Уголовный закон представляет собой особый нормативно-правовой акт в силу того, что является, по существу, единственным источником уголовного права, на основе которого решается вопрос о применении или неприменении того или иного наказания.
В связи с этим важно определить то значение и функции, которые ему присущи. Подводя итог, автор отмечает, что уголовный закон является особым нормативно-правовым актом, назначение которого заключается в его исключительности как единственного и основного источника уголовного права, имеющего свои собственные функции, посредством которых он оказывает регулирующее воздействие на особо значимые общественные отношения.
Ключевые слова: уголовный закон, источник, понятие, значение, функции.
GADZHIAKHMEDOV Murad Mallamagomedovich
magister student of the 2nd year of study of the North Caucasian Institute of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)
NUTSALHANOV Gamzat Nutsalhanovich
Ph.D. in Law, associate professor of Constitutional law sub-faculty of the North Caucasian Institute of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)
RUSSIAN CRIMINAL LAW AS A SOURCE OF CRIMINAL LAW
The criminal Law is a special normative legal act due to the fact that it is, in essence, the only source of criminal law on the basis of which the issue of the application or non-application of a particular punishment is decided. In this regard, it is important to determine the meaning and functions that are inherent in it. Summing up, the author notes that the criminal law is a special normative legal act, the purpose of which is its exclusivity as the only and main source of criminal law, which has its own functions, through which it has a regulatory effect on particularly significant social relations.
Keywords: criminal law, source, concept, meaning, functions.
Данная тема является актуальной, теоретически практически значимой, так как уголовный закон устанавливает запреты, обязанности, дозволения и поощрения уголовноправового характера, которые, будучи доведенными до всеобщего сведения населения страны путем официального опубликования закона, воздействуют на сознание и волю граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, побуждают их сообразовывать свои решения, действия и поступки с этими запретами, обязанностями или дозволениями. Тем самым уголовный закон уже фактом своего существования оказывает определенное предупредительно-воспитательное и регулирующее воздействие на граждан. Предупредительно-воспитательный эффект уголовного закона тем выше, чем полнее он отражает нравственные воззрения большинства общества.
Уголовный закон можно определить как федеральный нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности и наказания, а также иные общие положения уголовного законодательства, определяющий преступность и наказуемость общественно опасных деяний, закрепляющий условия и порядок освобождения от уголовной ответственности. Необходимо сказать, что уголовное право представляет собой изменчивое явление, в связи с чем присутствует проблема содержательной неопределенности его правовых категорий [10]. С данной точки зрения уголовный закон является оценочным понятием, так и не сформулированном в уголовном праве [12].
Средством разрешения данной проблемы может выступать использование такого средства юридической техники, как примечание, которое устранит неопределенность исследуемого понятия посредством создания связи между содержанием уголовно-правовой нормы и ее текстуальным оформлением [6].
Если будет учтена роль примечаний, то заметно выделится важность грамматического толкования уголовного закона, поскольку именно данный вид толкования является основным шагом в его текстуальном анализе и позволит выявить волю законодателя путем буквального анализа терминов, употребленных в тексте нормы [7]. Говоря о значении уголовного закона, следует указать, что он представляет собой, по существу, единственный источник уголовного права, который устанавливает преступность и наказуемость деяний.
Никакие иные акты органов государства не являются источниками уголовного права и не содержат уголовно-правовых норм. Даже акты Верховного Суда РФ не являются источником уголовного права, так как не создают нормы права, а лишь истолковывают, раскрывают истинный смысл уже существующих правовых норм.
В ч. 1. ст. 1 действующего Уголовного Кодекса сказано, что уголовное законодательство состоит из данного Кодекса, а новые законы, которые предусматривают уголовную ответственность, подлежат включению исключительно в Уголовный Кодекс. В соответствии с этим уголовный закон может применяться исключительно при наличии правонарушения, предусмотренного в его нормативных предписаниях.
Вопрос же о назначении или освобождении от наказания решается исключительно на основании уголовного закона [13]. Также правовой акт, принимаемый для регулирования общественных отношений, входящих в предмет уголовного права, выступает как способ выражения уголовноправовых норм, соотносясь с нормативными предписаниями как форма и содержание.
Кроме того, уголовный закон, основываясь на принципах и нормах международного права и нормах Конституции, конкретизирует их предписания в своем содержании, что проявляется в отражении тех ценностей, которые он защищает. Текущее уголовное законодательство защищает общечеловеческие ценности: личность, ее права, интересы, собственность и др. от преступных посягательств [9].
Таким образом, сам законодатель четко очертил круг источников уголовного права, отнеся к ним исключительно федеральный закон, принятый в форме кодифицированного акта. Учитывая это обстоятельство, можно прийти к выводу, что разъяснения, даваемые в Постановлениях Верховного Суда РФ, имеют лишь рекомендательный характер [11].
Важной научно-политической задачей является выявление функций уголовного закона, то есть его направлений охранительного воздействия [4]. К одному их основных направлений воздействия уголовного закона можно отнести охранительную функцию, суть которой сводится к защите от преступных посягательств те общественные отношения, которые имеют особое значение для нормального функционирования социума [8].
Уголовный закон также осуществляет восстановительную функцию, под которой подразумевается восстановление общественных отношений в том виде, в каком они существовали до их нарушения. Предупредительная функция определяет уровень законопослушания со стороны частных и физических лиц и состояние законности на стороне правоприменителя.
Выделяются два вида предупреждения: общая и частная превенция. В соответствии с общей превенцией уголовный закон распространяет свое действие на неопределенный круг лиц и предопределяет, что граждане, осознавая наличие определенных уголовно-правовых запретов, исходящих от государства, воздерживаются в своей повседневной деятельности от совершения преступлений.
Частная превенция применяется в том случае, если общее предупреждение не сработало и частное лицо допустило нарушение закона и совершило преступление [5].
Помимо вышеперечисленных функций, уголовно-правовые нормы способны оказывать воспитательное влияние на граждан. Функция воспитания отражает моральную оценку действий преступника обществом и обеспечивает устойчивость моральных ориентиров правосудия. Воспитательная функция обеспечивает распространение действия уголовного закона не только на преступников, но и на лиц, которые не совершали противоправного деяния.
Воздействие уголовного нормативно-правового акта обеспечивается установлением неотвратимости уголовной ответственности и назначением справедливых наказаний.
Подводя итоги, следует повторить, что уголовный закон является особым нормативно-правовым актом, назначение которого заключается в его исключительности как единственного и основного источника уголовного права, имеющего свои собственные функции, посредством которых он оказывает регулирующее воздействие на особо значимые общественные отношения.