Правовая природа - это «юридическая характеристика явления, выражающая его специфику, место и функции среди правовых явлений в соответствии с его социальной природой».
Осмысление правовой природы негосударственных пенсионных фондов является одной из актуальных задач, от решения которой зависит развитие регулирования данного правового института. В статье рассматриваются дискуссионные вопросы в отношении правовой природы негосударственных пенсионных фондов. Сделан вывод об отнесении негосударственных пенсионных фондов к комплексному институту, являющемуся предметом финансового права и права социального обеспечения.
Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, правовая природа НПФ, предмет финансового права, предмет права социального обеспечения, децентрализованные денежные фонды, пенсионное обеспечение.
ПАНКРАТОВ Дмитрий Владимирович
начальник отдела Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации
PANKRATOV Dmitriy Vladimirovich
Head of Department of Service for consumer protection and financial inclusion of the Central Bank of the Russian Federation
LEGAL NATURE OF NON-STATE PENSION FUNDS
The legal nature is a legal characteristic of a phenomenon expressing its specificity, place and functions among legal phenomena in accordance with its social nature [1, с. 227]. Understanding the legal nature of non-state pension funds is one of the urgent tasks on which the development of regulation of this legal institution depends. The article discusses controversial issues regarding the legal nature of non-state pension funds. It is concluded that non-state pension funds are classified as a complex institution, which is the subject of financial law and social security law.
Keywords: non-state pension funds, the legal nature of NPFs, the subject of financial law, the subject of social security law, decentralized monetary funds, pension provision.
Первый негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ) в России был создан в 1991 году[1], однако за 30 лет существования данного правового института не выработаны единые подходы к определению его правовой природы. При изучении научных трудов можно встретиться с весьма широким разнообразием подходов к рассмотрению существенных особенностей НПФ. Абстрагируясь от множества нюансов и обобщив взгляды разных авторов можно выделить два основных концептуальных подхода к определению правовой природы НПФ:
- НПФ является исключительно финансовой организацией, представляющей один из видов коллективного инвестирования, и как правовой институт относится к предмету финансового права,
- НПФ является финансово-социальной организацией, и как правовой институт является комплексным институтом законодательства, относящимся к предмету финансового права, права социального обеспечения, гражданского права и других отраслей права.
Рассмотрим подробнее указанные подходы.
Предметом финансового права являются «общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, для обеспечения бесперебойного осуществления их задач и функций для реализации общесоциальных потребностей» [2, с. 10-24]. В свою очередь, под финансовой деятельностью понимается «организационная деятельность уполномоченных органов и субъектов по образованию и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях эффективного функционирования государства и муниципальных образований и выполнения ими стоящих перед ними задач» [2, с. 10-24].
В науке выделяют два подхода к рассмотрению предмета финансового права:
- «узкий», основанный на традиционном подходе к предмету отрасли права и предусматривающий отнесение к предмету финансового права публичных финансов и публичной финансовой деятельности государства и муниципальных образований, то есть организационной деятельности государства и муниципальных образований по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов, непосредственно обеспечивающих их бесперебойное функционирование;
- «широкой», основанный на публичном интересе, охватывающем и частные финансы, то есть предусматривающий организационную деятельность государства и муниципальных образований по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных денежных фондов (государственных и частных в зависимости от субъекта, имеющего на них право собственности), способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований [3 ; 4].
В то же время критики «широкого» подхода указывают, что данное направление несет риски «размывания предмета отрасли финансового права, его последующей дефрагментации на отдельные комплексные отрасли законодательства», что характерно для англосаксонской системы права [4]. Подобное размывание предмета финансового права возвращает к дискуссии о самостоятельности отрасли финансового права, в результате чего отдельными учеными финансовое право рассматривается как совокупность институтов гражданского права [5]. Однако подобные взгляды на отрасль и предмет финансового права являются спорными по следующим основаниям.
Финансовые организации аккумулируют значительные объемы денежных средств. Например, по итогам 2020 года суммарный объем пенсионных накоплений, сформированных в НПФ в рамках обязательного пенсионного страхования (далее также - ОПС), составил 2,97 трлн рублей, а суммарный объем пенсионных резервов НПФ в рамках негосударственного пенсионного обеспечения (далее также - НПО) - 1,49 трлн рублей.
Необходимо учитывать, что финансовые организации, аккумулируя у себя подобные объемы денежных средств, осуществляют их инвестирование, что приводит к участию финансовых организаций в перераспределении финансовых потоков между разными секторами экономики или между разными группами людей, тем самым данные организации оказывают существенное влияние на функционирование всей финансовой системы.
Таким образом, в устойчивости финансовых организаций проявляются не только их собственные частные интересы и интересы их клиентов, но и большой общественный (публичный) интерес, поскольку стабильность функционирования финансовых организаций имеет существенное значение для экономики страны.
Наличие общественного (публичного) интереса в образовании, распределении и использовании децентрализованных денежных фондов требует организации тщательного регулирования деятельности финансовых организаций, что и отражено в действующем законодательстве. Например, применительно к НПФ нормативными актами установлены требования к величине и учету собственных средств НПФ, учету и порядку инвестирования пенсионных накоплений и пенсионных резервов, в том числе определены требования к составу и структуре активов, в которые могут инвестироваться пенсионные накопления и пенсионные резервы. Применительно к деятельности других финансовых организаций применяются схожие методы - на законодательном уровне определяются требования к составу и структуре активов[2], в которые могут размещаться денежные средства, находящиеся у финансовых организаций.
Приведенные доводы указывают, что финансовая деятельность финансовых организаций и складывающиеся в связи с этим правоотношения непосредственно относятся к предмету финансового права. Многообразие существующих в настоящее время видов финансовых организаций усложняет структуру финансового права, но ни в коем случае не влечет разделение данной отрасли права на отдельные комплексные отрасли законодательства, так как к регулированию деятельности финансовых организаций применяются единые методы и подходы, отличие составляют только процессуальные аспекты, связанные с особенностью каждого вида деятельности. В рассматриваемом случае не имеет существенного значения в государственной или частной собственности находятся децентрализованные денежные фонды, главным признаком выступает их размер и способность влиять на финансовую систему страны.
Стоит отметить, что в научных исследованиях [6, с. 3-23; 7, с. 14-36] и в правоприменительной практике[3], рассматривая финансовую природу НПФ, относят данные организации к одному из видов коллективного инвестирования. Однако подобный подход является спорным.
В российском законодательстве отсутствует раскрытие содержания терминов «коллективное инвестирование» и «субъекты коллективных инвестиций». Вместе с тем в науке определены признаки, характеризующие коллективное инвестирование. Например, Сафрай М.А. при исследовании сущности понятия института коллективного инвестирования выделил следующие его признаки:
- главная цель функционирования - инвестирование денежных средств физических и юридических лиц;
- привлечение денежных средств на добровольной основе;
- наличие специальной правоспособности, характеризуемой правом на осуществление деятельности исключительно по инвестированию денежных средств инвесторов;
Пример HTML-страницы - получение основной прибыли от сделок с финансовыми активами;
- распределение прибыли и убытков, полученных от инвестирования, между участниками коллективного инвестирования, что подразумевает принятие инвесторами риска получения убытка, а также отсутствие заранее оговоренных фиксированных выплат;
- объединение и обезличивание взносов многих лиц в едином денежном пуле и усреднение рисков инвестирования для участников коллективной инвестиционной схемы;
- инвестор, участвующий в коллективных инвестиционных схемах, осведомлен о направлении вложения собранных средств и имеет в связи с этим возможность выбрать ту схему (форму) инвестирования, которая в наибольшей степени соответствует его предпочтениям [6, с. 21-22].
С приведенными признаками коллективного инвестирования можно согласиться. Вместе с тем НПФ характеризуется иными признаками.
Предметом договоров, заключаемых с негосударственными пенсионными фондами (как в рамках ОПС, так и в рамках НПО), является пенсионное обеспечение физических лиц. Клиенты НПФ при заключении с данными организациями соответствующих договоров преследуют не инвестиционную цель, а цель защиты от риска ухудшения финансового положения физических лиц (застрахованных лиц в рамках ОПС и участников в рамках НПО) при наступлении пенсионных оснований. Выплачиваемые НПФ денежные средства направлены на компенсацию физическим лицам негативных последствий в виде утраты ими заработка при выходе на пенсию, в результате чего и создается защитный механизм.
Денежные средства, получаемые негосударственными пенсионными фондами в рамках договоров по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению, аккумулируются в специализированные фонды:
на основе средств, поступающих по договорам об обязательном пенсионном страховании, формируются «пенсионные накопления НПФ»,
на основе средств, поступающих по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, формируются «пенсионные резервы НПФ»[4].
Формирование и управление пенсионными накоплениями и пенсионными резервами осуществляется негосударственными пенсионными фондами не ради инвестиционной деятельности как таковой, а для сохранения своей финансовой устойчивости и платежеспособности по обязательствам
- «Издания Банка России» - «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/about_br/publ/onfinmarket/).
- Статья 18 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
перед своими клиентами в рамках ОПС и НПО. НПФ осуществляют инвестирование свободных денежных средств, чтобы за счет полученного дохода покрыть свои расходы на операционную деятельность, и сохранить сформированные пенсионные накопления и пенсионные резервы.
Анализируя правовую природу деятельности негосударственных пенсионных фондов необходимо отметить, что указанные признаки функционирования НПФ в науке выделяются в качестве признаков, характеризующих страхование [8, с. 18-21].
Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению схожа с деятельностью страховых организаций по пенсионному страхованию. Однако на законодательном уровне данные виды деятельности различаются, что требует выделения и рассмотрения признаков, на которых основывается данное разделение.
Страховые организации при осуществлении пенсионного страхования могут устанавливать определенные требования к состоянию здоровья застрахованного, его профессиональной деятельности, образу жизни, в том числе к увлечениям, а также возрастные ограничения, которые могут оказывать влияние на уровень риска, принимаемого страховой организацией. От указанных параметров будет зависеть согласие страховой организации на заключение соответствующего договора страхования, на возможность применения повышающих или понижающих коэффициентов к базовым тарифам, либо на порядок расчета и осуществления страховой выплаты. Кроме того, возраст, до которого застрахованному лицу необходимо дожить, чтобы страховая организация приступила к выполнению своих обязательств по осуществлению страховых выплат, устанавливается договором и не связан с пенсионным возрастом, установленным законодательством в качестве условия назначения необходимого вида пенсии.
Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что пенсионное страхование через страховые организации не обладает всеобщностью и не взаимосвязано с пенсионной системой страны. Таким образом, данный вид деятельности является исключительно финансовой услугой, как и иные виды добровольного страхования.
В свою очередь анализ пенсионных правил НПФ показывает, что данные организации не ставят возможность осуществления негосударственного пенсионного обеспечения в зависимость от обстоятельств, связанных с личностью вкладчика или участника, что указывает на всеобщий характер данного вида деятельности. Что касается возраста, с которого НПФ вправе назначать негосударственную пению, то порядок его определения установлен законодательством (статьей 10 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах») и он взаимосвязан с условиями назначения пенсионных выплат в рамках обязательного пенсионного страхования или государственного пенсионного обеспечения.
Приведенные обстоятельства указывают, что негосударственное пенсионное обеспечение является частью пенсионной системы страны и относится к социальному страхованию.
Что касается второго вида деятельности НПФ - в сфере обязательного пенсионного страхования, то данный вид деятельности также является элементом пенсионной системы и относится к социальному страхованию согласно Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Таким образом негосударственные пенсионные фонды являются социальным институтом, чья деятельность относится к предмету права социального обеспечения [9, с. 35]. Именно данное обстоятельство, указывающее на социальную значимость деятельности НПФ и предполагающее всеобщность и доступность их услуг, отличает НПФ от страховых организаций, осуществляющих пенсионное страхование.
Исходя из изложенного можно сделать вывод, что НПФ действительно является комплексным институтом законодательства, но относящимся только к предмету финансового права и права социального обеспечения. При этом необходимо отметить равнозначность статуса НПФ как финансового института и как социального института.