Современная международная обстановка характеризуется резким обострением международной напряжённости и противостоянием отдельных государств по отношению друг к другу.
Особенно наглядно это проявляется в отношениях Соединённых Штатов Америки и Российской Федерации, вызванной непризнанием Россией однополярного мира и установлением в начале девяностых годов гегемонии США во всём мире, а также неисполнением общепризнанных принципов международного права. Смена неугодных США режимов в ряде государств Северной Африки, финансовая и организационная поддержка цветных революций в государствах Европы и Азии, расширение военного присутствия в странах Центральной и Восточной Европы, Прибалтике, поддержка террористических организаций - вот далеко неполный перечень противоправных действий США и их союзников в мире. Кроме того, развернувшая русофобская истерия охватила многие государства, и в частности братских нам стран. Наглядным примером является политика руководством Украины, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии и других государств.
Более того, война в Сирии с террористами, так называемым, Исламским государством (ИГИЛ - запрещенное в Российской Федерации) при поддержке Военно-космических Сил России, гражданская война на Украине, военные приготовления в КНДР, вызванные испытанием ядерного оружия и средств их доставки, как ответ устрашающим заявлениям США в отношении этой страны - это реальность нашего времени и дестабилизирующие факторы, ставящие мир на грани войны.
Политологи сегодня говорят о гибридных войнах и упадке международного права как регулятора межгосударственных отношений. Для юристов само понятие «гибридная война» не очень понятно, ибо отсутствует какое-либо нормативное обоснование таких противоправных действий государств. Профессор Комлева Н. А. пишет: «гибридная война представляет собой исключительно геополитическое явление, в своём полном объёме не определяемое в иных исследовательских парадигмах». И далее: «Гибридная война - это совокупность действий, направленных на разрушение всех основных геополитических пространств общества-соперника, то есть на его абсолютное сокрушение. При этом агрессия во всех основных типах геополитических пространств осуществляется одновременно». Данная дефиниция, как мы видим, полностью абстрагирована от юридического осмысления и действующего международного права. Следует согласиться в том, что по отдельным направлениям действительно ведётся беспрецедентная борьба, связанная с наложением санкций против России, не предусмотренные Резолюциями Совета Безопасности Организации Объединённых Наций (далее - ООН), а следовательно, в нарушении международного права, и что отчётливо проявляется борьба в средствах массовой информации (СМИ) государств. Жёсткое противостояние происходит и в признанных международным правом системах международной безопасности - универсальной, функционирующая в рамках ООН, и региональной, представленные международными военно-политическими организациями (НАТО, ОБСЕ, ОДКБ, ШОС и др.).
Традиционно считается, что ООН - уникальная и наиболее легитимная организация мирового сообщества, обладающая моральным авторитетом и выступающая гарантом обеспечения мира. Однако, в последние десятилетия такое мнение подвергается сомнению. Анализ происходящих событий в мире подтверждает мнения о том, что ООН не выполняет свою миссию в полном объеме, как по объективным, так и по субъективным причинам. Совет безопасности ООН - как один из важнейших органов ООН, призванный оперативно реагировать и принимать согласованные меры для локализации вооружённых конфликтов, практически не в состоянии прийти к консенсусу ввиду различных подходов и толкований общепризнанных принципов и норм международного права. Противоборствующие государства при принятии Резолюции Совета безопасности, используя право вето, блокируют наиболее эффективные решения и механизмы обеспечения мира (Пример: резолюции по Сирии). Более того, принимаемые резолюции (обладающие юридической силой) рядом государств не выполняются. Когда от крупных политиков и дипломатов звучат слова о том, что нужно добиваться выполнения Резолюции Совбеза ООН, то это вызывает недоумение (заведомо зная, что оно носит обязательный характер) и говорит об эффективности этого главного органа ООН. США в последние годы вообще игнорируют ООН и без согласия Совета Безопасности осуществляют агрессивные действия по отношению суверенных государств.
Бесспорно, такая политика государств и соответствующая реакция Совета безопасности вызывает сомнения у ряда государств о выполнении главной цели ООН - «избавить грядущие поколения от бедствий войны».
Вместе с тем, альтернативы ООН, как коллективному органу для обеспечения международной безопасности в современных условиях, не существует. Об этом говорил Президент Российской Федерации В. В. Путин на пленарном заседании дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи в октябре 2017 г. По его мнению, ООН должна оставаться центром обслуживания международной политики. Базовые принципы ООН должны сохраняться.
К этому следует добавить, что ООН, объединяющая практически все государства мира, признанные как субъекты международного права должны соизмерять свои действия во имя своих национальных интересов с положениями Устава ООН и с основополагающими нормами и принципами ООН, выработанные совместно и подтвердившие свою ценность за прошедшие 72 года с момента своего образования.
Изменившаяся геополитическая обстановка в мире с начала 90-х годов должна была бы повысить роль ООН в мире. Однако, с образованием однополярного мира, США посчитали себя «властелинами» мира, просто игнорировали ООН, что привело к дестабилизации и хаусу в мире. Такое положение становится нетерпимым и требует коренного изменения международной обстановки в интересах всеобщего мира и коллективной безопасности под эгидой ООН.
Региональные системы международной безопасности такие, как Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и др. имеют разные международные статусы, уровни международной легитимности и составы участников. До настоящего времени они не объединены общей компетенцией и замыслом, у них различные политические перспективы. Более того, некоторые из них находятся в противоречии друг с другом. Так, блок НАТО сегодня вызывает озабоченность не только у Российской Федерации, но и многих государств европейского континента. Наметившиеся разногласия внутри НАТО свидетельствуют о различных подходах к обеспечению коллективной безопасности, имеется ввиду различное толкование статьи 5 Североатлантического альянса об обеспечении безопасности всех членов НАТО.
Принцип равенства и одинаковой безопасности в современном международном праве имеет разное толкование. Такие понятия как «сбалансированность», «взаимность», «справедливость», которые нашли отражение во всех договорах и соглашениях периода 60-х-80-х годах прошлого столетия, в настоящее время носят декларативный характер.
Это объясняется тем, что понятие «сбалансированность» носит условный характер и элементарная человеческая логика и здравый смысл подсказывают, что даже превосходство США в ядерных средствах - разумеется, при сохранении Россией гарантированной способности к ответному удару - не устранит в стратегическом взаимоотношении двух стран состояния «ядерной взаимозависимости», которое означает равно неприемлемую для обеих сторон перспективу обмена ядерными ударами.
Расстановка обычных вооруженных сил в Европе после распада ОВД и прекращения существования СССР характеризуется крупным перевесом военной мощи в пользу НАТО. Такая ситуация не имеет ничего общего с концепцией устранения дисбалансов, ассиметрий и понятия «сбалансированность», «взаимность» и «справедливость».
Вместе с тем, обеспечение международной безопасности может быть достигнуто на основе сочетания взаимодополняющих факторов: безопасность отдельного государства зависит от обеспечения безопасности всех государств, безопасность всех предполагает безопасность каждого государства, необходимость активных действий, особенно в процессе обеспечения международной безопасности, обусловливается своеобразием метода регулирования, воздействием на определенно выраженную позицию субъектов правоотношений. Речь в данном случае идет о концепциях обеспечения многосторонней безопасности. Современные политологи выделяют три таких концепции: коллективной безопасности (Collective Security), общей безопасности (Common Security) и безопасности сотрудничества (Cooperative Security), каждая из которых при наличии ряда общих черт обладает отчетливо выраженной спецификой.
Концепция коллективной безопасности является наиболее разработанной в теоретическом и практическом плане. Её особенностью выступают беспрецедентный масштаб универсальности, исключая требования необходимых действий от каждого члена системы, автоматизм применения санкций в случае необходимости, приверженность членов системы статус-кво и отсутствие разногласий в компании агрессии и необходимости реагирования на неё.
Концепция общей безопасности предусматривает подход к проблемам безопасности на основе взаимности и отказа от конфронтации, в её основе лежит базисная посылка о преобладании общих интересов над индивидуальными. «Концепция общей безопасности, - по мнению В. Е. Петровского, скорее, свод принципов, разработанных в области философии политики, нежели институционализированная система региональной безопасности».
Базисными принципами концепции общей безопасности являются:
- отказ от использования военной силы как способа урегулирования международных конфликтов, и применение её исключительно в целях самообороны;
Б) отказ от традиционной стратегии достижения военного преимущества над другими государствами;
- призвание сокращения вооруженных сил и вооружения.
Концепция общей безопасности утвердилась как альтернативная традиционным представлениям о роли вооруженной силы в решении международных проблем, а также преодолении сложившихся стереотипов мироурегулирования, основанного на базовых параметрах государств и коалиций, внеся в него элемент всеобщего договора, осознанного баланса устремлений и самоограничений, обусловленных всеобщими интересом в стабильности и совершенствовании системы.
Концепция общей безопасности с середины 70-х гг. была неотъемлемой частью общеевропейского процесса, философской основой Хельсинского акта и других важных документов СБСЕ/ОБСЕ. Но, к сожалению, этой организации так и не удалось стать заглавной европейской организацией, способной обеспечить международную безопасность в Европе.
Концепция безопасности на основе сотрудничества во много схожа с концепцией общей безопасности. Безопасность на основе сотрудничества часто определяется как политикодипломатическое сотрудничество между заинтересованными государствами в области обеспечения безопасности.
Если в рамках системы коллективной безопасности государства объединяются против общего возможного (или действительного) агрессора, то концепция безопасности на основе сотрудничества исходит из принципа общего участия, при котором наличие формальных институтов является необязательным, а поддержание неформального диалога представляется более уместным и эффективным.
Представленные концепции являются неотъемлемыми составными элементами права международной безопасности как отрасли современного международного права.
В целом, оценивая причины обострения международной напряженности, приходишь к выводу о том, что из всего комплекса политических, экономических, идеологических и других причин, на первый план выступают юридические проблемы, которые с новой остротой заявили о себе и заставляют вновь и вновь обращаться к едва ли ни «вечной» теме о соотношении международного и национального (внутригосударственного) права. При этом я не имею ввиду применение норм международного права как регулятора внутригосударственных отношений. Речь идет о необходимости новых подходов к соотношению международно-правовой системы и внутригосударственной в условиях многополярного мира.
Происходящие события в мире и в отдельных государствах, по своей сути, разные и имеют неодинаковые последствия для тенденции развития сообществ государств или отдельных стран, а в конечном итоге и судеб мира, но все они в своей основе так или иначе указывают на наличие множества граней у названного явления: это выведение на первый план суверенитет государства, в широком смысле слова, даже если оно вступило в международное объединение и связано международно-правовыми обязательствами, которое должно выполняться.
В настоящее время нередко в научных публикациях и в практике межгосударственного сотрудничества можно встретить тезисы о верховенстве права. Такие утверждения совершенно справедливы, когда речь идет о верховенстве права, скажем, в международных отношениях. В этом ключе постановка вопроса о верховенстве международного права в осуществлении международной политики, международных связей вполне оправданна. Однако, вряд ли заслуживает одобрения провозглашение примата (приоритета) международного права как такового вообще. Вместе с тем известно, что современное устройство глобальной юридической системы предполагает наличие двух систем права: международного и внутригосударственного, ни одна из которых не доминирует над другой. Соответственно, нигде в актах ООН не утверждается верховенство международного права, равно как и не пропагандируется верховенство внутригосударственного права. Обе системы имеют равнозначную ценность и не подчинены друг другу. При этом, грань между международным и внутренним правом не стирается, поскольку это привело бы к нарушению их нормального функционирования. У каждой их этих правовых систем своя природа, своя сфера действия, свой объект регулирования и свой механизм действия. Имеет место углубление взаимодействия двух правовых систем, а не стирание границ между ними. Мы это отмечаем потому, что в ряде государств, а в частности США, отчетливо просматривается превосходство национального права и подчинение международного права своим национальным интересам.
Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права однозначно решен в «писанном» международном праве. Так, нормы права договоров expressis verbis устанавливают, что участник международного договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора» (ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.). Это правило относится к категории норм общего международного права императивного характера, «которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции 1969 г.). Исключением из действия предписаний вышеуказанной статьи 27 Венской конвенции выступают правила статьи 46, устанавливающей возможность для государства ссылаться на положения внутреннего права как на основание недействительности его согласия на обязательность для него договора в случаях, когда положения внутреннего права касаются компетенции заключать договоры, если данное нарушение было явным и относилось к нормам внутреннего права особо важного значения. В качестве примера хотел бы обратиться к поправкам в Конституционный закон РФ от 14 декабря 2015 г. №7-ФКЗ. Данный нормативный правовой акт закрепил полномочие Конституционного Суда РФ по рассмотрению вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека. Таким образом, Конституционный Суд по запросам федерального органа исполнительной власти, наделённого компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против России, принимает одно из следующих постановлений:
А) О возможности исполнения в целом или в части, в соответствии с Конституцией РФ, решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании положений межгосударственного договора РФ в их истолковании межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, в связи с которым был подан запрос в Конституционный Суд Российской Федерации;
Б) О невозможности исполнения в целом или в части, в соответствие с Конституцией РФ, решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека...
При анализе данных поправок в Конституционный закон РФ следует согласиться с позицией профессора Ануфриевой Л. П., которая считает, что данные изменения федерального конституционного закона Российской Федерации в связи с попытками теоретического и нормативного обоснования неисполнения некоторых решений межгосударственных органов по защите прав человека и прежде всего ЕСПЧ, в их содержании, как это отчетливо демонстрируется текстом, «слились воедино «гордость и предубеждение» - гипертрофированная «конституционная самоидентичность» и недооценка современного положения любого государства в мире, в котором самоизоляция, если и возможна, то непрактична, а международные приоритеты: правопорядок, взаимодействие государств по всем направлениям очевидны и осознаются всеми». В этом плане многие авторы, совершенно верно подчеркивают важность для каждой страны осознания нахождения в международной среде: «Поскольку внутренняя политика во всех возрастающих масштабах оказывается несостоятельной в том, что касается возможностей в одиночку справиться с управлением важными областями общественной жизни, международное право своей главной функцией имеет выступление в качестве механизма, с помощью которого национальная политика разных государств может быть соединена в целях создания юридического механизма функционирования международной политики. Во внутренней политике данная политическая связь позволяет осуществить формирование внутриполитических коалиций, которые не могут быть образованы в условиях автаркии. Международное право, таким образом, представляет собой механизм, благодаря которому издержки или выгоды одного государства могут быть использованы при принятии национальных решений другими участниками международного сообщества». Нельзя не согласиться с Ануфриевой Л. П., что «любое противопоставление Конституции и международного договора (международного права в целом), тем более искусственное, не способно принести желаемый позитив, и здесь еще раз нелишне подчеркнуть экономическую, фактическую, политическую, а в ряде ситуаций и юридическую обязательность для каждой страны всестороннего учета нахождения в международной системе координат». Объявление верховенства как международного, так и внутреннего права само по себе контрпродуктивно, а подход к исполнению решений международного контрольного механизма по защите прав человека и соблюдению основного закона государства - его конституций - должен пролегать по вектору проведения согласования и нахождения компромисса. Более того - объявление примата внутригосударственного права по отношению к международному праву способно привести не просто к тупику, а обострению международной напряжённости, а главное - что должно быть дальше: «право сильного», разрешение споров путем войны и принуждения с помощью оружия, т.е. возврат назад на несколько веков? Думается, абсурдность такой постановки вопроса и диктуемой ею логики очевидна!
ЛАЗУТИН Лев Александрович
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного и европейского права Уральского государственного юридического университета