В статье авторы анализируют юридический состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 КоАП РФ, - управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Управление транспортным средством в состоянии опьянения - одна из главных угроз безопасности дорожного движения. Действующее административно-деликтное законодательство в соответствующей части не лишено недостатков. Отдельное внимание авторы обращают на юридико-технические недостатки примечания к соответствующей статье и формулируют ряд предложений по устранению этих недостатков.
КУЛАКОВ Николай Андреевич
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России
ПАУК Наталья Николаевна
кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт- Петербургского университета МВД России
ЕРМОЛАЕВ Вячеслав Геннадьевич
доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России
Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, безопасность дорожного движения, состояние опьянения.
KULAKOV Nikolay Andreevich
Ph.D. in Law, associate professor, associate professor of Administrative law sub-faculty of the St. Petersburg University of the MIA of Russia
PAUK Natalya Nikolaevna
Ph.D. in pedagogical sciences, Deputy Head of Administrative activities of internal affairs bodies sub-faculty of the St. Petersburg University of the MIA of Russia
ERMOLAEV Vyacheslav Gennadjevich
associate professor of Administrative activities of internal affairs bodies sub-faculty of the St. Petersburg University of the MIA of Russia
SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR DRIVING WHILE INTOXICATED
In the article, the authors analyze the legal composition of the administrative offense under Art. 12.8 Administrative Code of the Russian Federation - driving while intoxicated. Driving while intoxicated is one of the main threats to road safety. The current administrative and tort legislation in the relevant part is not devoid of shortcomings. The authors pay special attention to the legal and technical shortcomings of the note to the corresponding article and formulate a number of proposals to eliminate these shortcomings.
Keywords: administrative responsibility, an administrative offence, road safety, state of intoxication.
Одной из угроз безопасности личности во всем мире остаются факторы, связанные с эксплуатацией транспортных средств. По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибают более 1,2 миллиона человек и 50 миллионов получают травмы разной степени тяжести. В результате ДТП и сопутствующего им травматизма экономические потери, в среднем, в Европе оцениваются как 2% от ВВП. Уровень смертности на дорогах по прогнозам исследователей к 2030 году переместится с 9-го места на 5-е в списке причин смерти, сокращения жизни и увеличения числа нетрудоспособных, обогнав туберкулез и ВИЧ инфекции [1, с. 3].
Актуальная статистика Российской Федерации демонстрирует общую положительную динамику основных показателей аварийности (в 2017 г. количество ДТП составило 169432, в 2018 г. - 168099, в 2019 г. - 147738, в 2020 - 120670; в 2017 г. количество погибших - 19088, в 2018 г. - 18214, в 2019 г. - 15158, в 2020 г. - 13457; в 2017 г. количество раненых - 215374, в 2018 г. - 214853, в 2019 г. - 189671, в 2020 г. - 151641) [2]. Тем не менее, состояние защищенности российских граждан, как участников дорожного движения, требует дальнейшего совершенствования форм и методов обеспечения безопасности в соответствующей сфере. Деятельность по снижению числа дорожных происшествий, травматичности на дорогах - является одним из приоритетов современной российской правоохранительной политики.
Управление транспортным средством в состоянии опьянения - одна из краеугольных проблем в области безопасности дорожного движения. Об актуальности противодействия соответствующему виду административных правонарушений свидетельствует тот факт, что наиболее трагические по своим последствиям дорожно-транспортные происшествия случаются именно по вине нетрезвых водителей. Потеря концентрации и внимательности, снижение реакции, «лихачество» - вот неполный перечень характеристик водителей, физическое и психическое состояние которых изменено вызывающими опьянение веществами.
О необходимости строго бороться с фактами управления транспортным средством в состоянии опьянения регулярно говорят представители органов публичной власти и общественности. По данному поводу предлагаются различные варианты ужесточения законодательства. Результатом таких предложений стало применение механизма административной преюдиции за повторное управление транспортным средством при опьянении. Многие специалисты настаивают на необходимости применения конфискации по отношению к предмету правонарушения - транспортному средству.
На наш взгляд необходимо также акцентировать внимание на юридико-техническом качестве действующего административного законодательства. Часть первая ст. 12.8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения. Согласно п. 2.7 ПДД РФ водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Правонарушение, предусмотренное ст. 12.8 КоАП РФ, совершается специальным субъектом - водителем транспортного средства. Причем для выполнения объективной стороны рассматриваемого правонарушения водитель должен находиться в состоянии алкогольного опьянения. Законодательное закрепление данного понятия имеет важнейшее значение для правоприменительной практики. О необходимости закрепления такого понятия высказываются специалисты [4, с. 45].
В настоящее время признаки состояния алкогольного опьянения закреплены в примечании к ст. 12.8 КоАП РФ. Следует обратить внимание на далеко не самую удачную формулировку данного примечания. Во-первых, в примечании отсутствует собственно определение состояния алкогольного опьянения. Законодатель указывает лишь на признаки такого состояния. В примечании сказано, что запрещается употребление алкогольных и иных веществ, но по какой- то причине не уточнено, что речь идет об их употреблении перед управлением либо во время управления транспортным средством. Данный недостаток не категорично влияет на применение анализируемой нормы, но все-таки выглядит такая формулировка не совсем логично.
Анализируемое примечание в определенной степени дублирует норму, закрепленную в ст. 19 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Однако, если в примечании к ст. 12.8 КоАП РФ упоминаются алкогольное, наркотическое, а также иное опьянение (в результате употребления психотропных или иных веществ), то в ч. 2.1 ст. 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», речь идет о состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Буквальное толкование примечания позволяет сделать вывод о том, что наличие, скажем, одурманивающих веществ в крови водителя, не влечет наступления административной ответственности. Вместе с тем, данный вопрос является крайне актуальным. Так, в последние годы все большее распространение получают случаи управления транспортными средствами лицами, употребившими в качестве одурманивающего вещества закись азота (распространяется в надувных шариках, как правило, в ночных клубах). Употребление данного вещества вызывает кратковременное состояние опьянения, приводит к потере контроля и дезориентации. Отдельные прецеденты такого рода приводили к трагедиям, сопряженным с человеческими жертвами [3].
Кроме того, действующее законодательство о наркотиках использует еще две категории. Речь идет о новых потенциально опасных психоактивных веществах, а также об аналогах наркотических средств. Данные дефиниции применяются в ст. 6.8 и 6.9КоАП РФ. Употребление таких веществ также вызывает состояние опьянения, которое по своей интенсивности не меньше, чем после употребления наркотических средств или психотропных веществ.
С учетом изложенного считаем, что дополнение текстов примечания к ст. 12.8 КоАП РФ и диспозиции ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ указанием на иные одурманивающие вещества, новые потенциально опасные психоактивные вещества, а также на аналоги наркотических средств, безусловно, имеет все основания. Видится целесообразным внести соответствующие изменения в примечание к ст. 12.8 КоАП РФ.
Следует обратить внимание еще на один правовой пробел в части закрепления административной ответственности за управление транспортом в состоянии опьянения. Дело в том, что анализируемое примечание в силу прямого указания распространяется не только на ст. 12.8, но и на часть третью ст. 12.27 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за употребление опьяняющих веществ после дорожно-транспортного происшествия. Такой подход законодателя представляется логичным. Вместе с тем, не понятно, по какой причине в рассматриваемом примечании упомянуты не все составы правонарушений в области дорожного движения, объективная сторона которых подразумевает употребление опьяняющих веществ. Анализируемое примечание, очевидно, должно распространяться и на ст. 12.32 КоАП РФ.