Понятие доктрина определено в толковом словаре французского языка как собрание трудов по юридическим вопросам, цель которых разъяснять и толковать законы.
Во французской литературе выделяется два значения понятия «доктрина» одно из которых является универсальным, а другое применимо только к некоторым странам, среди которых Франция. Первое значение сводится к тому, что понятие «доктрина» означает совокупность теоретических знаний и догм по конкретному юридическому вопросу. В таком случае «доктрина» может рассматриваться в качестве мнения, которое высказывает ученый в отношении определенного вопроса. Именно поэтому многие доктринальные учения получили названия своих авторов или известных последователей.
Второе значение «доктрины», которое превалирует во Франции и на территории континентальной Европы в целом, определяет ее как entity, т.е. «сообщество», «отдельный субъект» или «образование». Французские исследователи отдельно отмечают, что подобное определение «доктрины» не имеет эквивалента в Америке или Великобритании. Отмечается, что американские юристы используют термин «доктрина» для определения метода анализа закона, а также для обозначения мнения экспертов в области права и известных юристов. Термином «доктрина» французские исследователи обозначают ученых как социальную группу деятельность которой имеет конкретную цель.
В таком случае возникает вопрос об определении самого понятия «сообщества» или «отдельного субъекта» в контексте определения доктрины. Французы выделяют два основных признака любого «сообщества». Во-первых, оно должно быть выражено в конкретной социальной группе, т.е. персонифицировано, а во-вторых, должно обладать структурой и быть целостным. Следовательно, продолжают французские исследователи, при определении доктрины необходимо установить, существует ли реальное сообщество. По их мнению, наличие сообщества не ставится под сомнение, более того конкретными представителями такого сообщества являются профессора университетов, судьи, представители нотариата, адвокатуры, корпоративные юридические консультанты и другие.
Французские исследователи признают, что доктрина формально не является источником права и в этой связи ее возможности влиять на жизнь общества объективно не сравнимы с возможностями законодательной власти или любой другой ветви власти. В решениях судов Франции невозможно встретить ссылку на тот или иной труд французского правоведа. Однако представители доктрины создают теоретическое учение, которое имеет целью толкование закона и таким образом вносят свой вклад в систему права Франции. Судьи используют работы французских исследователей при подготовке к слушаниям и вынесению решения. Тем не менее, задача доктрины не сводится лишь к толкованию существующих правовых норм или судебных решений. Представители французской доктрины подробно исследуют возможности для усовершенствования законодательства страны. Указанные задачи сводятся к известным латинским выражениям de lege lata, означающего «закон как он есть» и de lege ferenda «закон каким он должен быть».
Во французской литературе выделяется два основных периода развития доктринальных правовых учений во Франции. Первый период именуется периодом классической доктрины и к нему относятся юридические труды, изданные в течение 19 века. В течение данного времени французские правоведы уделяют основное внимание толкованию норм, возникших в связи с принятием новых кодексов, при этом оставляя без должного внимания судебные решения. Это объясняется тем фактом, что в указанный период судьи не имели права руководствоваться никакими иными источниками, кроме кодексов. Под влиянием экзегетической школы Ecole de I'Exegese, экзегетический метод толкования текстов и уяснения их смысла стал доминирующем в указанном периоде. Данный метод отличается строгим следованием самому тексту кодекса, исключая любую попытку противопоставить тексты кодексов фактическим реалиям. Французские правоведы, таким образом, занимались изучением статей кодексов, стараясь выявить намерение законодателя и, при необходимости, применяя методы логического обоснования для прояснения значения положений кодекса и выделения общих принципов права из конкретных норм, которые могут быть в последующем применены в схожих ситуациях. Такой метод толкования использовался в качестве основного до конца 19 века. Этому периоду принадлежат всеобъемлющие комментарии к Гражданскому кодексу Франции, составленные ведущими учеными-правоведами Ж. Демоломбе, Т. Троплонгом и другими. В последствии данный способ толкования был заменен контекстуальным подходом к толкованию юридических норм.
Период современной правовой доктрины во Франции, который начинается вместе с началом 20 века, характеризуется влиянием таких авторов, как Салея и Жени, которые обнаружили недостатки экзегетического метода толкования и подробно описали их в своих работах. Фокус внимания французских правоведов смещается на анализ юридической практики и судебных решений. В этот период появляется новый вид юридических работ, а именно note d’arret, значение которых в русском языке можно определить как правовое заключение. Французские ученые используют этот новый вид для выражения своих взглядов и мнений относительно законодательной и судебной власти. Одним из самых известных представителей такого вида изложения доктринальных учений являлся Саватье, который написал сотни заключений, касающихся частного права, начиная с договорного права и заканчивая медицинским правом. В области публичного права, начиная с 1889 года и в течение последующих 40 лет, ведущим ученым в данной области являлся Ориу, который оказал огромное влияние на развитие административного права во Франции.
Сегодня, подобные правовые заключения пишут не только профессора права, но также судьи и юристы-практики. Данным способом выражения собственных правовых воззрений также пользуются молодые французские ученые. Не смотря на то, что подобные заключения не являются специфическими именно для Франции, учитывая что такие же заключения регулярно публикуются и в других государствах, французские notes d'arrets имеют значительное влияние в области юридических исследований, преподавания и юридической практики во Франции.
Ряд важных вопросов международного права рассматриваются во французской международно-правовой доктрине. Остановимся на некоторых аспектах, которые являются ключевыми для понимания особенностей французской доктрины в области международного права.
Во французской правовой традиции такие характеристики как общий и транспарентный характер правовых норм имеет первоочередное значение. Норма международного права в соответствии с французской международно-правовой доктриной представляет собой принятое и закрепленное государствами в конвенциях, резолюциях и иных источниках правило поведения, либо сложившееся в результате длительного применения, т.е. в качестве правового обычая.
Международно-правовые нормы в соответствии с французской доктриной представляют собой единое целое, представленное в виде системы международного права. Таким образом, основу французского понимания права в целом и международного права в частности составляет положение о том, что право есть ни что иное как совокупность принципов и норм. Интересно отметить, что, к примеру, американский подход к определению права строится на утверждении, что право представляет собой всеобъемлющее социальное и политическое явление. Следовательно, продолжая сравнение американского и французского подхода, изучение тех или иных правовых норм в соответствии американским подходом возможно только путем анализа указанных норм с учетом конкретных политических, экономических и социальных условий, а по мнению французов, уяснение смысла правовой нормы возможно только путем толкования нормы как она есть.
Французская доктрина исходит из того, что для признания обычая в качестве нормы международного права необходимо признание его в качестве такового субъектами международного права с обязательным наделением такого обычая юридической силой. Необходимо, таким образом, выяснить, существует ли та или иная норма обычного права в opinion juris государств и подтверждено ли это практикой. Французы придерживаются строгих ограничений при толковании материальной стороны обычного права с тем, чтобы не допустить обесценивания норм договорного характера как та- ковых.
Во Франции существуют как минимум две одинаковые по значимости правовые традиции в области международного права. Обе они исходят из центральной роли государства, однако первая основывается на положении, согласно которому население находится в иерархической подчиненности по отношению к государству, а согласно другой - государство является основой построения демократического общества и выстраивает отношения с населением на основе приверженности принципам уважения и защиты прав и свобод человека. Первая правовая традиция использует правовой формализм для обоснования власти государства, а вторая, хотя и не отрицает важное значение государства, как законной формы выражения демократического общества, однако отдает предпочтение изучению вопроса о том, как государство во взаимодействии с другими государствами может быть использовано для развития международной солидарности и для повышения значения общечеловеческих ценностей.
Первая из указанных выше правовых школ представлена прежде всего такими учеными, как Комбако и Сюр. Основным положением представителей данной школы является то, что государства представляют собой главные, основные субъекты международного права, выражающие твердую приверженность принципу государственного суверенитета и не согласные каким-либо образом ограничивать свои суверенные права. По их мнению, никакие исторические события не могут поставить под сомнение принцип государственного суверенитета. Закон, по мнению указанных ученых, необходим для недопущения возврата гражданского общества к естественному состоянию. Сюр отмечает, что государство является основой классического международного права. Международное право немыслимо без государства и не может быть направлено против государства.
Другая правовая традиция исходит из того, что закон, основанный лишь на воле государства отражает реальность, в которой государство является изолированным от международного сообщества, неспособным взять на себя обязательства помимо тех, которые удовлетворяют его собственным интересам. В такой ситуации остается неясным, как государства должны взаимодействовать друг с другом. Авторы считают, что необходима интеграция каждого государства в международное сообщество.
КОТЛОВА Анна Викторовна
преподаватель кафедры публичного права МГИМО (У) МИД России (Одинцовский филиал)