Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Это поведение трактующиеся как отклонение от принятых нравственных, в определенных случаях и правовых норм.
К видам отклоняющегося поведения относят: антидисциплинарные, антисоциальные, деликвентные (противоправные), аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.
Для органов власти проблема противодействия девиантному поведению несовершеннолетних остается актуальной, но с определенными проблемами они сталкиваются и сейчас:
Имеется общая государственная база данных по статистике на безнадзорных несовершеннолетних [2], которая требует некоторого обновления. На заседаниях межведомственных комиссий данная проблема поднималась ни один раз. При этом меры, осуществляемые субъектами России по противодействию девиантного поведения несовершеннолетних, представились неудовлетворительными.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются постоянно действующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающими единый подход к решению проблем предупреждения правонарушений, беспризорности, безнадзорности, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Они осуществляют свою деятельность как на краевом, так и на районном ( муниципальном) уровнях, выполняя такие задачи как: принимают участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; координируют и направляют деятельность органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечивают выявление причин и условий, способствующих беспризорности, безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, определяют меры по их устранению и другие.
- Целостная система защиты детей от наркотиков, насилия, алкоголя долгие годы работает без каких-либо сбоев, однако процента роста количества несовершеннолетних, совершивших противозаконные действия, продолжает расти. Узковедомственные решения при данной государственной программе в этом направлении не в силах решить проблему роста таких случаев. Необходима качественная реформа органов власти, служб и отделений.
- Как и писалось выше, происходит рост подростковой и детской виктимологии и беззакония, фиксируемых увеличением ситуаций с насилием касательно несовершеннолетних. Имеется расширение жестокого отношения к детям и безразличия к их потребностям в семьях, в средних и высших учебных заведениях, при том, что психологи и лица, на которых по закону возложены обязанности воспитывать и обучать делают свою работу на основе не обновленных программ, установленных еще несколько лет назад. Создается мнение о необходимости совершенствования программ социализации детей.
- Создается действенная индивидуально-профилактическая работа с детьми и подростками, которые уже учиняли беззаконные действия и которые были пойманы за данные действия. При этом к таким детям, подросткам нужно особое внимание и помощь, которое должно оказываться не только в специальных для этого учреждениях. Это значит, что роль уголовной ответственности и наказания присутствует в регулировании норм права, но для несовершеннолетних она выглядит несерьёзной. По статистике деятельность органов власти нацелена на несовершеннолетних, которые только склонны и подвержены девиантному поведению. Необходимо выявлять несовершеннолетних, склонных к отклоняющемуся поведению, для предотвращения совершения самого действия в будущем путем профилактики. Для этого нужно привить определенные компетенции внутренним органам власти и службам по выявлению и постановке на учет несовершеннолетних, которые были замечены за отклоняющимся поведением. Однако, положительный результат будет в случае, если вышеперечисленные проблемы будут решены, а именно предоставлена полной и достоверная информация о девиантах и применены действия к решению проблем с ними. Также необходимо соответствующее отношение органов власти и служб (сотрудников) к потенциальному девианту. Данная проблема несет в себе долговременный характер, для противодействия которой необходима координирующая работа внутренних органов власти и служб, правильная оценка применяемых и профилактических мер, а также качественная и постоянная работа на развитие культурного и социального мировоззрения несовершеннолетних. Соответственно, данные меры составляют существенную роль в жизни несовершеннолетних детей [1]. Как было отмечено ранее, предупреждение характеризуется рядом признаков: во-первых, основано на предотвращении «выпадения» несовершеннолетнего из процесса социализации, который оказывает большое влияние на формирование подростка, как личности; во-вторых, ориентировано на использовании и применении мер психологического и педагогического характера общей направленности, что является основной частью воспитательного процесса. Таким образом, необходимо выделить критерии антисоциального поведения несовершеннолетних, которыми могли бы руководствоваться и пользоваться органы внутренний дел, патрули, для временного задержания подростков и отправления их в органы социальной защиты, где бы проводилось расследование с учетом различных факторов, присущих данному случаю, и вынесение решения. В качестве примеров могут быть: мелкое хулиганство; состояние алкогольного, наркотического или психотропного опьянения; вандализм; токсикомания, попытки суицида и т.д. Подводя итог, отметим, что ранее предупреждение преступности несовершеннолетних должно было быть направлено не только на собственное предупреждение, но и на ресоциализацию подростка, которая рассматривается как социальная основа раннего предупреждения.
- Дефицит высокой эффективности в работе органов и учреждений по профилактики и предотвращению преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Стоит отметить, что за последние годы с помощью административной реформы, начал решаться вопрос взаимодействия, путем составления административных регламентов. Для предотвращения на начальных этапах и устранения данной проблемы, необходимо при утверждении регламентов на федеральном уровне отправлять их в порядке уведомлений и в другие ведомства, а при наличии разногласий разрешать их на собраниях комиссий. Подводя итог, можно отметить, что на основе рассмотрения комплекса конкретных мер, осуществляемых государственными органами, они являются ограниченными и законодательно не закрепленными. Явным примером могут выступать мероприятия, проведенные в ведомствах, например органах внутренних дел, которые описываются при проведении определенных акций, такие как «Семья», «Подросток», «Быт», «Надзор» и др. или во внутриведомственных инструкциях. Поэтому органы внутренних дел, в соответствии с ведомственными нормативно- правовыми актами, должны принимать участие: - в профилактике преступлений несовершеннолетних ( т.е. обеспечение субъектов криминологической информацией о причинах и условиях девиации несовершеннолетних); - вносить и устанавливать определенные меры по устранению причин совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними. Данные предложения должны быть обоснованными, законными, конкретными и социально целесообразными. К сожалению, за последнее время таких предложений практически нет, в связи со сложившимся стереотипом по отношению к правонарушителям, где нет разграничения на взрослого и несовершеннолетнего. Психологию сотрудников органов внутренних дел резко изменить невозможно, поэтому законодательство наметило тенденцию по направлению к формированию ювенальной юстиции. Основной эффективной мерой профилактики девиантного поведения у несовершеннолетних, является повседневная борьба с девиацией во всех ее проявлениях. Поэтому правоохранительным органам следует обратить внимание на привлечение подростков к образовательным, оздоровительным учреждениям, объектам, способствующими развитию физической культуры и спорта, а также творческой деятельности и занятости несовершеннолетних. На основе изучения направлений деятельности полиции по борьбе и предрасположенности несовершеннолетних к девиантному поведению, можно сделать вывод о том, что в деятельности органов внутренних дел остается много проблем, которые требуют глубокого изучения, анализа и рассмотрения.
ЗАРУБА Даниил Сергеевич
студент Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина
ДОГАДИНА Дарья Сергеевна
студент Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина
ОЧАК Павел Константинович
студент Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина
ЧЕРНОВ Юрий Иванович
кандидат юридических наук, доцент Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина