Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Актуальные проблемы административно-правового противодействия девиантному поведению несовершеннолетних

Девиантное поведение — это поведение, отклоняюще­еся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных со­обществах в определенный период их развития.

Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изо­ляция, лечение, исправление или наказание нарушителя). Это поведение трактующиеся как отклонение от принятых нравственных, в определенных случаях и правовых норм.

К видам отклоняющегося поведения относят: антидис­циплинарные, антисоциальные, деликвентные (противо­правные), аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.

Для органов власти проблема противодействия деви­антному поведению несовершеннолетних остается актуаль­ной, но с определенными проблемами они сталкиваются и сейчас:

Имеется общая государственная база данных по ста­тистике на безнадзорных несовершеннолетних [2], которая требует некоторого обновления. На заседаниях межведом­ственных комиссий данная проблема поднималась ни один раз. При этом меры, осуществляемые субъектами России по противодействию девиантного поведения несовершеннолет­них, представились неудовлетворительными.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются постоянно действующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних, обеспечивающими единый подход к решению проблем предупреждения правонарушений, беспризор­ности, безнадзорности, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Они осуществляют свою деятельность как на краевом, так и на районном ( муниципальном) уров­нях, выполняя такие задачи как: принимают участие в раз­работке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; координируют и направляют деятельность органов и учреж­дений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечивают выяв­ление причин и условий, способствующих беспризорности, безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, определяют меры по их устранению и другие. Пример HTML-страницы

  1. Целостная система защиты детей от наркотиков, на­силия, алкоголя долгие годы работает без каких-либо сбоев, однако процента роста количества несовершеннолетних, со­вершивших противозаконные действия, продолжает расти. Узковедомственные решения при данной государственной программе в этом направлении не в силах решить проблему роста таких случаев. Необходима качественная реформа ор­ганов власти, служб и отделений.
  2. Как и писалось выше, происходит рост подростковой и детской виктимологии и беззакония, фиксируемых увели­чением ситуаций с насилием касательно несовершеннолет­них. Имеется расширение жестокого отношения к детям и безразличия к их потребностям в семьях, в средних и выс­ших учебных заведениях, при том, что психологи и лица, на которых по закону возложены обязанности воспитывать и обучать делают свою работу на основе не обновленных про­грамм, установленных еще несколько лет назад. Создается мнение о необходимости совершенствования программ со­циализации детей.
  3. Создается действенная индивидуально-профилакти­ческая работа с детьми и подростками, которые уже учиняли беззаконные действия и которые были пойманы за данные действия. При этом к таким детям, подросткам нужно осо­бое внимание и помощь, которое должно оказываться не только в специальных для этого учреждениях. Это значит, что роль уголовной ответственности и наказания присутству­ет в регулировании норм права, но для несовершеннолетних она выглядит несерьёзной. По статистике деятельность орга­нов власти нацелена на несовершеннолетних, которые только склонны и подвержены девиантному поведению. Необходи­мо выявлять несовершеннолетних, склонных к отклоняюще­муся поведению, для предотвращения совершения самого действия в будущем путем профилактики. Для этого нужно привить определенные компетенции внутренним органам власти и службам по выявлению и постановке на учет несо­вершеннолетних, которые были замечены за отклоняющим­ся поведением. Однако, положительный результат будет в случае, если вышеперечисленные проблемы будут решены, а именно предоставлена полной и достоверная информация о девиантах и применены действия к решению проблем с ними. Также необходимо соответствующее отношение орга­нов власти и служб (сотрудников) к потенциальному девиан­ту. Данная проблема несет в себе долговременный характер, для противодействия которой необходима координирую­щая работа внутренних органов власти и служб, правиль­ная оценка применяемых и профилактических мер, а также качественная и постоянная работа на развитие культурного и социального мировоззрения несовершеннолетних. Соот­ветственно, данные меры составляют существенную роль в жизни несовершеннолетних детей [1]. Как было отмечено ранее, предупреждение характеризуется рядом признаков: во-первых, основано на предотвращении «выпадения» несо­вершеннолетнего из процесса социализации, который ока­зывает большое влияние на формирование подростка, как личности; во-вторых, ориентировано на использовании и применении мер психологического и педагогического харак­тера общей направленности, что является основной частью воспитательного процесса. Таким образом, необходимо вы­делить критерии антисоциального поведения несовершен­нолетних, которыми могли бы руководствоваться и поль­зоваться органы внутренний дел, патрули, для временного задержания подростков и отправления их в органы социаль­ной защиты, где бы проводилось расследование с учетом раз­личных факторов, присущих данному случаю, и вынесение решения. В качестве примеров могут быть: мелкое хулиган­ство; состояние алкогольного, наркотического или психо­тропного опьянения; вандализм; токсикомания, попытки суицида и т.д. Подводя итог, отметим, что ранее предупреж­дение преступности несовершеннолетних должно было быть направлено не только на собственное предупреждение, но и на ресоциализацию подростка, которая рассматривается как социальная основа раннего предупреждения.
  4. Дефицит высокой эффективности в работе органов и учреждений по профилактики и предотвращению престу­плений, совершаемых несовершеннолетними. Стоит отме­тить, что за последние годы с помощью административной реформы, начал решаться вопрос взаимодействия, путем со­ставления административных регламентов. Для предотвра­щения на начальных этапах и устранения данной проблемы, необходимо при утверждении регламентов на федеральном уровне отправлять их в порядке уведомлений и в другие ве­домства, а при наличии разногласий разрешать их на собра­ниях комиссий. Подводя итог, можно отметить, что на основе рассмотрения комплекса конкретных мер, осуществляемых государственными органами, они являются ограниченны­ми и законодательно не закрепленными. Явным примером могут выступать мероприятия, проведенные в ведомствах, например органах внутренних дел, которые описываются при проведении определенных акций, такие как «Семья», «Подросток», «Быт», «Надзор» и др. или во внутриведом­ственных инструкциях. Поэтому органы внутренних дел, в соответствии с ведомственными нормативно- правовыми актами, должны принимать участие: - в профилактике пре­ступлений несовершеннолетних ( т.е. обеспечение субъектов криминологической информацией о причинах и условиях девиации несовершеннолетних); - вносить и устанавливать определенные меры по устранению причин совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними. Данные предложения должны быть обоснованными, закон­ными, конкретными и социально целесообразными. К сожа­лению, за последнее время таких предложений практически нет, в связи со сложившимся стереотипом по отношению к правонарушителям, где нет разграничения на взрослого и несовершеннолетнего. Психологию сотрудников органов внутренних дел резко изменить невозможно, поэтому зако­нодательство наметило тенденцию по направлению к фор­мированию ювенальной юстиции. Основной эффективной мерой профилактики девиантного поведения у несовер­шеннолетних, является повседневная борьба с девиацией во всех ее проявлениях. Поэтому правоохранительным органам следует обратить внимание на привлечение подростков к об­разовательным, оздоровительным учреждениям, объектам, способствующими развитию физической культуры и спорта, а также творческой деятельности и занятости несовершенно­летних. На основе изучения направлений деятельности по­лиции по борьбе и предрасположенности несовершеннолет­них к девиантному поведению, можно сделать вывод о том, что в деятельности органов внутренних дел остается много проблем, которые требуют глубокого изучения, анализа и рассмотрения.

ЗАРУБА Даниил Сергеевич
студент Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина

ДОГАДИНА Дарья Сергеевна
студент Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина

ОЧАК Павел Константинович
студент Экономического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина

ЧЕРНОВ Юрий Иванович
кандидат юридических наук, доцент Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина

 

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях