Близится к завершению этап развертывания глобальной системы противоракетной обороны США в Восточной Европе - в Румынии все системы проходят последние тесты, а строительство польской части комплекса будет завершено к концу 2020 года.
За долгие годы, идея противоракетной обороны США претерпела значительные изменения. На саммите НАТО в Лиссабоне было принято решение признать противоракетную оборону в качестве совместной миссии НАТО и построить союзный щит. Система должна быть создана путем расширения существующей системы антитеррористической защиты театра операций (ALTBMD) до территориальной обороны.
Система НАТО будет построена на основе американских установок противоракетной обороны (в Польше и Румынии) и национальных ресурсов союзных государств, предназначенных для программы ALTBMD, боеготовность которой на сегодняшний день отсутствует. Конечным результатом работы станет создание совместной командной системы противоракетной обороны НАТО. На Саммите в Ньюпорте в сентябре 2014 года Альянс принял к сведению план внедрения и развития потенциала НАТОПРО, включая начало работы по развертыванию наземной системы противоракетной обороны Aegis. Два года назад в Румынии завершились работы по развертыванию наземной части Aegis Ashore. В Германии на территории авиабазы Рамштайн создан командный центр планирования ударов по ракетам.
Формирование противоракетной системы сопряжено с выстраиванием наземный системы поддержания «мира и безопасности НАТО». Нужно отметить, что право международной безопасности включает в себя принципы и международные нормы, направленные на регламентацию международных отношении с целью установления и поддержания всеобщего мира, равной и неделимой безопасности для всех государств и народов. Действия НАТО идут в разрез с общепринятыми нормами.
Также были сформированы и размещены на территории Латвии, Литвы, Польши и Эстонии четыре многонациональных батальона, а также многонациональная бригада под командованием штаба дивизионного уровня в Румынии. Увеличению подверглась численность контингента сил реагирования НАТО с 13 до 30 тыс., «острием» которых становятся совместные силы сверхбыстрого реагирования. В результате этих и некоторых других мер, за счет размещения в странах Центрально-Восточной Европы и Балтии дополнительных воинских контингентов, создания развитой инфраструктуры, складской и транспортной сети Североатлантический союз получает возможность для резкого наращивания группировки возле российских границ.
Совместно с системой ПРО совокупность действий НАТО в регионе можно расценивать как подготовку к вооруженному конфликту. На сегодняшний день перспектива сотрудничества России с США и НАТО в области противоракетной обороны стала одной из важнейших проблем европейской и международной безопасности. Не вызывает сомнения, что альянс целенаправленно увеличивает присутствие в регионе для поднятия напряженности. К такому же выводу можно прийти, анализируя правовую сторону вопроса.
Переговоры об участии Польши в строительстве Американской системы противоракетной обороны в Европе начались по просьбе США весной 2007 года. Их финалом стало подписание в Варшаве 20 августа 2008 года Соглашения между Правительством Республики Польша и Правительством Соединенных Штатов Америки развертывание противоракетных оборонительных ракет-перехватчиков на территории Республики Польша. В тот же день была объявлена Декларация о стратегическом сотрудничестве между Республикой Польша и Соединенными Штатами Америки.
Подписание польско-американского договора о размещении в Польше объектов ПРО США состоялось в 2008 году. С американской стороны подпись под документом поставила государственный секретарь США Кондолиза Райс, с польской - министр иностранных дел Радослав Сикорский. Договор предусматривал строительство базы для 10 ракет-перехватчиков системы ПРО США в 5 км от польского города Слупска.
В сотрудничестве с США на третьем этапе, последнем (SM- 3 IIA) строительства щита в 2018 году на территории Польши в Редзиково будет развернут на наземной установке системы Aegis. Его задача - защищать районы, расположенные в центральной и северной части Европы, от ракет ближнего и среднего радиуса действия (IRBM до 5500 км). Данная установка, по мнению большинства экспертов, обладает и наступательным потенциалом, который может использоваться в ущерб интересам Российской Федерации и против ее союзников.
Однако, по мнению польской, стороны соглашение нацелено на регулирование ключевого элемента сотрудничества Польши и США в области противоракетной обороны, то есть размещение на территории Польши американских противоракетных защитных наземных перехватчиков. Соглашение, к тому же, определяет правовую основу для установки на военной базе на территории Польши американских противоракетных оборонительных ракет-перехватчиков и правил относительно возможного использования этих ракет.
Соглашение содержит ряд правовых решений по таким вопросам, как: статус и принципы строительства и эксплуатации Базы, в которых будут развернуты элементы системы НАТОПРО с 10 ракетными пусковыми установками-перехватчиками, правилами ее использования американскими силами, правилами ведения боевых действий на Базе, в том числе разделение компетенций между польскими и американскими командирами, материально-техническая безопасность Базы, принципы использования инфраструктуры Базы американскими силами в ней, сотрудничество между польскими властями и США в области базовой безопасности, охраны окружающей среды, правовой и международной ответственности за возможный ущерб, вызванный использованием системы противоракетной обороны. Последняя часть соглашения вызывает большую озабоченность в связи с угрозой, которую НАТОПРО несет для региональной безопасности.
В статье IX, которая является одним из важнейших положений Соглашения, было сделано обязательство США, обеспечить безопасность Польши и защитить Польшу от баллистических ракетных ударов с использованием системы НАТОПРО. В первоначальном варианте система создавалась для защиты от угрозы исходящей со стороны ближневосточного региона, но маловероятным является возможность ракетного удара по территории Польши, так как государство не участвует ни в одном конфликте регионального характера и не представляет угрозы для террористических формирований. Единственной угрозой, прописанной в стратегии национальной безопасности Польши - является Россия. В пункте 67 данного документа указано, что непосредственной угрозой для страны является нарушение РФ норм международного права. Польская сторона настаивает, что угроза национальной безопасности велика, в связи с нарушением международных обязательств Российской Федерации в связи с «воссоединением Крыма с Россией».
В статье VII, п. 3 также содержит положение о приверженности США координировать с Польшей, так называемый план непредвиденных обстоятельств с указанием действий, которые должны быть предприняты в случае угрозы безопасности Базы. Что касается способа использования Базы, американская сторона была обязана в соответствии с п. 4 настоящей статьи использовать Базу и элементы системы НАТОПРО, размещенные в ней, только в целях, соответствующих международному праву, включая Устав Организации Объединенных Наций, и только в рамках осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону.
Многие юристы международники сходятся во мнении, что даже если система НАТОПРО размещенная в Румынии и Польше не нарушает общепринятые общие нормы международного права, включая выше упомянутый Устав ООН, вопрос о договоре, о ликвидации ракет средней и меньшей дальности остается открытым. Ведь развертывание американской системы НАТОПРО, напрямую затрагивает нормы данного соглашения, а в свою очередь интересы Российской Федерации.
Что касается юридической ответственности за последствия использования системы противоракетной обороны - в статье XIV Соглашения было отмечено, что требования о возмещении ущерба Польше в связи с использованием системы будут удовлетворены на основе соответствующих положений статьи VIII Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора о статусе их вооруженных сил, составленный в Лондоне 19 июня 1951 года (NATO SOFA), с которым Польша и США являются членами НАТО. Американская сторона будет нести ответственность за ущерб, связанный с использованием системы, только если американская сторона признает такую ответственность. А значит, американская сторона на практике никогда не признает возможный ущерб, нанесенный в связи с использованием установок, не говоря уже о возможном ущербе, который может быть вызван при нападении террористических группировок на Базу. Также не рассматривается вопрос возмещения ущерба из-за точечного превентивного ядерного удара по установкам третьими государствами.
В Приложении к Соглашению предусматривается, что численность военнослужащих и гражданского персонала США, первоначально развернутых на Базе, не должна превышать 500 человек. Это число не может быть увеличено без предварительного согласия Министерства национальной обороны.
3 июля 2010 года в Кракове был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Польша и Правительством Соединенных Штатов о размещении на территории Республики Польша противоракетных оборонительных ракет-перехватчиков, составленном в Варшаве 20 августа 2008 года. Незначительные изменения в Соглашении позволили вооруженным силам США выполнять задачи, связанные с развертыванием системы противоракетной обороны с использованием перехватчиков, отличных от GBI. Соглашение вместе с Протоколом о внесении поправок составляет основу для долгосрочного сотрудничества между Польшей и США в области безопасности и обороны, но и увеличивает риски связанные с введением установки на боевое дежурство.
Сейм Польши - нижняя палата парламента страны - ратифицировал польско-американский договор SOFA, регламентирующий статус войск США на польской территории. Договор вступил в силу 31 марта 2010 года. Дополнительное соглашение SOFA является еще одним - рядом с соглашением, подписанным 20 августа 2008 года о развертывании элементов системы ПРО США на территории Республики Польша - важное соглашение с точки зрения польско-американского сотрудничества в области безопасности и обороны. Соглашение SOFA дополняет и уточняет положения Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора о статусе их вооруженных сил с 1951 года (NATO SOFA), которое Польша стала участником после вступления в НАТО в 1999 году.
Дополнительное соглашение SOFA открывает возможность систематического расширения военного сотрудничества с США, создавая правовую основу не только для пребывания вооруженных сил США на будущей базе системы противоракетной обороны или в связи с батареями PATRIOT, но и для других, зачастую гораздо более сложных форм военного сотрудничества. Это позволяет наладить военное сотрудничество между Республикой Польша и США с новыми вызовами и угрозами, которые возникают в сфере безопасности, а их количество неуклонно растет. Нужно отметить, что Польша находиться на стадии переговоров по приобретению систем PATRIOT для собственной системы противоракетной обороны.
Генерал-командующий сухопутных войск США в Европе Бен Ходжес ожидает, что нынешнее 30 000 американских солдат, размещенных на европейском континенте, в настоящее время не изменится. В Польше в настоящее время около 3,5 тыс. Американских солдат. Осуществляя программу укрепления расширенного присутствия НАТО, Соединенные Штаты взяли на себя роль рамочного государства боевой группы батальона Альянса, которое будет размещено в Польше. Усиленное расширенное присутствие сосредоточено на увеличении потенциала сдерживания НАТО на восточном фланге Североатлантического союза. Силы быстрого реагирования «Острие копья» Североатлантический альянс создал в 2014 году. В начале 2019 года Германии предстоит командование силами. Напомню, что именно в Германии находится командный центр НАТОПРО.
Если рассматривать вопрос об увеличении военного потенциала НАТОПРО и самого НАТО на восточных рубежах европейского пространства важно отметить, что США и четыре западноевропейские государства значительно сократили расходы на оборону. Это во многом связано с экономическим кризисом, последствия которого сегодня ощутимы. Кризис заставил европейские правительства ввести правила жесткой экономии. С другой стороны, Россия, видя активные действия со стороны Альянса у своих западных границ, систематически увеличивает свои военные расходы в течение рассматриваемого периода. За последние годы страна почти удвоила объем средств, предназначенных для обороны с 37,7 до 70,3 миллиарда долларов. Россия тратит 3,4% на армию соответственно и 5,3% ВВП. Также Польша в течение 10 лет отстаивает тенденцию увеличения расходов на армию, как почти единственная среди стран НАТО. За последние десять лет средства, выделяемые на оборону, неуклонно увеличиваются. Это означает, что, в отличие от Франции, Германии, Италии, Великобритании и даже США, Польша выделяет все больше и больше средств на военные цели. Таким образом, можно сказать, что Польша является частью российского оборонительного тренда, ощущающего угрозу.
По данным Международного института исследований мира (СИПРИ), базирующегося в Стокгольме, Республика тратит 9,34 млрд., долларов в год на вооружения. Это 24-е место в мире.
Угрозу, исходящую от НАТОПРО в Польше и Румынии в свете завершения их развертывания на континенте осознают в России. Система непосредственно угрожает безопасности России. Объекты являются «очень существенными в боевом отношении». Все эти развёртывания создают абсолютно новую конфигурацию сил вблизи наших рубежей, которая не только существенным образом ухудшает ситуацию с безопасностью в регионе, но и представляет опасность и угрозу для Российской Федерации. В РФ неоднократно заявляли, что будут адекватно реагировать на наращивание военной инфраструктуры НАТО. К сожалению нельзя не согласиться с мнением о системе НАТО- ПРО, ведь начиная с распада СССР неуклонно росло число стран «враждебно настроенных» к России. Итог в дипломатических переговорах подвел президент России Владимир Путин в последнем выступлении перед Федеральным Собранием.
К сожалению, за годы усердной дипломатической работы, в НАТО не осознали растущего в России беспокойства. Черта может быть пройдена после 2018 года. Однако НАТО может отложить введение системы на боевое дежурство до 2020 года и в дальнейшем пересмотреть создание наземных систем в Румынии и Польше после появления у России ракетных систем, недоступных для перехвата. Данное действие стало бы не только фактическим признанием, что эти системы создавались США и НАТО именно против России, но и что уже вложенные средства были потрачены зря, а это недопустимо в условиях, когда альянс борется за повышение военных ассигнований своих стран-членов. Поэтому НАТО продолжит развитие систем ПРО в Европе.
Возможным вариантом является перепрофилирование пусковых установок ракет-перехватчиков под пусковые установки ударных ракет. В таком случае данные действия предвещали бы военное противостояние НАТО и России, в котором неминуемое поражение потерпит Североатлантический Альянс поскольку в соответствии со ст. 51 Устава ООН у России появляется право на самооборону превентивного характера, а значит будет возможен точечный ядерный удар по целям в Польше и Румынии.
Второй вариант - это попытка наращивания темпов создания новых систем НАТОПРО и гонка вооружений. Однако на Мюнхенской конференции по безопасности 17 февраля генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что организация продолжает работать для сохранения диалога с РФ, чтобы избежать холодной войны и предотвратить новую гонку вооружений. По словам генсека, НАТО должна «снизить напряженность в отношениях с Россией и стремиться к более конструктивным отношениям с ней. МИД РФ не раз заявлял, что размещение систем Aegis Ashore в странах Восточной Европы является нарушением Вашингтоном своих обязательств по Договору о ракетах средней и малой дальности (ДРСМД).
Рассматривая данный документ нужно отметить, что Договор о РСМД подписан 8 декабря 1987 г., вступил в силу 1 июня 1988 г. Запрещает сторонам производить, испытывать и развертывать баллистические (БРНБ) и крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) средней дальности (от 1000 до 5500 км) и меньшей дальности (от 500 до 1000 км), а также пусковые установки (ПУ) для них. После распада СССР практическое выполнение Договора помимо России и США осуществляли Белоруссия, Казахстан и Украина. Для рассмотрения вопросов выполнения договорных обязательств, согласования мер повышения жизнеспособности и эффективности ДРСМД была создана Специальная контрольная комиссия (СКК). В результате реализации ДРСМД исчез целый класс ядерных вооружений, что явилось весомым вкладом в процесс ядерного разоружения. Будучи бессрочным, Договор остается важным фактором поддержания стратегической стабильности и международной безопасности.
В целях наращивания давления в Вашингтоне приступили к реализации «комплексной стратегии», предусматривающей меры санкционного и военного характера. Подготовлена соответствующая законодательная база. Наиболее провокационным шагом стало заложенное в закон о предельных расходах на оборону в 2018 фин.г. решение о выделении финансирования на т.н. исследовательскую программу, ведущую к разработке мобильной ракетной системы с КРНБ запрещенной по ДРСМД дальности.
Совершенно неприемлемы попытки США оказывать на Россию военно-политическое и санкционное давление. Складывается впечатление, что цель Вашингтона - отвлечь внимание от действий самих США, чрезвычайно вольно трактующих положения ДРСМД в случаях, когда они препятствуют развитию важных для Вашингтона вооружений. Так, у России имеется ряд конкретных претензий к США в контексте выполнения ими Договора, которые появились в последние годы в результате новых дестабилизирующих действий Вашингтона. Они заключаются в следующем:
- отработка в рамках испытаний систем ПРОНАТО ракетных технологий с задействованием расширяющегося спектра ракет-мишеней, аналогичных по характеристикам РСМД;
- наземное развертывание на европейских объектах глобальной ПРОНАТО в составе комплексов Aegis Ashore универсальных ПУ Мк-41, которые потенциально могут задействоваться для пусков КР средней дальности «Томагавк» и других ударных ракетных средств.
В комплексе с решением США о запуске упомянутой программы, направленной на разработку ракетной системы с запрещенной по ДРСМД КРНБ, рассматриваем перечисленные шаги, которые очевидным образом осуществляются вразрез с Договором. Это, безусловно, попытка обеспечить себе военные преимущества в ущерб балансу сил и стратегической стабильности. В Вашингтоне и в Варшаве готовности к конструктивной реакции на озабоченность России не заметно.
Отметим, официально до сих пор ни одна из сторон не воспользовалась возможностью выхода их договора. Однако в конгрессе США неоднократно звучали призывы разработать законопроект, который прямо обвинит Россию в нарушении договора и подготовит почву для выхода США из него по той же схеме, по которой Вашингтон вышел из договора по ПРО. При этом Пентагон, госдепартамент и Совет национальной безопасности Белого дома продолжают заявлять, что договор о РСМД отвечает интересам США.
12 декабря президент США Дональд Трамп подписал закон о финансировании и направлениях деятельности Пентагона в 2018 году, который содержит статьи о противодействии приписываемым России нарушениям договора о РСМД. В законе говорится о праве США приостановить выполнение Договора о РСМД в целом или отказаться от применения ряда его статей в свете «нарушения его положений» Россией.
Президент России Владимир Путин заявил, что Москва не собирается выходить из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Наряду с договором СНВ данное соглашение гарантировало безопасность в плане применения ядерного оружия. Все договоренности в рамках СНВ- 3 постепенно девальвируются, потому что США наращивают количество противоракет, создают новые позиционные районы, что в конечном итоге приведет к полному обесценению ядерного потенциала России. И это все заставляет Россию реагировать, естественно.
Россия, все эти годы, наблюдая, за процессом наращивания военного присутствия США работала над перспективным вооружением. В частности, новое поколение ракет. Сейчас активно испытывается новый ракетный комплекс с тяжелой межконтинентальной ракетой «Сармат». Он придет на смену «Воеводе» и позволит нанести удар по любой точке планеты в обход НАТОПРО соперника.
Проводя анализ Стратегии национальной безопасности Российской Федерации можно прийти к выводу, что существуют две причины, которые могут привести к превентивному применению оружия: нападение с применением ядерного оружия или нападение на РФ с использованием обычного оружия в случае, если существует угроза существованию российского государства. Обе угрозы в данный момент в последней стадии формирования. На западной и северной границе РФ развернуты сухопутные войска, готовые после ракетного нападения направиться на Москву. Начало разработки и испытания новейших систем оружия стратегического назначения, создаваемых в противовес на односторонний выход США из Договора по ПРО и фактическое развертывание этой системы, как на американской территории, так и за ее пределами позволит не применять оружие «судного дня».
Но даже при отсутствии явной и неминуемой угрозы Россия может принять решение о нанесении упреждающего удара по объектам европейской противоракетной обороны. Превентивная война (фр. «preventif», от лат. «praevenio» - опережаю, предупреждаю) - война, которую начинают, считая, что будущий конфликт неизбежен, и основная цель которой опередить агрессивные действия со стороны противника, - такова общепринятая трактовка данного понятия. В английском языке термин «упреждающая» переводится как «preemptive», упреждение считается как ликвидация непосредственной или близкой угрозы. «Превентивная» - «preventive» трактуется как ликвидация угрозы, которая только формируется. Часто в англоязычной, особенно американской, литературе используется термин «anticipatory self-defense» для обозначения либо упреждающей са-мообороны, либо, реже, обоих указанных выше видов самообороны».
С учетом дестабилизирующего характера системы НА- ТОПРО, а именно: создание иллюзии нанесения безнаказанного разоружающего удара, решение об упреждающем применении имеющихся средств поражения будет приниматься в период обострения обстановки. По мнению российских военных, такой сценарий станет реальным к 2019 году.
В опубликованной доктрине США отмечено, что Россия может нанести превентивный ограниченный удар. В документе также отмечается, что Вашингтон видит в модернизации Москвой своего потенциала стремление «стать сверхдержавой» и вернуться к гонке вооружений, происходившей во время холодной войны. Москва имеет незыблемое право применить ограниченный превентивный удар для того, чтобы парализовать США и НАТО и тем самым положить конец конфликту в самом его начале на условиях России. В доктрине также говорится о готовности США обеспечить «неприемлемо высокую цену» для России в случае агрессии с ее стороны. Нужно возразить, что меры превентивной самообороны ни в коем случае нельзя отождествлять с актом агрессии. Устав ООН определяет, что превентивные и (или) принудительные меры могут применяться в ответ на любую угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии (ст. 39, 50), при этом подчеркивается, что такие меры принимаются Советом Безопасности ООН. К тому же видно изначально разный подход к вопросу о применении мер превентивной самообороны на Западе в том числе и в США.
Автор настоящей статьи, как и многие отечественные и иностранные ученые полагает, что развертывание систем национальных систем противоракетной обороны ни в коем мере не затрагивает интересы третьих государств. Правом и обязанностью любого государства является, защита граждан от актов агрессии.
Однако остается открытым вопрос нарушения договора о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности в связи с неиспользованием сторонами правовых рычагов воздействия на стороны. Выход США из Соглашения о ПРО свидетельствует, о плановой работе по наращиванию вооружения двойного назначения, способного привести к нарушению мира в регионе.
Вызывает озабоченность нерегулируемый нормами международного права процесс развертывания систем глобальной противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки, который, по мнению ученых, способствует дестабилизации мира и безопасности. Тем не менее, ввиду отсутствия единообразной практики государств не ясным остается вопрос о применении ст. 51 Устава ООН в превентивных целях в данной ситуации. Нужно отметить, что для практического применения теории понадобится тесное взаимодействие юристов-между- народников и пересмотр договорных обязательств каждой из сторон по вопросам размещения и применения глобальных систем противоракетной обороны.
АНТОНОВ Виктор
аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России