В статье проводится обзор сущности некоторых вопросов санкционного режима в отношении «Северный поток-2». Авторы выявили, что многие дипломатические работники не только Российской Федерации, но и других государств неоднократно на международных встречах высшего уровня, пресс-конференциях и в своих интервью подчеркивали беспринципную политику Соединенных Штатов, нарушение ими норм международного права, оказание экономического давления по отношению к странам, имеющим разные уровни развитости.
Важен не только теоретический, но и практический аспект данного вопроса. Исследуется научная литература по заданной проблеме, а также практический отечественный опыт. В свою очередь, статья рассчитана на широкий круг читателей, поскольку она является актуальной в настоящее время.
Ключевые слова: Россия, «Северный поток-2», международное право, США, газопровод, санкции, газ.
CHERNOV Yuriy Ivanovich
Ph.D. in Law, associate professor of Administrative and financial law sub-faculty of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
ELISEENKO Stanislav Alekseevich
student of the Law Faculty of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
MALOV Gennadiy Viktorovich
student of the Law Faculty of the I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University
THE SANCTIONS REGIME WITH RESPECT TO NORD STREAM-2 AS A VECTOR OF INTERNATIONAL LEGAL NIHILISM
The article provides an overview of the essence of some of the issues of the sanctions regime in relation to the "Nord Stream-2”. The authors revealed that many diplomatic workers not only of the Russian Federation, but also of other states have repeatedly emphasized the unprincipled policy of the United States at international high-level meetings, press conferences and in their interviews, their violation of international law, economic pressure on in relation to countries with different levels of development. Not only the theoretical, but also the practical aspect of this issue is important. The scientific literature-tour on a given problem, as well as practical domestic experience, is investigated. In turn, the article is designed for a wide range of readers, since it is relevant at the present time.
Keywords: Russia, Nord Stream 2, international law, USA, gas pipeline, sanctions, gas.
В критериях современного мира общество стало зависимым от использования углеводородов. Не считая этого, их добыча и сбыт на международном газовом рынке играют, как многие выражаются, важную роль для государственного бюджета страны-экспортера. Само-собой разумеется, продажа природного газа также является одним из действительно ценных ресурсов, которые выводят страны на новейший уровень не только экономического, но и технологического развития. «Северный поток-2» является неповторимым проектом, благодаря которому страны Европы, мягко говоря, сумеют получать российский природный газ. Ни для кого не секрет, что США как один из основных игроков мировой арены, пытаясь противостоять завершению строительства и началу работы нового газопровода, проводят санкционную политику в отношении как РФ, так и экономически выгодного для нее проекта, схожего курса придерживаются и Прибалтийские страны.
«Северный поток - 2» подразумевает строительство 2-ух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья РФ через Балтийское море до Германии - от порта Усть-Луга в Ленинградской области до Грайфсвальда [1].
Соединенные Штаты Америки пробуют противопоставить свои способности по добыче и экспорту углеводородов Российской Федерации, проводя в отношении, как многие думают, нового газопровода «Северный поток-2» санкционную политику, потому что конкретно благодаря началу работы 2-ух новейших путей, наша страна также прирастит экспорт газа в страны европейского континента в 2 раза.
Почти все дипломатические работники не только Российской Федерации, да и остальных стран неоднократно на интернациональных встречах высшего уровня, прессконференциях и в своих интервью подчеркивали беспринципную политику Соединенных Штатов, нарушение ими норм международного права, оказание экономического давления по отношению к странам, имеющим различные уровни развитости [2]. Надо сказать, что Соединенные Штаты желают принудить европейские страны применять не российский природный газ, а сланцевый, продажа и экспорт которого будут еще дороже, а выгоду от схожих интернациональных сделок будут также получать американцы. Необходимо подчеркнуть, что, следовательно, данная санкционная политика реализуется только в целях собственного государственного интереса и принижения роли РФ на международной арене.
В мае 2021 года, как заведено, очередной пакет санкций был размещен на официальном веб-сайте Государственного Департамента США. Само собой разумеется, ограничительные меры затронули 13 российских судов и 4 компании, которые конкретно задействованы в осуществлении проекта по установке 3 и 4 нитей.
15 июля 2021 года в Белом доме состоялись переговоры канцлера ФРГ Ангелы Меркель и 46-о президента США Джо Байдена. В общении с канцлером Байден заявил, что представления Германии и Соединенных Штатов насчет «Северного потока-2» различны, но президент сделал принципиальное заявление о том, что, как заведено выражаться, санкционные меры, применяемые американцами в отношении нового газопровода, являлись бессмысленными.
Отметим, что попытки, как все знают, официальных лиц государств Центральной и Восточной Европы атаковать «Северный поток - 2» не находят поддержки у западноевропейских лидеров [3]. Заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров в общении с «Лентой.ру» также заявил, что слова Буссе о стратегической ошибке Германии в ситуации с «Северным потоком-2» являются, как все говорят, ангажированной глупостью.
Не так давно США не смогли, стало быть, утвердить оборонный бюджет из-за «Северного потока - 2» Сенаторы Конгресса США не смогли, так сказать, договориться о внесении поправок в оборонный бюджет страны из-за разногласий по газопроводу «Северный поток - 2».
Решение президента США Джо Байден не вводить санкции против компании - оператора газопровода, поставило в сложное положение его приверженцев в Конгрессе, где республиканцы уже отклонили 10-ки кандидатов президента на посты руководителей внешнеполитического ведомства. Возможно, что по мнению американского лидера, строительство «Северного потока - 2» практически завершено, потому перекрыть его не имеет смысла, а новые санкции могут как раз подорвать «трансатлантическое единство».
При всем этом, на повестке дня Сената остается принятие поправок к закону о оборонном бюджете США на последующий финансовый год - он должен быть утвержден не позже 31 декабря. Ни для кого не секрет, что задержка по большей части, наконец, обоснована отказом лидера сенатского большинства Чака Шумера провести голосование по поправкам республиканцев, которые предугадывают повторное введение санкций в отношении оператора «Северного потока - 2».
Таким образом, проект магистрального газопровода РФ и Германии «Северный поток - 2» вызовет напряженные отношения стран Евросоюза, вместе с Россией страны западной
Европы являются выгодными получателями проекта. Финансовая выгода от строительства газопровода в 5,7 миллиардов евро распределяется меж странами западной Европы, западноевропейские страны получают новый маршрут получения дополнительных размеров природного газа, направленных на увеличение возрастающего спроса на импорт «голубого топлива» в Европе. «Газпром» не один раз после очередных санкционных волн заявлял о том, что компания может завершить строительство нитей газопровода без помощи иностранных партнеров. Хочется подчеркнуть, что санкционные волны пробуют подорвать статус и способности РФ не 1 год, но совместно с тем наше правительство получило опыт борьбы с данной политикой сдерживания, развивая свои внутренние способности. Невзирая на то, что строительство газопровода пару раз приостанавливалось из-за американских санкций, проект обещают ввести в эксплуатацию уже в 2021 году, и Россия, в общем-то, сумеет увеличить поставки собственного природного газа в Европу.
ЧЕРНОВ Юрий Иванович
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина
ЕЛИСЕЕНКО Станислав Алексеевич
студент Юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина
МАЛОВ Геннадий Викторович
студент Юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина