Внедрение института финансового уполномоченного в правовую систему России станет своего рода новым механизмом для быстрого, эффективного и справедливого, а самое главное бесплатного разрешения споров, возникающих в сфере финансовых отношений.
За последние пятнадцать лет рынком по предоставлению финансовых услуг был накоплен достаточный опыт, для создания и функционирования специального института, по защите финансовых прав потребителей финансовых услуг, как институт финансового омбудсмена. На сегодняшний день на территории Российской Федерации финансовый уполномоченный или финансовый омбудсмен, функционирует как постоянно действующий общественный орган разбирательства споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами физическими лицами. Исходя из этого, можно сделать вывод, что несмотря на значимость финансового уполномоченного (омбудсмена) в Российской федерации, его роль при использовании различных механизмов защиты нарушенных прав сужается из-за отсутствия должного правового регулирования и отсутствия законодательной базы.
На основе проведенного нами сравнительно-правового анализа законодательства Российской Федерации и Республики Армения в сфере финансового уполномоченного, предлагаем внести ряд изменений и дополнений в Законопроект о Финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций.
На наш взгляд, необходимо внести дополнение в Главу 2 «Законопроекта о финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (Обращение и порядок их рассмотрение). А именно внести новую статью, посвященную оспариванию решений финансового омбудсмена. Согласно ст. 16 (оспаривание решения арбитра финансовой системы) Закона Республики Армении об арбитре финансовой системы, стороны могут оспаривать ставшее обязательным для сторон решение арбитра финансовой системы в компетентном суде путем подачи заявления о признании решения арбитра финансовой системы недействительным. Заявление о признании решения арбитра финансовой системы недействительным, может быть подано в компетентный суд в течение одного месяца по получении уведомления, предусмотренного частью 4 статьи 14 Закона Республики Армения об арбитре финансовой системы. Наряду с этим, согласно пункту 3 статьи 16 организация по заключенному с офисом письменному соглашению может отказаться от права оспаривания решений арбитра финансовой системы. Для информированности субъектов финансового рынка, в данной статье установлен порядок, согласно которому центральный банк и офис публикуют на своих интернет-сайтах перечень организаций, которые не заключили соглашения об отказе от права оспаривания решений арбитра финансовой системы.
Так же на наш взгляд в законопроекте отсутствует порядок рассмотрения спора арбитражем (торговым) и судом. В ст. 18 Закона Республики Армении об арбитре финансовой системы предусмотрен порядок, согласно которому, торговому арбитражу не может быть передан для разрешения спор, рассматриваемый арбитром финансовой системы или по которому имеется ставшее обязательным для сторон решение арбитра финансовой системы. Согласно пункту 2. ст. 18, суд, в который подан иск о споре, по которому имеется не оспоренное в установленный статьей 16 настоящего Закона месячный срок решение арбитра финансовой системы, ставшее обязательным для сторон, обязан отказать в принятии искового заявления, а если исковое заявление уже принято, прекратить производство по делу. Вышеперечисленные условия будут распространяться на финансовые организации, так как настоящая статья каким-либо образом не ограничивает право клиента подавать иск в суд в ходе рассмотрения требования арбитром финансовой системы. Так же необходимо дополнить статью 23 Законопроекта о финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг, посвященную отчету финансового уполномоченного системы. В частности в статье отсутствует следующий базовый пункт:
- включить в ежегодный отчет финансового уполномоченного информацию о доходах и расходах офиса, а также установленную советом иную информацию.
Особое внимание, хотелось бы обратить на пункт 2 статьи 31 Закона РА об арбитре финансовой системы, согласно которому арбитр финансовой системы обобщает сформированный им прецедент и публикует его ежемесячно до 15 числа следующего месяца. Считаем целесообразным внести изменения в законопроект, так как данный пункт не только влияет на развитие института финансового уполномоченного, но и способствует формирования особого доверия со стороны граждан (потребителей финансовых услуг), которым предоставляется возможность ознакомления с рядом дел, которые являются прецедентами конторы финансового омбудсмена.
Формирования такой базы прецедентов является огромным шагом в формировании правовой определенности граждан. В своем общем значении принцип правовой определенности, прежде всего, предполагает стабильность правового регулирования и существующих правоотношений. В последнее время, принцип правовой определенности часто рассматривают как принцип, обеспечивающий стабильность вступивших в законную силу решений (res judicata), благодаря Постановлениям ЕСПЧ, осудившим практику отмены вступивших законную силу судебных решений в порядке надзора. Правовая определенность необходима для того, чтобы участники соответствующих отношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав и обязанностей. Указанный принцип в рассматриваемом аспекте имеет целью обеспечить участников соответствующих отношений возможностью точно прогнозировать результат своих действий, дать надежду, что их права будут защищены, принципы разрешения спора институтом финансового уполномоченного будут прогнозируемы и предсказуемы, не будут меняться от случая к случаю, и тем самым будут гарантировать стабильность. Так же это нововведение позволит гражданам, перед тем как обратиться к финансовому уполномоченному, просмотреть базу прецедентов и найти ответы на свои вопросы, после чего уже обратиться к омбудсмену.
Следующая проблема, затрагиваемая в данной статье, относиться к порядку финансирования деятельности финансового уполномоченного. Согласно пункту 5 статьи 34 закона РА «О примирителе финансовой системы», которая посвящена порядку финансирования конторы арбитра финансовой системы, где контроль за произведением обязательных платежей осуществляется Центральным Банком. В свою очередь в пункте 3 статьи 24 «Законопроекта о финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» о финансировании службы, указывается, что контроль за выполнением обязательных выплат организует руководитель аппарата службы. Сравнивая с законодательствами других стран мы увидим, что в большинстве из них, контроль по вопросам финансирования конторы осуществляет либо Центральный Банк либо другой орган власти, а в законопроекте контрольную функцию осуществляет сам финансовый уполномоченный, что может привести к неблагоприятным последствиям. Причина этого заключается в отсутствии контроля над деятельностью финансовых учреждений и должного надзора над их обязанностью по взносу обязательных выплат на счет конторы финансового уполномоченного. Немаловажным фактором является то, что начальный капитал для формирования и развития института финансового уполномоченного будет дан Центральным Банком России. Это говорит о том, что ЦБ и институт финансового омбудсмена должны взаимодействовать не только на уровне финансирования, а так же в рамках нового закона. Ввиду вышеперечисленного, предлагаем изменить пункт 3 статьи 24 законопроекта, а именно: закрепить функцию контроля за произведением обязательных платежей за Центральным Банком, а так же добавить пункт, согласно которому ЦБ обязан предоставлять конторе финансового омбудсмена необходимую информацию для проверки правильности платежей, производимых организациями. Данные изменения направлены не только на усовершенствование законодательства, но и станут связующим звеном в укреплении отношений между Центральным банком и финансовым омбудсменом.
Главным содержанием института финансового уполномоченного является деятельность последнего. Исходя из назначения данного института, его деятельность должна быть направлена в первую очередь на примирение сторон. В связи с чем мы предлагаем, прежде всего, на законодательном уровне закрепить детальное урегулирование порядка и сроков примирительной (претензионной) процедуры, суть которой сводится к обязанности клиента до обращения к финансовому арбитру представить свое требование к организации.
Например, в Люксембурге для обращения в Commissionde Surveillancedu Secteur Financier (CSSF) потребитель обязан использовать все возможные средства в отношении поставщика финансовых услуг6. Закон Республики Армения также содержит норму, предусматривающую данный порядок. В обращении должны быть четко сформулированы требования и претензии клиента к организации по вопросам предоставленных финансовых услуг. В свою очередь организация должна дать письменный ответ такому клиенту. Резюмируя это, предлагаем внести изменения в законопроект, предусмотрев отдельной нормой четко сформулированный порядок предъявления клиентом к организации своего требования. А именно:
- закрепить на императивном уровне обязанность клиента до обращения к финансовому арбитру предъявить свое требование к организации;
- предусмотреть возможность предъявления клиентом своего требования к организации в он-лайн порядке. Для этого организации должны иметь свой интернет-портал или етаП- почту, на которую клиент сможет отправить свое требование к организации и следовательно получить соответствующий ответ последней;
- предусмотреть 7-и дневный срок, в течение которого организация обязана дать окончательный мотивированный ответ, обосновывающий ее позицию по данному требованию;
- предоставить возможность клиенту обратиться к финансовому арбитру по истечении 7-и дневного срока, приложив к своей жалобе-требованию копию ответа организации (при наличии). В случае, когда организация отказывается предоставить такой ответ, клиент обязан предоставить копию своего письменного обращения к организации. Отсутствие такой копии (ответ организации или копии своего письменного обращения к организации) должно служить основанием для отказа финансовым арбитром от рассмотрения требования.
Существует подход, согласно которому решения финансового омбудсмена являются обязательными. Данный подход нашел отражения, как в законодательстве Республики Армения, так и во многих зарубежных странах. Обязательность решения омбудсмена может зависеть от следующих показателей:
- суммы иска - например, в Федеративной Республике Германии решение «OmbudsmanSchemeofthePrivateCommercialBanks» обязательно для исполнения банками, если сумма иска не превышает 5000 евро;
- заключил ли поставщик услуг соглашение о том, что решения омбудсмена будут для него обязательны (Венгрия, «ArbitrationBoardofBudapest»; Армения, «офис финансового арбитра»);
- выразил ли поставщик услуг несогласие с принятым в отношении него решением. Например, в Норвегии решение «InsuranceAgreementBoard» и «BoardforReducedCompensations» обязательно для исполнения, если лицо, оказывающее услуги страхования, не опротестовало решение в течение 45 дней. Решение «Complaint Board of Danish Securitie sand Brokering Companies» в Дании обязательно для поставщика финансовых услуг, если он в течение 30 дней не проинформирует о своем несогласии с решением. Если несогласный с решением банк не опротестовал его, решение вступает в силу и становится обязательным для банка;
- выразил ли клиент несогласие с принятым в отношении него решением. Например, в Соединенном Королевстве Великобритании решение становится юридически обязательным только в случае согласия потребителя;
- согласие поставщика услуг с принятым в отношении него решения. В частности, в Дании и Норвегии решения омбудсмена приобретают обязательный характер, в случае если лицо, предоставляющее услуги, не опротестовало его в течение установленного срока (35-40 дней);
- наличие соответствующего соглашения между финансовым омбудсменом и поставщиком финансовых услуг (Армения, Россия, Венгрия).
Особое внимание хотелось бы уделить порядку и правовым последствиям, возникающих вследствие заключения соглашения между кредитной организацией и конторой финансового омбудсмена, согласно которому решения финансового омбудсмена являются обязательными для данных орагнизаций. Одной из первой применяющих данную практику стала Республика Армения. На сегодняшний день ряд финансовых организаций подписали соглашение с конторой финансового омбудсмена, согласно которому, данные организация отказываются от права обжаловать решение финансового омбудсмена в суде. Из них:
- 19 банков;
- 3 страховые компании;
- 25 ломбардов;
- 9 микрокредитных организаций;
- 75 обменных пунктов;
В то же время большое количество организаций отказалось от данной идеи. В частности:
- 2 банка;
- 24 микрокредитных организаций (организации осуществляющие денежные переводы);
- 118 ломбардов;
- 6 страховых компаний;
- 159 обменных пунктов;
- 7 организаций по привлечению вкладов.
Здесь мы наблюдаем 2 абсолютно разные позиции. В первой случае отражается позиция банков, которые готовы сотрудничать с офисом финансового омбудсмена. Однако остальные звенья финансового рынка, наоборот - они готовы сотрудничать с конторой омбудсмена, но в тоже время не отказываются от своего права, обжаловать решения финансового омбудсмена в суде. Многие склоняются к мнению, что данное соглашение носит антиконституционный характер и что данная оговорка не приемлема к законодательству, поскольку она ограничивает конституционное право на судебную защиту. Еще в 2011 году ряд судей конституционного суда РА выступали с предложениями об изменения ряда пунктов в законодательстве, с целью запрета подписания такого рода соглашения. Они комментирует это тем, что любой человек, организация имеют право оспаривать свое право в суде. Однако до сих пор никаких мер и изменений в законодательства не произошли. Думаю этот вопрос надо рассматривать с разных сторон.
Так данная оговорка не приемлема к законодательству, поскольку она ограничивает конституционное право на судебную защиту. В силу этого нельзя говорить об однозначности не конституционности этого право. После непосредственного подписания соглашения организацией, об отказе оспаривания решения финансового омбудсмена, организация самолично отказывается от своего право, тем самым она ограничивает себя в правах. Однако все это делается на благо организации, ведь данный шаг не только увеличивает доверие со стороны клиентского сектора, но и в целом укрепляет весь финансовый рынок. Отказ от своего право обжаловать решения омбудсмена, автоматически накладывает на омбудсмена новый груз ответственности, так как этот шаг говорит об 100 процентном доверии омбудсмену. То есть данное соглашение выступает своего рода гарантом взаимовыгодных отношений возникающих между финансовыми организациями и офисом финансового омбудсмена. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о правомерности этого ограниченного права.
Сторонники подхода, согласно которому, решения финансового омбудсмена должны носить рекомендательный характер, в качестве своего главного аргумента приводят то, что ограничение права организаций и клиентов на обжалование является нарушением их конституционных прав. Частично соглашаясь с позицией сторонников данного подхода, мы также считаем неконституционным на императивном уровне устанавливать ограничения судебной защиты прав и законных интересов. Так как отказ от судебной защиты может иметь место не иначе как по волеизъявлению самого лица. В связи с этим, мы предлагаем модель для совершенствования законопроекта (О Финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций), согласно которой решения финансового уполномоченного будут иметь обязательный характер только при наличии двух основных условий:
- во-первых, если клиент дал согласие на обязательность решения в письменном виде в течение 30 дней с момента вынесения решения финансовым арбитром;
- во-вторых, если организация, заключила соглашение об отказе от права оспаривания решений арбитра финансовой системы и заключаемые между организацией и гражданами сделки, содержат запись об этом.
Предложенные нами положения никак не противоречат статье 6-ой Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая закрепляет следующее положение, согласно которой каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Также нет противоречия и в статье 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, поскольку согласие на отказ от права обжалования как со стороны клиента, так и организации исходит исключительно в добровольном порядке. Таким образом, в данном случае необходимо раскрыть содержание принципа свободы договора, посредством заключения которого и стороны отказываются от права обжалования. Свобода договора проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, это - свобода в заключении договора и отсутствие принуждения к вступлению в договорные отношения (п. 1 ст. 421 ГК). Во-вторых, свобода договора состоит в свободе характера заключаемого договора. В-третьих, проявляется в свободе определения его условий (содержания). По данному вопросу есть также постановление Конституционного Суда Республики Армения. После принятия в Республики Армения закона «Об арбитре финансовой системы», Защитник по правам человека Республики Армения Карен Андреасян подал жалобу в Конституционный Суд Республики Армения относительно конституционности положения статьи 17 закона «Об арбитре финансовой системы» об основаниях для признания решения арбитра финансовой системы недействительным. Конституционный Суд Республики Армения постановлением N 1051 от 9 октября 2012 года закрепил, что эти основания соответствуют положениям Конституции только в рамках того правового регулирования, когда организация в добровольном порядке отказывается от права обжалования решения финансового арбитра. Говоря об обязательности решений финансового арбитра, нужно также обеспечить его исполнение, которое может возникнуть в тех случаях, когда клиент соглашается с решением финансового арбитра, а организация не выполняет решение последнего в установленном порядке и сроки. Исходя из этого, считаю необходимым на законодательном уровне предусмотреть порядок исполнения решений финансового арбитра. В тех случаях, когда организация не исполняет решение финансового арбитра, клиенту должно быть представлено право обращения в суд с целью выдачи ему исполнительного листа. Суд, в свою очередь, обязан в 3-х дневный срок рассмотреть заявление клиента и принять одно из следующих решений:
- о признании решения финансового арбитра обязательным и выдаче исполнительного листа;
- о признании решения финансового арбитра недействительным и об отказе в выдаче исполнительного листа.
Также не исключена возможность возникновения на практике ситуации, согласно которой клиент, обратившийся к финансовому арбитру, для урегулирования спора, возникшего между ним и организацией, предоставляющей финансовые услуги, получит впоследствии решение, вынесенное не в его пользу. Но, согласившийся с решением финансового арбитра, клиент не исполняет его. Учитывая то обстоятельство, что стороны спора отказались от возможности обращения в суд, решение стало для последних обязательным. Однако, нет особого механизма, благодаря которому возможно повлиять на клиента с целью выполнения последним решения, ставшее для сторон обязательным в добровольном порядке. Следовательно, на наш взгляд будет целесообразным предусмотреть возможность применения порядка принудительного исполнения решений омбудсменом финансовой системы также по отношению к клиенту, не исполнившему своих обязательств, вытекающих из решения. Данная норма направлена на защиту интересов банков, так как большинство людей считают, что институт финансового уполномоченного направлен только на защиту физических лиц (клиентов финансового рынка), но как мы уже поняли это далеко не так.
В заключении хочется отметить, что существует огромный круг проблемных вопросов, которые требуют тщательно рассмотрения и решения. А именно: вопросы касательно статуса финансового уполномоченного в РФ; взаимодействия его с другими органами власти; возможность формирования в будущем организации по разрешению во внесудебном порядке трансграничных споров в рамках ЕАЭС и еще целый круг нерешенных вопросов.
СТЕПАНЯН Микаел Левонович
аспирант кафедры банковского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)