Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Российский уголовный закон как источник уголовного права

Уголовный закон представляет собой особый нормативно-правовой акт в силу того, что является, по существу, единственным источником уголовного права, на основе которого решается вопрос о применении или неприменении того или иного наказания.

В связи с этим важно определить то значение и функции, которые ему присущи. Подводя итог, автор отмечает, что уголовный закон является особым нормативно-правовым актом, назначение которого заключается в его исключительности как единственного и основного источника уголовного права, имеющего свои собственные функции, посредством которых он оказывает регулирующее воздействие на особо значимые общественные отношения.

Ключевые слова: уголовный закон, источник, понятие, значение, функции.

GADZHIAKHMEDOV Murad Mallamagomedovich
magister student of the 2nd year of study of the North Caucasian Institute of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)
NUTSALHANOV Gamzat Nutsalhanovich

Ph.D. in Law, associate professor of Constitutional law sub-faculty of the North Caucasian Institute of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)

RUSSIAN CRIMINAL LAW AS A SOURCE OF CRIMINAL LAW

The criminal Law is a special normative legal act due to the fact that it is, in essence, the only source of criminal law on the basis of which the issue of the application or non-application of a particular punishment is decided. In this regard, it is important to determine the meaning and functions that are inherent in it. Summing up, the author notes that the criminal law is a special normative legal act, the purpose of which is its exclusivity as the only and main source of criminal law, which has its own functions, through which it has a regulatory effect on particularly significant social relations.

Keywords: criminal law, source, concept, meaning, functions.

Данная тема является актуальной, теоретически прак­тически значимой, так как уголовный закон устанавливает запреты, обязанности, дозволения и поощрения уголовно­правового характера, которые, будучи доведенными до все­общего сведения населения страны путем официального опубликования закона, воздействуют на сознание и волю граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, побуждают их сообразовывать свои решения, действия и поступки с этими запретами, обязан­ностями или дозволениями. Тем самым уголовный закон уже фактом своего существования оказывает определенное пред­упредительно-воспитательное и регулирующее воздействие на граждан. Предупредительно-воспитательный эффект уго­ловного закона тем выше, чем полнее он отражает нравствен­ные воззрения большинства общества.

Уголовный закон можно определить как федеральный нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, устанавливающий основания и принципы уголовной ответ­ственности и наказания, а также иные общие положения уго­ловного законодательства, определяющий преступность и наказуемость общественно опасных деяний, закрепляющий условия и порядок освобождения от уголовной ответствен­ности. Необходимо сказать, что уголовное право представ­ляет собой изменчивое явление, в связи с чем присутствует проблема содержательной неопределенности его правовых категорий [10]. С данной точки зрения уголовный закон яв­ляется оценочным понятием, так и не сформулированном в уголовном праве [12].

Средством разрешения данной проблемы может вы­ступать использование такого средства юридической тех­ники, как примечание, которое устранит неопределенность исследуемого понятия посредством создания связи между содержанием уголовно-правовой нормы и ее текстуальным оформлением [6]. Пример HTML-страницы

Если будет учтена роль примечаний, то заметно вы­делится важность грамматического толкования уголовного закона, поскольку именно данный вид толкования является основным шагом в его текстуальном анализе и позволит вы­явить волю законодателя путем буквального анализа терми­нов, употребленных в тексте нормы [7]. Говоря о значении уголовного закона, следует указать, что он представляет со­бой, по существу, единственный источник уголовного права, который устанавливает преступность и наказуемость деяний.

Никакие иные акты органов государства не являются ис­точниками уголовного права и не содержат уголовно-право­вых норм. Даже акты Верховного Суда РФ не являются источ­ником уголовного права, так как не создают нормы права, а лишь истолковывают, раскрывают истинный смысл уже су­ществующих правовых норм.

В ч. 1. ст. 1 действующего Уголовного Кодекса сказано, что уголовное законодательство состоит из данного Кодекса, а новые законы, которые предусматривают уголовную ответ­ственность, подлежат включению исключительно в Уголов­ный Кодекс. В соответствии с этим уголовный закон может применяться исключительно при наличии правонарушения, предусмотренного в его нормативных предписаниях.

Вопрос же о назначении или освобождении от нака­зания решается исключительно на основании уголовного закона [13]. Также правовой акт, принимаемый для регули­рования общественных отношений, входящих в предмет уго­ловного права, выступает как способ выражения уголовно­правовых норм, соотносясь с нормативными предписаниями как форма и содержание.

Кроме того, уголовный закон, основываясь на принци­пах и нормах международного права и нормах Конституции, конкретизирует их предписания в своем содержании, что проявляется в отражении тех ценностей, которые он защи­щает. Текущее уголовное законодательство защищает обще­человеческие ценности: личность, ее права, интересы, соб­ственность и др. от преступных посягательств [9].

Таким образом, сам законодатель четко очертил круг источников уголовного права, отнеся к ним исключительно федеральный закон, принятый в форме кодифицированного акта. Учитывая это обстоятельство, можно прийти к выво­ду, что разъяснения, даваемые в Постановлениях Верховного Суда РФ, имеют лишь рекомендательный характер [11].

Важной научно-политической задачей является выяв­ление функций уголовного закона, то есть его направлений охранительного воздействия [4]. К одному их основных на­правлений воздействия уголовного закона можно отнести охранительную функцию, суть которой сводится к защите от преступных посягательств те общественные отношения, ко­торые имеют особое значение для нормального функциони­рования социума [8].

Уголовный закон также осуществляет восстановитель­ную функцию, под которой подразумевается восстановле­ние общественных отношений в том виде, в каком они су­ществовали до их нарушения. Предупредительная функция определяет уровень законопослушания со стороны частных и физических лиц и состояние законности на стороне право­применителя.

Выделяются два вида предупреждения: общая и частная превенция. В соответствии с общей превенцией уголовный закон распространяет свое действие на неопределенный круг лиц и предопределяет, что граждане, осознавая наличие определенных уголовно-правовых запретов, исходящих от государства, воздерживаются в своей повседневной деятель­ности от совершения преступлений.

Частная превенция применяется в том случае, если об­щее предупреждение не сработало и частное лицо допусти­ло нарушение закона и совершило преступление [5].

Помимо вышеперечисленных функций, уголовно-пра­вовые нормы способны оказывать воспитательное влияние на граждан. Функция воспитания отражает моральную оценку действий преступника обществом и обеспечивает устойчи­вость моральных ориентиров правосудия. Воспитательная функция обеспечивает распространение действия уголовно­го закона не только на преступников, но и на лиц, которые не совершали противоправного деяния.

Воздействие уголовного нормативно-правового акта обеспечивается установлением неотвратимости уголовной ответственности и назначением справедливых наказаний.

Подводя итоги, следует повторить, что уголовный закон является особым нормативно-правовым актом, назначение которого заключается в его исключительности как единствен­ного и основного источника уголовного права, имеющего свои собственные функции, посредством которых он оказы­вает регулирующее воздействие на особо значимые обще­ственные отношения.

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях