Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

К вопросу о правовой природе международного комитета красного креста

Термин «правовая природа» в научном обороте упо­требляется довольно часто. При этом, относительно со­держания данного понятия имеются различные подходы и различные точки зрения.

Не затрагивая полемику относи­тельно данного понятия, мы ставим задачу определить пра­вовую природу МККК через юридическую характеристи­ку этой организации, раскрывающую ее структуру, место, роль, особенности среди других организаций, в том числе и международных.

Международный Комитет Красного Креста (МККК), по сути, уникальная организация, обладающая рядом особенно­стей. Эти особенности проявляются: а) в ее создании; б) в ха­рактере членства и структуре; в) в образовании и деятельности Международного движения Красного Креста и Красного По­лумесяца; г) особенностях правового статуса МККК; д) ее роли в Международном гуманитарном праве; е) введении и приме­нении защитной и охранительной эмблемы. В такой последо­вательности данные особенности постараемся рассмотреть.

Важной датой, с которой связывается основание Между­народного Комитета Красного Креста (МККК) считается 17 февраля 1863 года, когда швейцарский гражданин Анри Дюнан, очевидец битвы 1859г. при Сольферино (Италия) ,где на поле сражения были оставлены на произвол судьбы тысячи раненых, автор книги «Воспоминание о Сольферино»,при поддержке двух врачей-Луи Аппиа и Теодора Монуара, юри­ста Гюстава Муанье и генерала Гийома-Анри Дюфура основал Международный комитет помощи раненым, который в 1876 г. был переименован в МККК. Непреходящее значение в де­ятельности Комитета занимает им организованная и прове­денная в Женеве в октябре 1863 года международная конфе­ренция, ставившая целью разработку системы практических мероприятий для улучшения работы медицинских служб на поле боя.

В резолюции конференции, принятой 29 октября 1863, в частности были предложения относительно:

  • Основания национальных обществ помощи раненым солдатам;
  • Статуса нейтральности и защиты раненых;
  • Использования волонтеров для оказания помощи на поле боя;
  • Организации новых конференций, целью которых было бы включение этих концепции в международные договоры;
  • Введение общего символа для медицинского персонала, по которому его можно было бы различить — повязки с крас­ным крестом. В дальнейшем эти предложения нашли практи­ческое воплощение в деятельности МККК.

Так, по сути обязанный своим появлением порыву души одного человека, который не остался равнодушным к судьбе раненых солдат, на протяжении 155 лет МККК помогает ока­зывать помощь миллионам людей, пострадавшим в результа­те вооруженных конфликтов и других форм насилия по всему миру.

Особенность МККК как организации также в том, что все члены Комитета - граждане Швейцарии (до 1923года только жители Женевы). Это объясняется в первую очередь истори­ей МККК, основанного гражданами страны, чей нейтралитет имеет давнюю традицию и пользуется признанием других го­сударств. Более того, как показывает опыт, такой однородный состав помогает Комитету действовать быстро, решительно и эффективно. В Комитет могут входить от 15 до 25 членов). МККК может избирать почетных членов. Хотя в состав Коми­тета входят представители только одной страны, деятельность МККК носит международный характер. Делегаты этой орга­низации работают в самых разных странах, представительства МККК существуют более чем в 80 государствах, в том числе и в России. Как в этих представительствах, так и в самой штаб- квартире в Женеве трудятся люди разных национальностей, лишь часть из них обладают швейцарскими паспортами. Де­легаты МККК обладают статусом, аналогичным статусу пред­ставителей межправительственных организаций.

Штаб-квартира МККК находится в Женеве. Его эмблемой является красный крест на белом фоне. Его девиз: « Inter arma caritas « («Милосердие на поле брани»). Он также следует де­визу: «Per humanitatem ad pacem» («Через гуманизм к миру»). Органами МККК являются: а) Ассамблея; б) Совет Ассамблеи; в) Президент и его заместители; г) Директорат; д) Контроль­ный орган.

Ассамблея - высший руководящий орган МККК. Она контролирует деятельность МККК, вырабатывает его полити­ку, определяет основные цели и стратегию организации, одо­бряет бюджет и финансовую отчетность. Ассамблея назначает директоров и руководителя Контрольного органа. Ассамблея состоит из 15-25 кооптированных членов - граждан Швейца­рии и носит коллегиальный характер. Ее Президентом и дву­мя его заместителями являются Президент и два вице-прези­дента МККК.

Совет Ассамблеи - вспомогательный орган Ассамблеи. Он обеспечивает функционирование МККК и принимает ряд решений, в частности по стратегическим финансовым вопро­сам, вопросам управления персоналом и финансового менед­жмента. Он также одобряет увеличение бюджета. Он готовит обсуждения Ассамблеи по финансовым вопросам. Совет по­могает выбрать потенциальных кандидатов на позиции в Ди­ректорате. В ситуациях, когда требуется срочное принятие решения, Совет Ассамблеи может исполнять функции Ассам­блеи.

Во главе МККК стоит президент и вице-президент. Пре­зидент, отвечающий за внешние связи МККК. Он представ­ляет организацию на международной арене и в тесном со­трудничестве с Директоратом осуществляет гуманитарную дипломатию МККК. Внутри организации президент обе­спечивает согласованность действий всех ее подразделений, их нормальное функционирование и развитие. Являясь Пре­зидентом Ассамблеи и Председателем Совета Ассамблеи, он обеспечивает надлежащее выполнение полномочий каждым из этих органов.

Президенту МККК помогают осуществлять его функции один постоянный и один непостоянный вице-президент.

Директорат - исполнительный орган МККК, ответствен­ный за внедрение и реализацию стратегии организации и об­щих задач, определенных Ассамблеей и Советом Ассамблеи. Директорат отвечает также за нормальную деятельность и эф­фективность Администрации, которая состоит из всех штат­ных сотрудников МККК, обеспечивает ежедневную работу организации. Директорат состоит из Генерального директора и трех директоров; все они назначаются Ассамблеей. Дирек­торат возглавляет Генеральный директор. Контрольный орган - Контрольная комиссия. Она осуществляет внутренние кон­трольные функции и является независимой от Директората. Комиссия подотчетна непосредственно Ассамблее и осуществляет внутренний аудиторский контроль оперативной и фи­нансовой деятельности. Деятельность Контрольной комиссии распространяется на все структуры МККК (штаб-квартира и представительства на местах). Она направлена на осущест­вление независимой оценки деятельности организации и вы­явление соответствия используемых средств ее политике. В финансовой области Контрольная комиссия играет вспомога­тельную роль по отношению к внешним ревизорским служ­бам, уполномоченным Ассамблеей на проведение проверки.

МККК является основателем и ключевой составной ча­стью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

В 1928 г. был принят Устав Международного Красного Креста. Устав был пересмотрен сначала в 1952 г., а затем 10 ок­тября 1986 г. на XXV Международной конференции, когда и было утверждено новое название - Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Согласно Уставу, структура Движения представляет со­бой совокупность трёх составных частей Движения: Междуна­родного Комитета Красного Креста - учредителя движения; Национальных обществ Красного Креста и Красного Полуме­сяца; Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного полумесяца. Все три составные части Движения осуществляют самостоятельную деятельность, имеют соб­ственные уставы, независимые руководящие органы и четко определенные задачи. При этом они все сотрудничают между собой при выполнении своих соответствующих задач во имя достижения общей цели. Основополагающими принципами, которыми Движение руководствуется в своей деятельности, согласно Уставу Движения, являются: Гуманность, Беспри­страстность, Нейтральность. Независимость , Добровольность, Единство, Универсальность. Задачей всех структур Движения является предотвращение и облегчение страданий людей, за­щита жизни и здоровья человека и обеспечение уважения к человеческой личности, особенно во время вооруженных кон­фликтов и других чрезвычайных ситуаций, а также деятель­ность по профилактике заболеваний, развитию здравоохра­нения и социального обеспечения, поощрение добровольной работы.

Национальные общества - еще одна составная часть Меж­дународного движения Красного Креста и Красного Полуме­сяца.

Каждое национальное общество должно быть при­знано МККК. Чтобы добиться этого статуса, национальное общество, согласно Уставу Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, должно удовлет­ворять определенным условиям. В , частности, они должны быть признаны собственным правительством в качестве до­бровольных обществ помощи, должны быть образованы на территории государства- участника Женевских конвенций, являться единственным Национальным обществом Крас­ного Креста или Красного Полумесяца в данной стране. Кроме того они должны обладать структурой, позволяю­щей выполнять задачи, определенные его уставом, включая подготовку в мирное время к выполнению своих уставных задач в случае вооруженного конфликта, распространять свою деятельность на всю территорию государства. Они должны привлекать к своей работе добровольцев и штат­ных сотрудников вне зависимости от расы, пола, классовой и религиозной принадлежности или политических взгля­дов, поддерживать отношения дружбы и сотрудничества со всеми составными частями Движения, использовать одну из признанных эмблем и соблюдать Основополагающие прин­ципы Движения Красного Креста и Красного Полумесяца (ст.4 Устава Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца). Статус каждого национального общества и обеспечение её деятельности входят в компе­тенцию государства, на территории которого это общество расположено. Так, например, Российский Красный Крест в соответствии с Уставом Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» имеет статус об­щественной благотворительной организации, что даёт ему право реализовывать благотворительные программы и про­екты, и получать на их реализацию благотворительные по­жертвования. Изначально созданные для помощи военно­медицинским службам во время вооруженных конфликтов, сегодня национальные общества Красного Креста и Красно­го Полумесяца выполняют широкий круг задач, как во вре­мя войны, так и в мирное время.

В частности, национальные общества участвуют в созда­нии больниц и управлении ими; подготовке медицинского персонала; организации пунктов сдачи крови; оказании помо­щи инвалидам, пожилым людям и нуждающимся. Они пре­доставляют услуги скорой помощи, участвуют в операциях по спасению на дорогах, в море и в горах. Кроме того, многие национальные общества отвечают за чрезвычайную помощь в случае техногенных катастроф или стихийных бедствий (тех­нологических аварий, наводнений, землетрясений, цунами и т.п.). В последнее время многие национальные общества значительно активизировали свое участие в новых областях: помощи беженцам и перемещенным лицам, помощи жерт­вам эпидемий (ВИЧ/СПИД) и распространению знаний и информации о Международном гуманитарном праве (МТП). Они могут также сотрудничать с государственными властями в области профилактики заболеваний, охраны здоровья и об­легчения страданий людей посредством осуществления своих программ в таких областях, как образование, здравоохранение и социальное обеспечение.

Важно отметить, что деятельность национальных обществ может простираться и за границами своих государств. Эта помощь обычно предоставляется в форме услуг, персонала, материальной, финансовой и моральной поддержки. Такую помощь национальные общества могут осуществлять через Международную Федерацию Красного Креста и Красного По­лумесяца (МФККи КП) или МККК. Сотрудничество МККК с Национальными обществами осуществляется по следующим направлениям: а) оперативное сотрудничество; б) координа­ция деятельности составных частей Движения; в) наращива­ние потенциала национальных обществ; г) сотрудничество в деле разработки стратегии Движения.

Оперативное сотрудничество происходит во время воору­жённого конфликта в какой-либо стране, при котором МККК и национальное общество этой страны, являющееся главным партнером МККК, объединяют свои оперативные ресурсы. Оперативное сотрудничество охватывает различные виды де­ятельности, такие как оказание первой медицинской помощи и охрана здоровья, распределение продуктов питания, достав­ка раненых на войне в больницы и восстановление семейных связей.

Наращивание потенциала национальных обществ со сто­роны МККК предполагает обмен опытом с национальными обществами в областях распространения знаний о междуна­родном гуманитарном праве и фундаментальных принципах Движения. Это также касается предоставления неотложной медицинской помощи и лечения всем пострадавшим в ре­зультате вооруженного конфликта, восстановления семейных связей, пропаганды знаний о минной опасности и укрепления правовой основы и статуса национальных обществ.

Сотрудничество Национальных обществ с МККК прояв­ляется и в разработке стратегии Движения, которая утверж­дается на заседаниях Совета делегатов и Международной конференции Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Что касается сотрудничества МККК с национальными обществами в организация международных операций по ока­занию гуманитарной помощи, то они подробно изложены в Севильском Соглашении об организации международной деятельности составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Все национальные общества объединены в Междуна­родную Федерацию Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОКК и КП). Федерация была основана в 1919 г. в Париже вскоре после Первой мировой войны, чтобы бороться с угро­зой эпидемий в послевоенной Европе. Первоначально она на­зывалась Лигой обществ Красного Креста и Красного Полуме­сяца. Предполагалось, что она будет дополнять работу МККК. В 1991 г. Лига Обществ Красного Креста была переименована в Международную Федерацию Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. МФОКК и КП действует на основании своего Устава, объединяет Национальные общества Красно­го Креста и Красного Полумесяца, обладает всеми правами и обязанностями корпоративной организации, являющейся юридическим лицом.

Федерация является Международной неправительствен­ной независимой гуманитарной организацией, не имеющей политического, расового или религиозного характера. Общая цель Федерации - постоянно стимулировать, поддерживать и облегчать все формы гуманитарной деятельности Националь­ных обществ и всячески ей способствовать, с тем чтобы предот­вращать и облегчать страдания людей, внося таким образом свой вклад в дело поддержания и упрочения мира.

В каждой стране Федерация осуществляет свою деятель­ность через национальное общество или по соглашению с ним и в соответствии с законами этой страны.

Все составные части Движения каждые четыре года со­бираются на Международную конференцию Движения, ко­торая является главным совещательным органом Движения. В её состав входят также представители государств-участ- ников Женевских конвенций, которые участвуют в Конфе­ренции в силу своих обязательств по этим Конвенциям и поддерживают Движение в целом. На Конференции они со­вместно рассматривают гуманитарные вопросы и принима­ют по ним решения.К Уставным органам Движения также относятся Постоянная комиссия Красного Креста и Красно­го Полумесяца, которая является уполномоченным органом Международной конференции и работает в период между двумя Конференциями, собираясь на заседания не реже двух раз в год. Она осуществляет подготовительные меро­приятия, связанные с созывом следующей Международной конференции, а также содействует согласованности работы, способствуя выполнению резолюций Международной кон­ференции и рассматривая вопросы, касающиеся Движения в целом. Постоянная комиссия состоит из девяти членов, пятеро из которых являются представителями Националь­ных обществ, двое—представители МККК и двое других— представители Федерации. Перед открытием каждой Меж­дународной конференции функционирует Совет делегатов Движения, состоящий из членов делегаций Национальных обществ, Международного Комитета и Федерации. Совет принимает решения по вопросам, касающимся Движения, и может передавать эти вопросы на рассмотрение Между­народной конференции или остальных участников Движе­ния, и принимать решения, рекомендации или декларации, выраженные в форме резолюций.

Таким образом, Движение представляет собой довольно сложную структуру трех составных частей, которые объеди­нены общей целью и в рамках этой миссии сотрудничающие между собой. Но какова правовая природа данного движения? На этот счет в научной литературе мнения неоднозначны. Не­которые считают Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца уникальной в своем роде организаци­ей, не имеющей аналогов в мире. Рассматривается Движение и как «крупное гуманитарное сообщество мира». В Уставе Дви­жения оно фиксируется в качестве «всемирного гуманитарно­го движения» (Преамбула).

В научной литературе в правовом плане в основном вы­деляется две формы объединений: международные органи­зации и международные конференции. Хотя справедливости ради отметим, что еще редко обращается внимание и дается правовая оценка и другим формам (содружество наций, союз­ное государство, БРИКС и др.).

Применительно к рассматриваемому Движению обра­тим внимание, что оно имеет правовую основу - Устав, устав­ные органы, печатное издание - журнал «Красный Крест, Красный Полумесяц» под совместной редакцией МККК и Международной Федерации в Женеве. Подчеркнем, что хотя в работе Конференции принимают участие не только пред­ставители национальных обществ Красного Креста и Полу­месяца - неправительственных организаций, представители Международной федерации обществ Красного Креста и Крас­ного Полумесяца - международной неправительственной ор­ганизации, представители МККК - организации, обладающей международной правосубъектностью, но и представители го- сударств-участниц Женевских конвенций, своего рода «удель­ный вес» за неправительственными организациями.

Учитывая мнение Бирюкова П. Н., который основное от­личие конференций от международных организаций видит в том, что конференция - это временные органы, а также от­меченное выше и особенности структуры, а также характер деятельности, можно отнести Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца по правовой при­роде к международной неправительственной организации sui generis.

МККК иногда называют неправительственной органи­зацией, или НПО. На самом деле, она таковой не является, как не является и международной или межправительствен­ной организацией. Какова же правовая природа этой орга­низации?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим некоторые качественные характеристики международных организаций, признанные нормативно, а также научным сообществом. Тра­диционно все международные организации в зависимости от их юридической природы делятся: на международные меж­правительственные организации (ММПО) и международные неправительственные организации (МНПО). ММПО являют­ся субъектами международного публичного права. В их состав входят государства, они создаются на основе международного соглашения, которое определяет цели и принципы объедине­ния, наделяет его независимыми постоянными органами (ор­ганизационной структурой), способными выражать собствен­ную волю, имеющими и осуществляющими самостоятельные права и обязанности, отличные от прав и обязанностей госу­дарств. В отличие от НПО, межправительственные организа­ции пользуются определенными условиями работы, которые называются на дипломатическом языке «привилегиями и им­мунитетами».

Неправительственные организации - это частные органи­зации (ассоциации, федерации, союзы, институты, и другие объединения), не учрежденные правительством или межпра­вительственным соглашением. В том, являются ли такие орга­низации субъектами международного публичного права, во­прос остается дискуссионным.

Тогда к какому же типу организации относить МККК?

Необходимо отметить, что ни в доктрине, ни в прак­тике международных отношений до сих пор нет единства относительно правового статуса МККК в международном праве Некоторые наделяют его качеством субъекта между­народного права , рассматривают субъектом международ­ного права sui generis (лат. - своеобразный, единственный в своём роде).

Представляется, что МККК не обладает всеми каче­ствами субъекта, в частности, его договорная правосубъ­ектность достаточно специфична, да он и не единственный в своем роде. На практике МККК, так же как и Междуна­родный олимпийский комитет и Международный союз ох­раны природы, представляет собой один из первых, но не единственный пример функциональной международной правосубъектности неправительственных организаций. Несмотря на то, что МККК является «хранителем» МГП и обсуждает многие проблемы его развития, он не может участвовать в создании международно-правовых норм. Следует признать, что Комитет становился инициатором принятия большинства международных гуманитарных до­говоров, однако он не является стороной ни одного между­народного гуманитарного договора. В своем Уставе МККК определяет себя как «независимую гуманитарную органи­зацию», официально признанную в Женевских конвенциях и Международными конференциями Красного Креста и обладающую особым статусом.

Особый статус, отличающийся от статуса международ­ной организации или неправительственной организации обычного типа придают Комитету его руководящие органы, состоящие из граждан одной страны, совместно с его между­народной правосубъектностью. Прежде всего, это междуна­родная правосубъектность, которая предусмотрена Женев­скими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II 1977 г. Они наделяют МККК правом осуществлять в меж­дународном плане функции, признанные за ним этими доку­ментами. Это касается прежде всего функций и деятельности по защите и оказанию помощи жертвам конфликтов. Приви­легии и иммунитеты МККК можно сравнить с привилегиями и иммунитетами межправительственных организаций. Ко­митет также освобождается от налогов и таможенных сборов, его помещения и документы неприкосновенны, он обладает иммунитетом от судебного вмешательства. Такие предостав­ляемые условия для работы способствуют ему выполнять свои функции в соответствии с принципами беспристрастности, независимости и нейтральности-основы своей деятельности. Признавая привилегии и иммунитеты МККК, государства и международные организации подтверждают уважение дан­ных принципов. Это означает, что в силу той работы, которую выполняет МККК в рамках своего международного мандата, к нему относятся не как к частной организации или неправи­тельственной организации, а как к межправительственной ор­ганизации.

МККК также обладает свидетельским иммунитетом, оз­начающим, что, его сотрудники и делегаты не могут высту­пать в качестве свидетелей в национальных судах. Этот сви­детельский иммунитет подтверждён рядом национальных и международных трибуналов, к числу которых относится Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии, Международный уголовный трибунал по Руанде и Специаль­ный суд по Сьерра-Леоне. Более 80 стран также признали этот иммунитет специальными договорами или законодательны­ми актами. Помимо этого, Правила процедуры и доказыва­ния Международного уголовного суда регламентируют, что «последнее слово по вопросу об обнародовании информации остается за МККК». Ни одной другой организации не была предоставлена такая привилегия, и для МККК она является необходимостью, так как свидетельский иммунитет подчерки­вает важность конфиденциальности как основополагающего принципа его работы.

Международная правосубъектность МККК также осно­вана на соглашениях, заключаемых им с государствами. Это практика предоставления Комитету статуса, равного межпра­вительственной организации.

Так, Швейцария заключила с Комитетом соглашение, в котором признает международную правосубъектность и правовой статус в Швейцарии МККК (international juridical personality and the legal capacity in Switzerland) (ст. 1). Исходя из такого признания, соглашение предоставляет МККК и его сотрудникам функциональные иммунитеты и привилегии. Урегулированы также вопросы, связанные с международной ответственностью государства: прямо указывается, что Швей­цария не отвечает за действия МККК (ст. 20). Споры, связан­ные с нарушением или толкованием данного соглашения, передаются на рассмотрение арбитража, в формировании ко­торого может участвовать Международный суд ООН (ст. 22).

Подобный статус отражается в соглашениях и с другими странами. Так, Соглашение между Правительством Россий­ской Федерации и МККК о статусе МККК и его Делегации на территории Российской Федерации 1992 г. приравнивает статус МККК на территории России к статусу межправитель­ственных организаций (ст. 1) и закрепляет полный объем при­сущих такому статусу привилегий и иммунитетов (ст. 3-11).

В соответствии с этими соглашениями за МККК призна­ётся также статус субъекта внутреннего права, позволяющий ему заключать контракты, обладать гражданской процессу­альной правоспособностью, приобретать и отчуждать движи­мую и недвижимую собственность на территории принимаю­щего государства.

В 1990 г. МККК получил статус наблюдателя при Гене­ральной Ассамблее ООН в знак признания его особой роли и мандата, возложенного на него Женевскими конвенциями 1949 г. При этом в резолюции указывалось, что данный случай не может рассматриваться как прецедент для предоставления статуса наблюдателя любому другому образованию негосу­дарственного характера. Тем не менее, заметим, что впослед­ствии статус наблюдателя был предоставлен Международ­ному союзу охраны природы и Международной федерации Красного Креста и Красного Полумесяца. Думается, что такая практика не способствует единообразию статуса неправитель­ственных организаций.

Таким образом, являясь объединением швейцарского права, МККК в своих действиях во многом руководствуется нормами гражданского права Швейцарии, но при этом в силу своей функциональной международной правосубъектности он может поддерживать с государствами и международными организациями представительские отношения, близкие к ди­пломатическим, и заключать соглашения, аналогичные дого­ворам. Иными словами, МККК является специфической орга­низацией. Это национальная организация по своей структуре, составу и международная - по своей деятельности, персоналу.

Роль МККК в области МГП своего рода уникальна. Рас­смотрим ее, акцентируя внимание на участие Комитета в формировании кодифицированных норм МГП, на его особый мандат по их реализации.

Истоки кодифицированного Международного гумани­тарного права (МГП) восходят к организованной МККК Ди­пломатической конференции, на которой 22 августа 1864 года была принята первая Женевская конвенция об участи ране­ных и больных воинов во время сухопутной войны (см.: гл.3). Так зародилась правовая основа действий МККК, так были заложены принципы нейтральности беспристрастности, ко­торыми он всегда руководствуется в своей деятельности, а его функции и деятельность (предоставление защиты и оказание помощи жертвам конфликтов и других ситуаций насилия) за­креплены мандатом международного сообщества государств.

С момента своего создания в 1863 г. и до настоящего вре­мени пор МККК играет важнейшую роль в развитии и импле­ментации МГП. В своей работе МККК основывается на Же­невских конвенциях 1949 года, Дополнительных протоколах к ним, на своем Уставе, на Уставе Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также на резолю­циях Международных конференций Красного Креста и Красного Полумесяца. МККК является независимой и нейтральной организацией, обеспечивающей гуманитарную защиту и по­мощь жертвам вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия. Он предпринимает действия в случаях чрезвычайных ситуаций и в то же время пропагандирует уважение к между­народному гуманитарному праву и способствует его импле­ментации в национальное право. МККК руководит междуна­родной деятельностью Движения в ситуациях вооруженного конфликта и координирует ее. В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом I 1977г., воюющие стороны должны предоставлять «Международному Комитету Красного Креста все средства в пределах их возмож­ностей, позволяющие ему выполнять гуманитарные функции, возложенные на него, включая: 1) функции субститута или де­ятельность, дополняющую действия держав-покровительниц, 2) посещения военнопленных и других покровительствуемых лиц, 3) руководство деятельностью Центрального агентства по розыску, 4) предоставление гуманитарной помощи, 5) вы­полнение специального мандата МККК в отношении МГП и 6) осуществление общего права гуманитарной инициативы.

Согласно Женевским конвенциям иУставу МККК мандат на осуществление определенных видов деятельности предо­ставляется только МККК (исключительный мандат). К таким видам относятся: а) посещение мест интернирования и лише­ния свободы. Делегатам МККК «будет разрешено посещать все места, где находятся покровительственные лица, а именно, места интернирования, заключения и места их работы. Они будут иметь доступ во все помещения, используемые покро­вительствуемыми лицами, и смогут беседовать с ними без свидетелей...» (жк 4.ст.143).То же относится и к военноплен­ным (жк 3, ст.126); б) контроль за применением Конвенций. В компетенцию МККК входит принятие «любой жалобы отно­сительно предполагаемых нарушений этого (Гуманитарного) права» (ст. 4.1 в Устава). Комитет также распространяет знания о МГП, составляет комментарии к Конвенциям и другим до­кументам и дает толкование их; в) розыск лиц, пропавших без вести, организация переписки. Эта деятельность осуществля­ется Центральным агентством по розыску.

МККК является хранителем Конвенций. Это означает, что его работа направлена на обеспечение понимания и рас­пространение знаний о Гуманитарном Праве, а также на его дальнейшее развитие.

Отметим еще одну сторону деятельности МККК. С его именем связано возникновение отличительных эмблем, оформление их правового статуса, а также разрешение про­блемных вопросов их применении.

Уже на своем первом заседании 17 февраля 1863 г, Меж­дународный комитет помощи раненым воинам — будущий Международный Комитет Красного Креста — в качестве од­ной из основных своих целей поставил принятие единого от­личительного знака для обозначения как санитарных служб, так и добровольцев обществ помощи раненым солдатам. В дальнейшем МККК принимал активное участие во всех кон­ференциях, на которых обсуждался вопрос об эмблемах. Так, на Дипломатической конференции августе 1864 года была принята первая Женевская конвенция «Об улучшении уча­сти раненых и больных воинов во время сухопутной войны» и утвержден единый отличительный знак для военно-медицин­ских служб - красный крест на белом фоне, который должен защищать не только раненых на поле боя, но и тех, кто оказы­вает им помощь (ст.7 Конвенции). Религиозной основы в этом знаке - красном кресте на белом поле, образуемом путем об­ратного расположения цветов швейцарского флага не было.

Такой знак был принят из уважения к Швейцарии - стране, стоявшей у истоков, по сути нового, гуманитарного движения (38 статье 1 Женевской конвенции 1949 г.).

Между тем, религиозная основа в неприятии этого знака проявилась в ходе войны русско-турецкой войны 1877—1878 годов со стороны Турции. Она заявила о введении собствен­ного защитного знака для своих госпиталей Красный Полу­месяц на белом фоне. Позже Иран избрал для себя эмблему Красного льва и солнца на белом фоне. В 1929 г. эти две новые эмблемы были официально признаны. Позже ряд государств предлагал и другие эмблемы, но эти предложения не нашли поддержки, в том числе и со стороны МККК. Новая универ­сальная эмблема-Красный Кристалл красный контур на белом фоне виде ромба была принята по инициативе Президента МККК. Данная эмблема получила нормативное закрепление в Третьем Дополнительном Протоколе к Женевским конвенци­ям 1949 года[14] и Уставе Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Дополнительная эмблема представляет собой красный контур на белом фоне виде ромба (стоит на одной их своих вершине) и не несет в себе религиозного, политического или иного смысла. Она имеет такой же международный статус, как и ранее существующие эмблемы. С принятием данной эм­блемы не вводится никаких изменений по применению ранее существовавших эмблем, если только государство не примет иного решения.

Российский Красный Крест по-прежнему использует эм­блему Красного Креста.

Российский Красный Крест - единственная организация на территории Российской Федерации, имеющая исключи­тельное право на использование в своем наименовании слово­сочетание «Красный Крест» и отличительной эмблемы Крас­ного Креста.

Новая эмблема предоставляет возможность для стран, которые не желают принимать эмблему Красного Креста или эмблему Красного Полумесяца, стать членами Движения пу­тем использования эмблемы Красного Кристалла. Правила использования эмблем закреплены в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним, а также в национальном законодательстве стран. В настоящее время эмблема использу­ется как защитный и как отличительный знаки.

Эмблема выполняет защитную роль в соответствии с по­ложениями Женевских конвенций во время вооруженных конфликтов. Под защитой эмблемы находятся: подвижные санитарные формирования и стационарные медицинские учреждения, принадлежащие как армиям, так и обществам помощи (статьи 19 и 42 1 ЖК); санитарные формирования и медицинский персонал обществ нейтральных стран, предо­ставляющих помощь одной из воюющих сторон (статьи 27, 40 и 43); постоянный медицинский и духовный персонал армии и обществ помощи, включая административный персонал (статьи 24, 26 и 40); временный медицинский персонал армии (статьи 25 и 41); медицинское имущество армии и обществ по­мощи (статьи 33, 34 и 39).

Право на использование защитной эмблему во время во­енных действий имеют медицинские службы армии, а также признанные общества помощи, предоставляющие свои услу­ги медицинской службе (ст.261 жк1). Международные орга­низации Красного Креста и их персонал имеют право пользо­ваться эмблемой в любое время.

Использование эмблемы Красного Креста, Красного По­лумесяца, Красного Кристалла как отличительных знаков, на­правлено на то, чтобы показать, главным образом в мирное время, что обозначенные ею лица и объекты имеют отноше­ние к Международному Движению Красного Креста и Крас­ного Полумесяца.

Злоупотребление, то есть специально не предусмотрен­ное Женевскими конвенциями и Дополнительными протоко­лами использование эмблемы, недопустимо.). Незаконным использованием эмблемы является:   имитация, т.е. ис­

пользование знака, который из-за формы и цвета можно спу­тать с эмблемой; использование эмблемы организациями или лицами, не имеющими на то права (коммерческие фирмы, аптеки, врачи, занимающиеся частной практикой, неправи­тельственные организации, частные лица и т.д.). Машины и станции скорой помощи имеют право использовать эмблему Красного Креста, при условии соблюдения национального законодательства, и что помощь будет оказываться исключи­тельно на безвозмездной основе.

Вероломное использование эмблемы в военное время квалифицируется как военное преступление.

Обобщая, отметим, что правовая природа МККК до­статочно сложная. Это, бесспорно ,уникальное образование в международном праве, сочетающее в себе признаки наци­ональной и международной неправительственной организа­ции. И, анализируя правовую природу данной организации, необходимо учитывать все многосторонние аспекты ее дея­тельности, которая трижды отмечена Нобелевской премией мира.

Также следует проводить различие между Международ­ным Комитетом Красного Креста, национальными общества­ми Красного Креста и Красного Полумесяца, Международной Федерацией Красного Креста и Красного Полумесяца и Меж­дународным движением Красного Креста и Красного Полу­месяца. Эти различия важны при оценке правовой природы МККК.

ЗЯБКИН Алексей Иванович
кандидат юридических наук, профессор кафедры отраслей права Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Последние

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях