Становление современного местного самоуправления является одной из ключевых проблем российского государства.
Каков будет вектор его развития во многом зависит от принципов, положенных в основу организации местной власти. Д. С. Михеев считает, что в системе принципов местного самоуправления нет однородности, отсутствует четкость в их регулировании, хотя именно муниципальная власть по своей природе, в отличие от государственной, наиболее приближена к населению и непосредственно с ним связана, следовательно, должна получить и надлежащую правовую регламентацию.
Учеными отмечается активизация непосредственного участия населения и его органов в осуществлении местного самоуправления в ряде европейских стран, что указывает на их самостоятельность в этой сфере. Представляет научный интерес с позиций закрепления принципа самостоятельности местного самоуправления оценка Европейской хартии местного самоуправления. Она, являясь центральным для стран Европы правовым актом, регулирующим местное самоуправление, получила обширный анализ в юридической литературе. Вместе с тем характеристика с точки зрения закрепления в ее нормах доминирующего принципа местного самоуправления - самостоятельности, отсутствует. Хотя самоуправление населения по своему содержанию неразрывно связано с самостоятельностью, а в русском языке эти термины вообще являются однокоренными.
По мнению А. Н. Дементьева обращает на себя внимание, что во многих нормах Европейской хартии местного самоуправления делается акцент не на само местное самоуправление, а на один из институтов, осуществляющих властные полномочия, каким являются органы местного самоуправления. Подобный подход значительно отличается от российских конституционных положений, в которых решение вопросов местного значения относится не напрямую к органам местного самоуправления, а, чаще всего, ко всему институту местного самоуправления.
Эти особенности Европейской хартии местного самоуправления отразились и на принципе самостоятельности, который тоже, главным образом, обращен не ко всему институту местного самоуправления, а лишь к органам местного самоуправления. Т. Н. Михеева, Е. И. Белоусов объясняют данное явление тем, что муниципальные органы, являясь носителями публично-властных полномочий, одновременно выступают формой реализации права на осуществление местного самоуправления и находятся в представительно- правовой связи с жителями муниципальных образований
В Преамбуле Хартии нашел закрепление принцип автономии местного самоуправления в системе публичной власти государств, присоединившихся к Европейской хартии местного самоуправления. Очень убедительно об этом говорят заключительные положения преамбулы Хартии, согласно которым демократически созданные органы местного самоуправления пользуются широкой самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых им для выполнения своих функций. Это положение свидетельствует о том, что важный правовой акт в области местного самоуправления обязывает страны - члены Совета Европы, подписавшие Хартию, обеспечивать организационную, компетенционную, финансовую самостоятельность органов местного самоуправления.
А. Н. Дементьев по поводу названной правовой нормы замечает, что органы местного самоуправления:
- обладают значительной самостоятельностью в части полномочий, т.е. являются автономными в части компетенции;
- наделены правом самостоятельно определять порядок осуществления названных полномочий, что свидетельствует об автономии в вопросах определения целесообразного способа действия;
- могут самостоятельно выбирать средства, необходимые для реализации данных полномочий и осуществления своих функций.
Данные принципиальные положения получили дальнейшую конкретизацию и развитие во многих статьях Хартии.
Так, принцип компетенционной самостоятельности получил свое закрепление в статье 4 Европейской хартии местного самоуправления, определяющей сферу полномочий органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти (часть 2).
Другая норма анализируемой статьи закрепила ограничительные барьеры от безмерного увеличения полномочий органов местного самоуправления, свидетельством чему стало положение о том, что предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены каким-либо другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом (часть 4).
При делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям (часть 5). Вышестоящие органы власти обязаны консультироваться с органами местного самоуправления в процессе планирования или принятия любых решений, непосредственно их касающихся (часть 6).
Приведенные нормы свидетельствуют, что полномочия органов местного самоуправления являются не безграничными, равно как и их самостоятельность. Данные органы выступают автономными лишь в объеме полномочий, законодательно закрепленных за ними, а вот при реализации названных полномочий органы местного самоуправления имеют полную свободу действий, то есть свободу выбора форм, средств и способов реализации. По сравнению с российскими конституционно-правовыми нормами в упомянутых положениях предусматриваются возможности центральных или региональных государственных органов власти делегировать часть полномочий органам местного самоуправления. При принятии подобных решений государственная власть обязана провести необходимые согласования, консультации, обсуждения с органами местного самоуправления. Согласимся с исследователями, считающими, что должный уровень свободы в современном правовом государстве определяется эффективной реализацией принципа верховенства права.
В. И. Васильев положительно оценивает нормы Европейской хартии местного самоуправления о возможности делегирования органам местного самоуправления некоторых государственных дел, и это, как он замечает, осуществляется не в ущерб местным делам.
Статья 6 Европейской хартии местного самоуправления закрепляет организационную самостоятельность муниципальных органов власти, что выражается в возможности самостоятельного определения своих внутренних административных структур. Главным условием для создания таких структур является соответствие местным потребностям и обеспечение эффективного управления. При разработке своих организационных структур органы местного самоуправления не связаны более никакими иными условиями. Данное положение с точки зрения автономности местных органов представляется логичным и правильным. Отсутствие условий в виде необходимости каких-либо предварительных согласований или оценки разработанной структуры органов местного самоуправления свидетельствует о достаточной степени свободы в определении собственных административных средств для эффективного решения задач, стоящих перед местными органами власти.
Следует в этом контексте сравнить статью 131 Конституции Российской Федерации, которая, на первый взгляд, выглядит более демократичной, поскольку закрепляет определение структуры органов местного самоуправления за населением. Вместе с тем каких-либо механизмов для принятия населением такого решения не предусмотрено, и норма, по сути, остается декларацией. Можно согласиться с А. Широковым и С. Юрковой, полагающими, что самостоятельность населения в определении структуры органов местного самоуправления утрачена.
Материальную основу самостоятельности местных органов власти в соответствии со статьей 9 Европейской хартии местного самоуправления составляют собственные финансовые средства, необходимых для осуществления своих полномочий, о чем свидетельствуют следующие положения. Органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. При этом финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им конституцией или законом.
Необходимо отметить независимость муниципальных органов власти при формировании доходов местного бюджета. На это направлены нормы, защищающие органы местного самоуправления от безмерного расширения органами государственной власти полномочий в финансовой сфере местного самоуправления. К ним следует отнести положения, закрепленные в части 3 статьи 9 Европейской хартии местного самоуправления о том, что часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять самостоятельно в пределах, установленных законом.
Финансовый суверенитет местных органов власти, как полагает С. Исупова, состоит в самостоятельном регулировании финансового хозяйства в соответствии с установленными законодательными предписаниями. Автор под финансовым суверенитетом муниципалитетов понимает их право как на получение доходов, так и на принятие решений по использованию данных доходов, то есть различных выплат.
В числе финансовых источников, обеспечивающих деятельность местных органов, следует отметить также предоставление им субсидий государства. Они по возможности не должны предназначаться для финансирования конкретных проектов. Предоставление субсидий не должно наносить ущерба основополагающему принципу свободного выбора органами местного самоуправления политики в сфере их собственной компетенции. Здесь прослеживается независимость муниципальных органов власти от государственных структур в части использования по своему усмотрению для реализации собственных задач финансовой помощи государства, поступающей в местные бюджеты.
Анализ Европейской хартии местного самоуправления с точки зрения регламентации в ней одного из ключевых принципов местного самоуправления - самостоятельности убеждает, что в ней получили отражение все основные характеристик исследуемого принципа. Самостоятельность органов местного самоуправления в системе публичной власти государств - членов Совета Европы подкреплена организационными, компетенционными и финансово-экономическими гарантиями. Повторимся, что Европейская хартия местного самоуправления при этом делает акцент на регламентацию правовых условий самостоятельности (автономности) именно органов местного самоуправления, тогда как для российского законодательства характерной является самостоятельность всего института местного самоуправления или непосредственно населения муниципального образования.
ЛИХОШВА Артем Олегович
аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета