Согласно Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г., основами конституционного строя являются: демократия, правовое государство, социальное государство, светское государство, государственное устройство - федеративное, форма правления - республиканская, неприкосновенность частной собственности, равенство всех форм собственности, суверенитет и пр.
Остановимся на понятии правового и социального государства. Названные две формы государственности не могут состояться друг без друга.
В основе основ конституционного строя лежит, или, наоборот, перечень базовых принципов, характеристик устройства государства и общества возглавляет одна из главных категорий юридической науки - государство правовое, которое на сегодня является наилучшей концепцией государственности. Теоретические разработки о правовом государстве встречаются уже в трудах Платона и Аристотеля. Научные исследования, посвященные правовому государству, велись беспрерывно, продолжаются по настоящее время, и совершенствоваться названная концепция будет в дальнейшем пока существует правовая наука. Россия провозглашается ч. 1 ст. 1 Конституции РФ правовым государством.
Среди главных признаков правового государства следует обозначить:
- официальное закрепление и обеспечение прав и свобод человека;
- верховенство правового закона;
- обособление властей законодательной, исполнительной и судебной.
Современное правовое государство предполагает и соответствующую степень развитости гражданского общества, под которым можно понимать, помимо прочего, относительно независимую от государства саморегулирующуюся сферу жизнедеятельности людей. Научную разработку по вопросам отождествления и, наоборот, различения гражданского общества и государства начали проводить раннебуржуазные мыслители XV-XVI вв. Несомненным сегодня является то, что гражданское общество может работать в условиях плюралистического, открытого общества.
Конституция страны (ч. 1 ст. 7) провозглашает себя как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Резко критикуя теорию социализма и коммунизма в решении социальных вопросов, немецкий ученый Лоренц фон Штейн (1850 г.) в противовес ей разработал для преодоления резкой поляризации между богатством и бедностью концепцию социального государства [4].
Главными признаками современного социального государства является законодательное оформление:
- разницы в оплате труда, которая не должна превышать 10 раз (как, например, в странах, признанных социальными);
- дифференцированного налогообложения доходов (прогрессивного налогообложения) [3];
- минимальных размеров стипендий, заработных плат, пенсий и т.п., которые должны обеспечивать прожиточный минимум;
- конституционное закрепление не только права на труд, но и обязанности трудиться (как это закреплялось в советских конституциях). Государство таким образом будет нести ответственность за создание рабочих мест;
- ответственности государственных органов, учреждений, должностных лиц за необеспечение социально-экономических, культурных прав граждан; и др. [1].
Важно отметить, что формирование социального государства возможно только в правовом, светском, демократическом государстве, где функционирует гражданское общество, и в котором, как было отмечено выше, требования социального государства должны быть закреплены в социальных нормах, а точнее в правовых нормах. Эффективность развития социально-правового государства зависит от оформления его признаков в источниках (формах) права.
Цивилизация выработала множество норм, правил, регуляторов общественных отношений. Данные нормы получили наименование социальных. Юриспруденция, руководствуясь критериями: способ формирования, сфера действия, социальная направленность, подразделяет социальные нормы на различные виды. Таким образом, норма права является неединственным регулятором общественных отношений. Развивающиеся общественные отношения регулируют и охраняют существующие ранее и обогащающиеся нормы неправовые, тоже имеющие важную значимость.
Нарушение социальных норм, за исключением правовых, может влечь только одно наказание - сильное общественное осуждение (порицание).
Признаками норм права (данными признаками не обладают другие социальные нормы) являются, выраженные в нормативно-правовых актах:
- системность (нормативно-правовые акты находятся в определенной системе, т.е. имеют иерархию; каждый нижестоящий акт должен соответствовать вышестоящему; и т.п.);
- общеобязательность (обязательны для всех, кому они адресованы; действуют, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и в пространстве);
Пример HTML-страницы - формальная определенность (выступают всегда только в письменной форме; излагаются точно, однозначно, лаконично; рассчитаны на многократное применение; являются результатом деятельности законодательных и других государственных органов власти и управления; принимаются в установленном законом порядке);
- санкционированность (в случае их нарушения предполагают применение государственного воздействия в виде санкций в отношении нарушителей).
В юридической науке выделяют виды норм права в зависимости от различных оснований их классификации, например:
- по форме (категоричности) предписания:
- императивные, т.е. нормы публичного права (одной из сторон здесь всегда выступает государство, поэтому нормы публичного права представляют собой категорические, властные предписания, допускают только один вариант трактовки, отступления от них не допускаются. Публично-правовые отношения носят вертикальный характер, так как связаны с подчинением императивным нормам. Императивными являются нормы в основном конституционного, уголовного, административного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, экологического права и нормы других отраслей права);
- диспозитивные, т.е. нормы частного права (субъектами частноправовых отношений являются лица - физические и юридические. Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность выбора другого варианта в законных пределах, поэтому частноправовые отношения основаны на равноправии сторон, т.е. имеют горизонтальный характер. В этих нормах, как правило, содержится дополнение «если иное не установлено договором». Диспозитивные нормы содержатся, по большей части, в гражданском, семейном, предпринимательском, трудовом, банковском и других отраслях права);
- в зависимости от цели:
- регулятивные, т.е. материальные правовые нормы (предписания, непосредственно устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, структуру государственных органов, строй государства и т.д.);
- охранительные, т.е. процессуальные правовые нормы (предписания, регулирующие порядок, процедуру, процесс уголовного, гражданского, арбитражного, административного, конституционного судопроизводства, закрепляя таким образом формы и порядок реализации и защиты материального права);
- в зависимости от отраслей (предмета и метода) права:
конституционные; гражданско-правовые; уголовно-правовые; административные; трудовые; семейные; финансовые; экологические и другие нормы;
Другими критериями для классификации норм права являются:
- субъект, издавший нормы;
- время действия;
- круг лиц, на которые нормы права распространяются;
- форма (характер) предписываемого поведения;
- способ изложения.
Правовые нормы выражаются, закрепляются, оформляются в источниках (формах) права.
Источники права можно выделить следующие:
- общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры;
- нормативный правовой акт;
- делегированное законодательство (издают исполнительные органы. Данные полномочия делегируются им высшими законодательными органами);
- правовой обычай (т.е. санкционированное государством правило поведения);
- внутригосударственные договоры (договоры нормативного содержания);
- судебный прецедент (решение высших судебных органов, имеющее обязательный характер для нижестоящих судов или того же суда при разбирательстве аналогичных дел);
- правовая доктрина (как источник права - это учения, теории выдающихся, авторитетных ученых-юристов, которые оформляются в виде учебников, монографий, научных статей, комментариев к законам, экспертных заключений (например, в суде));
- религиозные нормы; и др. [2, с. 28-37].
Источники права выполняют множество функций: релятивную; охранительную; карательную; воспитательную;
функцию социального контроля; культурно-историческую; политическую, экономическую и пр.
Иерархия источников права определенного государства, т.е. их расположение по юридической силе, зависит от места правовой системы этого государства на правовой карте мира.
В компаративистике нет и не может быть окончательного разделения национальных правовых систем на правовые семьи. К тому же любая отпочковавшаяся правовая семья с неизбежностью будет иметь относительный характер. Тем не менее, большинство компаративистов определяют место правовой системы России в романо-германской правовой семье.
Систему источников права определяет также наличие установки в основном законе страны о закреплении места международных ратифицированных актов в национальной правовой системе.
Новые поправки, касающиеся международного права, закрепляют незыблемость положений первой главы Конституции РФ 1993 г.
В условиях катастрофически быстрого, масштабного распространения коронавирусной инфекции усугубляются экономические, социальные, культурные проблемы. Пандемия и разрешение названных проблем обозначили важность цивилизованного, взаимовыгодного, мирного, международного диалога методом унификации, приведения к единообразию правовых норм, совершенствования правовых аспектов, в том числе, путем конституционного провозглашения суверенными государствами примата международного права в интересах граждан с учетом национальных особенностей каждой страны.
Расположение или иерархичность источников (форм) права определяет эффективность реализации наилучших на сегодня форм государственности. Поэтому важно понимание того, что конституционная установка о примате международного права, соответствующая целеполаганию современной юридической науки (в частности, международному праву, сравнительному правоведению и др.) является одним из принципов естественного развития цивилизованного общества.
МАЛИКОВА Азиза Хорисовна
доктор юридических наук, профессор кафедры теории права и философии Самарского государственного экономического университета