Юридические статьи

Евразийский юридический журнал

Соотношение форм государственности и форм права

Согласно Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г., основами конституционного строя являются: демократия, правовое государство, социальное государство, светское государство, государственное устройство - федера­тивное, форма правления - республиканская, неприкосновен­ность частной собственности, равенство всех форм собственно­сти, суверенитет и пр.

Остановимся на понятии правового и социального госу­дарства. Названные две формы государственности не могут со­стояться друг без друга.

В основе основ конституционного строя лежит, или, на­оборот, перечень базовых принципов, характеристик устрой­ства государства и общества возглавляет одна из главных кате­горий юридической науки - государство правовое, которое на сегодня является наилучшей концепцией государственности. Теоретические разработки о правовом государстве встречают­ся уже в трудах Платона и Аристотеля. Научные исследова­ния, посвященные правовому государству, велись беспрерыв­но, продолжаются по настоящее время, и совершенствоваться названная концепция будет в дальнейшем пока существует правовая наука. Россия провозглашается ч. 1 ст. 1 Конститу­ции РФ правовым государством.

Среди главных признаков правового государства следует обозначить:

  • официальное закрепление и обеспечение прав и сво­бод человека;
  • верховенство правового закона;
  • обособление властей законодательной, исполнитель­ной и судебной.

Современное правовое государство предполагает и со­ответствующую степень развитости гражданского общества, под которым можно понимать, помимо прочего, относитель­но независимую от государства саморегулирующуюся сферу жизнедеятельности людей. Научную разработку по вопро­сам отождествления и, наоборот, различения гражданского общества и государства начали проводить раннебуржуазные мыслители XV-XVI вв. Несомненным сегодня является то, что гражданское общество может работать в условиях плюрали­стического, открытого общества.

Конституция страны (ч. 1 ст. 7) провозглашает себя как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека. Резко критикуя теорию социализ­ма и коммунизма в решении социальных вопросов, немецкий ученый Лоренц фон Штейн (1850 г.) в противовес ей разрабо­тал для преодоления резкой поляризации между богатством и бедностью концепцию социального государства [4].

Главными признаками современного социального госу­дарства является законодательное оформление:

  • разницы в оплате труда, которая не должна превышать 10 раз (как, например, в странах, признанных социальными);
  • дифференцированного налогообложения доходов (прогрессивного налогообложения) [3];
  • минимальных размеров стипендий, заработных плат, пенсий и т.п., которые должны обеспечивать прожиточный минимум;
  • конституционное закрепление не только права на труд, но и обязанности трудиться (как это закреплялось в советских конституциях). Государство таким образом будет нести ответ­ственность за создание рабочих мест;
  • ответственности государственных органов, учреждений, должностных лиц за необеспечение социально-экономиче­ских, культурных прав граждан; и др. [1].

Важно отметить, что формирование социального госу­дарства возможно только в правовом, светском, демократиче­ском государстве, где функционирует гражданское общество, и в котором, как было отмечено выше, требования социаль­ного государства должны быть закреплены в социальных нор­мах, а точнее в правовых нормах. Эффективность развития социально-правового государства зависит от оформления его признаков в источниках (формах) права.

Цивилизация выработала множество норм, правил, регу­ляторов общественных отношений. Данные нормы получили наименование социальных. Юриспруденция, руководствуясь критериями: способ формирования, сфера действия, соци­альная направленность, подразделяет социальные нормы на различные виды. Таким образом, норма права является не­единственным регулятором общественных отношений. Разви­вающиеся общественные отношения регулируют и охраняют существующие ранее и обогащающиеся нормы неправовые, тоже имеющие важную значимость.

Нарушение социальных норм, за исключением право­вых, может влечь только одно наказание - сильное обществен­ное осуждение (порицание).

Признаками норм права (данными признаками не об­ладают другие социальные нормы) являются, выраженные в нормативно-правовых актах:

  • системность (нормативно-правовые акты находятся в определенной системе, т.е. имеют иерархию; каждый ниже­стоящий акт должен соответствовать вышестоящему; и т.п.);
  • общеобязательность (обязательны для всех, кому они адресованы; действуют, не ограничиваясь кругом определен­ных лиц, во времени и в пространстве); Пример HTML-страницы
  • формальная определенность (выступают всегда только в письменной форме; излагаются точно, однозначно, лако­нично; рассчитаны на многократное применение; являются результатом деятельности законодательных и других государ­ственных органов власти и управления; принимаются в уста­новленном законом порядке);
  • санкционированность (в случае их нарушения предпо­лагают применение государственного воздействия в виде санк­ций в отношении нарушителей).

В юридической науке выделяют виды норм права в зави­симости от различных оснований их классификации, напри­мер:

  • по форме (категоричности) предписания:
  • императивные, т.е. нормы публичного права (одной из сторон здесь всегда выступает государство, поэтому нор­мы публичного права представляют собой категорические, властные предписания, допускают только один вариант трак­товки, отступления от них не допускаются. Публично-право­вые отношения носят вертикальный характер, так как связа­ны с подчинением императивным нормам. Императивными являются нормы в основном конституционного, уголовного, административного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, экологического права и нормы других отраслей права);
  • диспозитивные, т.е. нормы частного права (субъек­тами частноправовых отношений являются лица - физиче­ские и юридические. Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант поведения, но при этом предостав­ляют субъектам возможность выбора другого варианта в за­конных пределах, поэтому частноправовые отношения ос­нованы на равноправии сторон, т.е. имеют горизонтальный характер. В этих нормах, как правило, содержится допол­нение «если иное не установлено договором». Диспозитив­ные нормы содержатся, по большей части, в гражданском, семейном, предпринимательском, трудовом, банковском и других отраслях права);
  • в зависимости от цели:
  • регулятивные, т.е. материальные правовые нормы (предписания, непосредственно устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, структуру государ­ственных органов, строй государства и т.д.);
  • охранительные, т.е. процессуальные правовые нормы (предписания, регулирующие порядок, процедуру, процесс уголовного, гражданского, арбитражного, административно­го, конституционного судопроизводства, закрепляя таким об­разом формы и порядок реализации и защиты материально­го права);
  • в зависимости от отраслей (предмета и метода) права:

конституционные; гражданско-правовые; уголовно-пра­вовые; административные; трудовые; семейные; финансовые; экологические и другие нормы;

Другими критериями для классификации норм права являются:

  • субъект, издавший нормы;
  • время действия;
  • круг лиц, на которые нормы права распространяются;
  • форма (характер) предписываемого поведения;
  • способ изложения.

Правовые нормы выражаются, закрепляются, оформля­ются в источниках (формах) права.

Источники права можно выделить следующие:

  • общепризнанные принципы и нормы международно­го права и ратифицированные международные договоры;
  • нормативный правовой акт;
  • делегированное законодательство (издают исполни­тельные органы. Данные полномочия делегируются им выс­шими законодательными органами);
  • правовой обычай (т.е. санкционированное государ­ством правило поведения);
  • внутригосударственные договоры (договоры норматив­ного содержания);
  • судебный прецедент (решение высших судебных орга­нов, имеющее обязательный характер для нижестоящих судов или того же суда при разбирательстве аналогичных дел);
  • правовая доктрина (как источник права - это учения, теории выдающихся, авторитетных ученых-юристов, которые оформляются в виде учебников, монографий, научных статей, комментариев к законам, экспертных заключений (например, в суде));
  • религиозные нормы; и др. [2, с. 28-37].

Источники права выполняют множество функций: релятивную; охранительную; карательную; воспитательную;

функцию социального контроля; культурно-историческую; политическую, экономическую и пр.

Иерархия источников права определенного государства, т.е. их расположение по юридической силе, зависит от места правовой системы этого государства на правовой карте мира.

В компаративистике нет и не может быть окончательно­го разделения национальных правовых систем на правовые семьи. К тому же любая отпочковавшаяся правовая семья с неизбежностью будет иметь относительный характер. Тем не менее, большинство компаративистов определяют место пра­вовой системы России в романо-германской правовой семье.

Систему источников права определяет также наличие установки в основном законе страны о закреплении места международных ратифицированных актов в национальной правовой системе.

Новые поправки, касающиеся международного права, закрепляют незыблемость положений первой главы Консти­туции РФ 1993 г.

В условиях катастрофически быстрого, масштабного рас­пространения коронавирусной инфекции усугубляются эко­номические, социальные, культурные проблемы. Пандемия и разрешение названных проблем обозначили важность ци­вилизованного, взаимовыгодного, мирного, международного диалога методом унификации, приведения к единообразию правовых норм, совершенствования правовых аспектов, в том числе, путем конституционного провозглашения суверенны­ми государствами примата международного права в инте­ресах граждан с учетом национальных особенностей каждой страны.

Расположение или иерархичность источников (форм) права определяет эффективность реализации наилучших на сегодня форм государственности. Поэтому важно понимание того, что конституционная установка о примате международ­ного права, соответствующая целеполаганию современной юридической науки (в частности, международному праву, сравнительному правоведению и др.) является одним из прин­ципов естественного развития цивилизованного общества.

МАЛИКОВА Азиза Хорисовна
доктор юридических наук, профессор кафедры теории права и философии Самарского государственного экономического университета

Пример HTML-страницы


ФГБОУВО ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ
 Санкт-Петербургский институт  (филиал)
Образовательная программа
высшего образования - программа магистратуры
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Направление подготовки 40.04.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Квалификация (степень) - МАГИСТР.

Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

Во второй заключительной части статьи, представляющей восьмой авторский материал в цикле «Право международной безопасности»

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 2 (105) 2017г.Фархутдинов И.З.Во второй заключительной части статьи, ...

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД)

Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 1 (104) 2017г.Фархутдинов И.З.В статье, представляющей восьмой автор...

предстоящие вызовы России

Стратегия Могерини и военная доктрина Трампа: предстоящие вызовы России

№ 11 (102) 2016г.Фархутдинов И. ЗВ статье, которая продолжает цикл стат...

Израиль намерен расширить сферу применения превентивной обороны - не только обычной, но и ядерной.

Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право

№ 8 (99) 2016г.ФАРХУТДИНОВ Инсур Забировичдоктор юридических наук, ве...

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 7 (98) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является пятым авторс...

доктрина США о превентивной самообороне

Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 2 (93) 2016г.Фархутдинов И.З. В статье, которая является четвертым ав...

принцип неприменения силы или угрозы силой

Международное право о самообороне государств

№ 1 (92) 2016г. Фархутдинов И.З. Сегодня эскалация военного противосто...

Неприменение силы или угрозы силой как один из основных принципов в международной нормативной системе

Международное право о принципе неприменения силы или угрозы силой:теория и практика

№ 11 (90) 2015г.Фархутдинов И.З.Неприменение силы или угрозы силой как ...

Обеспечение мира и безопасности в Евразии

№ 10 (89) 2015г.Интервью с доктором юридических наук, главным редактор...

Контакты

16+

Средство массовой информации - сетевое издание "Евразийский юридический журнал".

Мы в соцсетях