В условиях современной правовой действительности, учитывая демократические основы построения современного человеческого социума, наличие у граждан возможности напрямую принимать участие в делах государства и реализовывать принадлежащие им по закону властные полномочия на практике обладает фундаментальным значением.
В Российской Федерации реализуются две формы демократии - непосредственная и представительная. Именно в рамках реализации институтов непосредственной демократии граждане получают законную возможность напрямую, а не через представителей во власти, принять участие в общественной, политической и правовой жизни государства.
В таких условиях развития демократических начал формирования государственности, выборы и референдум являются основными формами, с помощью которых граждане имеют законную возможность принять непосредственное участие в делах государства, реализовать свои властные полномочия и проявить активную гражданскую позицию [1, с. 186]. Государство, в свою очередь, в лице специализированных уполномоченных органов, организаций и должностных лиц обязано обеспечить эффективную реализацию гражданами принадлежащих им избирательных прав. В Российской Федерации вопросами, касающимися организации и проведения выборов, занимается Центральная Избирательная Комиссия РФ.
Тем не менее, несмотря на то, что вопросам организации и проведения выборов в Российской Федерации на различных уровнях государственной и муниципальной власти традиционно уделяется повышенное внимание со стороны законодателя и общественности, в этой сфере по-прежнему существует ряд проблем, относительно правовой природы которых ведется множество дискуссий в современной конституционно-правовой и избирательной доктрине [3, с. 21].
Одной из основных проблем правового регулирования и реализации выборов в Российской Федерации является нестабильность избирательного законодательства [4, с. 62]. Об этом говорят специалисты и ученые уже не один год, однако ситуация до сих пор остаётся проблемной. В избирательное законодательство Российской Федерации на постоянной основе вносится множество изменений, большинство из которых отнюдь не исправляет имеющиеся проблемы и не корректирует ситуацию к лучшему, а лишь дестабилизирует ситуацию. Кроме того, ввиду того, что современный избирательный процесс в Российской Федерации регулируется огромным массивом федерального и регионального законодательства, изменения в одном нормативно-правовом акте неизменно приводят к изменениям в другом, так как между ними имеется устойчивая взаимосвязь, а региональное законодательство и вовсе должно соответствовать и не может противоречить федеральному законодательству. Все это негативным образом сказывается на систематизации, стабильности и постоянности действующего избирательного закона, так как некоторые правила и требования по проведению выборов меняются.
Актуальной остается проблема в сфере конституционных гарантий судебной защиты избирательных прав граждан. Количество подобных обращений в суд, постоянно увеличивается, а процедура и сроки принятия решений по ним оставляют желать лучшего. В связи с этим жалобы от граждан рассматриваются крайне долго, что порождает еще большие недовольства и противоречия. К тому же, бюрократическая процедура, которая предписывает особый порядок подготовки и направления жалобы в суд по нарушению избирательных прав граждан, так же нуждается в корректировке в связи со сложным, не всегда понятным и логичным порядком, который предписывает предоставление абсолютно не нужных документов.
Не менее остро применительно к современному институту выборов в Российской Федерации стоит проблема абсентеизма - отказа избирателей от участия в выборах, характеризующегося крайне низкой электоральной активностью. Абсентеизм в избирательной системе возникает не случайно, его причины и истоки уже давно изучены и проанализированы. В частности, одной из причин абсентеизма применительно к выборам называют наличие политико-правовых противоречий между избирателями и государством, неудовлетворенность избирательной системой, отсутствие достойных уважения и симпатии избирателей кандидатов. Проблема абсентеизма актуальна во всем мире, однако в нашей стране она наиболее актуально возникла в начале XX века [2, с. 34]. Безусловно, многое уже удалось исправить, однако и в наши дни проблема повышения избирательной активности имеет место быть, особенно на различных муниципальных выборах. Абсентеизм оказывает негативное влияние на реализацию института выборов, затрудняет его фактическое функционирование.
Особую актуальность в контексте современных технологий приобрела проблема неограниченного доступа кандидатов к средствам массовой информации в целях политической агитации. В настоящий момент действующее избирательное законодательство не предусматривает никаких ограничений по использованию кандидатами на выборах средств массовой информации и иной политической рекламы. В результате кандидаты с более существенными финансовыми возможностями в неограниченном количестве могут использовать платные выступления на телевидение, иных ресурсах и привлекать потенциальных избирателей, тогда как другие более скромные по финансовым возможностям кандидаты, в условиях ограниченных ресурсов, оказываются в неравном положении, так как они не способны оплатить подобное количество эфирного времени в СМИ.
В рамках повышения доверия избирателей к результатам и процедуре выборов важно задуматься о разработке механизмов снижения возможных фальсификаций в избирательном процессе. К сожалению, ежегодно при проведении выборов на различных уровнях государственной власти специалисты, избиратели, кандидаты и наблюдатели фиксируют ряд нарушений и фальсификаций, которые существенным образом подрывают авторитет избирательной кампании и доверие самих избирателей [5, с. 44]. Безусловно, ЦИК РФ и иные компетентные органы, в том числе, независимые наблюдатели, прилагают усилия для искоренения фальсификаций, однако только человеческих усилий явно недостаточно. Необходимо продолжать наращивать технический потенциал систем контроля и наблюдения на избирательных участках, использовать иные современные разработки на благо прозрачности и честности выборов. Иначе проблему абсентеизма, которая отчасти является следствием выявления фальсификаций, решить будет крайне затруднительно.
Не менее важно задуматься о вопросах безопасности выборов и недопущение фальсификаций при многодневных выборах. Если в условиях традиционного многодневного голосования только один день необходимо уделять пристальное внимание избирательным участкам и всему, что на них происходит, то, например, в рамках 3, 5 или 7-дневного голосования эта работа удлиняется пропорционально количеству дней. Соответственно, степень ответственности и сложности так же увеличиваются. Многодневный формат проведения голосования с применением дополнительных форм, таких, как голосование на придомовых территориях и в населенных пунктах, где отсутствуют избирательные участки, существенно усложнили работу наблюдателей, которых, к слову, могли назначать только общественные палаты. Мы убеждены в том, что в этом отношении кроется потенциальная угроза для всего избирательного процесса, ведь именно институт наблюдателей, являясь одним из самых молодых элементов избирательной системы, представляет собой неотъемлемую часть демократически развивающегося государства. Легальность избирательного процесса не всегда свидетельствует о его легитимности, поэтому введение многодневного голосования и дополнительных форм досрочного голосования в условиях недостаточного доверия граждан к избирательной системе способно лишь усложнить возможности общественного контроля над проведением выборов, что, в конечном счете, может привести к снижению доверия россиян к институтам власти.
Выборы в новейшей истории Российской Федерации являются неотъемлемым элементном социально-правовой действительности, без которого представить современные общественные отношения крайне сложно. Выборы уже давно вышли за рамки избирательного права и процесса, став по-настоящему глобальным процессом, который касается каждого гражданина. В рамках института выборов основными проблемами являются следующие: нестабильность действующего избирательного законодательства, абсентеизм, неограниченность доступа к политической рекламе, наличие фальсификаций (несмотря на улучшения в последние годы). Помимо этого, по нашему мнению, крайне важно обратить пристальное внимание на то, чтобы всем участникам предвыборной гонки, независимо от принадлежности к той или иной политической партии, выделялось одинаковое количество агитационных ресурсов, связанных с использованием средств массовой информации. Следовательно, необходимо установить конкретные барьеры в действующем федеральном и региональном законодательстве.
КУРБАТОВА Галина Васильевна
кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России
ИВАНОВА Ольга Вячеславовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя