое отношение к обращению с химическими веществами, хотя ими не ограничиваются. Задача 3.9 ЦУР касается сокращения к 2030 году количества случаев смерти и заболеваний от химических веществ, задача 12.4 ЦУР определяет направление к 2020 году добиться экологически рационального использования химических веществ и отходов.
Еще в 2002 году в Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию[1], принятом Резолюцией № 2 на 17-м пленарном заседании 4 сентября 2002 г., предусматривалось сведение к минимуму вреда, причиняемого использованием и производством химических веществ здоровью людей и окружающей среде к 2020 году. В целях реализации решений Всемирной встречи была создана специальная платформа, носящая добровольный характер - Стратегический подход к международному регулированию обращения с химическими веществами (далее - СПМРХВ). В настоящее время ведутся переговоры относительно будущего программы СПМРХВ. Одним из поводов для этого послужило невыполнение цели о сведении к минимуму связанных с химическими веществами вредных последствий. У современного поколения имеется возможность проанализировать уроки, извлеченные из опыта международного регулирования использования химических веществ и отходов в прошлом[2].
Международно-правовое управление в сфере обращения с химическими веществами: становление и развитие
Понятие «международное управление» в настоящее время широко применяется в отношении ряда сфер международной жизни: противодействие изменению климата и загрязнению окружающей среды [Соколова 2010:18], борьба с нелегальной миграцией [Ustubici 2018:17; Betts 2011], контроль над вооружениями [Lodgaard 2019:5], борьба с терроризмом [Чернядьева 2018:12]. Регулирование обращения химических веществ также соответствует свойствам объектов международного управления[3]. Во-первых, регулирование химических веществ затрагивает различные сферы общественной жизни, в их этих процессах задействовано значительное количество международных институтов и субъектов как невластных, так и наделенных властными полномочиями. Во-вторых, «глобальность» проблемы нерационального использования химических веществ опосредована свойствами самих веществ[4]. В-третьих, некоторые из 169 задач, вытекающих из 17 ЦУР, имеют прямое отношение к обращению с химическими веществами. В их числе находятся задачи, касающиеся здравоохранения, ликвидации голода, обеспечения чистой водой и санитарии, осуществления перехода к рациональным моделям потребления и производства и другие (ЦУР 2.1, 3.9, 6.3, 11.6, 12.4, 12.5, 14.1, 16.1), что подчеркивает всеобщую значимость рационального обращения химических веществ, в том числе в политическом контексте.
В условиях тесной взаимозависимости и взаимосвязи между уровнем и качеством существующих сегодня правовых мер и механизмов в сфере обращения с химическими веществами и необходимостью разработки более действенных мер в целях обеспечения экологической (химической) безопасности, здоровья населения, защиты окружающей среды от негативного воздействия химических веществ необходимо констатировать что правовое регулирование в сфере обращения с химическими веществами перешло в новую форму - форму международно-правового управления[5] [6].
Сегодня международно-правовое управление в сфере обращения с химическими веществами нацелено не только на регулирование межгосударственных отношений по поводу соблюдения и реализации концепции обращения с химическими веществами с учетом всего их жизненного цикла. В широком смысле это деятельность по целенаправленному воздействию на отношения в сфере обращения с химическими веществами между государствами, международными организациями, международными неправительственными организациями. Таким образом, в управлении соединяются правовые нормы и институционные механизмы, их реализующие. При этом, помимо «властных» субъектов, в управлении в исследуемой сфере принимают участие и неправительственные организации.
Еще в 1980-1990-е годы в исследовании глобальных проблем использовалось понятие «международный режим», под которым понимались «нормы, правила, принципы и процедуры принятия решений, определяющие поведение государств в той или иной сфере» [Krasner 1982:185]. Международный режим в сфере обращения с химическими веществами структурно отличается от многих других режимов, в отношении которых применен подход «конвенция-и- протокол» (convention-cum-protocol) [Selin 2010:4]. Указанный подход предполагает создание рамочной конвенции, обозначающей основные цели политики и сопровождается формированием более конкретного регулирования в форме принятия дополнительных протоколов. Такой подход, в частности, применен в отношении режима озонового слоя. В свою очередь, становление международного режима в сфере обращения с химическими веществами обусловлено созданием ряда самостоятельных международных соглашений, не являющихся подчиненными друг другу. Сегодня международный режим в сфере обращения с химическими веществами охватывает четыре основных международных соглашения [Норбоева 2021: 68-75].
В международном праве были и более ранние попытки закрепления «опасного статуса» химических веществ, восходящие к началу XX века [Коровин 1928:3-4]. Однако наиболее активной фазы развития международный режим в сфере обращения с химическими веществами достиг уже после образования Организации Объединенных Наций (далее - ООН) в 1945 г., за которым последовало создание большинства межправительственных организаций (далее - МПО), включая специализированные учреждения (Продовольственная и сельскохозяйственная организация (далее - ФАО), Международная организация труда (далее - МОТ), Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ)), органов и программ ООН (ЮНЕП). Деятельность этих международных структур косвенно сопряжена с вопросами обеспечения химической безопасности в соответствующих сферах. Так, например, в рамках МОТ разработаны специальные правила об охране труда при использовании химических веществ: Конвенция о безопасности при использовании химических веществ на производстве №170 (1990 г.), Конвенция об использовании свинцовых белил в малярном деле №13 (1921 г.) и мн. др. ВОЗ, МОТ и ЮНЕП координируют свою деятельность в рамках специальных программ: Международная программа химической безопасности (далее - МПХБ) для оценки рисков здоровью и окружающей среде, причиняемых химическими веществами и укрепления национального потенциала в предотвращении и устранении вредного воздействия химических веществ.
Важной вехой, положившей начало комплексному подходу к международному управлению в сфере обращения химических веществ, стало принятие в 1992 году на саммите в Рио-де-Жанейро Повестки дня на XXI век (далее - Повестка дня). Глава 19 Повестки дня посвящена экологически безопасному управлению использованием токсичных химических веществ, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных продуктов. Новаторской особенностью главы 19 Повестки дня является продвижение всеобъемлющего подхода к управлению химическими веществами, охватывающего различные стадии жизненного цикла химических веществ - от производства, транспортировки и использования до утилизации. Эта парадигма дополнила традиционный подход к решению проблемы химических веществ с помощью секторальных подходов, например, в области сельского хозяйства, транспорта и т.д. путем учреждения новых международных координационных структур, повышающих согласованность действий. Пункт 19.6 Повестки дня определил основы международного сотрудничества в области экологически безопасного управления использованием токсичных химических веществ, куда вошли ЮНЕП, а также ВОЗ и МОТ в рамках МПХБ. В 1994 году в ответ на рекомендации главы 19 Повестки дня был создан Межправительственный форум по химической безопасности (далее - Межправительственный форум). Межправительственный форум сыграл важную роль в разработке Стокгольмской конвенции (2001 г.), создав в 1996 году специальную Рабочую группу по оценке стойких органических загрязнителей, а также разработал Бахийскую декларацию по химической безопасности и Приоритеты действий на период после 2000 года. Межправительственный форум как внеинституциональная структура, площадка для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес, а также иных возникающих вопросов в области рационального использования химических веществ, был переименован в Международный форум по химической безопасности (далее - МФХБ) в 2008 году и стал консультативным органом Международной конференции по регулированию использования химических веществ. Согласно п.8 Дакарской резолюции о будущем Межправительственного форума (2008 г.)7 за МФХБ как независимым, объективным источником всей имеющейся информации по вопросам регулирования химических веществ сохранилась функция подготовки докладов по всем вопросам, касающимся рационального использования химических веществ.
В целом международный режим в сфере обращения с химическими веществами создает основы международноправового управления в сфере обращения с химическими веществами. Подобно остальным международным экологическим соглашениям, он состоит из нескольких элементов, установленных для управления действиями государств и иных субъектов с целью смягчения экологических рисков и рисков здоровью человека от опасных химических веществ Следуя старой традиции, эти элементы могут быть сведены к группе принципов, норм, правил и процедур принятия решений [Selin 2010:31]. При этом не последнее место среди элементов международного режима в сфере обращения с химическими веществами занимают программные документы. В условиях глобализации программное регулирование и программно-управленческая деятельность, программный менеджмент становятся незаменимыми общественными механизмами [Бабин 2012:53].
Укрепление синергетических связей как необходимое условие построения международно-правового управления в сфере обращения с химическими веществами
В рамках четвертой сессии Международной конференции по управлению химическими веществами был начат процесс разработки рекомендаций относительно будущей модели СПМРХВ (Beyond 2020)[7]. К настоящему времени, исходя из информации, предоставленной на официальном сайте СПМРХВ, было проведено три совещания межсессионного процесса, последнее состоялось в 2019 году, а следующее было запланировано на март 2020 года, но отложено по известным причинам[8]. Одной из рекомендаций относительно будущего СПМРХВ является необходимость участия всех субъектов, которые должны предпринять необходимые усилия для рационального обращения с химическими веществами и отходами для достижения цели 12.4 Повестки дня на период до 2030 года и тем самым внести вклад в достижение многих других ЦУР[9]. Фундаментальным элементом будущего СПМРХВ и иных программных документов должно стать сотрудничество всех участвующих субъектов: государств, международных межправительственных и неправительственных организаций, частного сектора, научных и промышленных кругов, а также тесная взаимосвязь и взаимозависимость с иными существующими международными экологическими программами.
Примером призыва к координации усилий в управлении химическими веществами является доклад Директора- исполнителя ЮНЕП «Глобальная перспектива в области химических веществ - II» (2017 г.), в котором отмечено: «Необходимо разработать глобальный механизм рационального регулирования в сфере обращения химических веществ и отходов на период после 2020 года, который бы носил амбициозный и всеобъемлющий характер и создавал стимулы для укрепления приверженности и участия всех соответствующих субъектов в производственно-сбытовой цепочке». В докладе предлагается принять во внимание опыт, накопленный в рамках международного управления по биоразнообразию - Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы. Вопрос соотношения двух стратегий управления был рассмотрен в рамках неофициального семинара, организованного ЮНИТАР в 2018 году. Участники семинара выразили свое согласие относительно того, что международное управление биоразнообразием несет в себе схожие черты с управлением в области обращения с химическими веществами и отходами, поскольку включает в себя самостоятельные юридически обязательные международные соглашения и ряд добровольных подходов[10]. Во многом достоинства Стратегии по биоразнообразию перекликаются с характеристиками, присущими СПМРХВ: добровольность, множество участников, связь науки и политики. Между тем вызывает интерес система индикаторов для отслеживания прогресса в достижении целей в рамках Стратегии по биоразнообразию, сформированных Айтинскими целевыми задачами.
В свете необходимости координации предпринятых усилий по регулированию обращения с химическими веществами именно синергетические усилия всех акторов должны стать основным драйвером построения и развития международного экологического управления. Синергия понимается как следствие согласованных взаимодействий, которые порождают результат больший, чем была бы арифметическая сумма результатов автономного функционирования каждого из взаимодействующих феноменов [Крейк 2014:63]. По своей природе синергия является результатом кооперативного характера взаимодействий внутри феномена.
Процесс синергии следует рассматривать как важный первый шаг на пути к большей согласованности в целях обеспечения международно-правового управления в области обращения с химическими веществами и отходами, а также как столь необходимый сигнал миру международной политики о том, что перемены возможны и их можно достичь новыми беспрецедентными путями [Kummer 2014:176]. К слову, термин «синергия» уже знаком процессу управления в области обращения с химическими веществами. В 2008 году, учитывая общую цель Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций, правительства государств-участников трех конвенций усилили координацию и сотрудничество путем создания совместного исполнительного секретариата для контроля за соблюдением конвенций. Безусловно, такое сотрудничество является важным средством повышения эффективности международно-правового регулирования защиты окружающей среды [Солнцев 2015:69].
В целом следует отметить, что международно-правовое управление в области обращения с химическими веществами по сей день носит секторальный характер. На это указывает, в частности, тот факт, что международный режим в области обращения с химическими веществами не основан на едином международном соглашении или ином рамочном документе в сфере обеспечения химической безопасности и не обладает централизованным институционным механизмом. Между тем с учетом опыта смежных программных стратегий представляется возможным добиться полной координации всех компонентов стратегии путем синергизма действующих контрольных механизмов.
НОРБОЕВА Туяна Владимировна
аспирант кафедры международного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)