В статье рассматриваются современные тенденции уголовной политики в части ужесточения ответственности и криминализации отдельных составов преступлений, в той или иной степени посягающих на интересы национальной безопасности Российской Федерации.
Авторами сделана попытка проанализировать изменение уголовного законодательства за последнее время и рассмотреть вопросы, касающиеся защиты интересов общества и государства через призму криминализации деяний, направленных против интересов национального характера.
Ключевые слова: криминализация, декриминализация, внутренняя политика, национальная безопасность, преступление, ужесточение уголовной ответственности.
КАПИЦА Вячеслав Станиславович
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Краснодар
КАПИЦА Татьяна Александровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Краснодар
KAPITSA Vyacheslav Stanislavovich
Ph.D. in Law, associate professor of Criminal law sub-faculty of the North-Caucasus Russian State
University of Justice, Krasnodar
KAPITSA Tatyana Aleksandrovna
Ph.D. in Law, associate professor of Criminal law sub-faculty of the North-Caucasus Russian State
University of Justice, Krasnodar
CRIMINALIZATION AS A TOOL TO PROTECT NATIONAL SECURITY
The article discusses current trends in criminal policy in terms of toughening responsibility and criminalization of certain elements of crimes, to one degree or another, infringing on the interests of the national security of the Russian Federation. The authors made an attempt to analyze the recent changes in the criminal law and consider issues related to the protection of the interests of society and the state through the prism of the criminalization of acts directed against the interests of a national character.
Keywords: Criminalization, decriminalization, domestic policy, national security, crime, toughening of criminal responsibility.
В основе деятельности государства и функционирования его важнейших институтов, заложено формирование и реализация внутренней политики, оказывающей регулятивное воздействие на общество.
Одним из важнейших направлений внутренней политики, по праву считается уголовная политика.
В ходе реализации уголовной политики государство неизбежно сталкивается с необходимостью совершенствования уголовного законодательства с целью его эффективизации. Следует обратить внимание на то, что достижение указанной цели является одним из приоритетных направлений внутренней политики.
Достижение указанной цели сопровождается корректировкой внутренней политики государства, одной из составляющих которой является политика уголовная. Исходя из этого, не будет ошибочным мнение о том, что в ходе эволюции общественных отношений, возникает потребность в регулярном осуществлении криминализации и декриминализации как основных способов уголовной политики.
В работе В. П. Кашепова, Н. А. Головановой, А. А. Грави- на и др. «Криминализация и декриминализация как формы преобразования уголовного законодательства» указывается на то, что «Развитие Общей части УК РФ происходит с учетом социальных условий, необходимости противодействия посягательствам на национальную, общественную безопасность и интересы личности и в то же время в соответствии с общей политикой либерализации и гуманизации уголовного законодательства» [1. с. 159]. Следует согласиться с мнением авторов по данному вопросу, однако такой тезис вполне применим и к Особенной части Уголовного кодека Российской Федерации.
Так, в целях обеспечения национальной безопасности с недавнего времени Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен нормами, устанавливающими ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (статья 207.1), а так же за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия (статья 207.2) [2. с. 299].
Криминализация указанных деяний обусловлена прежде всего сложившейся в период распространения новой короновирусной инфекции Covid-19 (пандемии). В период пандемии самое широкое распространение получили деяния направленные на дестабилизацию общества и изменения общественного мнения таким образом, чтобы она провоцировала панику и создавала искаженное представление о мерах, принимаемых государственными органами, направленными на борьбу с распространением инфекции.
Несколько тяжелее складывается ситуация с распространением заведомо ложной информации о проведении Специальной военной операции РФ на территории Украины. В интернете, социальных сетях, средствах массовой информации распространяется заведомо ложная информация о ходе военной операции.
Ранее, нами была сделана попытка указать на опасные тенденции использования информационных технологий в преступных целях. Так в работе авторов Капица В. С., Бушков Д. В. «Киберпреступность: современное состояние и перспективы развития мер противодействия», указывалось на потенциально-опасные факторы развития киберпреступности, на широкое распространение в последнее время технологий так называемого «дипфейка»[1]. Суть технологии состоит обработке аудиовизуального контента [3], с помощью нейронной сети, на основе ранее загруженных аудио, видео и фотоматериалов, распространяемого через социальные сети или размещаемые на страницах в интернете. Указывалось на то, что, одним из наиболее опасных инструментов данной технологии, является подмена лица, голоса человека. По сути, с помощью данной технологии возможно создание любого заявления от имени любого публичного лица, таких как известные деятели культуры, политики, общественные деятели, спортсмены и т.д. [2. с. 299].
Кроме прочего, указывалась потенциальная возможность использования данного метода в экстремистских, террористических целях [2. с. 299].
В связи с последними событиями на Украине широкое распространение получили случае использования указанных технологий в экстремистских целях.
Беспокойство вызывает отсутствие в уголовном кодексе персонализированной ответственности за создание такого рода материала. По нашему мнению, данным противоправным деяниям должна быть дана уголовно-правовая оценка, влекущая за собой криминализацию указанных действий.
Необходимо заметить, что в свете недавних событий, на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации находится законопроект об ответственности за распространение фейков, ложной информации. Целью данного законопроекта является обеспечение национальной безопасности и привлечение к уголовной ответственности лиц за распространение заведомо ложной информации о Вооруженных силах Российской Федерации. Данный факт, без сомнения вызывает одобрение, так как масштаб деструктивного воздействия на граждан со стороны злоумышленников достаточно велик.
Помимо указанных, следует затронуть также ряд изменений УК РФ, которые в той или иной мере направлены на защиту национальной безопасности как путем ужесточения ответственности за совершаемое уголовно - наказуемое деяние, так и ужесточения ответственности за совершаемые преступления.
Так, Федеральным законом от 01.07.2021 № 281-ФЗ ужесточено наказание за незаконные приобретение, передачу, хранение, перевозку, пересылку или ношение огнестрельного оружия и взрывчатки. Санкция ч. 1 ст. 222 УК РФ предусматривает ответственность за совершенное деяние в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового [4].
В свою очередь санкция ч. 1 ст. 222.1 предусматривает ответственность в виде лишения свободы на срок от шести до восьми лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев [4].
Таким образом, законодатель ужесточил ответственность за совершение преступлений по указанным преступлениям увеличив максимальное наказание с четырех лет лишения свободы до пяти лет лишения свободы за преступление предусмотренное ч. 1 ст. 222 УК РФ, с пяти лет лишения свободы до восьми за преступление предусмотренное ч. 1 ст. 222.1 УК РФ соответственно.
Также, Федеральным законом от 01.07.2021 N 292-ФЗ были внесены изменения в ст.ст. 284.1. УК РФ «Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности», в части ужесточения ответственности за организацию ее деятельности, а так же была введена ответственность за участие в деятельности нежелательной организации для лиц, совершивших аналогичное административное правонарушение или имеющих судимость за такое преступление и ее финансовую поддержку.
Несколько ранее Федеральным законом от 05.04.2021 N 59-ФЗ были внесены изменения в ст. 354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма», в части наступления уголовной ответственности за публичное распространение заведомо ложных сведений о ветеранах ВОВ, унижение их чести и достоинства, публичное оскорбление памяти защитников Отечества, а так же ужесточена ответственность за реабилитацию нацизма и введены новые квалифицирующие признаки, например, совершение преступления в интернете.
Федеральным законом от 24.02.2021 N 16-ФЗ внесены изменения в примечания ст. 201 и ст. 285 УК РФ. В частности, к должностным лицам, которые могут выступать субъектами преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, отнесены работники государственных внебюджетных фондов и публично-правовых компаний, а также расширены критерии хозяйственных обществ с госучастием, работники которых могут выступать субъектами указанных преступлений.
В заключении необходимо обратить внимание на факт того, что реализация государственной политики осуществляется через восстановление приоритета национальной безопасности и национальных интересов в целом. Согласны с мнением о том, что «обоснованность и интенсивность криминализации и декриминализации общественно опасных деяний, внесение изменений и дополнений в уголовное законодательство во многом зависит от происходящих в обществе эволюционных, социально значимых процессов» [1, с. 199].