Следует иметь в виду, что классификацию можно определить как многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятий. Результатами классификации должна стать система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия - видами, видами видов или подвидами и т.п.
Целью классификации субъективных прав детей в международном праве является наиболее полное их изучение, систематизация, раскрытие содержания. Международные договоры предусматривают права детей, но не устанавливают их надлежащей классификации, что значительно затрудняет исследование субъективных прав детей.
Следует отметить, что правильная классификация, т.е полная, непересекающаяся, построенная по последовательно примененным классификационным признакам, обеспечивает изучение всех без исключения разновидностей объекта анализа в их строгой логической взаимосвязи.
В связи с этим следует иметь в виду, что различные классификации субъективных прав детей в международном праве не должны пересекаться между собой. Они должны быть основаны на различных классификационных признаках. В конечном итоге классификация субъективных прав детей в международном праве должна обеспечивать рассмотрение всех разновидностей субъективных прав детей, а также их взаимосвязей.
Субъективные права детей представляется возможным разделить на субъективные права детей, которые закреплены в международных договорах и субъективные права детей, которые в международных договорах не закреплены.
Так, к правам детей, которые закреплены в международных договорах, относится право детей на имя, гражданство и законных представителей в соответствии со ст. 8 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г.
Ограничение источников прав детей только международными соглашениями ухудшило бы их правовое положение. Права детей закреплены также в национальном праве государств. В частности, в соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В связи с этим можно отметить, что в России дети имеют право на защиту государства, а также на заботу и воспитание.
Следует различать субъективные права детей, которые принадлежат всем детям, и субъективные права, принадлежащие отдельным категориям детей.
К субъективным правам, которые принадлежат всем детям, относится, например, субъективное право на защиту от физического или психологического насилия, оскорблений или злоупотреблений, отсутствия заботы или небрежного обращения в соответствии со ст. 19.1 Конвенции о правах ребенка 1989 г.
К субъективным правам, которые принадлежат некоторым категориям детей, можно отнести: право на образование, согласно пожеланиям их родителей; право на все необходимые меры для содействия воссоединению разъединенных семей; право детей не подлежать вербовке в вооруженные силы или группы в соответствии с ч. 3 ст. 4 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов немеждународного характера, от 8 июня 1977 г. (Протокол II).
В зависимости от обеспеченности прав детей обязанностями государств и международных организаций, а значит и от возможности их осуществления, различаются права детей, обеспеченные обязанностями государств и международных организаций и права детей, не обеспеченные обязанностями государств и международных организаций.
К примеру, право детей на защиту от незаконного перемещения и невозвращения из-за границы, обеспечено обязанностью государств содействовать заключению двусторонних или многосторонних соглашений или присоединению к действующим соглашениям в силу ст. 11 Конвенции о правах ребенка 1989 г.
Закрепленное в ст. 14 Конвенции о правах ребенка 1989 г. право детей на свободу мысли, совести и религии не обеспечено обязанностью государств.
Основанием для классификации субъективных прав детей на абсолютные и относительные может быть количество участников международных отношений, поведение которых обеспечивает детям возможность осуществления принадлежащих им субъективных прав.
Осуществление абсолютных субъективных прав детей в международном праве обеспечивается поведением неопределенного круга лиц, которое выражается в воздержании от действий, препятствующих реализации субъективных прав детей.
К примеру, согласно ст. 16 Конвенции о правах ребенка 1989 г. дети имеют право на защиту от вмешательства в осуществление их права на личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, а также от клеветы или посягательства на их репутацию.
Относительные субъективные права удовлетворяют интересы детей посредством предоставления им возможностей требовать совершения определенных действий от государств и международных организаций. Например, лишенные свободы дети имеют право требовать от государств гуманного обращения и уважения достоинства их личности.
Действия или бездействие детей в международном праве могут быть основаниями возникновения прав детей. Следовательно, можно различать права детей, возникающие вследствие действий детей и права детей, возникающие вследствие их бездействия.
Субъективным правом детей, возникающим вследствие их действий, является право на развитие личности, воспитание уважения к правам человека и родителям, подготовка к сознательной жизни и воспитание уважения к окружающей природе вследствие получения образования.
Субъективным правом, возникающим вследствие бездействия детей, является право на отказ от дачи свидетельских показаний или признания своей вины.
Юридические факты в международном праве также могут быть основаниями для деления субъективных прав детей на субъективные права детей, возникающие вследствие событий и субъективные права детей, возникающие вследствие действий.
В частности, субъективными правами детей, возникающими вследствие событий, является появление у детей права на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для их здоровья вследствие достижения детьми минимального возраста приема на работу.
Другим примером субъективного права детей, возникающего вследствие событий, является право детей на защиту и помощь государств, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения, или которые не могут оставаться в таком окружении.
К субъективным правам детей, возникающим вследствие действий, относится право выражать свои мнения и свободно искать, получать и передавать информацию, вне зависимости от границ государств в любой доступной для них форме.
В зависимости от участников международных отношений, различаются субъективные права, принадлежащие всем детям и субъективные права, принадлежащие отдельным категориям детей.
Так, все дети имеют право на жизнь и здоровое развитие, право не разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, право пользоваться услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней для снижения уровней смертности, предоставления медицинской помощи, борьбы с болезнями и недоеданием и т.д.
Право детей-инвалидов свободно выражать свои взгляды, которые должны получать весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права согласно ст. 7 Конвенции о правах инвалидов 2006 г. относится к субъективным правам, которые принадлежат отдельным категориям детей.
Основанием для классификации прав детей может быть и обеспеченность механизмами реализации. В частности, различаются субъективные права детей, обеспеченные механизмами реализации, и субъективные права детей, не обеспеченные механизмами реализации.
К субъективным правам детей, обеспеченным механизмами реализации, можно отнести право детей-беженцев на защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правами.
К субъективным правам детей, которые не обеспечены механизмами реализации, можно отнести право детей пользоваться особым уважением и защитой от любых непристойных посягательств сторон, находящихся в конфликте в соответствии со ст. 77 Дополнительного протокола к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I).
По времени действия субъективные права детей в международном праве делятся на бессрочные и срочные. Бессрочные субъективные права детей могут осуществляться постоянно, без ограничения во времени. Срочные субъективные права могут быть осуществлены детьми в течение установленного периода времени.
Бессрочными являются следующие субъективные права детей: право на выживание и здоровое развитие; право на приобретение гражданства, право на необходимые меры защиты.
К срочным субъективным правам детей относятся, например, права детей, которые как считается, нарушили уголовное законодательство, на информирование об обвинениях против них и получение правовой помощи, свободу от принуждения к даче показаний или признанию вины, на бесплатную помощь переводчиков и т.д.
По своему характеру субъективные права детей в международном праве могут быть как имущественными, так и неимущественными. В частности, к имущественным относятся субъективные права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей. Примером неимущественного субъективного права детей является право на предотвращение склонения или принуждения детей к любой незаконной сексуальной деятельности, использования детей в проституции и порнографии.
В зависимости от способов защиты субъективных прав детей в международном праве различаются права детей, защита которых осуществляется посредством: признания субъективных прав детей; восстановления положения, существовавшего до нарушения субъективных прав детей; пресечения действий, нарушающих права детей; признания действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц незаконными; взыскания с государств убытков, причиненных детьми.
Так, к субъективным правам детей, защита которых осуществляется посредством признания, относится право детей, помещенных на попечение с целью ухода за ними, их защиты, физического или психического лечения на периодическую оценку лечения, предоставляемого детям.
К субъективным правам детей, защита которых осуществляется посредством восстановления положения, существовавшего до их нарушения, относится возмещение детям вреда, причиненного неправомерными действиями органов государственной власти и их должностных лиц. Так, в силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.
Право детей, нарушивших уголовное законодательство, которые обвиняются или признаются виновными в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у детей чувства достоинства и значимости в соответствии со ст. 40 Конвенции о правах ребенка 1989 г. относится к субъективным правам детей, защита которых осуществляется посредством пресечения противоправных действий должностных лиц органов государственной власти.
В зависимости от юридической силы нормативных актов, которые закрепляют субъективные права детей в международном праве, различаются субъективные права детей, закрепленные в международных договорах и субъективные права детей, закрепленные в национальном праве.
Так, к субъективным правам детей, закрепленным в международных договорах, относится право детей на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в осуществление их права на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на их честь и репутацию согласно ст. 16 Конвенции о правах ребенка 1989 г.
К субъективным правам детей, закрепленным в национальном праве, относится, например, предусмотренное ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» право детей на защиту детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
В частности, органы государственной власти Российской Федерации должны принимать меры по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий и т.д.
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности детей и защиты от негативных воздействий должны проводиться экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
В зависимости от обеспеченности субъективных прав детей юридическими гарантиями, различаются субъективные права детей, которые обеспечены юридическими гарантиями и субъективные права детей, не обеспеченные юридическими гарантиями.
Так, к субъективным правам детей, обеспеченным юридическими гарантиями, относится право детей на все необходимые законодательные, административные и просветительские меры государств с целью защиты от всех форм физического или психического насилия, оскорблений или злоупотреблений, небрежного отношения.
Субъективным правом детей, которое не обеспечено юридическими гарантиями, является, например, право неполноценных детей на особую заботу, обеспечение доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, которые приводят к наиболее полному вовлечению детей в социальную жизнь в силу ст. 23 Конвенции о правах ребенка 1989 г.
Представляется возможным классифицировать права детей в зависимости от институтов международного права. В связи с этим следует отметить, что институт права - это объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений.
Следовательно, институт международного права - это совокупность взаимосвязанных норм права, регулирующих небольшую группу родственных международных отношений.
В зависимости от институтов международного права различаются: субъективные права детей в области права международной безопасности; субъективные права детей в области международного гуманитарного права; субъективные права детей в сфере защиты прав человека; субъективные права детей в сфере международного воздушного права; права детей в области международного морского права.
Следует согласиться с утверждением о том, что отдельного пристального внимания заслуживает вопрос обеспечения прав и основных свобод человека и гражданина. В связи с этим необходимо иметь в виду, что к субъективным правам детей в области права международной информационной безопасности можно отнести право детей на защиту от вмешательства в их личную или семейную жизнь, право детей на свободу мысли, совести и религии, право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
В области международного гуманитарного права различаются следующие субъективные права детей: право на получение образования, включая религиозное и нравственное воспитание, согласно пожеланиям их родителей или, в случае отсутствия родителей, тех лиц, которые несут ответственность за попечение над ними; право на все необходимые меры для содействия воссоединению временно разъединенных семей; право детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, не подлежать вербовке в вооруженные силы или группы согласно п. 3 ст. 4 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II) 1977 г.
К субъективным правам детей в сфере защиты прав человека относится право детей на защиту от пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, право детей на свободу и личную неприкосновенность, право детей на справедливое и публичное разбирательство дел в разумные сроки независимыми и беспристрастными судам, созданным на основании закона.
Примером субъективных прав детей в области международного воздушного и международного морского права может быть закрепленное в ст. 3 Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. право рожденных на судне или летательных аппаратах детей, которые считаются рожденными на территории тех государств, под флагом которых плавают судна, или на территории тех государств, в которых зарегистрированы летательные аппараты.
В заключение следует отметить, что приведенные классификации раскрывают различные аспекты международноправового положения детей. Классификация обеспечивает комплексное рассмотрение наибольшего количества прав детей и способствует улучшению их правового положения.
Субъективные права детей можно классифицировать в зависимости от: закрепления в международных договорах; обеспеченности субъективных прав детей обязанностями должностных лиц государств и международных организаций; определенности круга субъектов, поведение которых обеспечивает детям возможность осуществления принадлежащих им субъективных прав; обеспеченности субъективных прав детей механизмами реализации; времени действия и т.д.
При этом приведенная в настоящей статье классификация субъективных прав детей в международном и национальном праве не является исчерпывающей, а поставленные вопросы заслуживают дальнейшего рассмотрения.
СМИРНЫХ Сергей Евгеньевич
кандидат юридических наук, ученый секретарь Российской Ассоциации международного права