№ 9 (76) 2014г.
Толстых В.Л.
Событие: Правовая оценка
В статье приводятся официальные и доктринальные квалификации воссоединения Крыма с Россией и формулируется авторская позиция. Данная позиция состоит в том, что право населения Крыма на отделение от Украины возникло в силу его исключения из политического общения и возникновения угрозы для его национальной идентичности. В качестве теоретического фона для рассмотрения проблемы автор использует концепцию общественного договора. По его мнению, выбор населения Крыма был сделан с полным осознанием всех существенных обстоятельств и в отсутствие обмана или принуждения со стороны третьих лиц. Украинский кризис определяется как результат действия либеральных ценностных систем.
В статье приводятся официальные и доктринальные квалификации воссоединения Крыма с Россией и формулируется авторская позиция. Данная позиция состоит в том, что право населения Крыма на отделение от Украины возникло в силу его исключения из политического общения и возникновения угрозы для его национальной идентичности. В качестве теоретического фона для рассмотрения проблемы автор использует концепцию общественного договора. По его мнению, выбор населения Крыма был сделан с полным осознанием всех существенных обстоятельств и в отсутствие обмана или принуждения со стороны третьих лиц. Украинский кризис определяется как результат действия либеральных ценностных систем.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы изложить правовые квалификации западных специалистов и представить альтернативные квалификации. Официальная позиция Запада была озвучена в заявлениях дипломатов и резолюциях ООН, ЕС и Совета Европы. Европейский парламент в Резолюции «О вторжении России в Украину» от 13 марта 2014 г. заявил, что, завоевав Крым, Россия осуществила агрессию, нарушила Устав ООН, Заключительный акт СБСЕ, Устав Совета Европы, Будапештский меморандум и двусторонние договоры с Украиной. По мнению Парламента, в Крыму не было ущемлений прав российских граждан или лиц русской национальности; Декларация независимости Крыма и проведенный в Крыму референдум противоречат конституции Украины и международному праву. Парламент осудил действия России, одобрил действия украинского правительства, призвал к урегулированию, посредничеству, выводу войск и ограничению сотрудничества с Россией .
Генеральная ассамблея в Резолюции «Территориальная целостность Украины» от 27 марта 2014 г. подтвердила территориальную целостность Украины; призвала государства отказаться от действий, направленных на ее нарушение; призвала все стороны к мирному урегулированию путем прямого диалога; приветствовала усилия международных организаций, помогающих Украине; заявила о незаконности референдума в Крыму; призвала государства и организации не признавать изменения статуса Крыма. 100 государств проголосовали за Резолюцию, 11 — против, 58 — воздержались.
Парламентская ассамблея Совета Европы в Резолюции «Последние события на Украине: угрозы функционированию демократических институтов» от 9 апреля 2014 г. признала легитимность новых украинских властей и их решений, однако призвала к проведению внеочередных парламентских выборов, учитывая опасения некоторых групп людей, что их интересы недостаточно представлены в Верховной Раде. Ассамблея также призвала к децентрализации, однако возразила против идеи федерализации Украины. Она озаботилась положением крымских татар и призвала Россию обеспечить их права. Она назвала действия России агрессией и квалифицировала их как явное нарушение международного права. Она заявила о необоснованности доводов России: ультраправые не установили контроль над центральным правительством, непосредственной угрозы правам русского меньшинства в стране не было. По мнению Ассамблеи, ни сепаратизм, ни идея присоединения к России не были распространены в Крыму до российской интервенции; стремление к отделению было спровоцировано Россией. Ассамблея заявила о неконституционности крымского референдума и неправдоподобности его результатов. Она призвала Россию вывести войска из Крыма, в т.ч. Черноморский флот.
Венецианская комиссия (консультативный орган Совета Европы) подготовила Заключение «О том, является ли решение, принятое Верховным советом Автономной республики Крым на Украине об организации референдума о вхождении в состав Российской Федерации или восстановлении конституции Крыма 1992 г., совместимым с конституционными принципами» от 21 марта 2014 г. Комиссия указала, что конституция Украины предусматривает неделимость страны и не разрешает местный референдум по вопросу об отделении (ст.ст. 1, 2, 73, 157, Раздел X). Конституция Крыма также не разрешает такой референдум. Конституция Украины разрешает только консультативный референдум по вопросу о расширении автономии. По мнению Комиссии, обстоятельства, сложившиеся в Крыму, не позволили провести референдум в соответствии с европейскими демократическими стандартами. К их числу относятся следующие: отсутствие законодательства, регулирующего местные референдумы; массовое присутствие (пара) военных сил; нарушения свободы слова; короткий десятидневный период между решением о проведении референдума и самим референдумом; заинтересованность властей (пар. 22). Комиссия также обратила внимание на то, что перед референдумом не были проведены переговоры между заинтересованными лицами (пар. 26).
Квалификации ситуации в Крыму были даны и представителями западной доктрины,— как правило, в форме постов (заметок), размещенных в Интернете. В частности, свое мнение высказали Р. Жоритсма (Remy Jorritsma, профессор Ма- астрихстского университета); Н. Криш (Nico Krisch, профессор Института международных исследований Барселоны); Р. Маккокводейл (Robert McCorquodale, директор Британского института международного и сравнительного права); А. Пеле (Alain Pellet, профессор Университета Париж X); К. Марксен (Christian Marxsen, старший научный сотрудник Института им. Макса Планка, Германия); Г. Фокс (Greg Fox, профессор Университета Вейна, Детройт); Ю. Видмар (Jure Vidmar, сотрудник Оксфордского университета); Л. Мальксо (Lauri Malksoo, профессор Тартуского университета, Эстония); А. Петерс (Anne Peters, директор Института сравнительного публичного права и международного права им. Макса Планка, Германия); М. Барош (Miroslav Baros, профессор университета Шеффилда). Отдельно следует упомянуть несколько «обращений» украинской интеллигенции: «Обращение украинцев к российскому научному сообществу» ; «Обращение профессорско-преподавательского состава Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко к коллегам и партнерам в России» ; «Обращение к гражданам Украины и России, братским народам соседних государств» Украинской ассоциации международного права . Все перечисленные представители западной и украинской доктрины, кроме М. Бароша, полагают, что отделение Крыма от Украины и его присоединение к России не соответствовали международному праву. В качестве основных используются следующие тезисы и аргументы:
В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. Крым не имел права на сецессию, поскольку он не находился в колониальной или иной зависимости; право на самоопределение обязывает уважать права меньшинств, но не предоставляет частям государства права свободно решать вопрос о своей принадлежности. Крым также не может ссылаться на принцип эффективности, поскольку его независимость от Украины возникла в результате вмешательства со стороны России.
Декларация независимости Крыма была принята, а референдум был проведен благодаря российскому военному присутствию. Будучи основанными на применении силы, они являются незаконными. Кроме того, референдум не соответствовал международным стандартам: он не был демократичным, мирным и не сопровождался исчерпанием переговоров со всеми заинтересованными лицами. Референдум также не соответствовал конституции Крыма и конституции Украины.
Действия России являются агрессией и нарушают Устав ООН, Будапештский меморандум и другие международные договоры. Между Украиной и Россией возник международный конфликт; Украина имеет право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН; Крым является оккупированной территорией. Россия отвечает за действия отрядов самообороны в соответствии с принципом контроля (Решение Трибунала по Югославии по делу Тадича от 15 июля 1999 г.).
Россия злоупотребила своим статусом сверхдержавы, косовским прецедентом и практикой проведения операций по спасению собственных граждан. В отличие от Косово, в Крыму не было дискриминации русскоязычного населения или массовых нарушений прав человека. Россия также не может ссылаться на согласие неэффективного президента или обращение самозваных представителей Крыма. Результаты российской агрессии не должны признаваться международным сообществом.
Несколько иная позиция формулируется в комментарии М. Бароша. Автор считает, что сравнение ситуаций в Крыму и в Косово не является удачным. Армия освобождения Косово перед интервенцией НАТО была вовлечена в террористическую деятельность; в Крыму же перед референдумом не было сделано ни одного выстрела. Довод, в соответствии с которым НАТО стремилось предотвратить серьезные нарушения прав человека в Косово и поэтому бомбило не только военные, но и гражданские цели за сотни миль от Косово, выглядит неуместным. При анализе ситуации в Крыму следует учитывать не только ч. 4 ст. 2 Устава ООН (запрет применения силы), но и ч. 7 ст. 2 (запрет вмешательства). Действительно, должностные лица США и ЕС явно нарушили ч. 7 ст. 2, оказав поддержку одной из сторон конфликта, повлиявшую на смену режима. Довод о том, что референдум состоялся благодаря использованию силы Россией, является несостоятельным. Не следует забывать, что в соответствии с международным договором Россия имеет право на военное присутствие в Крыму, а 58% населения Крыма являются русскими. Неужели референдум был бы действительным только в отсутствие российских сил? Из данной логики следует, что лучше бы российского военного присутствия не было, поскольку в таком случае новое самопровозглашенное и неизбранное украинское правительство не допустило бы референдума! Означает ли это, что британские силы должны покинуть Шотландию перед проведением референдума о независимости? Международное право занимает нейтральную позицию по данному вопросу; на смену его «пост-онтологическому» периоду пришла тотальная беспомощность. Автор выступает за бездействие и молчание в отношении подобных случаев.
Официальная российская позиция была озвучена в выступлениях и комментариях МИД РФ, Постановлении Совета Федерации от 1 марта 2014 г. и Обращении Президента РФ от 18 марта 2014 г. Ее можно резюмировать следующим образом. На Украине произошел государственный переворот, спровоцированный западными державами, вмешавшимися во внутренний политический процесс. Политический кризис привел к гуманитарной катастрофе, выразившейся в разрушении системы государственного управления, недееспособности сил правопорядка, разгуле экстремистов и фашиствующих элементов, массовых нарушениях прав человека, угрозе безопасности национальных и языковых меньшинств, обострении социально-экономической ситуации. Эта катастрофа обусловила отказ Крыма подчиняться киевской власти, создание в Крыму собственных органов власти, принятие Декларации независимости и решение о вхождении в состав России. Кроме того, следует учитывать историческую и культурную близость Крыма к России и несправедливость решения, принятого Н. С. Хрущевым в 1954 г. о передаче Крыма Украине. Декларация независимости Крыма соответствует международному праву, тезис о правомерности подобных деклараций был сформулирован в Заключении Международного Суда ООН по Косово от 22 июля 2010 г. Решение Крыма соответствует принципу права народов на самоопределение, поскольку в условиях преследования русскоязычного населения и свержения законной власти данное право не могло быть реализовано в составе Украины. Российские силы находились в Крыму на законном основании; во время событий не было ни столкновений, ни жертв,— в этой связи принцип неприменения силы не был нарушен.
Принцип права наций на самоопределение предполагает право на отделение только тех народов, которые не находятся под властью «правительств, представляющих без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории» (Декларация о принципах международного права 1970 г.). Таковыми считаются народы, находящиеся под колониальным господством; народы, проживающие на оккупированной территории; народы, в отношении которых проводится расистская политика (п. 4 ст. 1 Протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.).
Таким образом, право на отделение возникает тогда, когда нация оказывается исключенной из внутригосударственного политического общения, когда ее воля не учитывается при принятии политических решений.
Ряд фактов могут свидетельствовать о том, что после государственного переворота, произошедшего в конце февраля 2014 г. на Украине, население Крыма оказалось именно в таком положении. Действительно, в результате переворота был отстранен от власти президент, за которого в 2010 г. проголосовали 78,24% избирателей в АР Крым и 84,35% — в Севастополе (48,95% на Украине). Во-вторых, после переворота была инициирована кампания, направленная против двух парламентских партий — Партии регионов, за которую в 2012 г. отдали свои голоса 52,26% избирателей в АР Крым и 46,90% в Севастополе (30% на Украине), и Коммунистической партии Украины (19,41, 29,46% и 13,18% соответственно). Против данных партий были выдвинуты политические обвинения; в отношении отдельных функционеров были возбуждены уголовные дела; на партийные офисы и отдельных членов партий были совершены нападения, в т.ч. во время парламентских заседаний. Из фракции Партии регионов вышло около 80 депутатов (было 187, на конец апреля 2014 г. — 104). В-третьих, после переворота было сформировано переходное правительство, представляющее только две из пяти парламентских партий: «Батькивщи- ну» и «Свободу», в совокупности получивших по результатам парламентских выборов 2012 г. 36% голосов избирателей (в состав правительства вошли 7 членов «Батькившины», 4 члена «Свободы» и 9 беспартийных). В-четвертых, почти все ветви и уровни власти подверглись люстрации, по итогам которой ключевые должности были заняты представителями политических сил, причастных к перевороту. В-пятых, новая власть отказалась от проведения мероприятий по восстановлению общественного консенсуса (референдума, досрочных парламентских выборов, созыва общенародного представительного органа). Сторонники новой украинской власти утверждают, что переворот и указанные меры могут быть оправданы антинародным характером предшествующего режима и сложностями переходного периода; данная аргументация, однако, не пользуется всеобщей поддержкой.
Теоретическим фоном для рассмотрения права наций на самоопределение может служить концепция общественного договора. Т. Гоббс считал, что упадок государства вследствие внутренних междоусобиц происходит всегда по вине людей, являющихся творцами и распорядителями государств. Причинами распада государства являются недостаточность абсолютной власти («человек, добившийся королевства, довольствуется иногда меньшей властью, чем та, которая необходима в интересах мира и защиты государства»); учение о том, что «каждый отдельный человек есть судья в вопросе о том, какие действия хороши и какие дурны»; свобода высказываний против верховной власти и др. По мнению Дж. Локка, распад системы правления, помимо прочего, происходит, когда законодательный орган разбит, распущен, лишен возможности действовать свободно и т.д. В таких случаях власть возвращается к обществу: люди имеют право создать новый законодательный орган; не повиноваться законам, принятым не уполномоченными лицами; сопротивляться применению силы с их стороны. При этом мятежниками являются не они, а те, кто силой нарушил конституцию и законы и создал тем самым состояние войны. Центром учения Ж. Ж. Руссо является тезис о суверенитете народа, представляющем собой власть, «направляемую общей волей». Когда правительство перестает подчиняться законам, «государство сжимается»: «большое Государство распадается и в нем образуется другое Государство, состоящее только из членов Правительства и являющееся по отношению к остальному народу лишь его господином и тираном»; «в ту минуту, когда правительство узурпирует суверенитет, общественное соглашение разорвано, и все простые граждане, по праву возвращаясь к своей естественной свободе, принуждены, а не обязаны повиноваться». Главным способом предупреждения захвата власти является проведение периодических собраний представителей народа, на которые выносятся два вопроса: угодно ли суверену сохранить настоящую форму правления; угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено.
Экстраполяция концепции общественного договора на украинские события позволяет прийти к нескольким выводам. Во-первых, тезис о том, что переворот в Киеве был оправдан злоупотреблениями предшествующей власти, может быть поставлен под сомнение. Действительно, любая законно избранная власть может самостоятельно заключать международные договоры и применять силу против тех, кто организует беспорядки. Предположить иное,— значит, поставить под сомнение идею суверенитета: еще в 1576 г. Ж. Боден указывал: «Однако необходимо, чтобы суверены не подчинялись повелениям других людей и чтобы они могли давать законы подданным и отменять, лишать силы бесполезные законы, заменяя их другими, чего не может совершать тот, кто подчинен законам и людям, которые имеют право ему повелевать». Во-вторых, свидетельств того, что переворот в Киеве опирался на общую волю, нет; значительная часть населения страны не участвовала в событиях на Майдане; возможные механизмы легитимации результатов переворота (определения общей воли) не были использованы. Таким образом, результатом переворота стало «сжимание государства»: создание меньшего государства, состоящего из тех, кто поддержал переворот, и исключающего тех, кто его не поддержал. В-третьих, автоматического восстановления «большого государства» не произошло: многие отказались признавать новую власть, а та, в свою очередь, не пожелала учитывать их интересы и не смогла обеспечить повиновение своей воле. Люди, не поддержавшие переворот, оказались в естественном состоянии и получили право на заключение нового общественного договора или на присоединение к уже существующему договору. Население Крыма предпочло реализовать данное право посредством заключения союза с Россией. В-четвертых, ответственность за отделение Крыма может быть возложена не на его население, а на политические силы, инициировавшие расторжение общественного договора и претендующие на представление общей воли без должных на то оснований. В-пятых, не будучи причастной к государственному перевороту на Украине, Россия не может отвечать за его последствия, одним из которых стал переход населения Крыма к естественному состоянию. В этой связи политика России в отношении Крыма может быть оспорена только самим населением Крыма; результаты референдума, однако, ясно свидетельствуют о поддержке данной политики.
Право наций на самоопределение может считаться реализованным, только если выбор нации был сделан с полным осознанием всех существенных обстоятельств и в отсутствие обмана или принуждения со стороны третьих лиц (т.е. если воля нации соответствовала ее действительному интересу). В этом смысле данный выбор может рассматриваться как публично-правовая сделка, подпадающая под действие общих начал римского права. Наиболее ясным изъявлением воли народа является референдум, который, во-первых, является торжественным и символическим действом; во-вторых, гарантирует одновременный учет воль всех и воли каждого; в-третьих, предполагает сосредоточенность, необходимую для принятия важного решения. Применительно к крымскому референдуму в качестве дисквалифицирующих факторов рассматриваются российское присутствие и несоблюдение свобод слова и собраний. Российское присутствие, однако, не ставило целью вмешательство в процесс формирования воли населения Крыма и поэтому не может рассматриваться как насилие в отношении данного населения (хотя, конечно, именно оно не позволило киевской власти вмешаться в развитие событий). Следует напомнить, что целый ряд референдумов о самоопределении проводился в условиях военного присутствия заинтересованной стороны: референдум в Пуэрто-Рико (2012 г.), референдум на Северных Марианских островах (1975 г.), референдумы на Ниуэ (1974 г.) и др. Несоблюдение свобод слова и собраний, даже если и имело место, вряд ли может рассматриваться как обман. Наконец, вопрос об отделении Крыма от Украины и присоединении его к России является достаточно ясным (в отличие от вопроса об ассоциации Украины и Европейского союза); в этой связи трудно предположить, что население Крыма сделало свой выбор под влиянием заблуждения. Результаты референдума были определены другими факторами, гораздо более устойчивыми, мощными и очевидными,— прежде всего, исторической и культурной общностью Крыма и России, оказавшейся под угрозой в результате государственного переворота. Исторические и культурные факторы были учтены при решении вопроса о самоопределении Западной Сахары (Консультативное заключение Международного суда ООН от 16 октября 1975 г.); не должны они игнорироваться и в данном случае. В этом контексте утрачивает значение вопрос о сроках проведения референдума; естественно предположить, что, считая себя частью русского мира, жители Крыма были изначально предрасположены в пользу политического союза с Россией. Поскольку акт самоопределения является односторонней сделкой, любые международные стандарты проведения референдумов имеют ценность, если они обеспечивают соответствие решения, высказанного на референдуме, действительной воле народа. Если же они ставят результаты референдума в зависимость от одобрения или согласия внешних по отношению к народу субъектов, их действие должно быть исключено. В этом смысле аргументы противников крымского референдума, основанные на отсутствии международных наблюдателей, несоответствии референдума украинской конституции, неисчерпании переговорных средств и т.п., могут быть поставлены под сомнение. К тому же далеко не все эти аргументы являются обоснованными. Так, довольно спорным выглядит утверждение о сохраняющемся действии украинской конституции, неоднократно нарушенной политическими силами, пришедшими к власти в Киеве.
8.Цель принципа самоопределения состоит в том, чтобы обеспечивать участие воли людей в политическом процессе, а не в том, чтобы обеспечивать соблюдение их прав (эту функцию выполняет принцип прав человека). Принцип самоопределения, конечно, страдает, когда нарушаются политические права; однако он не обязательно страдает, когда нарушаются иные права. И, наоборот, соблюдение прав человека не является доказательством участия в политическом общении всех уполномоченных субъектов. В этой связи принцип самоопределения не должен подменяться или вытесняться принципом прав человека. Первый, как минимум, равен второму, а, как максимум, обладает приоритетом по отношению к нему. Действительно, принцип самоопределения имеет отношение к общему благу, а принцип прав человека — к частному благу, т.е. к благу меньшему по отношению к общему благу. Другое важное различие между двумя принципами носит генетический характер: принцип самоопределения предполагает осуществление актуальной воли граждан; принцип прав человека — осуществление норм, ранее установленных или признанных этой волей. Ж.Ж. Руссо писал по этому поводу: «... Нелепо, чтобы воля сковывала себя на будущее время и потому что ни от какой воли не зависит соглашаться на что-либо противное благу существа, обладающего волею»; и в другом месте: «. Нет и не может быть никакого основного закона, обязательного для Народа в целом, для него не обязателен даже Общественный договор». Аналогичное мнение высказал И. Бентам в работе «Анархические заблуждения» (1816 г.): «В стране, в которой власть предположительно отдана народу, в которой ему предоставлено право избирать своих представителей, право объединяться, представлять петиции, сделано все, что с точки зрения природы вещей позволяет предотвращать злоупотребления законодательной властью. У свободного народа, который свободно избирает своих депутатов, глас народа является настоящим ограничением национальной ассамблеи. Если она поставлена в зависимость от общей воли, то бояться больше нечего, и никакие другие предосторожности больше не нужны. Как ничто не может заменить это ограничение, так и ничто не может добавить ему силы. Особенно смешно воображать, что вы можете связать вас самих фразами вашего собственного изобретения. Когда народ недоволен законом, это происходит по причине какого-то реального или воображаемого недостатка, который ему приписывают. Публика будет формировать свое суждение об этом законе не на основании декларации прав человека, а на основании того плохого, которое она чувствует или которого она боится». В этой связи методологическая ценность косовского прецедента при рассмотрении ситуации в Крыму является относительной. Данный прецедент может оправдывать одностороннюю реакцию России на нарушение jus cogens, создающую условия для последующего провозглашения независимости; одновременно отсутствие в Крыму нарушений прав человека, подобных тем, которые имели место в Косово, не может служить основанием для отказа его населению, исключенному из политического общения, в праве на самоопределение.
Участие в политическом процессе гарантирует то, что интересы нации будут учтены и защищены на общегосударственном уровне. Любые национальные интересы являются конкретными и исторически обусловленными; важнейшим среди них является интерес, связанный с сохранением личности нации. Личность нации образуется сочетанием субъективных и объективных свойств. К числу первых относятся национальное сознание, национальный характер и национальный темперамент; к числу вторых — образ жизни, язык, история, культура, образование, социальные нормы и др. Субъективные и объективные свойства личности нации являются взаимосвязанными: так, национальный характер определяет структуру языка, и наоборот, структура языка опосредует национальный характер. Политический смысл принципа самоопределения, таким образом, состоит не только в обеспечении возможности участия в политическом процессе, но и в обеспечении возможности сохранения личности нации. В этой связи нарушение принципа самоопределения имеет место не только тогда, когда нация прямо исключается из политического процесса, но и тогда, когда личность нации оказывается под угрозой в результате деструктивного воздействия на ее субъективные и объективные свойства (воздействие на первые осуществляется посредством воздействия на вторые). Здесь также можно говорить об исключении из политического процесса: но не прямом, а косвенном, — осуществляемом через установление культурного ценза, пройти который можно только ценой утраты личности нации.
Некоторые украинские события могут рассматриваться как попытка введения такого ценза; среди них — инициирование отмены закона о региональных языках, многочисленные случаи сноса памятников Ленину (являющегося для многих не столько политическим, сколько национальным символом), антирусские прокламации и выступления. Массовость, системный характер и поддержка или одобрение со стороны новой власти усугубили угрозу, создаваемую данными мерами, и в значительной степени оправдали отделение Крыма.
Установление культурного ценза может квалифицироваться как геноцид,— но не в том узком смысле, в котором данный термин определяется Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., а в том широком смысле, в каком он определяется Р. Лемкиным, введшим его в оборот в 1944 г.: «Под «геноцидом» мы понимаем уничтожение нации или этнической группы. Геноцид не обязательно предполагает немедленное уничтожение нации, за исключением случаев, когда он совершен посредством массовых убийств всех членов нации. Он скорее предназначен для обозначения скоординированного плана различных акций, направленных на разрушение существенных основ жизни национальных групп с целью уничтожения самих данных групп. Целями такого плана является дезинтеграция политических и социальных институтов, культуры, языка, национального сознания, религии, экономического существования национальных групп и уничтожение личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и даже жизней индивидов, принадлежащих к данным группам». Р. Лемкин выделял восемь техник геноцида, в зависимости от того, в какой области он осуществляется: политическую, социальную, культурную, экономическую, биологическую, физическую, религиозную и моральную.
Кризис на Украине во многом обусловлен действием либеральных ценностных систем, политический сегмент которых образуют концепции прав человека, наднациональности и рыночной экономики. Политический сегмент жестко сцеплен с культурологическим сегментом (английский язык, стандарты потребления, этические и эстетические коды), так что одно всегда следует за другим. Тотальной гегемонии этих концепций до конца 80-х гг. препятствовало существование альтернативных социалистических ценностей; любое государство могло сделать выбор, который, даже если оно не было причастным к формированию тех или иных ценностей, сам по себе являлся проявлением его суверенитета. Падение социалистической системы означило исчезновение данной альтернативы и стало историческим подтверждением превосходства либерализма. Действие либеральных ценностных систем характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, либеральные системы являются своеобразными козырями, в основе действия которых лежит всеобщий консенсус относительно их высшей ценности. Статус козырей позволяет данным системам преодолевать и исключать действие любых иных концепций и решений, в т.ч. тех, которые были сформированы общей волей, образующей государство. Либеральные системы, таким образом, образуют единственно возможный канал для проявления общей воли, табуируя все остальные. В этих условиях проявление общей воли становится пустой формальностью, а суверенитет, утративший свое важнейшее свойство безусловности, перестает существовать.
Во-вторых, либеральные системы противоречат идее государства. Права человека, в основе которых лежит принцип частного блага, посягают на выражаемый государством принцип общего блага. Рыночная экономика отрицает границы, государственное предпринимательство, протекционистское и антимонопольное регулирование. Наконец, наднациональность противопоставляет общей воле, образующей государство, волю международного сообщества (а в другом ракурсе — волю международных бюрократов и/или нескольких сверхдержав). В силу этого либеральные системы формируют презрение к государству и убежденность в том, что любое благо — есть результат рождения, а не результат общего усилия. Подвергаясь такому воздействию, люди становятся врагами государства. Когда количество таких людей достигает критического уровня, государство разрушается; при этом от него может оставаться пустая оболочка в виде недействующей конституции и зависимых от внешних сил органов.
В-третьих, либеральные системы, как и любые иные ценностные системы, формируются, развиваются, интерпретируются и реализуются действием воли. Формальный анализ позволяет квалифицировать в качестве носителя данной воли внутреннего суверена или человечество в целом; действительно, права человека являются элементом и конституций, и международного договорного права. Исторический и политический анализ, однако, может приводить к выводу о том, что носителем данной воли является политическая и экономическая элита Запада, монополизировавшая право интерпретации либеральных систем и создавшая на их основе своеобразный язык власти.
В-четвертых, либеральные системы используются для установления господства над другими народами. Это намерение не является эксплицитным, однако оно может быть выведено из некоторых экономических индексов, многих важных фактов послевоенной политической истории и содержания самих либеральных ценностных систем, в которое в качестве несущих включены идеи эволюционизма и индивидуализма. Таким образом, данные системы представляют собой инструмент колониализма XX-XXI в., — гораздо более тонкий, скрытый и эффективный, чем инструменты колониализма XX в.
На Украине либеральные системы действовали особенно интенсивно и наглядно, обеспечивая идеологическую базу для осуществления государственного переворота, территориальной и общественной дезинтеграции, формирования ненависти по отношению к России, установления политического и экономического господства Запада. Выбор Крыма в этой связи является не только политическим, но и идеологическим выбором.
Главным обстоятельством, оправдывающим участие России в процессе самоопределения Крыма, является распад украинской государственности, повлекший, с одной стороны, образование меньшего государства, не представляющего население Крыма, а, с другой стороны, переход населения Крыма в естественное состояние и последующую реализацию им права на самоопределение. Данный распад был спровоцирован действиями внутренних и внешних политических сил; Россия же, со своей стороны, пыталась ему воспрепятствовать. С момента распада изменилась конфигурация международных отношений: вместо российско-украинских отношений возникли отношения Крыма и новой Украины, отношения Крыма и России и, наконец, отношения России и новой Украины. Действия России, препятствующие распространению юрисдикции новой Украины на территорию Крыма, были правомерными, поскольку они опирались на согласие населения Крыма. Данные действия не могут квалифицироваться как поддержка одной из сторон в гражданской войне, поскольку с момента распада Крым и новая Украина перестали быть частями одного государства. В этих условиях использование Россией дополнительных аргументов (согласие президента, право на самооборону, гуманитарная интервенция) не является необходимым.
Украинский кризис имеет не только политическое и правовое, но также идеологическое, культурологическое, историческое и цивилизационное измерения. Результатом государственного переворота стало не только отделение Крыма от Украины, но и отделение Украины от русского мира. Однако, в отличие от Крыма, ставшего частью России, Украина не стала и, наверное, не станет частью Европы или западного мира; для этого ей потребовалось бы полностью отказаться от своего языка, религии, истории и генетической памяти. Положение, в котором она оказалась, можно охарактеризовать как маргинальное; длительное нахождение в нем может негативно сказаться на личности украинской нации. Перспектива присоединения Украины к ЕС была хорошо описана М. В. Городецким: «Использование политического продукта Европы без других продуктов европейской культуры — невозможно. Поэтому неизбежным следствием присоединения Украины к ЕС будет глубокая и разносторонняя инъекция внутрикультурных западноевропейских продуктов, которые обязательно войдут в конфликт с привычным, гармоничным и самодостаточным укладом украинской жизни, возможно даже не осознаваемым самими украинцами, но продолжающим действовать по глубокой исторической инерции. Продукты европейской культуры не будут приняты в их целостности и органичности — украинский же уклад под действием их силы будет дезорганизован и раздавлен. Итогом станет перманентный ценностный пат, не приводящий к какому- либо позитивному результату; невозможность полноценной жизненной реализации на общенациональном и личностном уровнях; снижение образовательного уровня населения из-за невозможности соответствия западным критериям; перенос социальных ценностей в сферу потребления и маргинализация культуры в целом». Положение, в котором оказалась Россия, также является очень тяжелым. Отдаление Украины, независимо от того, как его оценивают сами украинцы, является трагедией для российской идентичности, утрачивающей многие важные смыслы, генетически связанные с Украиной. Оба государства, таким образом, объективно заинтересованы в как можно более скором восстановлении дружественных отношений,— для того, чтобы этого добиться, Россия, как представляется, должна проявлять по отношению к Украине максимальное дружелюбие и сострадание, и с пониманием относиться к той реакции, которую вызвало у украинцев отделение Крыма.