Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Органы смешанной уголовной юрисдикции: аналитический обзор учреждения существующих гибридных трибуналов и интернационализированных судов

Целью настоящей статьи является определение и выявле­ние основных способов учреждения гибридных трибуналов и интернационализированных судов, созданных для уголовного преследования лиц, ответственных за серьезные преступления по международному праву.

На сегодняшний день можно выделить четыре способа учреждения гибридных трибуналов и интернационализиро­ванных судов. Во-первых, они могут быть созданы под эгидой резолюции Совета Безопасности ООН на территориях, где была введена временная администрация ООН. Во-вторых, это возможно путем двустороннего соглашения. В-третьих, орга­ны смешанной уголовной юрисдикции могут быть интегриро­ваны в судебную систему государства в качестве национальных судов, включающих в своей структуре международные эле­менты. Также, они могут учреждаться резолюцией Совета Без­опасности ООН.

Не существует единого шаблона, характеризующего учреждение уже существующих гибридных трибуналов. Хотя можно выделить некоторые общие факторы, все ги­бридные трибуналы возникли вследствие разных обстоя­тельств. Если говорить об общих чертах, то первое сход­ство между гибридными трибуналами заключается в том, что, в отличие от Международного уголовного трибуна­ла по бывшей Югославии и Международного уголовного трибунала по Руанде, большинство гибридных трибуна­лов не были созданы в соответствии с резолюцией Сове­та Безопасности ООН, руководствуясь главой VII Устава ООН. Единственным исключением из этого правила яв­ляется Специальный трибунал по Ливану. Другим сход­ством является ограниченная финансовая поддержка со стороны Организации Объединенных Наций. В большин­стве случаев, хотя Организация Объединенных Наций и другие государства способствуют нормальному функци­онированию гибридных трибуналов посредством взноса денежных средств, большая часть финансовой ответствен­ности за поддержание их основной функции лежит на по­страдавшем государстве.

Смешанные трибуналы, созданные под эгидой ООН. В тех случаях, когда сложившаяся постконфликтная ситуация характеризуется полным развалом всех правительственных структур или разрушением государственности, Организация Объединенных Наций может содействовать переходному эта­пу и создавать на данной территории временную администрацию, которая, в свою очередь, решает вопрос об учреждении гибридного трибунала. В этом контексте Организация Объ­единенных Наций может помогать с учреждением трибуна­ла и его администрированием, когда государство, затронутое конфликтом, не может либо не желает этого делать.

Одним из примеров гибридного трибунала, созданного временной администрацией ООН, являются Особые колле­гии по тяжким преступлениям в Восточном Тиморе, которые были учреждены в 2000 году. Восточный Тимор бушевал после окончания индонезийской оккупации в 1999 году. После того, как индонезийские ополченцы уничтожили большую часть столицы Дили, а массовые убийства стали нормой, Временная администрация Организации Объединенных Наций в Вос­точном Тиморе (ВАООНВТ), созданная резолюцией Совета Безопасности ООН № 1272(1999) от 25 октября 1999 года, учре­дила Особые коллегии при Окружном суде г. Дили в рамках своего мандата по установлению и поддержанию правопоряд­ка после окончания конфликта.В число проблем функциони­рования данного органа входило отсутствие финансирования, отсутствие интереса со стороны как Организации Объединен­ных Наций, так и народа Восточного Тимора, нежелание со­трудничества со стороны Индонезии, в результате чего были осуществлены судебные преследования преимущественно мелких преступников.

Организацией Объединенных Наций также был учреж­ден гибридный трибунал в Косово после жестокого конфлик­та между сербами и албанцами под руководством Слободана Милошевича. Совет Безопасности ООН принял резолюцию о создании Миссии Организации Объединенных Наций по де­лам временной администрации в Косово (МООНК), которая была уполномочена создать новый судебный порядок и управ­лять судебными органами в Косово. Была создана гибридная судебная система, которая функционировала аналогично вну­тренней системе с добавлением международных элементов: применение международного права и вовлеченность между­народного персонала. В целях содействия осуществлению своих полномочий МООНК также помогала создавать сме­шанные судебные коллегии в Косово («Regulation 64» panels), в состав которых входили, в основном, международные судьи и международный прокурор. Проект в Косово получает между­народную поддержку от США, Европы и НАТО.

Смешанные трибуналы, созданные двусторонними согла­шениями. Государства, затронутые конфликтами, могут также создавать гибридные трибуналы в рамках двусторонних согла­шений с Организацией Объединенных Наций. Двусторонние соглашения могут выступать в качестве решения данного во­проса, когда правительство государства, о котором идет речь, не может договориться о создании местного трибунала или по другим обстоятельствам, связанным с внутренними политиче­скими проблемами.

Например, после гражданской войны в Сьерра-Леоне, длившейся одиннадцать лет, судебная система находилась в абсолютном беспорядке, лишенная возможности судебно­го преследования виновных в конфликте. Президент Ахмад Кабба обратился к Организации Объединенных Наций с просьбой оказать помощь в создании независимого, так на­зываемого, Специального суда. В течение нескольких месяцев Совет Безопасности ООН принял резолюцию, разрешающую Генеральному секретарю вступить в переговоры о создании предлагаемого суда. Официальное соглашение, подписанное 16 января 2002 года, создало Специальный суд по Сьерра-Ле­оне, полностью финансируемый добровольными взносами государств-членов Организации Объединенных Наций. Дан­ный орган уполномочен преследовать как внутренние, так и международные преступления, а кадровый состав включает местных и иностранных юристов.

Подобно Сьерра-Леоне, но с гораздо более длительным периодом переговоров, в рамках двустороннего соглашения между Организацией Объединенных Наций и правитель­ством Камбоджи были созданы Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи. Первый и второй премьер-министры Камбоджи обратились к Организации Объединенных Наций в 1997 году с просьбой об оказании помощи в создании трибунала для судебного преследования руководителей правительства крас­ных кхмеров, в результате которого погибло 1,7 миллиона че­ловек с 1975 по 1979 год. Группа экспертов ООН, созданная в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН с целью выявить возможные пути привлечения преступников к ответственности, рекомендовала создание трибунала и его функционирование под международным контролем. Однако правительство Камбоджи не приняло идею о создании сугубо международного трибунала. После серии сложных перегово­ров продолжительностью семь лет правительство Камбоджи и ООН, наконец, достигли соглашения, создавшего Чрезвы­чайные палаты в судах Камбоджи, финансируемые Камбод­жей и Организацией Объединенных Наций с добровольными пожертвованиями денег от других государств-членов между­народного сообщества и от частных доноров, а также с при­влечением иностранного персонала.

Гибридные трибуналы, созданные в качестве местных судов с включением международных элементов. Продолжая тему учреждения гибридных трибуналов, справедливо отме­тить, что государства могут также принять решение о создании данных органов в качестве национальных судов с официаль­ным международным участием. Эти трибуналы, в основном, являются внутренними, но также применяют международное право и в их состав входит некоторый международный пер­сонал для надзора за судебными разбирательствами. Данные местные гибридные трибуналы могут быть наиболее логич­ным выбором для тех государств, граждане которых опаса­ются чрезмерного международного участия. Однако в случае невключения норм международного права в свое внутреннее законодательство, эти гибридные трибуналы могут не обла­дать юрисдикцией для судебного преследования лиц, ответ­ственных за совершение важных международных преступле­ний, таких как геноцид или военные преступления.

Например, после конфликта в бывшей Югославии Дей­тонское мирное соглашение 1995 года создало Аппарат Вер­ховного представителя по Боснии и Герцеговине, которому было поручено реформировать судебную систему Боснии. Верховный представитель учредил Судебную палату по рас­следованию военных преступлений в Боснии и Герцеговине. Несмотря на то, что Судебная палата является национальным учреждением, действующим в соответствии с национальным законодательством, Палата нанимает различных международ­ных экспертов и персонал. В соответствии с соглашением меж­ду Аппаратом Верховного представителя по Боснии и Герце­говине и Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) установлено, что Судебная палата прекратит исполь­зование международного персонала с истечением пятилетне­го срока, так что она и ее Секретариат, в конечном итоге, будут включены в систему внутреннего судопроизводства. Созда­ние Судебной палаты в рамках внутренней судебной системы сделало ее более доступной для боснийцев, чем МТБЮ, кото­рый находится в Гааге.

Смешанные трибуналы, созданные под эгидой резолю­ций Совета Безопасности ООН. Специальный трибунал по Ливану является единственным гибридным трибуналом, соз­данным в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в соответствии с запросом государства. Хотя Организа­ция Объединенных Наций и правительство Ливана пытались заключить двустороннее соглашение, аналогичное соглаше­нию со Сьерра-Леоне или Восточным Тимором, правитель­ство Ливана не смогло договориться о ратификации соглаше­ния. Трибунал был создан для установления виновных лиц в убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири 14 февраля 2005 года и привлечения их к уголовной ответ­ственности. Трибунал был создан в 2007 году, а его временная юрисдикция ограничивается преступлениями, совершенны­ми после 1 октября 2004 года.

Данный орган отличается от других гибридных трибу­налов двумя существенными особенностями. Во-первых, он имеет самую узкую юрисдикцию среди всех гибридных трибу­налов. Трибунал может рассматривать только преступления, совершенные против конкретного лица. Более того, Специаль­ный трибунал по Ливану является единственным трибуналом, обладающим юрисдикцией только в отношении преступле­ний, являющихся таковыми в соответствии с национальным законодательством, включая акт терроризма. Во-вторых, в отличие от других гибридных трибуналов, Специальный трибунал по Ливану находится в Гааге, и, хотя он не является официальным органом Организации Объединенных Наций, назначенный Секретариатом ООН Секретарь полномочен на­блюдать за повседневным функционированием Трибунала.

ШАКИРОВА Римма Исмагиловна
аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях