Термин «правовая природа» в научном обороте употребляется довольно часто. При этом, относительно содержания данного понятия имеются различные подходы и различные точки зрения.
Не затрагивая полемику относительно данного понятия, мы ставим задачу определить правовую природу МККК через юридическую характеристику этой организации, раскрывающую ее структуру, место, роль, особенности среди других организаций, в том числе и международных.
Международный Комитет Красного Креста (МККК), по сути, уникальная организация, обладающая рядом особенностей. Эти особенности проявляются: а) в ее создании; б) в характере членства и структуре; в) в образовании и деятельности Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; г) особенностях правового статуса МККК; д) ее роли в Международном гуманитарном праве; е) введении и применении защитной и охранительной эмблемы. В такой последовательности данные особенности постараемся рассмотреть.
Важной датой, с которой связывается основание Международного Комитета Красного Креста (МККК) считается 17 февраля 1863 года, когда швейцарский гражданин Анри Дюнан, очевидец битвы 1859г. при Сольферино (Италия) ,где на поле сражения были оставлены на произвол судьбы тысячи раненых, автор книги «Воспоминание о Сольферино»,при поддержке двух врачей-Луи Аппиа и Теодора Монуара, юриста Гюстава Муанье и генерала Гийома-Анри Дюфура основал Международный комитет помощи раненым, который в 1876 г. был переименован в МККК. Непреходящее значение в деятельности Комитета занимает им организованная и проведенная в Женеве в октябре 1863 года международная конференция, ставившая целью разработку системы практических мероприятий для улучшения работы медицинских служб на поле боя.
В резолюции конференции, принятой 29 октября 1863, в частности были предложения относительно:
- Основания национальных обществ помощи раненым солдатам;
- Статуса нейтральности и защиты раненых;
- Использования волонтеров для оказания помощи на поле боя;
- Организации новых конференций, целью которых было бы включение этих концепции в международные договоры;
- Введение общего символа для медицинского персонала, по которому его можно было бы различить — повязки с красным крестом. В дальнейшем эти предложения нашли практическое воплощение в деятельности МККК.
Так, по сути обязанный своим появлением порыву души одного человека, который не остался равнодушным к судьбе раненых солдат, на протяжении 155 лет МККК помогает оказывать помощь миллионам людей, пострадавшим в результате вооруженных конфликтов и других форм насилия по всему миру.
Особенность МККК как организации также в том, что все члены Комитета - граждане Швейцарии (до 1923года только жители Женевы). Это объясняется в первую очередь историей МККК, основанного гражданами страны, чей нейтралитет имеет давнюю традицию и пользуется признанием других государств. Более того, как показывает опыт, такой однородный состав помогает Комитету действовать быстро, решительно и эффективно. В Комитет могут входить от 15 до 25 членов). МККК может избирать почетных членов. Хотя в состав Комитета входят представители только одной страны, деятельность МККК носит международный характер. Делегаты этой организации работают в самых разных странах, представительства МККК существуют более чем в 80 государствах, в том числе и в России. Как в этих представительствах, так и в самой штаб- квартире в Женеве трудятся люди разных национальностей, лишь часть из них обладают швейцарскими паспортами. Делегаты МККК обладают статусом, аналогичным статусу представителей межправительственных организаций.
Штаб-квартира МККК находится в Женеве. Его эмблемой является красный крест на белом фоне. Его девиз: « Inter arma caritas « («Милосердие на поле брани»). Он также следует девизу: «Per humanitatem ad pacem» («Через гуманизм к миру»). Органами МККК являются: а) Ассамблея; б) Совет Ассамблеи; в) Президент и его заместители; г) Директорат; д) Контрольный орган.
Ассамблея - высший руководящий орган МККК. Она контролирует деятельность МККК, вырабатывает его политику, определяет основные цели и стратегию организации, одобряет бюджет и финансовую отчетность. Ассамблея назначает директоров и руководителя Контрольного органа. Ассамблея состоит из 15-25 кооптированных членов - граждан Швейцарии и носит коллегиальный характер. Ее Президентом и двумя его заместителями являются Президент и два вице-президента МККК.
Совет Ассамблеи - вспомогательный орган Ассамблеи. Он обеспечивает функционирование МККК и принимает ряд решений, в частности по стратегическим финансовым вопросам, вопросам управления персоналом и финансового менеджмента. Он также одобряет увеличение бюджета. Он готовит обсуждения Ассамблеи по финансовым вопросам. Совет помогает выбрать потенциальных кандидатов на позиции в Директорате. В ситуациях, когда требуется срочное принятие решения, Совет Ассамблеи может исполнять функции Ассамблеи.
Во главе МККК стоит президент и вице-президент. Президент, отвечающий за внешние связи МККК. Он представляет организацию на международной арене и в тесном сотрудничестве с Директоратом осуществляет гуманитарную дипломатию МККК. Внутри организации президент обеспечивает согласованность действий всех ее подразделений, их нормальное функционирование и развитие. Являясь Президентом Ассамблеи и Председателем Совета Ассамблеи, он обеспечивает надлежащее выполнение полномочий каждым из этих органов.
Президенту МККК помогают осуществлять его функции один постоянный и один непостоянный вице-президент.
Директорат - исполнительный орган МККК, ответственный за внедрение и реализацию стратегии организации и общих задач, определенных Ассамблеей и Советом Ассамблеи. Директорат отвечает также за нормальную деятельность и эффективность Администрации, которая состоит из всех штатных сотрудников МККК, обеспечивает ежедневную работу организации. Директорат состоит из Генерального директора и трех директоров; все они назначаются Ассамблеей. Директорат возглавляет Генеральный директор. Контрольный орган - Контрольная комиссия. Она осуществляет внутренние контрольные функции и является независимой от Директората. Комиссия подотчетна непосредственно Ассамблее и осуществляет внутренний аудиторский контроль оперативной и финансовой деятельности. Деятельность Контрольной комиссии распространяется на все структуры МККК (штаб-квартира и представительства на местах). Она направлена на осуществление независимой оценки деятельности организации и выявление соответствия используемых средств ее политике. В финансовой области Контрольная комиссия играет вспомогательную роль по отношению к внешним ревизорским службам, уполномоченным Ассамблеей на проведение проверки.
МККК является основателем и ключевой составной частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
В 1928 г. был принят Устав Международного Красного Креста. Устав был пересмотрен сначала в 1952 г., а затем 10 октября 1986 г. на XXV Международной конференции, когда и было утверждено новое название - Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца.
Согласно Уставу, структура Движения представляет собой совокупность трёх составных частей Движения: Международного Комитета Красного Креста - учредителя движения; Национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца; Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного полумесяца. Все три составные части Движения осуществляют самостоятельную деятельность, имеют собственные уставы, независимые руководящие органы и четко определенные задачи. При этом они все сотрудничают между собой при выполнении своих соответствующих задач во имя достижения общей цели. Основополагающими принципами, которыми Движение руководствуется в своей деятельности, согласно Уставу Движения, являются: Гуманность, Беспристрастность, Нейтральность. Независимость , Добровольность, Единство, Универсальность. Задачей всех структур Движения является предотвращение и облегчение страданий людей, защита жизни и здоровья человека и обеспечение уважения к человеческой личности, особенно во время вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций, а также деятельность по профилактике заболеваний, развитию здравоохранения и социального обеспечения, поощрение добровольной работы.
Национальные общества - еще одна составная часть Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Каждое национальное общество должно быть признано МККК. Чтобы добиться этого статуса, национальное общество, согласно Уставу Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, должно удовлетворять определенным условиям. В , частности, они должны быть признаны собственным правительством в качестве добровольных обществ помощи, должны быть образованы на территории государства- участника Женевских конвенций, являться единственным Национальным обществом Красного Креста или Красного Полумесяца в данной стране. Кроме того они должны обладать структурой, позволяющей выполнять задачи, определенные его уставом, включая подготовку в мирное время к выполнению своих уставных задач в случае вооруженного конфликта, распространять свою деятельность на всю территорию государства. Они должны привлекать к своей работе добровольцев и штатных сотрудников вне зависимости от расы, пола, классовой и религиозной принадлежности или политических взглядов, поддерживать отношения дружбы и сотрудничества со всеми составными частями Движения, использовать одну из признанных эмблем и соблюдать Основополагающие принципы Движения Красного Креста и Красного Полумесяца (ст.4 Устава Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца). Статус каждого национального общества и обеспечение её деятельности входят в компетенцию государства, на территории которого это общество расположено. Так, например, Российский Красный Крест в соответствии с Уставом Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» имеет статус общественной благотворительной организации, что даёт ему право реализовывать благотворительные программы и проекты, и получать на их реализацию благотворительные пожертвования. Изначально созданные для помощи военномедицинским службам во время вооруженных конфликтов, сегодня национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца выполняют широкий круг задач, как во время войны, так и в мирное время.
В частности, национальные общества участвуют в создании больниц и управлении ими; подготовке медицинского персонала; организации пунктов сдачи крови; оказании помощи инвалидам, пожилым людям и нуждающимся. Они предоставляют услуги скорой помощи, участвуют в операциях по спасению на дорогах, в море и в горах. Кроме того, многие национальные общества отвечают за чрезвычайную помощь в случае техногенных катастроф или стихийных бедствий (технологических аварий, наводнений, землетрясений, цунами и т.п.). В последнее время многие национальные общества значительно активизировали свое участие в новых областях: помощи беженцам и перемещенным лицам, помощи жертвам эпидемий (ВИЧ/СПИД) и распространению знаний и информации о Международном гуманитарном праве (МТП). Они могут также сотрудничать с государственными властями в области профилактики заболеваний, охраны здоровья и облегчения страданий людей посредством осуществления своих программ в таких областях, как образование, здравоохранение и социальное обеспечение.
Важно отметить, что деятельность национальных обществ может простираться и за границами своих государств. Эта помощь обычно предоставляется в форме услуг, персонала, материальной, финансовой и моральной поддержки. Такую помощь национальные общества могут осуществлять через Международную Федерацию Красного Креста и Красного Полумесяца (МФККи КП) или МККК. Сотрудничество МККК с Национальными обществами осуществляется по следующим направлениям: а) оперативное сотрудничество; б) координация деятельности составных частей Движения; в) наращивание потенциала национальных обществ; г) сотрудничество в деле разработки стратегии Движения.
Оперативное сотрудничество происходит во время вооружённого конфликта в какой-либо стране, при котором МККК и национальное общество этой страны, являющееся главным партнером МККК, объединяют свои оперативные ресурсы. Оперативное сотрудничество охватывает различные виды деятельности, такие как оказание первой медицинской помощи и охрана здоровья, распределение продуктов питания, доставка раненых на войне в больницы и восстановление семейных связей.
Наращивание потенциала национальных обществ со стороны МККК предполагает обмен опытом с национальными обществами в областях распространения знаний о международном гуманитарном праве и фундаментальных принципах Движения. Это также касается предоставления неотложной медицинской помощи и лечения всем пострадавшим в результате вооруженного конфликта, восстановления семейных связей, пропаганды знаний о минной опасности и укрепления правовой основы и статуса национальных обществ.
Сотрудничество Национальных обществ с МККК проявляется и в разработке стратегии Движения, которая утверждается на заседаниях Совета делегатов и Международной конференции Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Что касается сотрудничества МККК с национальными обществами в организация международных операций по оказанию гуманитарной помощи, то они подробно изложены в Севильском Соглашении об организации международной деятельности составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Все национальные общества объединены в Международную Федерацию Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОКК и КП). Федерация была основана в 1919 г. в Париже вскоре после Первой мировой войны, чтобы бороться с угрозой эпидемий в послевоенной Европе. Первоначально она называлась Лигой обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Предполагалось, что она будет дополнять работу МККК. В 1991 г. Лига Обществ Красного Креста была переименована в Международную Федерацию Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. МФОКК и КП действует на основании своего Устава, объединяет Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, обладает всеми правами и обязанностями корпоративной организации, являющейся юридическим лицом.
Федерация является Международной неправительственной независимой гуманитарной организацией, не имеющей политического, расового или религиозного характера. Общая цель Федерации - постоянно стимулировать, поддерживать и облегчать все формы гуманитарной деятельности Национальных обществ и всячески ей способствовать, с тем чтобы предотвращать и облегчать страдания людей, внося таким образом свой вклад в дело поддержания и упрочения мира.
В каждой стране Федерация осуществляет свою деятельность через национальное общество или по соглашению с ним и в соответствии с законами этой страны.
Все составные части Движения каждые четыре года собираются на Международную конференцию Движения, которая является главным совещательным органом Движения. В её состав входят также представители государств-участ- ников Женевских конвенций, которые участвуют в Конференции в силу своих обязательств по этим Конвенциям и поддерживают Движение в целом. На Конференции они совместно рассматривают гуманитарные вопросы и принимают по ним решения.К Уставным органам Движения также относятся Постоянная комиссия Красного Креста и Красного Полумесяца, которая является уполномоченным органом Международной конференции и работает в период между двумя Конференциями, собираясь на заседания не реже двух раз в год. Она осуществляет подготовительные мероприятия, связанные с созывом следующей Международной конференции, а также содействует согласованности работы, способствуя выполнению резолюций Международной конференции и рассматривая вопросы, касающиеся Движения в целом. Постоянная комиссия состоит из девяти членов, пятеро из которых являются представителями Национальных обществ, двое—представители МККК и двое других— представители Федерации. Перед открытием каждой Международной конференции функционирует Совет делегатов Движения, состоящий из членов делегаций Национальных обществ, Международного Комитета и Федерации. Совет принимает решения по вопросам, касающимся Движения, и может передавать эти вопросы на рассмотрение Международной конференции или остальных участников Движения, и принимать решения, рекомендации или декларации, выраженные в форме резолюций.
Таким образом, Движение представляет собой довольно сложную структуру трех составных частей, которые объединены общей целью и в рамках этой миссии сотрудничающие между собой. Но какова правовая природа данного движения? На этот счет в научной литературе мнения неоднозначны. Некоторые считают Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца уникальной в своем роде организацией, не имеющей аналогов в мире. Рассматривается Движение и как «крупное гуманитарное сообщество мира». В Уставе Движения оно фиксируется в качестве «всемирного гуманитарного движения» (Преамбула).
В научной литературе в правовом плане в основном выделяется две формы объединений: международные организации и международные конференции. Хотя справедливости ради отметим, что еще редко обращается внимание и дается правовая оценка и другим формам (содружество наций, союзное государство, БРИКС и др.).
Применительно к рассматриваемому Движению обратим внимание, что оно имеет правовую основу - Устав, уставные органы, печатное издание - журнал «Красный Крест, Красный Полумесяц» под совместной редакцией МККК и Международной Федерации в Женеве. Подчеркнем, что хотя в работе Конференции принимают участие не только представители национальных обществ Красного Креста и Полумесяца - неправительственных организаций, представители Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца - международной неправительственной организации, представители МККК - организации, обладающей международной правосубъектностью, но и представители го- сударств-участниц Женевских конвенций, своего рода «удельный вес» за неправительственными организациями.
Учитывая мнение Бирюкова П. Н., который основное отличие конференций от международных организаций видит в том, что конференция - это временные органы, а также отмеченное выше и особенности структуры, а также характер деятельности, можно отнести Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца по правовой природе к международной неправительственной организации sui generis.
МККК иногда называют неправительственной организацией, или НПО. На самом деле, она таковой не является, как не является и международной или межправительственной организацией. Какова же правовая природа этой организации?
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим некоторые качественные характеристики международных организаций, признанные нормативно, а также научным сообществом. Традиционно все международные организации в зависимости от их юридической природы делятся: на международные межправительственные организации (ММПО) и международные неправительственные организации (МНПО). ММПО являются субъектами международного публичного права. В их состав входят государства, они создаются на основе международного соглашения, которое определяет цели и принципы объединения, наделяет его независимыми постоянными органами (организационной структурой), способными выражать собственную волю, имеющими и осуществляющими самостоятельные права и обязанности, отличные от прав и обязанностей государств. В отличие от НПО, межправительственные организации пользуются определенными условиями работы, которые называются на дипломатическом языке «привилегиями и иммунитетами».
Неправительственные организации - это частные организации (ассоциации, федерации, союзы, институты, и другие объединения), не учрежденные правительством или межправительственным соглашением. В том, являются ли такие организации субъектами международного публичного права, вопрос остается дискуссионным.
Тогда к какому же типу организации относить МККК?
Необходимо отметить, что ни в доктрине, ни в практике международных отношений до сих пор нет единства относительно правового статуса МККК в международном праве Некоторые наделяют его качеством субъекта международного права , рассматривают субъектом международного права sui generis (лат. - своеобразный, единственный в своём роде).
Представляется, что МККК не обладает всеми качествами субъекта, в частности, его договорная правосубъектность достаточно специфична, да он и не единственный в своем роде. На практике МККК, так же как и Международный олимпийский комитет и Международный союз охраны природы, представляет собой один из первых, но не единственный пример функциональной международной правосубъектности неправительственных организаций. Несмотря на то, что МККК является «хранителем» МГП и обсуждает многие проблемы его развития, он не может участвовать в создании международно-правовых норм. Следует признать, что Комитет становился инициатором принятия большинства международных гуманитарных договоров, однако он не является стороной ни одного международного гуманитарного договора. В своем Уставе МККК определяет себя как «независимую гуманитарную организацию», официально признанную в Женевских конвенциях и Международными конференциями Красного Креста и обладающую особым статусом.
Особый статус, отличающийся от статуса международной организации или неправительственной организации обычного типа придают Комитету его руководящие органы, состоящие из граждан одной страны, совместно с его международной правосубъектностью. Прежде всего, это международная правосубъектность, которая предусмотрена Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II 1977 г. Они наделяют МККК правом осуществлять в международном плане функции, признанные за ним этими документами. Это касается прежде всего функций и деятельности по защите и оказанию помощи жертвам конфликтов. Привилегии и иммунитеты МККК можно сравнить с привилегиями и иммунитетами межправительственных организаций. Комитет также освобождается от налогов и таможенных сборов, его помещения и документы неприкосновенны, он обладает иммунитетом от судебного вмешательства. Такие предоставляемые условия для работы способствуют ему выполнять свои функции в соответствии с принципами беспристрастности, независимости и нейтральности-основы своей деятельности. Признавая привилегии и иммунитеты МККК, государства и международные организации подтверждают уважение данных принципов. Это означает, что в силу той работы, которую выполняет МККК в рамках своего международного мандата, к нему относятся не как к частной организации или неправительственной организации, а как к межправительственной организации.
МККК также обладает свидетельским иммунитетом, означающим, что, его сотрудники и делегаты не могут выступать в качестве свидетелей в национальных судах. Этот свидетельский иммунитет подтверждён рядом национальных и международных трибуналов, к числу которых относится Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии, Международный уголовный трибунал по Руанде и Специальный суд по Сьерра-Леоне. Более 80 стран также признали этот иммунитет специальными договорами или законодательными актами. Помимо этого, Правила процедуры и доказывания Международного уголовного суда регламентируют, что «последнее слово по вопросу об обнародовании информации остается за МККК». Ни одной другой организации не была предоставлена такая привилегия, и для МККК она является необходимостью, так как свидетельский иммунитет подчеркивает важность конфиденциальности как основополагающего принципа его работы.
Международная правосубъектность МККК также основана на соглашениях, заключаемых им с государствами. Это практика предоставления Комитету статуса, равного межправительственной организации.
Так, Швейцария заключила с Комитетом соглашение, в котором признает международную правосубъектность и правовой статус в Швейцарии МККК (international juridical personality and the legal capacity in Switzerland) (ст. 1). Исходя из такого признания, соглашение предоставляет МККК и его сотрудникам функциональные иммунитеты и привилегии. Урегулированы также вопросы, связанные с международной ответственностью государства: прямо указывается, что Швейцария не отвечает за действия МККК (ст. 20). Споры, связанные с нарушением или толкованием данного соглашения, передаются на рассмотрение арбитража, в формировании которого может участвовать Международный суд ООН (ст. 22).
Подобный статус отражается в соглашениях и с другими странами. Так, Соглашение между Правительством Российской Федерации и МККК о статусе МККК и его Делегации на территории Российской Федерации 1992 г. приравнивает статус МККК на территории России к статусу межправительственных организаций (ст. 1) и закрепляет полный объем присущих такому статусу привилегий и иммунитетов (ст. 3-11).
В соответствии с этими соглашениями за МККК признаётся также статус субъекта внутреннего права, позволяющий ему заключать контракты, обладать гражданской процессуальной правоспособностью, приобретать и отчуждать движимую и недвижимую собственность на территории принимающего государства.
В 1990 г. МККК получил статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН в знак признания его особой роли и мандата, возложенного на него Женевскими конвенциями 1949 г. При этом в резолюции указывалось, что данный случай не может рассматриваться как прецедент для предоставления статуса наблюдателя любому другому образованию негосударственного характера. Тем не менее, заметим, что впоследствии статус наблюдателя был предоставлен Международному союзу охраны природы и Международной федерации Красного Креста и Красного Полумесяца. Думается, что такая практика не способствует единообразию статуса неправительственных организаций.
Таким образом, являясь объединением швейцарского права, МККК в своих действиях во многом руководствуется нормами гражданского права Швейцарии, но при этом в силу своей функциональной международной правосубъектности он может поддерживать с государствами и международными организациями представительские отношения, близкие к дипломатическим, и заключать соглашения, аналогичные договорам. Иными словами, МККК является специфической организацией. Это национальная организация по своей структуре, составу и международная - по своей деятельности, персоналу.
Роль МККК в области МГП своего рода уникальна. Рассмотрим ее, акцентируя внимание на участие Комитета в формировании кодифицированных норм МГП, на его особый мандат по их реализации.
Истоки кодифицированного Международного гуманитарного права (МГП) восходят к организованной МККК Дипломатической конференции, на которой 22 августа 1864 года была принята первая Женевская конвенция об участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны (см.: гл.3). Так зародилась правовая основа действий МККК, так были заложены принципы нейтральности беспристрастности, которыми он всегда руководствуется в своей деятельности, а его функции и деятельность (предоставление защиты и оказание помощи жертвам конфликтов и других ситуаций насилия) закреплены мандатом международного сообщества государств.
С момента своего создания в 1863 г. и до настоящего времени пор МККК играет важнейшую роль в развитии и имплементации МГП. В своей работе МККК основывается на Женевских конвенциях 1949 года, Дополнительных протоколах к ним, на своем Уставе, на Уставе Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также на резолюциях Международных конференций Красного Креста и Красного Полумесяца. МККК является независимой и нейтральной организацией, обеспечивающей гуманитарную защиту и помощь жертвам вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия. Он предпринимает действия в случаях чрезвычайных ситуаций и в то же время пропагандирует уважение к международному гуманитарному праву и способствует его имплементации в национальное право. МККК руководит международной деятельностью Движения в ситуациях вооруженного конфликта и координирует ее. В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом I 1977г., воюющие стороны должны предоставлять «Международному Комитету Красного Креста все средства в пределах их возможностей, позволяющие ему выполнять гуманитарные функции, возложенные на него, включая: 1) функции субститута или деятельность, дополняющую действия держав-покровительниц, 2) посещения военнопленных и других покровительствуемых лиц, 3) руководство деятельностью Центрального агентства по розыску, 4) предоставление гуманитарной помощи, 5) выполнение специального мандата МККК в отношении МГП и 6) осуществление общего права гуманитарной инициативы.
Согласно Женевским конвенциям иУставу МККК мандат на осуществление определенных видов деятельности предоставляется только МККК (исключительный мандат). К таким видам относятся: а) посещение мест интернирования и лишения свободы. Делегатам МККК «будет разрешено посещать все места, где находятся покровительственные лица, а именно, места интернирования, заключения и места их работы. Они будут иметь доступ во все помещения, используемые покровительствуемыми лицами, и смогут беседовать с ними без свидетелей...» (жк 4.ст.143).То же относится и к военнопленным (жк 3, ст.126); б) контроль за применением Конвенций. В компетенцию МККК входит принятие «любой жалобы относительно предполагаемых нарушений этого (Гуманитарного) права» (ст. 4.1 в Устава). Комитет также распространяет знания о МГП, составляет комментарии к Конвенциям и другим документам и дает толкование их; в) розыск лиц, пропавших без вести, организация переписки. Эта деятельность осуществляется Центральным агентством по розыску.
МККК является хранителем Конвенций. Это означает, что его работа направлена на обеспечение понимания и распространение знаний о Гуманитарном Праве, а также на его дальнейшее развитие.
Отметим еще одну сторону деятельности МККК. С его именем связано возникновение отличительных эмблем, оформление их правового статуса, а также разрешение проблемных вопросов их применении.
Уже на своем первом заседании 17 февраля 1863 г, Международный комитет помощи раненым воинам — будущий Международный Комитет Красного Креста — в качестве одной из основных своих целей поставил принятие единого отличительного знака для обозначения как санитарных служб, так и добровольцев обществ помощи раненым солдатам. В дальнейшем МККК принимал активное участие во всех конференциях, на которых обсуждался вопрос об эмблемах. Так, на Дипломатической конференции августе 1864 года была принята первая Женевская конвенция «Об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны» и утвержден единый отличительный знак для военно-медицинских служб - красный крест на белом фоне, который должен защищать не только раненых на поле боя, но и тех, кто оказывает им помощь (ст.7 Конвенции). Религиозной основы в этом знаке - красном кресте на белом поле, образуемом путем обратного расположения цветов швейцарского флага не было.
Такой знак был принят из уважения к Швейцарии - стране, стоявшей у истоков, по сути нового, гуманитарного движения (38 статье 1 Женевской конвенции 1949 г.).
Между тем, религиозная основа в неприятии этого знака проявилась в ходе войны русско-турецкой войны 1877—1878 годов со стороны Турции. Она заявила о введении собственного защитного знака для своих госпиталей Красный Полумесяц на белом фоне. Позже Иран избрал для себя эмблему Красного льва и солнца на белом фоне. В 1929 г. эти две новые эмблемы были официально признаны. Позже ряд государств предлагал и другие эмблемы, но эти предложения не нашли поддержки, в том числе и со стороны МККК. Новая универсальная эмблема-Красный Кристалл красный контур на белом фоне виде ромба была принята по инициативе Президента МККК. Данная эмблема получила нормативное закрепление в Третьем Дополнительном Протоколе к Женевским конвенциям 1949 года[14] и Уставе Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Дополнительная эмблема представляет собой красный контур на белом фоне виде ромба (стоит на одной их своих вершине) и не несет в себе религиозного, политического или иного смысла. Она имеет такой же международный статус, как и ранее существующие эмблемы. С принятием данной эмблемы не вводится никаких изменений по применению ранее существовавших эмблем, если только государство не примет иного решения.
Российский Красный Крест по-прежнему использует эмблему Красного Креста.
Российский Красный Крест - единственная организация на территории Российской Федерации, имеющая исключительное право на использование в своем наименовании словосочетание «Красный Крест» и отличительной эмблемы Красного Креста.
Новая эмблема предоставляет возможность для стран, которые не желают принимать эмблему Красного Креста или эмблему Красного Полумесяца, стать членами Движения путем использования эмблемы Красного Кристалла. Правила использования эмблем закреплены в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним, а также в национальном законодательстве стран. В настоящее время эмблема используется как защитный и как отличительный знаки.
Эмблема выполняет защитную роль в соответствии с положениями Женевских конвенций во время вооруженных конфликтов. Под защитой эмблемы находятся: подвижные санитарные формирования и стационарные медицинские учреждения, принадлежащие как армиям, так и обществам помощи (статьи 19 и 42 1 ЖК); санитарные формирования и медицинский персонал обществ нейтральных стран, предоставляющих помощь одной из воюющих сторон (статьи 27, 40 и 43); постоянный медицинский и духовный персонал армии и обществ помощи, включая административный персонал (статьи 24, 26 и 40); временный медицинский персонал армии (статьи 25 и 41); медицинское имущество армии и обществ помощи (статьи 33, 34 и 39).
Право на использование защитной эмблему во время военных действий имеют медицинские службы армии, а также признанные общества помощи, предоставляющие свои услуги медицинской службе (ст.261 жк1). Международные организации Красного Креста и их персонал имеют право пользоваться эмблемой в любое время.
Использование эмблемы Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла как отличительных знаков, направлено на то, чтобы показать, главным образом в мирное время, что обозначенные ею лица и объекты имеют отношение к Международному Движению Красного Креста и Красного Полумесяца.
Злоупотребление, то есть специально не предусмотренное Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами использование эмблемы, недопустимо.). Незаконным использованием эмблемы является: имитация, т.е. ис
пользование знака, который из-за формы и цвета можно спутать с эмблемой; использование эмблемы организациями или лицами, не имеющими на то права (коммерческие фирмы, аптеки, врачи, занимающиеся частной практикой, неправительственные организации, частные лица и т.д.). Машины и станции скорой помощи имеют право использовать эмблему Красного Креста, при условии соблюдения национального законодательства, и что помощь будет оказываться исключительно на безвозмездной основе.
Вероломное использование эмблемы в военное время квалифицируется как военное преступление.
Обобщая, отметим, что правовая природа МККК достаточно сложная. Это, бесспорно ,уникальное образование в международном праве, сочетающее в себе признаки национальной и международной неправительственной организации. И, анализируя правовую природу данной организации, необходимо учитывать все многосторонние аспекты ее деятельности, которая трижды отмечена Нобелевской премией мира.
Также следует проводить различие между Международным Комитетом Красного Креста, национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, Международной Федерацией Красного Креста и Красного Полумесяца и Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца. Эти различия важны при оценке правовой природы МККК.
ЗЯБКИН Алексей Иванович
кандидат юридических наук, профессор кафедры отраслей права Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов