На сегодняшний день в нашей стране существует активная дискуссия в правовом сообществе о статусе, организационно-правовых формах и месте в общественной жизни некоммерческих организаций.
Это связано, с теми изменениями, которые были внесены в гражданское законодательство в положения о правовом статусе некоммерческих организаций. И в первую очередь, с положениями о некоммерческих организациях, действующих в качестве иностранного агента. Однако, помимо актуальной полемики, касающейся политической жизни страны и влияния на нее некоммерческих организаций - иностранных агентов, следует, на наш взгляд, обратить внимание на концептуальные и практические проблемы института некоммерческой организации в российской цивилистике.
Для проведения наиболее глубоко и всестороннего анализа статуса некоммерческих организаций, предлагаем обратиться к сравнительно-правовому исследованию законодательства Российской Федерации и наших ближайших соседей, стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества, бывших советских республик, а ныне независимых государств - Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызской республики.
Данная работа важна также и тем, что осознание необходимости более тесного экономического, социального и культурного сотрудничества требует создания унифицированных правовых норм практически во всех сферах жизнедеятельности, а в рамках гражданско-правового поля, в первую очередь.
Следует отметить, что гражданское законодательство, а в частности Гражданские кодексы перечисленных стран, безусловно, в рамках основных определений повторяют положения Гражданского кодекса РФ. Что, безусловно, не является удивительным, поскольку, это определяется общим советским прошлым и единой базой для формирования действующих нормативных актов.
Все указанные республики имеют в качестве ядра гражданского законодательства кодифицированные акты. Все четыре республики принимают свои Гражданские кодексы примерно в тот же исторический период, что и Российская Федерация, то есть с 1994 по 1999 года. ГК Казахстана - в 1994 году, ГК Узбекистана - в 1995 году, ГК Кыргызской республики - в 1998 году и ГК Таджикистана - в 1999 году.
Безусловно, базой таджикского, узбекского, кыргызского и казахского кодексов выступают основы гражданского законодательства СССР, а основным ориентиром становится Гражданский Кодекс Российской Федерации.
В первую очередь, обратимся к понятию некоммерческой организации в анализируемых правовых документах. Все Гражданские кодексы при определении некоммерческой организации основным ее признаком называют отсутствие получения прибыли в качестве цели деятельности.
В частности, ст. 50 ГК РФ гласит: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». Статьи 50 ГК Таджикистана и ст. 85 ГК Кыргызстана повторяют положения статьи ГК РФ без каких-либо изменений. В статье же 40 ГК Узбекистана имеет место следующая формулировка «Юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечения прибыли в качестве такой цели (некоммерческая организация)». Как видим, речи о распределении полученной прибыли между участниками в данной статье не идет. В ст. 34 ГК Казахстана дается следующее понятие видов юридических лиц: «Юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками (некоммерческая организация)». Здесь уже слово «прибыль» изменено на «чистый доход». Какое это имело для законодателя принципиальное значение, можно только гадать. Следует отметить, что определение коммерческой организации во всех кодексах идентично.
Однако, отсутствие в качестве целей создания и деятельности получения прибыли предполагает наличие других, отличных от указанной целей. Раскрывает основные цели деятельности некоммерческих организаций в России Федеральный закон «О некоммерческих организациях». В частности, п. 2 статья 2 указанного закона гласит: «Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ». Как мы видим, формулировка более чем широкая.
Исследуемые страны также приняли подобные нормативные акты, регулирующие правовое положение некоммерческих организаций. В них раскрываются цели создания и деятельности НКО, определяются основные организационно-правовые формы.
В республике Узбекистан действует закон от 14.04.1999 г. «О негосударственных некоммерческих организациях». Статья 2 данного закона гласит следующее: «Негосударственная некоммерческая организация — самоуправляемая организация, созданная на добровольной основе физическими и (или) юридическими лицами, не преследующая извлечение дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученные доходы (прибыль) между ее участниками (членами).
Негосударственная некоммерческая организация создается для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, других демократических ценностей, достижения социальных, культурных и образовательных целей, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, осуществления благотворительной деятельности и в иных общественно полезных целях». Некоммерческая организация характеризуется как самоуправляемая, цели организаций сформулированы более сжато, чем в российском нормативном акте.
В законе «О некоммерческих организациях» Киргизии в ст. 2 определяется, что «Некоммерческая организация - добровольная самоуправляемая организация, созданная физическими и (или) юридическими лицами на основе общности их интересов для реализации духовных или иных нематериальных потребностей в интересах своих членов и (или) всего общества, для которых извлечение прибыли не является основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между членами, учредителями и должностными лицами». Формулировка становится еще более лаконичной.
И только закон Казахской республики содержит определение наиболее близкое к российскому. Статья 2 Закона «О некоммерческих организациях»: «Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, культурных, научных, образовательных, благотворительных, управленческих целей; защиты прав, законных интересов граждан и организаций; разрешения споров и конфликтов; удовлетворения духовных и иных потребностей граждан; охраны здоровья граждан, охраны окружающей среды, развития физической культуры и спорта; оказания юридической помощи, а также в других целях, направленных на обеспечение общественных благ и благ своих членов (участников)».
В Таджикистане подобный закон о некоммерческих организациях отсутствует, есть только закон «Об общественных объединениях».
Как представляется из перечисленных формулировок законов, цели некоммерческих организаций, в целом, совпадают.
Обратимся к анализу предлагаемых кодексами и законами исследуемых стран организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
В указанной ст. 34 ГК Казахстана определяется, что «Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами». Как мы видим, перечень не является ограниченным. Однако вызывает вопрос нахождения в этом списке акционерного общества. Этот список повторяется и в законе «О некоммерческих организациях» с добавлением объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза).
П. 3 ст. 50 ГК Таджикистана гласит: «Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме некоммерческих кооперативов, потребительской кооперации, общественных объединений или религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом». В данном перечне организационно-правовых форм вызывает вопросы такая форма как «потребительская кооперация», которая требует более тщательного рассмотрения.
Ст. 40 Гражданского кодекса Узбекистана содержит следующее положение «Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может создаваться в форме общественного объединения, общественного фонда, финансируемого собственником учреждения, а также в иной форме, предусмотренной законодательными актами». Это, пожалуй, наиболее краткий перечень форм.
П. 3 ст. 85 ГК Киргизской республики определяет «Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме кооперативов, политических партий и иных общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных общественных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом». В данном положении мы впервые встречаем упоминание политической партии как организационно-правовой формы некоммерческой организации.
В ГК Российской Федерации правовые формы некоммерческих организаций содержатся в ст. 50: Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
- потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
- общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
2.1) общественных движений;
- ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
- казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
- учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
- автономных некоммерческих организаций;
- религиозных организаций;
- публично-правовых компаний;
- адвокатских палат;
- адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
- государственных корпораций;
- нотариальных палат».
Как мы видим список организационно-правовых форм некоммерческих организаций поражает своим размахом. На наш взгляд, такой огромный перечень форм некоммерческих организаций не является целесообразным, поскольку часть из них просто могут характеризоваться как общественные организации (казачьи общества, например), часть относится к категории ассоциаций и союзов (адвокатские палаты, нотариальные палаты) либо носит неопределенный характер и вызывает сомнения в своей жизнеспособности. Стоило ли вносить их в качестве самостоятельных форм - вопрос дискуссионный и только практика может дать нам правильные ответы. Следует отметить, что проблема развития форм и сферы деятельности некоммерческих организаций является очень актуальной и дискуссионной темой и выступает предметом исследования современных ученых-цивилистов.
В целом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на небольшие различия, законодательство исследуемых стран близко по содержанию и не содержит видимых противоречий и конфликтов. И это позволяет нам говорить о возможности безболезненного формирования общих унифицированных нормативных актов в области создания и деятельности некоммерческих организаций.
ШАПОВАЛ Ольга Вячеславовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар
КУЗНЕЦОВА Злата Вячеславовна
студентка Юридического факультета Южного института менеджмента, г. Краснодар