№ 1 (104) 2017г.
Фархутдинов И.З.
В статье, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности», рассматриваются проблемы превентивного военного удара со стороны Ирана против Израиля, и наоборот.
Превентивное нападение уже десятки лет является важнейшим элементом оборонной доктрины Израиля. США, как и Израиль, согласно своей доктрине о превентивной самообороне, готовы принимать меры в целях самообороны не только для предотвращения враждебных актов, но и когда они сталкиваются с «враждебными намерениями». Соединенные Штаты и Израиль являются основными противниками Ирана.
И Россия, и Иран являются независимыми центрами силы и безопасности в Сирии. Иран выступает долговременным партнёром России и естественным союзником в борьбе против «Исламского государства». Право государств на упреждающие действия в различных формах является обоснованным в рамках Устава ООН, однако данные рамки не могут быть жестко формализованы ввиду отсутствия единой объективной основы для квалификации действий государств. Превентивный удар не является и не должен быть единственным средством предотвращения войны.
Ключевые слова: Международное право, резолюция №2231СБ ООН, «Осирак», Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), израильская доктрина о превентивном ударе, иранская ядерная программа, опережающая самооборона, превентивный удар, «танкерная война», «Исламское государство».
FARKHUTDINOV Insur Zabirovich
Ph.D. in Law, leading researcher of the Institute of State and Law (sector of international legal studies) of the Russian Academy of Sciences
THE IRANIAN DOCTRINE OF PREVENTIVE SELF-DEFENCE AND INTERNATIONAL LAW
In this article, which was the eighth copyrighted material in a series of «Law of international security», discusses the problems of preventive military strike by Iran against Israel, and vice versa. A preventive attack for decades is an essential element of the defense doctrine of Israel. The US, like Israel, under the doctrine of preventive self-defence are ready to take action in self-defense for preventing hostile acts, but when faced with «hostile intentions». The United States and Israel are the main opponents of Iran. Both Russia and Iran are independent centers of power and security in Syria. Iran is a long-term partner and a natural ally in the fight against «Islamic state». The right of States to pre-emptive action in various forms is justified in the framework of the UN Charter, but this framework can not be strictly formalized due to the lack of a uniform objective basis for qualification of actions of the States. A preemptive strike is not and should not be the only means of preventing war.
Keywords: International law, resolution No. 2231 of the UN Security Council, «Osirak», Joint comprehensive plan of action (SVPD), Israil docktrine of preventive strike, Iranian nuclear program, anticipatory self-defence, preemptive strike, «Tanker war», «Islamic state».
1. Почем Дональд Трамп продает «иранофобию» по миру?
Сегодня стратегия США направлена на стравливание ключевых в евразийской геополитике игроков в Сирии - России и Ирана, а также последнего - с арабскими государствами и Турцией. Америка в последнее десятилетие, чтобы продвинуть иранофобию, продала в страны Персидского залива оружие и самолеты-истребители на миллиарды долларов. Усиление этой тенденции показывает, что западные державы стремятся бросить вызов безопасности Ирана. Исламская Республика Иран (ИРИ) является главным противником Саудовской Аравии вкупе с ее сателлитами в Персидском заливе, которая также претендует на роль регионального лидера. И очень показательно, что в последние годы монархии Персидского залива идут на поводу антииранской политики США. Это явно делается для будущей «разборки» с непокорным Ираном (кстати, саудиты и их союзники всячески поощряют, а то и финансируют террористические группировки, воюющие на стороне ИГИЛ).
Трамп и его администрация считают, что ядерное соглашение с Ираном 2015 г. не в интересах США. Пентагон резко настроен против ИРИ. Cудя по агрессивным заявлениям Дональда Трампа, США намерены ожесточить свое отношение к этой стране. Напомним, что в интервью телеканалу Fox News новый американский лидер заявил, что Иран не уважает США: «Это же террористическое государство номер один. Они повсюду рассылают деньги и оружие».
США однозначно будут разыгрывать иранскую карту против России, сознательно усиливая напряженность в отношениях между Тегераном и его единственным союзником против так называемого Исламского государства. Будем справедливы, при этом каждая из сторон будет стремиться использовать Тегеран в качестве своего доверенного лица для ослабления влияния друг друга в регионе. Однако, в прошлом Исламская республика Иран никак не выказывала намерения стать чьим- либо сателлитом, и она будет придерживаться этой позиции и в будущем. Это аксиома, с которой нельзя не считаться.
Козырной картой в руках Трампа являются также напряженные отношения правительств Башара Асада и Эджепа Эрдогана. Соединенные Штаты давно уже не исключают возможность принятия превентивных мер для отражения достаточной угрозы своей национальной безопасности.
Общими усилиями необходимо вернуть прежний авторитет ООН. А это невозможно без реализации принципа неприменения силы или угрозы силой. Международное право является остро необходимым для нормального функционирования международной системы.
Новое американское руководство дает понять, что Иран может стать плацдармом, как Ирак в 2003 г., для нового превентивного удара. Крупная региональная держава бросает вызов интересам США и Израиля на Ближнем Востоке. Многие склонны считать, что военный конфликт с Ираном вполне возможен. Весьма жесткой риторики в отношении Ирана придерживается и новый глава Пентагона Джеймс Мэттис. Занимая пост главы Центрального командования США, он проводил мониторинг активности Ирана в Персидском заливе. Генерал открыто выражал свое неприятие ядерного соглашения США с Ираном, считая, что эта страна будет использовать облегчение санкционного режима для дальнейших ядерных разработок.
Учитывая масштабы и объем этих угроз, которые являются важным показателем в оборонной доктрине страны, можно утверждать, что повышение оборонной мощи и сдерживающих сил в оборонной системе ИРИ в настоящее время стало стратегическим принципом. Иран никогда не был зачинщиком войны, но практика показывает, что на арене противостояния угрозам и в реагировании на агрессию он имеет потенциал военной мощи, чтобы защитить себя перед врагом. Иран пересмотрел свое понимание организации безопасности страны после превентивного военного вторжения США, опираясь на новую доктрину о превентивной самообороне, в Афганистан в 2001 г. и Ирак в 2003 г.
Основным элементом содержания критерия необходимости опережающей (превентивной)самообороны является исчерпание мирных средств для разрешения конфликта. При такой постановке вопроса допускается методологическая ошибка, а именно, предположение, что вооруженная самооборона создает спор. Самооборона представляет собой с точки зрения международного права форму санкционного принуждения в ответ на уже совершенное вооруженное нападение.
Известно, что администрация Буша-младшего всерьез рассматривала нанесение неядерного удара по ядерным объектам Ирана. Впоследствии один из бывших «ястребов» администрации Буша, посол США в ООН Джон Болтон говорил, что такой вариант поддерживался американскими союзниками в Персидском заливе, а также Израилем: «Если вы поговорите с саудитами или представителями других монархий Персидского залива, вы поймете, что они не хотят, чтобы у Ирана было ядерное оружие, так же, как этого не хочет Израиль».
«Международное сообщество слишком терпимо к плохому поведению Ирана. Администрация Трампа больше не потерпит провокации Ирана, которые угрожают нашим интересам», - заявил Майкл Флинн, скандально отправленный с должности советника президента США по национальной безопасности. Свое заявление генерал сделал сразу после того, как в Иране было проведено испытание баллистических ракет, которые, как заявляет иранская сторона, создаются лишь для защиты от возможного нападения. В США опасаются, что ракеты могут быть использованы против Израиля. Флинн давно точит зуб на Иран. В своей книге «Поле битвы», которую он опубликовал в отставке, Флинн называет иранский режим образчиком «клерикального фашизма» и заявляет, что Иран оказывает поддержку «Аль-Каиде». Однако многие эксперты считают, что Иран - враг этой террористической группировки. О намерении Трампа изменить параметры ядерного соглашения с Ираном заявил и его советник по внешней политике Валид Фарес. В настоящее время Соединенные Штаты являются основным врагом иранского режима.
По утверждению руководства Ирана, ядерная программа страны преследует исключительно мирные цели и направлена на диверсификацию энергетических источников с учетом расширяющихся потребностей иранской экономики в новых мощностях. Кроме того, иранская ядерная программа, рассматриваемая государством и обществом в качестве общенационального проекта, призвана стимулировать сокращение нефтяной зависимости в структуре энергопотребления, а также создать условия для экспорта в обозримой перспективе ядерного топлива в другие страны.
В настоящее время Иран с точки зрения военной доктрины находится в позиции, которая в региональных уравнениях безопасности и в поддержании стабильности и безопасности, является важным противовесом. В крупном плане относительно военного потенциала Ирана, можно сказать, что Исламская Республика Иран соответственно окружающим ее угрозам имеет значительный потенциал, и с точки зрения военной мощи в состоянии поддерживать уравнения региональной безопасности и стабильности и быть важным противовесом перед коллективной угрозой.
Сегодня есть опасения, что США при Трампе могут попытаться расторгнуть ядерную сделку с Ираном, хотя сделать это будет непросто. Каковы перспективы одностороннего выхода Америки из ядерной сделки с Ираном? Разрыва сделки по иранской ядерной программе, скорее всего, не последует, «разрыв - это, пожалуй, слишком сильное слово. Трамп возьмет это соглашение, пересмотрит его, направит в конгресс, потребует от иранцев вернуть некоторые пункты или изменить их, и это будет обсуждаться», - отметил В. Фарес. Так или иначе, по словам советника, администрация Трампа в нынешнем виде иранское соглашение 2015 года не примет.
В Пентагоне давно раздражены тем, что Россия является международным гарантом урегулирования конфликта в Сирии, а Иран - региональным гарантом. При этом Иран, несмотря на его внешнюю враждебность США, иногда рассматривался Вашингтоном в качестве барьера для любой перспективной российской угрозы американским интересам на Ближнем Востоке. Таковы невидимые нити тайной дипломатии.
Против хаоса, который США сеют на Ближнем Востоке, да и по всему миру, стоит Сирия, благодаря прямой военной поддержке России и Ирана. Способность России защитить сирийский режим не означает, что она в одиночку способна победить в этом противостоянии. Чтобы защитить свои достижения в Сирии, Москве необходимо укрепить свое присутствие в Ираке и Ливане, а это требует согласованных действий не только с Ираном, но и США. Присутствие военных советников в Ираке и помощь Ирана в борьбе против так называемого
Исламского государства в Сирии и готовность Ирана эффективно бороться с ИГ требуют интегрированного военного сотрудничества не только с Россией,но и Америкой.
Ситуацию на Ближнем Востоке осложняет то, что «Хамас» («Исламское движение сопротивления» - палестинская политическая партия, правящая в секторе Газа (с июля 2007 года) нуждается в Иране, чтобы преследовать свою цель уничтожения Израиля, в то время как Иран нуждается в нем, чтобы расширить свою сферу влияния. В последнее время Иран вроде поставляет «Хамас» оружие. «Это дает право Израилю, по мнению некоторых известных юристов-международников, атаковать его ядерные реакторы». Та же озабоченность, что Иран вооружит своих террористических вассалов «грязными бомбами», возникает из отношений Ирана с Хезбалла, хотя такая вероятность спорна. За Израилем стоят США.
Согласно докладу Государственного департамента США, «... в 2014 году государственное спонсирование Ираном терроризма по всему миру оставалось на прежнем уровне. Это спонсирование осуществляется через Корпус стражей исламской революции, Министерство безопасности Ирана и союзника Тегерана - организацию Хезболла - остающуюся серьезной угрозой для стабильности Ливана и всего региона». Хезболла является военизированной ливанской шиитской организацией и политической партией, выступающей за создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана.
Парадоксально, но факт - усилению Ирана косвенно помогла сама администрация Буша-младшего. Вторгнувшись в Ирак в 2003 году, используя выдуманный факт о наличии оружия массового уничтожения и свергнув злейшего врага Ирана Саддама Хусейна, США сами способствовали превращению Ирана в одного из сильнейших региональных игроков.
Многие аналитики растущее присутствие Америки на большом Ближнем Востоке и вокруг Ирана и противостояние Америки с Ираном расценивают как будущую военную проблему. При таких обстоятельствах некоторые наблюдатели считают, что военная доктрина Ирана в дополнение к оборонной мощи придерживается принципа наступательного сдерживания.
17 января 2016 года «уходящая» администрация президента США Барака Обамы наложила новые санкции на иранских физических и юридических лиц, участвующих в ракетной программе, и приняла решение о продлении антииранских санкций ещё на год. Причём Палата представителей Конгресса США приняла законопроект о запрете продажи даже пассажирских самолётов Ирану. Понятно, что закладывается серьёзная политическая «бомба» под Венские соглашения по иранской ядерной программе. И основная часть иранских заявлений, звучавших после этого, конечно, связана с ирано-американскими отношениями, как и с отношениями с Западом в целом - ведь Тегеран прекрасно знает, что никто на Западе не сумеет преодолеть американские запреты или же, вообще, оспорить компетентность США по вопросу о взаимоотношениях с Ираном.
Наносить превентивные ядерные удары по противнику, который применяет или только замышляет применение оружия массового уничтожения (ОМУ), разрешит, думается, новая редакция ядерной доктрины США. Некоторые государства ссылались на право упреждающей или даже превентивной самообороны до наступления вооруженного нападения[7]. Хотя статья 51 Устава ООН не предусматривает упреждающую самооборону как таковую, практика некоторых стран свидетельствует о том, что согласно международному обычному праву, государство под угрозой неизбежного вооруженного нападения может иметь право принять соответствующие упреждающие меры по отражению такой угрозы. Эти меры остаются при условии соблюдения принципов необходимости и пропорциональности.
В противовес новым санкциям Тегеран мог бы привести свою угрозу в действие и выйти из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД или «иранское соглашение») от 2015 года, но пока Иран просто увеличил количество запусков и испытаний ракет.
Санкции и заявления нового президента США действительно представляют собой резкий контраст с действиями в отношении Ирана со стороны администрации Обамы. После долгих переговоров с Тегераном, которые вела администрация Обамы по иранской ядерной программе, руководство страны согласилось, чтобы она была заморожена, а также пошло на сближение в вопросе обеспечения ее мониторинга со стороны МАГАТЭ. В ответ США сняли с Ирана большую часть санкций. В частности, стране была разрешена торговля, а также поставка в эту страну американских гражданских самолетов.
Дипломатических отношений между США и Ираном нет - они были разорваны в 1979 году после того, как вскоре после исламской революции радикалы захватили посольство США. Но все же в период первого срока Обамы между Ираном и США существовало ограниченное сотрудничество. В одном из писем советника Обамы по борьбе с терроризмом Джона Бреннана говорилось о необходимости снизить жесткий тон в отношении Ирана, а также начать с ним «прямой диалог». Этого нельзя исключить и сегодня.
Конфликт с Ираном может вспыхнуть внезапно в результате случайного или намеренного инцидента в Персидском заливе между иранским и иностранными кораблями. США также могут использовать и нападение проиранских повстанцев хуситов на саудовское судно вблизи берегов Йемена как повод для атаки не только на их позиции, но и как предупреждение ВМФ Ирана. Подобный сценарий может перерасти во «Вторую танкерную войну», как это было во время ирано-иракской кампании в 1980-е гг.
Вспомним, как в 1980 г. началась бессмысленная война между Ираком и Ираном. По продолжительности, задействованным ресурсам и человеческим жертвам ирано-иракская война («Первая война» в Персидском заливе) является одним из крупнейших военных конфликтов после Второй мировой войны. Потери с обеих стороны были огромными. По разным оценкам, они составили от полумиллиона до миллиона жертв.
Сегодня опасность повторения такого сценария велика, поэтому вкратце остановимся на так называемой «танкерной войне». С весны 1984 г. иракская авиация приступила к нанесению ударов по танкерам с иранской нефтью, следовавшим через Персидский залив. К октябрю 1984 г. было атаковано 40 танкеров. Авиация Ирана также начала наносить удары по танкерам, перевозившим нефть из Кувейта и Саудовской Аравии. Так возникла «танкерная война», в которую были втянуты ВВС и ВМС не только Ирана и Ирака, но и других стран. Война на море привела к уничтожению нефтяных танкеров, в том числе и принадлежавших иностранным государствам. В ходе «танкерной войны» (1984-1987) каждые 3 дня поступали сообщения об очередной жертве. Всего же была зарегистрирована 451 атака, из которых 283 приходились на иракские ВМС и ВВС, остальные 168 - на иранские. Наиболее часто под удары попадали танкеры. Это побудило мировые державы сделать все, чтобы остановить конфликт.
Страны НАТО поддерживали Саддама Хусейна, воспринимая его как меньшее из двух зол и как средство сдерживания исламской революции. Запад заигрывал с Хусейном, предлагая ему роль лидера арабских стран. Участие в вооружении Ирака принимали все страны запада, в том числе и США. Одним из активных поставщиков накануне и в ходе войны был Советский Союз.
США в июле 1987 года ввели военный флот в Персидский залив, чтобы сопровождать свои танкеры. Это привело к столкновениям с иранцами. Страшной трагедией стала катастрофа пассажирского самолета A300 - иранского лайнера, летевшего из Тегерана в Дубай. Он был сбит над Персидским заливом в результате обстрела ракетным крейсером ВМС США. Западные политики заявили, что это была трагическая случайность, так как самолет якобы приняли за иранский истребитель. Американцы атаковали две нефтяные платформы Ирана, которые использовались как площадки для атак на нейтральные суда. Был задействован корпус морской пехоты, авианосец, 4 эсминца и т.д.
Уроки «танкерной войны» всесторонне проанализированы военными специалистами. Ирано-иракская война доказала уязвимость танкерного маршрута в Персидском заливе. Военно-морское присутствие третьих стран в Персидском заливе является одним из основных стратегических угроз, и любое ограничение свободы морского движения ИРИ в Персидском заливе Ирана считает угрозой для своего экономического благополучия.
В условиях зигзагообразно начавшегося правления Дональда Трампа повторение подобного сценария гораздо выше. В регионе сейчас вполне возможно определенное столкновение «больших амбиций». Если в свое время Иран начал вооружаться по двум причинам: во-первых, из-за наличия де-факто ядерного оружия у Израиля, во-вторых, из-за демонстрации готовности Запада запускать в Иране «цветные» сценарии, то сейчас причины иные. Кстати, победу Трампа многие объясняют и «израильским следом», однако эксперты сомневаются в том, что США в данном вопросе будут ориентироваться исключительно на израильские интересы. Пора бы уже опомниться.
Между тем, в Национальной военной стратегии США, которую Пентагон опубликовал 1 июля 2015 г., стратегическая сущность осталась той же, что и раньше. Но в ней выделены четыре основные страны, несущие угрозу международному порядку: Россия, Иран, Китай и Северная Корея. Иран в новой доктрине обвиняется в том, что продолжает вести работы по созданию ядерного оружия. Он, конечно, отрицает это, но данные американской разведки говорят об обратном. Также Иран обвиняется в финансовой поддержке международного терроризма на Ближнем Востоке. Сказано прямо: «Действия Тегерана дестабилизируют регион». В этом не только ключевом официальном документе для исполнения в вооруженных силах и государственных структурах США, но и доктрине, предъявленной всему миру, введено понятие «ревизионистских государств». Под «ревизионизмом» понимается стремление государств сменить на более высокий свой текущий статус в мировом порядке. Потому вместе с ростом мирового терроризма именно ревизионистские тенденции увеличивают «глобальный беспорядок» в понимании Соединенных Штатов, напрямую угрожают их мировой гегемонии и национальным интересам, ослабляют военный потенциал США в разных регионах мира. В общем, Америка,страна №1, всем велела «не вякать».
Россия официально объявлена для США противником номер один. Наша страна напрямую обвинена в стремлении вернуть прежний державный, имперский статус: в попытке «пересмотреть ключевые аспекты международного порядка» и, таким образом, в действиях, угрожающих интересам национальной безопасности США. Под «прикрытием» НАТО США стали диктаторами и монополистами в вопросах применения военной силы в различных точках мира9.Трамп, судя по всему, намерен ужесточить свою позицию.
Дальнейшее сближение Китая и России - это неизбежный результат стратегического давления США, а также выбор, которые стороны сделали в целях собственного выживания. В противовес комплексной силе западных стран, Китай и Россия по отдельности значительно отстают от США, и лишь только вместе обладают мощной силой. Взаимодействие между Китаем и Россией не только будет способствовать продвижению безопасности и развитию двух государств, но и может привлечь внимание других стран на территории Евразии, в том числе Ирана и Пакистана, чтобы нарушить стратегические планы США в Евразии.
По мнению Трампа, Иран также бросает стратегический вызов мировому сообществу. Он ведет работу по созданию ядерного оружия и средств его доставки, несмотря на многочисленные резолюции Совета Безопасности ООН с требованием прекратить такие усилия. Иран, по словам Трампа, - это государственный спонсор терроризма, подрывающий стабильность во многих странах, включая Израиль, Ливан, Ирак, Сирию и Йемен. Иран своими действиями, повторимся, дестабилизирует регион, принося страдания бесчисленному множеству людей, и лишает собственный народ надежд на благополучное будущее.
Это можно расценивать как не изменение геополитики США по отношению к России, а скорее как ее предельное обнажение на новом этапе, для чего достаточно посмотреть текст публикации Колумбийским университетом недавно рассекреченной директивы Совета национальной безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 г. «Цели США в отношении России». К сожалению, история повторяется.
В условиях начавшегося в 2014 году нового резкого противостояния между Западом и Востоком в результате государственного переворота в Киеве, совершенного официальным Вашингтоном, нескончаемых экономических санкций, военного противостояния в Сирии, происходит разлад устоявшейся десятилетиями после учреждения ООН международно-нормативной системы.
Игнорирование принципа неприменения силы или угрозы силой преследует цель подменить основные принципы международного права, на котором с момента учреждения ООН в 1945 году зиждется вся международная система обеспечения мира и безопасности. Но США стремятся создать монополярный мир вопреки основным принципам международного права.
Неужели действительно отношения России и США скатились к низшей точке и «тотальной, обвальной деградации» со времён холодной войны?
-
Россия и Иран: братья навеки?
Особое географическое положение Ирана заключается в том, что он имеет не менее чем пятнадцать непосредственных соседних государств разноформатного плана, что является фактором, усугубляющим положение страны с многовековой цивилизацией. Многочисленные угрозы извне вкупе с этим усугубляют склонность ощущать неуверенность - речь идет о ментальности иранского народа.
Существуют ли между Россией и Ираном определенные противоречия? Да, существуют. Они не могут не существовать по той простой причине, что национальные интересы этих государств по своей природе не могут быть идентичными. Отношения соседей всегда непростые. Особенно, если эти соседи - государства. Но, правда и то, что отношения России и Ирана являются сегодня одной из важных составляющих евразийской стабильности.
И Москва, и Тегеран активным образом борются против выкормленного американцами «Исламского государства», невиданная доселе экспансия которого угрожает жизненно важным интересам обеих сторон. Во многом совпадают точки зрения и подходы наших стран к основным международным и региональным проблемам. Более того, Россия и Иран - соседи, нас разъединяет только Каспийское море, ранее мы имели общую границу на суше. У нас огромное количество общих интересов в сфере безопасности в регионе Ближнего и Среднего Востока, в целом, в мире. И Россия, и Иран являются независимыми центрами силы и стабильности в Евразии.
Вашингтону, разумеется, не нравится суверенная и независимая политика двух государств. Американская внешнеполитическая схема рассматривается сегодня как попытка использовать свое военное, политическое и экономическое влияние, чтобы заставить другие страны понизить свои отношения с Ираном и окружить Иран враждебными режимами в Турции, мусульманских странах Центральной Азии, Афганистане, Пакистане, Саудовской Аравии, Ираке. И с их помощью свергнуть исламский режим в Иране, и установить светский проамериканский режим в Тегеране.
У наших стран накоплен ценный большой опыт в двусторонней дипломатии, политике и экономике, нашим связям почти 500 лет, хотя отношения русских и персов на протяжении веков были весьма непростыми. У Ирана сегодня свои интересы, и именно их совпадение с интересами России приводит к развитию отношений. Чтобы понимать действия или сомнения иранцев (персов), надо знать историю. Знание предыстории современных взаимоотношений поможет понять всю сложность международных отношений двух соседних стран в каждом конкретном случае. Напомним несколько важных исторических фактов, которые по-разному трактуются как в Иране, так и в России.
11 февраля 1829 года возбужденная толпа персов-фанати- ков разгромила Русскую миссию в Тегеране. 37 сотрудников дипломатического корпуса были зверски убиты - чудом, говорят, уберегся только один человек. В Иране широко бытует версия, что 34-летний посол Александр Грибоедов был убит из-за того, что, будучи большим шалуном, оставил в посольстве на ночь двух жен иранского Шаха, что по исламским воззрениям являлось ужасным кощунством. Противниками правителя был распространен слух о том, что жен шаха (женщин из его гарема - что одно и то же по местным обычаям) обесчестил российский посол. Весть об этом мгновенно облетает столицу Персии, и это стало своего рода детонатором. К посольству сбегаются толпы разгневанных мусульман...
В годы Гражданской войны в России в ночь на 3 ноября 1918 года была разгромлена советская дипломатическая миссия в Персии, а первый полпред Советской России в Персии И.О. Коломийцев был убит на иранской территории в 1919 году.
В ходе Второй мировой войны с 25 августа по 17 сентября 1941 года проводилась совместная оккупация СССР и Великобританией территории Ирана. Целью операции являлось обеспечение гарантированной безопасности южного маршрута поставок СССР по ленд-лизу, взятие под контроль иранских нефтяных месторождений с целью предотвращения их захвата Германией, а также исключение возможности выступления Ирана на стороне стран гитлеровской Оси. Кроме того, ввод войск на территорию Ирана должен был парировать возможную агрессию со стороны Турции, создавая фланговую угрозу для турецких войск.
Влияние Германии в Иране было огромным. После прихода к власти в результате свержения законного правителя в 1921 году Реза Пехлеви страна стала называться Ираном - до этого он, как известно, много столетий назывался Персией. Широко распространена версия о том, что к переименованию государства шаха склонили немцы, ведь название «Иран» происходит от авестийского «Airyana - страна ариев».
Трижды Пехлеви дал отказ просьбе СССР выдворить из Ирана граждан Германии. Юридически Советский Союз имел право на ввод войск на территорию южного соседа, это было предусмотрено условиями Договора между СССР и Персией (с 1935 года - Иран) от 26 февраля 1921 года. В шестой статье договора говорилось, что Россия может вводить свои войска в Иран в том случае, если «со стороны третьих стран будут иметь попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватническую политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России». Кроме того, Договор о гарантии и нейтралитете между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном (Персией), заключенный 1 октября 1927 г. обязывал обе страны не участвовать в соглашениях против безопасности друг друга. Между прочим, данный международно-правовой акт действовал вплоть до Исламской революции в Иране.
Операция не была бескровной - в первые дни отмечались бои с иранскими войсками, хотя не слишком ожесточенные. Уровень потерь был невысок - 64 убитых и раненых британцев, около 50 погибших и около 1000 раненых советских солдат, около 1000 погибших иранцев. Войска Великобритании оккупировали южный Иран до 1946 года.
Обида иранцев на СССР за оккупацию до сих пор в той или иной мере сохранилась. В 2010 году президент Ирана Ахмадинежад заявил: «Вы нанесли огромный урон иранцам, возложив на их плечи тяжелую ношу, и стали победителями во Второй мировой войне. Вы даже ничем не поделились после войны. Если я скажу сегодня, что мы хотим полноценной компенсации, знайте, что мы пойдем до конца и получим ее». Впрочем, в 2013 году его сменил Хасан Роухани. Действующий президент пока подобных требований не выдвигал.
Ради справедливости заметим, что сегодня некоторые в Тегеране недовольны тем, что Россия, вторгшись в Сирию 30 сентября 2015 года, сразу стала претендовать на ведущую роль в урегулировании конфликта. Командующий Корпусом стражей исламской революции Мухаммед Али Джафари заявил: «Россия пришла в Сирию в поиске своих интересов, поэтому она была вынуждена там остаться. Она не ставила своей целью обеспечение сохранности власти в руках Асада, в отличие от нас». Это заявление явно говорит о том, что существует конфликт интересов между Ираном и Россией, особенно в отношении конечных целей, поставленных каждой из сторон, несмотря на близкую схожесть позиций по Сирии.
После смерти в 1989 году лидера исламской революции аятоллы Хомейни и либерализации политического курса СССР сложились хорошие перспективы для двусторонних отношений. Но, к сожалению, в последние чуть более четверть века нормальные партнерские отношения между Россией и Ираном, несмотря на огромные перспективы, так и не приобрели стабильный характер.
Тогда находящийся под санкциями Запада Иран был заинтересован в российском оружии и технологиях. В 1989 году было заключено масштабное соглашение по поставкам в Иран советской боевой техники. Только начались взаимовыгодные поставки - распался СССР, главой МИД стал целиком ориентированный на запад Андрей Козырев, который донельзя сузил взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество. После его отставки в 1994 году отношения начали как-то оживать, но в 1995 году обеспокоенные масштабом поставок российской боевой техники в Иран США навязали Москве соглашение Гор-Черномырдин, согласно которому обещали открыть для России мировые рынки вооружений в обмен на прекращение военного сотрудничества с нашим перспективным партнером. Россия под нажимом США отказалась поставлять Ирану высокотехнологичную продукцию «двойного назначения», что, конечно, не могло не охладить двусторонние отношения.
К 1999 году стало понятно, что Россия нужна Западу только как плацдарм сбыта своих товаров и не может быть и речи о равных партнерских отношениях. В новых условиях Москва возобновила сотрудничество с Тегераном. Его пиком стало соглашение о поставках новейшего зенитно-ракетного комплекса С-300, который был создан специально для Ирана и уже отправлен туда по Волге.
Однако неожиданный визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву в 2010 году и его встреча с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым завершилась срывом сделки и разворотом баржи с ракетами восвояси (!!!). Такой обиды от своего стратегического партнера, для которого Израиль оказался как бы милее, иранцы стерпеть не могли. Поэтому и теперь в Иране целый ряд политиков крайне скептически относится к потенциальному союзничеству с Россией даже по такому важнейшему вопросу, как Сирия. Срыв российско-иранского соглашения осенью прошлого года о совместном использовании аэродрома Хамадан наверняка дело рук этой группы местной элиты.
Вот факты, которые сами говорят за себя:
1 июня 2010 года - президент России Д.А. Медведев призвал США определиться по вопросу о вступлении РФ в ВТО: «России нужна ВТО, но и ВТО нужна Россия»;
9 июня 2010 года - Совет Безопасности ООН ввел новые санкции в отношении Ирана, причем, за данные санкции проголосовала и Россия;
20 июня 2010 года - МИД России назвал «неприемлемыми» санкции, введённые против Ирана в одностороннем порядке США и Евросоюзом;
23-24 июня 2010 года - президент России Д.А. Медведев, находясь с официальным визитом в США, договорился «об усилении санкций в отношении Северной Кореи и Ирана».
26-27 июня 2010 года - состоялся саммит Большой восьмерки (G8). Главной темой форума стала глобальная безопасность. Лидеры «восьмерки» в итоговом коммюнике осудили политику Ирана и КНДР, выступили с инициативами по борьбе с пиратством и терроризмом;
12 июля 2010 года - президент Д.А. Медведев выступил с проникновенной речью в здании МИД России на совещании послов и постоянных представителей России за рубежом. Он назвал ЕС и США ключевыми партнерами Москвы. Сегодня трудно отрицать, что глава государства презентовал официально новую прозападную внешнеполитическую доктрину России;
6 сентября 2010 года - министр обороны России А. Сердюков и израильский министр обороны Э. Барак подписали соглашение о военном сотрудничестве между Россией и Израилем. В этом соглашении есть пункт об обмене разведывательной информацией;
17 сентября 2010 года - министр обороны РФ А. Сердюков объявил, что Россия может впервые закупить военные технологии у США;
22 сентября 2010 года - Указ Президента РФ «О мерах по выполнению резолюции 1929 года» от 9 июня 2010 года. В указе говорится, что поставки Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300 противоречат резолюции Совета Безопасности ООН. Документ запрещает транзитное перемещение через территорию России (в том числе воздушным транспортом), вывоз с территории России в Иран, а также передачу Ирану вне пределов России с использованием морских и воздушных судов под Государственным флагом России любой боевой техники. Кроме того, президентский указ запретил въезд на территорию России иранцам, связанным с ядерной программой Тегерана.
Вот что происходило в очень короткий период с 1 июня по 22 сентября 2010 года вокруг Ирана. Может ли такое повториться теперь?
Отметим, что действия высших российских властей не были поддержаны широким кругом мыслящих людей. Известный журналист В. Третьяков заявил: «Прежде всего, выскажусь по поводу актуальнейшей темы последних дней - окончательному отказу России выполнить сделку с Ираном о продаже ему комплексов С-300 и С-400. Решение, на мой взгляд, неправильное, противоречащее интересам России (в том числе, интересам безопасности), повышающее вероятность нападения на Иран (и соответствующего ответа) и принятое под давлением США (видимо, в обмен на ратификацию СНВ-3). Кстати, это подтверждается и тем, что не последовало внятного объяснения этого решения. Исключительно ссылки на резолюцию СБ ООН».
В последнее время в западных странах усиленно ищут малейший намек на противоречия Ирана и России. Как только утихнет война в Сирии, Москва и Тегеран, мол, будут конкурировать за политическое и экономическое влияние в регионе. ИРИ будет конкурировать с Россией в газовой отрасли. Иран уже хочет осуществлять экспорт в Европу, где давно доминирует Россия. Кроме того, Иран в течение многих лет надеется построить газопровод через Сирию к Средиземному морю, в то время как европейские страны пытаются заблокировать этот проект.
Россия и Иран действительно сегодня являются конкурентами на рынке газа Турции, которая для Ирана сегодня является основным внешним рынком сбыта газа (по итогам 2015 года объем поставок газа из Ирана в Турцию составил меньше 8 млрд куб м газа), но к 2020 году он также имеет неплохие возможности по организации поставок существенных объемов газа и в другие близлежащие страны. В дальнейшем их позиции будут определяться целым рядом политических и рыночных факторов, но хватает ниш и для взаимовыгодного партнерства b в этой сфере.
Владимир Путин называет Иран «долговременным партнёром России», а министр иностранных дел Сергей Лавров - «естественным союзником в борьбе против Исламского государства», что явно означает не только демонстрацию намерений. Таким образом, Россия видит в Иране одну из основных сил в борьбе с ИГ (запрещена в России), также наш интерес в поддержке Ирана заключается в его положительной для нас роли в Афганистане, где местные талибы присягнули ИГ. При возможном драматическом обороте событий действия Ирана в Афганистане могут отвлечь исламистов от их экспансии в Среднюю Азию, в подбрюшье России.
В 2015 году Россия и Иран заявили о необходимости создания новой коалиции для борьбы с «Исламским государством», которая стала бы альтернативой западной коалиции, не достигшей своими многомесячными бомбардировками объявленных целей в уничтожения этой крупнейшей террористической организации. Иран к тому времени уже в течение нескольких лет предоставлял Сирии финансовую, военную и иные виды помощи, участвуя даже в наземных операциях против исламистов силами спецподразделений Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). В октябре 2015 года официально было объявлено о создании в Багдаде координационного центра по борьбе с терроризмом в Сирии, основными участниками которого были Москва и Тегеран. Центр должен был служить аналогом иорданского МОС - располагающегося в Аммане центра военного планирования операций оппозиции юга Сирии, в котором участвуют офицеры США, Великобритании, Франции и стран Персидского залива. К сожалению, роль российско-иранского координационного центра оказалась чрезвычайно невелика - координация боевых действий проходила в самой Сирии и лишь на тактическом уровне. В стратегическом видении будущего Сирии между союзниками по-прежнему существовали разногласия.
Россия с момента своего вступления в конфликт использовала лишь воздушное пространство Ирана для пролета военных и транспортных самолетов (в обход Турции), а также для крылатых ракет «Калибр», которые запускались с кораблей Каспийской флотилии. Почему с самого начала не были оговорены вопросы возможности использования иранской инфраструктуры для нанесения эффективных авиаударов по позициям боевиков? Россия не обращалась к иранской стороне о предоставлении воздушного пространства?
С 2015 года российские стратегические бомбардировщики Ту-22 взлетали только с российских аэродромов (Моздок), что чрезвычайно снижало их эффективность из-за необходимости загрузки полных баков топлива и, соответственно, только половинного боезапаса. Из Ирана им было бы лететь гораздо ближе.
В общем, тогда Россия не проявила должной настойчивости. Потому что испугалась, как обычно, жесткой реакции США и Израиля? Возможно, и Иран поддался внешнему нажиму или не посчитал нужным предложить свои аэродромы, опасаясь чрезмерного усиления Москвы на сирийском направлении. Договоренность с Ираном о совместном использовании базы в Хамадане появилось благодаря катастрофической ситуации под Алеппо, которая сложилась в начале августа 2016 года. Боевики движения «Джейш аль-Фатах аш-Шам» (бывшей «Джебхат ан-Нусры», запрещенной в России организации, - прим. ред.) и их союзников прорвали фронт сирийской армии в районе военных академий к югу от Алеппо и ликвидировали установленную в июле блокаду восточных районов.
Снабжение города оказалось под угрозой. Занимавшие позиции севернее прорыва иранские добровольческие формирования и отряды ливанского движения «Хезболла» несли большие потери в попытках контратаковать противника. С целью ликвидации прорыва боевиков необходимо было резко усилить бомбардировки, чего с российской авиабазы Хмеймим сделать было невозможно - короткая взлетно-посадочная полоса не позволяет принимать тяжелые бомбардировщики. Усиление эффективности действий российских ВКС стало возможным только благодаря использованию иранской инфраструктуры, и в данный момент это полностью отвечало интересам и России, и Ирана. Использование базы в Хамада- не российскими ВКС вызвало настоящий шок в Вашингтоне и Тель-Авиве.
Между тем, сотрудничество России и Ирана в Сирии до сих пор не имеет оформления в виде военного союза. Создается определенное впечатление, что Россия и Иран преследуют в регионе Ближнего Востока каждый собственные цели. Иран поддерживает радикальные шиитские организации, например, «Хезболлу». Россия, в свою очередь, не хочет этого и пытается избежать подобной линии. Москва считает, что если есть безальтернативная необходимость в целях политического урегулирования в уходе Башара Асада, то это необходимо сделать. Иран категорически против этого. У Ирана нет серьезных оснований доверять России после унизительных для Ирана трений вокруг военных контрактов с Россией в годы угоднической Тель-Авиву политике. Быть не может того, что США не используют против сотрудничества с Россией этот негативный для Ирана опыт.
Несмотря на обоюдную заинтересованность и координацию российско-иранских совместных действий по поддержке Б. Асада, соперничество между странами за влияние в Сирии выходит на первое место. А главным проигравшим в этом противостоянии при любом раскладе станет как раз Башар Асад, влияние на которого рано или поздно будет поделено между Россией и Ираном.
Тегеран оказывал серьезное влияние на политическую структуру сирийского руководства, лоббируя свои интересы через нескольких подконтрольных себе министров, сотрудников президентского аппарата. Это противостояние четко проявилось в Хомсе, где каждая из сторон стремится установить свое монопольное господство. Хомс - один из важнейших сирийских городов с выгодным географическим положением, позволяющим закрепиться в одноименной провинции и всей стране.
Всего несколько дней российские бомбардировщики наносили удары по отрядам сирийской вооруженной оппозиции с иранского аэродрома в Хамадане. 22 августа иранская сторона сделала довольно резкое заявление о прекращении вылетов с иранской базы якобы из-за ряда разногласий по вопросу освещения особенностей совместной эксплуатации аэродрома. Остается ли в силе договоренность о союзе между Москвой и Тегераном в борьбе против терроризма в Сирии, или впору говорить о появлении системных разногласий между сторонами? Что в действительности заставило Тегеран отказаться от предоставленной взлетной полосы для российских самолетов и «потерять свое лицо»?
Москва делает поворот в сторону противников, с которыми, проливая кровь и неся финансовые потери, боролся Иран с целью защитить Сирию и единство ее территорий, настаивая на том, что Асад должен остаться, так как это единственно верное, по его мнению, решение. Что касается России, то она не исключает альтернативных решений в отношении легитимного сирийского правительства.
Иран поддержал российское вмешательство, однако это не означает, что Иран покорится Москве, также как и Вашингтону. Тегеран является основным региональным игроком, поэтому его интересы невозможно игнорировать, и именно он способен изменить ход событий в Сирии. Иранцы могут воспользоваться решением Москвы о выводе основной части своих войск из Сирии. Россия, в отличие от Ирана, не способна вести переговоры на поле боя с другими участниками конфликта на тех территориях, которые находятся под контролем иранских военных, сирийской армии и их союзников (если только Москва не сможет вести переговоры с воздуха).
И Россия, и Иран являются независимыми центрами силы, и Вашингтону не нравится суверенная и независимая политика двух государств.
Ни Тегеран, ни Москва, как и все международное сообщество, не желают краха Сирии как государства, однако причины поддержки правительства Асада и реальное отношение к президенту страны каждой из сторон различны. Иранцы обеспокоены намерениями России, особенно в свете того, что Москва одобряет международные резолюции, которые, возможно, являют собой подготовку к свержению Асада или ослаблению его власти. Москва также действует в рамках Женевской декларации по Сирии, которая предполагает уход нынешнего сирийского президента. Тегеран настаивает на том, что борьба с терроризмом имеет первостепенную важность, однако полагает, что обсуждение политического будущего Асада является табу.
Основная цель России, согласно некоторым источникам, состоит в том, чтобы установить контроль над всей территорией Сирии. Тегеран же предпринимает усилия обеспечить формирование стабильного и лояльного ему правительства в Дамаске, чтобы воспрепятствовать переходу Сирии в лагерь противников. Надо сказать, что российское вмешательство стало причиной серьезных изменений, степень которых сейчас пытается оценить Иран. В частности, возникает вопрос о том, как эти изменения могут повлиять на его политику в регионе. С одной стороны, российское вмешательство перевесило чашу весов в сторону Асада в военном плане, с другой, стало реальной угрозой для него в плане политическом.
Может ли Россия обеспечивать себе политические победы в регионе, не взяв в расчет американцев, а также умаляя заслуги иранцев и их союзников?
Тегеран вынужден приспосабливаться к действиям России и США в регионе, которые, в свою очередь, уже приняли как бы решение относительно «роли Асада» в переходном периоде. Кроме того, Москва готова к сотрудничеству с сирийской оппозицией, в том числе со «Свободной армией Сирии», которая продолжает «торговаться» по вопросам переходного периода в Сирии. Это означает, что Россия не исключает отсутствие Асада в качестве президента в будущем Сирии? Взамен, допустим, обеспечить себе военное присутствие в Сирии, а также возможность заключить сделку с Западом по Украине, Крыму и другим направлениям.
Что действительно интересует Вашингтон, так это сдерживание ИГИЛ всякий раз, когда оно преступает границы дозволенного. Москва, в свою очередь, стремится установить полный контроль над террористическими группировками с целью ограничить их деятельность в регионе. А цель Ирана - полностью ликвидировать ИГ, которое, как и Саудовская Аравия, жаждет, свергнув Асада, установить полный свой контроль в Сирии.
Россия, возможно, приняла решение ослабить степень своего вмешательства в Сирии, чтобы сохранить равновесие между режимом Асада и умеренной оппозицией. Более того, она намерена сформировать региональную антитеррористическую коалицию, в рамках которой рассматривает Иран наравне с Саудовской Аравией и сирийскими оппозиционными группами. Это означает, что Иран должен пойти на уступки в отношении Эр-Рияда, а также не препятствовать оппозиционным формированиям обрести легитимность, в которой они нуждаются.
Россия со свой стороны предлагает гарантии безопасности Израилю и странам залива в обмен на сохранение ее позиций в Сирии. Это не вызывает раздражения у американцев. Естественно, такие действия вызывают беспокойство Ирана, который делает все возможное для того, чтобы защитить сирийское государство, поддержать режим и восстановить линию соприкосновения с израильтянами, создав военную инфраструктуру на Голанских высотах с целью обеспечить возможность сопротивления в случае необходимости.
Россия намерена обеспечить себе более серьезную роль в регионе, так как она обладает большими, чем Иран, возможностями в отношении Сирии, как в экономическом, так и в политическом и военном плане.
Москва способна взять на себя ответственность за режим (не лично за президента), что усиливает зависимость Дамаска от ее решения. Таким образом, Россия обеспечивает себе господство в энергетической сфере страны, а именно - в отношении газопровода, который, как ожидается, будет проложен через Сирию.
Прямое российское вмешательство обеспечило международное участие в сирийском кризисе, а это означает ослабление роли Ирана и укрепление роли основного международного игрока в лице России. Иран не обладает всеми рычагами давления в регионе для защиты того, чего он добился за пять лет войны. Москве необходимо укрепить свое присутствие в Ираке и Ливане, а это невозможно без разрешения и поддержки Ирана.
В общем, Иран в своей политике исходит из чётко им обозначенных собственных национальных интересов, предавать которые ради сотрудничества с Россией он не намерен. И Москва не может не поступать соответственно, демонстрируя прагматичный подход к двусторонним отношениям, не забывая о своих национальных интересах
В межгосударственных отношениях не бывает постоянных, «стратегических» друзей и врагов, тем более «братьев навек». Бывают либо общие - в определенный исторический момент - интересы, либо их отсутствие (в столь же определенный исторический период). Еще сложнее, когда у национальных лидеров больше проблем не с другими государствами, а в собственной стране.
-
Иранская ядерная программа
Одной из самых страшных войн XXI века и началом Третьей мировой войны может стать военный конфликт Израиля и Ирана.
Тегеран и Тель-Авив вышли на очень опасный уровень непримиримости. Атомную программу Ирана в Тель-Авиве считают прямой угрозой национальной безопасности Израиля. Израильская политическая и военная элита считает, что только наличие ядерного оружия у Израиля даёт ему гарантии безопасности в полностью агрессивной внешней среде. Израиль уже не раз заявлял о своей готовности нанести удар с помощью ВВС по иранским атомным объектам, в союзе с США, или даже без них. Согласно докладу американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), это приведёт к жесточайшей войне в истории человечества, в которой погибнут около 20 миллионов иранцев, а Израиль потеряет около 800 тысяч человек убитыми.
Немногие современные проблемы международной безопасности являются более заметными, чем опасность, исходящая от иранских усилий по разработке ядерного оружия. Ядерная политика Ирана, впрочем, и Израиля, является одним из самых непрозрачных аспектов иранского стратегического мышления. По мнению некоторых специалистов, Иран уже провел «вооруженные нападения», которые позволили бы государствам действовать в порядке самообороны против него.
Иран настаивает, что его ядерная программа направлена исключительно на мирные цели. Тем не менее, Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности ООН и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) обнаружили действия, свидетельствующие, на их взгляд, о том, что Иран нарушает свои обязательства. Израиль убежден, что нарушив директивы МАГАТЭ, Иран разрабатывает ядерное оружие, и Израиль является одним из его главных, если не главной целью.
«Составным элементом нашей военной политики является твердое намерение предотвратить доступ вражеских государств к ядерному оружию. Для нас это не вопрос политического равновесия, основанного на равном доступе к «средствам устрашения», а вопрос выживания. Поэтому мы должны ликвидировать эту угрозу в зародыше», - сказал министр обороны Израиля Ариэль Шарон 15 декабря 1981 года. Эти слова были высказаны вскоре после военной операции «Опера» (также известна как операция «Вавилон»), проведённой ВВС Израиля по уничтожению ядерного реактора «Оси- рак» французского производства на территории Ирака в июне 1981 года. Однако мы несколько забежали вперед.
Создание атомной энергетики в Иране началось еще во время правления шаха Реза Пехлеви, когда в середине 1950-х годов был основан Атомный центр Тегеранского университета. Разработки в области атомной энергии проводились в соответствии с Соглашением о мирном использовании ядерной энергии, подписанному между США и Ираном в 1957 году. Вашингтон обязался поставить в Иран ядерные установки, оборудование и подготовить специалистов. В 1967 году Вашингтон продал Ирану 5-мегаватный исследовательский ядерный реактор.
Иран вступил в 1958 г. в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), а в 1963 г. подписал Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, в 1970 г. стал участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и поставил свою ядерную программу под контроль МАГАТЭ. В течение десяти лет (1967-1977) не только США, но и ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия принимали активное участие в программе развития мирной ядерной энергетики в Иране.
Иран одним из первых в 1973 году подписал с МАГАТЭ соглашение о всеобъемлющих гарантиях, а в 1974 году - дополнительное соглашение о содействии инспекциям МАГАТЭ на своих объектах и приступил к реализации плана развития атомной промышленности на основе сотрудничества с рядом западных стран. По плану предусматривалось создание замкнутого ядерного топливного цикла, а также строительство 23 ядерных реакторов. Атомная энергетика Ирана была направлена на технологическое превосходство над арабскими странами. В те же годы были начаты работы по созданию научнотехнического потенциала, который мог быть использован для создания ядерного оружия, при наличии соответствующего политического решения.
В результате исламской революции 1978-1979 гг. эти важные проекты по большей части не были осуществлены или оказались заморожены. Духовный лидер исламской революции аятолла Хомейни после прихода к власти немедленно заморозил строительство почти полностью готовой АЭС в Бушере.
Но в середине 1980-х гг. Тегеран возобновил ядерную программу и продолжал ее в 1990-е годы, несмотря на противодействие мирового сообщества, подозревавшего Иран в разработке ядерного оружия. Прибегли к помощи доктора Абдул Кадир-хана, который представил подробные чертежи и перечни оборудования, подлежащего поставке со стороны ядерных государств. Под руководством этого пакистанского ученого-ядерщика иранцы создали внушительные схемы, чтобы избежать контроля над экспортом технологий двойного назначения. Там успешно привлекли многих ученых, живущих в изгнании, они вернулись на свою родину и работали на своих ядерных предприятиях.
После ряда попыток установить сотрудничество в области атомной энергии с рядом европейских стран, обладающих опытом работы в этой сфере, Иран обратился к Китаю и России. В 1992 году были подписаны протокол о сотрудничестве в области атомной энергетики между Ираном и КНР и соглашение «Об использовании ядерной энергии в мирных целях» между Ираном и Россией. В августе 1992 года между правительствами России и Ирана было заключено соглашение о сооружении АЭС в Бушере, в январе 1995 года подписан контракт на завершение строительства первого энергоблока станции.В 1997 году Пекин отказался от продолжения сотрудничества с Тегераном в области мирного использования атомной энергии в рамках «пакетной» договоренности с США.
С начала 2000-х годов официальные иранские представители вновь стали говорить о планах страны создать замкнутый ядерный топливный цикл (ЯТЦ), в частности, обратились к России с просьбой поставить завод по центрифужному обогащению урана (была отклонена Россией на этапе межведомственного согласования).
В августе 2002 года оппозиционным «Советом национального сопротивления Ирана», базирующимся в Ираке, были обнародованы данные якобы о наличии в Иране незадекларированных перед МАГАТЭ заводов по обогащению урана в Натанзе и по производству тяжелой воды в Араке, расположенных в центральной части страны и находящихся на разных стадиях строительства. Визит инспекторов МАГАТЭ на указанные объекты в феврале 2003 года подтвердил, что Иран продвинулся в развитии ЯТЦ значительно дальше, чем это считалось ранее.
В 2003 г. расследование МАГАТЭ подтвердило наличие в Иране как минимум двух перерабатывающих заводов, способных производить материалы для ядерного оружия. Американская разведка обнаружила, по некоторым источникам, иранские чертежи подземного туннеля, предназначенные для подземных ядерных испытаний, а также ноутбук, якобы украденные у иранских оперативников, который подтвердил маломасштабный объект по обогащению урана и создания баллистической ракеты, способной разместить в себе ядерную боеголовку.
Тегеран настаивал на том, что в рамках своих международных обязательств страна не была обязана раскрывать местонахождение незавершенных ядерных объектов. Но информационные утечки вызывали озабоченность по поводу возможной военной составляющей иранской ядерной программы. В сентябре 2003 года эксперты МАГАТЭ обнаружили следы высокообогащенного урана на двух иранских ядерных объектах. В ходе инспекций не было выявлено подтверждений тому, что Иран проводил ядерные исследования военного характера. В декабре того же года Иран согласился приостановить деятельность по обогащению урана и подписал Дополнительный протокол к ДНЯО, что должен был обеспечить присутствие «в любое время и в любом месте» инспекторов МАГАТЭ.
Позиция Тегерана заключалась в том, что в рамках своих международных обязательств страна не была обязана раскрывать местонахождение незавершенных ядерных объектов. Но информационные утечки вызывали озабоченность по поводу возможной военной составляющей иранской ядерной программы. Последовавшие переговоры длились более десяти лет. Поначалу в них участвовали Иран и три европейские страны - Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. к ним присоединились Китай, Россия и США, что привело к появлению формата 5+1. В ходе переговоров, сопровождавшихся многочисленными спорами и взаимными обвинениями, Иран и группа международных посредников неоднократно меняли свои позиции. Другие попытки достичь соглашения - в частности те, что были предприняты Бразилией и Турцией в 2010 году - окончились неудачей. Соединенные Штаты непосредственно не участвовали в переговорах, поскольку нет формальных дипломатических отношений с Ираном.
В ноябре 2004 года под давлением международного сообщества Тегеран объявил о приостановке работ по обогащению урана.
В соответствии с законом, принятым в 2005 году парламентом ИРИ, правительство Ирана обязано развивать полный ядерный топливный цикл, в течение 25 лет обеспечить производство в стране 20 тысяч мегаватт электроэнергии и построить 20 атомных энергоблоков. Среди наиболее крупных и известных проектов, реализуемых в рамках национальных ядерных программ - Тегеранский центр ядерных исследований, центр ядерных исследований и производства топлива в Исфагане, центр по обогащению урана в Натанзе, ядерные исследовательские центры в Карадже и Йезде, АЭС «Бушер», подземный обогатительный завод «Форду» недалеко от города Кум.
В феврале 2005 года в Иране был подписан ряд документов, главным из которых стал протокол о внесении дополнений в соглашение с Россией от 1992 года. В соответствии с ним, Иран должен передавать отработанное ядерное топливо с Бушерской АЭС в Россию, а Россия - принимать его на долговременное хранение или переработку. Таким образом, полностью исключалась вероятность использования АЭС для наработки оружейного плутония.
Тем временем страна неуклонно наращивала свои ядерные амбиции, овладевая современными технологиями обогащения урана и увеличивая количество действующих центрифуг. В ответ мировое сообщество усилило давление на Иран, требуя от него обеспечить полную прозрачность ядерной программы и доказать её исключительно мирную направленность, а Совет Безопасности ООН принял шесть резолюций, из которых четыре вводили режим санкций. Односторонние санкции США и ЕС отрезали Иран от мировой финансовой системы и существенно ограничили экспорт нефти из этой страны. Далее последовал ряд загадочных убийств иранских ученых-ядерщиков, а также появление компьютерного вируса Stuxnet в Натанзе, который привел к выводу из строя около тысячи центрифуг.
Россия и Китай также призывали к компромиссу, и Москва помогла Ирану закончить строительство АЭС в Бушере лишь после того, как Тегеран согласился получать российское ядерное топливо, а отработавшее возвращать обратно - в Россию.
Президенты США Джордж У. Буш и (в меньшей степени) Барак Обама стояли на том, что ради недопущения появления у Ирана ядерного оружия нельзя исключать никакие варианты. Сегодня им следует Дональд Трамп.
В сентябре 2012 года израильский премьер-министр Бе- ньямин Нетаньяху выступил с угрозой нанести удар по ядерным объектам Ирана в случае, если количество урана, обогащенного там до 19,75%, станет достаточным для изготовления бомбы.
В ряде зарубежных стран, в частности в США и Израиле, довольно болезненно восприняли не только саму ядерную программу Ирана, но и сотрудничество с Россией в этой области. Они обвинили Тегеран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома.
Россия помогла Ирану закончить строительство АЭС в Бушере. Первый блок АЭС «Бушер» был подключен к национальной энергосистеме Ирана в сентябре 2011 года, в 2013 году был передан в гарантийную эксплуатацию, в августе 2015 года был подписан протокол окончательной его приемки. Весной 2016 года иранский заказчик получил лицензию на его промышленную эксплуатацию, и первый блок АЭС «Бушер» был окончательно передан в пользование Тегерану.
Просочились сведения о том, что в 2012 году начались тайные переговоры между США и Ираном. Они не смогли существенно продвинуться до августа 2013 года, когда новым президентом Ирана был избран Хассан Рухани, который сделал поиск решения ядерного вопроса главным внешнеполитическим приоритетом. Тайную дипломатию еще никто не отменял.
24 ноября 2013 года Иран и шесть стран-участников заключили промежуточное соглашение, известное как Совместный план действий, по которому смягчение санкций производилось в обмен на ограничение иранской ядерной программы. Сторонам потребовалось еще двадцать месяцев, чтобы согласовать все детали документа - в силу сложности проблемы, а также несогласия некоторых сил внутри Ирана и на международной арене с предложенным соглашением.
14 июля 2015 года в австрийской столице Вене между Ираном и странами «шестёрки» (США, Россия, Китай, Франция, Великобритания, Германия), Европейским Союзом было подписано Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД - известном также как «иранское соглашение»), с целью положить конец противостоянию вокруг ядерной программы Тегерана. Россия также была заинтересована в урегулировании «иранского вопроса», поэтому Москва все 12 лет переговоров «шестерки» играла в них значительную роль. Фактически Запад после долгого периода охлаждения отношений с Ираном признал право ИРИ на мирный атом. Было принято решение о вывозе низкообогащённого урана в Россию.
Перспективы «иранского соглашения» вызвали беспокойство многих региональных игроков. После подписания СВПД премьер-министр Израиля Нетаньяху назвал сделку «исторической ошибкой». Саудовская Аравия - еще один ключевой союзник США в регионе - также выразила недовольство по поводу соглашения. По некоторым источникам, именно после этого спецслужбы Эр-Риада зачастили контактировать со своими израильскими коллегами. Известно, что Эр-Риад принял решение не возражать против пролета над территорией королевства израильских самолетов в случае, если те получат приказ атаковать иранские ядерные объекты. Более того, согласно ряду сообщений, израильским пилотам будет разрешено совершать посадки и дозаправляться на аэродромах в Саудовской Аравии.
Документ существенно ограничивает, сокращает и перестраивает иранский ядерно-технический комплекс, программу его развития, запасы и качество ядерных материалов, а также запрещает деятельность потенциально военного характера. Согласно СВПД, Иран обязался регулярно информировать МАГАТЭ о запасах природного урана и центрифугах, внести ясность относительно прошлых и настоящих нерешенных вопросов, связанных с его ядерной программой. В течение 15 лет международное сотрудничество в ядерной сфере будет осуществляться только после одобрения специально созданной Совместной комиссией. В результате выполнения указанных мер в течение последующих 10-15 лет практически исключается создание Ираном ядерного оружия, как и сколько-нибудь значительная тайная деятельность военного характера.
С 16 января 2016 года Иран избавился от большинства наложенных на него мировым сообществом санкций - в этот день, так называемый день имплементации (Implementation Day), МАГАТЭ представила доклад, подтвердив готовность властей страны реализовать созданную для нее путем долгих переговоров программу по значительному снижению своего ядерного потенциала. Позднее ЕС и США подтвердили снятие с Ирана экономических и финансовых санкций, связанных с его ядерной программой. Это позволило РФ и Иран расширить сотрудничество в различных проектах, в том числе, по иранской ядерной программе.
Как следует из Резолюции № 2231 СБ ООН, «все положения, содержащиеся в СВПД, предназначены только для целей его выполнения между Е3/ЕС+3 и Ираном и не должны рассматриваться как создающие прецеденты в отношении любого другого государства или в отношении фундаментальных принципов международного права, а также прав и обязанностей, вытекающих из Договора о нераспространении ядерного оружия». Барак Обама верно подметил, что СВПД вводит «беспрецедентные меры контроля», но было бы затруднительно считать их прецедентом для других стран.
СВПД, как вытекает из его названия, это не договор, а план действий. Стороны не подписывали и не ратифицировали юридически обязывающее соглашение. Даже Резолюция 2231 СБ ООН, включающая текст СВПД, лишь «призывает все страны-участницы» поддержать согласованный план. Данная формулировка, а также отсутствие ссылок на Статью 41 Устава ООН, означает, что участники соглашения не обязаны выполнять свои обязательства в соответствии с нормами международного права. Следовательно, перспективы СВПД во многом зависят от того, будут ли и дальше участвующие стороны считать его отвечающим их интересам, независимо от событий на международной арене и внутри их стран, и будут ли они выполнять его условия.
Одним из самых противоречивых моментов СВПД являются меры по обеспечению его выполнения. Критики утверждают, что Тегеран может отказаться соблюдать ограничения, наложенные на его ядерную программу, не станет пускать инспекторов МАГАТЭ и продолжит осуществлять закупку ядерных материалов. По некоторым сведениям, Иран имеет богатый опыт по части незаконной закупки ядерных материалов. Эта страна разработала одну из самых изощренных программ противодействия санкциям в истории. Министерство финансов США выявило десятки подставных компаний и других организаций, которые иранцы использовали в обход оказываемому на них давлению. Эти организации получали технологии, материалы и средства, чтобы помогать ядерной и ракетной программам страны. Некоторые из этих структур могут сейчас быть неактивными, но их нетрудно реанимировать. А контролирующим международным организациям придется выявить не только эти структуры, но и те, что могут быть созданы в будущем.
Он также может прибегнуть к другим незаконным действиям, обходным маневрам, увиливать от соблюдения положений СВПД (например, создавать мощности по производству ядерного оружия на незадекларированных объектах). Не исключен и выход из соглашения - по примеру Северной Кореи, которая отказалась от обязательств по нераспространению и начала форсированную реализацию ядерной программы22.
В США продлено на 10 лет действие закона о санкциях против Ирана. Новые санкции во многом похожи на те, что были введены против Ирана администрацией Барака Обамы. Из-за особенностей американской законодательной системы это произошло автоматически, без подписи президента Барака Обамы. При этом, по словам пресс-секретаря Белого дома, администрация по-прежнему настроена на постепенное снятие санкций. Заключенное в прошлом году соглашение по иранской ядерной программе стало доказательством того, что «врагам доверять нельзя», заявил духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи. «США не выполняют взятых на себя обязательств, - заявил Хаменеи. - При этом свою часть соглашения Тегеран выполнил».
Опыт Ирана к участию в новых незаконных закупках, по мнению некоторых аналитиков, будет меняться в зависимости от целей режима, особенно от его оценки самой системы контроля, созданной в рамках СВПД, ее действенности и эффективности. В этих расчетах следует также учитывать возможную утрату экономических связей с Россией. Поэтому российскоиранское сотрудничество в сфере торговли и инвестиций могло бы усилить заинтересованность Ирана в сохранении режима СВПД и снизить заинтересованность к обретению ядерного оружия по истечении срока действия этого соглашения.
Даже если США выйдут из соглашения, это не будет конец СВПД, предполагают специалисты. Политическая воля остальных участников могла бы компенсировать эту потерю. Снятие санкций ООН и ЕС может стать достаточно сильным стимулом для Ирана, чтобы продолжить выполнение своей части сделки, которая в этом случае может быть видоизменена. Если США снова введут односторонние санкции против иностранных компаний, работающих в Иране, Россия и другие стороны соглашения должны будут защитить свои компании. Хорошим примером в этом смысле может служить принятое Европейским союзом Постановление № 2271/96, защищающее европейские компании от санкций США, связанных с Кубой.
Между тем появившееся в конце января сообщение Fox News об испытательном пуске ракеты иранское военное ведомство подтвердило, подчеркнув, что Иран имеет полное право на реализацию своих оборонных программ и «тестирования ракеты не противоречат ни Совместному всеобъемлющему плану действий (соглашению по иранской ядерной программе), ни резолюции 2231» Совета Безопасности ООН.
Однако президент США Дональд Трамп заявил, что «Иран играет с огнем», а вскоре было объявлено о расширении Соединенными Штатами антииранских санкций. В США опасаются, что ракеты могут быть использованы против Израиля. В черные списки были добавлены 13 человек и 12 структур, которые, как говорилось в опубликованных на сайте министерства финансов США документах, имеют отношение к программе разработки Тегераном баллистических ракет или же каким-либо образом оказывают поддержку Корпусу «стражей исламской революции» (элитные части иранских ВС).
Израиль был и остается одним из немногих государств, где постоянно совершаются террористические акты, источник которых кроется в непрекращающимся арабо-израильском и ирано-израильском конфликтах. Военная доктрина Израиля считает, что превентивные вооруженные удары и военные действия допустимы и правомерны в тех случаях, когда от террористов исходит непосредственная угроза безопасности для их страны.
Право на применение силы в целях самообороны не распространяется на минуемую угрозу. Другими словами, превентивные атаки как таковые международным правом не допускаются. Это означает, что США или Израиль не могут напасть на Иран. Международное право не позволяет им атаковать страну, которая не имеет ядерного оружия, не может создать ядерное оружие в ближайшее время, а, может, не пытается создать ядерное оружие. Такая атака будет грубым нарушением Устава ООН.
После того, как 7 июня 1981 года израильская авиация нанесла неспровоцированный удар по ядерному реактору «Осирак» на территории Ирака, даже администрация Рейгана поддержала единогласно принятую резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждавшую действия Израиля. Представитель США в ООН Джин Киркпатрик сравнила «шокирующее» нападение Израиля с вторжением СССР в Афганистан. Маргарет Тэтчер была права: «Вооруженное нападение в таких обстоятельствах не может быть оправдано». Разница между войной на упреждение и превентивной войной — это вопрос здравого смысла и принципов морали, а не только права.
Однако, другие утверждают, что уязвимость Израиля позволяет ему (или США, действуя в порядке коллективной самообороны) нанести первый удар на Иран, потому как даже одна ядерная бомба может нанести ужасающий ущерб такому маленькому государству как Израиль. Право Израиля на превентивную самооборону распространяется, гласит данная концепция, и на предотвращение приобретения Ираном ядерного оружия.
Военные возможности, как часто можно предположить, оцениваются с относительно высокой степенью достоверности, но для сообщества государств необходимы правила или процессы относительно оправданности вынесения волевых решений по поводу упреждающих ударов или упреждающих ответов.
Согласно международному праву, существует разница между упреждающим ударом (с целью самообороны при наличии явной и неминуемой угрозы) и превентивным (предвосхищающим) ударом по источникам грозящей угрозы. «Упреждающая самооборона» и «превентивная самооборона» - грань между ними трудно различима, и, по мнению некоторых авторов, зачастую вовсе отсутствует.
В первом случае военные действия международными нормами допускаются, а во втором - являются их нарушением. Если строго следовать ст. 51 Устава ООН, то превентивные удары являются нарушением международного права. Хотя профессор Ю.Н. Малеев считает, что сегодня в совершенно новых геополитических условиях требуется так называемое расширенное толкование права на самооборону, признающее правомерность упреждающей самообороны
Но опыт с Афганистаном и Ираком наглядно показал, насколько вероятно злоупотребление со стороны государств при применении превентивной самообороны.
Россия выступает за то, чтобы ирано-израильский конфликт был урегулирован дипломатическими и политическими методами. Но, к сожалению, пока это не получается. Наоборот, обстановка вокруг Ирана накаляется в силу невыверенной внешней политики Дональда Трампа, которую можно охарактеризовать как несистемную, что само по себе очень чревато для всего мира.
Как бы судорожно ни пытался Дональд Трамп, США не в состоянии решать глобальные проблемы в одиночку. Даже не поможет его «торгово-закупочный метод» решения международных проблем, как и насаждаемая им «иранофобия». Только отказ от тупиковой однополярной модели, десятилетиями навязываемой миру со стороны США, может способствовать повышению эффективности обеспечения мира и безопасности. Чтобы мир не находился в перманентном состоянии войны.
(Продолжение следует)
Пристатейный библиографический список
- Баклицкий А., Вайц Р. Соглашение по иранской ядерной программе: возможности и преграды для российско-американского сотрудничества // Россия в глобальной политике. - 2016. - 29 апреля.
- Малеев Ю. Н. Реабилитация адекватного и пропорционального применения силы // Московский журнал международного права. - 2004. - № 3/55.
- Малеев Ю. Н. Превентивная самооборона в современном формате. -Россия и международное право.Мате- риалы международной конференции, посвященной 100-летию Ф. И. Кожевникова. - М.: Изд. МГИМО- Университет, 2006.
- Нарышкин С. Е Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г. и международное право. Интервью // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 2(81).
- Фархутдинов И.З.Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление// Московский журнал международного права.- 2016. - № 4/104.
- Фархутдинов И.З. Евразийская интеграция и испытание украинской государственности в системе международного права // Евразийский юридический журнал. - 2014. - № 12.
- Фархутдинов И.З. Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 11.
- Фархутдинов И.З. Израильская доктрина о превентивной самообороне и международное право // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 8.
- Фархутдинов И.З. Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 7.
- Фархутдинов И.З. Международное право и доктрина США о превентивной самообороне // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 2.
- Фархутдинов И.З. Международное право о самообороне государств // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 1.
- Фархутдинов И.З. Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой: история и современность // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 11.
- Фархутдинов И.З. Обеспечение мира и безопасности: международно-правовая оценка событий в Сирии // Евразийский юридический журнал. - 2015. № 10.
- International Crisis Group, In Heavy Waters: Iran's Nuclear Program, the Risk of War and Lessons from Turkey, Middle East and Europe Report № 11623, February 2012, executive summary.
- Berkowitz P. Would a Military Strike Against Iran Be Legal? // Real Clear Politics. 2 March 2012.
- Dershowitz A. Israel Has the Right to Attack Iran's Nuclear Reactors Now // Huffington Post. (Apr. 16, 2011). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: available at http://www.huffingtonpost.com
- French D., Sekulow J. The Legal Case For Striking Iran // National Review. 6 March 2012.
- Gill T.D.. The Temporal Dimension of Self-Defense: Anticipation, Pre-emption, Prevention and Immediacy. Chapter 5. // International Law and Armed Conflict: Exploring the Fault lines Essays in Honour of Yoram Dinstein Edited by Michael Schmitt and Jelena Pejic. International Humanitarian Law Series Ninth off Publishers Leiden. Boston, 2007.
- Gray C. // International Law and the Use of Force, 3rd edition. 2008.
- Gray C. International Law and the Use of Force. 3rd edition, 2008. Р. 212; Elizabeth Wilmshurst. Principles of International Law on the Use of Force by States In SelfDefence, Chatham House Working Paper, October 2005.
- Greenblatt U.S A. Iran Eye Each Other Warily In Persian Gulf // National Security. February 27, 2012.
- Greenblum B.M. The Iranian Nuclear Threat: Israel's options under International Law// Greenblum Eic Edits. 11/16/2006.
- Heller K. Why Preventive Self-Defense Violates the UN Charter // Opinio Juris blog. 7 March 2012.
- Iranian Defense Doctrine and Decision Making. The Interdisciplinary Center Herzliya. Lauder School of Government, Diplomacy and Strategy Institute for Policy and Strategy. Shmuel Bar, 2004.
- Iran's Nuclear Program (Nuclear Talks, 2012) // Y. TIMES, Updated Nov. 16, 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://topics.nytimes.com/top/news/ international/countriesandterritories/iran/ nuclear_ program/index.html (last visited Feb. 23, 2013) (emphasis added).
- Kenneth R. Timmerman.Countdown to crisis: the coming nuclear showdown with iran 257 (2005).
- Linzer D., Leads S. Dead Ends in Nuclear Case Against Iran // POST. Feb. 8. 2006. at A1, A14.
- The Osirak Fallacy // The National Interest. Spring 2006.
- Wallace R., Martin-Ortega O. // International Law, 6th edition. 2009. P. 297-8.
- Waxman M. The Use of Force Against States that Might Have WMD, Michigan Journal of International Law (2009). Vol. 31. P. 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_ id=1511837.
- Winston N. Craig H. The New Bush National Security Doctrine and the Rule of Law // Berkeley Journal of International Law. Volume 22. Issue 3. Article 3. 2004. Р.390-400.
- Yost D. NATO and the anticipatory use of force // International Affairs 83: 1 (2007).