Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Понятие и структурные элементы правозащитного механизма в Российской Федерации

Актуальность исследования обусловлена тем, что правозащитный механизм обеспечивает реальную защиту определенных в законодательстве прав и свобод участников отношений.

Наличие практически применимого механизма защиты прав и свобод в государстве переводит правовую норму из «фантомного» состояния в действительные правоотношения и конкретные юридические факты.

Институт механизма защиты прав и свобод носит многоаспектный, многогранный характер. В связи с этим на государственном уровне необходимо постоянно мониторить, корректировать, улучшать каждое направление защиты прав и свобод.

Ключевые слова: правозащитный механизм, Российская Федерация, Конституция России, права и свободы человека и гражданина, механизм защиты прав и свобод.

PRIPISNOVA Alena Olegovna
magister student of the Baikal State University

ARKHIPKINA Anastasiya Sergeevna
Ph.D. in economical sciences, associate professor of Constitutional and administrative law sub-faculty of the Baikal State University

THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF NOTARIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the study is due to the fact that the human rights mechanism provides real protection of the rights and freedoms of participants in relations defined in the legislation. The presence of a practically applicable mechanism for the protection of rights and freedoms in the state translates the legal norm from a “phantom” state into actual legal relations and specific legal facts.

The institution of the mechanism for the protection of rights and freedoms is multidimensional and multifaceted. In this regard, at the state level, it is necessary to constantly monitor, adjust, and improve each area of protection of rights and freedoms.

Keywords: human rights mechanism, the Russian Federation, the Constitution of Russia, the rights and freedoms of man and citizen, the mechanism for the protection of rights and freedoms.

Согласно ст. 2 Конституции России «человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина - обязан­ность государства». Представленная конституционная норма обуславливает создание и развитие правозащитного меха­низма в Российской Федерации.

Эффективность механизма защиты прав и свобод чело­века и гражданина определяет общий уровень развития го­сударства: наличие ресурсов, качество отношений с другими странами на международной арене, уровень жизни населе­ния, степень удовлетворенности граждан качеством жизни и так далее. В связи с этим, стремясь к благополучию, сфера защиты прав и свобод человека и гражданина должна нахо­диться в постоянном развитии.

В юридической науке существует большое количе­ство определений термина «правозащитный механизм». Так, например, В. С. Кухливский определяет механизм за­щиты прав и свобод как человека и гражданина как «ме­тодологическую категорию, которая обеспечивает четкое философски ориентированное видение правовых явле­ний» [1].

В своем исследовании автор указывает на то, что право­защитный механизм должен быть полезен и практичен в использовании как для правоприменительных и правоза­щитных органов, так и для участников правоотношений, не­посредственно реализующих права и свободы.

В. В. Бутнев указывает следующее: «правозащитный механизм - это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается восстановление на­рушенных субъективных прав, защита охраняемых законом интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав» [2]. Пример HTML-страницы

Определение, представленное В. В. Бутневым, представ­ляется нам наиболее конкретным, точечным, отражающим сущность, цели и признаки правозащитного механизма. В свою очередь, определение первого автора имеет более фи­лософское содержание, в связи с чем открывается широкий простор для проведения исследования сущности и влияния правозащитного механизма на различные сферы общества и государства.

В Российской Федерации правозащитный механизм представлен в виде конкретно определенных в законодатель­стве прав, свобод человека и гражданина; перечня обязанно­стей, которые коррелируют с данными правами и свобода­ми; мер ответственности, наступающей за неисполнение или нарушение указанных в законе прав и свобод как со стороны других граждан (юридических лиц), так и со стороны органов государственной и муниципальной власти.

Правозащитному механизму присущи следующие при­знаки:

  1. Нормативное закрепление каждого этапа правоза­щитного механизма в правовых нормах.
  2. Фактическим основанием для запуска правозащитно­го механизма является факт нарушенного права и поведение людей в соответствии с установленными процессуальными нормами.
  3. Наличие правовых инструментов и возможностей, за­крепленных в законодательстве в качестве способов защиты нарушенных прав.
  4. Общие уровень правовой культуры и правосознания граждан, допускающие возможность воспользоваться право­защитным механизмом.
  5. Обязанность государства совершить действия, связан­ные с защитой нарушенных прав и свобод [3].

Структурные элементы и содержание механизма защи­ты прав и свобод человека и гражданина определяются раз­личными авторами в зависимости от подхода и оснований для классификации.

Так, С. С. Алексеев выделил следующие структурные элементы правозащитного механизма в государстве:

  • юридические нормы;
  • правовые отношения;
  • акты реализации прав и обязанностей;
  • акты применения права (в определенных случаях) [4].

В юридической науке существует иной подход к опреде­лению структурных элементов правозащитного механизма, которого придерживается А. В. Малько. Автор указывает сле­дующее: «элементами правозащитного механизма являются норма права; юридический факт или фактический состав; наличие правоотношений; акты реализации прав и обязан­ностей; охранительный правоприменительный акт (в опре­деленных случаях)» [5].

А. В. Малько в качестве дополнительного элемента структуры правозащитного механизма называет юридиче­ский факт. Полагаем, что данный элемент правозащитного механизма является необходимым ввиду того, что отноше­ния по реализации способов защиты нарушенных прав на­чинаются исключительно после свершения юридического факта. В качестве примера можно привести факт отказа должностного лица в реализации принадлежащего гражда­нину права; факт ненадлежащей реализации права со сторо­ны компетентных органов и так далее. Именно при наличии юридического факта запускается реальный механизм защи­ты прав и свобод человека и гражданина.

В зависимости от субъектного состава можно опреде­лить следующие элементы правозащитного механизма:

  1. Органы власти.
  2. Негосударственные правозащитные организации и лица, к числу которых относится нотариат как публично­правовой, правозащитный, правоприменительный инсти­тут.
  3. Субъекты прав и свобод, которые подлежат защите.

Таким образом, правозащитный механизм представляет собой единую систему правовых средств, необходимых для защиты нарушенных прав и свобод участников правоотно­шений, включающую последовательные, взаимосвязанные этапы защиты и восстановления нарушенного права в рам­ках деятельности компетентных органов власти.

В юридической науке структурное содержание правоза­щитного механизма обусловлено подходом, которого при­держивается тот или иной автор. Полагаем, что наиболее близка и практически применима позиция А. В. Малько, который дополнительно в качестве структурного элемента механизма защиты прав и свобод человека и гражданина вы­деляет юридический факт.

Стоит отметить, что исследования правозащитного ор­ганизма в Российской Федерации носят фрагментарный ха­рактер: внимание исследователя ограничивается конкретной правовой сферой или конкретными общественными отно­шениями. С одной стороны, данная тенденция показывает более углубленное изучение эффективности правозащитно­го механизма в практической деятельности; а с другой сторо­ны, весьма малое количество внимания уделяется развитию правозащитного механизма как элемента правовой системы в государстве. В связи с этим возникают сложности защиты прав и свобод человека и гражданина при взаимодействии государственных органов между собой как на одном уровне, так и в порядке подчиненности; при взаимодействии госу­дарственных и муниципальных органов; при взаимодействии органов власти и физических, юридических лиц и так далее.

ПРИПИСНОВА Алёна Олеговна
магистрант Байкальского государственного университета

АРХИПКИНА Анастасия Сергеевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Байкальского государственного университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях