С развалом СССР резко увеличилось число работ по проблема сложных государств, в том числе федераций, особенно в России, в том числе по специфике российского федерализма и проблемам федерализма вообще.
Даже лекционный курс «Проблемы современного федерализма» ввели в вузах. Наша статья посвящена этим «проблемам». Кавычки поставлены не случайно. Таких проблем не может быть в принципе. Федерализм - это способ государственной организации. У способа не может быть проблем. Проблемы возникают у тех, кто его применяет. Проблемы в настоящее время в полном соответствии с современными тенденциями развития международных отношений (центростремительными в форме глобализации и интеграции и центробежными в форме фрагментаризации) возникают у всех, даже унитарных, государств. И поскольку эти процессы происходят параллельно, причем не только в мировом масштабе, но и даже в масштабе отдельных государств, вызывая противостояние между внешней и внутренней политикой, то Дж. Розенау предложил даже специальный термин для названия этого этапа развития международных отношений - «фрагмегративный» (fragmegrative), что отражает одновременность развития обоих процессов. Аналогично к оценке данного процесса подошел и Р. Робертсон, который предложил термин «глокализация» (glocalization) от «глобализация» и «локализация» в статье 1995 года с таким названием, получивший по мнению М.М. Лебедевой большее распространение.
В конце ХХ века (после распада СССР) и в начале XXI века на повестку дня всё чаще стали попадать вопросы борьбы с сепаратизмом. Больнее всего они задевают, конечно, сложные многонациональные государства, но даже и унитарные государства оказываются не защищенными от роста этих проблем. В мире складывается, таким образом, на первый взгляд совершенно абсурдная ситуация. Суверенные государства стремятся к интеграции политик (особенно в сфере обеспечения международной и, соответственно, национальной безопасности) и экономик (глобализация), для чего создаются межгосударственные организации от универсальных (ООН) до специализированных региональных и субрегиональных. Создаются интеграционные сообщества и содружества разной степени интеграции.
Сообществом государств наибольшей степени интеграции является в настоящее время по нашему мнению Европейский Союз. Как пишет О. М. Мещерякова: «Европейский Союз - это первый опыт интеграционного строительства с настолько значительным объемом делегированных полномочий, что в рамках одного межправительственного метода невозможно обеспечить достижение задач и целей интеграции. В праве Европейского Союза был выработан коммунитарный метод сотрудничества, внутри которого в строго определенных учредительными договорами сферах разработан наднациональный механизм принятия интеграционных решений». Правда, следует отметить, что перспективы ЕС в свете событий последних лет уже не представляются надежными.
Во-первых, был нарушен один из принципов коммуни- тарного метода - постепенность. Идеологи ЕС, зараженные руссофобией, так стремительно, причем в нарушение собственных же, Копенганских, критериев, принимали в свой состав бывшие «социалистические» государства и бывшие советские республики, что создали себе огромное количество экономических и правовых проблем. А во-вторых, если на вторые пока удается закрывать глаза, то первые игнорировать никак не удается. Тем более что они обострились в связи с антироссийскими санкциями НАТО и ЕС из-за возвращения Крыма в состав России и последующих событий на Украине, а также в связи с ответными мерами России. В результате в странах, которых особенно коснулись нарушения торговли с Россией, растет недовольство политикой ЕС, причем не только в производителей, включая крупнейших, но и в правительственных кругах.
С другой стороны, все более множатся случаи попыток сепаратистов выделить определенные территории из сложных государств и создать из них суверенные государства, полноправные международные акторы.
Среди российских, да и не только российских авторов бытует мнение, что такие дезинтеграционные тенденции обусловлены ростом самосознания этносов, не сумевших в свое время создать собственные государства и потому входящих в сложные государства. Но так ли это? В действительности всё обстоит сложнее. Это лишь один из факторов, вызывающих дезинтеграцию существующих государств. Но и он бы не сработал, если бы не усиленно продвигаемая западными идеологами либерально-политическая установка на децентрализацию государственного управления. Ведь не только представители таких этносов, имеющих территориальную организацию в виде автономий и т.п., добиваются отделения, но и даже чисто территориальные образования внутри унитарных государств. В сущности, сама эта установка является объективным следствием последовательного применения принципа субсидиарности в управлении государством, истоки которого уходят в глубокую древность. Принцип субсидиарности восходит к идеям Платона и Аристотеля, а также к средневековому городскому праву. Дальнейший вклад в теорию внесла энциклика «Quadragesimo Anno» (1931) папы Пия XI, где концепция и получила название «субсидиарность». В настоящее время этот принцип является частью права Европейского союза как один из основных механизмов сдерживания централизации и был включен прежде всего по настоянию земель Федеративной Республики Германия.
Так что принцип субсидиарности был той идеей, на основе которой Ж. Монне разработал «коммунитарный метод», согласно которому достижение федеративной цели должно осуществляться постепенно и поэтапно. Соответственно, эта либерально-политическая установка на децентрализацию государственного управления способствовала расширению возможностей участия внутригосударственных регионов в международных, в первую очередь внешнеэкономических связей, что ослабляет влияние сепаратистов.
Особенно благосклонно эта тенденция воспринимается внутригосударственными регионами, в первую очередь субъектами федеративных государств, которые благодаря национальным законодательствам получают возможность устанавливать и развивать международные и внешнеэкономические связи. А в Европе, особенно после создания Европейского Союза, и вовсе получило развитие трансграничного сотрудничества внутригосударственных регионов, так что возникло понятие «Европа регионов».
Есть и еще одно явление, которое, по крайней мере, в Европейском Союзе, тормозит сепаратистов. Еще до учреждения Европейского Союза, как минимум с начала осуществления плана европейской интеграции Монне-Шумана начало развиваться по инициативе народных масс так называемое «челночное транспортное сообщение» (Pendelverkehr, как его называют в Германии) или «трансграничное сообщение» (CToss-border commuting, как оно называется по-английски). Дело в том, что разрушения в ходе Второй мировой войны внесли сильные изменения в географию промышленности, да и экономики европейских стран вообще, так что рабочим и служащим в поисках работы пришлось обратить свое внимание на сопредельные страны. Первыми воспользовались такой возможностью жители приграничных районов, которые, сохраняя постоянное место жительства, выезжали за границу, где в течение недели работали на каком-либо предприятии, а на выходные возвращались к семье.
Весьма примечательно также, что такое CToss-border commuting де-факто осуществляется и жителями приграничных районов России и Китая, а также между сопредельными районами стран СНГ.
Таким образом, мы видим, что фрагментаризация международных отношений может содействовать сепаратизму только при активном содействии извне, поскольку в мире существует уже достаточно механизмов, способствующих удовлетворению права народов на участие в международной жизни в рамках существующих государств. Примечательно, что сильнее всего сепаратистские тенденции проявляются в государствах, которые сами возникли в результате действий националистически настроенных сепаратистов. Таким образом, на карте мира с помощью большевиков-ленинцев появились Белоруссия, Латвия, Литва, Молдавия, Украина, Эстония и другие советские «социалистические» республики. Так что, не удивительно, что именно те республики, которые больше всего выиграли от большевистского государственного переворота в октябре 1917 г., воспользовавшись на исходе ХХ века кризисом в КПСС (вследствие попытки Генерального секретаря М. Горбачева КПСС осуществить её демократизацию, что весьма напоминает попытку коммунистического руководства Чехословакии в 1968 году построить «социализм с человеческим лицом») поспешили развалить Советский Союз, объявив себя суверенными государствами.
В этом свете становится понятным, почему сепаратисты оживились в западноевропейских федерациях и даже унитарных государствах, тем более что они сформировались в результате объединения «сверху» бывших суверенных государств, что еще вероятнее может привести к их распаду. По крайней мере, заявки на это уже подаются в Бельгии, Великобритании, Испании и даже в США. Еще раньше распались Чехословакия и Югославия.
Проблемы для международного публичного права создают не только дезинтеграционные процессы, как, например, создание в 1949 г. двух Германий, когда союзники по антигитлеровской коалиции «забыли» о правопреемстве, и при воссоединении. Таким было воссоединение Вьетнама и включение ГДР в состав ФРГ при сохранении названия ФРГ.
Международно-правовую проблему создает уже и Brexit, ибо Шотландия намерена остаться в Европейском Союзе и, соответственно выйти из состава Соединенного королевства. Одновременно Brexit и билль об отмене действия законодательства ЕС породили для Великобритании проблему статуса границы Северной Ирландии и Ирландии и даже проблемы в сфере экологической политики
ШОНИН Николай Егорович
кандидат политических наук, доцент кафедры международного права и международных отношений Института права Башкирского государственного университета, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
КОНОВАЛОВА ЕкатеринаАндреевна
старший преподаватель кафедры международного права и международных отношений Института права Башкирского государственного университета