Как известно, коллизионная норма - это норма, устанавливающая право какого государства должно регулировать конкретное отношение, осложненное иностранным элементом.
Когда речь идет о перечне субъектов, которые в силу своих полномочий должны и могут применять коллизионные нормы, то, прежде всего, речь идет о государственных судах. Так, в Гражданском процессуальном кодексе Кыргызской Республики от 25 января 2017 года имеется отдельный раздел, в котором установлены особенности производства по делам с участием иностранных лиц (раздел 5). В частности, в ст. 393 указанного раздела регламентированы правила применения судами Кыргызской Республики иностранного права. При этом применение иностранного права судами при разрешение споров с иностранным элементом, в свою очередь, является результатом применения соответствующей коллизионной нормы. Подобное прямое указание норм гражданского процессуального законодательства отнесенность суда к перечню правоприменителей в контексте коллизионных норм делает бесспорным.
Не так все однозначно в случае с иными субъектами применения коллизионных норм. В соответствующих нормах права отсутствует перечень органов, которые могут и должны в определенных ситуациях обращаться к коллизионным нормам. В научной и учебной литературе этот вопрос также не освещается подробно. Авторы, как правило, прибегают к словосочетаниям "правоприменительные органы", "соответствующие государственные органы", "суд и иные правоприменительные органы" и т.д.
В рамках настоящей статьи мы попытаемся очертить круг субъектов помимо государственных судов, в чьи функции входит обязанность или право применять коллизионные нормы в случаях, когда они сталкиваются с частноправовыми отношениями, выходящими за рамки одного государства.
Для понимания критериев отнесения того или иного субъекта к субъектам правоприменительной деятельности в контексте именно коллизионных норм следует, на наш взгляд, определить, что представляет собой правоприменительная деятельность как система правоотношений в целом безотносительно конкретных норм права.
В литературе отмечается, что современная теория правоприменения характеризуется определенным плюрализмом позиций относительно сущности правоприменения и его места в механизме правового регулирования.
Так, В. Н. Карташов пишет: «Что касается правоприменительной деятельности как разновидности юридической деятельности, то правильнее говорить о ней не как о государственно-властной, а как о властной деятельности субъектов права (включая частных лиц), выражающейся в каком-либо организационном воздействии со стороны «управляющего» субъекта в отношении других лиц, коллективов, организаций».
Р. Р. Палеха, анализируя проблемы природы правоприменения как формы реализации права, пишет: «Характерным признаком соблюдения, исполнения и использования права является то, что правовые предписания осуществляются без какого-либо вмешательства со стороны государства. В процессе правоприменения возникает обязательный субъект - властный орган, должностное лицо, обеспечивающий процесс реализации права и выстраивающий властные отношения с гражданами (физическими лицами) и их объединениями (юридическими лицами), а также властные отношения между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата, в силу чего в правоприменительных отношениях уместно выделять внешний и внутренний аспекты властности. ... Важное отличие правоприменяющих субъектов от других участников правоприменительной деятельности заключается в том, что они никак не заинтересованы в решении рассматриваемого дела, поскольку у них нет никакого личного интереса, что существенно отличает их от субъектов других видов правореализации и подчеркнуто указывает на особую форму реализации права в их деятельности». Действительно, использование права предполагает извлечение субъектом права пользы для удовлетворения собственных интересов, тогда как применение права не предполагает какое-либо использование предоставляемых им возможностей в личных целях.
Современные ученые, рассуждая о трансформации теории правоприменительных отношений, все чаще предлагают различать публичные и частные правоприменительные отношения.
Эволюция правоприменительных отношений в полной мере затрагивает правоприменяющих субъектов, круг которых в современных условиях неизбежно расширяется. В то же время идея осуществления правоприменения негосударственными субъектами для правовой науки не является абсолютно новой. Например, исследуя деятельность общественных организаций, советские ученые подчеркивали, что их правоприменительная деятельность строится в целом на тех же принципиальных основах, что и правоприменительная деятельность государственных органов.
Высказываются даже мнения о том, что отдельные граждане являются субъектами, применяющими право, а индивидуальноправовые договоры - актами применения права. В. Л. Толстых утверждает, что «хотя действие коллизионных норм связано прежде всего с процессом, они могут также рассматриваться в качестве норм, регулирующих отношения сторон». То есть «в принципе можно рассматривать любую коллизионную норму как «двойную»: регулирующую поведение суда и поведение сторон». Действительно, в определенных ситуациях сторонам соответстующих правотношений законодателем предоставлена возможность «привязывания» возникших меду ними отношений к соответстующему правопорядку на основания той или иной коллизионной нормы. Так, например, в Семейном кодексе Кыргызской Республики от 30 августа 2003 года в п. 2 ст. 168 установлено, что при заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, могут избрать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или по соглашению об уплате алиментов. В связи с этим возникает вопрос: если стороны могут в установленных законом случаях сами определять подлежащее применению право, то можно ли отнести их к субъектам применения коллизионных норм?
Высказанная точка зрения, на наш взгляд, широко трактует категорию «правоприменяющий субъект», при этом несколько размывает категориальные отличия правоприменения от других форм реализации права. В то же время мы солидарны с теми исследователями, которые говорят о том, что и узкое (традиционное) значение данного понятия не отвечает современным потребностям. Следовательно, необходимо достичь некоего консенсуса между слишком широким и слишком узким толкованиями термина «субъект правоприменения» в целом и в контексте международного частного права, в частности.
В. Л. Толстых отмечает, что коллизионные нормы, несмотря на то, что они содержатся в источниках материального частного (гражданского, семейного) права, являются по сути нормами публичного права, поскольку устанавливают обязанность государственных органов применить определенное право[9]. При этом, отдельные авторы отмечают, что «в условиях активного формирования институтов гражданского общества, децентрализации государственного управления, государство наделяет публичными функциями негосударственных субъектов (например, нотариальные, адвокатские палаты, саморегулируемые организации арбитражных управляющих и др.), нотариусов, третейские суды, поручая им в т.ч. выполнение правоприменительной деятельности в отдельных сферах общественных отношений. Характер их правоприменительной деятельности различен по объему, направленности, степени императивности и т.д».
Таким образом, обобщение мнений ученых-теоретиков относительно признаков правоприменительной деятельности можно представить в следующем виде.
К видообразующим признакам правоприменительной деятельности в целом относятся: направленность на реализацию чужих интересов; принудительный характер; процессуальная форма; наличие юридической ответственности в случае ненадлежащего правоприменения; наличие официального правоприменительного акта как итога правоприменительной деятельности.
Если исходить из вышеперечисленных признаков, то очевидным становится отнесение к субъектам правоприменительной деятельности в контексте коллизионных норм, помимо государственных судов, третейских судов, нотариусов, а также органов, уполномоченных осуществлять регистрацию актов гражданского состояния. Также в данном случае необходимо решить вопрос о возможности отнесения к субъектам правоприменения консульских учреждений и должностных лиц исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Все вышеперечисленные субъекты в значительной степени отличаются друг от друга по своей правовой природе, а также по объему публичных полномочий, в рамках которых они осуществляют правоприменение. Однако, совершение, например, нотариальных действий, выходящих за рамки одного государства, как правоприменительного акта является тем объединяющим началом, которое свойственно для каждого из указанных субъектов, именно поэтому, признавая за нотариальной деятельностью качества и характеристики правоприменительной деятельности, мы автоматически относим должностных лиц органов местного самоуправления и консульских учреждений к субъектам правоприменения коллизионных норм. Аналогично обстоит дело и с выполнением функций органов ЗАГС в установленных законом случаях консульскими учрежденями и органами местного самоуправления.
Таким образом, исходя из предложенной концепции понимания сущности правоприменения, можно утверждать, что помимо суда, к активным правоприменителям коллизионных норм относятся третейские суды, органы нотариата, регистрационные органы, которые занимаются регистрацией актов гражданского состояния; консульские службы, органы местного самоуправления.
ТУРАТБЕКОВА Чынара Акылбековна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Кыргызско Российского Славянского университета