Развитие интеграционных союзов требует создания основ, обеспечивающих единые условия для осуществления торговли, обмена различного рода ресурсами.
В условиях рынка каждому из ресурсов должно быть уделено должное внимание. Однако, по мнению автора, приоритетным направлением следует считать развитие человеческих ресурсов, а именно создание условий для беспрепятственного перемещения кадров в границах интеграционных объединений. Кроме того, представляется важным в рамках интеграции предъявление единых требований к квалификации работников. Данная задача требует упорядочения процесса обеспечения трудовыми ресурсами субъектов хозяйствования того или иного интеграционного объединения.
Так, Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который был подписан 29 мая 2014 года президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации[1] предусматривалось совершенствование проводимой миграционной политики, которая должна носить комплексный характер. В качестве основных направлений развития были предусмотрены следующие:
легализация трудовой деятельности мигрантов; защита законных прав мигрантов;
формирование требуемой нормативно-правовой базы в сфере пенсионного обеспечения трудящихся государств- участниц ЕАЭС.
Отметим, что Евразийской экономической комиссией отмечается возможность практически беспрепятственно работать в России и других странах в границах ЕАЭС. Это положение было закреплено 1 января 2015 года в Договоре о ЕАЭС. Кроме того, в этом же документе между главами государств ЕАЭС была достигнута договоренность о гарантированном перемещении как продукции, так и капиталов и рабочей силы. При этом, трудящимся была предоставлена возможность осуществлять трудовую деятельность не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору, что существенно расширило сферы возможного трудоустройства. Также для допуска на рынок труда в Договоре о ЕАЭС были закреплены вопросы признания документов об образовании без проведения каких-либо дополнительных процедур. Кроме того, Евразийской экономической комиссией было налажено взаимодействие с международными организациями в области миграции. Результатом такого взаимодействия стало подписание в 2013 году меморандумов о сотрудничестве с Международной организацией по миграции и Всеобщей конфедерацией профсоюзов.
Таким образом, в целом поддержка мигрантов в зоне ЕАЭС осуществляется по таким основным направлениям, как: социальное обеспечение;
медицинское обслуживание для трудящихся государств- участниц;
учет трудового (страхового) стажа; экспорт пенсий.
Указанные направления были закреплены в Договоре о ЕАЭС. Важно отметить, что обеспечение деятельности по указанным направлениям будет способствовать формированию единого рынка труда. Таким образом, Договор о ЕАЭС значительно расширяет права трудящихся стран-участниц Союза.
Среди наиболее перспективных направлений, способствующих обеспечению планомерной миграции трудящихся ЕАЭС, в Договоре были определены следующие:
освобождение граждан от обязанности заполнения миграционной карты при пересечении границ стран Союза;
увеличение срока нахождения без регистрации граждан на территориях стран-участниц;
обеспечение приоритетного пересечения гражданами границ стран-участниц;
расширение перечня документов, по которым становится возможным передвигаться и следовать транзитом через территории стран-участниц ЕАЭС.
Таким образом, Договор о ЕАЭС позволил гражданам стран-участниц Союза существенно расширить их права в процессе осуществления ими трудовой деятельности на территории ЕАЭС. В частности, в отношении трудящихся была снята часть ограничений, обеспечивающих защиту национального рынка труда. Это означает, что трудящиеся получили право работать во всех сферах деятельности. При этом некоторые из ограничений все-таки остались. Они касаются тех отраслей экономики, которые имеют стратегическое значение. Также ограничения коснулись государственной службы и правоохранительных органов. Среди преимуществ Договора о Союзе следует отметить и отмену квот на обязательные разрешения на работу.
В целом, эффективное взаимодействие в области формирования действенной миграционной политики осуществляется на заседаниях Консультативного комитета, которые проводятся на постоянной основе. Отметим, что в основу такой политики заложено формирование равных условий для всех трудящихся на осуществление трудовой деятельности на территории стран ЕАЭС.
Тем не менее, следует отметить, что рабочая сила из государств - членов ЕАЭС не в полной мере отвечает экономическим интересам отдельных государств. Это касается в первую очередь тех стран, которые являются наиболее привлекательными для мигрантов, приток которых нарушает баланс работающего местного населения. Так, например, на территории РФ распределение мигрантов осуществляется не равномерно. Основной приток приходится на такие мегаполисы как Москва и Санкт-Петербург. Это требует разработки комплекса мер по повышению привлекательности оставшихся территорий страны.
Ещё одной проблемой, требующей решения при совершенствовании миграционной политики на территории стран-участниц ЕАЭС, является нерешенность задачи наличия единой валюты на всей территории ЕАЭС. При существенном изменении курса, приток мигрантов может быстро переориентироваться, что создаст дисбаланс в распределении миграционных потоков.
Таким образом, миграционная политика в странах- участницах ЕАЭС непосредственно связана с другими экономическими процессами, обеспечивающими деятельность и развитие участников ЕАЭС. Следовательно, не следует рассматривать какие-либо из задач обособленно друг от друга. Необходим комплексный подход к проблеме эффективного функционирования экономик стран-участниц ЕАЭС.
В этой связи, проблемы миграции на территории ЕАЭС следует рассматривать как часть единой проблемы взаимодействия стран-участниц. При этом, важно отметить, что угрозу представляют неконтролируемые потоки мигрантов, которые не стремятся стать частью общества, а образовывают обособленные этнические группы. Следовательно, необходимы меры по управлению миграционной деятельностью на территории стран-участниц ЕАЭС.
На решение этой задачи, по мнению автора, нацелена деятельность Центров оценки квалификации. Так, на ежегодном общем собрании членов ФБА ЕАС председателем Наблюдательного Совета ФБА ЕАС, членом Коллегии (министром) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимуром Жаксылы- ковым было высказано мнение относительно того, что в современных условиях оценка квалификации становится наиболее действенным инструментом, позволяющим оптимизировать миграционные потоки. При этом, особо отмечалась значимость данного решения для всех участников ЕАЭС.
Отметим, что ФБА ЕАС - финансово-банковская ассоциация ЕвроАзиатского сотрудничества была зарегистрирована 11 сентября 2013 года. Ее учредителями стали следующие:
Ассоциация банков Республики Казахстан;
Ассоциация региональных банков России (Ассоциация «Россия»);
Ассоциация банков Таджикистана;
Ассоциация финансистов Казахстана;
Деловой клуб ШОС;
Финансовая корпорация МКПП (Финансовая корпорация «Евразия»);
Финансово-банковский совет СНГ.
В списке членов и партнеров ФБА ЕАС более 40 структур. В эти структуры входят представители финансового сектора экономики различных стран, таких, как Россия, Китай, ОАЭ, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Италия, Франция, Словения, Венгрия, Германия, Индия, Армения, Беларусь, Канада, Узбекистан, Таджикистан.
Основной целью рассматриваемой структуры является создание благоприятных условий, обеспечивающих рост эффективности деятельности участников национальных финансовых рынков. При этом уточняется, что этими участниками являются члены ассоциации в странах ШОС, БРИКС, ЕАЭС, ЕС. Подобное взаимодействие предусматривается осуществлять посредством налаживания межбанковского сотрудничества, позволяющего подобрать и реализовать бизнес-проекты. Кроме того, Ассоциация намерена создать банк инвестиционных проектов. Отметим, что к настоящему времени открыты 14 представительств ассоциации более, чем в 20 странах.
Таким образом, задача интеграции рынков труда является одной из задач Евразийского экономического союза. В 2017 году при содействии Евразийской Экономической комиссии была создана совместная рабочая группа. Ее основной задачей стало проведение исследования рынка труда ЕАЭС. Кроме того, задачей комиссии выступило формулирование требований к квалификациям трудовых ресурсов. В результате работы комиссии были выявлены основные направления, обеспечивающие ее взаимодействие с соответствующими структурами стран-участниц ЕАЭС, в сферу деятельности которых входят вопросы трудовой миграции. На решение проблем миграции в ЕАЭС была направлена работа Центра оценки квалификации ФБА ЕАС, который был зарегистрирован в 2017 году.
В настоящее время продолжается работа по созданию сетевой структуры Экзаменационных центров ФБА ЕАС. Именно на эту структуру возлагаются обязанности по оценке квалификаций специалистов-мигрантов из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на этапе трудоустройства. Отметим, что указанная сетевая структура создается совместными усилиями финансовобанковской ассоциации Евро-Азиатского сотрудничества (ФБА ЕАС) и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
В октябре 2017 года генеральным директором Ассоциации Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка Д. Маштакеевой была отмечена значимость квалификационных требований для стран ЕАЭС. По ее словам, открытие центров оценки квалификации позволит получать образование, признаваемое всеми странами ЕАЭС. При этом открываемый в Армении пилотный центр будет действовать по стандартам российских квалификационных требований. Основными задачами Центра будут следующие:
подтверждение квалификации по требованиям рынка труда России;
реализация программы подготовки для сдачи квалификационного экзамена;
апробация квалификационных требований в Армении для дальнейшего использования во всех странах ЕАЭС.
Запуск работы Ассоциации был закреплен в соответствующем Соглашении. Суть данного Соглашения сводится к тому, что деятельность Ассоциации будет направлена не на локальные рынки, а на Евразийскую интеграционную площадку в целом. В результате, независимые центры, ориентированные на общее пространство ЕАЭС, должны будут стать тем важным звеном, которое дополнит уже сложившуюся систему. Отметим, что в настоящее время в каждой стране ЕАЭС существуют национальные сертифицирующие центры. Кроме того, есть подобные ассоциации на международном уровне. Создание Экзаменационного центра оценки квалификации ФБА ЕАС позволит работодателю быть уверенным в том, что сертификация производилась по приемлемым стандартам, качественно и независимо.
В настоящее время в Армении уже открыт Экзаменационный центр оценки квалификации ФБА ЕАС. Он осуществляет свою деятельность на площадке Российско-Армянского (Славянского) университета. Подобные оценочные центры, по мнению экспертов, позволят получить опыт гибкой независимой оценки профессиональных квалификаций. Предполагается, что подобный опыт в дальнейшем будет востребован бизнесом ЕАЭС. Так, затраты на создание таких центров позволят хозяйствующим субъектам Союза снизить издержки на поддержку непрофильных функций, что позволит им облегчить вхождение в общее экономическое пространство. В целом, консолидация международного оценочного опыта будет способствовать росту степени соответствия квалификации и других качеств персонала целям и задачам конкретных предприятий.
В целом, комплексный подход к обеспечению деятельности субъектов хозяйствования стран-участниц ЕАЭС предполагает продолжение работы по таким направлениям деятельности, как:
формирование механизмов практической реализации коллективных финансово-инвестиционных фондов;
развитие механизмов таможенного аудита;
управление человеческим капиталом работников и социальным потенциалом работодателей;
формирование «банка проектов».
Развитие по этим направлениям позволит повысить эффективность деятельности ЕАЭС. А их обеспечение квалифицированными кадрами создаст предпосылки для перехода на новый этап интеграции.
РЕДЬКИНА Татьяна Марковна
кандидат экономических наук, доцент кафедры инновационных технологий и управления в государственной сфере и бизнесе Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург)