Как беженцам, так и экономическим мигрантам в настоящее время стало трудно добраться до границ государств, наиболее благополучных и развитых, чем собственное.
И при этом, свобода и жизнь многих тех, кого не пропускают через границу, находится под серьезной угрозой. Но даже те мигранты, которые получили разрешение на въезд, сталкиваются с уменьшением объема прав по сравнению с гражданством пребывания.
Большинство норм по защите прав человека применяется без разграничения между гражданами страны и иностранными гражданами. Разграничения между группами лиц допустимы только в тех случаях, если они проводятся с легитимной целью и соразмерны той цели, с которой это разграничение проводится - в этом суть принципа равенства и отсутствия дискриминации.
Как отмечал Томас Хаммарбер, комиссар Совета Европы по правам человека, «гуманная миграционная политика требует от всех стран Европы сбора информации об альтернативных способах защиты мигрантов и владения большей информацией о существующем положении в первую очередь нелегальных мигрантов. Нелегальные мигранты также имеют общепризнанные права, закрепленные международным правом, и должны быть соблюдены, несмотря на то, что их право на пребывание в стране не защищено законодательством». Данное официальное высказывание в настоящее время стало только актуальнее.
На основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также других соответствующих договоров Парламентская ассамблея Совета Европы выделила право детей на начальное и среднее образование, право на получение экстренной медицинской помощи, право на приемлемые условия труда, право на неприкосновенность частной и семейной жизни, право на равенство/недискриминацию, право на поиск и получение убежища, право на защиту от высылки из страны (принудительного возвращения в место, где их жизни и свободе может грозить опасность) и право на эффективные средства правовой защиты, которые должны обязательно предшествовать любому выдворению
На практике мигранты часто не могут настоять на соблюдении своих прав при нарушении их должностными лицами, работодателями или арендаторами и часто подвергаются эксплуатации. Этой проблеме, официально обозначенной комиссаром Совета Европы по правам человека еще в 2011 году, правительства европейских стран пока не уделили достаточного внимания.
Во многих европейских государствах иммиграционное законодательство остается одной из наиболее запутанных областей права. Наиболее развитое миграционное законодательство среди всех стран Европейского Союза существует в Германии. ФРГ является самой привлекательной страной Европейского Союза для мигрантов из Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока, каждый год страна принимает более миллиона мигрантов, что вызывает волну негодования со стороны граждан Германии, так как на мигрантов тратятся огромные денежные средства из бюджета. А также сами мигранты зачастую ведут себя агрессивно и отказываются интегрироваться в немецкое общество.
Предметом регулирования законодательства ФРГ являются, прежде всего, переселенческий (репатриационный) процесс, иммиграционный и в последние годы интеграционный процесс.
Иммиграционные процессы в Германии регламентируются комплексом двусторонних (межправительственных) и многосторонних (международных) договоров и деклараций. Помимо международных договоров, права иностранцев в Германии регулируются следующими федеральными законами:
- Закон о пребывании иностранцев в Германии (Aufenthaltsgesetz);
- Закон о предоставлении убежища (Asylgesetz);
- Правила пребывания (Aufenthaltsverordnung);
- Положение о найме иностранных граждан (Beschaftigungsverordnung).
Принятие данных законов продиктовано прежде всего Основным законом для Федеративной Республики Германия - конституцией Германии. Глава 1 Основного закона устанавливает основные права человека, которые также распространяются на мигрантов, а также там устанавливаются гуманитарные обязательства, вытекающие из тех международных обязательств, которые приняла Германия.
Закон о проживании, занятости и интеграции иностранцев в федеральной территории (сокращенно - Закон о пребывании иностранцев ФРГ) содержит основные правовые основы въезда и выезда и проживания иностранцев в Германии. Данный закон действует с 1 января 2005 года и заменяет Закон о въезде и пребывании иностранцев на федеральной территории (сокращенно - Закон об иностранцах), который был впервые принят в 1965 году и был заменен в 1990 году новой версией. Вместе с Законом о предоставлении убежища данные акты сформировали два существенных элемента иммиграционного законодательства Германии. Закон о пребывании иностранцев в основном носит административный характер, так как регулирует такие вопросы, как получение вида на жительство, правила пребывания в ФРГ в целях образования, с целью экономической деятельности, предоставление убежища, различные административные моменты и процедуры, а также вопросы депортации и интеграции мигрантов в немецкое общество.
1 августа 2015 года вступили в силу изменения в Закон о пребывании иностранцев ФРГ, и данные изменения вызвали много споров как среди правозащитных организаций, так и среди юристов. С одной стороны, законопроект нацелен на улучшение правового статуса людей без законного разрешения на пребывание, которые нуждаются в защите или интегрировались в немецкое общество. Новые правила также предусматривали быструю легализацию пребывания хорошо интегрированных несовершеннолетних иностранцев. Но с другой стороны поправки в закон также предусматривали облегченную процедуру принудительной депортации из страны иностранцев, которые не имеют законного статуса пребывания в стране.
19 мая 2017 года Парламент ФРГ принял закон об эффективном исполнении принудительной депортации против иностранцев, которые обязаны покинуть страну. Этот закон был так же подвергнут широкой критике со стороны благотворительных и правозащитных организаций Германии. Более того, многие немецкие юристы выражают свое сомнение относительно соразмерности закона и даже считают его антиконституционным. Он представляет собой связку новых правил и изменений, которые внедренены в уже существующие законы - Закон о пребывании иностранцев и в Закон о предоставлении убежища. Например, одна из поправок в Закон о пребывании иностранцев гласит, что впредь иностранец будет обязан не покидать округ ведомства по делам иностранцев, если он, путем предоставления неправильных или неполных данных о своей личности или гражданстве, затруднил высылку, или если он не содействует устранению причин, препятствующих высылке. С одной стороны, причина такого введения ограничения ясна - законодатель Германии всерьез обеспокоен внутренней безопасностью своего государства, и, в первую очередь, безопасностью своих граждан. Но с другой стороны, это является прямым ограничением такого права мигранта, как свобода передвижения.
Закон о предоставлении убежища был принят в 1982 году и ранее имел несколько названий: Закон о процедуре предоставления убежища, Закон о процедуре предоставления убежища. Первоначально законодательный акт был разработан как чисто процессуальный закон, регулирующий административную процедуру получения права на убежище в соответствии со статьей 16a Основного закона ФРГ. Закон подробно описывает процедуру предоставления убежища на территории Германии, а также статус иностранца на время прохождения данной процедуры. Основные части были установлены в соответствии с европейскими нормами в области законодательства о предоставлении убежища. В августе 2013 года Директива 2011/95 / ЕС внесла поправки в Закон, которые касались новой нормы международной защиты, созданной Директивой. Данный закон включает термин беженец и вспомогательные формы защиты. Соответствующие правила были одновременно исключены в Законе о проживании. Только так называемые национальные запреты на депортацию остаются в качестве существенных прав беженцев в Законе о проживании. В то же время закон продолжает регулировать процедуру признания всех форм защиты.
Правила пребывания - это постановление, действующее в ФРГ и содержащее в основном дополнительные положения к Закону о пребывании иностранцев. Положение содержит правила, касающиеся паспорта для иностранца, специальные правила для летного экипажа, моряков и внутреннего судоходства, возможности получения вида на жительство на федеральной территории для длительного проживания без предварительной визовой процедуры и т.д. Носит административный характер.
Положение о найме иностранных граждан (сокращенно - Закон о занятости) был принят в 2013 году. Он ставит условия, при которых мигранты могут быть допущены на рынок труда Германии. До принятия данного постановления занятость мигрантов регулировалось двумя отдельными положениями. Применение того или иного положения зависело от того, где постоянно проживал мигрант - за границей или в Германии. Это разделение, которое с самого начала было безуспешным, было отменено Законом о занятости. Действие данного положения не распространяется на граждан Европейского Союза.
Большое внимание законодательство Германии уделяет интеграции мигрантов в немецкое общество. В 2016 году Правительство Германии одобрило законопроект об улучшении условий интеграции беженцев: вынужденные мигранты смогут беспрепятственно посещать адаптационные и языковые курсы, им будет облегчён доступ к рынку труда. Проект был разработан Федеральным министерством по труду и социальным вопросам в сотрудничестве с Министерством внутренних дел ФРГ. При этом новый интеграционный закон не является самостоятельным кодексом: он представляет собой связку новых правил и изменений в уже существующие положения об интеграции. Закон базируется на принципе «помогать и требовать»: с одной стороны, закон облегчает перспективы пребывания беженцев и мигрантов посредством содействия в получении образования, облегчения доступа к рынку труда, предоставления права пребывания в рамках получения образования. С другой стороны, закон предусматривает санкции в случае отказа или нежелания пройти интеграционные курсы или мероприятия. А бессрочный вид на жительство будет выдаваться только тем, кто доказал, что интегрировался в немецкое общество.
В целом, можно отметить, что одной из важных задач миграционной политики Германии является соблюдение баланса интересов мигрантов, антимигрански настроенной общественности и основных демократических ценностей и со- циально-эконмических приоритетов. Данная политика уделяет внимание соблюдению прав человека и общепризнанных международных правовых норм. Правоотношения в миграционной системе ФРГ можно охарактеризовать тщательной проработанностью нормативно-правовой базы, гибкостью, которая позволяет своевременно реагировать на изменения миграционной обстановки в стране, а также проработанной системой защиты прав мигрантов. Особенностью данной системы можно отметить законодательно закрепленные интеграционные мероприятия для мигрантов. Это позволяет, во-первых, отсеять и депортировать тех мигрантов, которые не настроены интегрироваться в немецкое общество и не выгодны ФРГ в экономическом плане (а также несут серьезную угрозу безопасности Германии), а во-вторых данные мероприятия реализуют все права мигрантов, которые закреплены как на законодательном уровне Германии, так и международными документами.
С учетом опыта Германии, миграционные отношения в Российской Федерации можно конкретизировать следующим образом: ввести на федеральном законодательном уровне подобные интеграционные мероприятия для законно проживающих на территории РФ мигрантов в социальную среду, а также выполнение всех гуманитарных обязательств, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами, гарантии и безопасности лиц, проживающих на территории государства.
МИНАКОВА Ксения Владимировна
аспирант кафедры конституционного и административного права Байкальского государственного университета