Правовое обеспечение.
Права интеллектуальной собственности на фольклорные произведения не будут хорошо защищены без защиты закона в строгой форме.
Правовое обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения страны представляет собой систему правовых документов, которая формулируется единообразно сверху донизу, в том числе: Конституция, Гражданский кодекс, Закон «об интеллектуальной собственности» и другие правовые документы о правах интеллектуальной собственности на фольклорные произведения, выданные компетентными государственными органами. Кроме того, в контексте международной экономической интеграции защита прав интеллектуальной собственности на фольклорные работы также должна обеспечивать международную законность (В тех случаях, когда правовое отношение о правах интеллектуальной собственности на фольклорные произведения связывает с иностранными элементами).
Обеспечение международного права в области защиты прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения включает в себя систему международных договоров, членом которых является Вьетнам. Это такие документы, как:
- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886г.;
- Всемирная конвенция об авторском праве 1952г. (Конвенция UCC);
- Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ДАП) 1996г.;
- Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ) 1996г.
Все государства - участники этих конвенций, договоров и соглашений регулируют свои национальные правовые системы в соответствии с международно-правовыми документами.
Таким образом, количество правовых документов по защите прав интеллектуальной собственности на национальные и международные фольклорные произведения очень большое. Для обеспечения удобного и последовательного применения таких правовых актов требуется, чтобы правовые положения о защите прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения были едиными, равномерными, прозрачными, ясными, открытыми и соответствующими реальности. С другой стороны, после принятия закона «об охране прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения» государству следует организовывать пропаганду, распространение и образование права чтобы все субъекты права интеллектуальной собственности на фольклорные произведения (От авторов, владельцев прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения, до пользователей и сотрудников правоохранительных органов) могли понимать закон, с тем самым возникает чувство уважения и самореализации закона; минимизируя нарушение закона.
Единство и однородность системы правовых положений, касающихся прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения являются приоритетным требованием. Обязанность законодательного органа состоит в том, чтобы своевременно и полностью институционализировать принципы и направления Конституции, обеспечивая законность и конституционность правовых актов по правам интеллектуальной собственности на фольклорные работы. В то же время, быстро усваивать Международные конвенции, международные договоры, которые Вьетнам подписал и ратифицировал. Это также очень срочное и необходимое требование.
Прозрачность и гласность правовых положений, касающихся прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения, также являются требованием правовой защиты. Правовые акты должны публиковаться в официальном бюллетене и в средствах массовой информации (газеты, радио и телевизионные станции); размещаться в государственные учрежденья; должны быть напечатаны в книгах для продажи или храниться в публичной библиотечной системе; опубликованы в Интернете, чтобы каждый мог получить доступ. Таким образом, люди имеют разнообразную систему информационных каналов для изучения закона об охране прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения.
Правовые положения о защите прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения должны быть ясными, полезными, осуществимыми и легко реализуемыми. Положения, касающиеся регистрации прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения, досье и процедуры предоставления, повторного предоставления или возобновления свидетельств о регистрации прав интеллектуальной собственности на работы фольклорной литературы должны быть ясными, создавая наиболее благоприятные условия для авторов и владельцев прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения при подаче заявок. Закон также позволяет авторам, владельцам прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения право предоставлять другим людям или организациям консультации и услуги для выполнения этой процедуры, если по соображениям здоровья или трудности с поездкой они не могут сами подавать заявки. Досье регистрации могут быть подано в государственные органы управления, отвечающие за права интеллектуальной собственности на народные литературные произведения на центральном уровне или в провинциальных органах, ответственных за государственное управление культурой и информацией, где владельцы прав интеллектуальной собственности на народные литературные произведения проживает. Закон предусматривает, что при нарушении прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения авторы и владельцы прав интеллектуальной собственности могут пострадать в зависимости от каждого случая, представить запрос о разрешении нарушений в одном из органов, таких как: суд, инспекторы, рыночное управление, таможня, полиция, народные комитеты на всех уровнях. Это важная юридическая гарантия для скорейшего обращения с нарушениями закона, ограничения ущерба авторам и владельцам прав интеллектуальной собственности на фольклорные работы.
Правосознание и правовая культура правовых субъектов по правам интеллектуальной собственности на фольклорные произведения.
Правосознание- это совокупность научных теории, идеологий, настроений, человеческая оценка о законах, поведений человека и деятельностей учреждений и организаций в реализации законов. Закон о защите прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения, хотя и полностью построенный, и совершенный, не будет строго соблюден, если правовое сознание автора, владельцев права интеллектуальной собственности на фольклорные произведения, пользователи или компетентных государственных органов являются неполными.
Для авторов и владельцев прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения правосознание выражается в том смысле, что они знают об их правах и обязанностях. Они имеют право запрашивать разрешение, выплачивать роялти, вознаграждение, быть названными в работе, защищать целостность произведения. Но они также имеют обязанность предоставлять другим доступ к произведениям, возможность эксплуатации и использования произведений, а также наслаждение духовными ценностями работы.
Помимо права на правовую эксплуатацию и использование опубликованных работ, пользователи работ должны знать об обязанности соблюдать закон при использовании таких работ. Они должны запрашивать разрешение, выплачивать роялти и вознаграждение авторам и владельцам прав интеллектуальной собственности, писать информацию об авторах и происхождении произведений без вырезания или ремонта, обеспечивая целостность работа.
Компетентные государственные органы при реализации закона об охране прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения должны иметь четкое представление о положениях закона для рассмотрения; оценки и выбора соответствующих правовых норм; издания правовых актов и организации реализации.
Когда полностью и добровольно выражено сознание субъектов правоотношения по защите прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения о своих правах и обязанностях; когда в обществе правосознание о необходимости защиты прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения, особенно защиты законом, повышается; правовая культура в обществе будет сформирована.
Правовая культура состоит в том, что каждый правовой субъект регулирует свое поведение самосознанием в соответствии с положениями закона и не делает того, что запрещает закон. Высокий уровень правовой культуры о правах интеллектуальной собственности выражается в том, что, создавая произведение, создатели готовы довести работу до общественности, принести духовные и гуманитарные ценности обществу. Лицо, эксплуатирующее или использующее произведение при использовании работы, обязано выплачивать роялти или вознаграждение в качестве компенсации, которую создатель заслуживает для продолжения создания новых произведений. Государство разрабатывает и защищает закон о правах интеллектуальной собственности на фольклорные произведения, направляет общину и граждан на четкое выполнение прав и обязанностей, предусмотренных законом. Государство рассматривает возникающий спор и применяет санкции к актам, нарушающим права интеллектуальной собственности на фольклорные произведения.
Таким образом, высокое правосознание и правовая культура основаны на четком понимании компетентных государственных органов, организаций и отдельных лиц о важности защиты авторского права в целом и защиты прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения. Это имеет важное значение для защиты прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения.
Защита организаций.
Закон об охране прав интеллектуальной собственности на фольклорные работы осуществляется системой компетентных государственных органов, в том числе органами государственного управления, отвечающими за права интеллектуальной собственности на фольклорные произведения, судебными органы, инспекционными, следственными и экзаменационными органами. Это такие органы, как: Министерство культуры, информации и коммуникации (в частности: Департамент защиты авторских прав, Департамент управления культурным наследием, департамент исполнительских искусств); народные комитеты на всех уровнях, Народные суды, Инспекция, Управление рынком, Таможня, Полиция и т.д.
Эти органы уполномочены государством обеспечивать правовую защиту прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения, выполняя различные задачи, такие как:
- Организация распространения, и воспитания закона об охране прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения в сообществе создателей, сообществе и в составе контингента должностных лиц, выполняющих работу по защите прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения, чтобы создать сильные изменения в смысле уважения к закону и чувства серьезного соблюдения закона, сформулировать привычку жить и работать в соответствии с Конституцией и законами всех классов.
- Организация исполнения прав и обязанностей отдельных лиц и коллективов, связанных с правами интеллектуальной собственности на фольклорные произведения, а также расширение доступа и возможности использования закона людей.
- Справедливое и своевременное рассматрение спорв о правах интеллектуальной собственности на фольклорные произведения; убеждение людей в справедливость; эффективное разрешение споров посредством судопроизводства.
- Проведение инспекции, расследования, экспертизы и применения строгих санкций против обнаруженных актов нарушения прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения.
В дополнении к вышеупомянутым государственным органам Ассоциация народных искусств Вьетнама также является общественной организацией, играющей важную роль в защите закона об авторских правах на фольклорные произведения. Это является специализированной и общественно-политической организацией. Ассоциация отвечает за сохранение и защиту законных интересов о правах интеллектуальной собственности и смежных прав для сообщества и ремесленников и коллекционеров в соответствии с действующим законодательством Социалистической Республики Вьетнама «о интеллектуальной собственности». Ассоциация народных искусств Вьетнама от имени общин, которые создают фольклорные произведения, реализует права интеллектуальной собственности на фольклорные работы. Организации и отдельные лица при использовании фольклорных произведений в коммерческих целях обязаны выплачивать роялти владельцам авторских прав на фольклорные произведения через Ассоциацию народных искусств Вьетнама. Ассоциация является как спонсором, так и управляющим роялти, полученными с разрешения на использование фольклорных работ для создания фонда сохранения и продвижения культурных ценностей из фольклорных произведений.
В целях обеспечения организации по реализации законодательства об интеллектуальной собственности на фольклорные произведения государственные органы должны быть организованы в аккуратной и научной структуре с плавным механизмом работы, обеспечивающим тесную координацию, избегая совпадений, что приведет к экструзии и уклонению ответственности органов. В то же время тесно управлять и координировать между государственными органами, отвечающими за фольклор, с Ассоциацией народных искусств Вьетнама в осуществлении положений закона «об интеллектуальной собственности» о правах на фольклорные произведения Вьетнама.
Механизм социальной поддержки создан и функционирует эффективно.
При обнаружении нарушения своих прав, авторы или владельцы права интеллектуальной собственности на фольклорные произведения имеют право на саму защиту и право на требование о защите государства. В то же время они могут получить защиту от вспомогательных органов и коллективных организаций, защищающих права интеллектуальной собственности на фольклорные произведения. После применения мер самозащиты, предусмотренных законом, по-прежнему трудно защитить свои законные права и интересы авторы или владельцы прав интеллектуальной собственности могут разрешать консультационные организации или организации обслуживания по интеллектуальной собственности в отношении фольклорных произведений. Эти организации могут от имени своего доверителя осуществлять процедуры подачи заявки на регистрацию прав интеллектуальной собственности на фольклорные работы, и участвовать в других правовых отношениях по правам интеллектуальной собственности (например, защита перед судом при рассмотрении споров об интеллектуальной собственности в отношении фольклорных произведений). Из-за ограничений знания о законодательства о правах интеллектуальной собственности или трудностей в передвижении авторы или владельцы прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения могут по-прежнему полагаться на сервисно-консалтинговые организации, несмотря на стоимость консультаций и обслуживания. Это социальная поддержка, необходимая для защиты законных прав и интересов.
Подготовка полно способности субъектов прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения.
Субъект прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения также является владельцем прав интеллектуальной собственности таких работ. Таким образом, владельцами прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения могут быть физические лица или организации. Как лицо или организация, владельцы прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения (в имущественных отношениях и личных неимущественных отношениях) регулируются гражданским кодексом; и должны иметь полную гражданскую правоспособность и гражданскую деликтоспособность.
Если владельцем права интеллектуальной собственности является физическое лицо (ремесленник, коллекционер, исследователь), их гражданская правоспособность - это способность иметь гражданские права и обязанности. Гражданское право предусматривает, что все имеют одинаковую гражданскую правоспособность, и это правоспособность прекращает тогда, когда человек умирает. Гражданская правоспособность человека не может быть ограничена, за исключением случаев, предусмотренных гражданским правом. Гражданские права и обязанности отдельных лиц в правовых отношениях по защите прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения включают: личные права и права собственности; права владения, наследования и другие права на произведение; право участвовать в гражданских правоотношениях и обязательствах, вытекающих из таких отношений. Деликтоспособность физического лица (ремесленников, коллекционеров, исследователей) понимается как способность таких лиц действовать и устанавливать гражданские права и обязанности в правовых отношениях.
В случаях, когда владельцем прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения является сообщество, то есть организация, то такая организация должна быть юридическим лицом согласно гражданскому законодательству. Организация считается юридическим лицом, когда она отвечает следующим условиям: созданная, регистрированная, признанная, либо для его создание разрешено компетентными государственными органами; имеет строгую организационную структуру; имеет обособленное имущества от имущества других личностей и организаций и отвечает им; от своего имени самостоятельно участвовать в правовых отношениях. Гражданская правоспособность юридического лица возникает с момента создания компетентными государственными органами или получения разрешения на такое создание. Если юридическое лицо должно зарегистрировать свою деятельность, его гражданская правоспособность возникает с момента регистрации. Имея гражданскую правоспособность, юридическое лицо обладает гражданской деликтоспособностью и имеет право участвовать в гражданско-правовых отношениях, правовых отношениях по защите прав интеллектуальной собственности на фольклорные произведения.
В целях эффективного предотвращения правонарушений правам интеллектуальной собственности на фольклорные произведения гарантия в правовой сфере является необходимым; правосознание и правовая культура также нуждаются в наиболее высокой степени; социальные организации и механизм тоже играет очень важную роль; кроме того, правоспособность субъектов и благоприятные международные обстановки вносят большой вклад в защите этих прав. Вышеуказанные представляются собой основные правовые условия для Вьетнама по развитию экономики знаний в соответствии с общей тенденцией развития мировой экономики.
ФАМ Нам Тхань
аспирант кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов