Известно, что проблема делимитации морских пространств в Арктике актуальна для всех арктических государств.
Дания не является исключением в данном вопросе и также сталкивается с проблемой делимитации арктических пространств. Удачным примером решения указанной проблемы можно считать результат совместной деятельности Дании и Исландии. Можно предположить, что на определенном этапе стороны начали понимать, что при решении спорных арктических вопросов конфронтационный путь непродуктивен.
11 ноября 1997 года Дания и Исландия заключили Соглашение о делимитации континентального шельфа и рыболовной зоны. Граница протяженностью 596 морских миль проходит между противоположными берегами, расстояние между которыми варьируется от 158 миль до порядка 400 миль. Таким образом, рыболовная зона и зона континентального шельфа совпадают. Линия границы состоит из отрезков, меняющих свое направление в 15 точках, причем крайней северной точкой является тройной пограничный стык у Ян-Майена.
В пункте 1 Соглашения однозначно определяется метод делимитации, «основанный на проведении срединной линии и учете результатов переговоров от 28 июня 1997 года». Такая формулировка дает основание полагать, что метод срединной линии мог быть не использован в некоторых зонах для удовлетворения интересов сторон. Упомянутые переговоры позволили достичь решения следующих вопросов: о закреплении тройного пограничного стыка при Ян-Майене и разделе так называемой «серой зоны», к которой относится территория между прямо проведенной срединной линией (позиция Исландии) и срединной линией, проведенной без учета гряды Колбейнси и Гримсей (позиция Дании).
Тройной пограничный стык закрепляется дополнительным протоколом к Соглашению о границе между Норвегией и Данией 1995 года. 11 ноября 1997 года, после консультаций с Исландией, в Хельсинки на встрече министров по северным вопросам было принято решение о продлении границы путем проведения прямой линии до тройного пограничного стыка между Данией, Исландией и Норвегией. Этот тройной пограничный стык находится в 185, 195 и 114 морских милях от берегов Гренландии, Исландии и Ян-Майена соответственно. Норвегия выступила с инициативой о проведении переговоров с целью сохранить между государствами благоприятные политические отношения и избежать инцидентов, связанных с рыболовной деятельностью в районе «Ян-Майенского» треугольника. Протокол вступил в силу 27 мая 1998 года в результате проведения сторонами ратификационных процедур.
Переговоры, состоявшиеся в июне 1997 года, положили конец спору о разделе «серой зоны», который обострился годом ранее, когда исландское судно пыталось перехватить рыболовецкое судно, зарегистрированное в Гренландии. Раздел «серой зоны», составляющий 3 358 квадратных морских миль, определяется соглашением, принятым по итогам этих переговоров, в соответствии с которым признается, что остров Колбейнси - крошечное необитаемое образование, площадь которого продолжает сокращаться в связи с эрозией, расположенный за пределами прямых исходных линий Исландии, в 60 морских милях от этой страны, может в ограниченном объеме (около 30%) претендовать на прилегающие морские пространства. Что касается острова Гримсей, расположенного в 22 милях от берега, - его права на прилежащее морское пространство признаются в полном объеме, так как это образование, безусловно, рассматривается в качестве острова, поскольку с 1990 года на нем проживает 120 человек, а также в связи с тем, что там осуществляется рыболовная деятельность, располагаются инфраструктурные объекты, такие как порт и аэропорт. Необходимо отдельно отметить, что Соглашение никоим образом не определяет статус этих двух образований, а именно: относятся ли они к островам или скалам. В результате принятого по итогам переговоров решения Исландия получила 1314 квадратных морских миль, а Гренландия - 2044 морских мили. Как показывают некоторые карты, срединная линия была изменена в пользу Дании на протяжении как минимум 1/3 границы.
Стороны договорились о проведении делимитационной линии, которая является практически равноудаленной, несмотря на существенную непропорциональность между соответствующими противолежащими берегами Гренландии и Исландии: протяженность береговой линии Гренландии между мысами Брюстер и Местиг составляет 580 морских миль, в то время как протяженность береговой линии Исландии в северной и западной части - 346 миль.
Рассматривая вопрос минеральных ресурсов, которые в ходе переговоров представляли гораздо меньший интерес чем вопрос о рыболовной деятельности, стороны предусмотрели положение, которое в целом соответствует обычной практике государств в этой сфере деятельности. В сущности, соглашение содержит положение (статья 2), посвященное вопросу о трансграничных минеральных ресурсах, а именно: «Если природные ресурсы будут найдены на континентальном шельфе одной из сторон, и другая сторона будет придерживаться мнения, что эти ресурсы распространяются и на ее континентальный шельф, эта сторона может, предъявив свидетельства, на которых основано ее мнение, например, геологические или геофизические данные, предоставить свое мнение первой стороне». Соответственно недостаточно лишь высказать мнение, необходимо подкрепить его научными доказательствами. В этой же статье указывается, что, если будет выражено данное мнение, стороны начинают обсуждение вопроса о протяженности залежей ресурсов и возможности их добычи. Если выяснится, что ресурсы, находящиеся в зоне, принадлежащей одной из сторон, могут разрабатываться, полностью или частично, с территории зоны, принадлежащей другой стороне, или если их добыча может сказаться на добыче ресурсов в зоне, принадлежащей другой стороне, стороны Соглашения договариваются, по требовании той или иной стороны, заключить Соглашение в отношении добычи этих ресурсов.
Стороны проявили предусмотрительность и включили в Протокол 1997 года положение о том, что это Соглашение не затрагивает другие вопросы, связанные с делимитацией границ между Данией и Исландией. По всей видимости, под «другими вопросами» понимается вопрос о границе между Исландией и Данией у Фарерских островов, которая еще не делимитирована.
В 2016 году делегация Дании и ее автономии Гренландии в Нью-Йорке представила комиссии ООН свою заявку на расширение границ континентального шельфа. Согласно документу, Дания и Гренландия претендуют на территории за пределами 200-мильной зоны к югу, северо-востоку и северу от Гренландии. Оспариваемое Данией пространство к югу от Гренландии частично совпадает с тем, на которое претендует Исландия в своей заявке, направленной в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в 2009 году, а также Канада в 2013 году. Каким образом будет решена указанная проблема пересечения интересов может стать известно уже в 2018году.
В заключение важно отметить, что Дания и Исландия, договорились о проведении делимитационной линии в том числе благодаря значительной уступке со стороны Дании. Международный суд признал в своем постановлении от 1993 года, что непропорциональность протяженности береговых линий норвежского острова Ян-Майен и Гренландии является особым обстоятельством, оправдывающим перенос предварительно намеченной срединной линии в пользу Дании. На решение об этой уступке могли повлиять соображения экономического порядка, ведь зависимость от рыбной ловли является более весомым фактором для Исландии, в то время как юго-восточная часть побережья Гренландии, противолежащая Исландии, покрыта ледниками и является крайне малонаселенной.
КОТЛОВА Анна Викторовна
аспирант кафедры международного права МГИМО (У) МИД России, преподаватель кафедры публичного права МГИМО (У) МИД России (Одинцовский филиал)