В статье исследованы цели появления поведенческого надзора Центрального банка Российской Федерации.
Рассмотрены основные направления и проблемы осуществления поведенческого надзора Банка России. Выявлена проблема недостаточности правового регулирования в области противодействия недобросовестным практикам. Автором предложены пути развития в указанном направлении в виде закрепления принципа добросовестности на финансовом рынке, а также приведены доводы о необходимости разработки стандартов, устанавливающих нормы поведения субъектов финансового рынка.
Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, Банк России. Поведенческий надзор, принцип добросовестности, стандарты поведения на финансовом рынке.
ЛИТОВКО Андрей Сергеевич
аспирант департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
LITOVKO Andrey Sergeevich
postgraduate student of the International and Public Law Department of the Financial University under the Government of the Russian Federation
THE PRINCIPLE OF GOOD FAITH IN THE BEHAVIORAL SUPERVISION OF THE BANK OF RUSSIA: PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT
The article examines the objectives of the emergence of behavioral supervision of the Central Bank of the Russian Federation. The main directions and problems of behavioral supervision of the Bank of Russia are considered. The problem of insufficiency of legal regulation in the field of countering inequitable practices is revealed. The author proposes ways of development in this direction in the form of consolidating the principle of good faith in the financial market and provides argumentation about the necessity of developing standards which establish behavioral regulation of financial market entities.
Keywords: the Central Bank of the Russian Federation, the Bank of Russia, behavioral supervision, the principle of good faith, the standards of behavior in the financial market.
Банк России, проводя политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, многократно отмечал, что активное участие честного капитала в экономике - это основа развития финансового рынка. Данный подход подтверждается перуанским экономистом исследователем теневой экономики Эрнандо де Сото [1], но несмотря на четкое представление о необходимости указанного мы наблюдаем низкую активность физических лиц, колоссальное недоверие к финансовым институтам [2]. Одной из причин, на наш взгляд и на взгляд отдельных исследователей, является слабый уровень доверия к участникам финансового рынка в связи с частыми нарушениями и злоупотреблениями профессиональных участников рынка. Например, в 2021 году в Банк России направлено 250,5 тысяч жалоб[1] на действия субъектов финансового рынка.
Укрепление законности и доверия потребителей на финансовом рынке одна из основных задач по развитию финансового рынка[2] [3]. Необходимость совершенствования конкуренции на финансовом рынке, обеспечения защиты прав потребителей финансовых услуг, укрепления доверия к финансовому рынку обусловили становление института поведенческого надзора.
Поведенческий надзор - это новелла в деятельности Банка России. Поведенческий надзор направлен на создание условий, в которых участники финансового рынка будут вынуждены предоставлять потребителю исчерпывающую информацию о приобретаемом продукте и предлагать потребителю те продукты, которые ему действительно нужны и которыми они смогут правильно пользоваться. Иными словами - не навязывать потребителю то, что создает для него повышенные риски. Поведенческий надзор призван не только повысить удовлетворенность потребителя финансового сектора, но и помочь потребителю сделать правильный конкурентный выбор в пользу наилучшего предложения продукта [3].
Таким образом, поведенческий надзор направлен на то, чтобы при регулировании отношений в случае отклонения участников рынка от ожидаемых добросовестных правовых практик их поведение могло быть скорректировано Банком России.
Поведенческий надзор осуществляется в двух направления деятельности:
- первая группа связана с нарушением законодательства Российской Федерации - неправомерное использование персональных данных, мошенничество, продажа одних финансовых продуктов под видом других и др.;
- вторая группа отношений состоит из недобросовестных практик - недобросовестное убеждение, сокрытие необходимых сведений, навязывание необязательных услуг. К примеру - связывание условий получения финансовой услуги с дополнительными условиями, предложение финансовых продуктов заведомо сложных для потребителя, при этом исключается ответственность профессионального участника рынка.
Первая группа отношений в процессе осуществления надзора требует применения юридической ответственности к нарушителям законодательства, так как данные отношения нарушают специальные нормы о финансовых институтах и в случае их нарушения возможно использование объективного вменения нарушений (без вины).
При этом вторая группа более сложная в правовом регулировании, в связи с тем, что складывающиеся общественные отношения формально соответствуют действующим нормам права, но в то же время фактически причиняют вред общественным отношениям на финансовом рынке.
Два направления деятельности в своей сущности образуют компоненты поведенческого надзора банка России: проактивную и реактивную компоненты. Реактивная компонента - это, прежде всего, работа с жалобами, в то время как проактивная - это установление правил того, как и кому продаются финансовые инструменты и как защищаются интересы гражданина на финансовом рынке. Базой для поведенческого надзора является постоянный анализ различных данных, полученных из жалоб.
Реагируя на нарушения в рамках поведенческого надзора, Банк России улучшает качество финансового рынка, устраняет с рынка недобросовестные бизнес-модели, которые лишают гражданина его средств или загоняют человека в долговую кабалу.
Таким образом, в первой группе отношений для привлечения к ответственности Банк России руководствуется уже закрепленными нормами, предусматривающими конкретные санкции за нарушения на финансовом рынке. В то время как во второй группе противодействия недобросовестным практикам на финансовом рынке отсутствует нормативная база для оценки законности действий профессиональных участников финансового рынка.
Подход в правовом регулировании, когда сложно отличить добросовестное поведение от недобросовестного, создает предпосылки для нарушений прав потребителей финансовых услуг, поэтому необходимо сформировать основу правого регулирования прав потребителей финансовых услуг.
Банк России и профессиональные участники рынка подтверждают необходимость принятия актов, оформляющих деятельность профессиональных участников рынка с потребителями финансовых услуг3.
Кроме того, профессиональными участниками рынка были предприняты попытки принять акты, аккумулирующие существующие отношения в нормативную базу.
Так, были предложены следующие принципиальные требования:
- профессиональность, добросовестность, руководство в своей деятельности высоким морально-этическим нормам[4];
- честность, справедливость, открытость, забота о клиенте, безопасность, профессионализм, ответственность, целостность[5];
- добросовестность[6].
Мы наблюдаем, что все участники рынка предлагают формат мягкого регулирования указанной сферы путем создания стандартов поведения на финансовом рынке. Ассоциацией банков сформированы стандарты базового поведения, Московской Биржей и Банком России разработан проект кодекса добросовестного поведения на Московской бирже. Министерством финансов Российской Федерации и Банком России разработана «дорожная карта» по развитию финансового рынка Российской Федерации[7].
При этом мы можем констатировать отсутствие единого подхода в указанной сфере регулирования. На наш взгляд, Банк России должен выступить инициатором создания обязательных стандартов поведения на рынке финансовых услуг с закреплением во главе регулирования принципа добросовестности, который позволит нивелировать повышенную конфликтность отношений на финансовом рынке в связи с диаметрально противоположными интересами сторон
Принцип добросовестности будет воплощать в себе нравственные качества и сформированное правосознание участников финансового рынка. В основе добросовестности будет лежать действие в интересах потребителя в отсутствие двусмысленности предоставляемых услуг со стороны профессиональных участниками финансового рынка [4]. В то же время со стороны потребителя принцип добросовестности будет отражать отсутствие злоупотребления своим статусом.
В связи с тем, что мы имеем дело с глубинной морально-правовой категорией, для ее практического применения она требует объективизации. Наличие принципа добросовестности необходимо для оформления отношений, выходящих за пределы прямого правового регулирования, которые требуют оперативного вмешательства.
В науке также поддерживают точку зрения о целесообразности введения подвидов принципа добросовестности [5], а также говорят о целесообразности разработки стандартов защиты прав потребителей финансовых услуг в зависимости от типа деятельности финансовой организации.
Кроме того, поскольку добросовестность является собирательной категорией, и является более широким понятием в сравнении со справедливостью [6] необходимо закрепить данную категорию в широком трактовке в отношении оказываемых финансовых услуг в следующей форме: «добросовестность выражается в следовании стандартам оказания финансовых услуг, а также принципам: открытости, доступности информации и презумпции правоты потребителя, в целях достижения ожидаемого правового результата».
Одновременное закрепление с принципом добросовестности стандартов поведения на финансовых рынках позволит сформировать дополнительные обязанности субъектов финансового рынка, призванные определить образ поведения сторон с соблюдением интересов друг друга, который будет выступать примером надлежащего поведения на финансовом рынке.
Дополнительные обязанности в стандартах могут быть самыми разными, например обязанности по извещению, разъяснению, консультированию, информированию, предоставлению отчета, а также по заботе, охране в отношении имущества, учету прав и интересов другой стороны, обязанности по содействию другой стороне, о воздержании от определенных действий и т.п. Такие обязанности могут возникать до появления основного обязательства, могут существовать во время исполнения основного обязательства, а также после основного обязательства. Общим для всех такого рода обязанностей выступает то, что они не являются основными обязанностями, а призваны лишь их дополнять, поэтому характеризовать их следует как дополнительные.
Кроме того, если осуществление того или иного субъективного права формально соответствует имеющемуся законодательному регулированию, но при этом противоречит принципу добросовестности, то оно подлежит ограничению.
На основании вышеизложенного, можем сделать вывод, что закрепление принципа добросовестности - это современная необходимость формального определения требуемых от всех субъектов моделей поведения [7]. Поэтому в связи с публичным характером формируемых отношений, руководствуясь императивными принципами в закреплении принципа добросовестности, необходимо принять стандарты поведения на финансовом рынке, которые будут отражать ориентиры должного поведения.
В стандартах прав потребителей возможно отразить: общие положения, используемые понятия для целей рекомендаций и стандартов, принципы, используемые в потреблении финансовых услуг, правила поведения, а также меры ответственности, которые будут относить нарушения прав потребителей финансовых услуг к гражданско-правовому деликту, последствия которого могут освобождать потребителя от финансовых неблагоприятных последствий (ответственности).