Актуальность исследования обусловлена тем, что правозащитный механизм обеспечивает реальную защиту определенных в законодательстве прав и свобод участников отношений.
Наличие практически применимого механизма защиты прав и свобод в государстве переводит правовую норму из «фантомного» состояния в действительные правоотношения и конкретные юридические факты.
Институт механизма защиты прав и свобод носит многоаспектный, многогранный характер. В связи с этим на государственном уровне необходимо постоянно мониторить, корректировать, улучшать каждое направление защиты прав и свобод.
Ключевые слова: правозащитный механизм, Российская Федерация, Конституция России, права и свободы человека и гражданина, механизм защиты прав и свобод.
PRIPISNOVA Alena Olegovna
magister student of the Baikal State University
ARKHIPKINA Anastasiya Sergeevna
Ph.D. in economical sciences, associate professor of Constitutional and administrative law sub-faculty of the Baikal State University
THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF NOTARIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
The relevance of the study is due to the fact that the human rights mechanism provides real protection of the rights and freedoms of participants in relations defined in the legislation. The presence of a practically applicable mechanism for the protection of rights and freedoms in the state translates the legal norm from a “phantom” state into actual legal relations and specific legal facts.
The institution of the mechanism for the protection of rights and freedoms is multidimensional and multifaceted. In this regard, at the state level, it is necessary to constantly monitor, adjust, and improve each area of protection of rights and freedoms.
Keywords: human rights mechanism, the Russian Federation, the Constitution of Russia, the rights and freedoms of man and citizen, the mechanism for the protection of rights and freedoms.
Согласно ст. 2 Конституции России «человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Представленная конституционная норма обуславливает создание и развитие правозащитного механизма в Российской Федерации.
Эффективность механизма защиты прав и свобод человека и гражданина определяет общий уровень развития государства: наличие ресурсов, качество отношений с другими странами на международной арене, уровень жизни населения, степень удовлетворенности граждан качеством жизни и так далее. В связи с этим, стремясь к благополучию, сфера защиты прав и свобод человека и гражданина должна находиться в постоянном развитии.
В юридической науке существует большое количество определений термина «правозащитный механизм». Так, например, В. С. Кухливский определяет механизм защиты прав и свобод как человека и гражданина как «методологическую категорию, которая обеспечивает четкое философски ориентированное видение правовых явлений» [1].
В своем исследовании автор указывает на то, что правозащитный механизм должен быть полезен и практичен в использовании как для правоприменительных и правозащитных органов, так и для участников правоотношений, непосредственно реализующих права и свободы.
В. В. Бутнев указывает следующее: «правозащитный механизм - это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, защита охраняемых законом интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав» [2].
Определение, представленное В. В. Бутневым, представляется нам наиболее конкретным, точечным, отражающим сущность, цели и признаки правозащитного механизма. В свою очередь, определение первого автора имеет более философское содержание, в связи с чем открывается широкий простор для проведения исследования сущности и влияния правозащитного механизма на различные сферы общества и государства.
В Российской Федерации правозащитный механизм представлен в виде конкретно определенных в законодательстве прав, свобод человека и гражданина; перечня обязанностей, которые коррелируют с данными правами и свободами; мер ответственности, наступающей за неисполнение или нарушение указанных в законе прав и свобод как со стороны других граждан (юридических лиц), так и со стороны органов государственной и муниципальной власти.
Правозащитному механизму присущи следующие признаки:
- Нормативное закрепление каждого этапа правозащитного механизма в правовых нормах.
- Фактическим основанием для запуска правозащитного механизма является факт нарушенного права и поведение людей в соответствии с установленными процессуальными нормами.
- Наличие правовых инструментов и возможностей, закрепленных в законодательстве в качестве способов защиты нарушенных прав.
- Общие уровень правовой культуры и правосознания граждан, допускающие возможность воспользоваться правозащитным механизмом.
- Обязанность государства совершить действия, связанные с защитой нарушенных прав и свобод [3].
Структурные элементы и содержание механизма защиты прав и свобод человека и гражданина определяются различными авторами в зависимости от подхода и оснований для классификации.
Так, С. С. Алексеев выделил следующие структурные элементы правозащитного механизма в государстве:
- юридические нормы;
- правовые отношения;
- акты реализации прав и обязанностей;
- акты применения права (в определенных случаях) [4].
В юридической науке существует иной подход к определению структурных элементов правозащитного механизма, которого придерживается А. В. Малько. Автор указывает следующее: «элементами правозащитного механизма являются норма права; юридический факт или фактический состав; наличие правоотношений; акты реализации прав и обязанностей; охранительный правоприменительный акт (в определенных случаях)» [5].
А. В. Малько в качестве дополнительного элемента структуры правозащитного механизма называет юридический факт. Полагаем, что данный элемент правозащитного механизма является необходимым ввиду того, что отношения по реализации способов защиты нарушенных прав начинаются исключительно после свершения юридического факта. В качестве примера можно привести факт отказа должностного лица в реализации принадлежащего гражданину права; факт ненадлежащей реализации права со стороны компетентных органов и так далее. Именно при наличии юридического факта запускается реальный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.
В зависимости от субъектного состава можно определить следующие элементы правозащитного механизма:
- Органы власти.
- Негосударственные правозащитные организации и лица, к числу которых относится нотариат как публичноправовой, правозащитный, правоприменительный институт.
- Субъекты прав и свобод, которые подлежат защите.
Таким образом, правозащитный механизм представляет собой единую систему правовых средств, необходимых для защиты нарушенных прав и свобод участников правоотношений, включающую последовательные, взаимосвязанные этапы защиты и восстановления нарушенного права в рамках деятельности компетентных органов власти.
В юридической науке структурное содержание правозащитного механизма обусловлено подходом, которого придерживается тот или иной автор. Полагаем, что наиболее близка и практически применима позиция А. В. Малько, который дополнительно в качестве структурного элемента механизма защиты прав и свобод человека и гражданина выделяет юридический факт.
Стоит отметить, что исследования правозащитного организма в Российской Федерации носят фрагментарный характер: внимание исследователя ограничивается конкретной правовой сферой или конкретными общественными отношениями. С одной стороны, данная тенденция показывает более углубленное изучение эффективности правозащитного механизма в практической деятельности; а с другой стороны, весьма малое количество внимания уделяется развитию правозащитного механизма как элемента правовой системы в государстве. В связи с этим возникают сложности защиты прав и свобод человека и гражданина при взаимодействии государственных органов между собой как на одном уровне, так и в порядке подчиненности; при взаимодействии государственных и муниципальных органов; при взаимодействии органов власти и физических, юридических лиц и так далее.
ПРИПИСНОВА Алёна Олеговна
магистрант Байкальского государственного университета
АРХИПКИНА Анастасия Сергеевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Байкальского государственного университета