Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Проблемы миграции в основе интеграционного союза стран ЕАЭС

Развитие интеграционных союзов требует создания ос­нов, обеспечивающих единые условия для осуществления тор­говли, обмена различного рода ресурсами.

В условиях рынка каждому из ресурсов должно быть уделено должное внима­ние. Однако, по мнению автора, приоритетным направлени­ем следует считать развитие человеческих ресурсов, а именно создание условий для беспрепятственного перемещения ка­дров в границах интеграционных объединений. Кроме того, представляется важным в рамках интеграции предъявление единых требований к квалификации работников. Данная за­дача требует упорядочения процесса обеспечения трудовыми ресурсами субъектов хозяйствования того или иного интегра­ционного объединения.

Так, Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который был подписан 29 мая 2014 года президента­ми Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации[1] предусматривалось совершенствование проводи­мой миграционной политики, которая должна носить ком­плексный характер. В качестве основных направлений разви­тия были предусмотрены следующие:

легализация трудовой деятельности мигрантов; защита законных прав мигрантов;

формирование требуемой нормативно-правовой базы в сфере пенсионного обеспечения трудящихся государств- участниц ЕАЭС.

Отметим, что Евразийской экономической комиссией отмечается возможность практически беспрепятственно ра­ботать в России и других странах в границах ЕАЭС. Это по­ложение было закреплено 1 января 2015 года в Договоре о ЕАЭС. Кроме того, в этом же документе между главами го­сударств ЕАЭС была достигнута договоренность о гаранти­рованном перемещении как продукции, так и капиталов и рабочей силы. При этом, трудящимся была предоставлена возможность осуществлять трудовую деятельность не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору, что существенно расширило сферы возможного трудоустройства. Также для допуска на рынок труда в Договоре о ЕАЭС были закреплены вопросы признания документов об образовании без проведения каких-либо дополнительных процедур. Кроме того, Евразийской экономической комиссией было налажено взаимодействие с международными организациями в области миграции. Результатом такого взаимодействия стало подпи­сание в 2013 году меморандумов о сотрудничестве с Междуна­родной организацией по миграции и Всеобщей конфедераци­ей профсоюзов.

Таким образом, в целом поддержка мигрантов в зоне ЕАЭС осуществляется по таким основным направлениям, как: социальное обеспечение;

медицинское обслуживание для трудящихся государств- участниц;

учет трудового (страхового) стажа; экспорт пенсий.

Указанные направления были закреплены в Договоре о ЕАЭС. Важно отметить, что обеспечение деятельности по ука­занным направлениям будет способствовать формированию единого рынка труда. Таким образом, Договор о ЕАЭС значи­тельно расширяет права трудящихся стран-участниц Союза.

Среди наиболее перспективных направлений, способ­ствующих обеспечению планомерной миграции трудящихся ЕАЭС, в Договоре были определены следующие:

освобождение граждан от обязанности заполнения ми­грационной карты при пересечении границ стран Союза;

увеличение срока нахождения без регистрации граждан на территориях стран-участниц;

обеспечение приоритетного пересечения гражданами границ стран-участниц;

расширение перечня документов, по которым становится возможным передвигаться и следовать транзитом через тер­ритории стран-участниц ЕАЭС.

Таким образом, Договор о ЕАЭС позволил гражданам стран-участниц Союза существенно расширить их права в про­цессе осуществления ими трудовой деятельности на террито­рии ЕАЭС. В частности, в отношении трудящихся была снята часть ограничений, обеспечивающих защиту национального рынка труда. Это означает, что трудящиеся получили право работать во всех сферах деятельности. При этом некоторые из ограничений все-таки остались. Они касаются тех отраслей экономики, которые имеют стратегическое значение. Также ограничения коснулись государственной службы и правоох­ранительных органов. Среди преимуществ Договора о Союзе следует отметить и отмену квот на обязательные разрешения на работу.

В целом, эффективное взаимодействие в области форми­рования действенной миграционной политики осуществля­ется на заседаниях Консультативного комитета, которые про­водятся на постоянной основе. Отметим, что в основу такой политики заложено формирование равных условий для всех трудящихся на осуществление трудовой деятельности на тер­ритории стран ЕАЭС.

Тем не менее, следует отметить, что рабочая сила из госу­дарств - членов ЕАЭС не в полной мере отвечает экономиче­ским интересам отдельных государств. Это касается в первую очередь тех стран, которые являются наиболее привлекатель­ными для мигрантов, приток которых нарушает баланс рабо­тающего местного населения. Так, например, на территории РФ распределение мигрантов осуществляется не равномерно. Основной приток приходится на такие мегаполисы как Мо­сква и Санкт-Петербург. Это требует разработки комплекса мер по повышению привлекательности оставшихся террито­рий страны.

Ещё одной проблемой, требующей решения при со­вершенствовании миграционной политики на территории стран-участниц ЕАЭС, является нерешенность задачи наличия единой валюты на всей территории ЕАЭС. При существенном изменении курса, приток мигрантов может быстро переори­ентироваться, что создаст дисбаланс в распределении мигра­ционных потоков.

Таким образом, миграционная политика в странах- участницах ЕАЭС непосредственно связана с другими эконо­мическими процессами, обеспечивающими деятельность и развитие участников ЕАЭС. Следовательно, не следует рас­сматривать какие-либо из задач обособленно друг от друга. Необходим комплексный подход к проблеме эффективного функционирования экономик стран-участниц ЕАЭС.

В этой связи, проблемы миграции на территории ЕАЭС следует рассматривать как часть единой проблемы взаимодей­ствия стран-участниц. При этом, важно отметить, что угрозу представляют неконтролируемые потоки мигрантов, которые не стремятся стать частью общества, а образовывают обосо­бленные этнические группы. Следовательно, необходимы меры по управлению миграционной деятельностью на терри­тории стран-участниц ЕАЭС.

На решение этой задачи, по мнению автора, нацелена де­ятельность Центров оценки квалификации. Так, на ежегодном общем собрании членов ФБА ЕАС председателем Наблюда­тельного Совета ФБА ЕАС, членом Коллегии (министром) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимуром Жаксылы- ковым было высказано мнение относительно того, что в совре­менных условиях оценка квалификации становится наиболее действенным инструментом, позволяющим оптимизировать миграционные потоки. При этом, особо отмечалась значи­мость данного решения для всех участников ЕАЭС.

Отметим, что ФБА ЕАС - финансово-банковская ассоци­ация ЕвроАзиатского сотрудничества была зарегистрирована 11 сентября 2013 года. Ее учредителями стали следующие:

Ассоциация банков Республики Казахстан;

Ассоциация региональных банков России (Ассоциация «Россия»);

Ассоциация банков Таджикистана;

Ассоциация финансистов Казахстана;

Деловой клуб ШОС;

Финансовая корпорация МКПП (Финансовая корпора­ция «Евразия»);

Финансово-банковский совет СНГ.

В списке членов и партнеров ФБА ЕАС более 40 структур. В эти структуры входят представители финансового сектора экономики различных стран, таких, как Россия, Китай, ОАЭ, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Италия, Франция, Слове­ния, Венгрия, Германия, Индия, Армения, Беларусь, Канада, Узбекистан, Таджикистан.

Основной целью рассматриваемой структуры является создание благоприятных условий, обеспечивающих рост эф­фективности деятельности участников национальных финан­совых рынков. При этом уточняется, что этими участниками являются члены ассоциации в странах ШОС, БРИКС, ЕАЭС, ЕС. Подобное взаимодействие предусматривается осущест­влять посредством налаживания межбанковского сотрудниче­ства, позволяющего подобрать и реализовать бизнес-проекты. Кроме того, Ассоциация намерена создать банк инвестицион­ных проектов. Отметим, что к настоящему времени открыты 14 представительств ассоциации более, чем в 20 странах.

Таким образом, задача интеграции рынков труда являет­ся одной из задач Евразийского экономического союза. В 2017 году при содействии Евразийской Экономической комиссии была создана совместная рабочая группа. Ее основной задачей стало проведение исследования рынка труда ЕАЭС. Кроме того, задачей комиссии выступило формулирование требова­ний к квалификациям трудовых ресурсов. В результате рабо­ты комиссии были выявлены основные направления, обеспечи­вающие ее взаимодействие с соответствующими структурами стран-участниц ЕАЭС, в сферу деятельности которых входят вопросы трудовой миграции. На решение проблем миграции в ЕАЭС была направлена работа Центра оценки квалифика­ции ФБА ЕАС, который был зарегистрирован в 2017 году.

В настоящее время продолжается работа по созданию сете­вой структуры Экзаменационных центров ФБА ЕАС. Именно на эту структуру возлагаются обязанности по оценке квалификаций специалистов-мигрантов из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на этапе трудоустройства. Отметим, что указанная сетевая структура создается совместными усилиями финансово­банковской ассоциации Евро-Азиатского сотрудничества (ФБА ЕАС) и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

В октябре 2017 года генеральным директором Ассоциа­ции Совета по профессиональным квалификациям финансо­вого рынка Д. Маштакеевой была отмечена значимость ква­лификационных требований для стран ЕАЭС. По ее словам, открытие центров оценки квалификации позволит получать образование, признаваемое всеми странами ЕАЭС. При этом открываемый в Армении пилотный центр будет действовать по стандартам российских квалификационных требований. Основными задачами Центра будут следующие:

подтверждение квалификации по требованиям рынка труда России;

реализация программы подготовки для сдачи квалифи­кационного экзамена;

апробация квалификационных требований в Армении для дальнейшего использования во всех странах ЕАЭС.

Запуск работы Ассоциации был закреплен в соответ­ствующем Соглашении. Суть данного Соглашения сводится к тому, что деятельность Ассоциации будет направлена не на локальные рынки, а на Евразийскую интеграционную пло­щадку в целом. В результате, независимые центры, ориенти­рованные на общее пространство ЕАЭС, должны будут стать тем важным звеном, которое дополнит уже сложившуюся си­стему. Отметим, что в настоящее время в каждой стране ЕАЭС существуют национальные сертифицирующие центры. Кроме того, есть подобные ассоциации на международном уровне. Создание Экзаменационного центра оценки квалификации ФБА ЕАС позволит работодателю быть уверенным в том, что сертификация производилась по приемлемым стандартам, качественно и независимо.

В настоящее время в Армении уже открыт Экзаменаци­онный центр оценки квалификации ФБА ЕАС. Он осущест­вляет свою деятельность на площадке Российско-Армянского (Славянского) университета. Подобные оценочные центры, по мнению экспертов, позволят получить опыт гибкой неза­висимой оценки профессиональных квалификаций. Предпо­лагается, что подобный опыт в дальнейшем будет востребован бизнесом ЕАЭС. Так, затраты на создание таких центров по­зволят хозяйствующим субъектам Союза снизить издержки на поддержку непрофильных функций, что позволит им об­легчить вхождение в общее экономическое пространство. В целом, консолидация международного оценочного опыта будет способствовать росту степени соответствия квалифика­ции и других качеств персонала целям и задачам конкретных предприятий.

В целом, комплексный подход к обеспечению деятельно­сти субъектов хозяйствования стран-участниц ЕАЭС предпо­лагает продолжение работы по таким направлениям деятель­ности, как:

формирование механизмов практической реализации коллективных финансово-инвестиционных фондов;

развитие механизмов таможенного аудита;

управление человеческим капиталом работников и соци­альным потенциалом работодателей;

формирование «банка проектов».

Развитие по этим направлениям позволит повысить эф­фективность деятельности ЕАЭС. А их обеспечение квалифи­цированными кадрами создаст предпосылки для перехода на новый этап интеграции.

РЕДЬКИНА Татьяна Марковна
кандидат экономических наук, доцент кафедры инновационных технологий и управления в государственной сфере и бизнесе Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург)

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях