В ряде предыдущих исследований мы исходили из того, что на современном этапе конституционно-правового регулирования территориальной организации публичной власти в зарубежных странах можно констатировать возникновение новой формы территориально-политического устройства - регионалистского государства.
Такой подход является альтернативой распространённому в отечественной доктрине утверждению о том, что регионалистское государство представляет собой вид децентрализованного унитарного государства, которое должно в конечном итоге трансформироваться в федерацию.
В рамках предлагаемой нами концепции регионалист- ское государство следует рассматривать в качестве особой формы территориально-политического устройства сложносоставного государства, отличную как от унитарного государства, так и от федерации, конституционное оформление которой происходит путем политической автономизации в масштабах всего государства с целью решения национального вопроса, предотвращения сепаратизма и сохранения государственного единства.
По своей сути регионалистское государство представляет собой реализацию принципа федерализма в форме концепции «federacy» в сложносоставном государстве, конституционно не идентифицируемом в качестве федерации. Квалифицирующими признаками такой формы территориально-политического устройства выступают: 1) отсутствие у регионов учредительной власти, т.е. права последнего решения при принятии акта, определяющего собственный конституционно-правовой статус; 2) отсутствие «укрепленных» механизмов участия регионов в принятии решений на общенациональном уровне, в том числе относящихся к изменению общенациональной конституции; 3) значительная асимметрия конституционной модели, вытекающая, с одной стороны, из конституционной идентичности каждого из регионов, а с другой - из необеспеченности закрепляемых за региональным уровнем власти предметов ведения соответствующими полномочиями, особенно в области финансов; 4) конституционное закрепление весьма гибкой системы разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями государственной власти; 5) наличие перманентного конституционного конфликта между центральным и региональным уровнями публичной власти.
Анализ конституционно-правового регулирования территориальной организации публичной власти в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии позволяет относить рассматриваемое государство к разряду регионалистских государств. Данное утверждение также представляет собой альтернативу устоявшемуся в отечественной доктрине мнению, восходящему к позиции патриарха британской науки государственного права А. В. Дайси, согласно которому Великобритания по форме государственного устройства является унитарным государством. Таким образом, в настоящем небольшом исследовании нами будет предпринята попытка опровергнуть свойственный российским исследователям подход к определению формы и содержания конституционноправового регулирования территориально-политического устройства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
В 1997 году после прихода к власти лейбористского правительства во главе с Э. Блэром в Великобритании, как известно, началась серьезная конституционная реформа, одним из аспектов которой стало преобразование территориальной организации публичной власти. В качестве же способа реформы в рассматриваемой сфере новое правительство избрало концепцию деволюции, известной британскому государствоведению с конца XIX века. Изначально деволюция затронула исключительно кельтские регионы Соединённого Королевства - Шотландию (Акт о Шотландии 1998 г.), Уэльс (Акт об Управлении Уэльсом 1998 г.) и Северную Ирландию (Акт о Северной Ирландии 1998 г.). При этом Шотландия и Северная Ирландия наделялись правом политической автономии, т.е. в них создавались региональные легислатуры. В то же время в отношении Уэльса была избрана модель исполнительной деволюции, в рамках которой создаваемому региональному парламенту передавалось только право на издание актов вторичного законодательства. Политическую же автономию Уэльс получил лишь в 2011 г. в рамках развития деволюцион- ного процесса, предусмотренного Актом об Управлении Уэльсом 2006 г. Последней же из составных частей правом издавать акты собственного законодательства, но в весьма специфической форме, получила в 2015 году Англия, что стало результатом реализации концепции «Английские голоса за английские законы».
Реформа территориального устройства Соединенного Королевства была обусловлена в первую очередь необходимостью сохранения государственного единства и предотвращению сепаратизма. Данное обстоятельство предает ряд особенностей территориальной организации публичной власти в рассматриваемом государстве. В первую очередь речь идет о противопоставлении конституционной идентичности регионов фундаментальным принципам британской конституции- парламентскому верховенству и мажоритарной избирательной системы. Кроме того, региональные легислатуры в своей деятельности отказываются и от ряда конституционных соглашений, свойственных Вестминстерской модели.
Итак, на сегодняшний день в рамках деволюционного законодательства все регионы Соединенного Королевства наделены правом политической автономии. Однако данное обстоятельство не может рассматриваться в качестве некого шага на пути к созданию федерации. Деволюция и федерализация являются в британском государствоведии двумя разными способами реформы территориально-политического устройства. Говоря языком британских авторов, в Великобритании была осуществлена не федерализация, а федеральная деволюция («federal devolution»). Слово «федеральный» в рассматриваемом термине следует понимать как «распространенный на все регионы Великобритании», т.е. не только на Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию, но и на Англию.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что территориальное устройство Соединённого Королевства уже соответствует двум первым признакам регионалистского государства. Во-первых, преобразования в области территориальной организации публичной власти для разрешения национальных противоречий здесь были осуществлены путем политической автономизации в масштабах всего государства, а во-вторых на сегодняшний день бесспорным является утверждение о том, что рассматриваемое государство не стремится стать федерацией.
Однако, как было отмечено, в основе территориальной организации публичной власти в регионалистском государстве, как и в федерации, лежит принцип федерализма, реализуемые в нашем случае в форме концепции «federacy». Действительно, в Великобритании на сегодняшний день мы наблюдаем «достаточно широкую автономию» регионов при их «минимальном участии в управлении» на общенациональном уровне. Рассматриваемая отличительная черта регионалистского государств как формы территориально-политического устройства проистекает из особенностей автономии как территориальной единицы, на что в свое время весьма справедливо указал М.Я. Лазерсон: никакая юридическая ответственность за общие судьбы государства не ложится на плечи отдельной автономной области, да и не существует при системе автономий такого учреждения, которое, по примеру швейцарского совета кантонов обсуждало и решало бы вопросы, относящиеся ко всему государству и его объединившимся в федерацию частям». Эту особенность мы отчетливо наблюдаем в Соединенном Королевстве, где на общенациональном уровне нет особого органа территориального представительства, а участие в осуществлении общегосударственной власти сводится лишь к закреплению квоты для депутатов для трех кельтских регионов в Палате общин.
Кроме того, рассматриваемая форма реализации принципа федерализма в регионалистском государстве отлично иллюстрирует различие между ним и федерацией. Последняя, как известно, означает «конституционную систему, которая являет собой пример разделения [полномочий] между центральными и региональными правительствами и в которой регионам даровано особое или укрепленное [entrenched] представительство в процедурах принятия решений на центральном уровне». Данную позицию в отечественной доктрине повторяет А. А. Троицкая, считающая, что «критерием, с помощью которого можно отграничить федеративное государство от регионального и конкретизировать статус их составных частей, является возможность последних участвовать в организации и функционировании общегосударственной власти, и, в том числе, их влияние на решение вопроса об изменении конституции». Очевидно, что в рамках модели территориальной организации публичной власти в Великобритании в силу указанных выше обстоятельств не существует «укрепленного» представительства регионов на общенациональном уровне
В результате запуска деволюционного процесса в Соединенном Королевстве создается трехуровневая система территориальной организации публичной власти, включающая общенациональный, региональный и местный уровни. Британский регионализм отличает гибкость системы разграничения предметов ведения и полномочий, свойственная рего- налистскому государству, что обусловлено в первую очередь отсутствием конституции в виде единого кодифицированного акта. Перераспределение власти между ее уровнями, таким образом, не требует сложной конституционной процедуры и может осуществляться в рамках обычного законодательного процесса. Кроме того, гибкость системы разделения предметов ведения и полномочий обеспечивается и за счет заключения между общенациональной и региональной властью конкордатов - межправительственных соглашений по вопросам управления.
Однако в силу того, что политическая автономия регионов Соединенного Королевства вытекает не из нормы кодифицированной конституции, а является результатом акта Парламента, обладающего верховной, а следовательно, и учредительной властью, региональные легислатуры являются «подчиненными законодательными учреждениями» (термин А. В. Дайси), т.е. объем их полномочий, как и само их существование, определяется исключительно общенациональной властью.
В то же время проведенный в сентябре 2014 года референдум о независимости Шотландии говорит в пользу того, что этот регион (а его примеру в результате выхода Великобритании из состава Европейского Союза может последовать Северная Ирландия для объединения с Республикой Ирландия) стремится к обретению учредительной власти вопреки принципу парламентского верховенства. Это обстоятельство подтверждает высказанное выше мнение относительно противопоставления конституционной идентичности регионов фундаментальным принципам британской конституции.
Территориальная организация публичной власти в Великобритании демонстрирует и сильную асимметрию, которая рассматривается в качестве одного из основных признаков деволюции как способа реформы территориально-политического устройства. Так, британский исследователь П. Хогвуд отмечает: «если говорить о модели территориального распределения власти, деволюция в Великобритании далеко отстоит от европейского варианта классического федерализма, например, от немецкой модели, центральным принципом которой является равный юридический статус субъектов федерации».
Среди причин, объясняющих особенности асимметрии территориальной организации публичной власти в Великобритании следует выделить, с одной стороны, конституционную идентичность регионов, вытекающую из особенностей формирования единой государственности на Британских островах, а с другой - различную финансовую обеспеченность закрепленных за регионами предметов ведения, что, в свою очередь, связано как с особенностями сложившейся модели межбюджетных отношений, так и с различным в каждой из деволюционных моделей набором полномочий в финансовой сфере, необходимых для реализации делегируемых предметов ведения.
Последним же из признаков регионалистского государства, реализуемым в рамках территориально-политического устройства Соединённого Королевства является наличие перманентного конституционного конфликта между общенациональным и региональным уровнями власти. На данную особенность обращают внимание как отечественные, так и зарубежные исследователи. Так, цитируемая выше Н. В. Ерермина отмечает: «многие органы власти регионов, которые получили делегированные полномочия, еще должны быть законодательно четко определены. Степень и характер данной власти остается открытым. Стремления регионов могут сильно отличаться от задач центра и, значит, порождать новый конфликт». В британском же государсвоведении наиболее точно рассматриваемый признак регионалистского государства с учетом национальной специфики формулирует П. Хог- вуд. Согласно ее позиции «модель деволюции в Соединенном Королевстве также характеризуется тем, что в ней мало значения придается средствам разрешения споров», так как «центральное правительство считает, что территориальные споры по поводу предметов ведения должны по большей части решаться путем регулярных консультаций на уровне государственных служащих».
В Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, на наш взгляд представляется возможным выделить четыре области перманентного конституционного конфликта между уровнями власти, относящиеся, во-первых, к вопросу о гарантии существования региональных легислатур, во-вторых - к вопросу об участии представителей регионов в процессе внесения изменений в акты деволюционного законодательства, в-третьих - к вопросу о характере и объеме их полномочий, а также о невозможности их передачи обратно в компетенцию центральной власти, в-четвертых - к вопросу о финансовом обеспечении делегируемых полномочий.
Проведенный в настоящем небольшом исследовании анализ показывает, что сегодня Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии по форме территориально-политического устройства является регионалистким государством. В силу этого подход, свойственный отечественной доктрине конституционного права, в рамках которого Великобританию относят к числу унитарных государств, не соответствует текущему состоянию конституционно-правового регулирования территориальной организации публичной власти в рассматриваемом государстве.
На сегодняшний день можно уверенно говорить о том, что форма государственного устройства Соединенного Королевства окончательно определена. Изменения, таким образом, могут коснуться лишь содержания конституционно-правового регулирования территориальной организации публичной власти, но не ее формы. Следовательно, рассматриваемое государство в обозримом будущем не преобразуется в федерацию, так как последняя, как известно, в большинстве случаев показала свою несостоятельность для разрешения национального вопроса. Именно регионалистское государство выступает в качестве той формы государственного устройства, которая наиболее эффективно может способствовать предотвращению сепаратизма и сохранению государственного единства в условиях этнической многосоставности общества.
Если же говорить о дальнейшем развитии британского регионализма, то здесь следует указать два обстоятельства. Во-первых, в ближайшее время следует ожидать углубления деволюционного процесса в силу политических обстоятельств - референдума о независимости Шотландии 2014 г., а также ожидаемого выхода Великобритании из состава Европейского Союза. Во-вторых, неизбежным является и укрепление финансовой автономии регионов, так как «децентрализация управления может быть реальной только тогда, когда низовые органы имеют свои собственные ресурсы и обладают действительной финансовой автономией». Однако, как известно, разработка прогнозов не входит в предмет науки конституционного права, поэтому выше указаны лишь возможные векторы дальнейшего развития деволюционного процесса в рамках регионалистского государства, которым на сегодняшний день является Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
МОЛЧАКОВ Никита Юрьевич
преподаватель кафедры конституционного права МГИМО МИД РФ