Целью настоящей статьи является определение и выявление основных способов учреждения гибридных трибуналов и интернационализированных судов, созданных для уголовного преследования лиц, ответственных за серьезные преступления по международному праву.
На сегодняшний день можно выделить четыре способа учреждения гибридных трибуналов и интернационализированных судов. Во-первых, они могут быть созданы под эгидой резолюции Совета Безопасности ООН на территориях, где была введена временная администрация ООН. Во-вторых, это возможно путем двустороннего соглашения. В-третьих, органы смешанной уголовной юрисдикции могут быть интегрированы в судебную систему государства в качестве национальных судов, включающих в своей структуре международные элементы. Также, они могут учреждаться резолюцией Совета Безопасности ООН.
Не существует единого шаблона, характеризующего учреждение уже существующих гибридных трибуналов. Хотя можно выделить некоторые общие факторы, все гибридные трибуналы возникли вследствие разных обстоятельств. Если говорить об общих чертах, то первое сходство между гибридными трибуналами заключается в том, что, в отличие от Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии и Международного уголовного трибунала по Руанде, большинство гибридных трибуналов не были созданы в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН, руководствуясь главой VII Устава ООН. Единственным исключением из этого правила является Специальный трибунал по Ливану. Другим сходством является ограниченная финансовая поддержка со стороны Организации Объединенных Наций. В большинстве случаев, хотя Организация Объединенных Наций и другие государства способствуют нормальному функционированию гибридных трибуналов посредством взноса денежных средств, большая часть финансовой ответственности за поддержание их основной функции лежит на пострадавшем государстве.
Смешанные трибуналы, созданные под эгидой ООН. В тех случаях, когда сложившаяся постконфликтная ситуация характеризуется полным развалом всех правительственных структур или разрушением государственности, Организация Объединенных Наций может содействовать переходному этапу и создавать на данной территории временную администрацию, которая, в свою очередь, решает вопрос об учреждении гибридного трибунала. В этом контексте Организация Объединенных Наций может помогать с учреждением трибунала и его администрированием, когда государство, затронутое конфликтом, не может либо не желает этого делать.
Одним из примеров гибридного трибунала, созданного временной администрацией ООН, являются Особые коллегии по тяжким преступлениям в Восточном Тиморе, которые были учреждены в 2000 году. Восточный Тимор бушевал после окончания индонезийской оккупации в 1999 году. После того, как индонезийские ополченцы уничтожили большую часть столицы Дили, а массовые убийства стали нормой, Временная администрация Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе (ВАООНВТ), созданная резолюцией Совета Безопасности ООН № 1272(1999) от 25 октября 1999 года, учредила Особые коллегии при Окружном суде г. Дили в рамках своего мандата по установлению и поддержанию правопорядка после окончания конфликта.В число проблем функционирования данного органа входило отсутствие финансирования, отсутствие интереса со стороны как Организации Объединенных Наций, так и народа Восточного Тимора, нежелание сотрудничества со стороны Индонезии, в результате чего были осуществлены судебные преследования преимущественно мелких преступников.
Организацией Объединенных Наций также был учрежден гибридный трибунал в Косово после жестокого конфликта между сербами и албанцами под руководством Слободана Милошевича. Совет Безопасности ООН принял резолюцию о создании Миссии Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК), которая была уполномочена создать новый судебный порядок и управлять судебными органами в Косово. Была создана гибридная судебная система, которая функционировала аналогично внутренней системе с добавлением международных элементов: применение международного права и вовлеченность международного персонала. В целях содействия осуществлению своих полномочий МООНК также помогала создавать смешанные судебные коллегии в Косово («Regulation 64» panels), в состав которых входили, в основном, международные судьи и международный прокурор. Проект в Косово получает международную поддержку от США, Европы и НАТО.
Смешанные трибуналы, созданные двусторонними соглашениями. Государства, затронутые конфликтами, могут также создавать гибридные трибуналы в рамках двусторонних соглашений с Организацией Объединенных Наций. Двусторонние соглашения могут выступать в качестве решения данного вопроса, когда правительство государства, о котором идет речь, не может договориться о создании местного трибунала или по другим обстоятельствам, связанным с внутренними политическими проблемами.
Например, после гражданской войны в Сьерра-Леоне, длившейся одиннадцать лет, судебная система находилась в абсолютном беспорядке, лишенная возможности судебного преследования виновных в конфликте. Президент Ахмад Кабба обратился к Организации Объединенных Наций с просьбой оказать помощь в создании независимого, так называемого, Специального суда. В течение нескольких месяцев Совет Безопасности ООН принял резолюцию, разрешающую Генеральному секретарю вступить в переговоры о создании предлагаемого суда. Официальное соглашение, подписанное 16 января 2002 года, создало Специальный суд по Сьерра-Леоне, полностью финансируемый добровольными взносами государств-членов Организации Объединенных Наций. Данный орган уполномочен преследовать как внутренние, так и международные преступления, а кадровый состав включает местных и иностранных юристов.
Подобно Сьерра-Леоне, но с гораздо более длительным периодом переговоров, в рамках двустороннего соглашения между Организацией Объединенных Наций и правительством Камбоджи были созданы Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи. Первый и второй премьер-министры Камбоджи обратились к Организации Объединенных Наций в 1997 году с просьбой об оказании помощи в создании трибунала для судебного преследования руководителей правительства красных кхмеров, в результате которого погибло 1,7 миллиона человек с 1975 по 1979 год. Группа экспертов ООН, созданная в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН с целью выявить возможные пути привлечения преступников к ответственности, рекомендовала создание трибунала и его функционирование под международным контролем. Однако правительство Камбоджи не приняло идею о создании сугубо международного трибунала. После серии сложных переговоров продолжительностью семь лет правительство Камбоджи и ООН, наконец, достигли соглашения, создавшего Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи, финансируемые Камбоджей и Организацией Объединенных Наций с добровольными пожертвованиями денег от других государств-членов международного сообщества и от частных доноров, а также с привлечением иностранного персонала.
Гибридные трибуналы, созданные в качестве местных судов с включением международных элементов. Продолжая тему учреждения гибридных трибуналов, справедливо отметить, что государства могут также принять решение о создании данных органов в качестве национальных судов с официальным международным участием. Эти трибуналы, в основном, являются внутренними, но также применяют международное право и в их состав входит некоторый международный персонал для надзора за судебными разбирательствами. Данные местные гибридные трибуналы могут быть наиболее логичным выбором для тех государств, граждане которых опасаются чрезмерного международного участия. Однако в случае невключения норм международного права в свое внутреннее законодательство, эти гибридные трибуналы могут не обладать юрисдикцией для судебного преследования лиц, ответственных за совершение важных международных преступлений, таких как геноцид или военные преступления.
Например, после конфликта в бывшей Югославии Дейтонское мирное соглашение 1995 года создало Аппарат Верховного представителя по Боснии и Герцеговине, которому было поручено реформировать судебную систему Боснии. Верховный представитель учредил Судебную палату по расследованию военных преступлений в Боснии и Герцеговине. Несмотря на то, что Судебная палата является национальным учреждением, действующим в соответствии с национальным законодательством, Палата нанимает различных международных экспертов и персонал. В соответствии с соглашением между Аппаратом Верховного представителя по Боснии и Герцеговине и Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) установлено, что Судебная палата прекратит использование международного персонала с истечением пятилетнего срока, так что она и ее Секретариат, в конечном итоге, будут включены в систему внутреннего судопроизводства. Создание Судебной палаты в рамках внутренней судебной системы сделало ее более доступной для боснийцев, чем МТБЮ, который находится в Гааге.
Смешанные трибуналы, созданные под эгидой резолюций Совета Безопасности ООН. Специальный трибунал по Ливану является единственным гибридным трибуналом, созданным в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в соответствии с запросом государства. Хотя Организация Объединенных Наций и правительство Ливана пытались заключить двустороннее соглашение, аналогичное соглашению со Сьерра-Леоне или Восточным Тимором, правительство Ливана не смогло договориться о ратификации соглашения. Трибунал был создан для установления виновных лиц в убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири 14 февраля 2005 года и привлечения их к уголовной ответственности. Трибунал был создан в 2007 году, а его временная юрисдикция ограничивается преступлениями, совершенными после 1 октября 2004 года.
Данный орган отличается от других гибридных трибуналов двумя существенными особенностями. Во-первых, он имеет самую узкую юрисдикцию среди всех гибридных трибуналов. Трибунал может рассматривать только преступления, совершенные против конкретного лица. Более того, Специальный трибунал по Ливану является единственным трибуналом, обладающим юрисдикцией только в отношении преступлений, являющихся таковыми в соответствии с национальным законодательством, включая акт терроризма. Во-вторых, в отличие от других гибридных трибуналов, Специальный трибунал по Ливану находится в Гааге, и, хотя он не является официальным органом Организации Объединенных Наций, назначенный Секретариатом ООН Секретарь полномочен наблюдать за повседневным функционированием Трибунала.
ШАКИРОВА Римма Исмагиловна
аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета