Проблема обеспечения национальной безопасности является на сегодняшний день актуальной для Кыргызской Республики, особенно в контексте возникающих угроз и рисков, как с внешней, так и с внутренней стороны. Постоянно изменяющиеся условия геополитического окружения, которое оказывает на Кыргызстан чрезвычайно большое влияние, требуют от руководства страны адекватных и оперативных мер, направленных на обеспечение безопасности общества и государства. Именно о такой комплексной безопасности, то есть защищенности интересов и каждого отдельно взятого гражданина, и всего общества и государства в целом, мы говорим, когда рассматриваем структуру национальной безопасности страны.
Следует отметить, что вопросы безопасности и их решение предопределяются актуальными факторами, влияющими на формирование безопасной среды. В последнее время обеспечение безопасности во многом сместилось из правоохранительного и оборонного сектора в сектор информационный. Это обусловлено тем, что информационное пространство постепенно захватывает все новые сферы и, по сути, становится единой площадкой для взаимодействия. Те информационные каналы и средства связи, которые были актуальны в 20-м веке, сегодня устарели и усовершенствовались настолько, что их разновидности, система и формы использования составили совершенно новую информационную среду, которая требует от ответственных государственных органов не только тщательного изучения технических и технологических аспектов использования такой среды, но и разработки мер быстрого реагирования на любые нарушения ее целостности. Реализация такой задачи требует от государства комплексного подхода, который немыслим без создания единого информационного поля и активного взаимодействия в его пределах с другими странами по вопросам координации деятельности в сфере обеспечения информационной безопасности.
В Кыргызской Республике в 2012 году была разработана и утверждена Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики. Она представляет собой официально принятую систему взглядов, идей и принципов по защите личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз безопасности во всех сферах жизнедеятельности на длительный период. Данная концепция в качестве одной из внутренних угроз национальной безопасности страны называет недостаточное развитие информационно-коммуникационных технологий и слабую защиту информационного пространства страны.
Описывая суть угроз информационной безопасности, авторы Концепции указывают на то, что технологический прогресс и развитие информационно-коммуникативных технологий должны определять все сферы жизни общества в Кыргызстане, в том числе, должны быть задействованы в организации государственного управления, предоставлении государственных услуг, совершенствовании образовательной системы, системы здравоохранения, торговли и прочих сферах жизнедеятельности в стране.
Нужно отметить, что подобный подход видится чрезвычайно примитивным. На сегодняшний день, информационные технологии развиваются такими темпами, что нет совершенно никакой необходимости в дополнительном подтверждении значимости их использования в той или иной сфере жизни общества. Данное обстоятельство следует принять, как объективное и не выказывать в связи с ним удивления, в том числе, той степени влияния, которое оказывают информационные технологии на повседневную жизнь граждан.
Другой вопрос заключается в том, что активное развитие и использование информационных технологий требует адекватной реакции со стороны государства. Такая реакция, как нам представляется, должна обеспечиваться в двух формах:
- во-первых, государству необходимо успевать корректировать правовую и институциональную базы в соответствии с изменяющимися условиями информационного пространства;
- во-вторых, государству необходимо инициировать дальнейшее развитие информационных технологий для целей, поставленных именно перед государственным аппаратом.
Рассмотрим подробнее указанные направления деятельности государства. Прежде всего, государство должно в полной мере осознавать, что информационные технологии вызывают к жизни явления, институты, которые в обязательном порядке требуют законодательного закрепления или отражения. Как показывает практика, любые попытки адаптировать имеющиеся законодательные акты под новые информационные форматы, которые активно используются на практике, оказываются в лучшем случае неэффективными, а в худшем порождают совершенно некорректные с правовой точки зрения ситуации. Элементарное использование возможностей социальных сетей в последнее время становится проблемным с точки зрения, к примеру, защиты персональных данных или оснований для компенсации морального вреда, поскольку соответствующее законодательство фактически не регулирует отношения, возникающие из публикаций сведений, мнений и изображений в социальных сетях. И это только один из самых простых примеров неадаптированности законодательства к постоянно меняющимся и совершенствующимся информационным технологиям. Правоприменителям в этом случае приходится сложнее всего, так как, применяя закон по аналогии, они постоянно находятся под угрозой некорректного обоснования выносимых решений и неверного толкования правовой природы того или иного элемента информационного пространства.
Совершенно иным, но не менее важным компонентом является постоянная работа государства над дальнейшим развитием и внедрением информационных технологий. В данном случае, возможно, пойти двумя путями - первый заключается в том, чтобы адаптировать и применять информационные технологии, разработанные в других странах, но в этом случае всегда существует угроза зависимости от страны- разработчика. Второй путь - создать собственную систему научно-прикладного характера, которая опосредовала бы использование информационных технологий для меняющихся условий жизни общества, то есть обеспечивала бы непосредственную техническую разработку программного обеспечения, компьютерного и иного оборудования, без которых невозможен технический прогресс.
Нужно отметить, что и в первом, и во втором случае Кыргызстан, к сожалению, не в состоянии реализовать адекватную активную позицию для обеспечения соответствия собственной информационной инфраструктуры современным реалиям. Пожалуй, на сегодняшний день одним из наиболее адаптированных механизмов взаимодействия с глобальной информационной средой со стороны Кыргызской Республики является деятельность, направленная на предотвращение распространения экстремистских материалов посредством сети Интернет. Об этом свидетельствует и Концепция национальной безопасности, в которой говорится о том, что «информационные технологии порождают новые вызовы государству и гражданскому обществу в виде запрещенной к распространению информации и противоправных действий, совершенных с их использованием». То есть на сегодняшний день внедряются новые способы и меры оперативно-розыскной деятельности, в том числе, с использованием информационных ресурсов глобальной сети Интернет. Оперативное реагирование и эффективное противодействие противоправным действиям требует, по мнению разработчиков Концепции, развития сети центров реагирования на компьютерные инциденты и организации их взаимодействия с правоохранительными органами.
Однако, совершенно очевидно, что данная сфера является одной из немногих сфер, освоенных отечественными правоохранительными органами, в том числе, судами, которые выносят соответствующие решения и обязывают операторов связи ограничить доступ пользователей к сайтам, имеющим незаконное содержание. Тем не менее, следует отметить, что подобными угрозами общее состояние информационной безопасности республики, разумеется, не ограничивается. К примеру, преступления против собственности и в сфере экономической деятельности, которые все чаще совершаются с использованием информационно-компьютерных технологий, не всегда расследуются на надлежащем уровне, хотя бы просто потому, что сотрудники правоохранительных органов не имеют квалификации, необходимой для выявления, пресечения и расследования подобных преступных деяний. Между тем, очевидно, что с ростом объемов электронной торговли, увеличением оборота безналичных расчетов, активного использования потенциала платежных систем и электронных кошельков, интернет и мобильного банкинга, способы совершения экономических преступлений становятся гораздо более нетипичными. Кроме того, нельзя не упомянуть о том, что Центральноазиатский регион и, в частности, Кыргызстан, исторически является центром пересечения геополитических интересов различных мировых держав, в частности, КНР, РФ, США. При этом информационная политика играет далеко не последнюю роль в формировании вектора внешней политики нашего государства. Здесь нельзя недооценивать, насколько информационное поле, сформированное под влиянием тех или иных политических сил, может спровоцировать принятие определенных решений со стороны уполномоченных государственных органов. Эти же угрозы отмечены и в Концепции национальной безопасности, где указано, что «существующие и потенциальные угрозы в сфере информационной безопасности относятся к числу наиболее серьезных вызовов XXI века...».
Кроме того, интересно, что в республике наблюдаются и проблемы в обеспечении информационной безопасности чисто технического свойства, в частности, речь идет о ненадлежащем таможенном контроле за ввозом несертифицированного (зачастую контрафактного) телекоммуникационного оборудования, оргтехники, средств связи, программного обеспечения, специальных технических средств съема информации, а также ее защиты.
Необходимо констатировать, что в Кыргызской Республике ситуация с обеспечением информационной безопасности выглядит плачевной. Прежде всего, из-за недостатка финансирования соответствующей деятельности по разработке или внедрению новейшего оборудования и программного обеспечения, которые должны сформировать технический потенциал страны в части управления информационными потоками. Кроме того, наблюдается явная нехватка квалифицированных кадров, в том числе, на государственном уровне. Также можно отметить отсутствие продуманной институциональной схемы государственного регулирования информационного пространства и отношений, возникающих в связи с ним. Система государственных органов в сфере регулирования информационных технологий постоянно менялась, и с момента обретения Кыргызской Республикой независимости несколько раз пересматривалась: менялась иерархия, соподчиненность, функциональные направления деятельности.
На сегодняшний день функции отраслевой политики выполняет Государственный комитет информационных технологий и связи. Основными задачами Государственного комитета информационных технологий и связи являются формирование единой государственной политики в области информатизации, электронного управления, электронной цифровой подписи, электронных услуг и связи; создание благоприятных условий для развития информационных технологий, электронного управления, сетей и систем связи; создание единого информационного пространства Кыргызской Республики и др.
Следует отметить, что, несмотря на прямое закрепление необходимости разработки информационной политики в качестве задачи Комитета и неоднократные заявления высших должностных лиц о подготовке соответствующего документа, на сегодняшний день он не принят. Таким образом, информационная политика государства сводится к разнородным информационным политикам различным министерств и ведомств, каждое из которых вкладывает собственное понятие и содержание в информационную политику государства.
Вследствие вышеназванных причин в Кыргызской Республике, по мнению авторов Концепции, наблюдается усиление угроз национальной безопасности Кыргызской Республики в информационном пространстве страны по следующим направлениям:
- стремление сопредельных государств к доминированию в информационном пространстве Кыргызской Республики (включая получение доступа к информации с ограниченным доступом) и как следствие вытеснение его из внутреннего рынка;
- увеличение технологического отрыва от ведущих мировых держав, усиливающее зависимость Кыргызской Республики от закупок зарубежной техники для обеспечения важных национальных информационных инфраструктур;
- деятельность спецслужб других государств, международных экстремистских, террористических и других преступных сообществ, антиобщественных организаций и групп в информационной сфере Кыргызской Республики, их интерес к обладанию информационным оружием и его применению.
Мы полностью разделяем указанное мнение, но, более того, полагаем, что перечисленные угрозы выглядят нечетко и неполно сформулированными и в действительности они гораздо более разнообразны и обширны по объему, чем те, которые названы в Концепции национальной безопасности, хотя бы потому, что с момента принятия Концепции в 2012 году прошло уже 6 лет, и в сфере информационной безопасности, безусловно, появилось множество новых угроз и рисков, которые необходимо предвидеть и предотвратить.
Таким образом, в целях обеспечения должного уровня информационной безопасности мы предлагаем на государственном уровне предпринять ряд неотложных мер, прежде всего, институционального и нормативного характера:
- во-первых, следует признать информационную безопасность неотъемлемой частью национальной безопасности и пересмотреть Концепцию национальной безопасности в изменившихся геополитических условиях, а также выделить из нее отдельно Концепцию информационной безопасности;
- во-вторых, для унификации используемых терминов, понятий, категориального аппарата, а также для обеспечения единого видения основ государственной политики в сфере информатизации необходимо разработать и утвердить информационную политику на уровне государства, в которой определить приоритетные направления развития в данной сфере;
- в-третьих, после принятия единого кумулятивного нормативного акта, закрепляющего государственную информационную политику, необходимо всем министерствам и ведомствам привести в соответствие с ней свои локальные информационные политики;
- в-четвертых, следует провести мониторинг эффективности деятельности отраслевого государственного органа в сфере реализации информационной политики и продумать систему распределения регулирующих и контрольных полномочий в части обеспечения информационной политики и информационной безопасности.
ЧУБАРОВ Арсланбек Айдарбекович
соискатель института философии и политико-правовых исследований Национальной Академии наук Кыргызской Республики