В настоящее время одним из широко обсуждаемых вопросов повестки дня правозащитной системы ООН является процесс укрепления ее центрального звена - системы договорных органов по правам человека, включающей десять экспертных механизмов (девять комитетов и один подкомитет), контролирующих выполнение государствами их обязательств по основным международным договорам по правам человека. На данном этапе процесс их укрепления, имеющий более чем 30-летнюю историю, характеризуется осуществлением рекомендаций, изложенных в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 68/268 «Укрепление и повышение эффективности функционирования системы договорных органов по правам человека» от 9 апреля 2014 г., которая завершила межправительственный процесс ООН по повышению эффективности договорных органов (2012-2014 гг.). В преддверии предстоящего в 2020 г. всеобъемлющего обзора прогресса, достигнутого в ходе реализации указанной резолюции, весьма важным представляется обратить внимание на достижения и трудности в осуществлении ее отдельных сегментов, в особенности касающихся такого центрального аспекта работы договорных органов, как процедуры представления докладов.
Рассмотрение периодически представляемых государствами-участниками основных международных договоров докладов о выполнении их положений (и в ряде случаев о реализации их дополнительных протоколов4) является основным направлением деятельности всех договорных органов с самого начала их функционирования. Такой подход к оценке осуществления государствами их международных обязательств был во многом заимствован из опыта Международной организации труда, которая еще с начала XX в. развила практику направления государствами периодических докладов о выполнении принятых под ее эгидой конвенций.
Значимость процедуры отчетности в договорных органах (комитетах) заключается, среди прочего, в конструктивном диалоге между соответствующим комитетом и заинтересованным государством. В отличие от других универсальных механизмов, работа которых предусматривает изучение периодических докладов, таких как УПО, основная цель процедуры отчетности договорных органов заключается в предоставлении четкого и авторитетного руководства государствам в вопросе выбора наиболее эффективных способов обеспечения соответствия их внутренней политики и мер нормам международных договоров по правам человека на основе устойчивого интерактивного диалога действующих в личном качестве экспертов с признанной компетенцией в области прав человека с государством.
Напомним, что после того, как государство присоединилось к тому или иному договору по правам человека или ратифицировало его, необходимо, чтобы в течение одного или двух лет после вступления договора в силу был представлен первоначальный доклад, а впоследствии предусмотрено, как правило, представление периодических докладов — через промежутки времени, указанные в соответствующем договоре или соответствующим договорным органом. В отношении всех основных международных договоров по правам человека, за исключением Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г. и Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., установлен график периодичности представления государствами-участниками докладов.
На данный момент положение дел в комитетах таково, что государства-участники представляют доклады позже установленного срока, что приводит к ситуациям, когда следующий периодический доклад должен быть направлен в соответствующий комитет в тот же год, когда данный договорный орган должен рассмотреть текущий периодический доклад, или даже позже. По этой причине, несмотря на фиксированную периодичность, большинство комитетов приняли гибкий подход к определению сроков представления докладов и создали график работы на основе представления отчетов государствами по мере их поступления. Некоторые договорные органы предоставляют государствам-участникам возможность направлять объединенные доклады.
В ходе своих сессий в Женеве договорные органы в присутствии делегации государства-участника проводят обзор того, как государство-участник выполняет свои юридические обязательства по соответствующему договору. Стоит отметить, что на фоне позднего представления докладов со стороны государств комитеты не успевают рассматривать их вовремя в силу большой загруженности, в результате чего государствам порой приходится ожидать их рассмотрения комитетом продолжительное время (иногда больше года) после направления комитету.
На стадии подготовки к рассмотрению докладов на сессиях договорных органов государства направляют доклад в соответствующий комитет. Договорные органы, получив доклад, составляют список вопросов и тем, адресуемый го- сударствам-участникам, после направления ими периодических докладов, а государства-участники, соответственно, помимо уже направленного периодического доклада, представляют комитету ответы на указанные вопросы. Данные письменные ответы на перечень вопросов, подготовленный комитетом, закладывают основу для диалога с делегацией государства-участника.
По итогам диалога с государством комитет принимает заключительные замечания, содержащие рекомендации о совершенствовании предпринимаемых государством мер по реализации его международных обязательств по соответствующему договору.
На всех этапах процесса укрепления договорных органов, запущенного в целях преодоления сложностей, с которыми сталкиваются комитеты и государства, основное внимание на системной основе уделялось и продолжает уделяться вопросу об оптимизации процедуры рассмотрения докладов государств посредством согласования подходов всех комитетов к реализации данной процедуры.
В течение последних десятилетий договорные органы, в том числе при помощи межкомитетских совещаний и совещаний председателей, немало сделали для того, чтобы обсудить согласование или упорядочение различных методов их работы и практики, включая процедуру отчетности. Так, по просьбе второго межкомитетского совещания договорных органов в рамках процесса сотрудничества с участием Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в 2006 г. для договорных органов были разработаны согласованные руководящие принципы представления докладов со стороны государств. Эти согласованные руководящие принципы, в свою очередь, служат основой для выработки руководящих принципов подготовки докладов государств в конкретные договорные органы по правам человека. Письменные руководящие принципы, подготовленные для государств-участников каждым договорным органом, содержат рекомендации относительно формы и содержания докладов, которые государства-участники обязаны представить согласно соответствующему международному договору по правам человека. Существующие руководящие принципы различаются по своему подходу: одни комитеты предусматривают подробные указания на постатейной основе, а другие — указания более общего характера.
Одним из последних новшеств в рамках согласования методов работы комитетов явилась упрощенная процедура представления докладов (УППД), которая являет собой альтернативную процедуру отчетности - усовершенствованный вариант процедуры, до настоящего времени обозначавшаяся как «перечень вопросов до представления докладов» (ПВПД) (List of issues prior to reporting - LOIPR).
По сути, УППД включает в себя подготовку договорным органом перечня вопросов до представления доклада государства-участника и направление этого перечня данному государству перед рассмотрением доклада. На основе этого списка вопросов государства готовят доклад, подлежащий представлению в договорный орган. В отличие от такого подхода, в рамках традиционного порядка представления отчетности договорные органы составляют список вопросов и тем, адресуемый государствам-участникам, после направления ими периодических докладов, а государства-участники, соответственно, помимо периодического доклада представляют комитету ответы на указанные вопросы.
УППД является факультативной процедурой. Если государства-участники предпочтут ею воспользоваться, им по- прежнему будет необходимо представлять первоначальный доклад. Договорные органы будут стремиться заручиться согласием того или иного государства-участника заблаговременно до подготовки списка вопросов по упрощенной процедуре, и этот список будет разрабатываться только при наличии официального согласия соответствующих государств.
- Ежегодные совещания председателей договорных органов являются форумом для членов договорных органов (председателей и сопредседателей), на котором обсуждаются различные аспекты их деятельности и способы усиления их работы. Гармонизация методов работы договорных органов является одним из важнейших вопросов, стоящих на повестке дня совещания. Данный вопрос также активно обсуждался в ходе межкомитетских совещаний, проводившихся в период с 2002 по 2011 г. С 2008 по 2011 г. межкомитетские совещания проводись два раза в год - один раз одновременно с ежегодными совещаниями председателей в целях разработки рекомендаций по совершенствованию и согласованию методов работы договорных органов.
Для справки отметим, что ПВПД была впервые введена Комитетом против пыток (КПП) на экспериментальной основе в 2007 г., а в 2009 г. Комитет в свете полученных положительных отзывов и высокого уровня применения процедуры государствами-участниками (75%) решил оставить ее в силе на постоянной основе. За КПП последовали Комитет по правам человека и Комитет по защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей (КТМ), которые утвердили эту факультативную процедуру в 2009 и 2011 г. соответственно. Уже в 2012 г. КТМ зарегистрировал 75%-ный показатель принятия процедуры среди первых государств-участников.
Верховный комиссар ООН, принимая во внимание данные достижения, сформулировала предложение об УППД в своем докладе 2012 г.[18], принятом по итогам процесса консультаций 2009-2012 гг. в рамках инициативы по укреплению системы договорных органов. В качестве обоснования полезности данной процедуры указывался ее потенциал снизить бремя подготовки и представления докладов для государств и одновременно помочь комитетам в более ускоренном формате рассматривать доклады государств.
Впоследствии данная идея широко обсуждалась на межправительственном уровне и нашла отражение в итоговом документе межправительственного процесса, завершившегося в 2014 г., а именно п. 1 резолюции 68/268. ГА ООН рекомендовала всем комитетам предложить УППД для рассмотрения государствами-участниками. Государствам-участникам, в свою очередь, ГА ООН в п. 2 резолюции рекомендовала рассмотреть возможность применения упрощенной процедуры представления докладов «для облегчения подготовки ими своих докладов и поощрения интерактивного диалога о выполнении ими своих обязательств по договорам, когда такая процедура будет предложена».
В этом отношении стоит отметить, что в рамках реализации предложения об УППД особую пользу приобретает представление общего базового документа и его регулярное обновление с учетом последних событий в государствах- участниках в соответствии с п. 3 резолюции 68/268. При этом договорным органам адресован призыв «четко и последовательно доработать свои существующие руководящие принципы по общему базовому документу» в целях предоставления руководства государствам в вопросе подготовки общего базового документа и докладов в рамках УППД.
После принятия резолюции вопросы согласования методов работы комитетов на основе ее рекомендаций рассматриваются в рамках совещаний председателей, поскольку ГА ООН призвала договорные органы с целью ускорения процесса повышения согласованности в их системе и далее усиливать роль своих председателей в процедурных вопросах, в том числе в формулировании заключений, касающихся методов работы и процедурных вопросов. Соответственно, после завершения межправительственного процесса председатели договорных органов на своем ежегодном 26-м заседании обратили внимание комитетов на рекомендацию ГА ООН об УППД, включая установление ограничений на количество освещаемых в периодических докладах государств вопросов, представляемых в рамках УППД.
Напомним, что в рамках консультаций межправительственного процесса обсуждалось предложение о том, чтобы рекомендовать договорным органам ограничить число вопросов, направляемых государствам-участникам в рамках упрощенной процедуры, в частности, посредством использования единого образца перечня вопросов для упрощенной процедуры с максимальным показателем 25 вопросов (2500 слов), и делать упор на аспектах, которые соответствующий договорной орган считает приоритетными применительно к конкретной стране в тот или иной момент времени. Однако председатели договорных органов в ходе их 26-го совещания в июне 2014 г. в целом высказали мнение, что ограничение по количеству задаваемых вопросов является практически невыполнимым и что цифра в 25 вопросов является лишь рекомендацией.
Стоит отметить, что УВКПЧ подготовило проект единого формата списка вопросов в соответствии с упрощенной процедурой и представило данный документ для обсуждения в ходе 26-го совещания председателей. Изучив его, председатели подчеркнули, что этот формат может служить лишь в качестве подспорья для рассмотрения докладов договорных органов и что отдельные договорные органы должны по-прежнему иметь возможность составлять списки вопросов с учетом их потребностей и ситуации в соответствующем государстве-участнике.
По состоянию на 2018 г. все договорные органы внедрили в свою работу УППД и предлагают ее для рассмотрения государствами-участниками. Исключение лишь составляют два договорных органа - Комитет по насильственным исчезновениям, поскольку он не получает периодические доклады, и Подкомитет по предупреждению пыток, поскольку он не имеет процедуру отчетности.
Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации предлагает упрощенную процедуру тем государствам, которые опаздывают с представлением периодических докладов более чем на пять лет, при этом приоритет отдается тем государствам, доклады которых не представляются более десяти лет. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам предлагает процедуру на экспериментальной основе определенным государствам начиная с их третьего периодического доклада. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин также предлагает процедуру на экспериментальной основе для докладов, срок ожидания которых превышает пять лет или меньший срок при условии наличия в государстве значительных политических и социально-экономических перемен. Комитет против пыток предлагает упрощенную процедуру государствам с продолжительными задержками в представлении первоначальных докладов с учетом возможностей секретариата (два государства в год). Комитет по правам ребенка решил предложить процедуру государствам-участникам, чьи периодические доклады подлежат представлению начиная с 1 сентября 2019 г. КТМ применяет процедуру для государств с продолжительными задержками в представлении первоначальных докладов и может приступить к обзору государства в отсутствие доклада.
На настоящий момент, когда УППД реализуется в работе всех комитетов, важно изучить результаты, которые она принесла и приносит с точки зрения помощи государствам в представлении докладов и оптимизации работы комитетов.
В ходе 30-го совещания председателей договорных органов, проходившего 28 мая-1 июня 2018 г., председатели обозначили, что «проблема запоздалого представления или непредставления государствами-участниками своих докладов по-прежнему подрывает эффективность системы договорных органов», однако несмотря на это «упрощенная процедура представления докладов является положительной практикой, которая уже внедрена всеми Комитетами и помогла государствам-участникам в выполнении их обязательств по представлению докладов».
В целях отслеживания прогресса, достигнутого в ходе укрепления системы договорных органов, Генеральный секретарь ООН в 2018 г. в соответствии с п. 41 резолюции 68/268 выпустил второй двухлетний доклад о текущем состоянии системы договорных органов на фоне принятия мер, предусмотренных резолюцией.
В данном документе в том числе отражены замечания государств касательно мер, предпринимаемых в рамках системы договорных органов после принятия резолюции 68/268. Так, касательно УППД некоторые государства высказывают «мнение о полезности упрощенной процедуры представления докладов и о целесообразности ее применения всеми комитетами». Вместе с тем ряд государств все же отдают предпочтение традиционной процедуре и особо выделяют «проблемный момент, связанный с тем, что упрощенная процедура представления докладов не предлагается всеми на одинаковых условиях». Данный аспект был также отмечен председателями договорных органов, которые «призвали договорные органы добиваться последовательности в существующей методике применения упрощенной процедуры представления докладов».
Генеральный секретарь в качестве остающихся в системе проблем рассматривает отсутствие достаточных эмпирических данных по всем договорным органам, позволяющих определить, каковы будут последствия применения упрощенной процедуры и будет ли она устойчивой с точки зрения ресурсов. Два договорных органа, которые наиболее активно используют эту процедуру, а именно Комитет по правам человека и Комитет против пыток, в настоящее время оценивают ее воздействие и последствия для рабочей нагрузки, однако конкретных результатов такой оценки пока опубликовано не было.
Действительно, учитывая положительные достижения в системе (количество государств, своевременно представляющих доклады, выросло с 2014 г. в среднем на шесть процентов (11 процентов в 2014 г. и 17 процентов на конец 2017 г.), и отставание комитетов в рассмотрении докладов, ожидающих рассмотрения, сократилось на 11 процентов по сравнению с 2015 г.), трудно оценить, насколько данные результаты связаны с применением упрощенной процедуры.
Такое положение дел может осложняться на фоне недостатков в формате работы совещаний председателей договорных органов, которые с 2014 г. сосредоточили свое внимание на вопросах согласования методов работы комитетов в соответствии с рекомендациями ГА ООН в резолюции 68/268.
По сути, в рамках своих ежегодных совещаний председатели вырабатывают рекомендации по координации, утверждая единые методики для всех комитетов по основным направлениям их работы, включая процедуру отчетности. Однако такой формат не позволяет в полной мере учитывать мнения комитетов. Такие методики, разработанные предварительно УВКПЧ ООН, направляются комитетам не всегда заблаговременно - до совещания председателей, затем одобряются предателями и предлагаются комитетам к внедрению лишь post factum.
Генеральный секретарь в упомянутом докладе указал на отсутствие общей позиции среди членского состава договорных органов по вопросу о роли и полномочиях их председателей, которые не являются представителями комитетов и могут лишь озвучивать единую позицию их комитета на такого рода совещаниях. Кроме того, весьма проблематичной является постоянная ротация председателей договорных органов, затрудняющая процесс достижения и поддержания консенсуса.
Таким образом, в ситуации отсутствия достаточных данных о полезности новой процедуры отчетности и расхождения в методиках применения упрощенной процедуры в комитетах сложно однозначно установить исключительно положительное влияние введения этой процедуры на эффективность работы системы договорных органов.
Представляется, что комитетам следует продолжать усилия по реализации упрощенной процедуры отчетности наряду с традиционной процедурой. Договорным органам требуется время, чтобы наработать достаточную практику применения УППД, на основе которой можно будет провести оценку ее воздействия и последствия для рабочей нагрузки комитетов и государств в части подготовки и представления докладов. При наличии такой оценки можно будет провести всеобъемлющее исследование о целесообразности реализации данной процедуры комитетами. При проведении данного исследования необходимо обратить внимание на потенциал упрощенной процедуры учитывать все важные вопросы реализации соответствующего договора без опасений упустить некоторые из них, которые принимаются во внимание в рамках традиционной процедуры отчетности.
Кроме того, с учетом ориентира на дальнейшее согласование методик комитетов в том числе посредством деятельности их председателей, следует поддержать рекомендацию Генерального секретаря о том, чтобы договорные органы имели возможность обсудить и сопоставить методы работы в ходе своих сессий, предваряющих ежегодное совещание председателей с целью облегчить принятие коллективных решений о передаче своим соответствующим председателям полномочий на обсуждение и утверждение методов работы в ходе совещания председателей. Такой формат позволит в большей степени обеспечить поиск общих подходов договорных органов, в том числе в контексте процедуры отчетности.
КОНЕВА Александра Евгеньевна
кандидат юридических наук, ассистент кафедры международного права РУДН
ГУГУНСКИЙ Денис Андреевич
старший преподаватель кафедры международного права РУДН