Толстых В.Л.
№ 9 (76) 2014г.
1. Содержание принципа самоопределения является одним из наиболее спорных вопросов международного права. Ссылки на этот принцип делались в различных, порой противоречащих друг другу контекстах: деколонизации (начиная с борьбы за независимость США); революций и переворотов (начиная с Великой французской революции); ирредентизма (начиная с процессов объединения Италии и Германии); сецессионизма и автономизма (начиная с разделения Оттоманской и АвстроВенгерской империй). В современное международное право принцип вошел после Первой мировой войны; существенную роль в этом сыграли В. И. Ленин, В. Вильсон и соответствующая политика, проводимая СССР и США. Риторика Ленина довольно интересна. Он пишет о том, что победа капитализма над феодализмом связана с национальными движениями. Для победы товарного производства необходимо государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке. Единство языка есть важнейшее условие широкого торгового оборота и тесной связи рынка с хозяином, продавцом и покупателем. Под самоопределением наций понимается «государственное отделение их от чуженациональных коллективов». Дальше — развилка: поскольку буржуазия нации угнетенной борется с угнетающей, пролетариат должен ее поддерживать; поскольку она стоит за свой буржуазный национализм, необходимо быть против. Первый тезис обосновывается еще и тем, что народ, угнетающий другие народы, не может быть свободен. Центральным тезисом В. Вильсона был тезис о необходимости учитывать желание наций «жить собственной жизнью и определять собственные институты» —«народы и провинции нельзя передавать от суверенитета суверенитету так, как если бы они были просто движимым имуществом и пешками в игре». После Первой мировой войны принцип самоопределения повлиял на разрешение в рамках Лиги Наций дела Аландских островов, установление системы мандатов, предоставление международных гарантий меньшинствам, проведение плебисцитов о территориальной принадлежности (Варминско-Мазурский 1920 г., Верхнесилезский 1921 г., Саарский 1935 г. и др.). После Второй мировой войны действие принципа наиболее отчетливо проявилось в функционировании системы опеки и процессе деколонизации. Кроме того, обозначились два более общих его аспекта, связанных с защитой прав человека и народовластием. Принцип был закреплен в ряде важных документов (Уставе ООН, Пактах о правах человека 1966 г., Декларации о принципах международного права 1970 г. и др.); несколько раз к нему обращался Международный суд ООН и другие международные органы. Официальные тексты по данному вопросу, однако, являются слишком общими или, наоборот, слишком фрагментарными и остенсивными. В этих условиях важную роль в уточнении принципа играет доктрина.
2. Доктринальная дискуссия о содержании принципа самоопределения затрагивает один из главных вопросов права, — связанный с определением сущности государства. Как справедливо отмечает Дж. Крофорд, «самоопределение на самом базовом уровне является принципом, касающимся права быть государством» («... Self-determination is, at the most basic level, a principle concerned with the right to be a State»).
Международное право
Для первого, магистрального, направления сущность государства воплощена в суверенитете, т.е. в абсолютной и безусловной территориальной власти. Историческим предшественником суверенитета являлись римские majestatem и imperium («высшая и неделимая распорядительная власть»). Своим распространением в теории данная идея обязана Макиавелли и Бодену: «Так и суверенитет, данный государю на каких- то условиях и налагающий на него какие-то обязательства, не является собственно ни суверенитетом, ни абсолютной властью, если только то и другое при установлении власти государя не происхо-дит от закона Бога или природы». Своим распространением на практике она обязана абсолютизму, — колыбели современной государственности. Концепция суверенитета обеспечивает юридическую идентификацию государства; суверенитет является тем критерием, благодаря которому государство отделяется от общества и становится самостоятельным субъектом права, способным к нормотворчеству и правоприменению; это, в свою очередь, делает возможным позитивное право. Государство, таким образом, проявляет себя в людях, обладающих властью. Ж. Ф. Спитц пишет: «Концепция суверенитета выразилась в центрировании политики на понятиях разрешения, власти и полномочий, противостоя тем самым прошлым теориям, которые все были центрированы на субстанциальных понятиях закона и легитимности. Ее введение в политическую философию в начале современной эпохи, как представляется, проявилось в окончательном отказе от рассмотрения данных вопросов: речь больше идет не об определении того, является ли чье-либо полномочие справедливым (что подчиняет существование власти ее моральности, а политическую норму — норме, которая ей не является), но об определении того, кому принадлежит право командовать и как это право было предоставлено». В современном международном праве идея суверенитета отражена в концепциях юрисдикции и эффективности.
Самоопределение, рассматриваемое в свете идеи суверенитета, является самоопределением правительства (верховной власти). Принцип самоопределения, таким образом, имеет две важнейших импликации: во-первых, он создает Консультативное заключение о юридических последствиях для государств, вызываемых продолжающимся присутствием Южной Африки в Намибии вопреки резолюции № 276 (1970) Совета Безопасности от 21 июня 1971 г.; Консультативное заключение о Западной Сахаре от 16 октября 1975 г.; Консультативное заключение о правовых последствиях строительства стены на оккупированной палестинской территории от 9 июля 2004 г. условия для возникновения суверенитета в обществе, еще не организованном в государство и в этом смысле обеспечивает нормативное основание для процесса деколонизации; во-вторых, он обеспечивает сохранение суверенитета в существующих государствах и в этом смысле частично совпадает с принципом невмешательства. Принцип, соответственно, не предполагает сецессию, хотя и не мешает признанию новых государств, образовавшихся в результате внутренних процессов; важнейшими условиями такого признания являются отсутствие иностранного вмешательства и эффективность новой власти.
Видным представителем данного направления является Дж. Крофорд. По его мнению, международное право признает за государством следующие характеристики, образующие концепцию государства: полная компетенция в международной сфере; исключительная компетенция во внутренней сфере; подчиненность международной юрисдикции только при наличии согласия; равенство; необходимость ясно выраженного закрепления исключений из данных принципов. Юридическая характеристика принципа самоопределения выглядит так: 1) международное право признает принцип самоопределения; 2) он не является правом, непосредственно применимым к группе, желающей политической независимости или самоуправления; он применяется как право после того, как субъект самоопределения был определен путем применения соответствующих норм; 3) он обычно применяется к территориям, установленным и признанным как отдельные политические образования, в частности, к территориям под опекой; подмандатным и несамоуправляющимся территориям; государствам, исключая те их части, которые сами имеют право на самоопределение; возможно, отдельным политико-географическим областям, чьи жители не участвуют в правительстве; другим территориям, в отношении которых самоопределение рассматривается как подходящее решение; 4) если субъект самоопределения еще не является государством, он имеет право выбирать собственную политическую организацию; 5) самоопределение может иметь своим результатом образование отдельного государства либо объединение с другим государством; 6) вопросы самоопределения не могут находиться во внутренней юрисдикции метрополии; 7) когда субъект самоопределения является государством, принцип самоопределения создает гарантию против вмешательства.
3. Для второго направления сущность государства выражена в общей воле и обуславливающем ее общем интересе (общем благе). Концепция общего блага была сформулирована еще Платоном: «... истинное искусство государственного правления печется не о частных, но об общих интересах — ведь эта общность связует, частные же интересы разрывают государство — и что как для того, так и для другого, то есть для общего и для частного, полезно, если общее устроено лучше, чем частное». Понятие общей воли, однако, и вытекающее из него понятие общественного договора возникают только у просветителей, прежде всего у Руссо: «... одна только общая воля может управлять силами Государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо»; «... волю делает общею не столько число голосов, сколько общий интерес, объединяющий голосующих». Понятие общей воли трансформирует идею суверенитета: как отмечает Ю. Хабермас, для Руссо и Канта «суверенитет народа означает скорее трансформацию власти как господства в такое состояние, когда сам народ дает себе законы (Selbstgesetzgebung)». Концепция политической коммуникации (Д. Харт и Ю. Хабермас), в основе которой лежит аристотелевская идея общения, довольно близка к концепции общественного договора. Гегель и немецкая историческая школа (Гуго, Савиньи и Пухта) восприняли идею общей воли, однако у них она приобрела совершенно иной, более глубокий и трансцендентный характер: «Государство как действительность субстанциальной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть в себе и для себя разумное». Концепция общей воли оказала значительное влияние на конституционное право, в международном праве ее проявления гораздо менее заметны и в основном ограничиваются европейским континентом.
Самоопределение в свете идеи общей воли является самоопределением народа (нации). Народ при этом может пониматься как этнос, т.е. как «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» (в исторической школе — как духовная общность, которая «обнаруживается, закрепляется и развивается благодаря употреблению одного языка» и «охватывает последовательно сменяющие друг друга поколения, а значит, соединяет современность с прошлым и с будущим») и как политический союз. Первый подход предоставляет объективные критерии, однако в силу несовпадения сфер их действия делает идентификацию субъекта самоопределения сложной, почти неразрешимой задачей и часто воспринимается как несущий угрозу хаоса; второй — в значительной степени лишен этих недостатков и в большей степени соответствует современной западной государственности, однако отдает предпочтение форме (политике) в ущерб содержанию (культуре). Условием эффективного политического союза является объединяющая идеология или этническая обособленность; пренебрежение этническими характеристиками делает политическую коммуникацию напряженной и в пределе — невозможной; данные характеристики, таким образом, сохраняют значение предмета политической коммуникации и/или ее мотива.
Ю. Хабермас пишет по этому поводу: «Нация граждан обретает свою идентичность не в этнически-культурных сходствах, но в практике граждан, которые активно используют свои демократические права на участие и коммуникацию. Здесь республиканская компонента идеи гражданства полностью освобождается от принадлежности к дополитическому сообществу, интегрированному через происхождение, общие традиции и язык. Рассмотренный в этой перспективе, первоначальный сплав национального сознания и республиканских убеждений оказывается выполняющим лишь функцию катализатора».
Тезис о политической идентификации народа имеет важное следствие: правом на самоопределение, в том числе в форме сецессии, могут пользоваться группы, исключенные из политического общения (исключенные из народа) и в результате оказавшиеся в естественном состоянии. Руссо очень точно замечает: когда правительство перестает подчиняться законам, «государство сжимается»: «большое Государство распадается и в нем образуется другое Государство, состоящее только из членов Правительства и являющееся по отношению к остальному народу лишь его господином и тираном»; «в ту минуту, когда правительство узурпирует суверенитет, общественное соглашение разорвано, и все простые граждане, по праву возвращаясь к своей естественной свободе, принуждены, а не обязаны повиноваться». Именно эта мысль закреплена в защитном условии Декларации 1970 г., в соответствии с которым право на отделение может быть реализовано, если во главе государства не стоит «правительство, представляющее без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории».
Идея общей воли, несмотря на почти полное господство в сфере конституционного права и заметное место в международной политической риторике, имеет мало последовательных сторонников в международно-правовой доктрине. Одним из них является канадский ученый и сторонник отделения Квебека Д. Терп. По его мнению, международное право признает право на самоопределение с 1945 г. Единственное, что требуется для осуществления этого права, — это быть народом. Народом является группа лиц, считающая себя народом, т.е. стремящаяся определять свое собственное будущее. Общий язык, культура и религия играют определяющую роль в процессе самоопределения, однако коллективное желание жить вместе является наиболее важным индикатором. Интерпретация права на самоопределение только как права на внутреннее самоопределение посягает на свободу народа выбирать свой политический статус и противоречит универсальному характеру данного права, провозглашенному в Уставе ООН и Пактах о правах человека. Юридическая сила защитного условия Декларации 1970 г. может быть поставлена под сомнение после приобретения независимости балтийскими народами, народами бывших СССР и Югославии, Словакии и Эритреи.
Попыткой достижения компромисса между идеей суверенитета и идеей общей воли является концепция внутреннего самоопределения, в соответствии с которой рассматриваемый принцип может создавать права только «в рамках существующих суверенных государств и при условии сохранения территориальной целостности данных государств» («within the framework of existing sovereign states and consistently with the maintenance of the territorial integrity of those states»). Данная концепция развивается у Я. Клабберса, который рассматривает право на самоопределение как право на участие в принятии политических решений: «Самоопределение лучше всего понимать как процессуальное право: образования имеют право на то, чтобы их позиция учитывалась при принятии решений относительно их будущего. Это может не предполагать права на сецессию, ни даже права на автономию или самоуправление, но это предполагает право восприниматься серьезно». Преимуществами своего подхода Я. Клабберс считает то, что он не оперирует понятием «народ» (право на участие есть у всех групп), не поощряет «ложных надежд» на отделение; подчеркивает важность политического процесса. Ограничивая действие принципа конституционно-правовыми отношениями, данная концепция не отвечает на главный вопрос о возможности отделения сообществ, исключенных из политического общения.
4. Для третьего направления сущность государства выражена в правах человека — отдельная личность с ее естественными правами рассматривается как центр социального устройства, а государство — как институт, главной функцией которого является обеспечение этих прав. Идея прав человека отталкивается от священного характера человеческого существа, имеющего «неотъемлемое достоинство». Ш. Розенн основой данной идеи видит библейское высказывание, в соответствии с которым Бог сотворил человека по образу своему (Бытие. I:27). Предпосылки данной идеи могут быть найдены у Протагора («Человек есть мера всех вещей») и Эпикура; в ее теоретическом обосновании участвовали просветители, в том числе и Руссо, подвергнутый за это критике Гегелем; ее современным и наиболее последовательным и полным выражением является либерализм, теоретические основания которого были сформированы в XIX в. А. де Токвилем, Б. Констаном и др.: «Цель наших современников — безопасность частной сферы; и они называют свободой гарантии, создаваемые общественными институтами в этих целях». А. де Бенуа в качестве философских оснований концепции прав человека выделяет христианскую традицию, средневековый номинализм и рационализм Нового Времени. В настоящее время действие идеи прав человека усиливается благодаря феномену трансграничности, ослабляющему идею общей воли, и феномену наднациональности, ослабляющему идею суверенитета. Концепция прав человека вошла в международное право в XIX в. (защита национальных меньшинств); во второй половине XX в. ее влияние стало распространяться на практически все отрасли и институты.
Самоопределение, рассматриваемое в свете идеи прав человека, является самоопределением отдельной личности; принцип самоопределения, таким образом, выступает дополнительным, отдельным от «неотъемлемого достоинства», основанием индивидуальных прав, обусловленных национальной, религиозной или иной идентичностью (в том числе парадоксального права «определения принадлежности к тому этническому, религиозному или языковому сообществу, к которому он или она желает принадлежать»). Реализация принципа выступает «важнейшим условием для эффективной гарантии и соблюдения прав человека отдельных лиц»: принцип, таким образом, создает обязательства, реализуемые преимущественно в рамках внутреннего правопорядка и во многом идентичные обязательствам, создаваемым принципом прав человека. В данном контексте сецессия допускается в случае системных нарушений прав человека; двое судей ЕСПЧ, участвующих в вынесении Решения по делу Лозиду от 18 декабря 1996 г., сформулировали эту мысль следующим образом: «До недавнего времени в международной практике право на самоопределение в практических условиях было идентичным праву на деколонизацию и ограниченным им. В последние годы, как представляется, сформировался консенсус, в соответствии с которым народы также могут осуществлять право на самоопределение, если их права человека последовательно и грубо нарушаются, либо же если они совсем не представлены или массово недопредстав- лены (under-represented) недемократическим и дискриминационным образом. Если данное описание является верным, право на самоопределение является инструментом, который может использоваться для восстановления международных стандартов прав человека и демократии».
Заметными представителями данного направления в современной международно-правовой доктрине являются Р. Маккокводейл и А. Петерс. Р. Маккокводейл пишет, что право на самоопределение является правом человека, а не правом, применимым к «народам» и «территориям». Данное право имеет ограничения, установленные для защиты прав других и общих интересов, особенно необходимости поддерживать международный мир и безопасность, которые, однако, применяются только в определенных обстоятельствах, — когда внутреннее самоопределение уже произошло и в ограничениях есть насущная необходимость. Данный подход отражает изменение ценностей в международном сообществе и переход от государственного (state-based) международного права к более гибкой системе. Действительно, многие претензии на самоопределение были обусловлены тем, что несправедливый государственный правопорядок не соответствовал законным ожиданиям народов. Принципы территориальной целостности и uti possidetis являются попытками заново утвердить исключительное положение государства в международном праве. Данные принципы расходятся с развитием права прав человека и поэтому должны обладать приоритетом по отношению к праву на самоопределение только в ограниченных случаях. Подход с позиций прав человека не дает абстрактного ответа на вопрос, какие народы имеют право на самоопределение, однако создает рамки для рассмотрения каждой ситуации и учета всех относимых прав и интересов. Так, сецессия может быть сочтена противоречащей насущной социальной потребности в территориальной целостности. Определение самим государством баланса между правами, нуждающимися в защите, и правом на самоопределение является важным, но не достаточным, поскольку государство связано обязательствами в сфере прав человека. Р. Маккокводейл указывает три причины, в силу которых принцип самоопределения должен рассматриваться в свете прав человека. Во-первых, потому что его цель такая же, как и прав человека, — защита сообществ и групп от преследований; во-вторых, потому что данный принцип, защищая от угнетения, является условием защиты индивидуальных прав; в-третьих, потому что право прав человека оказалось способным обеспечивать групповые права в экономическом, социальном и культурном контексте.
А. Петерс отталкивается от несколько иных и более общих оснований. По ее мнению, гуманность — это альфа и омега суверенитета. Государственный суверенитет остается фундаментом только в историческом или онтологическом смысле, в той мере, в какой взаимное уважение государств образует систему взаимодействующих субъектов и управляет правотворчеством. Государственный суверенитет не только ограничен правами человека, но с самого начала определен и охарактеризован гуманностью и имеет правовую ценность, только если соблюдаются права человека. Трансформация концепции суверенитета отражает изменение нашего восприятия политического порядка; традиционное соотношение между государством и гражданином изменилось: права человека стали рассматриваться как первичные. Утверждение, что государственный суверенитет имеет свой источник и telos в гуманности, понимаемой как принцип, в соответствии с которым государство должно защищать права, интересы, потребности и безопасность человека, устраняет базовую антиномию между правами человека и государственным суверенитетом. Не только внутренний, но и внешний государственный суверенитет предполагает ответственность за защиту прав человека. Гуманность, таким образом, является не только внутренним делом, но и международной заботой; государственный суверенитет не запрещает трансграничную заботу о гуманности. Это заставляет переосмыслить проблему гуманитарной интервенции: в случае временной несостоятельности суверенитета, понимаемого как ответственность за людей, данная ответственность возлагается на международное сообщество, действующее через Совет Безопасности.
5. Данные идеи взаимодействуют на нескольких уровнях. Во-первых, они взаимодействуют на теоретическом уровне. Здесь они могут дополнять и взаимно обосновывать друг друга: например, права человека могут рассматриваться как цель гражданского союза; общая воля — как основание суверенитета; суверенитет — как правоохранительная функция или как объективизация идеи общего блага. С другой стороны, они могут сталкиваться: общая воля защищает общий интерес, который не всегда включает частный интерес; частный интерес стремится преодолеть ограничения, налагаемые идеей суверенитета; суверенитет может пренебрегать общей волей и т.д. В этом случае возникает вопрос об установлении ценностной иерархии, который является не только рациональным вопросом, но и вопросом веры, интуиции и психологии.
Во-вторых, данные идеи взаимодействуют на политическом уровне, т.е. учитываются или не учитываются субъектами политики и отражаются или не отражаются в принимаемых ими решениях. Такое политическое взаимодействие является динамичным — удельный вес каждой идеи не является постоянным и зависит от множества социальных, культурных, экономических, идеологических и иных факторов. Современная политическая риторика в основном строится на основе идеи прав человека, однако это не значит, что данная идея будет отражена в риторике завтрашнего дня. А. Кассесе описывает политическую эволюцию принципа самоопределения следующим образом: «Самоопределение было направлено на устранение старого, государственно-ориентированного подхода, превалирующего в международных делах. В соответствии с этим подходом мировое сообщество состояло из властителей — суверенных государств, каждое из которых, прежде всего, заботилось об интересах своих политических элит. Самоопределение, наоборот, означало, что народы и нации должны иметь слово в международных делах: суверенные державы больше не могли свободно распоряжаться ими. Ясно, что эта группа принципов была направлена на подрыв самого основания традиционных принципов, на которых основывалось международное сообщества с момента его возникновения: династическую легитимацию власти, деспотизм (хотя и в постепенно смягчающихся формах) и международную политику, основанную только на согласии между правителями. Самоопределение также размывало один из базовых постулатов традиционного международного сообщества: территориальный суверенитет. Поощряя создание международных субъектов, основанное на свободном желании затронутых народов, самоопределение нанесло смертельный удар многонациональным империям. Как и следовало ожидать, догма суверенитета стала мощным бастионом против полного включении принципа в корпус международно-правовых норм. Включение данного принципа в мир права таким образом было избирательным и ограниченным во многих отношениях».
В-третьих, будучи закрепленными в конкретных нормах, данные идеи взаимодействуют на правовом уровне — в соответствии с законами построения и функционирования конкретной правовой системы. Все три идеи закреплены в международном праве: все три отражены в формулировках принципа самоопределения; идея суверенитета также отражена в принципе суверенного равенства и в принципе невмешательства, а идея прав человека — в принципе защиты прав человека. Толкование принципа самоопределения в контексте двух разных идей может давать взаимоисключающие результаты. Так, в отличие от идеи прав человека и идеи общей воли идея суверенитета фактически отрицает право на сецессию. Идея общей воли испытывает непрерывное давление со стороны идеи суверенитета и идеи прав человека, результатом чего являются интерпретации, отказывающие ей в юридической силе. Среди них — интерпретации, ограничивающие действие принципа самоопределения.
Так, по мнению Р. С. Бхаллы, в результате колонизации утрачивается контроль населения над собственными политическими, социальными и экономическими структурами; самоопределение является восстановлением данного контроля: «Колонизация представляет собой осуществление грубой силы. Ее незаконность состоит в самом отрицании цивилизованного поведения, которое и социально и морально предполагает, что люди могут осуществлять собственную свободную волю при решении собственных дел. Таким образом, колонизация является нарушением владения («trespass») . Пока нарушение владения не устранено, оно продолжается — по аналогии с очень простым принципом гражданского правонарушения». При рассмотрении самоопределения как корректирующей справедливости мы можем установить разграничительную линию между колониальным населением, имеющим право на независимость, и национальными группами в состоявшихся государствах, не имеющими такого права.
Л. Брильмайер полагает, что территориальные права составляют важную часть претензии на отделение, и их значимость должна быть признана международным правом. По меньшей мере, два территориальных аргумента могут быть выдвинуты: связанный с предшествующим завоеванием государством, от которого желают отделиться; и связанный с предшествующим нарушением (wrongdoing) третьей стороны, состоящим в несправедливом соединении территорий (колониальный контекст). Кроме этого, необходимо учитывать ряд дополнительных факторов: как давно была нанесена историческая обида; каков ее характер; поддерживается ли претензия в активном состоянии; населена ли спорная территория членами доминирующей группы. Понимаемое таким образом самоопределение согласуется с принципом территориальной целостности.
6. Существует, тем не менее, целый ряд правовых аргументов, в силу которых идея общей воли не должна игнорироваться при определении содержания принципа самоопределения. Во-первых, в самом термине «принцип права наций на самоопределение» содержится четкое и недвусмысленное указание на нацию как субъект самоопределения — на нацию, а не на правительство, отдельную личность или национальное меньшинство. Во-вторых, рассмотрение принципа самоопределения, как принципа, связанного исключительно с идеями суверенитета и прав человека, в ситуации, когда эти идеи закреплены в самостоятельных принципах, противоречит принципу юридической экономии и более общей бритве Оккама. В-третьих, защитное условие Декларации 1970 г. является непосредственным выражением идеи общей воли. В-четвертых, поскольку идея общей воли отражена практически во всех национальных правопорядках, ее международно-правовой статус может быть определен как статус принципа права цивилизованных наций. В-пятых, будучи исключенной из содержания принципа самоопределения, идея общей воли оказывается исключенной из международного права в целом, поскольку никакой другой общей нормы, ее закрепляющей, нет; это, в свою очередь, ставит под вопрос целый ряд специальных норм, использующих данную идею в качестве своей онтологической основы (связанных с защитой национальных меньшинств, межпарламентским сотрудничеством, устойчивым развитием и пр.). В-шестых, использование данной идеи в качестве основы правого урегулирования в некоторых случаях приводило к позитивным результатам, и, наоборот, ее неиспользование в некоторых других случаях приводило к плачевным последствиям.
А. Карти пишет по этому поводу: «Принцип эффективности, связанный с порядком и безопасностью, полностью определяет систему и технику международного права. Однако доктрины несостоявшегося государства, опыт современной Африки и иные многочисленные острые и неразрешенные конфликты (Чечня, Кашмир, Палестина, Тибет и т.д.) свидетельствуют о том, что, хотя международное право и обеспечивает правовой ответ, оно делает это, опираясь на исторические правовые традиции, которые стали анахроничными и неполными».
Речь, конечно, не должна идти о том, чтобы сделать идею общей воли фундаментом международного права, — скорее она должна идти о том, чтобы определенно признать за ней нормативный статус и тем самым обеспечить ее учет при осуществлении международно-правовой квалификации, наряду с другими соображениями и нормами. Так, данная идея может использоваться при определении международно-правовых последствий государственного переворота, не поддержанного частью населения государства, или радикального изменения национальной и лингвистической политики государства: части государства, не поддержавшие переворот, могут рассматриваться как приобретшие право на отделение. Вполне возможно, идея общей воли может использоваться как тонкий инструмент, корректирующий действие принципа uti possidetis juris, опыт применения которого в ряде ситуаций нельзя признать удовлетворительным. Совершенно очевидно, что она должна влиять (и уже влияет) на признание и правопреемство. Наконец, данная идея может рассматриваться, как расширяющая действие принципа невмешательства за счет распространения его на ситуации, в которых иностранное государство вторгается в процесс формирования общей воли или пытается подорвать духовную общность народа (а не только препятствует действующему правительству реализовывать его решения). Этот последний случай должен быть рассмотрен отдельно.
7. Декларация о принципах международного права 1970 г. запрещает «применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства». Подчинение предполагает воздействие на волю; «волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию». Вмешательство в этой связи имеет место тогда, когда один субъект препятствует другому субъекту принимать решение (формировать волю) и/или реализовывать его (реализовывать волю). Применительно к международным отношениям можно выделить два варианта препятствования формированию воли: когда иностранное государство препятствует формированию воли правительства и когда оно препятствует формированию общей воли. Формирование общей воли представляет собой сложный политический процесс, участниками которого являются правительство, политические партии, религиозные организации и другие элементы политического организма (нации). Так же как и формирование воли человека, формирование общей воли представляет собой внутренний процесс, т. е. процесс, ограниченный пределами политического организма, из которого исключены внешние по отношению к этому организму субъекты и воздействия. Наличие внешних субъектов и их поведение, безусловно, учитываются внутренними субъектами, однако учет не означает инкорпорации — внешние факторы остаются динамическими источниками информации. Внутренние субъекты обладают монополией на взаимодействие с нацией, аналогией которой является естественная монополия человека на согласование действия своих органов. Вмешательство в процесс формирования общей воли представляет собой преодоление границ политического организма и проникновение в него. Такое проникновение имеет место, когда иностранное государство взаимодействует с одними элементами политического организма и создает помехи для функционирования других элементов (при этом взаимодействие с государством в целом, конечно, является правомерным, будучи взаимодействием двух автономных организмов). Такое проникновение представляет собой нарушение естественных законов функционирования политического организма, оно неизбежно влечет разбалансировку, разъединение, разобщение политического организма, отдаление его элементов друг от друга, и, в крайнем случае, — распад организма или атрофию его отдельных элементов. В этом состоит механистический эффект проникновения. Меняя характер взаимодействия элементов политического организма, такое проникновение неизбежно влияет на результаты взаимодействия, в том числе на принимаемые политические решения. В этом состоит интеллектуальный эффект проникновения. Таким образом, взаимодействие иностранного государства с отдельными элементами политического организма является неправомерным вмешательством; общая воля (ее формирование и реализация) не может подвергаться воздействию со стороны третьих государств, не причастных общему благу, образующему ее онтологическое основание. Любое вмешательство является не только вредным воздействием, но и проявлением отношения к государству, как к несостоявшемуся (failed) и несамодостаточному. Именно эта посылка в свое время обеспечивала колонизацию обитаемых территорий; установление режимов капитуляций; расширение жизненного пространства (Lebensraum); в настоящее время именно она обеспечила вмешательство во внутренние дела Югославии, Ирака, Ливии и Украины. Довольно часто внешнее воздействие на общую волю оправдывается ссылками на законные цели (например, связанные с защитой прав человека); в этом случае проблема квалификации может быть решена с использованием принципа пропорциональности. Принцип самоопределения является нормой jus cogens; в этой связи неправомерное воздействие третьих государств на общую волю может быть санкционировано другими третьими государствами. Вопрос о содержании и границах такого рода санкций, однако, остается открытым.
8. Защищенность процесса формирования общей воли означает его исключение из предмета международно-правового регулирования. Заключение Международного суда ООН по Косово от 22 июля 2010 г. подтверждает данное рассуждение. Суд отметил, что в XVIII, XIX и начале XX вв. было принято большое количество деклараций независимости; некоторые из них привели к образованию новых государств, другие — нет; практика государств не предоставляет свидетельств того, что декларации независимости рассматриваются как нарушение международного права; наоборот, из нее следует, что международное право не запрещает данные декларации. Логично предположить, что, если международное право не регулирует декларации независимости, являющиеся непрямым выражением общей воли, то оно не регулирует и референдумы, являющиеся прямым выражением данной воли.
Несмотря на то, что третьи государства не должны воздействовать на формирование общей воли, сам факт ее формирования и выражения представляет для них интерес, поскольку от его существования во многом зависит решение проблемы признания и проблемы определения внешней политики. Данный факт может быть констатирован, только если общая воля была сформирована и выражена с полным осознанием всех существенных обстоятельств и в отсутствие обмана или принуждения со стороны третьих лиц (т.е. если она соответствовала действительному интересу нации). В этом смысле выражение общей воли может рассматриваться как публично-правовая сделка, подпадающая под действие общих начал римского права. Установление факта выражения общей воли и ее беспорочности осуществляется при помощи доказательств. В этом контексте и должен рассматриваться вопрос о действии международных стандартов проведения референдумов, закрепленных в Рекомендации ПАСЕ 1704 (2005) «Референдумы: в направлении надлежащей практики в Европе» и в Кодексе надлежащей практики проведения референдума, принятом Венецианской комиссией в 2007 г. Данные стандарты, независимо от степени их обязательности, адресованы не столько нации, осуществляющей самоопределение, сколько третьим государствам, устанавливающим факт формирования и выражения общей воли. Перечисленные в них обстоятельства (мирный характер референдума; всеобщее, равное, свободное и тайное голосование; свобода средств массовой информации и нейтральность властей; международное наблюдение; исчерпание переговорных возможностей; разумный срок между датой назначения референдума и датой его проведения и др.) должны рассматриваться как убедительные доказательства беспорочности общей воли. Отсутствие некоторых из них, однако, не должно автоматически влечь вывод о порочности; такой вывод может быть сделан только на основе анализа конкретной ситуации и при наличии убедительных доказательств принуждения, обмана или ошибки.
Так, военное присутствие третьей стороны может рассматриваться как принуждение, только если оно сопровождалось воздействием на общую волю; в иных случаях (например, когда оно было направлено на защиту процесса свободного формирования общей воли) оно не должно дисквалифицировать референдум. Действительно, целый ряд референдумов о самоопределении проводился в условиях военного присутствия заинтересованной стороны: референдум в Пуэрто-Рико (2012 г.), референдум на Северных Марианских островах (1975 г.), референдумы на Ниуэ (1974 г.) и др. Аналогично нарушения свободы слова и собраний могут рассматриваться как обман, только если реализация данных свобод была необходима для определения позиции по вопросу, вынесенному на референдум. Вышеуказанные соображения, конечно, не исключают квалификацию военного присутствия как противоречащего праву международной безопасности, а нарушений свободы слова и собраний — как противоречащих праву прав человека.