№ 11 (78) 2014г.
Бекяшев К. А.
-
29 мая 2014 г. в г. Астане президенты Белоруссии, Казахстана и России подписали Договор о Евразийском экономическом союзе.
Событие это является всемирно историческим.
После подписания Договора президенты трех стран выступили с программными заявлениями, которые характеризуют отношение их стран к международной организации.
Н. А. Назарбаев заявил: «Я поздравляю народы наших стран с подписанием Договора. Мы объединяем свои экономические потенциалы во благо процветания наших народов».
В. В. Путин отметил, что подписанный Договор имеет «действительно эпохальное историческое значение, открывает самые широкие перспективы для развития экономики и повышения благосостояния граждан наших стран.
На мировой арене появилась новая экономическая организация, обладающая в полной мере международной правосубъектностью и действующая на основе принципов ВТО».
А. Г. Лукашенко заявил следующее: «Мы верим, что экономический союз станет в будущем основой нашего политического, военного и гуманитарного единства».
Об экономике ни слова. В. В. Путин назвал ЕАЭС организацией, А. Г. Лукашенко — союзом, а Н. А. Назарбаев — никак не назвал.
Договор о Евразийском экономическом союзе 26 сентября 2014 г. ратифицировала Государственная Дума Российской Федерации. Он вступит в силу с 1 января 2015 г.
Договор содержит правила иные, чем те, которые применяются в законодательстве РФ, предусматривает передачу осуществления части полномочий Российской Федерации на наднациональный уровень, а также устанавливает юридическую обязательность решений органов Союза для Российской Федерации. На основании пп. «а» и «д» п. 1 ст. 15 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Договор о ЕАЭС подлежит ратификации. Так определил В. В. Путин в своей пояснительной записке.
Вероятно, Договор будет подписан Арменией.
Договор состоит из 97 статей и 33 приложений.
Наша кафедра неоднократно по просьбе федеральных органов подготавливала юридические заключения по отдельным статьям. Но в переговорах мы участия не принимали.
С моим коллегой Е. Г. Моисеевым я подготовил учебное пособие «Право ЕАЭС», которое выйдет в свет в начале декабря. У нас будет читаться спецкурс для магистрантов «Право ЕАЭС». Этот курс будет одним из ведущих и скоро станет общеуниверситетским курсом. Он должен быть центральным.
-
Ознакомление с Договором от 29 мая 2014 г. вызывает много вопросов теоретического и практического плана.
Важнейшими из них являются такие вопросы:
- Является ли ЕАЭС международной организацией или международным интеграционным объединением?
- Является ли ЕАЭС наднациональной организацией?
- Каковы особенности права Союза и структура этого права?
Напомню, что целью Союза является устранение барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики. Договор фиксирует переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.
Согласно п. 2 ст. 1 Договора Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.
Из этого пункта и других статей Договора вытекает следующее:
Союз является международной (т.е. межгосударственной) организацией. Иными словами, он является субъектом международного права, поскольку осуществляет свою деятельность, в частности, на основе уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности, сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон.
Следовательно, Союз является субъектом международного публичного права, соответствует шести признанным признакам международных организаций, создан для управления деятельностью государств в формировании единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Кроме того, Союз способствует всесторонней модернизации, кооперации и повышению конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Будучи межгосударственной организацией, Союз не может обладать качествами наднациональности, поскольку он не может возвышаться над своими учредителями, командовать ими. Поэтому в ст. 38 Договора справедливо указывается на то, что Союз не имеет наднациональную компетенцию в сфере торговли услугами (это международно-правовые отношения).
-
Однако В. В. Путин неоднократно заявлял, что Союз является наднациональной организацией. Что имеется ввиду? Для этого мы должны исходить из компетенции Союза.
В ст. 7 Договора говорится о том, что Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями. Об этих объединениях упоминается и во многих других статьях Договора.
Какова юридическая природа международных интеграционных объединений? Являются ли они международными организациями? Является ли Союз таковым?
Эти и многие другие вопросы уже были предметом обстоятельного исследования в монографии «Правовые проблемы формирования межгосударственных объединений», изданной ИЗиСП в 2012 г., в учебнике В. М. Шумилова, а также в статьях Л. И. Воловой, И. Р. Султанова, В. Б. Рыжова, A. Я. Капустина, М. Л. Энтина, Е. Б. Ганюшкиной и других ученых.
Пожалуй, соглашусь с И. Р. Султановым в том, что международные интеграционные объединения не являются простым инструментом государств-учредителей. Своими интеграционными концепциями, юридической теорией, договорной практикой они вносят собственную инерцию в процессы международного взаимодействия, свои новшества в международное право, которые порой даже не всегда прописаны в учредительных договорах. Интеграционный альянс носит не политический, а технический характер. Однако деятельность международных интеграционных объединений строится на принципах международного общения. Так пишет И. Р. Султанов.
В литературе высказаны различные суждения о сущности международного интеграционного права. По мнению B. Б. Рыжова, «формируется подотрасль права международных организаций — право регионального интеграционного объединения».
Л. И. Волова считает, что согласиться с этим нельзя по причине того, что региональные интеграционные объединения обладают определенной спецификой, выделяющей их в самостоятельную группу участников международных отношений.
По моему мнению, главная задача международных интеграционных объединений — создание единого правового пространства в технических и экономических областях. Государства-члены или их органы должны имплементировать нормы, принимаемые объединением, в национальное право, и таким образом создается единое правовое пространство в технической (стандарты), таможенной и иных сферах.
Л. И. Волова полагает, что международные договоры об экономической интеграции государств имеют свои особенности по сравнению с другими международными договорами по форме, структуре и содержанию. Наиболее существенной особенностью данных договоров является то, что они затрагивают и интересы третьих государств. Именно таким путем постепенно формируется правовое пространство интеграционного объединения. Я бы уточнил — только с согласия таких (т. е. третьих) государств, оформленного в установленном порядке. Такая практика существует в ЕС и других интеграционных объединениях.
Договор от 29 мая 2014 г. в приложениях содержит технические регламенты по экономической интеграции в наиболее важных областях жизни.
Итак, является ли Союз интеграционным объединением и является ли он наднациональным органом?
О том, что Евразийский экономический союз является наднациональным органом, уверенно заявляет в своей статье В. В. Свинарев.
Интеграционные нормы Договора о ЕАЭС касаются как государств, так и юридических и физических лиц. Иными словами, субъектами международного интеграционного права являются не только государства и другие субъекты международного права, но также публичная власть и их граждане. В такой ситуации регламенты международной интеграционной организации являются обязательными для государств. Они должны быть имплементированы в национальное законодательство. В Договоре 2014 г. это называется «согласованная политика» в соответствующей области. Согласно ст. 25 Договора в рамках Таможенного союза применяется Единый таможенный тариф и единые меры регулирования внешней торговли товарами. По ст. 51 Договора техническое регулирование осуществляется на основе установления обязательных (подчеркиваю) требований к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой установлены обязательные требования в рамках Союза.
Такого рода технические требования являются обязательными для государственных органов и граждан.
- Наднациональность, отмечает ряд авторов, возникает тогда, когда некое образование получает возможность обязывать своими конкретными действиями стоящие у его истоков государства, не заручаясь их согласием на это в каждом отдельно взятом случае, т.е. приобретает в отношении них определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий и за счет этого как бы «возносится» над ними. Такого нет даже в ЕС. Но так понимают наднациональность авторы нового учебника Дипломатической академии «Международное право» (М., 2014, с. 857).
Такое понимание наднациональности ничего не имеет общего с наднациональностью всей ЕАЭС. Союз — публичная межправительственная (межгосударственная) организация и является вторичным субъектом международного права. Добровольное ограничение прав государств в технической области не имеет ничего общего с наднациональностью в публично-правовом понимании. Такое наднациональное качество не противоречит принципу уважения государственного суверенитета членов ЕАЭС, и она может быть определена как функциональная наднациональность.
- И в заключение о главном: является ли ЕАЭС международной организацией или международным интеграционным объединением? Ответ мы находим в п. 2 ст. 1 Договора от 29 мая 2014 г.: Союз является международной организацией региональной экономической интеграции — подчеркиваю: интеграции, а не международным интеграционным объединением, как об этом пишут многие.
Специалист из Казахстана Б. К. Азанов определяет ЕАЭС как конфедеративное государство с наднациональными чертами (качествами). Я не хотел бы подвергать анализу это мнение в силу его абсолютной необоснованности.
По аналогии с правом ЕС или иного межгосударственного интеграционного объединения допустимы следующие подходы к прогнозированию права ЕАЭС, а именно:
Во-первых, право ЕАЭС — часть международного права, поскольку учредительный договор ЕАЭС квалифицируется как международный договор. Касаясь юридической природы Договора о создании ЕС, Я. Клабберс (Великобритания) отмечает, что различие между договорами как инструментами создания международных организаций и договорами, налагающими обязательства на его участников, не объясняется правом договоров. Венская конвенция об этом умалчивает. Право ЕС находится в пределах общего международного права.
Во-вторых, право ЕАЭС обладает четами международного права и национального права, что позволяет говорить о его двойственной природе. Двойственный характер права ЕС Д. Д. Ландо и В. И. Самарин обосновывают следующим образом: соотношение национального права государств-членов и права ЕС базируется на двух основных принципах — принципе верховенства права ЕС и принципе прямого действия права ЕС. В силу принципа верховенства права нормы права ЕС имеют большую юридическую силу по сравнению с нормами права государств-членов. Принцип прямого действия предполагает, что нормы права ЕС наделяют частных лиц субъективными правами и обязанностями, защита и исполнение которых обеспечивается в судебном порядке.
В-третьих, ЕАЭС — надгосударственное интеграционное образование — и его право обладает чертами наднационального права. Суд Европейских сообществ неоднократно отмечал, что Договор о ЕС не ограничен созданием взаимных обязательств между различными физическими и юридическими лицами, к которым он применяется, а устанавливает новый правопорядок, который определяет полномочия, права и обязанности указанных лиц, а также необходимые процедуры для осуществления компетенции и установления санкций за его нарушение.
В-четвертых, право ЕАЭС является автономной правовой системой. Применительно к праву ЕС Суд Европейских сообществ обосновал автономность следующим образом: ЕС представляет собой новый правопорядок, в интересах которого, хотя и в ограниченных пределах, государства-члены ограничивали свои суверенные права, правопорядок, субъектами которого являются не только государства-члены, но и индивиды.
Анализ Договора о создании ЕАЭС позволяет заявить, что право ЕАЭС состоит из двух частей: институционального права и материального права. Первую часть условно можно назвать международным правом Союза (или первичным правом), нормы которого закреплены в Договоре о создании ЕАЭС (в статьях 1-93). Эти нормы определяют правовой статус ЕАЭС как межгосударственной организации.
Вторую часть права ЕАЭС можно отнести к международному интеграционному праву. Оно формируется (создается) соответствующими органами Союза, например, Евразийской экономической комиссией.
- На мой взгляд, основными чертами права ЕАЭС является автономность, верховенство, ограничение национального права правом ЕАЭС (например, обязательность судебного прецедента решений суда ЕАЭС)
Источниками права ЕАЭС являются:
— общие принципы права;
— общепризнанные принципы международного права;
— договор о создании ЕАЭС;
— договоры с другими организациями;
— обязательные решения органов ЕАЭС (регламенты).
Президент Российской Федерации В. В. Путин неоднократно заявлял о том, что ЕАЭС соединит Атлантический океан с Тихим океаном. Такое мнение является обоснованным. Нам, юристам-международникам, следует тщательно определить правовой статус этого «моста» от Европы до Тихоокеанского региона.