Толкачев К.Б.
№ 5 (72) 2014г.
В статье рассматривается вопрос о соответствии принципам и нормам международного права референдума, проведенного в Крыму, и состоявшегося воссоединения Республики Крым с Россией. Обосновывается его легитимность, сомнительность и несостоятельность юридических аргументов, выдвигаемых критиками референдума о статусе Крыма.
Дискуссия о соотношении духа и буквы права извечна в теоретико-правовой науке. Продолжается она и в современном международном праве, где, как правило, происходит постоянный поиск того варианта их соотношения, который в наибольшей степени конструктивен в конкретной ситуации. Но зачастую происходит достаточно вольное обращение с этими понятиями, обусловленное сугубо конъюнктурными соображениями. На первый план выносится либо предельно строгое соответствие существующим нормам права, либо следование наиболее общим принципам, лежащим в основе современных международно-правовых норм. Но при этом именно необходимость обоснования истинности и неоспоримости своих позиций зачастую определяет, что именно представляется более важным в данной ситуации, дух или буква права. На основе этого происходит позиционирование своего отношения к той или иной проблеме, построение своей аргументации, обоснование своей правоты.
К тому же сам массив международных нормативных актов велик, сложен и во многом противоре-чив. В принципе, в настоящее время абсолютно любой акт, всякое действие государства может найти свое обоснование в действующих международных правовых нормах.
Теория и история государства и права
Несомненно, что существует примат естественного права, не зависящего от субъективной воли законодателя. Законы принимаются исходя из строгой внутренней логики развития права, действия законо-мерностей и принципов его развития, тех потребностей, которые существуют в них. Это в совокупности и определяет содержание всего существующего правового массива, в том числе и норм международного права. Они призваны выполнять конструктивную роль — разрешать существующие противоречия, возможные конфликты, снимать остроту в отношениях субъектов международного права. Естественное право отображает сам дух права, его сущность, социальное предназначение. Возможны разные доктринальные толкования одних и тех же норм международного права, но главное, чтобы они способствовали позитивной динамике развития отношений между государствами.
В последнее время ярким примером разногласий стала дискуссия относительно правовой оценки референдума в Республике Крым и его последствий. Анализ продолжающейся дискуссии, в которую вовлечены многие специалисты в области международного права, подтверждает, что зачастую происходит достаточно вольное толкование существующих международных нормативно-правовых актов, обусловленное стремлением доказать нелегитимный характер воссоединения Крыма с Российской Федерацией.
Безусловно, неприемлемо давать оценку тем или иным явлениям или событиям в международной практике, основываясь лишь на одной группе принципов или норм международного права, сознательно подбирая лишь те из них, которые в наибольшей степени отвечают политическим интересам и позициям одной из сторон. Это — отход от принципа объективности в науке. К тому же этот подход неконструктивен — в этом случае дискутирующие стороны обречены на непонимание друг друга, неэффективный характер происходящих консультаций и контактов. Внутрикорпоративная солидарность юристов предполагает диалог даже при диаметральной противоположности позиций, умение выслушать аргументы противоположной стороны, обосновать свою точку зрения.
Сейчас можно утверждать, что реакция стран Запада на события в Крыму неадекватна и не подтверждается никакими серьезными юридическими аргументами. Это попытка следовать букве междуна-родного права, существующим нормативным актам, да и то непоследовательная, не слишком строгая и политически некорректная. Достаточно очевидны двойные стандарты, избирательно отбираемые из международно- правовой практики и применяемые для анализа сходных явлений нормы международного права.
Можно согласиться с тем, что проведанный референдум и вынесенное решение о присоединении к России противоречит нормам украинского конституционного права. Действительно, согласно ст. 73 Конституции Украины вопросы об изменении территории Украины решаются исключительно всеукраинским референдумом. Но это не означает, что он незаконен с позиций международного права.
Прежде всего следует сослаться на косовский прецедент, заключение Международного суда ООН от 22 июля 2010 г., принятое по запросу Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Сербии, где подтверждался тот факт, что одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает какую-либо норму международного права: «... общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости» . Принятое на крымском референдуме решение о независимости как раз и попадает под определение «односто-роннее провозглашение независимости». В 2010 г. тем самым признавалась сецессия Косово, выход края из состава Сербии. Но сейчас иностранные дипломаты доказывают, что в случае с Косово западные страны заступались за права народа, подвергающегося серьезным преследованиям, что это была «спасительная сецессия», не являющаяся прецедентом.
Международное право
Аргументация, обосновывающая независимость Косово, во много строится на том, что косовский народ подвергался грубым нарушениям прав человека со стороны сербов. Действительно, если Конституция Югославии 1974 г. предоставляла Косово достаточно высокую степень автономии, то в течении 1988-1990-х гг. принятые конституционные поправки резко ограничили автономию и упразднили Косовскую Ассамблею. Но нечто подобное происходило и с Крымом. Конституция Республики Крым, принятая в 1992 г., также устанавливала особый статус Крыма в составе Украины, систему органов государственной власти, гарантии прав и свобод человека. Но уже с 1994 г. украинские власти в одностороннем порядке стали предпринимать меры по ограничению автономии: отменена Конституция Крыма и ряд законов, принятых его Верховным Советом, приняты законы «О статусе Автономной Республики Крым» и «О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым». В результате этого Крым стал рядовым административно-территориальным образованием в составе Украины, сохранив лишь отдельные атрибуты автономии. Одним из нововведений стала отмена государственного статуса русского и крымско-татарского языков, государственным стал лишь украинский язык.
Налицо достаточно очевидное нарушение воли народа Крыма, проголосовавшего 6 мая 1992 г. за свою Конституцию, нарушение прав и свобод проживающих на его территории граждан. Но это почему-то не принимается во внимание, не рассматривается как один из аргументов в пользу состоявшегося референдума.
Существует провозглашенное Хартией ООН право наций на самоопределение, которое уже неоднократно позволяло обретать независимость отдельным народам. «Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, соци-альное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава». Право народов на самоопределение можно рассматривать как проекцию естественного права на уровень взаимоотношений больших социальных групп, общностей, государств.
В Декларации о принципах международного права указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса».
Действительно, право народа на самоопределение традиционно рассматривается, как право, реализуемое внутри государства, без выхода из его состава. Это обеспечивает территориальную целостность государства, придает стабильность современному международному правопорядку. Но бывают ситуации, и это признает международное право, когда народ не может реализовать свое право на самоопределение без выхода из состава государства, где он находится, и либо образования нового независимого государства, либо присоединения к другому государству, как это и произошло с Крымом.
Правом на самоопределение в свое время воспользовались Алжир, Нигер, Камерун, Буркина-Фасо и ряд других государств. Но сейчас приводится аргумент, что это право было признано в условиях деколонизации, для стран «третьего мира», обретающих государственный суверенитет. Дескать, это не может распространяться на современные европейские государства. Но при этом официальный Лондон не стал возражать против проведения в сентябре 2014 г. референдума в Шотландии, хотя и выступает против ее независимости. Опять-таки налицо подтасовка фактов, некорректное обращение с нормативно-правовым материалом, произвольное их толкование.
В качестве аргумента против крымского референдума высказывается также мнение, что референдум о государственном суверенитете Крыма необходимо было проводить на всей территории Украины, поскольку она не является федеративным государством. Но можно вспомнить о проведенном под эгидой ООН референдуме, провозгласившем независимость Южного Судана от Республики Судан, который состоялся только на юге страны. Это же можно сказать и о референдуме, проведенным ООН в 1993 г. в Эритрее, отделившейся от Эфиопии.
Сецессия же как таковая государствами ООН безусловно не поощряется, поскольку существует общепризнанный принцип территориальной целостности государства. Но если следовать Декларации о принципах международного права, принцип территориальной целостности упоминается лишь в контексте вмешательства извне, связан с угрозой силой или ее применением в отношении территориальной целостности или политической независимости со стороны другого государства. Это не предполагает невозможности изменения территории государств вследствие каких-либо внутренних процессов, что и происходило мирным путем при распаде СССР и разделе Чехословакии. Поэтому, если бы было доказано российское вмешательство во внутренние дела Украины, лишь это позволило бы по-ставить под вопрос легитимность референдума и его результатов, как нарушающих территориальную целостность Украины.
К тому же в Венской декларации Всемирной конференции ООН по правам человека подчеркивается, что государства, претендующие на защиту своей целостности, должны иметь «правительства, представляющие интересы всего народа на их территории без каких-либо различий». А легитимность действующего правительства Украины сомнительна, даже если исходить из действующих норм национального конституционного права.
Следует отметить, что в международном праве принцип территориальной целостности и право наций на самоопределение носят конкурентный характер. Как правило, национальные правовые системы закрепляют примат принципа территориальной целостности, формируют механизм его обеспечения. В то же время современная практика международных отношений свидетельствует о том, что значимость и реальная роль декларируемого международным правом права наций на самоопределение не только не снижается, но, напротив, играет весьма значимую роль во многих регионах планеты. Правда, не следует оба эти подхода абсолютизировать — именно конкретика обстоятельств определяет, что более подходит для данной конкретной ситуации — доминирует либо необходимость сохранения целостности государства, либо право народа обрести собственную государственность.
Мировая практика продемонстрировала достаточно много прецедентов, когда отдельная территория выходила из состава суверенного государства вследствие проведенного на ее территории референдума, даже если это не соответствовало законодательству страны. Это соответствует современной западноевропейской правовой традиции, построенной на принципе народовластия.
Профессор МГУ Владимир Алексеевич Томсинов в статье, опубликованной недавно в «Вестнике МГУ», рассмотрел такую острую проблему международного права, как право народа на самоопределение и способ его реализации путем сецессии. Он пришел к выводу, что воссоединение Крыма с Российской Федерацией в полной мере соответствует нормам и принципам международного права, выраженным в Уставе ООН, международным конвенциям и декларациям, практике Международного суда и международно-правовой традиции разрешения споров, возникающих в подобных ситуациях. Он пишет, что этот случай в будущем войдет в учебники по международному публичному праву, но не в качестве прецедента, а в виде исключительного случая.
Справедливость — категория скорее нравственная, чем правовая. В международном праве сложно найти ситуацию, когда восстановление исторической справедливости рассматривалось бы как основание, серьезный аргумент для каких- либо действий. Но ситуация с возвращением Крыма является именно тем примером, когда практически все население и Российской Федерации, Республики Крым расценивает это как вполне справедливое, логичное и последовательное действие. Крым всегда был связан с Россией исторической судьбой, культурными, экономическими связями. Передача его в состав УССР в свое время произошла с грубейшими нарушениями правовых норм Советского Союза. Поэтому воссоединение с Россией представляет собою именно восстановление исторической справедливости, отвечающее воле многонационального крымского населения.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин недавно, во время традиционной «прямой линии», правда, применительно к другим обстоятельствам, высказался о том, что в правящих кругах ряда европейских страна происходит возврат к здоровому консерватизму. Происходит переосмысление моральных и этических норм, навязываемых обществу недемократическим путем. Тех норм, которые сопровождаются разрушением традиционных ценностей, противоречат мировоззрению и воле большинства населения. Наверное, стремления ряда стран навязать всему мировому сообществу свое видение и свои оценки происходящего в мире, оправдать свои действия в Югославии, Ираке, Афганистане также можно расценить именно как попытку разрушить, расшатать, взбудоражить традиционное международное сообщество, внести в него новые ценности и представления. И следует надеяться на то, что возобладает стремление к традиционной, стабильной, сложившейся на протяжении послевоенных десятилетий системе внутриевропейских межгосударственных отношений.
Возвращаясь к дискуссии о духе права, можно вспомнить события сентября — октября 1993 г. в Рос-сии, когда острый конституционно-правовой кризис был преодолен силовым путем. Президентский указ № 1400 был нелегитимен с позиций действовавшего российского конституционного права, но он все же позволил преодолеть сложившуюся ситуацию и выстроить ныне действующую систему органов государственной власти. До сих пор продолжаются дискуссии о моральнонравственной, политической и правовой оценке тех событий. Но тогда западные правящие круги и ведущие зарубежные юристы достаточно единодушно говорили о конфликте законности и целесообразности в России, о полном соответствии действий Президента Б. Н. Ельцина духу права, задачам нормализации общественно-политической обстановки в стране. Сейчас, спустя два десятилетия, какие-либо аргументы в пользу духа права применительно к действиям российского руководства Западом уже не приветствуются.
Необходима комплексная оценка ситуации, ясные формулировки и серьезные правовые аргументы, позволяющие оценить крымский референдум с позиции норм действующего международного права. Пока же можно фиксировать многочисленные нарушения странами Запада Декларации принципов международного права, произвольное толкования его норм, попытки действовать с позиций силы, а не права. Это не способствует конструктивному диалогу, снятию напряженности в международных отношениях, нормализации внутриевропейских межгосударственных отношений. Воссоединение Крыма с Российской Федерацией не противоречит ни принципам, ни нормам современного международного права, в полной мере соответствует существующим нормативным правовым актам.